КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Московский государственный
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ_______ МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ Культурные элементы комбинируются в культурный комплекс, все части которого взаимосвязаны. Например, знания индивида выступают в виде культурного комплекса, который состоит из отдельных информационных элементов, каждый из которых несет смысловую нагрузку. Разрабатывая теорию социального действия, Вебер использовал введенное им понятие «идеальный тип», ставшее центральным в его методологии. «Идеальный тип» — это мыслительная, логическая конструкция, с помощью которой исследователь должен изучать явления (через определение степени отклонения этих явлений от данного «идеального типа»). Свою социологию Вебер называл «понимающей», поскольку она призвана раскрыть смысл поведения людей, «понять» и «причинно объяснить» их социальные действия. Именно социальное действие индивида Вебер выводил в качестве предмета социологии. Только на основе анализа социальных действий индивидов, подчеркивал он, могут быть глубоко осмыслены такие сложные понятия, как «общество», «государство», «народ» и др. Вебер выделил четыре «идеальных типа» социального действия: целерациональное, ценностно-рациональное, традиционное и аффективное: • целерациональное действие — действие, предполагающее, ясное осознание цели, соотнесенной с рационально осмысленными средствами ее достижения. Целерационально действует тот индивид, отмечал Вебер, чье поведение ориентировано на цель, средства и учитывает возможные побочные результаты. В качестве типичного примера такого действия может служить экономическое поведение предпринимателя.
• ценностно-рациональное действие — действие, ориентированное на определенные ценности (нравственные, религиозные, эстетические и др.), принятые индивидом. Как отмечал Вебер, ценностно-рационально действует тот индивид, кто, не считаясь с возможными последствиями, поступает в соответствии со своими убеждениями и выполняет то, что требует от него долг, достоинство, религиозные предписания и т.д. • традиционное действие — действие, формируемое на основе подражания тем или иным социальным образцам поведения, закрепленным в культурной традиции и не подлежащим критической оценке. Традиционное действие диктуется привычками, обычаями, верованиями. Значимость этого типа действия определяется тем, что к нему относится большая часть повседневного поведения людей, в котором важную роль играют привычки. • аффективное действие — действие, которое обусловлено эмоциональным состоянием индивида. Главное в таком действии — стремление к немедленному удовлетворению страсти, жажды мести, влечения и т.д. Такое действие находится «на границе» осмысленного человеческого поведения. Вебер считал, что по степени распространения того или иного типа социального действия можно судить о характере и уровне развития всего общества. Так, он отмечал, что в архаичных, примитивных обществах преобладают аффективные и традиционные действия, а в индустриальных, высокоорганизованных обществах — ценностно-рациональные и особенно целерациональные действия. Весь исторический процесс представлялся Веберу как растущая рационализация всех сторон общественной жизни. В его трактовке — это результат воздействия нескольких феноменов, несших в себе рациональное начало, а именно — античной науки, особенно математики, дополненной в эпоху Возрождения экспериментом и техникой; рационального римского права, получившего на европейской почве свое дальнейшее развитие; рационального способа ведения хозяйства, возникшего благодаря отделению рабочей силы от средств производства.
Наиболее последовательное воплощение принцип рациональности, по Веберу, находит в правовом государстве, функционирование которого основывается на рациональном взаимодействии граждан и строгом соблюдении законности. Изучение рациональности как ведущей тенденции западноевропейского капитализма стало главной темой веберовской работы «Протестантская этика и дух капитализма». В ней Вебер показал, что возникновение капитализма в Европе имело не только социально-экономические, но и духовные предпосылки. Особенно важную роль сыграла протестантская религиозная этика, основные принципы которой (трудолюбие, бережливость, честность, расчетливость и т.д.) во многом способствовали развитию предпринимательства и «духа капитализма». Значителен вклад Вебера в разработку проблем политической социологии, в частности, типизации политического господства. Опираясь на свою концепцию социального действия, он выделил три типа легитимного (признанного) господства: легальное, традиционное и харизматическое. Первый тип, которому соответствует целерациональное действие, предполагает подчинение закону, а не личности; второй тип, основанный на традиционном действии, обусловлен обычаями, традициями, «привычкой к определенному поведению»; третий тип базируется на вере в необыкновенный дар (харизма — от греческого «божественный дар») носителя власти и связан с аффективными действиями. Заслуживает также внимания идея Вебера о плебисцитарной демократии, дающей возможность всенародного избрания политического лидера (президента), который мог бы от имени народа направлять деятельность бюрократического государственного аппарата в интересах народных масс. Важное место в научном творчестве Вебера занимает социология религии, главную задачу которой он видел в выявлении смысла религиозных действий. Анализ мировых религий привел исследователя к выводу, что существует определенная взаимосвязь между господствующей в обществе религиозной моралью и экономическим поведением, а религиозно-этические установки оказывают влияние на характер и методы хозяйственной деятельности.
Вебер внес крупный вклад в разработку практически всех отраслей социологического знания. Его идеи, методологические принципы, связанные с «пониманием» социального действия построением «идеальных типов», сравнительной характеристикой разных систем, оказали большое воздействие на развитие теоретической мысли и стимулировали появление новых направлений в мировой социологии XX в.
2.6. Социологическая теория марксизма Особое место в истории социологической мысли занимает учение Карла Маркса (1818—1883) и Фридриха Энгельса (1820—1895), основой которого служило диалектико-материалистическое понимание исторического процесса. Вычленение собственно социологического аспекта марксизма представляет известную сложность, ибо труды этих мыслителей, как правило имеют междисциплинарный характер и содержат немало идеологических и оценочных суждений. Вместе с тем некоторые их работы (например, «Анкета для рабочих» К. Маркса, «Положение рабочего класса в Англии» Ф. Энгельса) опираются на большой эмпирический материал и, по сути, являются социологическими исследованиями. Так, в «Анкете для рабочих» дана разработка почти сотни вопросов, касающихся оплаты труда, продолжительности рабочего времени, условий и охраны труда бюджета семьи и т.д. В целом же в марксизме преобладала разработка общетеоретической социологии. В той или иной степени это нашло отражение в главных трудах Маркса и Энгельса («Немецкая идеология», «Нищета философии», «Критика политической экономии», «Капитал» и др.). Несмотря на философскую и идеологическую ориентацию марксистской теории общества, следует признать, что она, безусловно, содержала немало ценных идей, обогативших общественную мысль XIX в. Наиболее существенные положения социологической теории марксизма сводятся к следующему: • понимание общества как социальной системы, включающей ряд подсистем (экономическую, политическую, правовую, моральную и др.) при определяющей роли в конечном счете экономической. При этом способ производства рассматривается как системообразующий компонент социальной системы, определяющий ее качественную характеристику;
• интерпретация социальной истории как естественно-исторического процесса, основанного на последовательной, поступательной и закономерной смене общественно-экономических формаций — первобытно-общинной, рабовладельческой, феодальной, капиталистической и коммунистической. Каждая из них отличается присущим ей способом производства и прежде всего системой производственно-экономических отношений. Этим в конечном счете определяются особенности социальной структуры, политической системы и духовной жизни общества каждой формации; • обоснование диалектического взаимодействия общественного бытия и общественного сознания. Последнее выступает отражение социальной практики людей, различных видов их совместной деятельности. Тем самым объясняется природа, сущность и содержание общественного сознания; - объяснение социального конфликта в качестве источника общественного прогресса, поступательного развития общества. В марксистской интерпретации социальный конфликт — это не временное или локальное явление, а постоянный и органический компонент общественной жизни. Показав положительную роль конфликтов в жизни общества, Маркс и Энгельс, по сути, заложили основы конфликтологического направления в социологии; - в рамках социологической теории марксизма возникла одна из первых концепций социальной стратификации (6.4). Выделив в качестве главного фактора социальной дифференциациисобственность на средства производства, Маркс и Энгельс представили социальную структуру общества как систему отношений между экономическими классами; • важное методологическое значение имело марксистское положение о личности как носителе общественных отношений. Маркс и Энгельс показали, что личность — это не только объект воздействия социальной среды, но и активный субъект ее преобразования. Изучая механизм взаимодействия личности и общества, они раскрыли его исторически обусловленный характер. Отмечая роль марксизма в развитии социологической мысли, нельзя в то же время не указать его слабые стороны. Среди недостатков марксистской теории многие социологи прежде всего выделяют присущий ей экономический детерминизм, который привел к игнорированию роли культурных и духовных факторов в жизни общества. К существенным недостаткам марксизма относят также преувеличение значения классовой борьбы, революционного насилия в истории, недооценку реформ, механизмов социальной интеграции, поиска согласия в обществе. Не подтвердились на практике и многие прогнозы марксистской социологии, в частности утверждение о неизбежности всемирной победы социализма в обозримом будущем, о неуклонном росте численности пролетариата и возрастании его революционной роли, об усилении абсолютного и относительного обнищания трудящихся при капитализме, о сокращения средних слоев населения и др. Таким образом, в социологической теории марксизма необходимо отделять научное знание от различных идеологизированных и политизированных положений. Многие ценные идея Маркса и Энгельса питали научное творчество таких крупный социологов, как М. Вебер и Э. Дюркгейм. Марксизм оказал значительное влияние на развитие целого ряда школ и направлении современной социологии. 2.7. Социологическая мысль в России Становление социологии как самостоятельной науки начинается в России со второй половины XIX в., когда в условиях пореформенного развития страны заметно возрос интерес к социальным и духовным проблемам жизни общества, к вопросам справедливости и общественного прогресса. В развитии социологической мысли в дореволюционной России можно выделить три этапа: с начала 60-х гг. до 1890 г.; с 90-х гг. до начала XX в.; с начала XX в. до 1917 г. Первый этап был связан с возникновением целого ряда социологических школ и направлений, большинство которых сложилось под влиянием позитивистской социологии О. Конта (2.8.). В позитивизме российских социологов привлекало стремление к научному методу, синтезу знаний, изучению всеобщих социальных законов. Однако увлечение им не было простым заимствованием. Напротив, российские социологи никогда не были ортодоксальными позитивистами и относились к идеям О. Конта достаточно критично. Наиболее полное развитие позитивистский подход получил в научном творчестве М.М. Ковалевского (1851—1916)— известного историка, этнографа и социолога. Он одним из первых применил сравнительно-исторический метод в социологии, с помощью которого исследовал генезис различных социальных явлений, анализировал их «эмбриональные» формы. Этот концептуальный подход Ковалевский называл «генетической социологией», с позиций которой он рассматривал, в частности, происхождение семьи, собственности и государства. В русле позитивизма развивалась и «натуралистическая» школа, в рамках которой возникло несколько течений и направлений социологической мысли. Среди них большой самобытностью отличалась концепция географического детерминизма, разработанная крупным географом и социологом Л.И. Мечниковым (1838—1888). Решающую роль в развитии общества этот ученый отводил влиянию гидрологического фактора (рек, морей, океанов). Его теория содержала немало ценных идей, относящихся к пониманию механизма взаимодействия природы и общества. В лоне «натуралистической» школы сформировалось также «социал-органическое» направление, которое развивалось под сильным влиянием социологических взглядов Г. Спенсера (2.9). Однако наиболее авторитетным представителям этого направления - А.Я. Стронину (1826—1889) и П.Ф. Лилиенфельду (1829-1903) — удалось выйти за рамки классических аналогий между обществом и организмом. Так, Стронин стремился установить специфические законы функционирования «социального тела» которые он усматривал в проявлении в общественной жизни социологических и политических законов. Особенно заметную роль на первом этапе развития социологии в России играла «этико-субъективная» школа, наиболее яркими представителями которой были видные публицисты, идеологи народничества П.Л. Лавров (1823—1900) и Н.К. Михайловский (1842—1904). Эти мыслители, критикуя натурализм и биологизаторство в социологии, считали, что объективное изучение общественных явлений должно сочетаться с их субъективной оценкой, основанной на принципах этики и социальной справедливости. В центре их научных интересов находились вопросы общественного прогресса и социального идеала. В качестве ведущей силы общественного прогресса Лавров и Михайловский рассматривали «критически мыслящую личность», которая в их трактовке выступала как творец истории и одновременно как носитель нравственного идеала. Главная задача социологии как науки, по мнению Лаврова и Михайловского, состоит в том, чтобы раскрыть гуманистическое содержание общественного прогресса и соотнести его с потребностями развития личности. Сущность прогресса они видели в росте социальной солидарности и сознательности личности, в смене застывших социокультурных форм гибкими, динамичными структурами и отношениями, отвечающими общественному идеалу. К «этико-субъективной» школе тесно примыкает психологическое направление, представленное, прежде всего, известным историком и социологом Н.И. Кареевым (1850—1931). Предметом изучения социологии он считал духовное взаимодействие людей как определяющий фактор социальной жизни. В своей теории «исторического прогресса» Кареев проводил различие между «эволюцией» как объективным процессом и «прогрессом» как процессом, измеряемым мерой свободы и развития личности. Ему принадлежит несомненная заслуга в обосновании степени свободы личности как высшего критерия социального прогресса. На втором этапе (1890 г. — начало XX в.) начинается процесс институционализации социологии, которая проникает в академическую среду и все более положительно оценивается в научных и общественных кругах. Предпринимаются отдельные попытки преподавать социологию как учебную дисциплину. Однако намерения открыть кафедры или факультеты социологии не получают поддержки правящих кругов. Нет и специальных социологических изданий. Тем не менее, количество публикаций по социологии продолжает расти. Переводятся и издаются практически все работы наиболее известных западных социологов. В тот же период возникают новые направления в социологии, среди которых наиболее влиятельным становится социологическая школа права. Представители этой школы — известные правоведы и социологи Н.М. Коркунов (1853—1904), С.А. Муромцев (1850—1910), П.И. Новгородцев (1866—1924) и др. — выступали с резкой критикой позитивизма и стремились дать нормативистское, нравственно-правовое обоснование общественной жизни. Заслуга этих исследователей состояла в том, что им удалось глубоко разработать ряд гносеологических и методологических проблем социологического познания. К концу второго этапа российская социология выходит на международную арену. Российские социологи активно участвуют в работе Международного института социологии, а М.М. Ковалевский и П.Ф. Лилиенфельд избирались его президентами. В то же время наметились сдвиги и в процессе институционализации российской социологии. Благодаря усилиям М.М. Ковалевского в 1908 г. была открыта первая в России кафедра социологии при частном Психоневрологическом институте в Петербурге. Кафедра провела большую работу по организации преподавания социологии, осуществила четыре выпуска сборника «Новые идеи в социологии». Третий этап (начало XX в. — 1917 г.) развития российской социологии отличен признанием ее в качестве объективной науки и ростом интереса к проведению широких эмпирических социологических исследований. Ведущей ориентацией социологической мысли на этом этапе становится неопозитивизм, наиболее известными представителями которого были КМ. Тахтарев (1857 - 1925) и П.А. Сорокин (1889—1968). Среди российских социологов К.М. Тахтарев одним из первых обратил внимание на важность использования в социологии эмпирических методов — наблюдения, эксперимента и социально-статистического измерения. Он постоянно подчеркивал, что тематики социология не может стать точной и объективной. Отсюда его стремление переориентировать социологию на изучение функциональных, а не эволюционных законов, ибо установление последних не опирается на математические методы верификации знания. Наиболее развернутое обоснование неопозитивистская концепция получила в работах П.А. Сорокина, который сформулировал пять «основных и руководящих принципов» социологического подхода: 1) социология как наука должна строиться по типу естественных наук; 2) социология должна изучать мир таким, каков он есть; 3) социология должна быть «объективной дисциплиной», т.е. изучать реальные взаимодействия людей, доступные эмпирическому измерению; 4) поскольку социология стремится быть опытной и точной наукой, она должна отказаться от «философствования» в смысле создания умозрительных систем; 5) разрыв с философствованием означает и разрыв с идеей монизма, т.е. сведения любого явления к одному какому-нибудь началу. Итогом российского периода творчества П.А. Сорокина (в 1922 г. он был выслан из России) является двухтомная «Система социологии». Высказанные здесь идеи о критериях социальной стратификации (6.4), вертикальной и горизонтальной мобильности (6.7), методологии изучения социальных групп и социальной структуры общества стали исходными для тех теорий и концепций, которые принесли их автору всемирную известность. Научная и организационная деятельность П.А. Сорокина во многом способствовала ускорению процесса институционализации социологической науки. При его активном участии создается первое в стране социологическое общество, образуются кафедры социологии в Петроградском и Ярославском университетах, учреждается ученая степень по социологии. Процесс институционализации социологии по инерции продолжился и в первые годы советской власти: в 1920 г. в Петроградском университете был открыт первый в стране социологический факультет, который возглавил П.А. Сорокин. Однако в дальнейшем социология была объявлена буржуазной наукой и научные исследования в этой области были запрещены. Таким образом, социология в дореволюционной России развивалась как часть общемировой социологической мысли. Испытывая влияние различных течений западной социологии, она вместе с тем выдвинула немало собственных теорий и концепций, отразивших своеобразие развития российского общества. Возрождение социологической науки в нашей стране начинается в конце 1950-х — начале 1960-х гг. в связи с либерализацией политического режима. В 1969 г. был создан Институт конкретных социальных исследований (ныне — Институт социологии). С 1974 г. стал издаваться журнал «Социологические исследования», появились социологические службы на предприятиях. Последующее интенсивное развитие социологии связано с кардинальными переменами в жизни страны начиная с середины 80-х гг. В 1987 г. был создан Всесоюзный центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ), а также ряд независимых социологических служб. Опросы населения по самым разным вопросам, практическое использование социологической информации стали распространенным явлением. Социология вошла в структуру высшего образования, стала преподаваться в качестве учебной дисциплины. Открылись широкие возможности для интеграции российской социологии в мировое научное сообщество. Значительный вклад в развитие современной социологической мысли вносят известные отечественные социологи: И.В. Бестужев-Лада, Т.И. Заславская, А.Г. Здравомыслов, Ю.А. Левада, Г.В. Осипов, В.А. Ядов и др.
2.8. Основные направления современной социологии Современная социология отличается необычайным разнообразием научных школ и направлений. Все они могут быть разделены на две большие группы: макросоциологические теории и микросоциологические теории. Среди первых наиболее влиятельными являются структурный функционализм и теория социального конфликта. Концептуально-теоретические основы структурного функционализма разработал видный американский социолог Толкотт Парсонс (1902—1979), предложивший рассматривать общество как целостную систему, состоящую из функционально взаимосвязанных элементов. В качестве таких элементов могут выступать индивиды, группы, коллективы и другие общности, внутри которых и между которыми устанавливаются функциональные отношения. Характер этих связей и отношений позволял построить более или менее полную картину общества. Естественно, при таком подходе менялось и представление о предмете социологии, который полностью сводился к выявлению социальных связей и взаимосвязей. Парсонс пытался сформулировать универсальные принципы Функционирования социальных систем. Он считал, что любая социальная система для сохранения своего равновесия должна выполнять следующие функции: • приспособление к окружающей среде (адаптация); • определение и достижение целей (целедостижение); • координация функций и поддержание внутреннего единства (интеграция); • снятие напряжения и воспроизводство культурно-ценностных образцов, норм и стандартов поведения (латентность — поддержание образца). На уровне общества в целом функцию адаптации выполняет экономическая подсистема, функцию целедостижения — политическая подсистема, функцию интеграции — правовые и социокультурные институты, латентную функцию — институты семьи, образования, религии. Парсонс рассматривал развитие общества как эволюционный процесс, характеризующийся растущим упорядочением системных отношений, повышением сложности систем и увеличением их возможностей для удовлетворения своих потребностей. В противовес структурно-функциональному подходу, делающему акцент на стабильности социальных систем и эволюционных формах их развития, в современной социологии сложилось конфликтологическое направление, наиболее известными представителями которого являются американский социолог Л. Козер и немецкий политолог и социолог Р. Дарендорф. Льюис Козер (р. 1913)— автор теории позитивно-функционального конфликта, в рамках которой обосновывается главный тезис, что стабильность социальной системы не исключает, а, напротив, предполагает борьбу интересов, социальные коллизии и столкновения. По теории Л. Козера, социальные конфликты выступают как неотъемлемый атрибут социальных отношений и выполняют такие позитивные функции, как интеграция социальной структуры, поддержание солидарности внутри групп, укрепление межличностных отношений, разрядка напряженности в обществе и др. За конфликтами признается также важная роль в обновлении общества: они не только порождают новые социальные институты и нормы, но и стимулируют экономический и технологический прогресс. Значительный вклад в развитие современной конфликтологии внес Ральф Дарендорф (р. 1929), разработавший концепцию конфликтной модели общества. Предложенная им теоретическая конструкция основана на четырех положениях: 1) каждое общество в каждый момент находится в процессе изменений; 2) в каждом обществе есть несогласие и конфликт; 3) каждый элемент в обществе способствует его интеграции и изменениям; 4) каждое общество базируется на господстве одних его членов над другими. Происхождение социальных конфликтов, их причины Р. Дарендорф объясняет преимущественно политическими факторами: это борьба за власть, престиж, авторитет, возможность распоряжаться ресурсами. Конфликты могут возникать в любом сообществе, где есть господство и подчинение: одни группы имеют власть и стремятся ее сохранить, а другие лишены власти и хотят изменить существующее положение. Признавая конфликты естественным состоянием общества, Р. Дарендорф вместе с тем считает, что они должны быть легализированы, институционализированы, разрешаться на основе существующих в обществе норм и правил. Наиболее благоприятные условия для регулирования социальных конфликтов существуют, по его мнению, в демократическом, открытом обществе, для которого характерны политический плюрализм, гибкая система управления и высокая мобильность (6.7). Если структурный функционализм и конфликтология исследуют социальные явления и процессы на уровне общества и его крупных структур, то микросоциологические теории делают упор на изучение поведения людей, их социальных взаимосвязей. К основным микросоциологическим теориям относятся символический интеракционизм, феноменология, этнометодология и теория социального обмена. Создателем теории символического интеракционизма считается известный американский философ, социальный психолог и социолог Джордж Герберт Мид (1863—1931), который разработал исходные принципы этого социологического направления, получившие развитие в работах его ученика Герберта Блумера (1900—1986). Основные положения символического интеракционизма сводятся к следующему: • люди действуют, руководствуясь прежде всего символическими значениями, которые они придают тем или иным объектам; • сами символические значения есть продукт социального взаимодействия; • символические значения возникают и изменяются посредством их интерпретации и переопределения. Рассматривая социальное взаимодействие как обмен между людьми социальными символами (словами, жестами и т.д.) и к интерпретацию этих символов, представители символического интеракционизма считают, что изучение непосредственных взаимодействий индивидов позволяет объяснить все социальные процессы, происходящие в обществе. Близким к символическому интеракционизму является феноменологическое направление, основы которого разработал австро-американский философ и социолог Альфред Шюц (1899—1959). Свою цель эта социологическая школа видит в познании социальной реальности через изучение повседневной жизни людей, анализ обыденного сознания. Исследования концентрируются на выявлении универсальных структур, возникающих в процессе социального взаимодействия. Главная методологическая задача феноменологической социологии — открытие общих, типичных форм организации повседневной жизни, поскольку обыденный мир — «высшая реальность», где человеческая субъективность воплощается наиболее последовательно и полно. К феноменологии непосредственно примыкает этнометодологическое направление в социологии, основателем которого считается американский социолог Гарольд Гарфинкель. Этнометодология рассматривает социальную реальность как продукт интерпретирующей деятельности людей и сосредоточивает свои усилия на эмпирических исследованиях единичных и локальных актов социального взаимодействия как речевой коммуникации. При этом основное внимание уделяется изучению обыденных норм, правил поведения, смыслов языка общения, скрытых механизмов межличностных взаимоотношений в повседневной жизни. Этнометодология критикует методы традиционной социологии как искусственное наложение готовых схем на реальное человеческое поведение. Особое место среди микросоциологических концепций занимает теория социального обмена, одним из авторов которой является американский социолог Джордж Хоманс (1910—1989). Своеобразие предложенного им подхода заключалось в применении принципов бихевиоризма (буквально «наука о поведении» от англ. behaviour — поведение) для объяснения социальных явлений и процессов. В интерпретации Дж. Хоманса социальное взаимодействие выступает как процесс обмена, участники которого стремятся максимизировать выгоду и минимизировать затраты. Обмен определяется четырьмя основными принципами, трактуемыми в духе бихевиоризма: - принцип успеха: чем чаще вознаграждается данный тип действия, тем выше вероятность его повторения; • принцип стимула: если стимул привел к успешному действию, то в случае повторения этого стимула будет воспроизводиться данный тип действия; • принцип ценности: чем выше ценность вероятного результата, тем больше прилагается усилий для его достижения; • принцип «насыщения»: когда потребности близки к насыщению, прилагается меньше усилий для их удовлетворения. С помощью этих принципов Дж. Хоманс пытался даже объяснить процессы, происходящие на макроуровне, что выявило определенные методологические изъяны данного социологического направления. Следует отметить, что в последние десятилетия наметилась тенденция к преодолению разрыва макро- и микросоциологии. Успешное решение этой актуальной задачи могло бы означать переход к качественно новому этапу в развитии современной социологии.
ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ 1.Каковы социально-философские предпосылки возникновения социологии? 2. В чем сущность позитивистской социологии О. Конта? 3. В чем специфика социологической теории Г. Спенсера? 4. Что понимается под «социологизмом» Э. Дюркгейма? 5. Почему социология М. Вебера называется «понимающей»? 6. Каковы основные положения социологической теории марксизма? 7.Какие течения социологической мысли существовали в дореволюционной России? 8.В чем смысл структурно-функционального направления в современной социологии? 9.Что представляет собой конфликтологическое направление в современной социологии? Основная литература 1. Зборовский Г.Е., Орлов Г.П. Социология. М., 1995. Гл. 3, 4. 2. Комаров М.С. Введение в социологию. М, 1994. Гл. 2. 3. Социология / Под ред. В.Н. Лавриненко, М., 2000. Гл. 3—6. 4. Социология / Под ред. Г.В. Осипова, Л.Н. Москвичева. М., 1996. Гл. 1. 5. Социология / Общ. ред. Э.В. Тадевосяна. М, 1995. Гл. 2, 3. 6. Тадевосян Э.В. Социология. М., 1998. Гл. 3. Литература для дополнительного чтения 1.Арон Р. Этапы развития социологической мысли. М., 1993. 2.Голосенко И.А., Козловский В.В. История русской социологии XIX—XX вв. М., 1995. 3.Гофман А.Б. Семь лекций по истории социологии. М., 1995. 4.Громов И.А., Мацкевич А.Ю., Семенов В.А. Западная социология. СПб., 1997. 5.История социологии / Под общ. ред. А.Н. Елсукова и др. Минск, 1997. 6.История социологии в Западной Европе и США. М., 1999. 7.История теоретической социологии. М., 1995. 8.Монсон П. Современная западная социология. СПб., 1992. 9.Современная американская социология. М., 1994.
10.Современная западная социология. Словарь. М., 1990. 11.Социологический энциклопедический словарь. М., 1998. Лекция 3. ОБЩЕСТВО И ЕГО СТРУКТУРНЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ 3.1. Социальное действие как первичный элемент социальной жизни Социальное действие представляет собой простейший элемент любого вида социальной деятельности людей. Изначально оно содержит в себе все основные черты, противоречия, движущие силы, присущие социальным процессам. Не случайно многие известные социологи выделяют социальное действие в качестве первоосновы социальной жизни. Понятие «социальное действие» было введено в социологию и научно обосновано М. Вебером (2.5). Социальным он называл такое действие, которое «по предполагаемому действующим лицом смыслу соотносится с действиями других людей и ориентируется на него». Другими словами, социальное действие — это преднамеренный, осознанный поведенческий акт, ориентированный на других людей, их возможные ответные действия. Следовательно, социальное действие предполагает два основных условия: субъективную мотивацию и ориентацию на других. Исходя из этого, нельзя считать действие социальным, если оно является чисто подражательным, когда индивид действует как атом толпы или когда он ориентируется на какое- либо природное явление (так, если раскрывают зонты, то это не социальные, а просто однотипные действия для защиты от дождя). Любое социальное действие включает в себя следующие основные элементы: 1) субъект; 2) цель; 3) метод; 4) объект; 5) результат. Важно учитывать конкретную среду («ситуацию»), в которой осуществляется социальное действие. Эта среда (материальная, социальная, культурная) во многом определяет условия и средства социального действия. Под условиями действия понимаются те элементы внешнего окружения, которые действующее лицо не может изменить, а под средствами — элементы, которые оно контролирует. Исходным моментом социального действия является возникновение потребности у индивида. Это могут быть потребности в безопасности, общении, самоутверждении, достижении высокого положения в обществе и т.д. Потребность соотносится индивидами с условиями внешней среды, актуализируя строго определенные мотивы. Социальный объект в соединении с актуализируемым мотивом вызывает интерес. Постепенное развитие интереса ведет к появлению у индивида цели в отношении конкретных социальных объектов. Момент появления цели означает осознание индивидом ситуации и возможность дальнейшего развития активности, которая далее приводит к формированию мотивационной установки, означающей потенциальную готовность к совершению социального действия. Таким образом, основными элементами механизма социального действия являются потребность индивида, актуализован-ный мотив, интерес, цель и мотивационная установка. Одну из первых типологий мотивации социальных действий разработал М. Вебер, выделивший четыре их типа: целерацио-налъное действие, ценностно-рациональное действие, традиционное действие и аффективное действие (2.5). Вероятность реализации того или иного типа мотивации социального действия зависит от многих причин. На личностном уровне особенно сказываются индивидуальные особенности, культурно-интеллектуальные возможности человека. На массовом уровне большое 'начение имеют формы организации социальной жизни, характер экономических отношений, особенности политической системы и социокультурной среды. Социальные действия, выражающие зависимость людей, формируют социальную связь. В структуре социальной связи можно выделить следующие элементы: • субъекты социальной связи (может быть любое количество людей); • предмет социальной связи (т.е. по поводу чего осуществляется связь); • механизм регуляции социальной связи («правила игры»). другом. Так, изменение числа участников связи может отразиться на характере ее регуляции (например, если хозяйственные связи между соседями регулируются на основе моральных норм, то между смежными предприятиями — уже на правовой основе). На регулировании социальной связи сказывается и характер ее предмета. Так, у военнослужащих регулирование связи жестко регламентировано, а у научных работников — допускает значительную степень свободы. Особое значение имеет разграничение непосредственных и опосредованных связей. Первые устанавливаются чаще всего визуально, на межличностном уровне, вторые — предполагают посредников, ряд промежуточных звеньев. По мере развития общества, его усложнения все большую роль играют опосредованные связи. Социальная связь может выступить в виде как социального контакта, так и социального взаимодействия. Социальные контакты — это, как правило, внешние, поверхностные, неглубокие связи между людьми. Гораздо более важную роль играют социальные взаимодействия, которые определяют главное содержание социальной жизни (3.2). 3.2. Социальные взаимодействия и социальные отношения Социальное взаимодействие (интеракция) — это система взаимообусловленных социальных действий, при которой действия одного субъекта одновременно являются причиной и следствием ответных действий других субъектов. Говоря иначе, это обмен действиями, которые сопряжены друг с другом. Именно сопряженность действий, их возобновля-емость, регулярность отличают социальное взаимодействие от единичных социальных контактов, делают его основой социальной жизни. Социальные взаимодействия могут классифицироваться по самым различным категориям. Так, П.А. Сорокин (2.7) разграничивал их следующим образом: • по количеству субъектов взаимодействия — на взаимодействия двух индивидов, одного и многих, многих и многих индивидов; • по продолжительности — на кратковременные и долговременные; • по характеру — на односторонние и многосторонние; • по организованности — на организованные и неорганизованные; • по сознательности — на сознательные и стихийные; • по «материи» обмена— на интеллектуальные (идейные), чувственно-эмоциональные и волевые. Как и все виды социальной связи, социальные взаимодействия могут быть непосредственными и опосредованными. Первые возникают в ходе межличностного общения, вторые — в результате совместного участия людей в сложных системах (так, предприниматель, изменяющий оплату труда, включается в процесс взаимодействия со всеми рабочими, в том числе и с теми, об индивидуальном существовании которых он даже не знает). Выделяют также два основных типа социального взаимодействия: сотрудничество и соперничество. Сотрудничество предполагает наличие общих, совместных целей. Оно проявляется во множестве конкретных взаимоотношений между людьми (деловое партнерство, политический альянс, торговый союз, движения солидарности и т.д.) и строится на основе взаимоподдержки, взаимопомощи, признательности, уважения, стремления учитывать интересы партнера. Особой формой сотрудничества является кооперация, основу которой составляет социальный обмен услугами (материально-хозяйственными, интеллектуальными, образовательными, управленческими и др.). Соперничество предполагает наличие единого неделимого объекта притязаний субъектов взаимодействия (авторитет, голоса избирателей, территория, властные полномочия и т.д.). Оно характеризуется стремлением опередить, отстранить, подчинить или уничтожить соперника. Соперничество может принимать вид конкуренции и конфликта. Конкуренция — это соперничество, при котором субъекты взаимодействия пытаются только опередить друг друга (например, предложить более качественный или дешевый товар). Конкуренция не обязательно предполагает знание конкретного соперника (например, участие в творческом конкурсе, спортивных соревнованиях и т.д.). Даже если соперник известен, то главное — добиться лучших результатов на данном поприще. Конфликт — это всегда прямое столкновение соперников. В отличие от конкуренции для конфликта характерны знание соперника и ожидание ответных действий с его стороны. Рассматривая сотрудничество и соперничество как основные типы социального взаимодействия, современная социология избегает крайностей в их оценке. Так, конфликтологи признают пользу соперничества и рассматривают конфликты как источник развития системы социальных взаимодействий (2.8). На основе социальных взаимодействий формируются социальные отношения, которые являются необходимой предпосылкой образования различных социальных групп и общностей. Социальные отношения — это устойчивая система взаимодействий, предполагающая определенные взаимные обязательства партнеров. Социальные отношения отличаются продолжительностью, систематичностью, самовозобновляющимся характером. Так, когда говорят о межгосударственных отношениях, то имеют в виду сложившуюся и воспроизводящуюся систему отношений между странами как в сфере хозяйственно-экономической, так и в политической, культурной, научной и др. По своему содержанию социальные отношения чрезвычайно многообразны. Это определяется прежде всего необычайно широким диапазоном тех целей и ценностных ориентации, которыми руководствуются в своих взаимоотношениях социальные субъекты (богатство, власть, престиж, справедливость, дружба и др.). Среди социальных отношений особое место занимают отношения зависимости, поскольку они пронизывают все системы социальных связей и отношений. Социальная зависимость может принимать формы структурной и латентной (скрытой) зависимости. Первая связана с различием статусов (3.3) в группе, что характерно для организации, где подчиненные зависят от руководителя. Вторая возникает из-за обладания социально значимыми ценностями независимо от официального статуса (так, руководитель может иметь подчиненного, от которого зависит в денежном отношении). Наибольший интерес среди социальных отношений зависимости представляют властные отношения, в социологическом объяснении которых существуют два подхода. Первый подход связан с именем М. Вебера (2.5) и акцентирует внимание на личностных способностях одних людей контролировать действия других. Второй подход, называемый «системным», вытекает из того, что основой власти в организованном сложном обществе является официальный статус руководителя, заставляющий других подчиняться ему независимо от личностных качеств руководителя и подчиненных. Оба подхода к объяснению сущности властных отношений подтверждаются социальной практикой. Так, возникновение политической партии нередко начинается с того, что появляется лидер, обладающий способностью к руководству людьми, оптимальному использованию ресурсов власти. Однако для укрепления своего влияния этот лидер должен получить официальный статус руководителя, узаконить свое общественное положение. Социальные отношения охватывают очень широкий круг социальных систем и подсистем. Они могут быть экономическими, политическими, правовыми, профессиональными, семейно-родственными, национально-этническими, религиозными, социокультурными и др. Из этого многообразия социальных отношений социологи-марксисты выделяют две основные их группы: материальные и идеологические. К первым относятся экономические, производственные, а также материальные отношения людей к природе; ко вторым — политические, правовые, нравственные, эстетические, религиозные и др. При этом идеологические отношения представляют собой надстройку над материальными общественными отношениями. Социальные отношения являются тем устойчивым элементом, на основе которого возникают различные социальные общности людей. 3.3. Социальные статусы Понятие «статус» пришло в социологию из юриспруденции, где оно означает правовое положение юридического лица. Развернутое социологическое обоснование этой категории было Дано в работах известных американских социологов Р. Линтона, Р- Мертона и др. В самом широком смысле социальный статус — это позиция индивида в обществе, предполагающая определенные права и обязанности. Поскольку индивид включен в самые различные системы социальных связей и отношений, где занимает соответствующие позиции, у него не один, а несколько статусов. Эти статусы различаются в зависимости от пола, возраста, национальности, происхождения, семейного положения, образования, профессии, должности, характера выполняемой работы, партийной и профсоюзной принадлежности, религиозности и т.д. Совокупность всех этих статусов индивида называют «статусным набором». В статусном наборе выделяют главный статус, который определяет положение человека в обществе в целом. Это наиболее характерный для данного индивида статус, с которым его идентифицируют (отождествляют) другие люди. Чаще всего такой статус связан с профессиональным видом деятельности, родом занятий, должностью по основному месту работы. В любом случае главный статус определяет стиль и образ жизни, круг знакомых, манеру поведения и т.д. Разновидностями социального статуса являются предписанные и достигнутые статусы. Предписанным (приписываемым, приписанным, аскриптив-ным) называется статус, который индивид получает от рождения независимо от своей воли и желания. Такой статус определяется полом, национальностью, этническим происхождением, местом рождения, системой родства и т.д. К этому виду относятся также статусы, связанные с титулами, передаваемыми по наследству (князь, граф, барон и т.д.). Достигнутым (достигаемым) называется статус, приобретенный благодаря собственным усилиям индивида. Он определяется образованием, профессией, квалификацией, должностью и т.д. Этот статус предполагает свободу выбора, активность личности, ее способность принимать самостоятельные решения. В ряде случаев трудно установить вид статуса. Тогда говорят о смешанном статусе, сочетающем черты предписанного и достигнутого (статусы пенсионера, инвалида, безработного и др.). Следует отметить известную условность указанного подразделения статусов, поскольку в настоящее время у человека появляется возможность изменить пол и расу с помощью медицины. Поэтому при характеристике предписанного, часто прирожденного статуса, строго говоря, имеются в виду биологические пол и раса в отличие от социально приобретенных. Соотношение предписанных и достигнутых статусов в социальной структуре общества, степень их распространения могут служить важным показателем демократизма, цивилизованности данного общества. Исторический опыт показывает, что в традиционном доиндустриальном обществе преобладали предписанные статусы, которые и определяли в целом картину общественной жизни. В современном обществе, напротив, доминируют достигнутые статусы, стимулирующие социальную активность личности, развитие ее духовной свободы и самостоятельности. От социального статуса принято отличать личный статус, который отражает положение, занимаемое индивидом в малой группе в зависимости от того, как он оценивается по своим личностным качествам. Социальный и личный статус не всегда совпадают: человек может занимать важное место в общественно-политической иерархии и в то же время быть аутсайдером на спортивной площадке. И наоборот, человек может быть неформальным лидером в компании друзей или в спортивной команде. Существует определенная иерархия статусов, место в которой называется статусным рангом. Выделяют высокий, средний и низкий статусные ранги. Иерархия может иметь место между статусными группами (межгрупповая иерархия) и между статусами индивидов в рамках одной группы (внутригрупповая иерархия). Противоречия в межгрупповой и внутригрупповой иерархиях проявляются в расхождении статусов, которое возникает при двух обстоятельствах: S когда индивид имеет высокий статусный ранг в одной группе и низкий — в другой; • когда права и обязанности одного статуса несовместимы с правами и обязанностями другого (например, статус народного депутата несовместим со статусом министра). При характеристике любого социального статуса выделяют следующие компоненты: • статусные права и обязанности: первые определяют то, что носитель данного статуса может делать, вторые — что он Должен делать; • статусный диапазон: установленные рамки, в которых осуществляются статусные права и обязанности; • статусные символы: внешние знаки отличия, позволяющие разграничивать носителей разных статусов (военнослужащие носят форму, у каждого сословия и класса — свой стиль одежды и своя атрибутика); • статусный образ, или имидж: совокупность представлений о том, как должен выглядеть и вести себя индивид в соответствии со своим статусом; • статусная идентификация: определение степени соответствия индивида своему статусу. Таким образом, статусы определяют содержание и характер социальных отношений. Они выступают в качестве структурных элементов социальной организации общества, обеспечивающих социальные связи между субъектами общественных отношений. Общество не только формирует социальные статусы, но и создает механизмы их воспроизводства, регулируя распределение индивидов по определенным социальным позициям. Соотношение различных статусов в социальной структуре — существенная характеристика общества, его социальной и политической организации. Понятие социального статуса тесно связано с понятием социальной роли, которая является его функцией, динамической стороной, т.е. ожидаемым поведением индивида в зависимости от его позиции в обществе. 3.4. Социальная роль как динамический аспект социального статуса Социальная роль — это модель поведения, ориентированная на данный статус. Это понятие отражает такие ситуации социального взаимодействия, когда регулярно на протяжении длительного времени воспроизводятся определенные стереотипы поведения. Поэтому социальную роль можно определить и как ожидаемое поведение индивида, обусловленное его статусом в обществе. Иными словами, это вид поведения, направленный на выполнение прав и обязанностей, присущих конкретному статусу. Социологи рассматривают социальную роль как динамический аспект социального статуса. Если статус статичен, т.е. фиксирует позицию в данной социальной системе координат, то роль — это динамическая характеристика, определяющая, как должен вести себя человек, обладающий тем или иным статусом. Между статусом и ролью существует важное промежуточное звено— ожидание (экспектация), «предъявляемое» обществом или социальной группой к людям данного статуса. Ролевые ожидания (экспектации) могут закрепляться в виде правил, стандартов, норм поведения, а могут иметь и нефор- мальный характер. И в том и в другом случае они выступают как особый тип социальной регуляции. Каждый статус чаще всего предусматривает не одну, а несколько ролей. Так, статус университетского профессора предполагает такие роли, как преподавание, воспитание студентов, научное исследование, проведение экспертизы в соответствующей области, администрирование и т.д. Совокупность ролей, соответствующих данному статусу, определяют как «ролевой набор». В ролевом наборе можно выделить основные роли, к которым относятся семейно-бытовые, профессиональные и общественно-политические роли. Успешное освоение и исполнение этих ролей членами общества обеспечивает нормальное функционирование всего общественного организма. В повседневной жизни человеку приходится исполнять также множество ситуационных ролей (роль пассажира, пешехода, покупателя, зрителя и т.д.). При всех различиях социальные роли объединяет нечто общее — нормативная структура, в которой выделяются четыре компонента: • описание типа поведения, соответствующего данной роли; • предписания, или нормы, определяющие требования к выполнению той или иной роли; • оценка выполнения данной роли; • меры поощрения или наказания, стимулирующие правильное выполнение роли. Таким образом, социальная роль — это своеобразный образец поведения, требуемый от носителя определенного статуса. Претендуя на данный статус, человек должен выполнять все ролевые требования, закрепленные за этой социальной позицией. От социальной роли как образца поведения следует отличать реальное ролевое поведение, которое означает не социально ожидаемое, а фактическое поведение исполнителя конкретной роли. И здесь многое зависит от личностных качеств индивида, от степени усвоения (интернализации) им социальных норм, от его убеждений, установок, ценностных ориентации. По мнению некоторых отечественных социологов, процесс реализации социальных ролей в целом определяют следующие факторы: • биопсихологические возможности человека, которые могут • личностный образец, определяющий комплекс поведенческих характеристик, необходимых для успешного выполнения роли; • характер принятой в группе роли и особенности социального контроля, призванного следить за выполнением ролевого поведения; • структура группы, ее сплоченность и степень идентификации индивида с группой. В процессе реализации социальных ролей могут возникать определенные трудности, связанные с необходимостью человека исполнять в различных ситуациях множество ролей. Это приводит в ряде случаев к несовпадению социальных ролей, к возникновению между ними противоречий и конфликтных отношений. Социологи выделяют следующие виды ролевых конфликтов: • внутриролевые конфликты — это конфликты, при которых требования одной и той же роли противоречат друг другу (так, роль родителей предполагает не только доброе, ласковое обращение с детьми, но и требовательность, строгость по отношению к ним); • межролевые конфликты — конфликты, возникающие в ситуациях, когда требования одной роли противоречат требованиям другой (например, требования основной работы женщины могут прийти в противоречие с выполнением ею домашних обязанностей); • личностно-ролевые конфликты — конфликтные ситуации, когда требования социальной роли противоречат интересам и жизненным устремлениям личности (например, когда работа не позволяет человеку раскрыть и проявить свои способности). Социальный опыт показывает, что очень немногие роли свободны от внутренних напряжений и конфликтов, которые нередко приводят к отказу от выполнения ролевых обязательств, к дискомфорту, моральному кризису, психологическому стрессу. Выходом из положения здесь является применение ряда защитных психологических механизмов («рационализация ролей» — перенос притязаний с одной роли на другую; «разделение ролей», предполагающее «выключение» из сознания индивида нежелательных ролей), а также нормативное регулирование ролей с целью разрешения конфликтных ситуаций. Следует отметить, что представители структурного функционализма (Т. Парсонс, Р. Мертон и др.) рассматривают статусно- ролевые образования как исходные элементы структуры любой социальной общности, любого объединения людей. В зависимости от конфигурации этих элементов, а главное — конкретного содержания социальных статусов и ролей, возникает множество социальных групп и систем, совокупность которых образует социальную структуру общества в самом широком смысле слова. Таким образом, статусно-ролевая теория позволяет описывать не только механизмы взаимодействия личности и общества, но и процессы функционирования и развития социальной системы в целом. 3.5. Социальные институты Социальный институт (от лат. institutum — установление, учреждение) — одно из главных понятий в социологии. Существует немало его определений и трактовок. В российском энциклопедическом социологическом словаре социальные институты определяются как относительно устойчивые типы и формы социальной практики, посредством которых организуется общественная жизнь, обеспечивается устойчивость связей и отношений в рамках социальной организации общества. Известный американский социолог Н. Смелзер (чье учебное пособие по социологии завоевало особую популярность в России) определяет социальный институт как совокупность ролей и статусов, предназначенных для удовлетворения определенной социальной потребности. Нередко социальный институт трактуется и как устойчивый комплекс правил, норм, установок, регулирующих наиболее важные сферы человеческой деятельности и организующих их в систему ролей и статусов. При всех различиях подобные определения объединяет понимание социального института как специфического социального образования, призванного обеспечить воспроизводство общественных отношений, надежность и регулярность удовлетворения основных потребностей общества. Благодаря социальным институтам в обществе достигается стабильность, предсказуемость поведения людей, устойчивость их социальных связей. Социальный институт представляет собой сложную общевенную конструкцию, в основе которой лежат нормативные язи, предписывающие определенные стандарты и типы пове- дения. Поэтому, с одной стороны, социальный институт — это совокупность лиц, учреждений, осуществляющих конкретную функцию (семья, религия, политика, образование, наука, государство), а с другой — система норм и ценностей, гарантирующих сходное поведение людей, согласование их интересов. Именно в социальном институте содержатся самые общие и универсальные ценностно-нормативные образцы поведения, ориентированные на реализацию базовых потребностей человека и общества. Деятельность любого социального института определяется: 1) набором специфических социальных норм и предписаний, регулирующих соответствующие типы поведения; 2) интеграцией института в социально-политическую, идеологическую и ценностную структуру общества, что позволяет узаконить его деятельность; 3) наличием материальных средств и условий, обеспечивающих выполнение определенных функций. В зависимости от целей и задач, выполняемых функций в обществе можно выделить следующие основные социальные институты: • институт семьи и брака, выполняющий наиболее важную функцию — биологическое воспроизводство населения; • экономические институты, занимающиеся производством и распределением благ и услуг, регулированием денежного обращения, организацией и разделением труда (собственность, предприятия, банки, торговая система, хозяйственные объединения различного типа); • политические институты, связанные с завоеванием, осуществлением и распределением политической власти, с выполнением функций управления и мобилизации ресурсов, обеспечивающих социальный порядок, безопасность общества и его функционирование как целостной системы (государство, политические партии, армия, правоохранительные органы, профсоюзы, общественно-политические объединения и т.д.); • социокультурные и воспитательные институты, ориентированные на создание, развитие и распространение научных знаний, духовных и культурных ценностей, на образование и воспитание молодого поколения (образование, наука, искусство, религия и др.). Существуют и другие классификации социальных институтов. Многие социологи особо выделяют институт религии, под-черкивая уникальность его роли в жизни общества. Отмечают также существенное значение церемониально-символических институтов, регулирующих повседневные контакты, разнообразные формы группового и межгруппового поведения. В качестве важнейшего социального института современного общества рассматриваются средства массовой информации, формирующие общественное мнение и оказывающие идеологическое воздействие на сознание людей. Наконец, классификация социальных институтов часто дополняется институтами здравоохранения и социальной защиты. Следует отметить известную условность любой типологии социальных институтов. В реальной жизни их функции настолько тесно переплетены, что порой бывает трудно провести грань между ними. Так, государство занимается хозяйственной деятельностью, способствует развитию духовных процессов, регулирует семейные отношения. А институт семьи фактически является пунктом пересечения функциональных связей всех других социальных институтов (собственности, финансов, образования, права, религии, культуры и т.д.). Каждый социальный институт предполагает как внешние атрибуты, так и внутреннюю содержательную сторону. Так, если правовой институт внешне — это совокупность учреждений и лиц (адвокаты, судьи, прокуроры), то в содержательном отношении — это комплекс стандартизированных образцов поведения, выражающих социальные роли, присущие правоохранительной системе (роль прокурора, адвоката, судьи). Вместе с тем существуют определенные черты и признаки, характерные для всех социальных институтов. Социологи выделяют пять групп таких общих признаков: S установки и образцы поведения (для института семьи — привязанность, уважение, доверие; для института образования — стремление к знанию); • культурные символы (для семьи — обручальные кольца, брачный ритуал; для государства — герб, флаг, гимн; для бизнеса — фирменная марка, патентный знак; для религии — крест, иконы); • утилитарные культурные черты (для семьи — дом
Дата добавления: 2013-12-14; Просмотров: 927; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |