КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Содействие проведению работ по унификации
ГОСТ Р 1.13-2004 Стандартизация в Российской Федерации. Уведомления о проектах документов в области стандартизации. Общие требования. ГОСТ Р 1.12-2004 Стандартизация в Российской Федерации. Термины и определения. ГОСТ Р 1.11-2004 Стандартизация в Российской Федерации. Порядок разработки, утверждения, изменения, пересмотра и отмены. ГОСТ Р 1.10-2004 Стандартизация в Российской Федерации. Правила стандартизации и рекомендации по стандартизации. ГОСТ Р 1.6-2005 Стандартизация в Российской Федерации. Проекты стандартов. Организация проведения экспертизы. ГОСТ Р 1.4-2004 Стандартизация в Российской Федерации. Стандарты организаций. Общие положения. ГОСТ Р 1.1-2006 Стандартизация в Российской Федерации. Технические комитеты по стандартизации. Порядок создания и деятельности. ГОСТ Р 1.0-2004 Стандартизация в Российской Федерации. Основные положения. Классификации, кодирования унификации объектов; типизации и агрегатирования машин и изделий; Проверка товара перед продажей Мастера-смотрители в цехах, При строительстве пирамид
Средние века – принципы мастерства, Рисунок 2.21 История стандартизации В 1993г. был введён в действие Закон РФ от 10 июня 1993г. №5154-1 «О стандартизации», в соответствии с которым цели и задачи стандартизации были приближены к изменившейся в стране социально – экономической ситуации. Данный закон утратил силу после введения Федерального закона «О техническом регулировани и». Цели и задачи закона включали обеспечение: • безопасности продукции, работ и услуг для жизни, здоровья, окружающей среды и имущества; • технической (конструктивной, электромагнитной и др.) и информационной совместимости; взаимозаменяемости продукции; согласования и увязки ее показателей и характеристик; • единства методов контроля; • единства маркировки; • устранения технических барьеров в производстве и торговле; • конкурентоспособности продукции; • качества продукции в интересах потребителя и государства; • экономии всех видов ресурсов (снижение материалоемкости, энергоемкости, трудоемкости, применение малоотходных технологий); • безопасности всех видов хозяйственных объектов с учетом риска возникновения природных и техногенных катастроф; • обороноспособности и мобилизационной готовности страны. Важнейшим направлением деятельности Госстандарта РФ как руководящего органа в области стандартизации оставалась разработка отечественных, межгосударственных и международных стандартов. Впервые в государственные стандарты, как это давно принято в мировой практике, были введены обязательные и добровольные требования. К концу XX в. создан фонд нормативных документов, включающий более 23 тысяч государственных стандартов, которые позволяли обеспечить многосторонние воздействия на продукцию (работы, услуги), производственные процессы и сферу управления. В 1998г. Госстандарт РФ принял Концепцию национальной системы стандартизации. Это было связано с возросшей необходимостью: • усиления роли стандартизации в государственном регулировании экономики при общей ее ориентации на рыночный характер и высокий уровень самостоятельности субъектов хозяйственной деятельности; • интеграции экономики РФ с европейской и мировой экономикой путём вступления России в ВТО; • активизации участия РФ в деятельности международных организаций по стандартизации и метрологии — ИСО, МЭК, СЕНЭЛЕК, ПАСК, МОЗМ и других; • поэтапного снижения зависимости отечественного рынка от импорта и повышения конкурентоспособности российских товаров и услуг. Однако изменений в области стандартизации, предусмотренных Концепцией, оказалось недостаточно для решения назревших проблем в различных сферах внутренней и внешней экономической деятельности государства. Истинное реформирование стандартизации в РФ предусмотрено Законом о техническом регулировании. Государственные стандарты РФ из основного инструмента государственного технического регулирования трансформируются в российские национальные стандарты — признанные обществом, но добровольные для применения технические правила, которые способствуют соблюдению обязательных требований, устанавливаемых в технических регламентах. После принятия данного Закона в средствах массовой информации и публичных выступлениях представителей различных сфер деятельности появились высказывания о том, что вступление в силу технических регламентов приведёт к отмене всех стандартов, так как они являются избыточным административным барьером и связывают инициативу бизнеса. Выдвигались также предложения о полном финансировании разработки стандартов со стороны бизнес - сообщества. Государство в этих предложениях практически не упоминалось — ни как заинтересованная сторона, имеющая свои интересы и приоритеты, ни как участник процесса стандартизации. Вместе с тем стандартизация играет большую роль в развитии производства, услуг, повышении экономических показателей деятельности организаций, увеличении ВВП. Стандарты основываются на обобщённых результатах науки, техники и практического опыта, накопленного в различных сферах деятельности, и должны обеспечивать оптимальную пользу обществу. Из опыта развития стандартизации в РФ и других странах известно, что стандартизация в качестве одного из элементов технического регулирования в условиях рыночной экономики может обеспечить вклад в экономический рост, превышающий соответствующие показатели от внедрения патентов и лицензий. Однако высокие требования, не соответствующие возможностям организаций, являются неоправданными и нецелесообразными и могут привести к разрушению организаций. Эффективная государственная политика в области стандартизации возможна лишь при наличии национальной системы стандартизации, обеспечивающей при разработке и применении национальных стандартов баланс интересов органов государственного управления, субъектов хозяйствования, общественных организаций и потребителей. Существует ряд международных документов, устанавливающих принципы взаимосвязи стандартов и технических регламентов. Рекомендациями для правительств Европейской экономической комиссией ООН (ЕЭК ООН) относительно политики в области стандартизации предусмотрено следующее: «...правительствам стран-членов ЕЭК ООН следует, по возможности, использовать в законодательных документах ссылки на национальные, региональные или, предпочтительно, международные стандарты, если таковые существуют, и поощрять более широкое применение метода «ссылки на стандарты»...». В нашей стране предстоит решить принципиально новую зад задачу формирования технического законодательства, и для её решения необходимо использовать опыт других стран, особенно основных торговых партнеров России — стран ЕС и стран СНГ. Цели и задачи стандартизации нельзя сводить только к обеспечению безопасности. В нашей стране требования к другим показателям качества будут повышаться постепенно, по мере дальнейшего развития экономики страны и материально - технической базы организаций. Это обусловлено тем, что резкое повышение уровня требований является непосильным для большинства промышленных предприятий и других организаций. Во многих индустриально развитых странах действуют самые разные системы (программно-целевые блоки) в области стандартизации. В РФ действует 15 систем и 10 комплексов стандартов: Единая система конструкторской документации (ЕСКД); Единая система технологической документации (ЕСТД); Система разработки и постановки продукции на производство (СРПП); Система стандартов безопасности труда (ССБТ) и другие. Действующие системы и комплексы обеспечивают техническую и информационную совместимость, взаимозаменяемость продукции, согласование и увязку показателей и характеристик продукции, экономию всех видов ресурсов. С начала 80-х гг. XX в. в системе стандартизации РФ отменено 11 систем и комплексов стандартов из-за изменения уклада экономики сугубо отраслевой направленности (например, Управление технологическими процессами, Единая система государственного управления качеством продукции и т. д.). Большое значение в развитии стандартизации имеет своевременная разработка её стратегий (концепций), соответствующих сложившейся в стране экономической ситуации, требованиям рынка и общества, повышения статуса стандартов в жизни общества и государства. Национальные органы по стандартизации ведущих стран разрабатывают стратегии национальных систем стандартизации, учитывая как интересы самой страны, так и стратегические планы развития международных систем стандартизации ИСО и МЭК, положения Соглашения ВТО по техническим барьерам в торговле. Проекты концепций проходят широкое обсуждение с участием правительственных структур, представителей промышленности и науки, обществ потребителей. В 2006г. в Российской федерации утверждена Правительством РФ новая Концепция развития национальной системы стандартизации на период до 2010г. В ней определены основные направления реформирования системы национальной стандартизации: • развитие правовых основ стандартизации; • функциональные и структурные преобразования системы; • реформирование экономических основ стандартизации; • усиление роли национальной стандартизации в решении государственных задач и роли государства в развитии стандартизации; • расширение участия промышленности и общества в процессах международной и национальной стандартизации; • развитие фонда национальных стандартов; • создание современного информационного обеспечения в области стандартизации и т. д. Концепция развития национальной системы стандартизации позволяет обеспечить: • участие в работах по стандартизации, как государства, так и потребителей стандартов; • презумпцию соответствия требованиям технических регламентов при условии соответствия национальным стандартам; • совершенствование организационной структуры и планирования стандартизации на федеральном уровне; • внедрение в процессы стандартизации принципиально новых информационных технологий; • сокращение сроков разработки российских национальных стандартов; • максимальное применение международных и региональных стандартов. В 2006г. началась реализация положения Концепции развития национальной стандартизации об обеспечении программно-целевого планирования разработки национальных стандартов. Разрабатываются следующие целевые программы: • перспективная программа развития национальных стандартов, обеспечивающая их гармонизацию с международными стандартами в научно-технической и производственной сферах; • перспективная программа стандартизации агропромышленного комплекса на 2008-2011 гг. с учётом необходимости пересмотра действующего отраслевого стандарта; • перспективная программа стандартизации в области социальной защиты населения на 2008-2011 гг. (с целью обеспечения целевой программы «Социальная поддержка инвалидов»), • перспективная программа стандартизации в области оказания услуг населению; • перспективная программа стандартизации в области строительства на 2008-2011 гг. Перспективная программа развития национальных стандартов, обеспечивающая их гармонизацию с международными стандартами в научно-технической и производственной сферах рассчитана на 2008-2012 гг. Она осуществляется в соответствии с решением Совета безопасности РФ. Целью программы является: • повышение уровня гармонизации национальных и международных стандартов в научно-технической и производственной сферах; • передача на внутренний рынок продуктов инновационной деятельности; • повышение безопасности и конкурентоспособности продукции (технологий); • содействие реализации национальных проектов. В первоочередном порядке должна быть обеспечена разработка гармонизированных национальных стандартов в следующих приоритетных областях: топливо и энергетика; транспорт; информационные технологии и электроника; производственные технологии; новые материалы и химические продукты; научные приборы и ресурсосбережение. Весьма актуальной является подготовка изменений (дополнений) в нормативные и правовые акты, предусматривающих необходимость использования национальных стандартов при заключении государственных контрактов на поставку продукции для государственных нужд; проведении работ в области технического регулирования; реализации крупных инвестиционных проектов; проведении программ обязательного страхования; обеспечении государственных гарантий и кредитов. Для реализации Закона «О техническом регулировании» в части стандартизации с 1 июля 2005г. введены в действие национальные стандарты комплекса «Стандартизация в Российской Федерации», который заменяет действовавший ранее комплекс стандартов «Государственная система стандартизации Российской Федерации (ГСС РФ)». Ниже приведены обозначения и наименования стандартов комплекса «Стандартизация в Российской Федерации»: ГОСТ Р 1.2-2004 Стандартизация в Российской Федерации. Стандарты национальные Российской Федерации. Правила разработки, утверждения, обновления и отмены. ГОСТ Р 1.3-2002 Межгосударственная система стандартизации. Правила и методы принятия межгосударственных и региональных стандартов в качестве межгосударственных стандартов. ГОСТ Р 1.5-2004 Стандартизация в Российской Федерации. Стандарты национальные Российской Федерации. Правила построения, изложения, оформления и обозначения. ГОСТ Р 1.8-2004 Стандартизация в Российской Федерации. Стандарты межгосударственные. Правила проведения в Российской Федерации работ по разработке, применению, обновлению и прекращению применения. ГОСТ Р 1.9-2004 Стандартизация в Российской Федерации. Знак соответствия национальным стандартам Российской Федерации. Изображение, порядок применения.
Субъектами работ по стандартизации являются: • национальный орган по стандартизации; • технические комитеты по стандартизации; • разработчики стандартов. Ростехрегулирование как национальный орган РФ по стандартизации выполняет следующие функции: • утверждает национальные стандарты; • принимает программу разработки национальных стандартов; • организует экспертизу проектов национальных стандартов; • обеспечивает соответствие национальной системы стандартизации интересам национальной экономики, состоянию материально-технической базы и научно-техническому прогрессу; • осуществляет учёт национальных стандартов, правил стандартизации, норм и рекомендаций в этой области и обеспечивает их доступность заинтересованным лицам; • создает технические комитеты по стандартизации и координирует их деятельность; • организует опубликование национальных стандартов и их распространение; • участвует в соответствии с уставами международных организаций в разработке международных стандартов и обеспечивает учёт интересов РФ при их принятии; • утверждает изображение знака соответствия национальным стандартам; • представляет РФ в международных организациях, осуществляющих деятельность в области стандартизации. Технические комитеты по стандартизации (ТК) являются основным элементом системы, с помощью которого происходит формирование плана стандартизации, разработка стандартов и их экспертиза. Большинство из них образовано на базе головных институтов промышленности. В их состав на паритетных началах и добровольной основе входят представители федеральных органов исполнительной власти, научных организаций, общественных объединений предпринимателей и потребителей. К началу 2007г. зарегистрировано более 360 ТК по стандартизации, однако активно работают в области стандартизации далеко не все комитеты, что обусловлено состоянием и слабой заинтересованностью промышленности в разработке стандартов, кардинальной реорганизацией управления отраслями и процессами реорганизации отраслевых НИИ. Разработчиками национальных стандартов являются в основном ТК, но в соответствии с Законом «О техническом регулировании» эту деятельность может осуществлять любое лицо. Первостепенное внимание должно уделяться разработке тех национальных стандартов, которые отражают аспекты безопасности продукции, защиты жизни и здоровья населения страны и могут использоваться в качестве основы для подготовки соответствующих технических регламентов.
Цели, принципы и задачи стандартизации Современный мир очень динамично изменяется. Глобализация рынков, появление новых секторов бизнеса, более быстрая разработка и сокращение жизненных циклов продукции, а также усиливающееся взаимопроникновение технологий приводят к тому, что национальная и международная стандартизация сталкиваются с множеством новых остро стоящих проблем. Перед лицом этих вызовов определение стратегии национальной стандартизации является необходимым ответом на изменяющуюся ситуацию и новые запросы отечественной экономики в условиях изменяющегося мира. Цели стандартизации в Российской Федерации определены Законом. Они включают: Повышение уровня безопасности: • жизни и здоровья граждан • имущества физических и юридических лиц: • государственного и муниципального имущества; • в области экологии; • жизни и здоровья животных и растений; • объектов с учетом риска возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. Обеспечение: • конкурентоспособности продукции, работ, услуг; • научно-технического прогресса; • рационального использования ресурсов; • взаимозаменяемости технических средств (машин и оборудования, их составных частей, комплектующих изделии и материалов); • технической и информационной совместимости; • сопоставимости результатов исследований (испытаний) и измерений технических и экономико-статистических данных; • проведения анализа характеристик продукции (работ, услуг); • исполнения государственных заказов; • добровольного подтверждения соответствия продукции (работ, услуг). Создание: • систем классификации и кодирования технико-экономической и социальной информации; • систем каталогизации продукции (работ, услуг); • систем обеспечения качества продукции; • систем поиска и передачи данных, • доказательной базы и условий выполнения требований технических регламентов. Содействие соблюдению требований технических регламентов. Задачи, которые необходимо решить для эффективного реформирования национальной системы стандартизации:
Дата добавления: 2013-12-14; Просмотров: 352; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |