КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Предыстория и социально-философские предпосылки возникновения социологии
Наконец, по масштабности социологические исследования подразделяются на международные, общенациональные, региональные, отраслевые, локальные. В эмпирическом социологическом исследовании можно выделить три этапа: подготовительный, основной и завершающий. I. На подготовительном этапе происходит разработка программы исследования, которая представляет собой изложение основных задач, методологических принципов, гипотез, правил процедуры и логических последовательных операций для проверки высказанных предположений. Методологический раздел программы составляют следующие элементы: - формулировка проблемы, объекта и предмета исследования; - определение цели и задачи исследования; - интерпретация основных понятий; - предварительный системный анализ объекта исследования; - выдвижение гипотез. В методический раздел программы входят: - конкретизация общей схемы исследования; - определение обследуемой совокупности социальных объектов; - характеристика методов, основных процедур и порядка сбора, обработки и анализа первичных эмпирических данных. В программе должно быть четко указано, является исследование сплошным или выборочным. Сплошное исследование охватывает генеральную совокупность, под которой понимается совокупность всех возможных социальных объектов, подлежащих изучению. Сплошное исследование охватывает выборочную совокупность (выборку), т.е. лишь часть объектов генеральной совокупности, отобранную по специальным параметрам. Выборка должна быть репрезентативной, т.е. отражать основные характеристики генеральной совокупности. Исследование считается репрезентативным (достоверным), если отклонение выборки от генеральной совокупности не превышает 5%. II. На основном этапе исследования происходит сбор социологической информации. К основным методам сбора эмпирических данных относят опрос, наблюдение и документальный метод. 1. Социологический опрос— это самый распространенный метод сбора первичной информации, предусматривающий письменное или устное обращение к группе лиц, называемых респондентами. Опросы, проводимые в письменной форме, называются анкетированием. Анкетирование может быть индивидуальным или коллективным, очным или заочным (например, через почту, газету или журнал). Центральная проблема анкетного опроса — правильная постановка вопросов, которые должны формулироваться четко, недвусмысленно, доступно, в соответствии с решением задач исследования. Анкетные вопросы можно классифицировать по следующим критериям: • содержание: вопросы о фактах сознания, о фактах поведения и о личности респондента; • форма: открытые (без предварительно сформулированных ответов), полузакрытые (наряду с данными вариантами ответов предусматриваются свободные ответы), закрытые (с заранее сформулированными вариантами ответов); • функции: основные (направлены на сбор информации по теме опроса), неосновные (вопросы-фильтры для выявления адресата основного вопроса и контрольные вопросы для проверки искренности респондента). Опросы, проводимые в устной форме, называются интервьюированием. Главное различие между анкетным опросом и социологическим интервью состоит в форме контакта исследователя и респондента: при анкетировании он осуществляется с помощью анкет, а при интервьюировании — путем непосредственного общения. Интервью имеет определенное преимущество: если респондент затрудняется с ответом, он может обратиться за помощью к интервьюеру. Социологическое интервью может быть прямым («лицом к лицу») и опосредованным (телефонное интервью), индивидуальным и групповым, однократным и многократным. Наконец, в прикладной социологии различают три вида интервью: стандартизованное (проводимое по заранее разработанному плану), фокусированное (менее формализованное интервью, цель которого — сбор информации по конкретному вопросу) и свободное (в форме непринужденной беседы). 2. Социологическое наблюдение — это метод сбора первичных данных путем непосредственного восприятия какого-либо явления, свойства и особенности которого фиксируются исследователем. Формы и приемы такой фиксации могут быть самыми различными: записи в бланке или дневнике наблюдения, фото- или кинопленка, аудио- или видеозапись и др. В социологии различают включенное и невключенное наблюдение. При включенном наблюдении исследователь в той или иной степени включен в изучаемый объект и находится в непосредственном контакте с наблюдаемыми. Невключенным называется такое наблюдение, при котором исследователь находится вне изучаемого объекта. Как правило, метод наблюдения в конкретных социологических исследованиях применяется в сочетании с другими способами сбора фактического материала. 3. Документальный метод — это способ получения социологической информации с помощью изучения документов. Этот метод связан с использованием двух основных приемов анализа документальных материалов: традиционного, предполагающего раскрытие содержания документов, и формализованного, связанного с количественным подходом к изучению документальных источников. Последний получил название контент-анализа. Применение контент-анализа целесообразно в следующих случаях: - когда требуется высокая степень точности или объективности анализа; - при изучении больших массивов документов (прессы, записей радио- и телепередач и т.д.); - при обработке ответов на открытые вопросы анкет. Разновидностью документального метода является документально-биографический метод, при котором с помощью изучения личных документов (писем, автобиографий, мемуаров и т.д.) извлекается информация, позволяющая исследовать общество через жизнь конкретной личности. Этот метод чаще используется в историко-социологических исследованиях. III. Завершающий этап социологического исследования предполагает обработку, анализ и интерпретацию данных, получение эмпирически обоснованных обобщений, выводов и рекомендаций. Процесс обработки и анализа данных включает следующие последовательные действия: 1) редактирование информации, основное назначение которого — проверка и унификация полученных данных. На этой стадии осуществляется выбраковка некачественно заполненных анкет; 2) кодирование информации — перевод данных на язык формализованной обработки и анализа; 3) статистический анализ, в ходе которого выявляются статистические закономерности, позволяющие исследователю сделать определение обобщения и выводы. Для проведения статистического анализа социологи применяют программы математико-статисти-ческой обработки. Далее производятся интерпретация и оценка полученных данных, отмечаются ведущие тенденции, устанавливается, какие гипотезы подтвердились, а какие не получили подтверждения. Результаты социологического исследования оформляются в Г»-(виде отчета, который включает характеристику исследования, анализ эмпирического материала, теоретические выводы и практические рекомендации.
1.6. Место социологии в системе наук. Социология занимает особое место в системе общественных наук. Это обусловлено рядом причин: Во-первых, социология в отличие от большинства других общественных наук изучает общество в целом как единую социальную систему; во-вторых, социология выступает в качестве теоретической и методологической основы для специальных общественных наук; в-третьих, социология разрабатывает методы социального измерения, технику и методику изучения жизнедеятельности человека, которые, используются другими общественными и гуманитарными науками. В то же время социология не может развиваться и выполнять свои функции, не взаимодействуя с другими науками. Особенно тесные связи сложились у социологии с философией, историей, политологией, экономической наукой. Изначальной целостностью социальной мысли определяется общее между социологией и философией. Обе эти науки рассматривают общество в целом как интегральное образование, не сводимое к простой сумме составляющих его элементов. Однако социология изучает законы меньшей степени общности, нежели философия. Совершенно очевидно, что понятия и категории социологии более конкретны по сравнению с понятийным аппаратом философии: если философия изучает такие понятия, как материя и сознание, то социология — социальную структуру, социальные институты, социальную организацию общества. Целью философии выступает выработка мировоззрения, а социологии — получение достоверных данных о жизни общества. Диалектическое взаимодействие между философией и социологией проявляется в том, что первая из них формулирует основополагающие принципы понимания общества, а вторая уточняет и конкретизирует эти положения на основе анализа социальной жизни людей во всем ее реальном многообразии. Социология тесно связана с исторической наукой. Их взаимоотношения определяются прежде всего тем, что социологические положения и выводы опираются на обобщение исторических фактов, исторического опыта. Именно поэтому социологи широко используют ретроспективный анализ в эмпирических исследованиях, что в свою очередь обогащает историческую науку, вооружая ее количественными методами анализа явлений. Обращение к методам социологических исследований помогает историкам преодолевать описательный подход к изучению исторических фактов. Углубление взаимосвязи социологии и истории проявилось в возникновении новой научной дисциплины — исторической социологии, призванной осуществить социологический анализ социального опыта прошлого. Важным представляется вопрос о соотношении социологии и политологии: с одной стороны, закономерности политической жизни нельзя выявить без учета особенностей развития общества в целом, а с другой — общество нельзя понять и изменить, не учитывая того влияния, которое оказывают на него различные политические структуры, институты и организации. И социология, и политология обладают способностью быстро реагировать на любые события в обществе, при помощи пилотажных или зондажных исследований оперативно изучать общественное мнение, его динамику в зависимости от политической ситуации. Не случайно на стыке социологии и политологии возникла новая научная дисциплина —- политическая социология. В то же время социология и политология — это разные науки; одна исследует социальную реальность, другая — политическую сферу жизни общества. Поскольку закономерности политической жизни общества могут быть правильно поняты лишь с позиции знания общих социальных законов, социология выступает в качестве общетеоретической основы по отношению к политологии. В свою очередь политологические исследования дают необходимый материал для относительно более широких социологических обобщений. Эффективное взаимодействие существует между социологией и экономической наукой. Социологические исследования не могут не опираться на экономическую теорию, так как процессы, происходящие в сфере материального производства и экономической деятельности людей, оказывают большое воздействие на развитие общества. Но и сами экономические процессы все больше оказываются в зависимости от социальных условий и факторов, потребностей и интересов людей, их мотивации, отношения к труду, ценностных ориентации. Поэтому социология помогает экономистам анализировать роль человеческого фактора на производстве, его влияние на рост производительности труда, повышение качества продукции, решение технологических и управленческих проблем современного предприятия. Органическим проявлением такого сотрудничества стало возникновение нового научного направления — экономической социологии, предметом изучения которой выступают социальные закономерности функционирования и развития экономики, воздействие социальных факторов на сферу экономических отношений. Существуют определенные связи социологии с естественными и точными науками. Именно в процессе взаимодействия социологии с биологией нашел выражение системный подход в науке, получили развитие социальная экология и социальная медицина. Особое значение имеет взаимодействие социологии с математикой, поскольку развитие конкретных социологических сследований невозможно без широкого применения специальных математических методов.
ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ 1. Как можно определить объект и предмет социологии? 2. Каковы наиболее важные социологические категории и законы? 3. Какова структура социологической науки? 4. Каковы функции социологии? 5. Каковы основные методы сбора социологической информации? 6. Каково соотношение и взаимодействие социологии с другими науками?
Основная литература 1. Зборовский Г.Е., Орлов Г.П. Социология. М., 1995. Гл. 1, 2, 5. 2. Комаров М. С. Введение в социологию. М., 1994. Гл. 1. 3. Кравченко А.И. Социология. М., 2001. Разд. I. 4. Социология / Под ред. Г.В. Осипова, Л.Н. Москвичева, М, 1996. Гл. 2. Разд. IV. 5. Социология / Под ред. В.Н. Лавриненко, М, 2000. Гл. 1, 2, 19, 20, 21. 6. Тадевосян Э.В. Социология. М, 1998. Гл. 1, 2. 7. Тощенко Ж.Т. Социология. М., 1994. Гл. 1, 2. 8. Фролов С.С. Социология. М., 1996. Гл. 1, 2. Литература для дополнительного чтения 1. Батыгин Г.С. Лекции по методологии социологических исследований. М., 1995. 2. Бауман 3. Мыслить социологически. М., 1996. 3. Бергер П.Л. Приглашение в социологию. М., 1996. 4. Здравомыслов А.Г. Методология и процедура социологических исследований. М., 1969. 5. Как провести социологические исследования. М., 1990. 6. Методы сбора информации в социологических исследованиях. М., 1990. 7. Рабочая книга социолога. М., 1983. 8. Смелзер Н. Социология. М., 1998. 9. Ядов В.А. Социологическое исследование: методология, программа, методы. М., 1987; Самара, 1995. Лекция 2. ИСТОРИЯ СОЦИОЛОГИИ
Социология, возникшая как самостоятельная наука в XIX в., имеет свою предысторию, связанную с философскими традициями осмысления общества. Первое широкое представление о жизни общества дали античные философы Платон и Аристотель. Социальные воззрения Платона (428/427—348/347 до н.э.) наиболее полно отражены в работе «Государство». Общество, согласно Платону, пребывает в состоянии хаоса до тех пор, пока в нем не установлен твердый порядок. Основой такого порядка должно быть деление общества на три класса: высший, состоящий из мудрецов, управляющих государством; средний, включающий воинов, охраняющих его от смуты и беспорядка; низший, состоящий из ремесленников и крестьян. Платон считал, что люди от природы не равны и управлять могут только те, кто от рождения наделен высшими духовными качествами, — мудрецы и философы. Они должны сохранять нравственную высоту и быть образцом поведения для низших слоев общества. У Аристотеля (384—322 до н.э.) опорой общества выступает средний класс. Кроме того, существуют еще два класса: богатая плутократия и лишенные собственности бедняки. Государство лучше управляется в том случае, если масса бедняков не отстранена от участия в управлении, эгоистические интересы богачей ограничены, а средний класс многочисленнее и сильнее, чем два других. Несовершенство общества, по мнению Аристотеля, устраняется не уравнительным распределением, а моральным улучшением людей. При этом необходимо стремиться не к абсолютному равенству, а к выравниванию жизненных шансов. Частная собственность развивает здоровые эгоистические интересы. Однако чрезмерное неравенство в собственности может представлять опасность для государства. Дальнейшее развитие представления об обществе получили в трудах мыслителей Нового времени. Оригинальные социально-политические идеи высказывал итальянский мыслитель, историк и писатель Никколо Макиавелли (1469—1527). Его главное произведение «Государь» как бы продолжает основную линию платоновского «Государства», но акцент делается на политической проблематике создания сильного государства. Макивелли первым стал рассматривать политику в качестве особой среды деятельности, которая должна осуществляться с учетом естественных причин» и «полезных правил». Правитель, придя к власти, должен опираться на народ, ибо со знатью справиться легче - она малочисленна. Государь должен уметь маневрировать, хитрить, чтобы избежать политических ошибок и расправляться с врагами. Его конкретные поступки не могут оцениваться с точки зрения морали, так как в политике действуют свои особые правила, определяемые соображениями целесообразности и достигнутого результата. Значительный вклад в развитие социальной мысли внес английский философ-материалист Томас Гоббс (1588—1679), который разработал теорию общественного договора, ставшую основой учения о гражданском обществе. Естественное состояние людей, согласно Гоббсу, — это «война всех против всех», абсолютное соперничество людей в борьбе за существование. Именно страх друг перед другом заставляет людей создавать гражданское общество, т.е. такое, которое на договорной основе гарантирует каждому своему члену относительную безопасность. Гражданское общество — высший этап социального развития; оно покоится на юридических нормах, признаваемых всеми. Граждане добровольно ограничивают личную свободу, получая взамен надежную защиту. К непосредственным предшественникам социологии многие исследователи относят таких крупных французских мыслителей, как Ш. Монтескье и А. Сен-Симон. Философ-просветитель и правовед Шарль Луи де Монтескье (1689—1755) особенно плодотворно исследовал различные типы политического устройства общества. Он выделял монархии, деспотии и республики, разделяя последние на демократические и аристократические в зависимости от того, в чьих руках — «всего народа или части его» — находится верховная власть. Основная заслуга Монтескье в этой области исследования состояла в том, что он установил зависимость форм правления от природно-климатических и географических условий, от размера территории страны, численности ее населения, степени развитости торговли, денежного оборота, а также религии, нравов, обычаев, традиций и т.д. Республика, согласно Монтескье, требует небольшой территории, малочисленного населения и преобладания «чувства добродетели». Монархия более вероятна в странах со средней величиной территории и численности населения, она предполагает существование чинов, преимуществ сословного неравенства, предпочтений, что порождает преобладание «чувства чести». Деспотическое правление возникает на обширных территориях с многочисленным населением, среди которого преобладает «чувство страха» перед властью и друг перед другом. Великий социалист- утопист Клод Анри де Сен-СИMOH (1760—1825) был первым мыслителем, заявившим о необходимости синтезирования социально-философских и эмпирических подходов к изучению общества. Он считал, что общество представляет собой живой и целостный организм, функционирующий по объективным законам, которые необходимо исследовать с помощью методов, аналогичных точным методам естественных наук. Эти идеи Сен-Симона в дальнейшем получили развитие в работах его ученика О. Конта, которого и принято считать основоположником социологии в ее современном понимании. Наряду с социально-философскими можно выделить и другие предпосылки возникновения социологии: развитие частных общественных наук (политической экономии, статистики, демографии, правоведения и др.); фундаментальные открытия в области естествознания и точных наук; разочарование в прежних философско-схоластических концепциях общественного устройства; бурное промышленное развитие передовых стран; формирование гражданского общества и нарастающая динамика социальных конфликтов. Таким образом, возникновение социологии было подготовлено всем предшествующим идейным, социально-политическим, экономическим, духовным развитием человечества. Оно также было связано с глубокими изменениями мировоззренческого характера, происходившими в европейских странах в конце XVIII— начале XIX вв., с потребностями становления совершенно нового общества, утверждавшего торжество прав и свобод человека, его экономическую и духовную независимость.
2.2. Позитивистская социология О. Конта Огюст Конт (1798—1857) — французский мыслитель, который считается основоположником социологии как самостоятельной науки. Главный труд Конта — шеститомный «Курс позитивной философии», где впервые давалось развернутое основание необходимости научного изучения общества, вводился сам термин «социология» и намечались общие контуры новой науки. Социология понималась Контом как фундаментальная наука, интегрирующая все знания об обществе. В классификации наук она занимает самое почетное место и призвана открывать и описывать единые, универсальные законы развития общества, неотделимые от законов природы (Приложение, схема 3). Социологический проект Конта основывался на позитивистской доктрине, ядро которой составляли следующие принципы: • натурализм, согласно которому социальные явления подчиняются законам, общим для всей действительности; • методы социального исследования должны быть аналогичны методам естествознания; • истинность понятий и утверждений должна устанавливаться на основе эмпирических проверок; • социальные явления должны быть описаны и выражены в количественных показателях; • социолог должен воздерживаться от ценностных суждений. Значительное внимание Конт уделял разработке методов социологического исследования. Он выделял четыре основных метода: наблюдение, эксперимент, сравнение и метод исторического анализа. При этом наблюдение оценивалось как главный метод, требующий использования математических процедур и замеров изменения состояния социальных объектов. Конт поставил проблему достоверности и точности наблюдений, разработки процедур этого метода, но не решил ее из-за недостатка опыта эмпирических социальных исследований. Социологию в целом Конт подразделял на две части: социальную статику и социальную динамику. Первая призвана изучать строение общества, его структурные элементы, вторая — законы социального развития. В рамках социальной статики Конт выделял три главных социальных института: семью, государство и религию. Семья образует ту простейшую единицу, которая лежит в основе общества. Ее важнейшая функция — воспитание молодого поколения в духе альтруизма, преодоления эгоистических наклонностей человека. Государство выступает как блюститель общественного порядка, согласующий интересы различных социальных групп. Религия выражает духовное, моральное единство общества. Она составляет основу социального порядка: рушится вера — распадаются и социальные связи. Последнее особенно проявляется в ходе революций с их «анархией умов». Социальная динамика — это позитивная теория общественного развития. Первичным фактором социальной динамики является духовное, умственное развитие. Ко вторичным факторам Конт относил климат, расу, среднюю продолжительность жизни человека, рост народонаселения, общественное разделение труда. Конт полагал, что социальные изменения носят закономерный характер. В развитии общества он выделил три стадии: теологическую, метафизическую и позитивную. Теологическая стадия охватывает древность и раннее средневековье вплоть до XVIII в. Она характеризуется господством религиозного мировоззрения и распространением военно-авторитарных режимов. Метафизическая стадия включает период с XIV по XVIII вв., в котором доминируют философско-метафизические воззрения. Сыграв положительную роль в разрушении теологизма, эти воззрения породили другую крайность — революцию, «анархическую республику», социальную дезорганизацию. Высшая, позитивная стадия начинается, по Конту, в XIX в. и связана с утверждением научного, позитивного сознания. На этой стадии устанавливается социальная гармония, происходит быстрое развитие промышленности и науки, наступает расцвет культуры, достигается победа альтруизма над эгоизмом, полностью уходят в прошлое военный дух и милитаризм. В центр духовной жизни выдвигаются ученые-позитивисты, а на смену аристократии приходит социократия, основу которой составляют промышленники и специалисты в области управления. В учении о социальной динамике Конт характеризовал развитие общества как прогрессивное. Он подчеркивал, что человечество беспрерывно совершенствуется в процессе развития цивилизации с физической, нравственной, умственной и политической точек зрения. Конт указывал на большую роль в этом процессе общественного разделения труда и, в частности, политической деятельности, исследованию которой он посвятил труд «Система позитивной политики». Следует отметить, что Конт был убежденным эволюционистом и считал, что изменения в обществе должны носить постепенный, плавный, мирный характер. Он также признавал необходимость частной собственности, полагая, что неважно, кому принадлежат капиталы, лишь бы их использование приносило пользу всему обществу. Идеалом общественного устройства Конт считал социальный порядок, основанный на солидарности всех слоев и групп общества. По его мнению, в достижении социальной гармонии большую роль может сыграть социологическая наука, которая призвана найти нужный механизм взаимодействия между всеми частями общества. Заслуга Конта состояла в том, что он обосновал необходимость научного изучения общества, выделил социологию в качестве самостоятельной науки, ввел само понятие «социология», показал важность социологической науки для решения социальных проблем.
2.3. Органическая теория общества Г. Спенсера Герберт Спенсер (1820—1903) — английский философ и социолог-позитивист, основатель органической школы в социологии. Главное социологическое произведение Спенсера — трехтомный труд «Основания социологии», дающий целостное представление о методологических принципах ученого и его взглядах на общество. Суть органической теории Спенсера заключается в понимании общества как социального организма, подобного биологическому и развивающегося по таким же законам. Последовательно проводя аналогию между социальными и биологическими организмами, Спенсер выделяет следующие их общие черты: • все организмы растут, увеличиваясь в объеме; • они имеют свою внутреннюю структуру; • эта структура усложняется по мере роста; • усложнение структуры сопровождается усилением дифференциации функций составляющих ее частей; • это ведет к развитию взаимодействия между отдельными частями. В подтверждение этих положений Спенсер приводил ряд конкретных аналогий: роль мозга выполняет в обществе правительство, кровообращения — торговля, сосудистой системы — транспорт, питания — промышленность и земледелие и т.д. В то же время Спенсер отмечал и отличие общества от биологических организмов: 1) в нем индивид меньше зависит от социального целого; 2) в биологических организмах элементы существуют ради целого, а общество, состоящее из отдельных индивидов, служит благу своих членов. С органической теорией общества Спенсера тесно связано его учение о всеобщей эволюции, сложившееся во многом под влиянием идей Ч. Дарвина. Эволюцию Спенсер рассматривал как высший закон всего существующего, как источник любого природного и общественного явления. Ее основные моменты - переходы от простого к сложному (интеграция), от однородного к разнородному (дифференциация), от неопределенного к определенному (возрастание порядка). Социальная эволюция, по Спенсеру, представляет собой часть «общего процесса эволюции». Общество развивается от простейших форм к более сложным по естественным законам, которые носят объективный характер. В ходе социальной эволюции происходит совершенствование институтов общества, усложнение их функций. Главное направление социальной эволюции Спенсер видел в нарастании внутренней дифференциации общества (усложнении политической организации, социальном расслоении, появлении новых институтов и т.д.). Любое высокоорганизованное общество состоит из трех главных систем: «производительной», «распределительной» и «регулятивной». Каждая их этих систем включает социальные институты, под которыми Спенсер понимал «устойчивые структуры социальных действий». Например, в рамках «регулятивной системы» он выделял институты социального контроля, куда относил государство, церковь, семью, обряды и традиции («церемониальные институции»). Вся система социального контроля, по Спенсеру, держится на страхе: «страх перед живыми» поддерживается государством, а «страх перед мертвыми» — церковью. Степень строгости социального контроля и централизации управления Спенсер считал одним из главных критериев классификации обществ. Так, он различал «военный» и «промышленный» типы общества. Первый характеризуется сильным централизованным контролем и иерархическим порядком власти. Вся жизнь здесь подчинена дисциплине, а сотрудничество людей в достижении общих целей имеет принудительный характер. В обществах «промышленного» типа система управления становится более гибкой, принудительная кооперация уступает место добровольной, а власть рассматривается как выражение общей воли свободных граждан. Военный» тип общества отражает, согласно Спенсеру, более низкую ступень общественного развития по сравнению с обществом «промышленного» типа. Переход от первого ко второму он рассматривал как социальный прогресс. Со временем спенсеровская концепция «однолинейного» прогресса, т.е. непрерывного постельного движения общества, модифицируется в теорию усложнений «многолинейной» эволюции, предполагающей в отдельных случаях даже возможность социальной деградации. Спенсер высоко оценивал конкуренцию в качестве механизма совершенствования общества, приписывая ей роль «естественного отбора». Вознаграждая наиболее умелых и усердных работников, конкуренция способствует не только повышению интеллектуального и морального уровня общества, но и увеличению объема общественного богатства. Спенсер считал, что необходимо избавляться от неприспособленных членов общества и государство не должно вмешиваться в этот процесс. Спенсер, как и Конт, был противником революционных преобразований, полагая, что любое вмешательство в естественный ход развития общества может обернуться непредсказуемыми последствиями. Он также не разделял социалистических идеалов, считая, что их реализация приведет к подавлению личности, насаждению уравнительности («поощрение худших за счет лучших»), росту бюрократического аппарата, ведающего распределением и перераспределением общественных благ. Большое внимание Спенсер уделял разработке понятийного аппарата социологии. Он первым стал широко использовать такие социологические категории, как «социальная система», «социальный институт», «социальная функция» и др. Ему принадлежит приоритет и в обосновании взаимосвязи изменения социальной структуры и дифференциации функций составляющих ее элементов, необходимости координации этого процесса в рамках специальной регулирующей системы. Выдвинув на первый план изучение структуры общества и функций ее элементов, Спенсер заложил основы структурно-функционального метода, получившего в дальнейшем широкое распространение в социологии. Именно этим и определяется, прежде всего, его заслуга в развитии социологической мысли.
2.4. Социологические воззрения Э. Дюркгейма Эмиль Дюркгейм (1858—1917)— основатель французской социологической школы, автор классических трудов по социологии «О разделении общественного труда», «Правила социологического метода», «Самоубийство» и др. Особенно большое внимание ученый уделял изучению проблем предмета и метода социологии, структуры общества и функциональной роли ее элементов, вопросов социального порядка и социальной дезорганизации. Дюркгейм многое сделал для институционализации социологической науки. Он создал первую во Франции кафедру социологии, руководил изданием журнала «Социологический ежегодник», вокруг которого сложилось влиятельное научное направление — французская социологическая школа. Научные взгляды Дюркгейма нередко определяют одним словом — «социологизм», поскольку предложенный им подход к изучению общества отличался исключительно социологическим характером, когда на первый план выдвигалась задача исследования особой социальной реальности, анализом которой не занималась ни одна из существующих наук. Предметом социологии Дюркгейм считал образующие эту реальность социальные факты, подразделяя их на «морфологические» и духовные. К первым он относил плотность населения, наличие путей сообщения, характер поселений и т.д. («материальный субстрат» общества), ко вторым — традиции, обычаи, религию, мораль, законы, моду и др. («коллективное сознание» общества). Впоследствии Дюркгейм дополнил это истолкование предмета социологии еще одним, определив социологию как науку об институтах, их возникновении и функционировании. В соответствии с пониманием предмета и задач социологии Дюркгейм определял и структуру социологического знания. В целом он делил социологию на три основные части: социальную морфологию, социальную физиологию и общую социологию. Социальная морфология аналогична анатомии: она исследует «субстрат» общества, его структуру, материальную форму. В ее сферу входит изучение, во-первых, природных условий жизни людей; во-вторых, народонаселения, его объема, плотности, распределения по территории. Социальная физиология исследует «жизненные проявления общества» и включает в себя ряд частных социологических теорий: социологию религии, социологию морали, социологию права, экономическую социологию и др. общая социология осуществляет теоретический синтез и устанавливает наиболее общие социальные законы. Основные методологические принципы социологии Дюркгейма были изложены в его работе «Правила социологического метода». В качестве главных среди них можно выделить следующие: - принцип эмпиризма и объективизма в изучении социальных явлений («социальные факты нужно рассматривать как вещи); • признание специфичности и автономности социальной реальности; • приоритет социальной реальности над индивидуальной, ее решающая роль в детерминации сознания и поведения индивида. Эти принципы позволили Дюркгейму сформулировать некоторые положения функционального подхода к изучению социальных явлений. Чтобы объяснить социальный факт, отмечал Дюркгейм, необходимо выявить его функцию в создании социального порядка. Анализ социальной роли, социальной функции того или иного явления он считал главной задачей социологии. Изучая различные аспекты социальной жизни людей, Дюркгейм постоянно обращался к вопросам: что побуждает индивидов сплачиваться, каковы те связи, которые их объединяют. Поэтому центральной темой его научного творчества стала проблема социальной солидарности. В трактовке Дюркгейма солидарность выступает как высший моральный принцип, высшая моральная ценность. По существу, солидарность определяет общественное состояние, социальный порядок общества. Дюркгейм выделял два типа социальной солидарности: механическую и органическую. Первая предполагает сходство индивидов, тождественность исполняемых ими функций, неразвитость личностных качеств; вторая — самостоятельность индивидов, развитость их как личностей, разделение между ними функций в обществе. Механическая солидарность присуща простым, архаичным обществам, где коллектив поглощает индивида, а наличие репрессивного права свидетельствует о подавлении личности и господстве коллективного сознания (в основном религиозного). Органическая солидарность свойственна сложным, развитым обществам и основывается на всеобщем разделении труда, профессиональной специализации, экономической взаимосвязи индивидов. При этом прежнее архаичное коллективное сознание уступает место новому коллективному сознанию, которое все более принимает светский, рационалистический характер. Репрессивное право постепенно заменяется «реституционным» правом, ориентированным на перевоспитание нарушителей закона. Переход от механической к органической солидарности» Дюркгейм рассматривал как общественный прогресс, главным фактором которого выступает разделение труда. В разделений труда, понимаемом как единство профессиональной специали зации и кооперации, Дюркгейм видел фактор сплочения людей и преодоления центробежных тенденций. Разделение труда вынуждает людей обмениваться продуктами своей деятельности, совершенствовать свои профессиональные навыки и, следовательно, развивать свои личностные качества. В конечном счете, этот процесс открывает простор для расширения всех сфер «социального бытия». Однако со временем Дюркгейм был вынужден признать, что и в сложных обществах, основанных на разделении труда, встречаются всевозможные социальные патологии, связанные с потерей органической солидарности. Изучая эти явления, он разработал теорию социальной аномии, которая давала научное объяснение процессам социальной дезорганизации. Под термином «аномия» (буквально «беззаконие») Дюркгейм понимал отсутствие четкой системы социальных ценностей и норм, регулирующих поведение людей. Подобное явление характерно для переходных и кризисных периодов жизни, когда старые ценности и нормы перестают действовать, а новые еще не утвердились. Развернутое обоснование концепция социальной аномии получила в фундаментальной работе Дюркгейма «Самоубийство», где на большом статистическом материале прослеживалась динамика самоубийств в европейских странах в зависимости от различных социальных факторов. В данном произведении Дюркгейму удалось органично соединить эмпирическое и теоретическое в социологическом исследовании. Дюркгейм внес крупный вклад в развитие социологической мысли. Он заложил основы функционального подхода к изучению общества, разработал не только общую теорию и методологию социологического исследования, но и его конкретные методы, правила и процедуры. Введенный им в научный оборот термин «аномия» позволяет дать объяснение дефектов социальных норм и причин отклоняющегося поведения.
2.5. «Понимающая» социология М. Вебера
Макс Вебер (1864—1920)— выдающийся немецкий социолог, экономист, историк, создатель «понимающей» социологии и теории социального действия. Свои научные взгляды Вебер изложил в работах «Протестантская этика и дух капитализма», «О некоторых категориях понимающей социологии», «Хозяйственная этика мировых религий» и др.
Дата добавления: 2013-12-14; Просмотров: 1315; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |