КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Основные функции социологии
План. Социология как наука. Специфика социологического метода. Курсив – это то, что почти записано на лекциях:D Нет: · подтемы «Возникновение социологии» (перечисляется херня какая-то типа происходящих изменений). (14.02.12г) · Определение внутридисциплинарной матрицы. (14.02.12г) · Уровни соц.знания (самый общий, общая теория, частная теория..и т.д.) (14.02.12г) · Сенека (28.02.12г) · Социальная система отвечает 4 функц-м требования (перечисления и подробности) (27.03.12г) · Чарльз Миллс (08.05.12г) · Джон Рекс (08.05.12г) 1.Возникновение социологии и ее связь с другими видами социологического знания. 2. Предмет и объект социологии. Принципы социологии. 3.Методы социологии. Обычно люди говорят о социальных проблемах тогда, когда в обществе вопреки официальным объяснениям происходит что-то не так. Питер Бергер
Все люди видят мир по-разному. В немалой степени это обусловлено профессиональной ориентацией личности. Поэту жизнь предстает в художественных образах, выраженных в ритмизированной речи, писателю — в образах и сюжетных линиях будущего повествования. Художник прежде всего отмечает цветовую гамму окружающего пространства, а композитор и музыкант — звуковую. Социолог, даже не обязательно профессиональный, должен уметь видеть мир как определенную общественную систему, которая состоит из определенных элементов, составляющих целостность. Эта целостность подвержена самоорганизации, которая задана составом элементов и способом их связи (паттерном). Социальная система всегда имеет структуру и существует за счет своего внутреннего содержания. Каждый человек, хочет он этого или нет, является частью общественной системы. Поэтому он, так или иначе, понимает ее и действует в своем жизненном пространстве сознательно, адекватно системному устройству. Эта реакция в какой-то мере превращает каждого человека в стихийного социолога. Вглядитесь в себя, в то, как вы оцениваете людей, как судите о них: вы их расставляете по шкале престижа, по социальному положению, по уровню образования и воспитания. Одних вы отнесете к бедным, других — к богатым; с одними стремитесь во что бы то ни стало познакомиться (например, памятуя об их связях и власти), а других сторонитесь. Вы все взвешиваете на «социальных весах». Они внутри каждого из нас, и никуда от этого не деться. Разница лишь в том, что взвешивать можно неумело и с ошибками, а можно — грамотно и точно. В самой «социологической» стране мира — Соединенных Штатах социология уже 100 лет преподается в 250 университетах и колледжах. Через школу социологических знаний прошли четыре полных поколения американцев, которые обучались в этих учебных заведениях. Они становятся администраторами, юристами, финансистами, служащими. Пригодились ли им социологические знания? Еще как. По отзывам их работодателей, социологически ориентированные специалисты добиваются больших успехов, чем те, кого в учебном заведении готовили только технологически, как администраторов, юристов или финансистов. Социологическое видение мира — вот тот источник ресурсов и набор инструментов, при помощи которого люди добиваются успеха в любой общественной сфере деятельности. Социология — наука относительно молодая. Она начала оформляться во второй трети XIX в. Ее появление в системе гуманитарных знаний было вызвано двумя основными причинами. К первой следует отнести объективные потребности развития общества, достигшего к тому времени определенного уровня сложности, что сделало необходимым проникновение в сущность социальных процессов для управления ими. Вторая причина связана с внутренней логикой развития процесса познания общества: обществознание усложнилось и дифференцировалось (разделилось), что привело к появлению, в частности, социологии как самостоятельной науки. Промышленная революция XVIII-XIX вв. создала новые общественные отношения промышленно-индустриального типа. На смену традиционному сословно-религиозному обществу пришла новая система, основанная на равноправии граждан перед законом. Новые отношения дали большую свободу как отдельному индивиду, так и социальным группам в политической, экономической и социальной сферах. Они расширили возможности познания закономерностей социальной жизни. Возникла необходимость учета интересов и настроений людей, специфики их взаимодействия в демократическом обществе. Социология — это новый тип знания о социальной действительности, ее суть может быть сформулирована следующим образом. Социология — это наука о закономерностях существования и развития индивидов, социальных групп, социальных институтов и социальных процессов и их связи с обществом как целостной системой. В любой науке есть объект и предмет познания, это не одно и то же. Объект науки — это то, на что направлен процесс исследования. Объект социологии — это