Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Ключевые идеи западноевропейской социологии ХIХ -начала ХХв




План.

Основные Этапы становления и развития социологической мысли.

1.Классический период в развитии социологии (Огюст Конт, Герберт Спенсер, Эмиль Дюркгейм, Макс Вебер).

2.Развитие социологии в XX в. (Толкотт Парсонс, Ро­берт Мертон, Райт Миллс, Ральф Дарендорф).

3.Развитие социологии в России (Л.И. Мечников, И.А. Ба­кунин, П.Л. Лавров, Н.И. Кареев, К.М. Тахтарев, П.А. Соро­кин).

4. Социология в советский и постсоветский периоды.

Первое и достаточно полное представление о строении общества дали античные философы, в частности, Платон и Аристотель. Затем наступила очень долгая, растянувшаяся на две тысячи лет, историческая пауза, прежде чем появились выдающиеся ученые и мыслители (Н. Макиавелли, Т. Гоббс, Ж.-Ж. Руссо, И. Кант и многие другие), которые серьезно обогатили наши знания об обществе и поведении людей. Это предыстория социологии. Наконец, в XIX в. рождается соб­ственно социология, вобравшая в себя лучшие достиже­ния человеческой мысли об обществе. Нам предстоит совер­шить краткое путешествие в историю социологии и после­довательно рассмотреть: 1) классический период в развитии социологии; 2) социологию XX столетия; 3) развитие соци­ологии в России.

Классический этап в развитии социологии охватывает период с середины XIX в. до начала XX в. Основателем со­циологии считается французский философ Огюст Конт (1798— 1857), который и ввел в употребление термин «социология».

Социология состояла, по Конту, из социальной стати­ки и социальной динамики. Социальная статика изучала су­ществующие общества как бы в застывшем состоянии. Пред­метом познания социальной динамики были социальные из­менения. Обе эти социологические дисциплины и виделись Конту составными частями научного подхода к исследованию общества. При этом наиболее существенной для понимания развития общества О. Конт считал социальную динамику.

О. Конт был свидетелем и современником весьма драма­тичных и противоречивых последствий Великой француз­ской революции. Эти последствия оказали сильное влияние как на саму Францию, так и на всю Европу. Основатель социо­логии тяжело переживал состояние политической неразберихи, экономического хаоса, социальной поляризации, в которые периодически погружалась Франция первой поло­вины XIX в. По мысли О. Конта, социология должна была противопоставить радикальным революционным теориям научную теорию, позволяющую проводить изменения в об­ществе эволюционным путем, учитывающим интересы всех социальных групп.

Таким образом, с самого начала своего развития, со­циология выступила теорией эволюционных изменений в обществе. В целом позиция О. Конта в социальной теории была обозначена им самим как «позитивистская», т. е. де­лавшая упор не на радикальную революционность, а на постепенную позитивную «перестройку» общества.

Позитивистский дух социологии получил дальнейшее развитие у Герберта Спенсера (1820-1903), английского уче­ного, вслед за О. Контом положившего в основу своего ми­ровоззрения принцип эволюционного развития общества.Он постоянно находил аналогию между биологической и социальной эволюцией, между живыми организмами и об­ществом. Это обстоятельство, по его мнению, делало пра­вомерным применение в социологии естественнонаучных ме­тодов, что и являлось одной из целей позитивизма.

В своем главном социологическом произведении «Основа­ния социологии» Г. Спенсер уподобил дифференциацию функ­ций различных сословий в обществе разделению функций между органами живого тела. Однако отдельные личности обладают, по его мнению, гораздо большей самостоятельно­стью, чем биологические клетки. Г. Спенсер считал обще­ство саморегулирующейся системой и ставил под сомнение способность государства играть роль механизма регуляции, рассматривая государство как инструмент насилия. Соци­альную революцию Г. Спенсер рассматривал как болезнь общества, несовместимую с эволюционным прогрессом, основанным на выживании наиболее приспособленных и одаренных.

Принципиально иную теорию развивал Карл Маркс (1816-1883), который в основание развития общества поло­жил классовую борьбу. По его мнению, переход общества от одной обществен­но-экономической формации к другой сопровождается соци­альной революцией, которая являлась необходимым скачком в развитии общества. Этот скачок, по мнению Маркса, был необходим для политического превращения одной диктатуры экономически господствующего класса в другую. Например, буржуазные революции он понимал как превращение бур­жуазии в экономически и политически господствующий класс, приходящий на смену класса землевладельцев. Пролетарские революции, в свою очередь, он интерпретировал как уничто­жение диктатуры буржуазии, осуществляемое диктатурой пролетариата с целью преодоления классового разделения труда. В связи с этим К. Маркс рассматривал социальную ре­волюцию как «повивальную бабку истории». Социологическая теория К. Маркса весьма последовательна. Она способствова­ла созданию своеобразной теоретической картины жизни об­щества в XIX и XX вв.

Формирование классической социологии завершается работами двух выдающихся европейских социологов: Эмиля Дюркгейма и Макса Вебера.

Эмиль Дюркгейм (1858-1917) — французский социолог, считающийся одним из основоположников современной ста­дии развития этой науки.

Этот великий мыслитель был убежденным привержен­цем социологической теории О. Конта. Дюркгейм считал, что в основе общества лежит особая «ре­альность», которая соединяет людей в единое целое, уста­навливает между ними особого рода солидарность, которой присущи свои законы. Эти законы можно исследовать только социологическими методами, они и есть предмет социоло­гического анализа.

Э. Дюркгейм считал, что природа общества выражается в том общем, универсальном, что превращает отдельных ин­дивидов в часть социального целого. Социальная реальность безраздельно господствует в обществе и диктует свои установки отдельному человеку в виде общественных требова­ний, принципов морали и т.д. Говоря другими словами, люди становятся социально значимыми в той мере, в какой они вовлечены в социально полезную деятельность и в какой они являются носителями общественного сознания и духовности.

Макс Вебер (1864-1920) — выдающийся немецкий со­циолог, получивший широкое признание среди коллег еще при жизни.

Макс Вебер исходил из признания особого характера социальной науки, не сводимого к естествознанию. Он под­черкивал, что все общественные институты и формы пове­дения людей фактически регулируются тем смыслом, кото­рым их наделяют сами люди. Социальные действия соответ­ствуют некоему образцу, названному М. Вебером идеальным типом. Социология как раз и является наукой об идеаль­ных типах (т. е. об идеальных образцах поведения), кото­рые регулируют социальные действия людей.

Действия людей, считал М. Вебер, могут рассматривать­ся как социальные только в том случае, если они соотносят­ся с идеальными типами, и характеризуются при этом осо­знанно выдвинутой целью, соответствующей общественному образцу. М. Вебер требовал от социологии сохранения связи с человеческой реальностью и анализа индивидуального сквозь призму общего признака, объединяющего людей в группы.

Имя учёного Годы жизни Страна Основные идеи
Огюст Конт. 1798-1857 Франция Основатель социологии и позитивизма; социология должна быть точной наукой
Карл Маркс 1818-1883 Германия Задача учёных не только объяснять, но и изменить мир - путём революции
Герберт Спенсер. 1820-1903 Англия Путь развития обществ - эволюция, т.е постоянное и естественное движения. Автор теории «социального дарвинизма»
Эмиль Дюркгейм 1858-1917 Франция Задача социологии - строгое и объективное изучение социальных фактов
Макс Вебер 1864-1920 Германия Основатель «понимающей социологии» (антипозитивизма); сторонник идеи всеобщей рационализации.

 

 

Развитие социологии в XX столетии, продолжение традиций ее предыдущего исторического этапа, имеет и за­метные отличия. Появляются многочисленные школы, фор­мируются новые направления, которые хотя и исходят из принципов, выработанных Э. Дюркгеймом и М. Вебером, но вносят в социологию много новых аспектов анализа общества. Хотя ни одна школа, ни одно направление социологии в XX столетии не смогло представить непротиворечивое, исчер­пывающее теоретическое объяснение современного многооб­разного мира, они обозначили много интересных подходов и дали весьма убедительную картину общества.

Социология XX в. признает правомерность нескольких, весьма различных принципов объяснения социальной реаль­ности и воспринимает их как равноценные и взаимодополня­ющие. При этом считается, что различные принципы объяс­нения социальной реальности позволяют лучше ее понять: чем больше интерпретаций, тем ближе мы подходим к пони­манию истинной сути социальных явлений.

Наиболее яркими и широко известными фигурами среди социологов XX столетия были Толкотт Парсонс, Роберт Мертон, Райт Миллс, Ральф Дарендорф.

Толкотт Парсонс (1902-1979) — американский социолог, создатель социологической теории, получившей название структурного функционализма. Исходной точкой теории структурного функционализма стал принцип системного стро­ения общества, суть которого заключается в следующем:

• Общество состоит из взаимосвязанных частей (эле­ментов), которые взаимодействуют друг с другом, поддер­живая существование общества.

• Общество, как системное образование, создает и раз­вивает свои подсистемы, благодаря чему оно адаптируется к внешней среде и обеспечивает тем самым свое выживание.

Эта общая «сетка» накладывалась Т. Парсонсом на все социальные явления, от отдельных личностей до целых ци­вилизаций.

• Каждая общественная система, по его мнению, должна действовать, развиваться, в противном случае она умирает.

• Все социальные системы должны быть так организова­ны, чтобы быть совместимыми с другими системами. Для того чтобы выжить, социальная система должна обладать поддер­жкой других систем.

• Система должна удовлетворять большую часть потреб­ностей тех, кто поддерживает ее своим участием. Поэтому ей следует мобилизовать максимум участия со стороны своих членов.

• Система должна обладать возможностью надежного кон­троля за отклоняющимся (аномальным) поведением входящих в нее структур.

Таковы условия существования любой социальной систе­мы вне зависимости от ее масштабов и назначения. В против­ном случае она перестает существовать.

Позиция американского социолога Роберта Мертона (1910-2003) несколько отличается от точки зрения Т. Парсонса, хотя в их социологических теориях есть много общего.

Р. Мертон считает, что взаимосвязь социальных подси­стем в обществе закрепляется их социальными функциями. Социальными функциями Р. Мертон называет те наблюда­емые следствия существования социальных подсистем, ко­торые способствуют саморегуляции общества. Дисфункци­ями в таком случае считаются те наблюдаемые следствия, которые нарушают саморегуляцию общества, мешают его приспособлению к внешней среде.

Значительный вклад Р. Мертона в социологию связан с его разработкой социологической теории среднего уровня. Теории среднего уровня являются «подступом» к социоло­гическим теориям высшего уровня. Они ориентированы на сохранение связи социологии с реалиями человеческой жиз­ни и на отражение в социологии насущных практических

• Социальные подсистемы (социальные институты и формы поведения людей), угрожающие самовыживанию об­щества, подлежат тщательному общественному контролю или устранению.

проблем общества. При этом доступность и наглядность те­орий среднего уровня делают их вполне практичными без ущерба для убедительности и научной ценности.

Одним из видных социологов XX столетия был Райт Миллс (1916-1962), американский социолог, прославивший­ся исследованиями властвующих элит в современном аме­риканском обществе.

Представляя современное общество в виде социально-политической и экономической структур, он доказывал, что реальное влияние на эти структуры оказывают небольшие группы политических деятелей, бизнесменов и военных. Бу­дучи создателем конфликтологической теории, Р. Миллс акцентировал внимание на том, что для общества характе­рен не консенсус, не сбалансированность взаимных интере­сов различных групп, а их борьба, результат которой и определяет существование общества. В этом отношении его конфликтология оказывается созвучной марксистско-ленин­ской теории классовой борьбы.

Немецкий социолог Ральф Дарендорф (род. 1929) в сво­ей теории социального конфликта исходил из того, что в каждом обществе существуют «осевые линии» социальных конфликтов. Конфликт рождается из того, что одна группа или один класс сопротивляется господству противополож­ной им социальной силы. Причем, по мнению Р. Дарендор-фа, конфликт есть оборотная сторона всякой интеграции, и потому он так же неизбежен в обществе, как и интеграция социальных институтов. За фасадом единства и взаимодей­ствия социальных структур находятся конфликтующие мотивы и интересы их носителей. Избежать или устранить конфликты из жизни общества, по мнению Дарендорфа, невозможно, но можно направить их в определенное рус­ло, не допуская разрушения всей социальной системы. Для этого следует своевременно вскрывать конфликты, выво­дить их «на поверхность» социальной жизни и делать пред­метом открытых дискуссий, обсуждений в прессе, судеб­ных разбирательств и т.д.

Конфликтология, конечно, не дает универсального, исчерпывающего объяснения социальной реальности, но она, наряду с другими социологическими теориями, отражает важный аспект существования и развития общества.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2013-12-14; Просмотров: 1103; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.02 сек.