КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Фарфор, измерительные инструменты
Проблема технического регулирования является системной, комплексной, требующей постановки и реализации наиболее актуальных целей и задач. Закон «О техническом регулировании» определил основные цели и задачи системы технического регулирования в РФ, направленные на реформирование правоотношений в этой области. Таким образом, сферой технического регулирования в соответствии с действующим законодательством является: • установление, применение и исполнение обязательных требований к продукции или к связанным с ними процессам на стадиях жизненного цикла; • установление и применение на добровольной основе требований к продукции, процессам на стадиях жизненного цикла, выполнению работ или оказанию услуг; • оценка соответствия; • контроль (надзор). В сферу технического регулирования вошли также и непосредственно направленные на повышение конкурентоспособности продукции и услуг виды деятельности: • добровольная сертификация; • внедрение СМК; • обучение и информирование потребителей; • страхование ответственности за ущерб; • создание саморегулируемых организаций и др. Важным аспектом Закона является то, что он предусматривает разделение полномочий и ответственности государства и бизнеса за безопасность и качество продукции на основе рационального сочетания свободного предпринимательства и государственного регулирования, гармонизации их с международной практикой. При этом государство несёт ответственность за установление приемлемых для общества требований безопасности и правил подтверждения соответствия продукции этим требованиям на основе технических регламентов. Бизнес (рыночная сфера) отвечает за повышение качества и конкурентоспособности продукции на основе национальных стандартов, сводов и правил и стандартов организаций. Документы по стандартизации должны обеспечивать выполнение требований технических регламентов. На бизнес ложится ответственность за выполнение требований регламентов в процессе создания продукции и необходимость доказательства, что эти требования фактически выполняются, путем подтверждения соответствия. Содержание технического регулирования является отражением социально-экономических отношений в нашей стране. В 20-80-е гг. XX в. адекватным отражением централизованной экономики СССР была централизованная стандартизация. Государственные стандарты регламентировали все вопросы промышленной деятельности, начиная от раннего проектирования до утилизации. Несоблюдение стандартов преследовалось по закону. Необходимо подчеркнуть, что такой подход к стандартизации нельзя оценивать как «плохой» или «хороший», это лишь факт, что он соответствовал экономике СССР. Разработчики государственных стандартов действовали от имени государства и выполняли государственный план по их разработке. В последнее десятилетие вследствие резкого снижения объёмов финансирования из средств госбюджета, разработка новых и обновление действующих стандартов были весьма затруднительны и велись низкими темпами. Это привело к моральному старению и практической непригодности значительного объема действующего фонда стандартов и других нормативных документов (до 50% в отдельных отраслях). Такое состояние стандартизации стало затруднять производство конкурентоспособных товаров, не способствовало подъёму отечественной экономики и делало невозможной ее интеграцию в мировую экономику. Подготовка РФ к вступлению во Всемирную торговую организации (ВТО) обострило эту проблему и ускорило реформирование технического регулирования. Одно из основных условий вступления в ВТО — соблюдение принципов в области технического регулирования, установленных в Соглашении по техническим барьерам в торговле и Кодексе добросовестной практики применительно к подготовке, утверждению и применению стандартов. Техническими барьерами здесь являются несогласованные между странами — потенциальными торговыми партнерами — нормативные документы (директивы, стандарты, технические регламенты и др.) Важнейшими требованиями соглашения ВТО по техническим барьерам в торговле являются следующие: • страны - участницы должны гарантировать, что разработка, принятие и применение технических регламентов не создадут дополнительных препятствий в международной торговле или не окажут такого воздействия; • в тех случаях, когда возникает необходимость в разработке технических регламентов, а соответствующие международные стандарты уже существуют или находятся на окончательной стадии разработки, страны - участницы должны использовать их полностью или частично как основу для своих технических регламентов. Большое значение в устранении технических барьеров в торговле придается гармонизации действующей в странах-партнерах нормативной документации с европейскими директивами и международными стандартами. В РФ создается система стандартизации, эквивалентная созданной в странах ЕС. Принятый в декабре 2002г. закон «О техническом регулировании» принципиально изменяет систему технического регулирования и роль стандартизации в нём в новых условиях реформирования российской экономики. Эти изменения отражают сложившуюся международную практику технического регулирования. В Законе содержатся: • понятие и принципы технического регулирования; • понятие, содержание и применение технического регламента; цели принятия и виды; • порядок разработки, принятия, изменения и отмены технических регламентов; • цели, принципы стандартизации; документы в области стандартизации и правила их разработки; • цели, принципы и формы подтверждения соответствия; • положения в области аккредитации органов по сертификации и испытательных лабораторий (центров); • положения о государственном контроле (надзоре) за соблюдением требований технических регламентов; • ответственность, обязанности и права сторон при выявлении нарушений требований технических регламентов; • положения о федеральном информационном фонде технических регламентов и стандартов; • положения о финансировании в области технического регулирования. К основным элементам технического регулирования, предусмотренным Законом, относятся: • технические регламенты; • стандарты; • процедуры подтверждения соответствия; • аккредитация; • контроль и надзор. Все они используются в РФ, однако требуют существенных изменений, так как создают необоснованные и избыточные барьеры в торговле. Новые законы направлены на кардинальное изменение действовавших ранее подходов к стандартизации и оценке соответствия (испытания, измерения, подтверждение соответствия, аккредитация, контроль и надзор). Основные принципы технического регулирования, содержащиеся в Законе «О техническом регулировании», следующие: • применение единых правил установления требований к продукции, процессам на стадиях жизненного цикла продукции, выполнению работ или оказанию услуг; • соответствие технического регулирования уровню развития национальной экономики; • независимость органов по аккредитации, органов по сертификации от изготовителей, продавцов, исполнителей, заказчиков продукции; • единая система и правила аккредитации; • единство правил и методов исследований (испытаний) и измерений при проведении процедур обязательной оценки соответствия; • единство применения требований технических регламентов независимо от видов или особенностей сделок; • недопустимость ограничения конкуренции при осуществлении аккредитации и сертификации; • недопустимость совмещения полномочий органа государственного контроля (надзора) и органа по сертификации; • недопустимость внебюджетного финансирования государственного контроля (надзора) за соблюдением требований технических регламентов. Принципы направлены на формирование единой технической политики в области стандартизации и подтверждения соответствия. Они позволяют исключить нормирование требований к продукции одного и того же вида многочисленными ведомствами, что приводит к дублированию норм, снижению качества продукции, затрудняет развитие производства конкурентоспособной отечественной продукции. Техническое регулирование должно соответствовать интересам национальной экономики, уровню развития материально-технической базы и уровню научно-технического развития, а также международным нормам и правилам. Правительством Российской Федерации организован постоянный учёт и анализ всех случаев причинения вреда жизни или здоровью граждан, имуществу, окружающей среде, жизни или здоровью животных или растений с учетом тяжести этого вреда. Оно организовало также информирование заинтересованных лиц (приобретателей, изготовителей и продавцов) о ситуации в области соблюдения требований технических регламентов через соответствующие печатные издания. Управление в области технического регулирования осуществляет Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии (Ростехрегулирование), находящееся в ведении Министерства промышленности и энергетики Российской Федерации (Указ Президента Российской Федерации от 9 марта 2004г. № 314 «О системе и структуре Федеральных органов исполнительной власти»). В соответствии с постановлением Правительства РФ эта служба является федеральным органом исполнительной власти. Непосредственно и через свои территориальные органы в установленной сфере деятельности Ростехрегулирование осуществляет: • в порядке, установленном федеральными законами «О техническом регулировании» и «О внесении изменений в Федеральный закон «О техническом регулировании», деятельность в области технического регулирования, в том числе контроль и надзор за соблюдением требований национальных стандартов в переходный период; • регистрацию документов, подтверждающих соответствие объектов технического регулирования установленным требованиям; • ведение общероссийских классификаторов технико-экономической и социальной информации; • аккредитацию в сфере технического регулирования; • учёт и анализ случаев причинения вреда жизни или здоровью граждан, имуществу физических или юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу и другим объектам технического регулирования вследствие нарушений требований технических регламентов; • организационно-техническую и информационную деятельность в области технического регулирования и формирование федеральных информационных ресурсов в сфере технического регулирования и каталогизации; • в порядке, установленном Законом РФ «Об обеспечении единства измерений», деятельность в области метрологии.
Роль стандартизации в системе технического регулирования и обеспечении качества
Стандартизация в течение продолжительного времени была основным элементом технического регулирования в Российской Федерации, а стандарты — основными документами, направленными на обеспечение качества продукции и других объектов Стандартизация — деятельность по установлению правил и характеристик в целях их добровольного многократного использования, направленная на достижение упорядоченности в сферах производствам обращения продукции и повышение конкурентоспособности продукции, работ и услуг. Стандарт — документ, в котором в целях добровольного многократного использования устанавливаются характеристики продукции, правила осуществления и характеристики процессов производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, выполнения работ или оказания услуг; стандарт также может содержать требования к терминологии, символике, упаковке, маркировке или этикеткам и правилам их нанесения. Важность и значение стандартизации человечество осознало ещё с древних времен. Издавна она использовалась для наиболее оптимальных вариантов решения множества возникающих практических задач (Рис. 2.21) «Древняя история» стандартизации Китай, Древний Египет – стандарты на бумагу,
Дата добавления: 2013-12-14; Просмотров: 345; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |