Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Официальные языки ИСО — английский, французский и русский

Провести оптимизацию правил и процедур разработки и принятия национальных стандартов, структуры национальной системы стандартизации и функций ее участников с использованием международного опыта. Повысить уровень гармонизации национальных и международных стандартов. Усилить роль и повысить авторитет Российской Федерации в международной (региональной) стандартизации.

Обеспечить применение при разработке стандартов системных методов программно-целевого планирования, учет взаимопроникающих требований и методов различных отраслей знаний и видов техники с целью достижения консенсуса и снятия технических барьеров на рынке.

Обеспечить эффективное применение методов и средств стандартизации для содействия успешному развитию секторов экономики с высоким потенциалом развития и роста, повышения конкурентоспособности и качества отечественной продукции, работ и услуг.

2. Позиционировать национальный стандарт как «общест­венный продукт», принятый на основе консенсуса и отражаю­щий баланс интересов органов государственного управления, субъектов хозяйствования, общественных организаций и по­требителей.

3. Обеспечить создание национальной системы стандарти­зации, адаптивной к требованиям и запросам изменяющегося мира и рынка.

4. Обеспечить приоритетное использование национальных стандартов для обеспечения национальных интересов России, выполнения международных обязательств и поддержки соци­ально-экономической государственной политики.

5. Создать механизм приоритетной разработки нацио­нальных стандартов, применяемых в качестве доказательной базы технических регламентов, направленных на повышение уровня безопасности объектов с учетом риска возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, предотвращение возможности террористических актов, а так­же охрану труда, экологию, информационную и техническую совместимость.

8. Обеспечить прозрачность и привлекательность для об­щества стандартизации как средства, позволяющего достигнуть существенного социально-экономического эффекта и обеспечи­вающего баланс интересов всех заинтересованных сторон.

9. Обеспечить создание экономической модели националь­ной системы стандартизации, адекватной новым экономическим условиям, обеспечивающей привлечение всех заинтересованных сторон к работам по стандартизации и их финансированию.

Основные принципы стандартизации в Российской Федера­ции,обеспечивающие достижение целей и задач её развития(ГОСТ Р 1.0-2004 Стандартизация в Российской Федерации. Основ­ные положения):

добровольность применения стандартов;

• достижение при разработке и принятии стандартов кон­сенсуса всех заинтересованных сторон;

• использование международных стандартов как основы разработки национальных стандартов;

• открытость процессов разработки национальных стан­дартов;

• комплексность стандартизации для взаимосвязанных объектов;

• недопустимость установления в стандартах требований, противоречащих техническим регламентам;

• установление требований в стандартах, соответствующих современным достижениям науки, техники и технологий с уче­том имеющихся ограничений по их реализации;

• установление требований в стандартах, обеспечивающих возможность объективного контроля их выполнения;

• чёткость и ясность изложения стандартов для обеспечения однозначности понимания их требований;

• исключение дублирования разработок стандартов на идентичные по функциональному назначению объекты стан­дартизации;

• недопустимость создания препятствий производству и обращению продукции, выполнению работ и оказанию услуг в большей степени, чем это минимально необходимо для выпол­нения целей стандартизации;

• доступность представления информации по стандартам всем заинтересованным лицам, за исключением оговоренных законодательством случаев.

Содержание основных принципов:

1. Национальный стандарт применяют на добровольной основе. Обязательность соблюдения национальных стандартов наступает при прямом указании на это в действующем зако­нодательстве, договорах, контрактах, правомерно принятых нормативных документах федеральных органов исполнительной власти или предприятий любых форм собственности.

Обязательность соблюдения требований национальных стандартов, принятых до 1 июля 2003г., сохраняется (до приня­тия соответствующих технических регламентов) в части:

— защиты жизни или здоровья граждан, имущества физи­ческих или юридических лиц, государственного или муници­пального имущества;

— охраны окружающей среды, жизни или здоровья живот­ных и растений;

— предупреждения действий, вводящих в заблуждение приобретателей, и необходимости госконтроля (госнадзора) за их соблюдением.

2. Национальные стандарты должны утверждаться при отсутствии серьёзных возражений по существенным вопросам у квалифицированного большинства сторон, т. е. при общем согласии (консенсусе). Консенсус достигается в результате про­цедуры публичного обсуждения проекта стандарта, при котором учитываются мнения всех сторон и сближаются несовпадающие точки зрения. При этом принимают во внимание все замечания, поскольку участвующие в обсуждении стороны равноправны.

3. Международные и региональные стандарты отражают передовой опыт экономически развитых стран мира, результаты научных исследований, требования широкого круга потребите­лей и государственных органов и представляют собой правила, общие принципы или характеристики для большинства стран. Поэтому их применение при разработке национальных стан­дартов является одним из важных условий выхода продукции на мировой рынок.

4. Разработка национальных стандартов должна выпол­няться открыто с участием технических комитетов по стан­дартизации, объединяющих на добровольной основе наиболее компетентные юридические и/или физические лица, заинтере­сованные в стандартизации того или иного объекта.

Открытость процессов разработки национальных стандар­тов должна обеспечиваться на всех стадиях, начиная от плани­рования разработки до принятия стандарта. Это достигается:

— публикацией программ разработки национальных стан­дартов и уведомлений об их разработке, завершении публичного обсуждения и утверждении;

— публичностью обсуждения проектов национальных стан­дартов;

— единством и непротиворечивостью правил разработки и утверждения национальных стандартов с обязательной экспер­тизой всех проектов стандартов.

5. При проведении работ по национальной стандартизации необходимо обеспечить её комплексность — целенаправленное и планомерное установление и применение системы взаимо­увязанных требований к самому объекту стандартизации и его составным частям и к другим материальным и нематериальным факторам, влияющим на объект стандартизации, путем согла­сования их показателей, норм и требований.

6. Недопустимо установление в стандартах требований, противоречащих техническим регламентам.

7. Требования национальных стандартов должны устанав­ливаться на основе использования современных достижений науки, технологий и практического опыта с учетом последних редакций международных стандартов или их проектов и обес­печивать оптимальную степень упорядочения и максимально возможную эффективность в определенной области, не сдер­живая инициативу пользователей стандартов в освоении новых видов продукции, процессов и услуг.

8. Преимущественное использование международных стан­дартов как составной части (основы) разработки национальных стандартов невозможно в тех случаях, когда требования ме­ждународных стандартов не соответствуют климатическим и географическим особенностям РФ, техническим и/или техноло­гическим особенностям, либо для РФ неприемлемо применение международного стандарта или отдельного его положения.

9. Целесообразность разработки национальных стандартов определяется их социальной, экономической и технической значимостью и приемлемостью при применении, которые мо­гут быть в свою очередь обусловлены принятием технических регламентов. До принятия решения о разработке национального стандарта должна быть оценена возможность применения в РФ действующего международного и регионального стандарта, распространяющегося на соответствующий объект стандарти­зации.

10. Изложение национальных стандартов должно быть чётким и ясным, а для обеспечения однозначного понимания их требований необходимо выполнение следующих условий:

— содержание разрабатываемых стандартов не должно по­вторять и противоречить требованиям взаимосвязанных с ними действующих на федеральном уровне нормативных, правовых документов и технических регламентов;

— в национальных стандартах должны быть приведены сведения о технических регламентах, выполнение которых обес­печивается при соблюдении требований данного национального стандарта;

— принимаемые стандарты должны быть пригодны для под­тверждения соответствия, в том числе для проведения работ по сертификации.

11. Должно быть исключено дублирование разработок стан­дартов на идентичные по функциональному назначению объекты стандартизации. Недопустимо создание препятствий производ­ству и обращению продукции, выполнению работ и оказанию услуг в большей степени, чем это минимально необходимо для выполнения целей стандартизации.

12. Официальная информация о разрабатываемых и утвер­жденных национальных стандартах, а также сами стандарты должны быть доступны для пользователей, за исключением оговоренных законодательством случаев.

 

Международная стандартизация, её значение

в обеспечении качества

Под термином «международная стандартизация» понимают стандартизацию, участие в которой открыто для соответствую­щих органов всех стран. Соответственно, международный стан­дарт — стандарт, принятый международной организацией.

Региональная стандартизация разновидность меж­дународной стандартизации, участие в которой открыто для соответствующих органов стран только одного географиче­ского или экономического региона мира. Региональный стан­дарт— стандарт, принятый региональной организацией по стандартизации.

Значение международной стандартизации в обеспечении качества в настоящее время связано с важнейшей тенденцией современного мира — глобализацией, для которой характерно стирание границ на пути свободного движения идей, товаров, человеческих ресурсов, капиталов, информации. В этих усло­виях международная стандартизация имеет большое значение, как для мирового сообщества, так и для каждой отдельно взятой страны. Без нее невозможно успешное осуществление торгового, экономического и научно-технического сотрудниче­ства между странами, так как требования к одному и тому же объекту, содержащиеся в национальных стандартах различных стран, могут существенно различаться и поэтому превращать­ся в технические барьеры в международной торговле. Единые для множества стран международные стандарты выступают в этих процессах связующим звеном и эффективным средством устранения технических барьеров.

Для нашей страны международная стандартизация имеет большое значение в решении важнейших задач в области тех­нического регулирования, управления качеством продукции и во многих других сферах деятельности. Реформирование национальной системы стандартизации возможно только на ос­нове более полного использования потенциала международной стандартизации и опыта передовых стран. Выпуск продукции, качество и конкурентоспособность которой соответствовали бы критериям международного рынка, требует гармонизации технических регламентов и национальных стандартов с между­народными требованиями и нормами.

Следует отметить, что в условиях глобализации соблюде­ние обязательных и добровольных требований, содержащихся в технических регламентах, международных и национальных стандартах, является недостаточным условием обеспечения конкурентоспособности отечественной продукции даже в преде­лах собственных границ, не говоря уже о мировых рынках. Как правило, международные стандарты фиксируют лишь средние достижения в определенной области деятельности, регламенти­руют уже апробированные сообществом технические нормы и правила. Конкурентная борьба в условиях насыщенного рынка происходит выше норм, установленных стандартами. Поэтому для получения конкурентных преимуществ на насыщенном рынке нужно предлагать потребителям продукцию (товары, работы, услуги), которая превышает лучшие предложения кон­курентов. Стратегия развития отечественной промышленности должна быть ориентирована на превышение норм не только на­циональных, но и международных стандартов. В первую очередь это касается предприятий и организаций, деятельность которых ориентирована на экспорт производимой продукции.

Международная стандартизация представлена в настоя­щее время многими организациями. Наиболее авторитетными и значимыми являются преимущественно три организации:

Международная организация по стандартизацииИСО (ISO), Международная электротехническая комиссияМЭК (IEC), Международный союз электросвязиМСЭ (ITU).

Между собой они различаются сферами и основными направлениями деятель­ности. Результатом деятельности этих организаций является разработка стандартов, рекомендаций, технических отчетов и других документов. При выполнении совместных работ они создают общие документы, например Руководства ИСО/МЭК и Директивы ИСО/МЭК, содержащие различные аспекты деятельности по вопросам стандартизации и оценки соответствия.

Стандарты МЭК, ИСО и МСЭ доступны для использования всеми странами. Они способствуют распространению передового опыта, современных технологий и препятствуют возникновению новых барьеров в торговле.

Ниже приводится краткая характеристика наиболее зна­чимых международных и региональных организаций по стан­дартизации.

Международная организация по стандартизации — ИСО (ISO) основана в 1947г. Название этой организации происходит от греческого слова «isos» — равный. Её основная цель содер­жится в Уставе ИСО; «...содействие развитию стандартизации в мировом масштабе для обеспечения международного товарооб­мена и взаимопомощи, а также для расширения сотрудничества в области интеллектуальной, научной, технической и экономи­ческой деятельности».

В 2007г. в составе ИСО насчитывалось 157 стран, представ­ленных своими национальными организациями по стандартизации. Техническую работу ИСО осуществляли 188 технических комитетов (ТК), 546 подкомитетов (ПК), 2057 рабочих групп (РГ).

В поле зрения ИСО находятся все сферы жизни общества. ИСО осуществляет свою деятельность в следующих направ­лениях: терминология, документация, технология материалов, инженерные и информационные технологии, строительство, электроника, транспортирование товаров, социология, услуги, сельское хозяйство, продукты питания, безопасность, эко­логия.

Наибольшее внимание в последние годы уделяется эколо­гии, прежде всего проблемам загрязнения воды и воздуха, про­мышленным отходам и процедурам анализа жизненного цикла продукции. Для реализации этих проблем разработан и внедря­ется промышленными предприятиями многих стран комплекс стандартов экологического менеджмента ИСО 14000.

Список опубликованных к 2007г. стандартов ИСО превы­шает 16 500.

Стандарты ИСО используются в большинстве стран мира, стремящихся на равных условиях участвовать в формировании глобального рынка.

Большое значение имеют содержащиеся в международных стандартах ИСО единые требования к характеристикам продук­ции, методам ее испытаний и оценок, требования и рекомендации в области разработки и аудита систем менеджмента качества, аккумулирующие положительный опыт и достижения многих стран. Это касается, в частности, международных стандартов ИСО серии 9000 на системы менеджмента качества, разработ­ку которых осуществляет ИСО/ТК 176. Стандарты ИСО серии 9000 находят самое широкое применение в различных областях деятельности.

Международные стандарты ИСО, содержащие требования к безопасности, в числе многих областей охватывают также строительство, транспорт, безопасность в жилых домах и на рабочих местах.

Например, для обеспечения безопасности в зданиях разработаны МС на аварийные, противопожарные и сигнальные системы предупреждения; для защиты водителей и пассажиров автомобилей - МС на системы безопасности для детей, антиблокировочные тормозные системы и воздушные подушки безопасности. Существует большое количество МС, направленных на обеспечение безопасности машин, оборудо­вания, безопасности и качества непродовольственных товаров и пищевых продуктов (в частности, новый стандарт ИСО 22000 на системы менеджмента безопасности пищевых продуктов).

В Российской Федерации продолжается активная работа по возвращению русскому языку статуса официального языка ИСО. Например, в 2006г. 200 стандартов ИСО были переведены на русский язык и официально опубликованы на сайте ИСО.

Международная электротехническая комиссия — МЭК (англ. — International Electro technical Commission ) создана в 1906 г. В ее составе 62 страны, представленные национальными комитетами по участию в МЭК. Основная цель, сформулирован­ная в Уставе МЭК, — содействие международному сотрудниче­ству по стандартизации и смежным с ней проблемам в области электротехники и радиотехники путём разработки междуна­родных стандартов и других документов.

Структура технических органов, разрабатывающих до­кументы, такая же, как структура ИСО. В составе МЭК — 174 технических комитета и подкомитета и около 532 международ­ных рабочих групп.

МЭК осуществляет стандартизацию в области электро­технической промышленности, электронного машиностроения, ядерного приборостроения, лазерной техники, средств связи, авиационного и космического приборостроения, судостроения и морской навигации, атомной энергии, информатики, акустики? медицинской техники. Стандарты МЭК по содержанию более конкретны, чем стандарты ИСО, и поэтому более пригодны к прямому применению в странах-членах МЭК.

В последние годы внимание МЭК сосредоточено на раз­работке международных стандартов в области надежности, безопасности, электромагнитной совместимости технической продукции. В документах МЭК с учетом степени риска причи­нения вреда наибольшее внимание уделяется следующим видам опасности: механической, химической, биологической, пожар­ной, электрической, взрывоопасности, опасности излучений оборудования (радиочастотных, радиационных, инфракрасных и других).

Большое внимание уделяется подтверждению соответствия. В 1982г. начала работать Система сертификации электронных компонентов МЭК (СС ЭК МЭК), в 1985г. — Система по ис­пытаниям электрооборудования на соответствие стандартам безопасности (МЭКСЭ).

Россия — член МЭК с 1911г. В настоящее время предста­вители РФ входят в состав всех руководящих органов МЭК. В разработке стандартов МЭК участвует более ста министерств, ведомств, других организаций России.

В обобщенном виде основные итоги деятельности ИСО и МЭК можно выразить следующим образом:

• международные стандарты в современном мире стали об­щепризнанной и эффективной нормативно-технической основой сотрудничества между странами во всех секторах экономики (промышленность, сельское хозяйство, транспорт, связь), здра­воохранения и культуры;

• резко возрос выпуск международных стандартов на про­дукцию отраслей, определяющих научно-технический прогресс, сокращаются сроки разработки, и повышается научно-техниче­ский уровень нормативных документов;

• ИСО и МЭК играют важнейшую роль в деле разработки научно-методических основ внедрения в практику принципов гармонизации стандартов и сертификации продукции;

• значительный вклад внесли данные организации в раз­витие национальных систем стандартизации в развивающихся странах, подготовку национальных кадров, разработку руко­водящих документов по различным вопросам стандартизации и сертификации и т. д.

Международный союз электросвязи МСЭ (ITU) — меж­дународная организация, и рамках которой координируются глобальные сети и услуги электросвязи. Основан в Париже в 1865г. как Международный телеграфный союз. В 1934г. получил название МСЭ. Деятельность его направлена на развитие средств электросвязи, повышение их эффективности и доступности для населения. МСЭ осуществляет разработку стандартов в облас­ти электросвязи и телекоммуникаций, имеет примерно 15 тыс. стандартов.

МСЭ в рамках своей деятельности удерживает лидирующие позиции в области кибернетической безопасности, разрабаты­вая стандарты, которые содействуют борьбе с преступлениями в кибернетической сфере, включая защиту от незаконного ис­пользования посторонними лицами идентификационных данных. Кроме того, МСЭ работает над стандартами, которые позволят устанавливать приоритет вызовов в аварийных ситуациях. Это означает, что в критической ситуации телекоммуникационные сети могут быть эффективно очищены от вызовов, не имеющих существенного значения. Новое достижение телевизионной медицины, позволяющее докторам и хирургам, находящимся в различных местах, иметь надежную связь и руководить лечеб­ным процессом на расстоянии, также стало возможным благо­даря стандарту МСЭ на мультимедийные системы в реальном времени.

В МСЭ состоят 189 государств-членов и 719 членов по сек­торам и ассоциациям (научно-промышленных предприятии, государственных частных операторов связи, радиовещательных компаний, региональных и международных организаций). Руко­водящий орган — Полномочная конференция, созываемая один раз в четыре года. Исполнительный орган — Совет МСЭ.

Соглашением по техническим барьерам в торговле преду­смотрено полное или частичное использование международных стандартов в качестве основы при разработке технических регламентов и национальных стандартов. В России используется два варианта применения международных стандартов:

• прямое применение аутентичного текста международного стандарта без каких-либо дополнений (метод обложки);

(Аутентичный текст (от греч. authentihos — подлинный) — текст документа, официально признанный равнозначным другому тексту, со­ставленному, как правило, на другом языке. Если совпадение текстов не­полное — текст идентичен.)

• прямое применение с дополнениями — применение ау­тентичного текста международного стандарта с дополнениями (изменениями), отражающими специфику потребностей РФ.

При прямом применении текст соответствующего между­народного стандарта используется в национальном стандарте РФ без изменений. Изменяется только оформление обложки Например, ГОСТ Р ИСО 9000-2008 «Системы менеджмента качества. Основные положения и словарь» представляет собой национальный стандарт РФ, оформленный на основе аутен­тичного текста международного стандарта ИСО 9000:2000 и принятый Госстандартом России в 2001г. То есть обозначение национального стандарта РФ включает в таком случае индекс ГОСТ Р, обозначение соответствующего международного стан­дарта (без указания года его опубликования) и четырех цифр года утверждения стандарта, отделенных тире.

При прямом применении с дополнениями (изменениями) содержание национального стандарта РФ отличается от зару­бежного аналога. Вносимые в национальный стандарт изменения по отношению к международному стандарту обусловлены необ­ходимостью наиболее полного достижения целей национальной стандартизации. При этом под принятым в установленном по­рядке обозначением ГОСТ Р в скобках приводится обозначение международного стандарта.

Например: ГОСТ Р 51901.11 -2005 (МЭК 61882:2001) «Менеджмент риска. Исследование опасности и работоспособности. Прикладное руководство» представляет собой обозначение национального стандарта, мо­дифицированного по отношению к международному стандарту МЭК 6 1882:2001 «Исследование опасности и работоспособности (HAZOP). Руководство по применению» (IEC 61882:2001 – Hazard and operability studies (HAZOP studies) – Application guide). Данный национальный стандарт содержит текст, аутентичный тексту стандарта МЭК 6 1882:2001, но не включает ссылки на другие международные стандарты из-за нецелесообразности их применения в данном национальном стандарте.

Важнейшей международной организацией по стандартиза­ции и контролю пищевых продуктов является Комиссия Кодекс Алиментариус (Codex Alimentarius). Она образована Всемирной организацией сельского хозяйства и продовольствия FAO (Food and Agriculture Organization) и Всемирной организацией здра­воохранения ВОЗ (World Health Organization) в 1963г.

Комиссии Кодекс Алиментариус были переданы полномочия по созданию Кодекс Алиментариус — Международного пищево­го кодекса. В настоящее время он является всемирным эталоном для потребителей, производителей пищевых продуктов, а также национальных органов, которые контролируют продукты пита­ния и соблюдение международных правил торговли.

Главная цель деятельности Комиссии заключается в соз­дании согласованных на международном уровне правил нацио­нальных систем контроля продуктов. В её составе 168 стран, представляющих более 97% стран мира.

В структуру Международного пищевого кодекса входят две группы стандартов — общие («горизонтальные») стандар­ты и кодекс - стандарты по группам продуктов («вертикальные стандарты»).

Региональные организации на территории Вероны Европейский комитет по стандартизации (СЕН); Европейский комитет по стандартизации в электротехнике (СЕНЭЛЕК); Европейский институт по стандартизации в области коммуникаций (ETSI).

В Европе большое значение придается развитию европей­ской региональной стандартизации, единой для стран - членов Европейского Союза (ЕС). Европейский комитет по стандартизации (СЕН) был создан в 1961г., а Европейский комитет по стан­дартизации в электротехнике (СЕНЭЛЕК) — в 1972г. Цель этих организаций — создание системы обязательных для ЕС единых стандартов для устранения технических барьеров в торговле в пределах Сообщества — «из сотен национальных стандартов в каждой европейской стране сделать несколько тысяч единых стандартов».

Для повышения эффективности этой деятельности была разработана программа «Зелёная книга Европы» (Развитие европейской стандартизации для ускорения технической инте­грации в Европе). Она содержала план перестройки и развития стандартизации на континенте.

Техническое законодательство ЕС включает постановления Совета ЕС и его директивы, гармонизированные с европейски­ми стандартами. Постановления Совета и директивы должны содержать эффективные меры против проникновения в страны ЕС продукции, небезопасной или вредной для населения и ок­ружающей среды, а европейские стандарты (EN) — отражать новейшие достижения техники и технологии.

Директива Совета ЕС вводится через законодательные акты государств-членов ЕС, причем устанавливаются сроки ввода: начало действия и конечный срок ее введения в нацио­нальных рамках. В применении директив Совета ЕС существуют старый и новый подходы. В старых директивах, значительная часть которых действует и в настоящее время, содержатся кон­кретные требования к продукции, а также большое количество дополнений, связанных с изменениями этих требований. Новые директивы, концепция которых определена в 1985г., содержат общие требования к продукции. Эти директивы состоят из двух частей — правовой и технической (в виде приложений). В них обязательно указывается, каким гармонизированным европей­ским стандартам должна соответствовать продукция. Гармони­зированные европейские стандарты должны обеспечить реали­зацию соответствующей директивы, поэтому они обязательны для применения в странах ЕС. Перечни гармонизированных стандартов публикуются в официальном бюллетене ЕС.

При отсутствии европейских стандартов, необходимых для обеспечения директивы, Комиссия ЕС поручает организациям по стандартизации СЕН и СЕНЭЛЕК разработку необходимых стандартов и финансирует эти работы.

Продукция, отвечающая требованиям директивы, маркиру­ется знаком «СЕ» (от французского Communaute Europeenne - Содружество Европы).

Следует отметить, что на один и гот же вид продукции может распространяться несколько директив. Тогда знак «СЕ» проставляется только при соблюдении требований всех этих директив. Знак «СЕ» предназначен для контролирующих и тамо­женных органов стран. Продукция, маркированная этим знаком, имеет право свободного перемещения внутри объединенного европейского рынка.

Большинство европейских стандартов разрабатывается на основе лучших национальных стандартов стран Европы, а также стандартов ИСО, МЭК и МСЭ).

В настоящее время перед европейской стандартизацией встали новые задачи, вызванные переходом к единому рынку и необходимостью выполнения директив нового их глобального подхода. Для их эффективного решения большое значение имеет совершенствование взаимодействия СЕН, СЕНЭЛЕК и ETSI.

Региональные организации по стандартизации на других континентах:

Консультативный комитет по стандартизации и качеству стран-членов ASEAN;

• Конгресс по стандартизации стран Тихоокеанского бас­сейна (PASC);

• Арабская организация по промышленному развитию и горному делу;

• Африканская региональная организация по стандарти­зации;

• Панамериканская комиссия по стандартам (COPANT);

• Евразийский международный совет по стандартизации, метрологии и сертификации (EASC).

К региональной стандартизации в рамках Содружества Независимых Государств (СНГ) относится стандартизация, координируемая Межгосударственным советом по стандарти­зации, метрологии и сертификации стран СНГ (МГС).

Страны СНГ также переходят на международную модель технического регулирования. В большинстве из них приняты ос­новополагающие законы в области технического регулирования, которые поэтапно реализуются. Это следующие законы:

• Закон Республики Беларусь «О техническом нормирова­нии и стандартизации».

• Закон Украины «О стандартах, технических регламентах и процедурах оценки соответствия».

• Закон Республики Молдова «Об оценке соответствия про­дукции».

• Закон Республики Казахстан «О техническом регулиро­вании».

Для обеспечения гармонизации технических регламентов стран СНГ при подготовке проектов законодательных актов используются следующие документы: «Соглашение по техни­ческим барьерам в торговле ВТО» и «Международная модель гармонизации на основе добросовестной практики техниче­ского регулирования по подготовке, принятию и применению технических регламентов с использованием международных стандартов» (рекомендация «L» ЕЭК ООН).

Для предотвращения негативных последствий, которые могут возникнуть при взаимных поставках товаров и услуг в связи с реформированием национальных систем технического регулирования, МГС разработал единую стратегию гармониза­ции технических регламентов стран СНГ и принял Соглашение об основах гармонизации технических регламентов стран СНГ. Он базируется на принципах Соглашения ВТО по техническим барьерам в торговле, новом и глобальном подходах, регламен­тирующих техническое регулирование в Европейском Союзе. За базу механизма гармонизации взята рекомендация «L» ЕЭК ООН «Международная модель технической гармонизации на основе добросовестной практики технического регулирования по подготовке, принятию и применению технических регламентов с использованием международных стандартов».

В целях повышения конкурентоспособности продукции производимой в странах-членах СНГ, а также гармонизации межгосударственных стандартов с международными и евро­пейскими нормативными документами успешно реализуются межгосударственные программы стандартизации продукции легкой промышленности, автомобильного транспорта, сельско­хозяйственной техники.

Международное сотрудничество по стандартизации осущест­вляют по линии международных и региональных организаций по стандартизации, а также на двусторонней и многосторонней основе с соответствующими организациями других стран на базе соглашении, договоров и протоколов о сотрудничестве. Важным направлением международной деятельности в области стандартизации является двустороннее сотрудничество с национальными органами по стан­дартизации промышленно развитых стран, а также стран СНГ.

Россия участвует в следующих международных и регио­нальных организациях по стандартизации:

• Международной организации по стандартизации — ИСО;

• Международной электротехнической комиссии — МЭК;

• Комиссии FAO/ВОЗ Кодекс Алиментариус (Codex Alimentarius);

• Межгосударственном совете по стандартизации, метро­логии и сертификации стран СНГ;

• Европейской экономической комиссии ООН (ЕОК ООН);

• Тихоокеанско - азиатском Комитете по стандартизации (ПАСК) и др.

В этих организациях Российскую Федерацию представляет национальный орган по стандартизации — Ростехрегулирование.

Основными задачами международного сотрудничества в области стандартизации являются:

• гармонизация системы стандартизации в РФ с между­народными, региональными, прогрессивными национальными системами стандартизации других стран;

• совершенствование фонда документов в области стандар­тизации, используемых в РФ, на основе применения междуна­родных, региональных и национальных стандартов других стран и максимального использования достижений научно-техниче­ского прогресса;

• повышение качества отечественной продукциии её кон­курентоспособности на мировом рынке;

• обеспечение защиты национальных интересов РФ при разработке международных и региональных стандартов;

• обеспечение единства измерений при взаимодействии с другими странами.

 

Контроль, испытания и оценка качества продукции

Потребитель должен быть защищён от недоброкачественной продукции, т. е. продукции, качество которой не соответствует обязательным требованиям к ней и/или качеству, заявленному в информации о товаре и нормативной документации. Форми­рование механизма защиты рынка от недоброкачественной продукции базируется на следующих основных положениях:

неотвратимость наступления ответственности изготови­теля за выпуск некачественной продукции или организации, по вине которой произошла порча продукции;

• предотвращение и профилактика попадания на рынок недоброкачественной продукции;

• разрешение на осуществление деятельности (допуск предприятий к производству) на основе проверки способности организации производить доброкачественную продукцию (не допускать порчи продукции).

При этом изготовителем является организация, которая проставляет на товаре свое название, товарный знак, марку или иную аналогичную информацию. В случае если изготовитель продукции не может быть идентифицирован, им считается им­портер или продавец.

В защите потребителя от недоброкачественной, а также фальсифицированной продукции большую роль играют испы­тания, контроль и оценка её качества.

 

Методы определения показателей качества продукции

Для того чтобы управлять качеством, необходимо осуще­ствлять измерения показателей качества и отклонений от них, возникающих при изготовлении, хранении, транспортировании, реализации, эксплуатации продукции под воздействием различных факторов. Эта процедура — неотъемлемая часть контроля и оценивания качества. Значительная часть характе­ристик продукции и отклонений (несоответствий) может быть определена измерительным методом с помощью технических средств измерений, используемых в метрологии. Вместе с тем существуют характеристики, которые невозможно измерить количественно (цвет, вкус, запах, соответствие моде и стилю и др.) из-за отсутствия соответствующих средств измерений. Поэтому для определения и оценивания показателей качества продукции используют различные методы: измерительный, сенсорный (органолептический), расчётный, регистрационный, социологический, экспертный.

Измерительный метод определения значений показате­лей качества продукции, осуществляемый с помощью техниче­ских средств измерений. Этот метод наиболее распространён при определении единичных показателей функциональных, эрго­номических, экологических свойств, надёжности, безопасности. Техническими средствами измерений здесь служат в основном меры и измерительные приборы.

Достоинство метода состоит в объективности, сопостави­мости и воспроизводимости результатов измерений; недос­татки — в больших затратах на приобретение и обслуживание средств измерений, подготовку персонала, оборудование поме­щений для проведения измерений. Кроме того, значительная часть методов является разрушающими, что также повышает стоимость испытаний.

Технические средства измерений позволяют определить количественные характеристики продукции и использовать их для оценки полученных результатов.

Органолептический (сенсорный) — метод определения значений показателей свойств и оценки качества продукции (товаров), осуществляемый на основе анализа восприятия орга­нами чувств человека — зрения, слуха, обоняния и осязания без использования технических средств измерений. Оценить органолептическим методом — означает провести идентификацию и качественное исследование продовольственного или непродо­вольственного товара при помощи органов чувств человека.

При контроле и оценке качества пищевых продуктов органолептическими методами можно определить вкус, цвет, запах, консистенцию и другие характеристики.

Определяющие характеристики качества некоторых не­продовольственных товаров из-за отсутствия соответствующих измерительных методов можно оценить только органолептическим методом. Это звучание музыкальных инструментов, запах духов, консистенция лакокрасочных материалов, текстура раз­личных материалов. К ним относятся и простые испыта­ния на выявление характера горения полимерных материалов, их поведение в условиях повышенной влажности (например, изменение прочности вискозных волокон) и т. д. Исследования просты, проводятся быстро в любых условиях; образец товара при этом не разрушается.

Длительное время результаты исследований органолептическими методами не считались достоверными из-за их субъективности, так как на результаты оценки с помощью органов чувств влияет физическое и психическое состояние дегустаторов, их опыт и квалификация, методика подготовки и представления образцов, состояние помещения, в котором осуществляются испытания, и множество других факторов. Од­нако современные методы работы с дегустаторами (правильный предварительный отбор и последующий тренинг) позволяют существенно снизить вариабельность оценок и повысить воспро­изводимость результатов. В настоящее время органолептические методы оценки качества продуктов питания стали настолько широко распространены, что многие говорят о «сенсорной рево­люции в XXI веке». На предприятиях разрабатываются програм­мы органолептического контроля качества продуктов питания, основанные на международных стандартах ИСО. Эти программы позволяют создать лабораторию органолептических испытаний продуктов, осуществить тестирование сенсорной чувствительно­сти и обучение дегустаторов, создать методики сенсорной оценки продуктов, выпускаемых предприятием. Это даёт возможность производить продукты питания, имеющие органолептические характеристики, соответствующие пожеланиям потребителя, и обеспечить стабильность данных характеристик.

Все методы органолептической оценки согласно общепри­нятой международной классификации подразделяются на ана­литические и потребительские.

К аналитическим относятся три вида методов: различи­тельные, описательные и методы с использованием шкал и ка­тегорий. Их основу составляет профессионализм дегустаторов. Члены дегустационных (оценочных) комиссий, осуществляющие оценку товаров этими методами, должны обладать хорошей сенсорной чувствительностью к вкусам, запахам, текстурам; должны быть правильно отобраны и обучены. Получаемые ре­зультаты оценок, как правило, достаточно надёжны, количество ошибок невелико.

К потребительским методам относят методы, при ис­пользовании которых оценку осуществляют покупатели или потребители оцениваемых товаров, хорошо знакомые с их сенсорными характеристиками и особенностями. Результаты испытаний основаны на интегрированном восприятии и обыч­но выражаются в виде симпатий или антипатий. Лучше всего, если испытания каждого вида (группы) товаров проводят одни и те же лица.

Однако органолептические методы имеют и существен­ные недостатки: достоверность оценок не всегда высока, они могут быть субъективны, так как зависят от практических навыков и способностей исследователя; результаты не мо­гут быть выражены в точных единицах, поэтому они трудно сопоставимы.

Расчётный метод определения значений показателей качества, осуществляемый на основе использования теоретиче­ских и/или эмпирических зависимостей показателей качества товаров от их параметров.

Этот метод является весьма распространённым для оценки качества многих товаров. С его помощью величину одних показа­телей рассчитывают по значениям других, полученных измерительным или сенсорным методами. Например, прочность тканей можно оценить, используя данные о прочности составляющих их нитей; калорийность пищевых продуктов — по соответствующим характеристикам их ингредиентов. Расчётные методы позволя­ют заменить дорогостоящие или длительные измерения одних показателей более простыми измерениями других.

Экспертный метод, при использовании которого опре­деление значений показателей качества товаров осуществля­ется на основе решения, принимаемого экспертами. Этот метод получил широкое распространение и применяется в случаях, когда показатели отдельных свойств товаров нельзя опреде­лить другими методами и выразить в конкретных величинах. Экспертный метод основан на использовании обобщенного опыта и интуиции группы специалистов-экспертов. При оценке уровня качества экспертный метод используется и для решения других задач: выбора номенклатуры свойств, составляющих качество; определения коэффициентов весомости при расчёте комплексных показателей качества и др. Результатом экс­пертного метода всегда должны быть количественные оценки, обычно выражаемые в баллах. Эти результаты всегда зависят от квалификации экспертов так же, как точность измери­тельного метода зависит от точности используемых средств измерений.

Социологический метод определения показателей ка­чества продукции, осуществляемый на основе сбора и анализа мнений её фактических или потенциальных потребителей.

Ценность этого метода состоит в возможности получения информации о свойствах товаров непосредственно от потреби­телей. Он широко используется в нашей стране и в зарубежных исследованиях. Опросы потребителей часто проводят изготови­тели продукции или фирмы, осуществляющие её реализацию, выясняя следующие вопросы:

• насколько товар соответствует потребностям потребителя;

• каково отношение потребителя к товару и какая из харак­теристик товара является для потребителя наиболее важной;

• какие недостатки имеются у товара;

• какими дополнительными свойствами, выгодно отличаю­щими данный товар от товаров-конкурентов, он должен (или может) обладать;

• какую цену может дать потребитель за товар;

• чем привлекательны для потребителя товары конкурен­тов;

• где, как, при каких условиях потребитель собирается ис­пользовать товар.

Социологические оценки имеют большое значение в управ­лении качеством, в том числе в соответствии с требованиями стандартов ИСО серии 9000, так как позволяют определить и выполнить требования потребителей.

Измерительные, органолептические, расчётные, социо­логические и экспертные методы используют и при опреде­лении показателей качества услуг, а также при определении его соответствия требованиям документов по стандартизации, добровольной сертификации, разработке систем менеджмента качества услуг.

 

Контроль качества продукции

Важнейшую роль в предотвращении поступленияв сферуобращения товаров с низким уровнем показателей свойств и производственного исполнения играет контроль их качества.

Контроль качества это проверка соответствия коли­чественных или качественных характеристик продукции или процесса, от которого зависит качество продукции, установ­ленным техническим требованиям. Основная задача контроля качества — не допустить появления брака. Поэтому в ходе контроля проводится постоянный анализ заданных отклонений параметров продукции от установленных требований. В резуль­тате контроля выявляются отклонения от требований — несо­ответствия и дефекты.

В этом случае, если параметры продукции не соответствуют заданным требованиям, система контроля качества позволяет оперативно выявить наиболее вероятные причины несоответствий и устранить их.

Контроль является неотъемлемой частью процесса управ­ления любым объектом, в том числе продовольственными и непродовольственными товарами.

Контроль, включающий органолептическую проверку и измерение определенных характеристик товара, возник ещё в XIX в. и осуществлялся техническими контролерами, рабо­тающими на предприятиях. Они контролировали все изделия, разделяя их на качественные и дефектные.

В условиях современного массового производства эффек­тивность такого контроля невысока, так как после завершения процессов производства, управляющие действия могут иметь лишь корректирующий характер. Меры по исправлению воз­никших несоответствий являются крайне неэффективными и не гарантируют отсутствия повторных отклонений. Кроме того, они могут быть сопряжены с большими затратами.

Для обеспечения требуемого качества товаров усилия долж­ны быть сосредоточены не на борьбе с выявленными дефектами и несоответствиями, а на предупреждении их появления, т. е. на управлении процессами производства. Именно на управлении процессами и построены современные системы менеджмента качества.

Однако до настоящего времени традиционный контроль качества широко используется многими промышленными предприятиями. Его основу составляет технический кон­троль проверка соответствия объекта контроля техническим требованиям.

Сущность контроля состоит в получении информации о состоянии объекта контроля и сопоставлении полученных результатов с установленными требованиями, содержащи­мися в нормативных и технических документах, договорах на поставку.

Объект контроля продукция (товары), процессы их производства, транспортирования, хранения, эксплуатации, технического обслуживания и ремонта, а также техническая и сопроводительная документация.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Содействие проведению работ по унификации | Одной из основ систем качества является теория систем
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2013-12-14; Просмотров: 912; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.014 сек.