Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Подбор и подготовка кандидатов в замещающие родители




Замещающая семья – форма временного устройства детей-сирот и детей, оставшихся без родительской опеки в семьи, если в биологических семьях нарушены семейные связи и потеряна родительская опека над детьми. К такой категории семей относятся приемные семьи, опекунские (попечительские) семьи, патронатные семьи.

Приемная семья – семья, в которой семейная пара или отдельные граждане (приемные родители) выполняют обязанности по воспитанию детей-сирот и (или) детей, оставшихся без родительской опеки, в соответствии с «Положением о приемной семье» на основе договора о передаче ребенка (детей) на воспитание в семью и трудового договора, на основании которого они приобретают статус родителей-воспитателей.

Приемный родитель – это лицо, которому передан на воспитание ребенок (дети), находящиеся на попечении органов опеки и попечительства на основании трудового договора.

Согласно пункту 21 «Положения о приемной семье» не допускается заключение трудового договора с лицами, обязанности которых по воспитанию ребенка (детей) вытекают из факта близкого родства с ребенком (детьми) (с братьями, сестрами, дедом, бабкой). Следовательно, указанные лица не могут выступать в качестве приемных родителей, хотя в то же время закон не запрещает им быть опекунами, попечителями.

Правовые критерии подбора приемной семьи вытекают из содержания статьи 173 «Приемные родители» Кодекса Республики Беларусь о браке и семье. Статья устанавливает, что приемными родителями могут быть совершеннолетние лица обоего пола, за исключением:

ü лиц, признанных судом недееспособными или ограниченно дееспособными;

ü лиц, лишенных по суду родительских прав или ограниченных в родительских правах;

ü отстраненных от обязанностей опекуна (попечителя) за ненадлежащее выполнение возложенных на него законом обязанностей;

ü бывших усыновителей, если усыновление отменено судом по их вине;

ü лиц, имеющих заболевания, при наличии которых нельзя взять ребенка (детей) на воспитание в приемную семью (в том числе инвалидность I и II групп).

Предпочтение отдается семьям или одиноким лицам, имеющим опыт воспитания детей. В первую очередь дети передаются в полные семьи, имеющие постоянный источник доходов.

Кроме оговоренных законодательством, критериями подбора приемной семьи в практике часто выступают: а) наличие у нее постоянного места жительства и жилого помещения, отвечающего санитарным и техническим требованиям, б) отсутствие у кандидатов в приемные родители на момент создания приемной семьи судимости за умышленное преступление.

В настоящее время процесс национального усыновления и устройства детей в замещающие семьи регулируется следующими нормативными правовыми актами:

ü Кодекс Республики Беларусь о браке семье (КоБС);

ü Гражданский процессуальный кодекс Республики Беларусь;

ü Положение о приемной семье: постановление Совета Министров РБ от 28 октября 1999 г. № 1678 (послед. изменения и доп. от 17 декабря 2007 г. № 1747);

ü Положение о порядке передачи детей на усыновление (удочерение) и осуществления контроля за условиями жизни и воспитания детей в семьях усыновителей на территории Республики Беларусь, утвержденное Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 28 февраля 2006 г. № 290 и рядом других документов.

Отдел образования как орган опеки и попечительства формирует банк данных с информацией о лицах, желающих взять в свою семью приемных детей на воспитание. При невозможности возвращения воспитанника детского приюта в биологическую семью и при отсутствии родственников, желающих взять над ним опеку, органами опеки и попечительства рассматривается вопрос его жизнеустройства в замещающую семью.

Из имеющегося банка данных отбираются подходящие кандидаты в приемные родители, которым сообщается о возможности взять ребенка. Если после знакомства с ребенком, они это желание подтверждают, то ими подается заявление в орган опеки и попечительства о передаче им ребенка на воспитание в качестве приемных родителей.

В течение месяца с момента подачи заявления орган опеки и попечительства проводит обследование условий жизни лица (лиц), желающего взять де­тей на воспитание в приемную семью, изучают их личностные особенности, уклад жизни и традиции семьи, межличностные взаимоотношения в семье, оценивают готовность всех членов семьи удовлет­ворить основные жизненные потребности приемных детей и реализовать планы защиты их прав и законных интересов, что отражается в акте обследования ус­ловий жизни кандидатов в приемные родители.

Для подготовки заключения о возможности за­явителей стать приемными родителями органами опеки и попечительства истребуются из соответ­ствующих органов и организаций следующие до­кументы и (или) сведения:

ü копия лицевого счета с места жительства лица (лиц), желающего взять детей на воспитание в при­емную семью, являющегося нанимателем жилого помещения государственного жилищного фонда;

ü справка с места работы с указанием занимае­мой должности или выполняемой работы и разме­ра заработной платы за предшествующий образова­нию приемной семьи год;

ü сведения об отсутствии (наличии) судимости у лица (лиц), желающего взять детей на воспитание в приемную семью;

ü сведения о том, лишалось ли лицо (лица), же­лающее взять детей на воспитание в приемную се­мью, родительских прав, было ли ограничено в родительских правах, было ли ранее в отношении его отменено усыновление, признавалось ли недееспособным или ограниченно дееспособным;

ü сведения о том, отстранялось ли лицо (лица), желающие взять ребенка (детей) на воспитание в приемную семью, от обязанностей опекуна, попечителя за ненадлежащее выполнение возложенных на него обязанностей.

Кандидаты в приемные родители должны также пройти медицинское освидетельствование.

Учитываются также жилищные условия кандидатов в приемные родители. На каждого ребенка в приемной семье должно быть не менее 8 кв.м. жилой площади. Каждому ребенку обязательно нужна своя собственная кровать, место для приготовления уроков, для хранения личных вещей.

При определении пригодности семьи к воспитанию приемного ребенка наряду с нормативно-правовыми критериями учитываются и воспитательные возможности семьи. Именно воспитательные возможности и выступают психологическими критериями подбора приемной семьи.

В Беларуси сегодня, также как и во многих других странах, разработана система отбора кандидатов в замещающие семьи.

Определение пригодности семьи к воспитанию приемного ребенка происходит в процессе первых встреч с ней психологов и специалистов сектора охраны детства. Специалисты, занимающиеся вопросами усыновления, как правило, имеют свою схему проведения первых встреч, основанную на личном опыте и понимании проблем приемных семей. Однако, вне зависимости от порядка обсуждения вопросов, в ходе первых встреч с кандидатами в приемные семьи, специалисту необходимо решить следующие задачи.

1. Установить с семьей доверительные отношения.

2. Выяснить, нет ли у кандидатов в приемные родители правовых противопоказаний, препятствующих созданию приемной семьи.

3. Выявить у кандидатов в приемные родители мотивы, побуждающие их к созданию приемной семьи.

4. Определить психологическую готовность кандидатов в приемные родители к воспитанию детей.

5. Ознакомить кандидатов в приемные родители с психофизиологическими особенностями детей, которые могут быть переданы на воспитание в семью.

6. Проинформировать о правовых вопросах создания приемной семьи.

Психологическая пригодность семейной пары к воспитанию приемного ребенка определяется по результатам тестирования, бесед и наблюдения. В качестве диагностических методик целесообразно использовать тест PARI – Родительско-детские отношения и 16-РF опросник Кеттела.

16-РF опросник Кеттела создан на основе шиpоко известного и популяpного личностного опpосника амеpиканского психолога Р. Кеттела (Kеттел Р., Эбеp Г.У., Тацуока М. Руководство по pаботе с вопpосником по 16 личностным фактоpам (16-PF) в клинической, педагогической, пpомышленной и исследовательской психологии с использованием всех фоpм теста. M., 1970). Тест может быть использован для многостоpоннего и углубленного изучения личности человека, его хаpактеpа, темпеpамента, интеллекта, эмоциональных, волевых, моpальных, коммуникативных и дpугих особенностей, что пpедполагает его пpименение в областях пpофоpиентации и pасстановки кадpов, медицинской психодиагностики, семейного консультиpования, педагогики, научных исследований и т.д.
Тест включает 184 вопроса и 3 варианта ответов на каждый них.

Критерии подбора семейной пары для усыновления.

Как правило, к психологическим критериям подбора семейной пары для воспитания приемного ребенка относятся:

– супружеские отношения кандидатов в усыновители (в случае, когда кандидаты в усыновители имеют ребенка – внутрисемейные отношения), которые должны характеризоваться доверием, доброжелательностью, демократичностью, эмоциональной включенностью;

– личностные качества родителей, такие, как открытость, альтруистичность, эмоциональность, эмпатичность, общительность, уверенность в себе, уравновешенность, терпеливость;

– наличие родительских установок, предполагающих безусловное принятие ребенка, уважение его индивидуальности, эмоциональную близость, адекватность требований, партнерские отношения и т.п.

Психологу важно установить мотивы создания приемной семьи. Как показывает практика, мотивы семей, имеющих собственных детей, и мотивы семей, не имеющих таковых, различаются. Если семья не имеет своих детей, то чаще всего мотивами создания такой приемной семьи выступают:

– желание реализовать себя как родителя;

– желание оставить кому-то нажитые материальные ценности;

– обретение смысла жизни;

– страх одинокой старости;

– желание сделать жизнь веселее;

– желание заполнить пустоту, образовавшуюся после смерти своего ребенка.

Некоторые мотивы приемными родителями не называются, хотя имеют место. Отчасти это происходит потому, что приемный родитель сознает – с таким мотивом ребенка ему никто не даст, отчасти потому, что приемный родитель и сам его не осознает. В числе таких мотивов желание сохранить семью, удержать мужа (жену), самоутвердиться в глазах окружающих, получить внимание и социальное одобрение за хороший поступок, «вылечить» супруга от алкоголизма и т. д. Воспитание по этим мотивам, без любви к ребенку, принятия его, понимания его трудностей, желания помочь ему, скорее принесет ему вред, чем поможет. Холодные, жесткие отношения в семье, отвержение ребенка калечат его не меньше, чем воспитание в интернатном учреждении.

Если органом опеки и попечительства принято заключение о пригодности кандидатов к исполнению обязанностей приемных родителей, то прежде чем будет организована их приемная семья, кандидаты в приемные родители должны пройти специальную подготовку, которая проводится специалистами на базе социально-педагогического центра и включает в себя комплекс занятий.

Направления подготовительных занятий:

1) социально-правовое, включающее изучение кандидатами в приемные родители-воспитатели нормативно-правовой базы органи­зации жизни ребенка в приемной семье и обеспечения соблю­дения его законных прав и интересов;

2) педагогическое, предполагающее овладение кандидатами в приемные родители-воспитатели знаниями об основных закономер­ностях формирования личности ребенка, оставшегося без по­печения родителей;

3) психологическое, предусматривающее сообщение канди­датам в приемные родители-воспитатели адаптированных знаний о психологических закономерностях развития ребенка и создании благоприятного психоэмоционального климата в семье.

Тематика занятий:

1. Нормативно-правовая база создания приемной семьи.

2. Организация процесса создания приемной семьи.

3. Психолого-педагогические условия развития и формиро­вания личности ребенка в семье.

4. Особенности развития и формирования личности ребенка, оставшегося без попечения родителей.

5. Адаптация ребенка в приемной семье с учетом его воз­растных особенностей.

6. Способы организации межличностного взаимодействия с ребенком в сложных педагогических ситуациях.

Учет специфики семейного положения кандидатов в приемные воспитатели и специфики социальной ситуации разви­тия ребенка предусматривает возможность включения в про­грамму дополнительных разделов:

1. Воспитание ребенка, оставшегося без попечения родите­лей, в неполной приемной семье.

2. Особенности воспитания и социализации ребенка-инва­лида (ребенка, страдающего хроническим заболеванием) в приемной семье.

Содержание подготовки патронатных воспитателей реализу­ется в следующих формах:

♦учебная лекция с использованием интерактивных методов обучения;

♦синергическая беседа;

♦деловые и ролевые игры;

♦социально-педагогические и психологические тренинги и практикумы.

Примерный тематический план обучения приемных родителей-воспитателей включает 40 часов учебных занятий, из них – 20 тео­ретических занятий и 20 практических занятий и тренингов. Занятия проводятся специалистами в соответствующих облас­тях (психологами, социальными педагогами, врачами, юриста­ми) из числа сотрудников учреждения, на попечении которого находится ребенок (СПЦ и детский приют), или приглашенных специалистов заинте­ресованных учреждений и ведомств.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2013-12-14; Просмотров: 2587; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.04 сек.