КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Основные теоретические разработки американских исследователей
Развитие социологии в России представляет собой особенный и во многом драматичный процесс. Во второй половине XIX в., по мере становления социологии на Западе, социальная наука стала развиваться и в России. Русские ученые обратили особое внимание на новаторский характер теорий О. Конта и Г. Спенсера. Они стали самыми читаемыми авторами в среде российских ученых гуманитариев. Одновременно росло влияние марксистской социологической теории, которая к концу XIX в. породила в России революционное политическое движение. Можно утверждать, что марксистская теория оказала на судьбу нашей страны огромное влияние, которое выразилось в создании специфической социальной системы. Ее специфика заключается в том, что при господстве промыш-ленно-индустриальных технологий люди продолжают использоваться, как при имперской организации, в качестве ресурса политико-социальной институционализации. На ранних этапах своего развития российская социология не выдвинула теоретиков мирового масштаба. Однако ведущие российские социологи были знакомы с новейшими достижениями западноевропейской и американской социологии. Для них была характерна высокая духовная культура, стремление найти и выделить специфические черты социальной жизни в России, отражающие ее историческое и социальное своеобразие. В плеяде известных российских социологов дореволюционной и послереволюционной России наиболее заметными были Л.И. Мечников, М.А. Бакунин, П.А. Кропоткин, П.Л. Лавров, Н.К. Михайловский, Н.И. Кареев, М.М. Ковалевский, П.А. Сорокин и др. Л.И. Мечников (1838-1888) был представителем такого направления развития социологии, сторонники которого объясняли общественное развитие географическим положением той или иной страны. Отдавая должное социологическим концепциям О. Конта и Г. Спенсера, Л.И. Мечников вместе с тем решительно выступал против механического переноса закономерностей развития животного мира на общество. Он утверждал, что законы зоосистемы не отражают всего многообразия и всей сложности социальных процессов. Основным критерием социального развития для Л.И. Мечникова является степень стремления людей к социальной солидарности и к преодолению социального эгоизма и разобщенности. Теоретики анархизма МА. Бакунин (1814-1876) и Н.А.. Кропоткин (1842-1921) обращались к социологии постольку, поскольку они видели в ней науку, выявляющую законы общественного развития. Принципиальное отличие общеговенной жизни от природной они усматривали в стремлении людей к личной неограниченной свободе. Однако эта свобода, с их точки зрения, не могла быть абсолютной, превращающей людей в независимые друг от друга «атомы». ПА. Кропоткин, например, доказывал, что без «биосоциального закона взаимной помощи» невозможно существование как животного мира, так и человеческого общества. Борьба за существование является определяющим фактором только во взаимоотношениях человека с окружающей средой. Внутри же общества приоритетным является закон взаимопомощи. Особое место в развитии российской социологической мысли занимают лидеры народничества П.Л. Лавров (1823-ПЮО) и Н.К. Михайловский (1842-1904). Их подход к оценке сути социального прогресса с позиций нравственного идеала стал настолько популярным, что многие считали их «этическую социологию» едва ли не единственной настоящей социологической школой. Смысл социального развития П.Л. Лавров и Н.К. Михаймонский усматривали в развитии самосознания личности как реального носителя нравственных идеалов. Именно поэтому, стремясь к социальному прогрессу, следует заботиться не столько о совершенствовании общества в целом, сколько о совершенствовании отдельной личности. При этом следует исходить из непреложной истины: личность выше общества и недопустимо приносить ее в жертву интересам общества. Поэтому в конфликте индивида и общества П.Л. Лавров и Н.К. Михайловский вставали на сторону личности. Русский историк и социолог Н.И. Кареев (1850-1931) исходил из того, что социальные явления могут быть правильно объяснены только при условии понимания смысла действия! людей, имеющих определенные интересы, потребности и цели. По его глубокому убеждению, изучение субъективного аспекта социальных явлений и составляет основное отличие социально-гуманитарных наук от естественных. Сторонник нравственного подхода к оценке историческое го прогресса, Н.И. Кареев считал, что главным критерием социального развития является духовное совершенствований личности. Известный русский социолог М.М. Ковалевский (1851-1916) был сторонником отделения социологии от философии истории, социальной психологии, этики и других гуманитарных наук. Социология, по его мнению, является самостоятельной наукой, не сводимой ни к одной из них. При изучении общества и общественных явлений М.М. Ковалевский сочетал социологический подход с конкретноисторическим. Особенно успешным применение этого метода оказалось при исследовании им проблем происхождения семьи, способов ведения хозяйства и форм собственности, а также государства. В своих социологических исследованиях М.М. Ковалевский исходил из системного подхода к анализу социальные явлений, анализу экономического, политического, психологического, этического, культурного и других аспектов. Причем существенным в данном случае является то, что, с его точки зрения, в различные исторические эпохи и в различных исторических ситуациях доминирующими в общественной жизни оказываются различные социальные факторы. Это позволило ему избежать той односторонности, которая была присуща, например, историческому материализму К. Маркса. На социальный прогресс или регресс решающее влияние, по мнению М.М. Ковалевского, оказывает демографический фактор, рост или уменьшение численности населения, что непосредственно сказывается на разделении общественного труда и тем самым на изменении социальной структуры общества. Развитие социологии в России начала XX в. связано, прежде всего, с именем П.А. Сорокина. П.А. Сорокин (1889-1968) в своей первой самостоятельной работе — «Преступление и кара, подвиг и награда» (1914) предпринимает попытку вскрыть механизм взаимодействия людей в обществе и социального контроля. В этой работе П.А. Сорокин подробно и полно анализирует роль награды икары в осуществлении обществом контроля над поведениемличности. В 1920 г. он опубликовал свою работу «Система социологии», в которой особое внимание было уделено анализу структуры общества и формированию критериев его внутренней дифференциации. Тем самым П.А. Сорокин, по существу, заложил основы теории «вертикальной» и «горизонтальной» мобильности индивидов и их социального расслоения (стратификации). В 1922 г. П.А. Сорокин вместе с двумя сотнями известных ученых-гуманитариев был насильно выдворен из России. Поэтому дальнейшая его научная биография оказалась связана с США. Именно здесь появилась его фундаментальная работа «Социальная мобильность», которая принесла ему всемирную известность. В середине 20-х гг. социология в советской России была объявлена буржуазной лженаукой, в связи с чем всякие социологические исследования оказались под строжайшим запретом, сформировалась официальная точка зрения, в соответствии с которой исторический материализм отождествлялся с социологией и объявлялся единственно верным и единственно научным учением об обществе и о его развитии. В связи с этим конкретные социологические исследования проводились в крайне ограниченных объемах и охватывали главным образом сферу производства, взаимосвязи города и деревни и др. Суть такой «частичной» социологии не изменилась от того, что в период «оттепели» (в 1968 г.) был создан Институте конкретных социальных исследований АН СССР, переимено-1 ванный в 1972 году в Институт социологических исследова-и ний, началось издание журнала «Социологические исследования», а в ряде высших учебных заведений была организо-Я вана подготовка специалистов-социологов. Эти прогрессивные изменеия нейтрализовывались наличием жесткого идеологического контроля КПСС, которая осуществляла строгую цензуру любых конкретно-социологических исследований. Приспосабливаясь к такой социально-политической ситуации, советские социологи откровенно игнорировали негативные аспекты жизни общества — разгул преступности, пьянство, наркоманию и всячески восхваляли «расцвет наций», «сближение города и деревни», преимущества «социалистического образа жизни». Политические и социальные реформы второй половины 80-х гг. создали благоприятные условия для возрождения социологии в ее истинном значении. Этому способствовали отмена идеологических запретов, переход к социологическому «всеобучу» и публикация переводной и отечеств венной социологической литературы, находившейся ране под строжайшим запретом. Если говорить о задачах российской социологии на сов временный период, то наибольшее внимание, скорее всего, привлекут: 1. Теория социальной стратификации в связи с резким изменением стратификационной структуры российского общества; исчезновением, распадом старых социальных групи (например, правящей партийной элиты) и формированием новых (например, «среднего класса»). В научный оборот войдут новые дихотомии: элита и I масса, бедные и богатые, работающие и безработные. 2. Теории социальных изменений (в частности, теория модернизации), в связи с радикальным преобразованием во всех сферах жизни общества. 3. Теории социальных конфликтов, в связи с резким обострением политической, экономической и этнической ситуации в обществе. Тем не менее возрождение социологии как действительно научного социального знания во многом сдерживается отсутствием фундаментальных теоретических разработок, в Которых нашла бы отражение специфика развития нашего общества, и необходимого числа высокопрофессиональных специалистов-социологов. Однако это трудности нашего демократического роста.
Дата добавления: 2013-12-14; Просмотров: 1122; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |