Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Предыстория и социально-философские предпосылки возникновения социологии




Наконец, по масштабности социологические исследования подразделяются на международные, общенациональные, регио­нальные, отраслевые, локальные.

В эмпирическом социологическом исследовании можно вы­делить три этапа: подготовительный, основной и завершающий.

I. На подготовительном этапе происходит разработка про­граммы исследования, которая представляет собой изложение основных задач, методологических принципов, гипотез, правил процедуры и логических последовательных операций для про­верки высказанных предположений.

Методологический раздел программы составляют следую­щие элементы:

- формулировка проблемы, объекта и предмета исследова­ния;

- определение цели и задачи исследования;

- интерпретация основных понятий;

- предварительный системный анализ объекта исследова­ния;

- выдвижение гипотез.

В методический раздел программы входят:

- конкретизация общей схемы исследования;

- определение обследуемой совокупности социальных объектов;

- характеристика методов, основных процедур и порядка сбора, обработки и анализа первичных эмпирических данных.

В программе должно быть четко указано, является исследо­вание сплошным или выборочным. Сплошное исследование ох­ватывает генеральную совокупность, под которой понимается совокупность всех возможных социальных объектов, подлежа­щих изучению. Сплошное исследование охватывает выбороч­ную совокупность (выборку), т.е. лишь часть объектов генераль­ной совокупности, отобранную по специальным параметрам. Выборка должна быть репрезентативной, т.е. отражать основные характеристики генеральной совокупности. Исследование считается репрезентативным (достоверным), если отклонение выборки от генеральной совокупности не превышает 5%.

II. На основном этапе исследования происходит сбор социо­логической информации. К основным методам сбора эмпири­ческих данных относят опрос, наблюдение и документальный метод.

1. Социологический опрос— это самый распространенный метод сбора первичной информации, предусматривающий пись­менное или устное обращение к группе лиц, называемых рес­пондентами.

Опросы, проводимые в письменной форме, называются анке­тированием. Анкетирование может быть индивидуальным или коллективным, очным или заочным (например, через почту, га­зету или журнал).

Центральная проблема анкетного опроса — правильная по­становка вопросов, которые должны формулироваться четко, не­двусмысленно, доступно, в соответствии с решением задач ис­следования. Анкетные вопросы можно классифицировать по следующим критериям:

• содержание: вопросы о фактах сознания, о фактах поведе­ния и о личности респондента;

• форма: открытые (без предварительно сформулированных ответов), полузакрытые (наряду с данными вариантами ответов предусматриваются свободные ответы), закрытые (с заранее сформулированными вариантами ответов);

• функции: основные (направлены на сбор информации по теме опроса), неосновные (вопросы-фильтры для выявления ад­ресата основного вопроса и контрольные вопросы для проверки искренности респондента).

Опросы, проводимые в устной форме, называются интер­вьюированием. Главное различие между анкетным опросом и со­циологическим интервью состоит в форме контакта исследова­теля и респондента: при анкетировании он осуществляется с помощью анкет, а при интервьюировании — путем непосред­ственного общения. Интервью имеет определенное преимуще­ство: если респондент затрудняется с ответом, он может обра­титься за помощью к интервьюеру.

Социологическое интервью может быть прямым («лицом к лицу») и опосредованным (телефонное интервью), индивиду­альным и групповым, однократным и многократным. Наконец, в прикладной социологии различают три вида интервью: стандар­тизованное (проводимое по заранее разработанному плану), фо­кусированное (менее формализованное интервью, цель которо­го — сбор информации по конкретному вопросу) и свободное (в форме непринужденной беседы).

2. Социологическое наблюдение — это метод сбора первич­ных данных путем непосредственного восприятия какого-либо явления, свойства и особенности которого фиксируются иссле­дователем. Формы и приемы такой фиксации могут быть самы­ми различными: записи в бланке или дневнике наблюдения, фото- или кинопленка, аудио- или видеозапись и др.

В социологии различают включенное и невключенное наблю­дение. При включенном наблюдении исследователь в той или иной степени включен в изучаемый объект и находится в непос­редственном контакте с наблюдаемыми. Невключенным называ­ется такое наблюдение, при котором исследователь находится вне изучаемого объекта.

Как правило, метод наблюдения в конкретных социологичес­ких исследованиях применяется в сочетании с другими способа­ми сбора фактического материала.

3. Документальный метод — это способ получения социоло­гической информации с помощью изучения документов. Этот метод связан с использованием двух основных приемов анализа документальных материалов: традиционного, предполагающего раскрытие содержания документов, и формализованного, свя­занного с количественным подходом к изучению документаль­ных источников. Последний получил название контент-анализа.

Применение контент-анализа целесообразно в следующих случаях:

- когда требуется высокая степень точности или объектив­ности анализа;

- при изучении больших массивов документов (прессы, за­писей радио- и телепередач и т.д.);

- при обработке ответов на открытые вопросы анкет.

Разновидностью документального метода является докумен­тально-биографический метод, при котором с помощью изуче­ния личных документов (писем, автобиографий, мемуаров и т.д.) извлекается информация, позволяющая исследовать обще­ство через жизнь конкретной личности. Этот метод чаще ис­пользуется в историко-социологических исследованиях.

III. Завершающий этап социологического исследования предполагает обработку, анализ и интерпретацию данных, полу­чение эмпирически обоснованных обобщений, выводов и реко­мендаций. Процесс обработки и анализа данных включает сле­дующие последовательные действия:

1) редактирование информации, основное назначение кото­рого — проверка и унификация полученных данных. На этой стадии осуществляется выбраковка некачественно заполненных анкет;

2) кодирование информации — перевод данных на язык фор­мализованной обработки и анализа;

3) статистический анализ, в ходе которого выявляются статис­тические закономерности, позволяющие исследователю сделать определение обобщения и выводы. Для проведения статистическо­го анализа социологи применяют программы математико-статисти-ческой обработки.

Далее производятся интерпретация и оценка полученных данных, отмечаются ведущие тенденции, устанавливается, какие гипотезы подтвердились, а какие не получили подтверждения.

Результаты социологического исследования оформляются в Г»-(виде отчета, который включает характеристику исследования, анализ эмпирического материала, теоретические выводы и прак­тические рекомендации.

 

1.6. Место социологии в системе наук.

Социология занимает особое место в системе общественных наук. Это обусловлено рядом причин:

Во-первых, социология в отличие от большинства других обще­ственных наук изучает общество в целом как единую социальную систему; во-вторых, социология выступает в качестве теоретичес­кой и методологической основы для специальных общественных наук; в-третьих, социология разрабатывает методы социального из­мерения, технику и методику изучения жизнедеятельности челове­ка, которые, используются другими общественными и гуманитарными науками. В то же время социология не может развиваться и выполнять свои функции, не взаимодействуя с другими науками. Особенно тесные связи сложились у социологии с философией, ис­торией, политологией, экономической наукой.

Изначальной целостностью социальной мысли определяется общее между социологией и философией. Обе эти науки рассматривают общество в целом как интегральное образование, не сводимое к простой сумме составляющих его элементов. Однако социология изучает законы меньшей степени общнос­ти, нежели философия. Совершенно очевидно, что понятия и категории социологии более конкретны по сравнению с поня­тийным аппаратом философии: если философия изучает такие понятия, как материя и сознание, то социология — соци­альную структуру, социальные институты, социальную органи­зацию общества. Целью философии выступает выработка ми­ровоззрения, а социологии — получение достоверных данных о жизни общества.

Диалектическое взаимодействие между философией и социо­логией проявляется в том, что первая из них формулирует осно­вополагающие принципы понимания общества, а вторая уточня­ет и конкретизирует эти положения на основе анализа социальной жизни людей во всем ее реальном многообразии.

Социология тесно связана с исторической наукой. Их взаимо­отношения определяются прежде всего тем, что социологические положения и выводы опираются на обобщение исторических фактов, исторического опыта. Именно поэтому социологи ши­роко используют ретроспективный анализ в эмпирических ис­следованиях, что в свою очередь обогащает историческую на­уку, вооружая ее количественными методами анализа явлений. Обращение к методам социологических исследований помогает историкам преодолевать описательный подход к изучению исто­рических фактов. Углубление взаимосвязи социологии и исто­рии проявилось в возникновении новой научной дисциплины — исторической социологии, призванной осуществить социологи­ческий анализ социального опыта прошлого.

Важным представляется вопрос о соотношении социологии и политологии: с одной стороны, закономерности политической жизни нельзя выявить без учета особенностей развития обще­ства в целом, а с другой — общество нельзя понять и изменить, не учитывая того влияния, которое оказывают на него различные политические структуры, институты и организации. И соци­ология, и политология обладают способностью быстро реагировать на любые события в обществе, при помощи пилотажных или зондажных исследований оперативно изучать общественное мнение, его динамику в зависимости от политической ситуации. Не случайно на стыке социологии и политологии возникла новая научная дисциплина —- политическая социология.

В то же время социология и политология — это разные на­уки; одна исследует социальную реальность, другая — полити­ческую сферу жизни общества. Поскольку закономерности по­литической жизни общества могут быть правильно поняты лишь с позиции знания общих социальных законов, социология выступает в качестве общетеоретической основы по отношению к политологии. В свою очередь политологические исследования дают необходимый материал для относительно более широких социологических обобщений.

Эффективное взаимодействие существует между социологией и экономической наукой. Социологические исследования не мо­гут не опираться на экономическую теорию, так как процессы, происходящие в сфере материального производства и экономи­ческой деятельности людей, оказывают большое воздействие на развитие общества. Но и сами экономические процессы все больше оказываются в зависимости от социальных условий и факторов, потребностей и интересов людей, их мотивации, от­ношения к труду, ценностных ориентации. Поэтому социология помогает экономистам анализировать роль человеческого факто­ра на производстве, его влияние на рост производительности труда, повышение качества продукции, решение технологичес­ких и управленческих проблем современного предприятия.

Органическим проявлением такого сотрудничества стало возникновение нового научного направления — экономической социологии, предметом изучения которой выступают соци­альные закономерности функционирования и развития экономи­ки, воздействие социальных факторов на сферу экономических отношений.

Существуют определенные связи социологии с естествен­ными и точными науками. Именно в процессе взаимодействия социологии с биологией нашел выражение системный подход в науке, получили развитие социальная экология и социальная ме­дицина. Особое значение имеет взаимодействие социологии с математикой, поскольку развитие конкретных социологических сследований невозможно без широкого применения специаль­ных математических методов.

 

ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ

1. Как можно определить объект и предмет социологии?

2. Каковы наиболее важные социологические категории и законы?

3. Какова структура социологической науки?

4. Каковы функции социологии?

5. Каковы основные методы сбора социологической информации?

6. Каково соотношение и взаимодействие социологии с другими на­уками?

 

Основная литература

1. Зборовский Г.Е., Орлов Г.П. Социология. М., 1995. Гл. 1, 2, 5.

2. Комаров М. С. Введение в социологию. М., 1994. Гл. 1.

3. Кравченко А.И. Социология. М., 2001. Разд. I.

4. Социология / Под ред. Г.В. Осипова, Л.Н. Москвичева, М, 1996. Гл. 2. Разд. IV.

5. Социология / Под ред. В.Н. Лавриненко, М, 2000. Гл. 1, 2, 19, 20, 21.

6. Тадевосян Э.В. Социология. М, 1998. Гл. 1, 2.

7. Тощенко Ж.Т. Социология. М., 1994. Гл. 1, 2.

8. Фролов С.С. Социология. М., 1996. Гл. 1, 2.

Литература для дополнительного чтения

1. Батыгин Г.С. Лекции по методологии социологических исследо­ваний. М., 1995.

2. Бауман 3. Мыслить социологически. М., 1996.

3. Бергер П.Л. Приглашение в социологию. М., 1996.

4. Здравомыслов А.Г. Методология и процедура социологических исследований. М., 1969.

5. Как провести социологические исследования. М., 1990.

6. Методы сбора информации в социологических исследованиях. М., 1990.

7. Рабочая книга социолога. М., 1983.

8. Смелзер Н. Социология. М., 1998.

9. Ядов В.А. Социологическое исследование: методология, про­грамма, методы. М., 1987; Самара, 1995.


Лекция 2. ИСТОРИЯ СОЦИОЛОГИИ

 

Социология, возникшая как самостоятельная наука в XIX в., имеет свою предысторию, связанную с философскими традици­ями осмысления общества. Первое широкое представление о жизни общества дали античные философы Платон и Аристо­тель.

Социальные воззрения Платона (428/427—348/347 до н.э.) наиболее полно отражены в работе «Государство». Общество, согласно Платону, пребывает в состоянии хаоса до тех пор, пока в нем не установлен твердый порядок. Основой такого порядка должно быть деление общества на три класса: выс­ший, состоящий из мудрецов, управляющих государством; средний, включающий воинов, охраняющих его от смуты и беспорядка; низший, состоящий из ремесленников и крестьян. Платон считал, что люди от природы не равны и управлять мо­гут только те, кто от рождения наделен высшими духовными качествами, — мудрецы и философы. Они должны сохранять нравственную высоту и быть образцом поведения для низших слоев общества.

У Аристотеля (384—322 до н.э.) опорой общества выступа­ет средний класс. Кроме того, существуют еще два класса: бога­тая плутократия и лишенные собственности бедняки. Государ­ство лучше управляется в том случае, если масса бедняков не отстранена от участия в управлении, эгоистические интересы богачей ограничены, а средний класс многочисленнее и сильнее, чем два других. Несовершенство общества, по мнению Аристо­теля, устраняется не уравнительным распределением, а мораль­ным улучшением людей. При этом необходимо стремиться не к абсолютному равенству, а к выравниванию жизненных шансов. Частная собственность развивает здоровые эгоистические инте­ресы. Однако чрезмерное неравенство в собственности может представлять опасность для государства.

Дальнейшее развитие представления об обществе получили в трудах мыслителей Нового времени. Оригинальные социаль­но-политические идеи высказывал итальянский мыслитель, ис­торик и писатель Никколо Макиавелли (1469—1527). Его глав­ное произведение «Государь» как бы продолжает основную линию платоновского «Государства», но акцент делается на по­литической проблематике создания сильного государства. Макивелли первым стал рассматривать политику в качестве особой среды деятельности, которая должна осуществляться с учетом естественных причин» и «полезных правил». Правитель, придя к власти, должен опираться на народ, ибо со знатью справиться легче - она малочисленна. Государь должен уметь маневрировать, хитрить, чтобы избежать политических ошибок и расправляться с врагами. Его конкретные поступки не могут оцениваться с точки зрения морали, так как в политике действуют свои особые правила, определяемые соображениями целесообразнос­ти и достигнутого результата.

Значительный вклад в развитие социальной мысли внес анг­лийский философ-материалист Томас Гоббс (1588—1679), кото­рый разработал теорию общественного договора, ставшую ос­новой учения о гражданском обществе. Естественное состояние людей, согласно Гоббсу, — это «война всех против всех», абсо­лютное соперничество людей в борьбе за существование. Имен­но страх друг перед другом заставляет людей создавать граж­данское общество, т.е. такое, которое на договорной основе гарантирует каждому своему члену относительную безопас­ность. Гражданское общество — высший этап социального раз­вития; оно покоится на юридических нормах, признаваемых всеми. Граждане добровольно ограничивают личную свободу, получая взамен надежную защиту.

К непосредственным предшественникам социологии многие исследователи относят таких крупных французских мыслителей, как Ш. Монтескье и А. Сен-Симон.

Философ-просветитель и правовед Шарль Луи де Монтескье (1689—1755) особенно плодотворно исследовал различные типы политического устройства общества. Он выделял монар­хии, деспотии и республики, разделяя последние на демократи­ческие и аристократические в зависимости от того, в чьих ру­ках — «всего народа или части его» — находится верховная власть. Основная заслуга Монтескье в этой области исследова­ния состояла в том, что он установил зависимость форм правле­ния от природно-климатических и географических условий, от размера территории страны, численности ее населения, степени развитости торговли, денежного оборота, а также религии, нра­вов, обычаев, традиций и т.д. Республика, согласно Монтескье, требует небольшой территории, малочисленного населения и преобладания «чувства добродетели». Монархия более вероятна в странах со средней величиной территории и численности на­селения, она предполагает существование чинов, преимуществ сословного неравенства, предпочтений, что порождает преобладание «чувства чести». Деспотическое правление возникает на обширных территориях с многочисленным населением, среди которого преобладает «чувство страха» перед властью и друг перед другом.

Великий социалист- утопист Клод Анри де Сен-СИMOH (1760—1825) был первым мыслителем, заявившим о необходимости синтезирования социально-философских и эмпиричес­ких подходов к изучению общества. Он считал, что общество представляет собой живой и целостный организм, функциони­рующий по объективным законам, которые необходимо исследо­вать с помощью методов, аналогичных точным методам есте­ственных наук. Эти идеи Сен-Симона в дальнейшем получили развитие в работах его ученика О. Конта, которого и принято считать основоположником социологии в ее современном пони­мании.

Наряду с социально-философскими можно выделить и дру­гие предпосылки возникновения социологии: развитие частных общественных наук (политической экономии, статистики, де­мографии, правоведения и др.); фундаментальные открытия в области естествознания и точных наук; разочарование в пре­жних философско-схоластических концепциях общественного устройства; бурное промышленное развитие передовых стран; формирование гражданского общества и нарастающая динамика социальных конфликтов.

Таким образом, возникновение социологии было подготовле­но всем предшествующим идейным, социально-политическим, экономическим, духовным развитием человечества. Оно также было связано с глубокими изменениями мировоззренческого ха­рактера, происходившими в европейских странах в конце XVIII— начале XIX вв., с потребностями становления совер­шенно нового общества, утверждавшего торжество прав и сво­бод человека, его экономическую и духовную независимость.

 

2.2. Позитивистская социология О. Конта

Огюст Конт (1798—1857) — французский мыслитель, который считается основоположником социологии как самостоятельной науки. Главный труд Конта — шеститомный «Курс позитивной философии», где впервые давалось развернутое основание необходимости научного изучения общества, вводился сам термин «социология» и намечались общие контуры новой науки.

Социология понималась Контом как фундаментальная наука, интегрирующая все знания об обществе. В классификации наук она занимает самое почетное место и призвана открывать и описывать единые, универсальные законы развития общества, неотделимые от законов природы (Приложение, схема 3).

Социологический проект Конта основывался на позитивист­ской доктрине, ядро которой составляли следующие принципы:

• натурализм, согласно которому социальные явления подчи­няются законам, общим для всей действительности;

• методы социального исследования должны быть аналогич­ны методам естествознания;

• истинность понятий и утверждений должна устанавливать­ся на основе эмпирических проверок;

• социальные явления должны быть описаны и выражены в количественных показателях;

• социолог должен воздерживаться от ценностных сужде­ний.

Значительное внимание Конт уделял разработке методов со­циологического исследования. Он выделял четыре основных ме­тода: наблюдение, эксперимент, сравнение и метод историческо­го анализа. При этом наблюдение оценивалось как главный метод, требующий использования математических процедур и замеров изменения состояния социальных объектов. Конт по­ставил проблему достоверности и точности наблюдений, разра­ботки процедур этого метода, но не решил ее из-за недостатка опыта эмпирических социальных исследований.

Социологию в целом Конт подразделял на две части: социальную статику и социальную динамику. Первая призвана изу­чать строение общества, его структурные элементы, вторая — законы социального развития.

В рамках социальной статики Конт выделял три главных социальных института: семью, государство и религию. Семья образует ту простейшую единицу, которая лежит в основе общества. Ее важнейшая функция — воспитание молодого поколения в духе альтруизма, преодоления эгоистических наклонностей человека. Государство выступает как блюститель общественного порядка, согласующий интересы различных социальных групп. Религия выражает духовное, моральное единство общества. Она составляет основу социального порядка: рушится вера — распадаются и социальные связи. Последнее особенно проявляется в ходе революций с их «анархией умов».

Социальная динамика — это позитивная теория общественно­го развития. Первичным фактором социальной динамики является духовное, умственное развитие. Ко вторичным факторам Конт относил климат, расу, среднюю продолжительность жизни человека, рост народонаселения, общественное разделение труда.

Конт полагал, что социальные изменения носят закономер­ный характер. В развитии общества он выделил три стадии: тео­логическую, метафизическую и позитивную. Теологическая ста­дия охватывает древность и раннее средневековье вплоть до XVIII в. Она характеризуется господством религиозного миро­воззрения и распространением военно-авторитарных режимов. Метафизическая стадия включает период с XIV по XVIII вв., в котором доминируют философско-метафизические воззрения. Сыграв положительную роль в разрушении теологизма, эти воз­зрения породили другую крайность — революцию, «анархичес­кую республику», социальную дезорганизацию.

Высшая, позитивная стадия начинается, по Конту, в XIX в. и связана с утверждением научного, позитивного сознания. На этой стадии устанавливается социальная гармония, происходит быстрое развитие промышленности и науки, наступает расцвет культуры, достигается победа альтруизма над эгоизмом, полнос­тью уходят в прошлое военный дух и милитаризм. В центр ду­ховной жизни выдвигаются ученые-позитивисты, а на смену аристократии приходит социократия, основу которой составля­ют промышленники и специалисты в области управления.

В учении о социальной динамике Конт характеризовал раз­витие общества как прогрессивное. Он подчеркивал, что чело­вечество беспрерывно совершенствуется в процессе развития цивилизации с физической, нравственной, умственной и поли­тической точек зрения. Конт указывал на большую роль в этом процессе общественного разделения труда и, в частности, поли­тической деятельности, исследованию которой он посвятил труд «Система позитивной политики».

Следует отметить, что Конт был убежденным эволюционис­том и считал, что изменения в обществе должны носить посте­пенный, плавный, мирный характер. Он также признавал необ­ходимость частной собственности, полагая, что неважно, кому принадлежат капиталы, лишь бы их использование приносило пользу всему обществу. Идеалом общественного устройства Конт считал социальный порядок, основанный на солидарности всех слоев и групп общества. По его мнению, в достижении со­циальной гармонии большую роль может сыграть социологичес­кая наука, которая призвана найти нужный механизм взаимодей­ствия между всеми частями общества.

Заслуга Конта состояла в том, что он обосновал необходимость научного изучения общества, выделил социологию в качестве самостоятельной науки, ввел само понятие «социология», показал важность социологической науки для решения соци­альных проблем.

 


2.3. Органическая теория общества Г. Спенсера

Герберт Спенсер (1820—1903) — английский философ и со­циолог-позитивист, основатель органической школы в социоло­гии.

Главное социологическое произведение Спенсера — трех­томный труд «Основания социологии», дающий целостное пред­ставление о методологических принципах ученого и его взгля­дах на общество.

Суть органической теории Спенсера заключается в пони­мании общества как социального организма, подобного биологическому и развивающегося по таким же законам. По­следовательно проводя аналогию между социальными и био­логическими организмами, Спенсер выделяет следующие их общие черты:

• все организмы растут, увеличиваясь в объеме;

• они имеют свою внутреннюю структуру;

• эта структура усложняется по мере роста;

• усложнение структуры сопровождается усилением диффе­ренциации функций составляющих ее частей;

• это ведет к развитию взаимодействия между отдельными частями.

В подтверждение этих положений Спенсер приводил ряд конкретных аналогий: роль мозга выполняет в обществе прави­тельство, кровообращения — торговля, сосудистой системы — транспорт, питания — промышленность и земледелие и т.д. В то же время Спенсер отмечал и отличие общества от биологичес­ких организмов: 1) в нем индивид меньше зависит от социаль­ного целого; 2) в биологических организмах элементы суще­ствуют ради целого, а общество, состоящее из отдельных индивидов, служит благу своих членов.

С органической теорией общества Спенсера тесно связано его учение о всеобщей эволюции, сложившееся во многом под влиянием идей Ч. Дарвина. Эволюцию Спенсер рассматривал как высший закон всего существующего, как источник любого природного и общественного явления. Ее основные моменты - переходы от простого к сложному (интеграция), от однородного к разнородному (дифференциация), от неопределенного к опре­деленному (возрастание порядка).

Социальная эволюция, по Спенсеру, представляет собой часть «общего процесса эволюции». Общество развивается от простейших форм к более сложным по естественным законам, которые носят объективный характер.

В ходе социальной эволюции происходит совершенствование институтов общества, усложнение их функций. Главное направ­ление социальной эволюции Спенсер видел в нарастании внут­ренней дифференциации общества (усложнении политической организации, социальном расслоении, появлении новых инсти­тутов и т.д.). Любое высокоорганизованное общество состоит из трех главных систем: «производительной», «распределитель­ной» и «регулятивной». Каждая их этих систем включает соци­альные институты, под которыми Спенсер понимал «устойчи­вые структуры социальных действий». Например, в рамках «регулятивной системы» он выделял институты социального контроля, куда относил государство, церковь, семью, обряды и традиции («церемониальные институции»). Вся система соци­ального контроля, по Спенсеру, держится на страхе: «страх пе­ред живыми» поддерживается государством, а «страх перед мер­твыми» — церковью.

Степень строгости социального контроля и централизации управления Спенсер считал одним из главных критериев клас­сификации обществ. Так, он различал «военный» и «промыш­ленный» типы общества. Первый характеризуется сильным цен­трализованным контролем и иерархическим порядком власти. Вся жизнь здесь подчинена дисциплине, а сотрудничество лю­дей в достижении общих целей имеет принудительный харак­тер. В обществах «промышленного» типа система управления становится более гибкой, принудительная кооперация уступает место добровольной, а власть рассматривается как выражение общей воли свободных граждан.

Военный» тип общества отражает, согласно Спенсеру, более низкую ступень общественного развития по сравнению с обществом «промышленного» типа. Переход от первого ко второму он рассматривал как социальный прогресс. Со временем спенсеровская концепция «однолинейного» прогресса, т.е. непрерывного по­стельного движения общества, модифицируется в теорию усложнений «многолинейной» эволюции, предполагающей в отдельных случаях даже возможность социальной деградации.

Спенсер высоко оценивал конкуренцию в качестве меха­низма совершенствования общества, приписывая ей роль «ес­тественного отбора». Вознаграждая наиболее умелых и усер­дных работников, конкуренция способствует не только повышению интеллектуального и морального уровня обще­ства, но и увеличению объема общественного богатства. Спенсер считал, что необходимо избавляться от неприспособ­ленных членов общества и государство не должно вмеши­ваться в этот процесс.

Спенсер, как и Конт, был противником революционных пре­образований, полагая, что любое вмешательство в естественный ход развития общества может обернуться непредсказуемыми по­следствиями. Он также не разделял социалистических идеалов, считая, что их реализация приведет к подавлению личности, на­саждению уравнительности («поощрение худших за счет луч­ших»), росту бюрократического аппарата, ведающего распреде­лением и перераспределением общественных благ.

Большое внимание Спенсер уделял разработке понятийного аппарата социологии. Он первым стал широко использовать та­кие социологические категории, как «социальная система», «со­циальный институт», «социальная функция» и др. Ему принад­лежит приоритет и в обосновании взаимосвязи изменения социальной структуры и дифференциации функций составляю­щих ее элементов, необходимости координации этого процесса в рамках специальной регулирующей системы.

Выдвинув на первый план изучение структуры общества и функций ее элементов, Спенсер заложил основы структурно-функционального метода, получившего в дальнейшем широкое распространение в социологии. Именно этим и определяется, прежде всего, его заслуга в развитии социологической мысли.

 

2.4. Социологические воззрения Э. Дюркгейма

Эмиль Дюркгейм (1858—1917)— основатель французской социологической школы, автор классических трудов по социологии «О разделении общественного труда», «Правила социоло­гического метода», «Самоубийство» и др. Особенно большое внимание ученый уделял изучению проблем предмета и метода социологии, структуры общества и функциональной роли ее элементов, вопросов социального порядка и социальной дезор­ганизации. Дюркгейм многое сделал для институционализации социологической науки. Он создал первую во Франции кафедру социологии, руководил изданием журнала «Социологический ежегодник», вокруг которого сложилось влиятельное научное направление — французская социологическая школа.

Научные взгляды Дюркгейма нередко определяют одним словом — «социологизм», поскольку предложенный им подход к изучению общества отличался исключительно социологичес­ким характером, когда на первый план выдвигалась задача ис­следования особой социальной реальности, анализом которой не занималась ни одна из существующих наук.

Предметом социологии Дюркгейм считал образующие эту реальность социальные факты, подразделяя их на «морфологи­ческие» и духовные. К первым он относил плотность населения, наличие путей сообщения, характер поселений и т.д. («матери­альный субстрат» общества), ко вторым — традиции, обычаи, религию, мораль, законы, моду и др. («коллективное сознание» общества). Впоследствии Дюркгейм дополнил это истолкование предмета социологии еще одним, определив социологию как на­уку об институтах, их возникновении и функционировании.

В соответствии с пониманием предмета и задач социологии Дюркгейм определял и структуру социологического знания. В целом он делил социологию на три основные части: соци­альную морфологию, социальную физиологию и общую социо­логию.

Социальная морфология аналогична анатомии: она исследует «субстрат» общества, его структуру, материальную форму. В ее сферу входит изучение, во-первых, природных условий жизни людей; во-вторых, народонаселения, его объема, плотности, рас­пределения по территории. Социальная физиология исследует «жизненные проявления общества» и включает в себя ряд частных социологических теорий: социологию религии, социологию морали, социологию права, экономическую социологию и др. общая социология осуществляет теоретический синтез и устанавливает наиболее общие социальные законы.

Основные методологические принципы социологии Дюркгейма были изложены в его работе «Правила социологического метода». В качестве главных среди них можно выделить следу­ющие:

- принцип эмпиризма и объективизма в изучении социальных явлений («социальные факты нужно рассматривать как вещи);

признание специфичности и автономности социальной ре­альности;

• приоритет социальной реальности над индивидуальной, ее решающая роль в детерминации сознания и поведения индиви­да.

Эти принципы позволили Дюркгейму сформулировать неко­торые положения функционального подхода к изучению соци­альных явлений. Чтобы объяснить социальный факт, отмечал Дюркгейм, необходимо выявить его функцию в создании соци­ального порядка. Анализ социальной роли, социальной функции того или иного явления он считал главной задачей социологии.

Изучая различные аспекты социальной жизни людей, Дюрк­гейм постоянно обращался к вопросам: что побуждает индиви­дов сплачиваться, каковы те связи, которые их объединяют. По­этому центральной темой его научного творчества стала проблема социальной солидарности.

В трактовке Дюркгейма солидарность выступает как высший моральный принцип, высшая моральная ценность. По существу, солидарность определяет общественное состояние, социальный порядок общества. Дюркгейм выделял два типа социальной со­лидарности: механическую и органическую. Первая предполага­ет сходство индивидов, тождественность исполняемых ими фун­кций, неразвитость личностных качеств; вторая — самостоя­тельность индивидов, развитость их как личностей, разделение между ними функций в обществе.

Механическая солидарность присуща простым, архаичным обществам, где коллектив поглощает индивида, а наличие реп­рессивного права свидетельствует о подавлении личности и гос­подстве коллективного сознания (в основном религиозного). Органическая солидарность свойственна сложным, развитым обществам и основывается на всеобщем разделении труда, профессиональной специализации, экономической взаимосвязи индивидов. При этом прежнее архаичное коллективное сознание уступает место новому коллективному сознанию, которое все более принимает светский, рационалистический характер. Репрессивное право постепенно заменяется «реституционным» правом, ориентированным на перевоспитание нарушителей закона.

Переход от механической к органической солидарности» Дюркгейм рассматривал как общественный прогресс, главным фактором которого выступает разделение труда. В разделений труда, понимаемом как единство профессиональной специали зации и кооперации, Дюркгейм видел фактор сплочения людей и преодоления центробежных тенденций. Разделение труда вы­нуждает людей обмениваться продуктами своей деятельности, совершенствовать свои профессиональные навыки и, следова­тельно, развивать свои личностные качества. В конечном счете, этот процесс открывает простор для расширения всех сфер «со­циального бытия».

Однако со временем Дюркгейм был вынужден признать, что и в сложных обществах, основанных на разделении труда, встречаются всевозможные социальные патологии, связанные с потерей органической солидарности. Изучая эти явления, он разработал теорию социальной аномии, которая давала научное объяснение процессам социальной дезорганизации.

Под термином «аномия» (буквально «беззаконие») Дюркгейм понимал отсутствие четкой системы социальных ценностей и норм, регулирующих поведение людей. Подобное явление ха­рактерно для переходных и кризисных периодов жизни, когда старые ценности и нормы перестают действовать, а новые еще не утвердились.

Развернутое обоснование концепция социальной аномии по­лучила в фундаментальной работе Дюркгейма «Самоубийство», где на большом статистическом материале прослеживалась ди­намика самоубийств в европейских странах в зависимости от различных социальных факторов. В данном произведении Дюркгейму удалось органично соединить эмпирическое и теорети­ческое в социологическом исследовании.

Дюркгейм внес крупный вклад в развитие социологической мысли. Он заложил основы функционального подхода к изуче­нию общества, разработал не только общую теорию и методо­логию социологического исследования, но и его конкретные методы, правила и процедуры. Введенный им в научный оборот термин «аномия» позволяет дать объяснение дефектов социальных норм и причин отклоняющегося поведения.

 

2.5. «Понимающая» социология М. Вебера

 

Макс Вебер (1864—1920)— выдающийся немецкий социолог, экономист, историк, создатель «понимающей» социологии и теории социального действия. Свои научные взгляды Вебер изложил в работах «Протестантская этика и дух капитализма», «О некоторых категориях понимающей социологии», «Хозяйственная этика мировых религий» и др.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2013-12-14; Просмотров: 1288; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.139 сек.