КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Процесс адаптации ребёнка в приёмной семье. Характеристика этапов адаптации
Адаптация – неизбежный и тяжёлый период для каждой приёмной семьи. Когда дети попадают в совершенно незнакомую для себя обстановку, большинство из них теряют активность, у них притупляются приобретенные умения и навыки. В этот период самое главное – как можно скорее помочь детям осознать, что мир вокруг них надёжен и безопасен, организовать и наладить порядок новой жизни. Подмечено, что легче адаптируются сангвиники – живые, подвижные дети, они быстро приспосабливаются к окружающим событиям, сравнительно легко переживают неприятности и неудачи. Медленнее (но также стабильно) адаптируются дети с преобладанием флегматических черт – медлительные, невозмутимые, с устойчивыми стремлениями и более или менее постоянным настроением, со слабым внешним выражением душевных состояний. Наибольшие трудности возникают у детей с холерическим и меланхолическим темпераментами. В случае изменения среды холерики «выплёскивают» эмоции на окружающих, что не всегда тем нравится, а меланхолики осуществляют «самоагрессию», что может привести их к психическим расстройствам. Успешность адаптации ребёнка зависит в первую очередь от умения взрослых правильно наладить внутрисемейное общение. Оно будет эффективным в том случае, если член семьи (как правило, взрослый) не станет рассматривать своего подопечного только в качестве пассивного объекта своих воспитательных воздействий. Приёмные родители должны общаться с ребёнком ясно и свободно, чтобы было понятно, что они думают, чувствуют, чего ожидают от него, как понимают и оценивают его поведение, каковы их намерения и планы в отношении его будущего. Связи между всеми членами семьи должны быть максимально доброжелательными, а главным результатом должно стать благополучие не только приёмного ребёнка, но и всех членов приёмной семьи. Таким образом, адаптация ребёнка в приёмной семье – это: Ø адаптация к образу жизнедеятельности семьи (интерьер, режим жизни, преобладающие настроения, стереотипы, типичный социально-психологический и семейный микроклимат); Ø адаптация к другим членам семьи, близким и знакомым (ребёнок больше всего хочет, чтобы в новой семье его приняли, признали своим, поэтому он будет особенно тянуться к людям, которые проявили к нему интерес, и избегать тех, кто как бы выжидает, сохраняет дистанцию; ребёнок должен постепенно обретать чувство, что он в новой семье не чужой, а свой, родной; наилучшее средство убеждения – позитивное отношение к ребёнку каждого окружающего); Ø адаптация к нормам и ценностям семьи (с самых первых дней пребывания ребёнка в новой семье необходимо предъявлять ему несколько простейших требований и объяснять целесообразность их выполнения; постепенно круг требований будет расширяться и совершенствоваться, а со временем обозначается весь круг ценностей (нравственных, трудовых, эстетических); Ø адаптация к традициям семьи и её привычным видам деятельности, обрядам, ритуалам, праздникам. Приёмным родителям бывает трудно принять ребёнка таким, какой он есть, приспособиться к его привычкам, поведению, чертам характера; трудно объяснить себе и простить поступки, которые кажутся непозволительными (жёсткость, грубость и т. д.). Главное – терпение, сдержанность, стремление понять самим проблему и помочь ребёнку разобраться в себе самом. Очень важно принять самобытность и самостоятельность ребёнка, дать ему возможность быть самим собой. Следует помнить, что достижение желаемого результата происходит не сразу. Нужно время. В процессе адаптации ребенка в приемной семье можно выделить несколько периодов: 1. Ознакомительный: длится от 1 недели до 1–2 месяцев; наиболее ярко проявляются социальный и эмоциональный барьеры в поведении детей. Волнуются и дети и родители. Установить контакт с такими детьми легче всего через игрушки, предметы, подарки. Часто уступать ребенку, исполнять его желания, так как ограничениями в этот период нельзя ничего добиться. Дисциплинирующие ограничения надо вводить позже, когда ребенок привыкнет к новым условиям. Не рекомендуется ходить с ребенком в магазины, поскольку ему сложно пережить эмоциональные перегрузки. Приемные дети часто испытывают тревожность, настороженность, неуверенность, боязливость, стресс. Они часто плачут, кричат, ведут себя агрессивно, пытаются убежать из дома, могут обманывать, сквернословить, воровать, проявлять другие негативные привычки, приобретенные в процессе виктимизации и депривации в условиях проживания в неблагополучной семье и детских учреждениях. Нередко это сопровождается отсутствием аппетита, нарушением сна и др. 1. Приспособительный. Длится от 2 до 4 месяцев. Ребенок освоился в новых условиях и начинает искать линию поведения, которая удовлетворила бы приемных родителей. Вначале он беспрекословно подчиняется правилам, а затем, привыкнув, пробует вести себя как прежде, присматриваясь, что нравится, а что не нравится окружающим. Происходит ломка сложившегоея стереотипа поведения. У некоторых детей наблюдается регресс в поведении: возобновляется энурез, заикание и т.п.). Это свидетельствует о значимости для ребенка прежних взаимоотношений. Важную роль на этом этапе играют способности родителей установить контакты, доверительные отношения. Об успешном преодолении трудностей свидетельствует изменение внешнего облика ребенка: изменяется выражение лица, оно становится более осмысленным, оживленным. Как правило, на данном этапе у ребят исчезает тревожность, напряжение, страх, ослабевают отклонения, негативные привычки, поведение становится более уравновешенным. Дети начинают проявлять отзывчивость и доброжелательность по отношению к родителям и другим детям; приобретают навыки самообслуживания; приобщаются к участию в хозяйственно-трудовых делах семьи; усваивают основные требования новой семьи. З. Привыкание длится от 5 до 10 месяцев, а иногда и год. Дети реже вспоминают прошлое. Появляется привязанность к родителям, возникают чувства. Период характеризуется тем, что приемные дети начинают чувствовать себя самостоятельными, свободными, независимыми; выполняют просьбы и требования родителей; относятся к ним с уважением, любовью, сочувствием, оказывают помощь в хозяйственных делах и воспитании младших детей; проявляют внимание и интерес к жизнедеятельности семьи, испытывают чувство гордости за то, что являются ее членами. Если же отношения в новой семье не сложились, то у ребенка проявляются все прежние недостатки. Особые трудности возникают в подростковом возрасте, когда дети хотят знать, кто их родители, посмотреть на них. Это возможно и в семьях, где сложились прекрасные отношения. Поведение детей изменяется: они становятся замкнутыми, начинают искать биологических родителей. Часто кандидаты в приемные родители спрашивают совета у специалистов по вопросу оптимального возраста приемного ребенка с тем, чтобы его адаптация состоялась в семье успешней и безболезненней. Следует отметить, что здесь многое зависит от состояния здоровья, личных качеств как самого ребенка, так и кандидатов в замещающие родители. Как показывает практика, лучше всего брать на воспитание детей, которые по возрасту могли бы быть детьми кандидатов. Кроме того, желательно, чтобы приемные дети были младше родных (если таковые проживают совместно с кандидатами). Таким образом, во-первых, родной ребенок становится союзником, которому придется на правах старшего принимать учащие в воспитании, во-вторых, исключается возможность ухудшения положения родного ребенка (младшему труднее обидеть старшего). Нужно обратить внимание приемных родителей на то, что успешность и быстрота привыкания ребёнка к новым условиям зависит от его возраста. Чем раньше ребенок будет помещен в семью, тем меньше на нем скажутся последствия сиротства. Однако в принятии ребенка любого возраста есть свои плюсы и минусы, о которых специалисты должны проинформировать приемных родителей перед выбором ребенка. Ребенок от 1 года до 3 лет. Плюсы: ü видны особенности внешности, можно оценить состояние здоровья, заметить патологии развития (если такие есть); ü ребенок податлив внешним влияниям, можно эффективно влиять на развитие интеллекта и черт характера; ü ребенок начинает говорить, речь своеобразная и забавная; ü он много передвигается, интересуется окружающим миром. Минусы: ü нужно много времени уделять уходу за ребенком; не остается времени на себя и других членов семьи, потому что все время занимает любопытный и любознательный малыш; ü ребенок подвержен различным заболеваниям, простудам инфекциям. Ребенок от 3 до 7 лет. Плюсы: ü ребенок уже самостоятелен и независим; ü можно определить отдельные черты характера, темперамент; ü проявляются его способности, склонности и интересы; ü он реже болеет; ü он разумен, почти не капризничает, с ним можно поговорить как со взрослым, побеседовать на разные темы. Минусы: ü он помнит отдельные эпизоды из своей прошлой жизни, родственников и других людей; ü нужно больше труда и заботы, чтобы выровнять поведение детей этого возраста. Ребенок от 7 до 12 лет. Плюсы: ü ребенок самостоятелен и не требует много времени для ухода; ü видны особенности характера, поведения, привычки, склонности, способности, уровень интеллекта; ü ребенок очень хочет иметь хорошую семью; любого взрослого, проявившего к нему внимание и позаботившегося о нем, готов назвать родителем; ü ребенок может оценить желание приемных родителей заменить ему родных. Минусы: ü бывает трудно приспособиться к особенностям поведения, привычкам, чертам характера и принять его таким, каков он есть; ü если что-то не нравится, ребенок проявляет характер; ü нужно терпение, умение сдерживаться, не раздражаться, понимать, что ребенок – продукт среды и обстоятельств, стал таким не по своей воле, а по вине окружавших его взрослых. Дети старше 12 лет. Можно помочь и подросткам-сиротам. С ними, конечно, очень сложно. Даже дети из вполне благополучных семей в этом возрасте доставляют своим родителям массу проблем. А подростки-сироты тем более. Однако они не столько сложнее, сколько необычнее. Невозможно даже примерно представить, из чего сложен их жизненный опыт: каких привычных для приемных родителей вещей не знает подросток-сирота, а что познал из того, чего не должен был познать человек его возраста. Поэтому трудно представить искалеченный душевный мир этого человека, предсказать его поведение, которое совершенно необязательно может быть невыносимым. Многие черты характера и некоторые личностные качества уже трудно исправить, но изменить определенные жизненные установки и стремления возможно даже в этом возрасте. А главное – можно подготовить детей к самостоятельной жизни. Обычно дети, попадающие в приемные семьи, как правило, удивительно быстро развиваются. Одновременно с формированием чувства уверенности, с развитием межличностных отношений значительно развивается их речь, расширяется кругозор. Приёмным родителям надо иметь в виду, что адаптация – неизбежный и тяжёлый период для каждой семьи. Дети попадают в совершенно незнакомую для себя обстановку. Большинство из них теряют интерес и активность. С целью облегчить процесс адаптации приемных детей в новой для них семье вниманию приёмных родителей можно предложить нижеприведённую памятку: ü Помогите детям в этот период осознать, что мир вокруг них безопасен и надёжен. Стремитесь быть с ребёнком как можно чаще, говорите с ним о том, что ему интересно. Внимательно слушайте его. ü Постарайтесь первое время придерживаться режима учреждения, из которого взят ребёнок. ü Выясните его предпочтения в еде. Не настаивайте, если ребёнок будет отказываться от каких-то продуктов. Не беспокойтесь, со временем он начнёт есть сам. ü Не стоит давать ему горы игрушек. Они не обязательно вызовут бурю восторга. Непривычные игрушки могут напугать малыша. ü Не спешите выдать ребёнку все удовольствия в максимальных количествах. Необходимо, чтобы дома он почувствовал себя защищенным. Главное – стабильность и отсутствие избыточной новизны, её и так будет предостаточно. Не торопитесь перегружать ребёнка впечатлениями. ü Не обязательно в первое время совершать поездки в музеи, клубы, на праздники. Сначала хорошо бы ознакомиться с домом. ü Не надейтесь, что ребёнок сразу проявит к вам положительную эмоциональную привязанность. Скорее, он будет испытывать беспокойство в ваше отсутствие. ü Будьте терпеливы. Душевные раны ребёнка лечат время, внимание и любовь.
Дата добавления: 2013-12-14; Просмотров: 1686; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |