Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Содействие проведению работ по унификации

ГОСТ Р 1.13-2004 Стандартизация в Российской Федерации. Уведомления о проектах документов в области стандартизации. Общие требования.

ГОСТ Р 1.12-2004 Стандартизация в Российской Федерации. Термины и определения.

ГОСТ Р 1.11-2004 Стандартизация в Российской Федерации. Порядок разработки, утверждения, изменения, пересмотра и отмены.

ГОСТ Р 1.10-2004 Стандартизация в Российской Федерации. Правила стандартизации и рекомендации по стандартизации.

ГОСТ Р 1.6-2005 Стандартизация в Российской Федерации. Проекты стандартов. Организация проведения экспертизы.

ГОСТ Р 1.4-2004 Стандартизация в Российской Федерации. Стандарты организаций. Общие положения.

ГОСТ Р 1.1-2006 Стандартизация в Российской Федерации. Технические комитеты по стандартизации. Порядок создания и деятельности.

ГОСТ Р 1.0-2004 Стандартизация в Российской Федерации. Основные положения.

Классификации, кодирования унификации объектов; типизации и агрегатирования машин и изделий;

Проверка товара перед продажей

Мастера-смотрители в цехах,

При строительстве пирамид

 

Средние века – принципы мастерства,

Рисунок 2.21 История стандартизации

В 1993г. был введён в действие Закон РФ от 10 июня 1993г. №5154-1 «О стандартизации», в соответствии с которым цели и задачи стандартизации были приближены к изменившейся в стране социально – экономической ситуации. Данный закон утратил силу после введения Федерального закона «О техническом регулировани и».

Цели и задачи закона включали обеспечение:

• безопасности продукции, работ и услуг для жизни, здоро­вья, окружающей среды и имущества;

• технической (конструктивной, электромагнитной и др.) и информационной совместимости; взаимозаменяемости продук­ции; согласования и увязки ее показателей и характеристик;

• единства методов контроля;

• единства маркировки;

• устранения технических барьеров в производстве и тор­говле;

• конкурентоспособности продукции;

• качества продукции в интересах потребителя и государ­ства;

• экономии всех видов ресурсов (снижение материалоемкости, энергоемкости, трудоемкости, применение малоотходных технологий);

• безопасности всех видов хозяйственных объектов с учетом риска возникновения природных и техногенных катастроф;

• обороноспособности и мобилизационной готовности страны.

Важнейшим направлением деятельности Госстандарта РФ как руководящего органа в области стандартизации оставалась разработка отечественных, межгосударственных и международных стандартов. Впервые в государственные стан­дарты, как это давно принято в мировой практике, были введены обязательные и добровольные требования.

К концу XX в. создан фонд нормативных документов, вклю­чающий более 23 тысяч государственных стандартов, которые позволяли обеспечить многосторонние воздействия на про­дукцию (работы, услуги), производственные процессы и сферу управления.

В 1998г. Госстандарт РФ принял Концепцию нацио­нальной системы стандартизации. Это было связано с возросшей необходимостью:

• усиления роли стандартизации в государственном регу­лировании экономики при общей ее ориентации на рыночный характер и высокий уровень самостоятельности субъектов хо­зяйственной деятельности;

• интеграции экономики РФ с европейской и мировой эко­номикой путём вступления России в ВТО;

• активизации участия РФ в деятельности междуна­родных организаций по стандартизации и метрологии — ИСО, МЭК, СЕНЭЛЕК, ПАСК, МОЗМ и других;

• поэтапного снижения зависимости отечественного рынка от импорта и повышения конкурентоспособности российских товаров и услуг.

Однако изменений в области стандартизации, предусмот­ренных Концепцией, оказалось недостаточно для решения на­зревших проблем в различных сферах внутренней и внешней экономической деятельности государства. Истинное реформи­рование стандартизации в РФ предусмотрено Законом о техни­ческом регулировании.

Государственные стандарты РФ из основного инструмента государственного технического регулирования трансформиру­ются в российские национальные стандарты признанные обществом, но добровольные для применения технические пра­вила, которые способствуют соблюдению обязательных требо­ваний, устанавливаемых в технических регламентах.

После принятия данного Закона в средствах массовой информации и публичных выступлениях представителей раз­личных сфер деятельности появились высказывания о том, что вступление в силу технических регламентов приведёт к отмене всех стандартов, так как они являются избыточным админист­ративным барьером и связывают инициативу бизнеса. Выдвига­лись также предложения о полном финансировании разработки стандартов со стороны бизнес - сообщества. Государство в этих предложениях практически не упоминалось — ни как заинте­ресованная сторона, имеющая свои интересы и приоритеты, ни как участник процесса стандартизации.

Вместе с тем стандартизация играет большую роль в развитии производства, услуг, повышении экономических показа­телей деятельности организаций, увеличении ВВП. Стандарты основываются на обобщённых результатах науки, техники и практического опыта, накопленного в различных сферах дея­тельности, и должны обеспечивать оптимальную пользу общест­ву.

Из опыта развития стандартизации в РФ и других странах известно, что стандартизация в качестве одного из элементов технического регулирования в условиях рыночной экономики может обеспечить вклад в экономический рост, превышающий соответствующие показатели от внедрения патентов и лицензий. Однако высокие требования, не соответствующие возможностям организаций, являются неоправданными и нецелесообразными и могут привести к разрушению организаций.

Эффективная государственная политика в области стан­дартизации возможна лишь при наличии национальной системы стандартизации, обеспечивающей при разработке и применении национальных стандартов баланс интересов органов государст­венного управления, субъектов хозяйствования, общественных организаций и потребителей.

Существует ряд международных документов, устанав­ливающих принципы взаимосвязи стандартов и технических регламентов. Рекомендациями для правительств Европейской экономической комиссией ООН (ЕЭК ООН) относительно по­литики в области стандартизации предусмотрено следующее:

«...правительствам стран-членов ЕЭК ООН следует, по возмож­ности, использовать в законодательных документах ссылки на национальные, региональные или, предпочтительно, междуна­родные стандарты, если таковые существуют, и поощрять более широкое применение метода «ссылки на стандарты»...».

В нашей стране предстоит решить принципиально новую зад задачу формирования технического законодательства, и для её решения необходимо использовать опыт других стран, особенно основных торговых партнеров России — стран ЕС и стран СНГ.

Цели и задачи стандартизации нельзя сводить только к обеспечению безопасности. В нашей стране требования к другим показателям качества будут повышаться постепенно, по мере дальнейшего развития экономики страны и материально - технической базы организаций. Это обусловлено тем, что резкое повышение уровня требований является непосильным для боль­шинства промышленных предприятий и других организаций.

Во многих индустриально развитых странах действуют самые разные системы (программно-целевые блоки) в области стандартизации. В РФ действует 15 систем и 10 комплексов стандартов:

Единая система конструкторской документации (ЕСКД);

Единая система технологической документации (ЕСТД);

Система разработки и постановки продукции на производство (СРПП);

Система стандартов безопасности труда (ССБТ) и другие.

Действующие системы и комплексы обеспечивают техническую и информационную совместимость, взаимозаменяемость про­дукции, согласование и увязку показателей и характеристик продукции, экономию всех видов ресурсов. С начала 80-х гг. XX в. в системе стандартизации РФ отменено 11 систем и комплексов стандартов из-за изменения уклада экономики сугубо отраслевой направленности (например, Управление технологиче­скими процессами, Единая система государственного управления каче­ством продукции и т. д.).

Большое значение в развитии стандартизации имеет своевременная разработка её стратегий (концепций), соответ­ствующих сложившейся в стране экономической ситуации, требованиям рынка и общества, повышения статуса стандартов в жизни общества и государства. Национальные органы по стан­дартизации ведущих стран разрабатывают стратегии нацио­нальных систем стандартизации, учитывая как интересы самой страны, так и стратегические планы развития международных систем стандартизации ИСО и МЭК, положения Соглашения ВТО по техническим барьерам в торговле. Проекты концепций проходят широкое обсуждение с участием правительственных структур, представителей промышленности и науки, обществ потребителей.

В 2006г. в Российской федерации утверждена Правительством РФ новая Концепция развития национальной системы стандартизации на период до 2010г. В ней определены основные направления реформирования системы национальной стандартизации:

развитие правовых основ стандартизации;

• функциональные и структурные преобразования системы;

• реформирование экономических основ стандартизации;

• усиление роли национальной стандартизации в решении государственных задач и роли государства в развитии стандар­тизации;

• расширение участия промышленности и общества в про­цессах международной и национальной стандартизации;

• развитие фонда национальных стандартов;

• создание современного информационного обеспечения в области стандартизации и т. д.

Концепция развития национальной системы стандартиза­ции позволяет обеспечить:

• участие в работах по стандартизации, как государства, так и потребителей стандартов;

• презумпцию соответствия требованиям технических регламентов при условии соответствия национальным стан­дартам;

• совершенствование организационной структуры и плани­рования стандартизации на федеральном уровне;

• внедрение в процессы стандартизации принципиально новых информационных технологий;

• сокращение сроков разработки российских национальных стандартов;

• максимальное применение международных и региональ­ных стандартов.

В 2006г. началась реализация положения Концепции разви­тия национальной стандартизации об обеспечении программно-целевого планирования разработки национальных стандартов.

Разрабатываются следующие целевые программы:

• перспективная программа развития национальных стандар­тов, обеспечивающая их гармонизацию с международными стан­дартами в научно-технической и производственной сферах;

• перспективная программа стандартизации агропромыш­ленного комплекса на 2008-2011 гг. с учётом необходимости пересмотра действующего отраслевого стандарта;

• перспективная программа стандартизации в области социальной защиты населения на 2008-2011 гг. (с целью обеспечения целевой программы «Социальная поддержка инвалидов»),

• перспективная программа стандартизации в области ока­зания услуг населению;

• перспективная программа стандартизации в области строительства на 2008-2011 гг.

Перспективная программа развития национальных стан­дартов, обеспечивающая их гармонизацию с международными стандартами в научно-технической и производственной сферах рассчитана на 2008-2012 гг. Она осуществляется в соответствии с решением Совета безопасности РФ.

Целью программы является:

• повышение уровня гармонизации национальных и между­народных стандартов в научно-технической и производственной сферах;

• передача на внутренний рынок продуктов инновационной деятельности;

• повышение безопасности и конкурентоспособности про­дукции (технологий);

• содействие реализации национальных проектов.

В первоочередном порядке должна быть обеспечена разра­ботка гармонизированных национальных стандартов в следую­щих приоритетных областях: топливо и энергетика; транспорт; информационные технологии и электроника; производственные технологии; новые материалы и химические продукты; научные приборы и ресурсосбережение.

Весьма актуальной является подготовка изменений (допол­нений) в нормативные и правовые акты, предусматривающих необходимость использования национальных стандартов при заключении государственных контрактов на поставку продукции для государственных нужд; проведении работ в области техни­ческого регулирования; реализации крупных инвестиционных проектов; проведении программ обязательного страхования; обеспечении государственных гарантий и кредитов.

Для реализации Закона «О техническом регулировании» в части стандартизации с 1 июля 2005г. введены в действие нацио­нальные стандарты комплекса «Стандартизация в Российской Федерации», который заменяет действовавший ранее комплекс стандартов «Государственная система стандартизации Россий­ской Федерации (ГСС РФ)».

Ниже приведены обозначения и наименования стандартов комплекса «Стандартизация в Российской Федерации»:

ГОСТ Р 1.2-2004 Стандартизация в Российской Федерации. Стандарты национальные Российской Федерации. Правила раз­работки, утверждения, обновления и отмены.

ГОСТ Р 1.3-2002 Межгосударственная система стандар­тизации. Правила и методы принятия межгосударственных и региональных стандартов в качестве межгосударственных стандартов.

ГОСТ Р 1.5-2004 Стандартизация в Российской Федерации. Стандарты национальные Российской Федерации. Правила по­строения, изложения, оформления и обозначения.

ГОСТ Р 1.8-2004 Стандартизация в Российской Федерации. Стандарты межгосударственные. Правила проведения в Россий­ской Федерации работ по разработке, применению, обновлению и прекращению применения.

ГОСТ Р 1.9-2004 Стандартизация в Российской Федерации. Знак соответствия национальным стандартам Российской Фе­дерации. Изображение, порядок применения.

 

Субъектами работ по стандартизации являются:

• национальный орган по стандартизации;

• технические комитеты по стандартизации;

• разработчики стандартов.

Ростехрегулирование как национальный орган РФ по стан­дартизации выполняет следующие функции:

• утверждает национальные стандарты;

• принимает программу разработки национальных стан­дартов;

• организует экспертизу проектов национальных стандар­тов;

• обеспечивает соответствие национальной системы стан­дартизации интересам национальной экономики, состоянию материально-технической базы и научно-техническому про­грессу;

• осуществляет учёт национальных стандартов, правил стандартизации, норм и рекомендаций в этой области и обеспе­чивает их доступность заинтересованным лицам;

• создает технические комитеты по стандартизации и коор­динирует их деятельность;

• организует опубликование национальных стандартов и их распространение;

• участвует в соответствии с уставами международных организаций в разработке международных стандартов и обес­печивает учёт интересов РФ при их принятии;

• утверждает изображение знака соответствия националь­ным стандартам;

• представляет РФ в международных организациях, осуще­ствляющих деятельность в области стандартизации.

Технические комитеты по стандартизации (ТК) являются основным элементом системы, с помощью которого происходит формирование плана стандартизации, разработка стандартов и их экспертиза. Большинство из них образовано на базе головных институтов промышленности. В их состав на паритетных началах и добровольной основе входят представители федеральных органов исполнительной власти, научных организаций, общественных объединений предприни­мателей и потребителей.

К началу 2007г. зарегистрировано более 360 ТК по стандар­тизации, однако активно работают в области стандартизации далеко не все комитеты, что обусловлено состоянием и слабой заинтересованностью промышленности в разработке стандар­тов, кардинальной реорганизацией управления отраслями и процессами реорганизации отраслевых НИИ.

Разработчиками национальных стандартов являются в основном ТК, но в соответствии с Законом «О техническом регулировании» эту деятельность может осуществлять любое лицо.

Первостепенное внимание должно уделяться разработке тех национальных стандартов, которые отражают аспекты безопасности продукции, защиты жизни и здоровья населения страны и могут использоваться в качестве основы для подготовки соответствующих технических регламентов.

 

Цели, принципы и задачи стандартизации

Современный мир очень динамично изменяется. Глобализа­ция рынков, появление новых секторов бизнеса, более быстрая разработка и сокращение жизненных циклов продукции, а также усиливающееся взаимопроникновение технологий приводят к тому, что национальная и международная стандартизация стал­киваются с множеством новых остро стоящих проблем. Перед лицом этих вызовов определение стратегии национальной стандартизации является необходимым ответом на изменяющуюся ситуацию и новые запросы отечественной экономики в условиях изменяющегося мира.

Цели стандартизации в Российской Федерации определены Законом. Они включают:

Повышение уровня безопасности:

жизни и здоровья граждан

• имущества физических и юридических лиц:

• государственного и муниципального имущества;

• в области экологии;

• жизни и здоровья животных и растений;

• объектов с учетом риска возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

Обеспечение:

конкурентоспособности продукции, работ, услуг;

• научно-технического прогресса;

• рационального использования ресурсов;

• взаимозаменяемости технических средств (машин и обо­рудования, их составных частей, комплектующих изделии и материалов);

• технической и информационной совместимости;

• сопоставимости результатов исследований (испытаний) и измерений технических и экономико-статистических данных;

• проведения анализа характеристик продукции (работ, услуг);

• исполнения государственных заказов;

• добровольного подтверждения соответствия продукции (работ, услуг).

Создание:

систем классификации и кодирования технико-экономи­ческой и социальной информации;

• систем каталогизации продукции (работ, услуг);

• систем обеспечения качества продукции;

• систем поиска и передачи данных,

• доказательной базы и условий выполнения требований технических регламентов.

Содействие соблюдению требований технических регла­ментов.

Задачи, которые необходимо решить для эффективного ре­формирования национальной системы стандартизации:

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Фарфор, измерительные инструменты | Официальные языки ИСО — английский, французский и русский
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2013-12-14; Просмотров: 334; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.