социальная реальность, и потому социология — наука об обществе. Но этого недостаточно для определения ее предмета. Предмет науки — это те стороны, отношения, составляющие объекта, которые подлежат изучению. Попробуйте найти их в каждом из приведенных определений предмета социологии, принадлежащих как классикам, так и современным социологам: «Социология — это познание общества, т. е. человеческой культуры и истории человечества» (В. Зомбарт). «Социология — это наука, стремящаяся понять социальное действие» (М. Вебер). «Социология изучает взаимодействие людей друг с другом, с одной стороны, и явления, возникающие из этого взаимодействия, — с другой» (П. Сорокин). «Социология — это научное изучение социальных институтов и социального поведения» (Э. Гидденс). Социология -это наука об обществе как единой социальной системе. Она изучает закономерности развития и функционирования общества, его структуру и организацию, поведения людей в нём. Из целого ряда возможных функций социологии можно выделить четыре основные: 1) Эмпирическая 2) Теоретическая 3) Прогностическая 4) Прикладная Эмпирическая функция предполагает изучения непосредственного жизненного опыта, т.е сбор и обработку конкретной фактической информации (первичных данных)- о численности и составе населения, рождаемости и смертности, количество безработных, уровне разводов, семейных бюджетах, мнениях избирателей и т.д. Теоретическая функция проявляет себя тогда, когда социологи анализируют, логически обобщают и систематизируют полученные эмпирические данные и делают из них подтвержденные практикой научные выводы. В результате (1) социологическая наука обогащается новыми понятиями, терминами, определениями (или, по-книжному, дефинициями); (2) создаются те или иные теории, доктрины, концепции, объясняющие социональные процессы и явления; (3) общество глубже познаёт закономерности и перспективы своего развития. С этими перспективами связана и прогностическая функция социологии. Она имеет место, когда ученые разрабатывают прогнозы (от греч. Prognosis – предвидение, предсказание) – научно обоснованные предположения о развитии тех или иных социальных процессов в будущем. Например, прогноз изменения численности и структуры населения, скажем, Якутска, России или мира в целом; прогноз поведения избирателей на предстоящих выборах; прогноз последствий экологических нарушений и т.п. Наконец, когда социологические прогнозы, теоретические и иные разработки используются для решения практических задач, социология выполняет прикладную функцию. Так, исследования социологов могут помочь в выборе оптимальных мест для создания новых предприятий, в выработке конкретных рекомендаций по совершенствованию систем образования, зравохранения, трудоустройства, пенсионного обеспечения населения и т.д Особенно широко в этой функции социологии применяется в производстве и управлении. Здесь ее часто называют социональной инженерией. Подобная «индустриальная социология» направлена на поиск путей рационализации и повышения эффективности процессов производства и управления (улучшения условия труда, обеспечения комфортности в работе человека с машиной, совершенствование организационных структур, оптимизация стиля управления трудовыми коллективами, создание в них благоприятного социально-психологического климата и т.д.) Таким образом, социолог стремится выявить социальные причины, которые могут объяснить сходство и различия в мыслях, верованиях, поведении людей, их вкусах и предпочтениях. В изучении общества социологи исходят из системыпринципов, основными из которых являются принцип целостности, принцип всеобщности и принцип конкретности. Принцип целостностипроявляется в изучении частных социальных явлений и процессов как элементов системного в своей основе общества. Принцип всеобщности, или необходимости, для социологов означает требование выявления в единичных фактах социальной действительности объективных закономерностей. Принцип конкретностизаключается в том, что социальные процессы и факты изучаются в их конкретно-историческом проявлении (национальном, возрастном, региональном, временном). Социологическая проблема всегда носит научный, теоретический, методологический характер и решается социологами. Специфический облик придают социологии присущие ей методыпознаниясоциальной действительности. Часть этих методов социология заимствовала у этнографов, психологов, у специалистов по статистике, часть — разработала самостоятельно. Но всем этим методам социология придала свой специфический характер. Основными методами сбора необходимой социальной информации являются: опрос (анкетирование и интервьюирование); анализ документов (качественный и количественный); наблюдение (невключенное и включенное); эксперимент (контролируемый и неконтролируемый). Искусство опроса состоит в правильной формулировке и расположении вопросов. Первая отличительная черта — количество опрошенных. Когда опрашивают одного человека, то получают личное мнение. Социолог, опрашивающий множество людей, интересуется общественным мнением. Субъективные предубеждения, предрассудки, намеренные искажения, если их обработать статистически, взаимопогашаются. В результате социолог получает усредненную картину реальности. Вторая отличительная черта — достоверность и объективность. Она тесно связана с первой: опрашивая сотни людей, социолог усредняет разнообразные мнения и в результате получает гораздо более достоверную информацию, нежели, например, журналист. Ее можно назвать даже объективной, если строго соблюдены все научно-методические требования. Хотя получена она на основе субъективных мнений. Третья отличительная черта — цель опроса. Журналисту или врачу нужно раскрыть индивидуальные особенности и отклонения. Опрос социолога нацелен на расширение научного знания, получение научного факта. Опрос проводится, как правило, в форме интервью или анкетирования. Метод анкетного опроса — это эффективный инструмент познания социальной действительности на основе фактов. Он сочетает в себе, с одной стороны, массовость, что позволяет зафиксировать типичные неслучайные социальные явления, с другой стороны — математическую точность и выразительность результатов, возможность их сопоставления и статистической обработки. Анкетный опрос позволяет в существенной степени сохранить анонимность, независимость опрашиваемого, ограничить возможность прямого влияния исследователя. Вместе с тем результаты массовых опросов не только фиксируют общественное мнение, но и в немалой степени способны влиять на него, будучи опубликованными в газетах, журналах или объявленными по радио и телевидению. При анализе документов в качестве документов могут выступать письменные источники, звуко и видеозаписи, информация, зафиксированная на различных носителях компьютеров, и т.д. Наблюдение осуществляется в соответствии с определенной процедурой, от формирования гипотезы до собственно наблюдения за интересующим исследователя объектом (например, за процессом формирования микроколлективов в студенческой группе, становлением неформального лидера и т.п.). Если социолог изучает поведение забастовщиков, подростковой группировки или бригады рабочих со стороны, то он проводит невключенное наблюдение. В последнее время особой популярностью у социологов пользуется так называемое включенное наблюдение. Реализуя его, исследователь-социолог непосредственно (и, как правило, инкогнито) внедряется в ту среду, которую он изучает. Применение эксперимента в социологии крайне ограниченно. Методология и методика эксперимента пришли в социологию из психологии. Перечисленные принципы и методы социологического познания обусловливают наличие в его структуре двух взаимосвязанных, но относительно самостоятельных уровней: теоретического и эмпирического. Любое социологическое исследование и любые социологические знания представляют собой единство фактографии (собранных и описанных фактов социальной действительности) и ее теоретического осмысления. Сбор и описание фактов социальной действительности составляет основное содержание эмпирического уровня социологии, а их осмысление и обобщение — основное содержание ее теоретического уровня. Эмпирический уровень социологии является определяющим по отношению к ее теоретическому уровню. Однако, говоря о главенствующей роли эмпирического уровня социологии, было бы ошибкой рассматривать ее теоретический уровень как несущественный. Фиксация и описание явлений социальной действительности, в лучшем случае, дает только поверхностное представление о них. Их взаимосвязь, а следовательно, и их сущность можно постичь только на основе суждений и умозаключений категориального уровня. А это уже область теоретического познания.. Основной задачей конкретных социологических исследований является выявление фактов социальной действительности. В соответствии с современными взглядами на эмпирическую науку, она представляет собой интерпретацию фактов. Социальный факт — это зафиксированное и описанное явление социальной действительности: поведение людей или социальных групп; результаты их материальной, интеллектуальной или духовной деятельности; общественное мнение о тех или иных явлениях социальной жизни. Для конкретно-социологических исследований характерен приоритет эмпирического подхода к решению проблем по отношению к теоретическому. Главная их цель — это сбор, описание и первичная классификация фактов социальной действительности. Теоретическая социология в этом процессе тоже присутствует, но, главным образом, на этапе систематизации полученных фактов, интерпретации предмета исследования и формирования концепции при решении научной проблемы.
Дата добавления: 2013-12-14; Просмотров: 5150; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |