КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Ключевые идеи западноевропейской социологии ХIХ -начала ХХв
План. Основные Этапы становления и развития социологической мысли. 1.Классический период в развитии социологии (Огюст Конт, Герберт Спенсер, Эмиль Дюркгейм, Макс Вебер). 2.Развитие социологии в XX в. (Толкотт Парсонс, Роберт Мертон, Райт Миллс, Ральф Дарендорф). 3.Развитие социологии в России (Л.И. Мечников, И.А. Бакунин, П.Л. Лавров, Н.И. Кареев, К.М. Тахтарев, П.А. Сорокин). 4. Социология в советский и постсоветский периоды. Первое и достаточно полное представление о строении общества дали античные философы, в частности, Платон и Аристотель. Затем наступила очень долгая, растянувшаяся на две тысячи лет, историческая пауза, прежде чем появились выдающиеся ученые и мыслители (Н. Макиавелли, Т. Гоббс, Ж.-Ж. Руссо, И. Кант и многие другие), которые серьезно обогатили наши знания об обществе и поведении людей. Это предыстория социологии. Наконец, в XIX в. рождается собственно социология, вобравшая в себя лучшие достижения человеческой мысли об обществе. Нам предстоит совершить краткое путешествие в историю социологии и последовательно рассмотреть: 1) классический период в развитии социологии; 2) социологию XX столетия; 3) развитие социологии в России. Классический этап в развитии социологии охватывает период с середины XIX в. до начала XX в. Основателем социологии считается французский философ Огюст Конт (1798— 1857), который и ввел в употребление термин «социология». Социология состояла, по Конту, из социальной статики и социальной динамики. Социальная статика изучала существующие общества как бы в застывшем состоянии. Предметом познания социальной динамики были социальные изменения. Обе эти социологические дисциплины и виделись Конту составными частями научного подхода к исследованию общества. При этом наиболее существенной для понимания развития общества О. Конт считал социальную динамику. О. Конт был свидетелем и современником весьма драматичных и противоречивых последствий Великой французской революции. Эти последствия оказали сильное влияние как на саму Францию, так и на всю Европу. Основатель социологии тяжело переживал состояние политической неразберихи, экономического хаоса, социальной поляризации, в которые периодически погружалась Франция первой половины XIX в. По мысли О. Конта, социология должна была противопоставить радикальным революционным теориям научную теорию, позволяющую проводить изменения в обществе эволюционным путем, учитывающим интересы всех социальных групп. Таким образом, с самого начала своего развития, социология выступила теорией эволюционных изменений в обществе. В целом позиция О. Конта в социальной теории была обозначена им самим как «позитивистская», т. е. делавшая упор не на радикальную революционность, а на постепенную позитивную «перестройку» общества. Позитивистский дух социологии получил дальнейшее развитие у Герберта Спенсера (1820-1903), английского ученого, вслед за О. Контом положившего в основу своего мировоззрения принцип эволюционного развития общества.Он постоянно находил аналогию между биологической и социальной эволюцией, между живыми организмами и обществом. Это обстоятельство, по его мнению, делало правомерным применение в социологии естественнонаучных методов, что и являлось одной из целей позитивизма. В своем главном социологическом произведении «Основания социологии» Г. Спенсер уподобил дифференциацию функций различных сословий в обществе разделению функций между органами живого тела. Однако отдельные личности обладают, по его мнению, гораздо большей самостоятельностью, чем биологические клетки. Г. Спенсер считал общество саморегулирующейся системой и ставил под сомнение способность государства играть роль механизма регуляции, рассматривая государство как инструмент насилия. Социальную революцию Г. Спенсер рассматривал как болезнь общества, несовместимую с эволюционным прогрессом, основанным на выживании наиболее приспособленных и одаренных. Принципиально иную теорию развивал Карл Маркс (1816-1883), который в основание развития общества положил классовую борьбу. По его мнению, переход общества от одной общественно-экономической формации к другой сопровождается социальной революцией, которая являлась необходимым скачком в развитии общества. Этот скачок, по мнению Маркса, был необходим для политического превращения одной диктатуры экономически господствующего класса в другую. Например, буржуазные революции он понимал как превращение буржуазии в экономически и политически господствующий класс, приходящий на смену класса землевладельцев. Пролетарские революции, в свою очередь, он интерпретировал как уничтожение диктатуры буржуазии, осуществляемое диктатурой пролетариата с целью преодоления классового разделения труда. В связи с этим К. Маркс рассматривал социальную революцию как «повивальную бабку истории». Социологическая теория К. Маркса весьма последовательна. Она способствовала созданию своеобразной теоретической картины жизни общества в XIX и XX вв. Формирование классической социологии завершается работами двух выдающихся европейских социологов: Эмиля Дюркгейма и Макса Вебера. Эмиль Дюркгейм (1858-1917) — французский социолог, считающийся одним из основоположников современной стадии развития этой науки. Этот великий мыслитель был убежденным приверженцем социологической теории О. Конта. Дюркгейм считал, что в основе общества лежит особая «реальность», которая соединяет людей в единое целое, устанавливает между ними особого рода солидарность, которой присущи свои законы. Эти законы можно исследовать только социологическими методами, они и есть предмет социологического анализа. Э. Дюркгейм считал, что природа общества выражается в том общем, универсальном, что превращает отдельных индивидов в часть социального целого. Социальная реальность безраздельно господствует в обществе и диктует свои установки отдельному человеку в виде общественных требований, принципов морали и т.д. Говоря другими словами, люди становятся социально значимыми в той мере, в какой они вовлечены в социально полезную деятельность и в какой они являются носителями общественного сознания и духовности. Макс Вебер (1864-1920) — выдающийся немецкий социолог, получивший широкое признание среди коллег еще при жизни. Макс Вебер исходил из признания особого характера социальной науки, не сводимого к естествознанию. Он подчеркивал, что все общественные институты и формы поведения людей фактически регулируются тем смыслом, которым их наделяют сами люди. Социальные действия соответствуют некоему образцу, названному М. Вебером идеальным типом. Социология как раз и является наукой об идеальных типах (т. е. об идеальных образцах поведения), которые регулируют социальные действия людей. Действия людей, считал М. Вебер, могут рассматриваться как социальные только в том случае, если они соотносятся с идеальными типами, и характеризуются при этом осознанно выдвинутой целью, соответствующей общественному образцу. М. Вебер требовал от социологии сохранения связи с человеческой реальностью и анализа индивидуального сквозь призму общего признака, объединяющего людей в группы.
Развитие социологии в XX столетии, продолжение традиций ее предыдущего исторического этапа, имеет и заметные отличия. Появляются многочисленные школы, формируются новые направления, которые хотя и исходят из принципов, выработанных Э. Дюркгеймом и М. Вебером, но вносят в социологию много новых аспектов анализа общества. Хотя ни одна школа, ни одно направление социологии в XX столетии не смогло представить непротиворечивое, исчерпывающее теоретическое объяснение современного многообразного мира, они обозначили много интересных подходов и дали весьма убедительную картину общества. Социология XX в. признает правомерность нескольких, весьма различных принципов объяснения социальной реальности и воспринимает их как равноценные и взаимодополняющие. При этом считается, что различные принципы объяснения социальной реальности позволяют лучше ее понять: чем больше интерпретаций, тем ближе мы подходим к пониманию истинной сути социальных явлений. Наиболее яркими и широко известными фигурами среди социологов XX столетия были Толкотт Парсонс, Роберт Мертон, Райт Миллс, Ральф Дарендорф. Толкотт Парсонс (1902-1979) — американский социолог, создатель социологической теории, получившей название структурного функционализма. Исходной точкой теории структурного функционализма стал принцип системного строения общества, суть которого заключается в следующем: • Общество состоит из взаимосвязанных частей (элементов), которые взаимодействуют друг с другом, поддерживая существование общества. • Общество, как системное образование, создает и развивает свои подсистемы, благодаря чему оно адаптируется к внешней среде и обеспечивает тем самым свое выживание. Эта общая «сетка» накладывалась Т. Парсонсом на все социальные явления, от отдельных личностей до целых цивилизаций. • Каждая общественная система, по его мнению, должна действовать, развиваться, в противном случае она умирает. • Все социальные системы должны быть так организованы, чтобы быть совместимыми с другими системами. Для того чтобы выжить, социальная система должна обладать поддержкой других систем. • Система должна удовлетворять большую часть потребностей тех, кто поддерживает ее своим участием. Поэтому ей следует мобилизовать максимум участия со стороны своих членов. • Система должна обладать возможностью надежного контроля за отклоняющимся (аномальным) поведением входящих в нее структур. Таковы условия существования любой социальной системы вне зависимости от ее масштабов и назначения. В противном случае она перестает существовать. Позиция американского социолога Роберта Мертона (1910-2003) несколько отличается от точки зрения Т. Парсонса, хотя в их социологических теориях есть много общего. Р. Мертон считает, что взаимосвязь социальных подсистем в обществе закрепляется их социальными функциями. Социальными функциями Р. Мертон называет те наблюдаемые следствия существования социальных подсистем, которые способствуют саморегуляции общества. Дисфункциями в таком случае считаются те наблюдаемые следствия, которые нарушают саморегуляцию общества, мешают его приспособлению к внешней среде. Значительный вклад Р. Мертона в социологию связан с его разработкой социологической теории среднего уровня. Теории среднего уровня являются «подступом» к социологическим теориям высшего уровня. Они ориентированы на сохранение связи социологии с реалиями человеческой жизни и на отражение в социологии насущных практических • Социальные подсистемы (социальные институты и формы поведения людей), угрожающие самовыживанию общества, подлежат тщательному общественному контролю или устранению. проблем общества. При этом доступность и наглядность теорий среднего уровня делают их вполне практичными без ущерба для убедительности и научной ценности. Одним из видных социологов XX столетия был Райт Миллс (1916-1962), американский социолог, прославившийся исследованиями властвующих элит в современном американском обществе. Представляя современное общество в виде социально-политической и экономической структур, он доказывал, что реальное влияние на эти структуры оказывают небольшие группы политических деятелей, бизнесменов и военных. Будучи создателем конфликтологической теории, Р. Миллс акцентировал внимание на том, что для общества характерен не консенсус, не сбалансированность взаимных интересов различных групп, а их борьба, результат которой и определяет существование общества. В этом отношении его конфликтология оказывается созвучной марксистско-ленинской теории классовой борьбы. Немецкий социолог Ральф Дарендорф (род. 1929) в своей теории социального конфликта исходил из того, что в каждом обществе существуют «осевые линии» социальных конфликтов. Конфликт рождается из того, что одна группа или один класс сопротивляется господству противоположной им социальной силы. Причем, по мнению Р. Дарендор-фа, конфликт есть оборотная сторона всякой интеграции, и потому он так же неизбежен в обществе, как и интеграция социальных институтов. За фасадом единства и взаимодействия социальных структур находятся конфликтующие мотивы и интересы их носителей. Избежать или устранить конфликты из жизни общества, по мнению Дарендорфа, невозможно, но можно направить их в определенное русло, не допуская разрушения всей социальной системы. Для этого следует своевременно вскрывать конфликты, выводить их «на поверхность» социальной жизни и делать предметом открытых дискуссий, обсуждений в прессе, судебных разбирательств и т.д. Конфликтология, конечно, не дает универсального, исчерпывающего объяснения социальной реальности, но она, наряду с другими социологическими теориями, отражает важный аспект существования и развития общества.
Дата добавления: 2013-12-14; Просмотров: 1130; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |