КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Официальные языки ИСО — английский, французский и русский
Провести оптимизацию правил и процедур разработки и принятия национальных стандартов, структуры национальной системы стандартизации и функций ее участников с использованием международного опыта. Повысить уровень гармонизации национальных и международных стандартов. Усилить роль и повысить авторитет Российской Федерации в международной (региональной) стандартизации. Обеспечить применение при разработке стандартов системных методов программно-целевого планирования, учет взаимопроникающих требований и методов различных отраслей знаний и видов техники с целью достижения консенсуса и снятия технических барьеров на рынке. Обеспечить эффективное применение методов и средств стандартизации для содействия успешному развитию секторов экономики с высоким потенциалом развития и роста, повышения конкурентоспособности и качества отечественной продукции, работ и услуг. 2. Позиционировать национальный стандарт как «общественный продукт», принятый на основе консенсуса и отражающий баланс интересов органов государственного управления, субъектов хозяйствования, общественных организаций и потребителей. 3. Обеспечить создание национальной системы стандартизации, адаптивной к требованиям и запросам изменяющегося мира и рынка. 4. Обеспечить приоритетное использование национальных стандартов для обеспечения национальных интересов России, выполнения международных обязательств и поддержки социально-экономической государственной политики. 5. Создать механизм приоритетной разработки национальных стандартов, применяемых в качестве доказательной базы технических регламентов, направленных на повышение уровня безопасности объектов с учетом риска возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, предотвращение возможности террористических актов, а также охрану труда, экологию, информационную и техническую совместимость. 8. Обеспечить прозрачность и привлекательность для общества стандартизации как средства, позволяющего достигнуть существенного социально-экономического эффекта и обеспечивающего баланс интересов всех заинтересованных сторон. 9. Обеспечить создание экономической модели национальной системы стандартизации, адекватной новым экономическим условиям, обеспечивающей привлечение всех заинтересованных сторон к работам по стандартизации и их финансированию. Основные принципы стандартизации в Российской Федерации,обеспечивающие достижение целей и задач её развития(ГОСТ Р 1.0-2004 Стандартизация в Российской Федерации. Основные положения): • добровольность применения стандартов; • достижение при разработке и принятии стандартов консенсуса всех заинтересованных сторон; • использование международных стандартов как основы разработки национальных стандартов; • открытость процессов разработки национальных стандартов; • комплексность стандартизации для взаимосвязанных объектов; • недопустимость установления в стандартах требований, противоречащих техническим регламентам; • установление требований в стандартах, соответствующих современным достижениям науки, техники и технологий с учетом имеющихся ограничений по их реализации; • установление требований в стандартах, обеспечивающих возможность объективного контроля их выполнения; • чёткость и ясность изложения стандартов для обеспечения однозначности понимания их требований; • исключение дублирования разработок стандартов на идентичные по функциональному назначению объекты стандартизации; • недопустимость создания препятствий производству и обращению продукции, выполнению работ и оказанию услуг в большей степени, чем это минимально необходимо для выполнения целей стандартизации; • доступность представления информации по стандартам всем заинтересованным лицам, за исключением оговоренных законодательством случаев. Содержание основных принципов: 1. Национальный стандарт применяют на добровольной основе. Обязательность соблюдения национальных стандартов наступает при прямом указании на это в действующем законодательстве, договорах, контрактах, правомерно принятых нормативных документах федеральных органов исполнительной власти или предприятий любых форм собственности. Обязательность соблюдения требований национальных стандартов, принятых до 1 июля 2003г., сохраняется (до принятия соответствующих технических регламентов) в части: — защиты жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества; — охраны окружающей среды, жизни или здоровья животных и растений; — предупреждения действий, вводящих в заблуждение приобретателей, и необходимости госконтроля (госнадзора) за их соблюдением. 2. Национальные стандарты должны утверждаться при отсутствии серьёзных возражений по существенным вопросам у квалифицированного большинства сторон, т. е. при общем согласии (консенсусе). Консенсус достигается в результате процедуры публичного обсуждения проекта стандарта, при котором учитываются мнения всех сторон и сближаются несовпадающие точки зрения. При этом принимают во внимание все замечания, поскольку участвующие в обсуждении стороны равноправны. 3. Международные и региональные стандарты отражают передовой опыт экономически развитых стран мира, результаты научных исследований, требования широкого круга потребителей и государственных органов и представляют собой правила, общие принципы или характеристики для большинства стран. Поэтому их применение при разработке национальных стандартов является одним из важных условий выхода продукции на мировой рынок. 4. Разработка национальных стандартов должна выполняться открыто с участием технических комитетов по стандартизации, объединяющих на добровольной основе наиболее компетентные юридические и/или физические лица, заинтересованные в стандартизации того или иного объекта. Открытость процессов разработки национальных стандартов должна обеспечиваться на всех стадиях, начиная от планирования разработки до принятия стандарта. Это достигается: — публикацией программ разработки национальных стандартов и уведомлений об их разработке, завершении публичного обсуждения и утверждении; — публичностью обсуждения проектов национальных стандартов; — единством и непротиворечивостью правил разработки и утверждения национальных стандартов с обязательной экспертизой всех проектов стандартов. 5. При проведении работ по национальной стандартизации необходимо обеспечить её комплексность — целенаправленное и планомерное установление и применение системы взаимоувязанных требований к самому объекту стандартизации и его составным частям и к другим материальным и нематериальным факторам, влияющим на объект стандартизации, путем согласования их показателей, норм и требований. 6. Недопустимо установление в стандартах требований, противоречащих техническим регламентам. 7. Требования национальных стандартов должны устанавливаться на основе использования современных достижений науки, технологий и практического опыта с учетом последних редакций международных стандартов или их проектов и обеспечивать оптимальную степень упорядочения и максимально возможную эффективность в определенной области, не сдерживая инициативу пользователей стандартов в освоении новых видов продукции, процессов и услуг. 8. Преимущественное использование международных стандартов как составной части (основы) разработки национальных стандартов невозможно в тех случаях, когда требования международных стандартов не соответствуют климатическим и географическим особенностям РФ, техническим и/или технологическим особенностям, либо для РФ неприемлемо применение международного стандарта или отдельного его положения. 9. Целесообразность разработки национальных стандартов определяется их социальной, экономической и технической значимостью и приемлемостью при применении, которые могут быть в свою очередь обусловлены принятием технических регламентов. До принятия решения о разработке национального стандарта должна быть оценена возможность применения в РФ действующего международного и регионального стандарта, распространяющегося на соответствующий объект стандартизации. 10. Изложение национальных стандартов должно быть чётким и ясным, а для обеспечения однозначного понимания их требований необходимо выполнение следующих условий: — содержание разрабатываемых стандартов не должно повторять и противоречить требованиям взаимосвязанных с ними действующих на федеральном уровне нормативных, правовых документов и технических регламентов; — в национальных стандартах должны быть приведены сведения о технических регламентах, выполнение которых обеспечивается при соблюдении требований данного национального стандарта; — принимаемые стандарты должны быть пригодны для подтверждения соответствия, в том числе для проведения работ по сертификации. 11. Должно быть исключено дублирование разработок стандартов на идентичные по функциональному назначению объекты стандартизации. Недопустимо создание препятствий производству и обращению продукции, выполнению работ и оказанию услуг в большей степени, чем это минимально необходимо для выполнения целей стандартизации. 12. Официальная информация о разрабатываемых и утвержденных национальных стандартах, а также сами стандарты должны быть доступны для пользователей, за исключением оговоренных законодательством случаев.
Международная стандартизация, её значение в обеспечении качества Под термином «международная стандартизация» понимают стандартизацию, участие в которой открыто для соответствующих органов всех стран. Соответственно, международный стандарт — стандарт, принятый международной организацией. Региональная стандартизация — разновидность международной стандартизации, участие в которой открыто для соответствующих органов стран только одного географического или экономического региона мира. Региональный стандарт— стандарт, принятый региональной организацией по стандартизации. Значение международной стандартизации в обеспечении качества в настоящее время связано с важнейшей тенденцией современного мира — глобализацией, для которой характерно стирание границ на пути свободного движения идей, товаров, человеческих ресурсов, капиталов, информации. В этих условиях международная стандартизация имеет большое значение, как для мирового сообщества, так и для каждой отдельно взятой страны. Без нее невозможно успешное осуществление торгового, экономического и научно-технического сотрудничества между странами, так как требования к одному и тому же объекту, содержащиеся в национальных стандартах различных стран, могут существенно различаться и поэтому превращаться в технические барьеры в международной торговле. Единые для множества стран международные стандарты выступают в этих процессах связующим звеном и эффективным средством устранения технических барьеров. Для нашей страны международная стандартизация имеет большое значение в решении важнейших задач в области технического регулирования, управления качеством продукции и во многих других сферах деятельности. Реформирование национальной системы стандартизации возможно только на основе более полного использования потенциала международной стандартизации и опыта передовых стран. Выпуск продукции, качество и конкурентоспособность которой соответствовали бы критериям международного рынка, требует гармонизации технических регламентов и национальных стандартов с международными требованиями и нормами. Следует отметить, что в условиях глобализации соблюдение обязательных и добровольных требований, содержащихся в технических регламентах, международных и национальных стандартах, является недостаточным условием обеспечения конкурентоспособности отечественной продукции даже в пределах собственных границ, не говоря уже о мировых рынках. Как правило, международные стандарты фиксируют лишь средние достижения в определенной области деятельности, регламентируют уже апробированные сообществом технические нормы и правила. Конкурентная борьба в условиях насыщенного рынка происходит выше норм, установленных стандартами. Поэтому для получения конкурентных преимуществ на насыщенном рынке нужно предлагать потребителям продукцию (товары, работы, услуги), которая превышает лучшие предложения конкурентов. Стратегия развития отечественной промышленности должна быть ориентирована на превышение норм не только национальных, но и международных стандартов. В первую очередь это касается предприятий и организаций, деятельность которых ориентирована на экспорт производимой продукции. Международная стандартизация представлена в настоящее время многими организациями. Наиболее авторитетными и значимыми являются преимущественно три организации: Международная организация по стандартизации — ИСО (ISO), Международная электротехническая комиссия — МЭК (IEC), Международный союз электросвязи — МСЭ (ITU). Между собой они различаются сферами и основными направлениями деятельности. Результатом деятельности этих организаций является разработка стандартов, рекомендаций, технических отчетов и других документов. При выполнении совместных работ они создают общие документы, например Руководства ИСО/МЭК и Директивы ИСО/МЭК, содержащие различные аспекты деятельности по вопросам стандартизации и оценки соответствия. Стандарты МЭК, ИСО и МСЭ доступны для использования всеми странами. Они способствуют распространению передового опыта, современных технологий и препятствуют возникновению новых барьеров в торговле. Ниже приводится краткая характеристика наиболее значимых международных и региональных организаций по стандартизации. Международная организация по стандартизации — ИСО (ISO) основана в 1947г. Название этой организации происходит от греческого слова «isos» — равный. Её основная цель содержится в Уставе ИСО; «...содействие развитию стандартизации в мировом масштабе для обеспечения международного товарообмена и взаимопомощи, а также для расширения сотрудничества в области интеллектуальной, научной, технической и экономической деятельности». В 2007г. в составе ИСО насчитывалось 157 стран, представленных своими национальными организациями по стандартизации. Техническую работу ИСО осуществляли 188 технических комитетов (ТК), 546 подкомитетов (ПК), 2057 рабочих групп (РГ). В поле зрения ИСО находятся все сферы жизни общества. ИСО осуществляет свою деятельность в следующих направлениях: терминология, документация, технология материалов, инженерные и информационные технологии, строительство, электроника, транспортирование товаров, социология, услуги, сельское хозяйство, продукты питания, безопасность, экология. Наибольшее внимание в последние годы уделяется экологии, прежде всего проблемам загрязнения воды и воздуха, промышленным отходам и процедурам анализа жизненного цикла продукции. Для реализации этих проблем разработан и внедряется промышленными предприятиями многих стран комплекс стандартов экологического менеджмента ИСО 14000. Список опубликованных к 2007г. стандартов ИСО превышает 16 500. Стандарты ИСО используются в большинстве стран мира, стремящихся на равных условиях участвовать в формировании глобального рынка. Большое значение имеют содержащиеся в международных стандартах ИСО единые требования к характеристикам продукции, методам ее испытаний и оценок, требования и рекомендации в области разработки и аудита систем менеджмента качества, аккумулирующие положительный опыт и достижения многих стран. Это касается, в частности, международных стандартов ИСО серии 9000 на системы менеджмента качества, разработку которых осуществляет ИСО/ТК 176. Стандарты ИСО серии 9000 находят самое широкое применение в различных областях деятельности. Международные стандарты ИСО, содержащие требования к безопасности, в числе многих областей охватывают также строительство, транспорт, безопасность в жилых домах и на рабочих местах. Например, для обеспечения безопасности в зданиях разработаны МС на аварийные, противопожарные и сигнальные системы предупреждения; для защиты водителей и пассажиров автомобилей - МС на системы безопасности для детей, антиблокировочные тормозные системы и воздушные подушки безопасности. Существует большое количество МС, направленных на обеспечение безопасности машин, оборудования, безопасности и качества непродовольственных товаров и пищевых продуктов (в частности, новый стандарт ИСО 22000 на системы менеджмента безопасности пищевых продуктов). В Российской Федерации продолжается активная работа по возвращению русскому языку статуса официального языка ИСО. Например, в 2006г. 200 стандартов ИСО были переведены на русский язык и официально опубликованы на сайте ИСО. Международная электротехническая комиссия — МЭК (англ. — International Electro technical Commission ) создана в 1906 г. В ее составе 62 страны, представленные национальными комитетами по участию в МЭК. Основная цель, сформулированная в Уставе МЭК, — содействие международному сотрудничеству по стандартизации и смежным с ней проблемам в области электротехники и радиотехники путём разработки международных стандартов и других документов. Структура технических органов, разрабатывающих документы, такая же, как структура ИСО. В составе МЭК — 174 технических комитета и подкомитета и около 532 международных рабочих групп. МЭК осуществляет стандартизацию в области электротехнической промышленности, электронного машиностроения, ядерного приборостроения, лазерной техники, средств связи, авиационного и космического приборостроения, судостроения и морской навигации, атомной энергии, информатики, акустики? медицинской техники. Стандарты МЭК по содержанию более конкретны, чем стандарты ИСО, и поэтому более пригодны к прямому применению в странах-членах МЭК. В последние годы внимание МЭК сосредоточено на разработке международных стандартов в области надежности, безопасности, электромагнитной совместимости технической продукции. В документах МЭК с учетом степени риска причинения вреда наибольшее внимание уделяется следующим видам опасности: механической, химической, биологической, пожарной, электрической, взрывоопасности, опасности излучений оборудования (радиочастотных, радиационных, инфракрасных и других). Большое внимание уделяется подтверждению соответствия. В 1982г. начала работать Система сертификации электронных компонентов МЭК (СС ЭК МЭК), в 1985г. — Система по испытаниям электрооборудования на соответствие стандартам безопасности (МЭКСЭ). Россия — член МЭК с 1911г. В настоящее время представители РФ входят в состав всех руководящих органов МЭК. В разработке стандартов МЭК участвует более ста министерств, ведомств, других организаций России. В обобщенном виде основные итоги деятельности ИСО и МЭК можно выразить следующим образом: • международные стандарты в современном мире стали общепризнанной и эффективной нормативно-технической основой сотрудничества между странами во всех секторах экономики (промышленность, сельское хозяйство, транспорт, связь), здравоохранения и культуры; • резко возрос выпуск международных стандартов на продукцию отраслей, определяющих научно-технический прогресс, сокращаются сроки разработки, и повышается научно-технический уровень нормативных документов; • ИСО и МЭК играют важнейшую роль в деле разработки научно-методических основ внедрения в практику принципов гармонизации стандартов и сертификации продукции; • значительный вклад внесли данные организации в развитие национальных систем стандартизации в развивающихся странах, подготовку национальных кадров, разработку руководящих документов по различным вопросам стандартизации и сертификации и т. д. Международный союз электросвязи МСЭ (ITU) — международная организация, и рамках которой координируются глобальные сети и услуги электросвязи. Основан в Париже в 1865г. как Международный телеграфный союз. В 1934г. получил название МСЭ. Деятельность его направлена на развитие средств электросвязи, повышение их эффективности и доступности для населения. МСЭ осуществляет разработку стандартов в области электросвязи и телекоммуникаций, имеет примерно 15 тыс. стандартов. МСЭ в рамках своей деятельности удерживает лидирующие позиции в области кибернетической безопасности, разрабатывая стандарты, которые содействуют борьбе с преступлениями в кибернетической сфере, включая защиту от незаконного использования посторонними лицами идентификационных данных. Кроме того, МСЭ работает над стандартами, которые позволят устанавливать приоритет вызовов в аварийных ситуациях. Это означает, что в критической ситуации телекоммуникационные сети могут быть эффективно очищены от вызовов, не имеющих существенного значения. Новое достижение телевизионной медицины, позволяющее докторам и хирургам, находящимся в различных местах, иметь надежную связь и руководить лечебным процессом на расстоянии, также стало возможным благодаря стандарту МСЭ на мультимедийные системы в реальном времени. В МСЭ состоят 189 государств-членов и 719 членов по секторам и ассоциациям (научно-промышленных предприятии, государственных частных операторов связи, радиовещательных компаний, региональных и международных организаций). Руководящий орган — Полномочная конференция, созываемая один раз в четыре года. Исполнительный орган — Совет МСЭ. Соглашением по техническим барьерам в торговле предусмотрено полное или частичное использование международных стандартов в качестве основы при разработке технических регламентов и национальных стандартов. В России используется два варианта применения международных стандартов: • прямое применение аутентичного текста международного стандарта без каких-либо дополнений (метод обложки); (Аутентичный текст (от греч. authentihos — подлинный) — текст документа, официально признанный равнозначным другому тексту, составленному, как правило, на другом языке. Если совпадение текстов неполное — текст идентичен.) • прямое применение с дополнениями — применение аутентичного текста международного стандарта с дополнениями (изменениями), отражающими специфику потребностей РФ. При прямом применении текст соответствующего международного стандарта используется в национальном стандарте РФ без изменений. Изменяется только оформление обложки Например, ГОСТ Р ИСО 9000-2008 «Системы менеджмента качества. Основные положения и словарь» представляет собой национальный стандарт РФ, оформленный на основе аутентичного текста международного стандарта ИСО 9000:2000 и принятый Госстандартом России в 2001г. То есть обозначение национального стандарта РФ включает в таком случае индекс ГОСТ Р, обозначение соответствующего международного стандарта (без указания года его опубликования) и четырех цифр года утверждения стандарта, отделенных тире. При прямом применении с дополнениями (изменениями) содержание национального стандарта РФ отличается от зарубежного аналога. Вносимые в национальный стандарт изменения по отношению к международному стандарту обусловлены необходимостью наиболее полного достижения целей национальной стандартизации. При этом под принятым в установленном порядке обозначением ГОСТ Р в скобках приводится обозначение международного стандарта. Например: ГОСТ Р 51901.11 -2005 (МЭК 61882:2001) «Менеджмент риска. Исследование опасности и работоспособности. Прикладное руководство» представляет собой обозначение национального стандарта, модифицированного по отношению к международному стандарту МЭК 6 1882:2001 «Исследование опасности и работоспособности (HAZOP). Руководство по применению» (IEC 61882:2001 – Hazard and operability studies (HAZOP studies) – Application guide). Данный национальный стандарт содержит текст, аутентичный тексту стандарта МЭК 6 1882:2001, но не включает ссылки на другие международные стандарты из-за нецелесообразности их применения в данном национальном стандарте. Важнейшей международной организацией по стандартизации и контролю пищевых продуктов является Комиссия Кодекс Алиментариус (Codex Alimentarius). Она образована Всемирной организацией сельского хозяйства и продовольствия FAO (Food and Agriculture Organization) и Всемирной организацией здравоохранения ВОЗ (World Health Organization) в 1963г. Комиссии Кодекс Алиментариус были переданы полномочия по созданию Кодекс Алиментариус — Международного пищевого кодекса. В настоящее время он является всемирным эталоном для потребителей, производителей пищевых продуктов, а также национальных органов, которые контролируют продукты питания и соблюдение международных правил торговли. Главная цель деятельности Комиссии заключается в создании согласованных на международном уровне правил национальных систем контроля продуктов. В её составе 168 стран, представляющих более 97% стран мира. В структуру Международного пищевого кодекса входят две группы стандартов — общие («горизонтальные») стандарты и кодекс - стандарты по группам продуктов («вертикальные стандарты»). Региональные организации на территории Вероны – Европейский комитет по стандартизации (СЕН); Европейский комитет по стандартизации в электротехнике (СЕНЭЛЕК); Европейский институт по стандартизации в области коммуникаций (ETSI). В Европе большое значение придается развитию европейской региональной стандартизации, единой для стран - членов Европейского Союза (ЕС). Европейский комитет по стандартизации (СЕН) был создан в 1961г., а Европейский комитет по стандартизации в электротехнике (СЕНЭЛЕК) — в 1972г. Цель этих организаций — создание системы обязательных для ЕС единых стандартов для устранения технических барьеров в торговле в пределах Сообщества — «из сотен национальных стандартов в каждой европейской стране сделать несколько тысяч единых стандартов». Для повышения эффективности этой деятельности была разработана программа «Зелёная книга Европы» (Развитие европейской стандартизации для ускорения технической интеграции в Европе). Она содержала план перестройки и развития стандартизации на континенте. Техническое законодательство ЕС включает постановления Совета ЕС и его директивы, гармонизированные с европейскими стандартами. Постановления Совета и директивы должны содержать эффективные меры против проникновения в страны ЕС продукции, небезопасной или вредной для населения и окружающей среды, а европейские стандарты (EN) — отражать новейшие достижения техники и технологии. Директива Совета ЕС вводится через законодательные акты государств-членов ЕС, причем устанавливаются сроки ввода: начало действия и конечный срок ее введения в национальных рамках. В применении директив Совета ЕС существуют старый и новый подходы. В старых директивах, значительная часть которых действует и в настоящее время, содержатся конкретные требования к продукции, а также большое количество дополнений, связанных с изменениями этих требований. Новые директивы, концепция которых определена в 1985г., содержат общие требования к продукции. Эти директивы состоят из двух частей — правовой и технической (в виде приложений). В них обязательно указывается, каким гармонизированным европейским стандартам должна соответствовать продукция. Гармонизированные европейские стандарты должны обеспечить реализацию соответствующей директивы, поэтому они обязательны для применения в странах ЕС. Перечни гармонизированных стандартов публикуются в официальном бюллетене ЕС. При отсутствии европейских стандартов, необходимых для обеспечения директивы, Комиссия ЕС поручает организациям по стандартизации СЕН и СЕНЭЛЕК разработку необходимых стандартов и финансирует эти работы. Продукция, отвечающая требованиям директивы, маркируется знаком «СЕ» (от французского Communaute Europeenne - Содружество Европы). Следует отметить, что на один и гот же вид продукции может распространяться несколько директив. Тогда знак «СЕ» проставляется только при соблюдении требований всех этих директив. Знак «СЕ» предназначен для контролирующих и таможенных органов стран. Продукция, маркированная этим знаком, имеет право свободного перемещения внутри объединенного европейского рынка. Большинство европейских стандартов разрабатывается на основе лучших национальных стандартов стран Европы, а также стандартов ИСО, МЭК и МСЭ). В настоящее время перед европейской стандартизацией встали новые задачи, вызванные переходом к единому рынку и необходимостью выполнения директив нового их глобального подхода. Для их эффективного решения большое значение имеет совершенствование взаимодействия СЕН, СЕНЭЛЕК и ETSI. Региональные организации по стандартизации на других континентах: • Консультативный комитет по стандартизации и качеству стран-членов ASEAN; • Конгресс по стандартизации стран Тихоокеанского бассейна (PASC); • Арабская организация по промышленному развитию и горному делу; • Африканская региональная организация по стандартизации; • Панамериканская комиссия по стандартам (COPANT); • Евразийский международный совет по стандартизации, метрологии и сертификации (EASC). К региональной стандартизации в рамках Содружества Независимых Государств (СНГ) относится стандартизация, координируемая Межгосударственным советом по стандартизации, метрологии и сертификации стран СНГ (МГС). Страны СНГ также переходят на международную модель технического регулирования. В большинстве из них приняты основополагающие законы в области технического регулирования, которые поэтапно реализуются. Это следующие законы: • Закон Республики Беларусь «О техническом нормировании и стандартизации». • Закон Украины «О стандартах, технических регламентах и процедурах оценки соответствия». • Закон Республики Молдова «Об оценке соответствия продукции». • Закон Республики Казахстан «О техническом регулировании». Для обеспечения гармонизации технических регламентов стран СНГ при подготовке проектов законодательных актов используются следующие документы: «Соглашение по техническим барьерам в торговле ВТО» и «Международная модель гармонизации на основе добросовестной практики технического регулирования по подготовке, принятию и применению технических регламентов с использованием международных стандартов» (рекомендация «L» ЕЭК ООН). Для предотвращения негативных последствий, которые могут возникнуть при взаимных поставках товаров и услуг в связи с реформированием национальных систем технического регулирования, МГС разработал единую стратегию гармонизации технических регламентов стран СНГ и принял Соглашение об основах гармонизации технических регламентов стран СНГ. Он базируется на принципах Соглашения ВТО по техническим барьерам в торговле, новом и глобальном подходах, регламентирующих техническое регулирование в Европейском Союзе. За базу механизма гармонизации взята рекомендация «L» ЕЭК ООН «Международная модель технической гармонизации на основе добросовестной практики технического регулирования по подготовке, принятию и применению технических регламентов с использованием международных стандартов». В целях повышения конкурентоспособности продукции производимой в странах-членах СНГ, а также гармонизации межгосударственных стандартов с международными и европейскими нормативными документами успешно реализуются межгосударственные программы стандартизации продукции легкой промышленности, автомобильного транспорта, сельскохозяйственной техники. Международное сотрудничество по стандартизации осуществляют по линии международных и региональных организаций по стандартизации, а также на двусторонней и многосторонней основе с соответствующими организациями других стран на базе соглашении, договоров и протоколов о сотрудничестве. Важным направлением международной деятельности в области стандартизации является двустороннее сотрудничество с национальными органами по стандартизации промышленно развитых стран, а также стран СНГ. Россия участвует в следующих международных и региональных организациях по стандартизации: • Международной организации по стандартизации — ИСО; • Международной электротехнической комиссии — МЭК; • Комиссии FAO/ВОЗ Кодекс Алиментариус (Codex Alimentarius); • Межгосударственном совете по стандартизации, метрологии и сертификации стран СНГ; • Европейской экономической комиссии ООН (ЕОК ООН); • Тихоокеанско - азиатском Комитете по стандартизации (ПАСК) и др. В этих организациях Российскую Федерацию представляет национальный орган по стандартизации — Ростехрегулирование. Основными задачами международного сотрудничества в области стандартизации являются: • гармонизация системы стандартизации в РФ с международными, региональными, прогрессивными национальными системами стандартизации других стран; • совершенствование фонда документов в области стандартизации, используемых в РФ, на основе применения международных, региональных и национальных стандартов других стран и максимального использования достижений научно-технического прогресса; • повышение качества отечественной продукциии её конкурентоспособности на мировом рынке; • обеспечение защиты национальных интересов РФ при разработке международных и региональных стандартов; • обеспечение единства измерений при взаимодействии с другими странами.
Контроль, испытания и оценка качества продукции Потребитель должен быть защищён от недоброкачественной продукции, т. е. продукции, качество которой не соответствует обязательным требованиям к ней и/или качеству, заявленному в информации о товаре и нормативной документации. Формирование механизма защиты рынка от недоброкачественной продукции базируется на следующих основных положениях: • неотвратимость наступления ответственности изготовителя за выпуск некачественной продукции или организации, по вине которой произошла порча продукции; • предотвращение и профилактика попадания на рынок недоброкачественной продукции; • разрешение на осуществление деятельности (допуск предприятий к производству) на основе проверки способности организации производить доброкачественную продукцию (не допускать порчи продукции). При этом изготовителем является организация, которая проставляет на товаре свое название, товарный знак, марку или иную аналогичную информацию. В случае если изготовитель продукции не может быть идентифицирован, им считается импортер или продавец. В защите потребителя от недоброкачественной, а также фальсифицированной продукции большую роль играют испытания, контроль и оценка её качества.
Методы определения показателей качества продукции Для того чтобы управлять качеством, необходимо осуществлять измерения показателей качества и отклонений от них, возникающих при изготовлении, хранении, транспортировании, реализации, эксплуатации продукции под воздействием различных факторов. Эта процедура — неотъемлемая часть контроля и оценивания качества. Значительная часть характеристик продукции и отклонений (несоответствий) может быть определена измерительным методом с помощью технических средств измерений, используемых в метрологии. Вместе с тем существуют характеристики, которые невозможно измерить количественно (цвет, вкус, запах, соответствие моде и стилю и др.) из-за отсутствия соответствующих средств измерений. Поэтому для определения и оценивания показателей качества продукции используют различные методы: измерительный, сенсорный (органолептический), расчётный, регистрационный, социологический, экспертный. Измерительный — метод определения значений показателей качества продукции, осуществляемый с помощью технических средств измерений. Этот метод наиболее распространён при определении единичных показателей функциональных, эргономических, экологических свойств, надёжности, безопасности. Техническими средствами измерений здесь служат в основном меры и измерительные приборы. Достоинство метода состоит в объективности, сопоставимости и воспроизводимости результатов измерений; недостатки — в больших затратах на приобретение и обслуживание средств измерений, подготовку персонала, оборудование помещений для проведения измерений. Кроме того, значительная часть методов является разрушающими, что также повышает стоимость испытаний. Технические средства измерений позволяют определить количественные характеристики продукции и использовать их для оценки полученных результатов. Органолептический (сенсорный) — метод определения значений показателей свойств и оценки качества продукции (товаров), осуществляемый на основе анализа восприятия органами чувств человека — зрения, слуха, обоняния и осязания без использования технических средств измерений. Оценить органолептическим методом — означает провести идентификацию и качественное исследование продовольственного или непродовольственного товара при помощи органов чувств человека. При контроле и оценке качества пищевых продуктов органолептическими методами можно определить вкус, цвет, запах, консистенцию и другие характеристики. Определяющие характеристики качества некоторых непродовольственных товаров из-за отсутствия соответствующих измерительных методов можно оценить только органолептическим методом. Это звучание музыкальных инструментов, запах духов, консистенция лакокрасочных материалов, текстура различных материалов. К ним относятся и простые испытания на выявление характера горения полимерных материалов, их поведение в условиях повышенной влажности (например, изменение прочности вискозных волокон) и т. д. Исследования просты, проводятся быстро в любых условиях; образец товара при этом не разрушается. Длительное время результаты исследований органолептическими методами не считались достоверными из-за их субъективности, так как на результаты оценки с помощью органов чувств влияет физическое и психическое состояние дегустаторов, их опыт и квалификация, методика подготовки и представления образцов, состояние помещения, в котором осуществляются испытания, и множество других факторов. Однако современные методы работы с дегустаторами (правильный предварительный отбор и последующий тренинг) позволяют существенно снизить вариабельность оценок и повысить воспроизводимость результатов. В настоящее время органолептические методы оценки качества продуктов питания стали настолько широко распространены, что многие говорят о «сенсорной революции в XXI веке». На предприятиях разрабатываются программы органолептического контроля качества продуктов питания, основанные на международных стандартах ИСО. Эти программы позволяют создать лабораторию органолептических испытаний продуктов, осуществить тестирование сенсорной чувствительности и обучение дегустаторов, создать методики сенсорной оценки продуктов, выпускаемых предприятием. Это даёт возможность производить продукты питания, имеющие органолептические характеристики, соответствующие пожеланиям потребителя, и обеспечить стабильность данных характеристик. Все методы органолептической оценки согласно общепринятой международной классификации подразделяются на аналитические и потребительские. К аналитическим относятся три вида методов: различительные, описательные и методы с использованием шкал и категорий. Их основу составляет профессионализм дегустаторов. Члены дегустационных (оценочных) комиссий, осуществляющие оценку товаров этими методами, должны обладать хорошей сенсорной чувствительностью к вкусам, запахам, текстурам; должны быть правильно отобраны и обучены. Получаемые результаты оценок, как правило, достаточно надёжны, количество ошибок невелико. К потребительским методам относят методы, при использовании которых оценку осуществляют покупатели или потребители оцениваемых товаров, хорошо знакомые с их сенсорными характеристиками и особенностями. Результаты испытаний основаны на интегрированном восприятии и обычно выражаются в виде симпатий или антипатий. Лучше всего, если испытания каждого вида (группы) товаров проводят одни и те же лица. Однако органолептические методы имеют и существенные недостатки: достоверность оценок не всегда высока, они могут быть субъективны, так как зависят от практических навыков и способностей исследователя; результаты не могут быть выражены в точных единицах, поэтому они трудно сопоставимы. Расчётный — метод определения значений показателей качества, осуществляемый на основе использования теоретических и/или эмпирических зависимостей показателей качества товаров от их параметров. Этот метод является весьма распространённым для оценки качества многих товаров. С его помощью величину одних показателей рассчитывают по значениям других, полученных измерительным или сенсорным методами. Например, прочность тканей можно оценить, используя данные о прочности составляющих их нитей; калорийность пищевых продуктов — по соответствующим характеристикам их ингредиентов. Расчётные методы позволяют заменить дорогостоящие или длительные измерения одних показателей более простыми измерениями других. Экспертный — метод, при использовании которого определение значений показателей качества товаров осуществляется на основе решения, принимаемого экспертами. Этот метод получил широкое распространение и применяется в случаях, когда показатели отдельных свойств товаров нельзя определить другими методами и выразить в конкретных величинах. Экспертный метод основан на использовании обобщенного опыта и интуиции группы специалистов-экспертов. При оценке уровня качества экспертный метод используется и для решения других задач: выбора номенклатуры свойств, составляющих качество; определения коэффициентов весомости при расчёте комплексных показателей качества и др. Результатом экспертного метода всегда должны быть количественные оценки, обычно выражаемые в баллах. Эти результаты всегда зависят от квалификации экспертов так же, как точность измерительного метода зависит от точности используемых средств измерений. Социологический — метод определения показателей качества продукции, осуществляемый на основе сбора и анализа мнений её фактических или потенциальных потребителей. Ценность этого метода состоит в возможности получения информации о свойствах товаров непосредственно от потребителей. Он широко используется в нашей стране и в зарубежных исследованиях. Опросы потребителей часто проводят изготовители продукции или фирмы, осуществляющие её реализацию, выясняя следующие вопросы: • насколько товар соответствует потребностям потребителя; • каково отношение потребителя к товару и какая из характеристик товара является для потребителя наиболее важной; • какие недостатки имеются у товара; • какими дополнительными свойствами, выгодно отличающими данный товар от товаров-конкурентов, он должен (или может) обладать; • какую цену может дать потребитель за товар; • чем привлекательны для потребителя товары конкурентов; • где, как, при каких условиях потребитель собирается использовать товар. Социологические оценки имеют большое значение в управлении качеством, в том числе в соответствии с требованиями стандартов ИСО серии 9000, так как позволяют определить и выполнить требования потребителей. Измерительные, органолептические, расчётные, социологические и экспертные методы используют и при определении показателей качества услуг, а также при определении его соответствия требованиям документов по стандартизации, добровольной сертификации, разработке систем менеджмента качества услуг.
Контроль качества продукции Важнейшую роль в предотвращении поступленияв сферуобращения товаров с низким уровнем показателей свойств и производственного исполнения играет контроль их качества. Контроль качества — это проверка соответствия количественных или качественных характеристик продукции или процесса, от которого зависит качество продукции, установленным техническим требованиям. Основная задача контроля качества — не допустить появления брака. Поэтому в ходе контроля проводится постоянный анализ заданных отклонений параметров продукции от установленных требований. В результате контроля выявляются отклонения от требований — несоответствия и дефекты. В этом случае, если параметры продукции не соответствуют заданным требованиям, система контроля качества позволяет оперативно выявить наиболее вероятные причины несоответствий и устранить их. Контроль является неотъемлемой частью процесса управления любым объектом, в том числе продовольственными и непродовольственными товарами. Контроль, включающий органолептическую проверку и измерение определенных характеристик товара, возник ещё в XIX в. и осуществлялся техническими контролерами, работающими на предприятиях. Они контролировали все изделия, разделяя их на качественные и дефектные. В условиях современного массового производства эффективность такого контроля невысока, так как после завершения процессов производства, управляющие действия могут иметь лишь корректирующий характер. Меры по исправлению возникших несоответствий являются крайне неэффективными и не гарантируют отсутствия повторных отклонений. Кроме того, они могут быть сопряжены с большими затратами. Для обеспечения требуемого качества товаров усилия должны быть сосредоточены не на борьбе с выявленными дефектами и несоответствиями, а на предупреждении их появления, т. е. на управлении процессами производства. Именно на управлении процессами и построены современные системы менеджмента качества. Однако до настоящего времени традиционный контроль качества широко используется многими промышленными предприятиями. Его основу составляет технический контроль — проверка соответствия объекта контроля техническим требованиям. Сущность контроля состоит в получении информации о состоянии объекта контроля и сопоставлении полученных результатов с установленными требованиями, содержащимися в нормативных и технических документах, договорах на поставку. Объект контроля — продукция (товары), процессы их производства, транспортирования, хранения, эксплуатации, технического обслуживания и ремонта, а также техническая и сопроводительная документация.
Дата добавления: 2013-12-14; Просмотров: 912; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |