Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Основные функции социологии




Читайте также:
  1. Float average_value(int, int); // Прототип функции
  2. I. Место и роль МПВО в советском военном строительстве. Структура и функции МПВО к началу Великой Отечественной войны.
  3. I. Основные подходы к управлению реализаций стратегических изменений.
  4. I. Предпосылки возникновения социологии.
  5. I. Предпосылки возникновения социологии.
  6. I.3. Основные принципы психологии.
  7. II. ФУНКЦИИ ЦЕНТРАЛЬНОГО БАНКА.
  8. IV. Основные направления современной социологии.
  9. Microsoft Office 2007. Основные принципы интерфейса
  10. N.B! Основные виды научения.
  11. VI Мартовские статьи. Основные результаты войны.
  12. VII.2. Основные особенности восприятия.

План.

Социология как наука. Специфика социологического метода.

Курсив – это то, что почти записано на лекциях:D

Нет:

· подтемы «Возникновение социологии» (перечисляется херня какая-то типа происходящих изменений). (14.02.12г)

· Определение внутридисциплинарной матрицы. (14.02.12г)

· Уровни соц.знания (самый общий, общая теория, частная теория..и т.д.) (14.02.12г)

· Сенека (28.02.12г)

· Социальная система отвечает 4 функц-м требования (перечисления и подробности) (27.03.12г)

· Чарльз Миллс (08.05.12г)

· Джон Рекс (08.05.12г)

1.Возникновение социологии и ее связь с другими видами социологического знания.

2. Предмет и объект социологии. Прин­ципы социологии.

3.Методы социологии.

Обычно люди говорят о соци­альных проблемах тогда,

когда в обществе вопреки официальным

объяснениям происходит что-то не так.

Питер Бергер

 

Все люди видят мир по-разному. В немалой степени это обусловлено профессиональной ориентацией личности. Поэту жизнь предстает в художественных образах, выраженных в ритмизированной речи, писателю — в образах и сюжетных линиях будущего повествования. Художник прежде всего отмечает цветовую гамму окружающего пространства, а ком­позитор и музыкант — звуковую.

Социолог, даже не обязательно профессиональный, дол­жен уметь видеть мир как определенную общественную сис­тему, которая состоит из определенных элементов, состав­ляющих целостность. Эта целостность подвержена самоорганизации, которая задана составом элементов и способом их связи (паттерном). Социальная система всегда имеет структу­ру и существует за счет своего внутреннего содержания. Каж­дый человек, хочет он этого или нет, является частью обще­ственной системы. Поэтому он, так или иначе, понимает ее и действует в своем жизненном пространстве сознательно, адек­ватно системному устройству. Эта реакция в какой-то мере превращает каждого человека в стихийного социолога.

Вглядитесь в себя, в то, как вы оцениваете людей, как судите о них: вы их расставляете по шкале престижа, по социальному положению, по уровню образования и воспита­ния. Одних вы отнесете к бедным, других — к богатым; с одними стремитесь во что бы то ни стало познакомиться (на­пример, памятуя об их связях и власти), а других сторонитесь. Вы все взвешиваете на «социальных весах». Они внутри каж­дого из нас, и никуда от этого не деться. Разница лишь в том, что взвешивать можно неумело и с ошибками, а можно — грамотно и точно.

В самой «социологической» стране мира — Соединен­ных Штатах социология уже 100 лет преподается в 250 университетах и колледжах. Через школу социологических знаний прошли четыре полных поколения американцев, которые обучались в этих учебных заведениях. Они стано­вятся администраторами, юристами, финансистами, слу­жащими. Пригодились ли им социологические знания? Еще как. По отзывам их работодателей, социологически ориен­тированные специалисты добиваются больших успехов, чем те, кого в учебном заведении готовили только технологи­чески, как администраторов, юристов или финансистов.



Социологическое видение мира — вот тот источник ре­сурсов и набор инструментов, при помощи которого люди до­биваются успеха в любой общественной сфере деятельности.

Социология — наука относительно молодая. Она начала оформляться во второй трети XIX в. Ее появление в систе­ме гуманитарных знаний было вызвано двумя основными при­чинами. К первой следует отнести объективные потребности развития общества, достигшего к тому времени определен­ного уровня сложности, что сделало необходимым проникно­вение в сущность социальных процессов для управления ими. Вторая причина связана с внутренней логикой развития про­цесса познания общества: обществознание усложнилось и диф­ференцировалось (разделилось), что привело к появлению, в частности, социологии как самостоятельной науки.

Промышленная революция XVIII-XIX вв. создала но­вые общественные отношения промышленно-индустриального типа. На смену традиционному сословно-религиозному обще­ству пришла новая система, основанная на равноправии граждан перед законом. Новые отношения дали большую сво­боду как отдельному индивиду, так и социальным группам в политической, экономической и социальной сферах. Они расширили возможности познания закономерностей соци­альной жизни. Возникла необходимость учета интересов и настроений людей, специфики их взаимодействия в демок­ратическом обществе.

Социология — это новый тип знания о социальной действительности, ее суть может быть сфор­мулирована следующим образом.

Социология — это наука о закономерностях су­ществования и развития индивидов, социальных групп, социальных институтов и социальных про­цессов и их связи с обществом как целостной сис­темой.

В любой науке есть объект и предмет познания, это не одно и то же. Объект науки — это то, на что направлен процесс исследования. Объект социологии — это социальная реальность, и потому социология — наука об обществе. Но этого недостаточно для определения ее предмета. Предмет науки — это те стороны, отношения, составляющие объек­та, которые подлежат изучению. Попробуйте найти их в каж­дом из приведенных определений предмета социологии, при­надлежащих как классикам, так и современным социологам:

«Социология — это познание общества, т. е. человечес­кой культуры и истории человечества» (В. Зомбарт).

«Социология — это наука, стремящаяся понять соци­альное действие» (М. Вебер).

«Социология изучает взаимодействие людей друг с дру­гом, с одной стороны, и явления, возникающие из этого вза­имодействия, — с другой» (П. Сорокин).

«Социология — это научное изучение социальных институтов и социального поведения» (Э. Гидденс).

Социология-это наука об обществе как единой социальной системе.

Она изучает закономерности развития и функционирования общества, его структуру и организацию, поведения людей в нём.

Из целого ряда возможных функций социологии можно выделить четыре основные:

1) Эмпирическая

2) Теоретическая

3) Прогностическая

4) Прикладная

Эмпирическая функция предполагает изучения непосредственного жизненного опыта, т.е сбор и обработку конкретной фактической информации (первичных данных)- о численности и составе населения, рождаемости и смертности, количество безработных, уровне разводов, семейных бюджетах, мнениях избирателей и т.д.

Теоретическая функцияпроявляет себя тогда, когда социологи анализируют, логически обобщают и систематизируют полученные эмпирические данные и делают из них подтвержденные практикой научные выводы. В результате (1) социологическая наука обогащается новыми понятиями, терминами, определениями (или, по-книжному, дефинициями); (2) создаются те или иные теории, доктрины, концепции, объясняющие социональные процессы и явления; (3) общество глубже познаёт закономерности и перспективы своего развития.

С этими перспективами связана и прогностическая функциясоциологии. Она имеет место, когда ученые разрабатывают прогнозы (от греч. Prognosis – предвидение, предсказание) – научно обоснованные предположения о развитии тех или иных социальных процессов в будущем. Например, прогноз изменения численности и структуры населения, скажем, Якутска, России или мира в целом ; прогноз поведения избирателей на предстоящих выборах; прогноз последствий экологических нарушений и т.п.

Наконец, когда социологические прогнозы, теоретические и иные разработки используются для решения практических задач, социология выполняет прикладную функцию. Так, исследования социологов могут помочь в выборе оптимальных мест для создания новых предприятий, в выработке конкретных рекомендаций по совершенствованию систем образования, зравохранения, трудоустройства, пенсионного обеспечения населения и т.д Особенно широко в этой функции социологии применяется в производстве и управлении. Здесь ее часто называют социональной инженерией. Подобная «индустриальная социология» направлена на поиск путей рационализации и повышения эффективности процессов производства и управления (улучшения условия труда, обеспечения комфортности в работе человека с машиной, совершенствование организационных структур, оптимизация стиля управления трудовыми коллективами, создание в них благоприятного социально-психологического климата и т.д.)

Таким образом, социолог стремится выявить социальные причины, которые могут объяснить сходство и различия в мыслях, верованиях, поведении людей, их вкусах и пред­почтениях.

В изучении общества социологи исходят из системыприн­ципов,основными из которых являются принцип целостнос­ти, принцип всеобщности и принцип конкретности.

Принцип целостностипроявляется в изучении частных социальных явлений и процессов как элементов системного в своей основе общества.

Принцип всеобщности,или необходимости, для социо­логов означает требование выявления в единичных фактах социальной действительности объективных закономерностей.

Принцип конкретностизаключается в том, что соци­альные процессы и факты изучаются в их конкретно-исто­рическом проявлении (национальном, возрастном, региональ­ном, временном).

Социологическая проблема всегда носит научный, те­оретический, методологический характер и решается со­циологами.

Специфический облик придают социологии присущие ей методыпознаниясоциальной действительности. Часть этих методов социология заимствовала у этнографов, пси­хологов, у специалистов по статистике, часть — разрабо­тала самостоятельно. Но всем этим методам социология при­дала свой специфический характер.

Основными методами сбора необходимой социальной ин­формации являются: опрос(анкетирование и интервьюиро­вание); анализ документов (качественный и количественный); наблюдение(невключенное и включенное); эксперимент (кон­тролируемый и неконтролируемый).

Искусство опроса состоит в правильной формулировке и расположении вопросов. Первая отличительная черта — количество опрошенных. Когда опрашивают одного человека, то получают личное мнение. Социолог, опрашивающий множество людей, инте­ресуется общественным мнением. Субъективные предубеж­дения, предрассудки, намеренные искажения, если их обра­ботать статистически, взаимопогашаются. В результате со­циолог получает усредненную картину реальности.

Вторая отличительная черта — достоверность и объектив­ность. Она тесно связана с первой: опрашивая сотни людей, социолог усредняет разнообразные мнения и в результате по­лучает гораздо более достоверную информацию, нежели, на­пример, журналист. Ее можно назвать даже объективной, если строго соблюдены все научно-методические требования. Хотя получена она на основе субъективных мнений.

Третья отличительная черта — цель опроса. Журнали­сту или врачу нужно раскрыть индивидуальные особеннос­ти и отклонения. Опрос социолога нацелен на расширение научного знания, получение научного факта. Опрос проводится, как правило, в форме интервью или анкетирования. Метод анкетного опроса — это эффектив­ный инструмент познания социальной действительности на основе фактов. Он сочетает в себе, с одной стороны, массо­вость, что позволяет зафиксировать типичные неслучайные социальные явления, с другой стороны — математическую точность и выразительность результатов, возможность их сопоставления и статистической обработки.

Анкетный опрос позволяет в существенной степени со­хранить анонимность, независимость опрашиваемого, огра­ничить возможность прямого влияния исследователя. Вместе с тем результаты массовых опросов не только фиксируют общественное мнение, но и в немалой степени способны вли­ять на него, будучи опубликованными в газетах, журналах или объявленными по радио и телевидению.

При анализе документов в качестве документов могут выступать письменные источники, звуко и видеозаписи, информация, зафиксированная на различных носителях ком­пьютеров, и т.д.

Наблюдение осуществляется в соответствии с определен­ной процедурой, от формирования гипотезы до собственно наблюдения за интересующим исследователя объектом (на­пример, за процессом формирования микроколлективов в сту­денческой группе, становлением неформального лидера и т.п.). Если социолог изучает поведение забастовщиков, подростко­вой группировки или бригады рабочих со стороны, то он проводит невключенное наблюдение.

В последнее время особой популярностью у социологов пользуется так называемое включенное наблюдение. Реали­зуя его, исследователь-социолог непосредственно (и, как пра­вило, инкогнито) внедряется в ту среду, которую он изучает. Применение эксперимента в социологии крайне ограни­ченно. Методология и методика эксперимента пришли в социо­логию из психологии.

Перечисленные принципы и методы социологического познания обусловливают наличие в его структуре двух взаи­мосвязанных, но относительно самостоятельных уровней: теоретического и эмпирического.

Любое социологическое исследование и любые социоло­гические знания представляют собой единство фактографии (собранных и описанных фактов социальной действительнос­ти) и ее теоретического осмысления. Сбор и описание фак­тов социальной действительности составляет основное содер­жание эмпирического уровня социологии, а их осмысление и обобщение — основное содержание ее теоретического уров­ня. Эмпирический уровень социологии является определяю­щим по отношению к ее теоретическому уровню.

Однако, говоря о главенствующей роли эмпирического уровня социологии, было бы ошибкой рассматривать ее тео­ретический уровень как несущественный. Фиксация и описа­ние явлений социальной действительности, в лучшем слу­чае, дает только поверхностное представление о них. Их вза­имосвязь, а следовательно, и их сущность можно постичь только на основе суждений и умозаключений категориально­го уровня. А это уже область теоретического познания..

Основной задачей конкретных социологических исследо­ваний является выявление фактов социальной действительно­сти. В соответствии с современными взглядами на эмпиричес­кую науку, она представляет собой интерпретацию фактов.

Социальныйфакт — это зафиксированное и опи­санное явление социальной действительности: по­ведение людей или социальных групп; результаты их материальной, интеллектуальной или духовной деятельности; общественное мнение о тех или иных явлениях социальной жизни.

Для конкретно-социологических исследований харак­терен приоритет эмпирического подхода к решению про­блем по отношению к теоретическому. Главная их цель — это сбор, описание и первичная классификация фактов со­циальной действительности. Теоретическая социология в этом процессе тоже присутствует, но, главным образом, на этапе систематизации полученных фактов, интерпрета­ции предмета исследования и формирования концепции при решении научной проблемы.

 





Дата добавления: 2013-12-14; Просмотров: 1843; Нарушение авторских прав?;


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



ПОИСК ПО САЙТУ:


Рекомендуемые страницы:

Читайте также:



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2018) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление ip: 54.82.10.219
Генерация страницы за: 0.004 сек.