КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Подготовка ребенка к передаче в замещающую семью. Особенности организации первой встречи ребенка с приёмными родителями
При определении семьи, желающей взять ребенка на воспитание, также начинается подготовка ребенка к успешной адаптации в приемной семье. Данная цель достигается посредством социально-психолого-педагогической работы с ребенком специалистов СПЦ по его подготовке к помещению в приемную семью. В ходе данной работы решаются следующие задачи: • содействовать психоэмоциональной реабилитации ребенка; • осуществить формирование у ребенка адекватного образа семьи; • стимулировать развитие у ребенка мотивации проживания в приемной семье. Под эмоциональной реабилитацией понимается комплекс мер, направленных на компенсацию последствий жизненной травмы ребенка, формирование у него чувства безопасности, доверия, развитие личностного потенциала. Травмирующим для ребенка является не только негативный опыт проживания в биологической семье, но и факт разрыва с ней, вследствие чего разрушаются как сами привязанности, так и способность их устанавливать. Прошлый опыт создает ожидания в отношении будущего и тем самым формирует поведение в настоящем. При подготовке ребенка к помещению в приемную семью необходимо осуществить психокоррекционную работу, направленную на восстановление доверия к людям, помощь в формировании новых привязанностей. Первоначально социально-педагогическая и психологическая работа направлена на выявление социально-психологических особенностей личности ребенка. Данная работа включает: – собеседование с воспитателями приюта для сбора данных о детях, т. е. информационная карта ребенка; – наблюдение за детьми в ходе групповых занятий; – проведение индивидуальных психологических консультаций; –составление базы данных ребенка; –заполнение карт психологического развития ребенка. Данная работа направлена на подготовку детей-сирот к встрече с приемными родителями-воспитателями и проживанию в семье и реализуется посредством: • индивидуальных консультаций и занятий с каждым ребенком; • групповых занятий с детьми. Для реализации данной цели содержание подготовки должно включать упражнения и задания, способствующие успешному процессу адаптации ребенка к новым условиям жизни. Результатом должны стать сформированные умения: • ставить себя на место другого человека; • устанавливать границы общения; • раскрываться в общении; • адекватно проявлять свои чувства, в том числе страхи, связанные с изменениями ситуации жизни; • управлять своим поведением; • выполнять различные роли, связанные с семейным взаимодействием. Подобранные формы работы и упражнения могут быть разделены на две группы. Упражнения первой группы направлены на коррекцию чувств ребенка. Упражнения второй — на формирование умений ребенка управлять своим поведением. Используемые формы работы могут быть разделены на три уровня. К первому уровню относятся рассказ, проективные методики и сюжетно-ролевая игра, что доступно детям в возрасте от 5 лет. Второй уровень направлен на формирование и развитие коммуникативных навыков и коммуникативной компетенции детей 9–10-летнего возраста. Третий уровень предполагает беседы и просвещение по вопросам здорового образа жизни, предназначен для подростков.
Примерное содержание работы по подготовке ребенка к помещению в патронатную семью
Особенности организации первой встречи ребенка с приемными родителями. Дети, если они не совсем маленькие, не могут не чувствовать, что в их жизни грядут перемены – встреча с приемными родителями, реплики воспитателей «С тобой хотят познакомиться тетя и/или дядя», прежний опыт, который свидетельствует, что некоторых детей забирают чужие тети и дяди, все это говорит ему о возможных изменениях в жизни. Отсутствие ясности и определенности, малое количество информации о людях, с которыми он познакомился, вызывают у него тревогу, заставляют домысливать и фантазировать. Чаще такие фантазии небезобидны и если в этот момент передать ребенка в семью, он будет испытывать сильный стресс. Поэтому ребенка необходимо подготовить к переходу в семью и особое внимание здесь нужно уделить организации первой встречи ребенка с потенциальными приемными родителями. Такая организация подразумевает выделение ряда этапов. 1. Знакомство приемных родителей с ребенком на его территории (в хорошо знакомом ему месте – приют, интернатное учреждение) и в присутствии людей, которых ребенок знает и которым доверяет. Приемным родителям нужно дать совет, чтобы они при первой встрече держались естественно и дружелюбно. Для установления контакта можно угостить ребенка, например, сладостями. Необходимо дать ему время присмотреться к новым людям, для чего им можно просто посидеть в помещении, где находится ребенок, поощряя его действия улыбкой. Чуть позже, когда ребенок освоится, социальному педагогу (воспитателю) можно организовать совместно с приемными родителями игру и привлечь его к участию в ней, что даст приемным родителям возможность использовать тактильные прикосновения не вызывая сопротивление ребенка. Если приемные родители определились с выбором ребенка уже на первой встрече, прощаясь с ним, они могут сообщить ему, что скоро они навестят его снова. Желательно, чтобы перерыв между первой и второй встречей не превышал трех дней. 2. Вторую встречу лучше начать в присутствии знакомого ребенку работника детского учреждения. Если ребенок не тревожен и не напряжен, работник может тихонько удалиться, оставив его с приемными родителями наедине. Наиболее оптимальным общением является игра и беседа (для более старшего возраста). Во время встречи родителям стоит немного поухаживать за ребенком, поправляя ему одежду и легонько прижимая его к себе. Если ребенок не сопротивляется телесным контактам, можно взять и какое-то время подержать его на руках. На второй встрече можно показать ребенку фотографии своего дома и членов семьи, которые в нем проживают, сопроводив фотографии коротким комментарием. Можно поинтересоваться, понравились ли ребенку фотографии, и хотел ли бы он жить в этом доме с ними. Фотографии следует оставить ребенку, с тем, чтобы он, обдумывая грядущие изменения, имел больше возможностей привыкнуть к семье. 3. На третьей встрече, если приемные родители чувствуют, что ребенок вполне с ними освоился и в целом им доверяет, им следует рассказать ему историю его переезда из детского учреждения в их семью. Это позволит ему контролировать ситуацию и меньше тревожиться. Ребенку 5-6-ти лет можно оставить календарь, по которому он будет отмечать дни, оставшиеся до переезда. Историю переезда можно иллюстрировать рисунками или игрушками. Во время встречи приемным родителям следует рассказывать о себе и своей семье как можно больше: чем занимаются, что любят, что представляет собой местность, в которой они живут и т.д. Чем больше информации будет иметь ребенок о приемных родителях, тем он будет спокойнее относится к изменениям. 4. День переезда. Приемные родители могут попросить админи-страцию детского учреждения разрешить ребенку взять некоторые вещи из приюта с собой (м.б. обувь, платьице, игрушку и др.), заменив их новыми вещами. В день переезда целесообразно привлечь ребенка к упаковке этих вещей. Необходимо, чтобы взрослые (воспитатели, социальный педагог, психолог и т.д.), которых ребенок знает, попрощались с ним и выразили свое одобрение переезду. Ребенок должен чувствовать, что переезд санк-ционирован людьми, которым он доверяет. При прощании уместны слезы и напутствия. Это показывает ребенку, что он был в приюте (интернате) ценным и любимым. Даже если ребенок маленький (1-2 года), не стоит его передавать приемным родителям в то время, когда он спит. Ребенок должен осознавать весь процесс перемещения из одного места в другое. Приемным родителям можно сделать прощальные фотографии группы детей и специалистов приюта (работников детского дома и т.д.) или же заснять сцену прощания на видеокамеру. В первое время, если ребенок будет скучать в приемной семье, можно будет вместе рассматривать фотографии (видеофильм) и вспоминать случаи из прежней жизни. В последующем фотографии (видеофильм) позволят приемным родителям реконструировать историю жизни ребенка, рассказать ему историю его появления в новой семье. Следует помнить, что предлагаемые рекомендации являются примерными, поскольку каждый ребенок имеет свой индивидуальный темп формирования доверия к взрослым людям. У одних детей оно может возникнуть через 2-3 встречи, у других – через 5-6 встреч. Забирать же ребенка в семью целесообразно, когда ребенок хорошо знает приемных родителей и не испытывает страха, оставшись с ними наедине.
Дата добавления: 2013-12-14; Просмотров: 2131; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |