Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Фарфор, измерительные инструменты

Проблема технического регулирования является системной, комплексной, требующей постановки и реализации наиболее актуальных целей и задач.

Закон «О техническом регулировании» определил основ­ные цели и задачи системы технического регулирования в РФ, направленные на реформирование правоотношений в этой об­ласти.

Таким образом, сферой технического регулирования в со­ответствии с действующим законодательством является:

установление, применение и исполнение обязательных требований к продукции или к связанным с ними процессам на стадиях жизненного цикла;

• установление и применение на добровольной основе тре­бований к продукции, процессам на стадиях жизненного цикла, выполнению работ или оказанию услуг;

• оценка соответствия;

• контроль (надзор).

В сферу технического регулирования вошли также и непо­средственно направленные на повышение конкурентоспособно­сти продукции и услуг виды деятельности:

добровольная сертификация;

• внедрение СМК;

• обучение и информирование потребителей;

• страхование ответственности за ущерб;

• создание саморегулируемых организаций и др.

Важным аспектом Закона является то, что он предусмат­ривает разделение полномочий и ответственности государст­ва и бизнеса за безопасность и качество продукции на основе рационального сочетания свободного предпринимательства и государственного регулирования, гармонизации их с между­народной практикой. При этом государство несёт ответствен­ность за установление приемлемых для общества требований безопасности и правил подтверждения соответствия продукции этим требованиям на основе технических регламентов. Бизнес (рыночная сфера) отвечает за повышение качества и конкурен­тоспособности продукции на основе национальных стандартов, сводов и правил и стандартов организаций.

Документы по стандартизации должны обеспечивать вы­полнение требований технических регламентов. На бизнес ло­жится ответственность за выполнение требований регламентов в процессе создания продукции и необходимость доказательства, что эти требования фактически выполняются, путем подтвер­ждения соответствия.

Содержание технического регулирования является отра­жением социально-экономических отношений в нашей стране. В 20-80-е гг. XX в. адекватным отражением централизованной экономики СССР была централизованная стандартизация. Го­сударственные стандарты регламентировали все вопросы про­мышленной деятельности, начиная от раннего проектирования до утилизации. Несоблюдение стандартов преследовалось по закону. Необходимо подчеркнуть, что такой подход к стандарти­зации нельзя оценивать как «плохой» или «хороший», это лишь факт, что он соответствовал экономике СССР. Разработчики государственных стандартов действовали от имени государства и выполняли государственный план по их разработке.

В последнее десятилетие вследствие резкого снижения объ­ёмов финансирования из средств госбюджета, разработка новых и обновление действующих стандартов были весьма затрудни­тельны и велись низкими темпами. Это привело к моральному старению и практической непригодности значительного объема действующего фонда стандартов и других нормативных доку­ментов (до 50% в отдельных отраслях).

Такое состояние стандартизации стало затруднять произ­водство конкурентоспособных товаров, не способствовало подъ­ёму отечественной экономики и делало невозможной ее интегра­цию в мировую экономику. Подготовка РФ к вступлению во Всемирную торговую организации (ВТО) обострило эту проблему и ускорило реформирование технического регулирования. Одно из основных условий вступления в ВТО — соблюдение прин­ципов в области технического регулирования, установленных в Соглашении по техническим барьерам в торговле и Кодексе добросовестной практики применительно к подготовке, утвер­ждению и применению стандартов.

Техническими барьерами здесь являются несогласованные между странами — потенциальными торговыми партнерами — нормативные документы (директивы, стандарты, технические регламенты и др.) Важнейшими требованиями соглашения ВТО по техническим барьерам в торговле являются следующие:

страны - участницы должны гарантировать, что разработ­ка, принятие и применение технических регламентов не создадут дополнительных препятствий в международной торговле или не окажут такого воздействия;

• в тех случаях, когда возникает необходимость в разработке технических регламентов, а соответствующие международные стандарты уже существуют или находятся на окончательной стадии разработки, страны - участницы должны использовать их полностью или частично как основу для своих технических регламентов.

Большое значение в устранении технических барьеров в торговле придается гармонизации действующей в странах-парт­нерах нормативной документации с европейскими директивами и международными стандартами. В РФ создается система стандартизации, эквивалентная созданной в странах ЕС.

Принятый в декабре 2002г. закон «О техническом регу­лировании» принципиально изменяет систему технического регулирования и роль стандартизации в нём в новых условиях реформирования российской экономики. Эти изменения отра­жают сложившуюся международную практику технического регулирования.

В Законе содержатся:

• понятие и принципы технического регулирования;

• понятие, содержание и применение технического регла­мента; цели принятия и виды;

• порядок разработки, принятия, изменения и отмены тех­нических регламентов;

• цели, принципы стандартизации; документы в области стандартизации и правила их разработки;

• цели, принципы и формы подтверждения соответствия;

• положения в области аккредитации органов по сертифи­кации и испытательных лабораторий (центров);

• положения о государственном контроле (надзоре) за со­блюдением требований технических регламентов;

• ответственность, обязанности и права сторон при выявле­нии нарушений требований технических регламентов;

• положения о федеральном информационном фонде тех­нических регламентов и стандартов;

• положения о финансировании в области технического регулирования.

К основным элементам технического регулирования, пре­дусмотренным Законом, относятся:

технические регламенты;

• стандарты;

• процедуры подтверждения соответствия;

• аккредитация;

• контроль и надзор.

Все они используются в РФ, однако требуют существен­ных изменений, так как создают необоснованные и избыточные барьеры в торговле. Новые законы направлены на кардинальное изменение действовавших ранее подходов к стандартизации и оценке соот­ветствия (испытания, измерения, подтверждение соответствия, аккредитация, контроль и надзор).

Основные принципы технического регулирования, содержа­щиеся в Законе «О техническом регулировании», следующие:

применение единых правил установления требований к продукции, процессам на стадиях жизненного цикла продукции, выполнению работ или оказанию услуг;

• соответствие технического регулирования уровню разви­тия национальной экономики;

• независимость органов по аккредитации, органов по сер­тификации от изготовителей, продавцов, исполнителей, заказ­чиков продукции;

• единая система и правила аккредитации;

• единство правил и методов исследований (испытаний) и измерений при проведении процедур обязательной оценки соответствия;

• единство применения требований технических регламен­тов независимо от видов или особенностей сделок;

• недопустимость ограничения конкуренции при осущест­влении аккредитации и сертификации;

• недопустимость совмещения полномочий органа государ­ственного контроля (надзора) и органа по сертификации;

• недопустимость внебюджетного финансирования госу­дарственного контроля (надзора) за соблюдением требований технических регламентов.

Принципы направлены на формирование единой техниче­ской политики в области стандартизации и подтверждения соот­ветствия. Они позволяют исключить нормирование требований к продукции одного и того же вида многочисленными ведомствами, что приводит к дублированию норм, снижению качества продукции, затрудняет развитие производства конкурентоспособной отечественной продукции.

Техническое регулирование должно соответствовать инте­ресам национальной экономики, уровню развития материально-технической базы и уровню научно-технического развития, а также международным нормам и правилам.

Правительством Российской Федерации организован посто­янный учёт и анализ всех случаев причинения вреда жизни или здоровью граждан, имуществу, окружающей среде, жизни или здоровью животных или растений с учетом тяжести этого вреда. Оно организовало также информирование заинтересованных лиц (приобретателей, изготовителей и продавцов) о ситуации в области соблюдения требований технических регламентов через соответствующие печатные издания.

Управление в области технического регулирования осуще­ствляет Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии (Ростехрегулирование), находящееся в ведении Министерства промышленности и энергетики Российской Фе­дерации (Указ Президента Российской Федерации от 9 марта 2004г. № 314 «О системе и структуре Федеральных органов исполнительной власти»). В соответствии с постановлением Правительства РФ эта служба является федеральным органом исполнительной власти.

Непосредственно и через свои территориальные органы в установленной сфере деятельности Ростехрегулирование осу­ществляет:

в порядке, установленном федеральными законами «О техническом регулировании» и «О внесении изменений в Феде­ральный закон «О техническом регулировании», деятельность в области технического регулирования, в том числе контроль и надзор за соблюдением требований национальных стандартов в переходный период;

• регистрацию документов, подтверждающих соответствие объектов технического регулирования установленным требо­ваниям;

• ведение общероссийских классификаторов технико-эко­номической и социальной информации;

• аккредитацию в сфере технического регулирования;

• учёт и анализ случаев причинения вреда жизни или здо­ровью граждан, имуществу физических или юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу и другим объектам технического регулирования вследствие нарушений требований технических регламентов;

• организационно-техническую и информационную деятель­ность в области технического регулирования и формирование федеральных информационных ресурсов в сфере технического регулирования и каталогизации;

• в порядке, установленном Законом РФ «Об обеспечении единства измерений», деятельность в области метрологии.

 

Роль стандартизации в системе технического регулирования и обеспечении качества

 

Стандартизация в течение продолжительного времени была основным элементом технического регулирования в Российской Федерации, а стандарты — основными документами, направлен­ными на обеспечение качества продукции и других объектов

Стандартизациядеятельность по установлению правил и ха­рактеристик в целях их добровольного многократного использования, направленная на достижение упорядоченности в сферах производствам обращения продукции и повышение конкурентоспособности продукции, работ и услуг.

Стандартдокумент, в котором в целях добровольного много­кратного использования устанавливаются характеристики продукции, правила осуществления и характеристики процессов производства, экс­плуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, выполнения работ или оказания услуг; стандарт также может содержать требования к терминологии, символике, упаковке, маркировке или этикеткам и пра­вилам их нанесения.

Важность и значение стандартизации человечество осоз­нало ещё с древних времен. Издавна она использовалась для наиболее оптимальных вариантов решения множества возникающих практических задач (Рис. 2.21)

«Древняя история» стандартизации

Китай, Древний Египет – стандарты на бумагу,

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Контроль Потери | Содействие проведению работ по унификации
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2013-12-14; Просмотров: 345; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.