КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
D. Деп. Бюджетной политики
C. Административный департамент B. Деп. Аудит. Деятельности и т.д i. Отделы – в составе департаментов Мин. Фин – вносит в Правительство РФ «проекты фед. Бюджета» и иных НПА, по финансовым вопросам. Самостоятельно принимает НПА 1. по порядку и формированию отчетности о исполнении фед. Бюджета, государственных внебюджетных фондов, 2. по проведению бюджетных классификаций, 3. по порядку ведения муниципального и государственного долга и долговой книги.
Составляет «проект фед. Бюджета» и несёт ответственность. Организует его исполнение Представляет отчетность об исполнении фед. Бюджета Управляет фондами (стабилизационный фонд) Имеет права получать сведения, привлекать специалистов/ученых, создавать советы/комиссии и т.д – для выполнения своих функций
Форма акта – Приказ министра Финансируется из фед. бюджета.
Службы, находящиеся в ведении Министерства финансов 1. Налоговые органы – их аппарат, перистроичного периода формировался и действовал в системе Министерства финансов. Налоги собирать было просто и по существу не требовались отдельные налоговые органы – были инспектора и службы. РФ после отделения – законом 21 марта 1991 г – «О государственной налоговой службе» - ввело налоговую службу РФ, которая была подчинена Министерству финансов. Одно из структурных подразделений. Однако, в этом же году, но уже Указом Президента 31 декабря 1991 г. – эта служба выведена из состава Министерства Финансов, подчинена Президенту РФ и Правительству. Руководитель НС получил чин «главного государственного советника налоговой службы».
В 1998 г – «ГНС» была реорганизована в министерство по налогам и сборам, действующая до 2004г. После была вновь «Федеральная налоговая служба – ФНС» - находящаяся опять в ведении Министерства Финансов.
Как федеральный орган исполнительной власти: 1. Осуществляет функции по контролю и надзору за соблюдением налогового законодательства 2. Контроль и надзор за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью налоговых и иных обязательных платежей 3. Действует как агент валютного контроля – за соблюдением валютного зак-ва в пределах компетенции налоговых органов 4. Уполномоченный фоив, осуществляющий гос. Регистрацию ЮЛ и ФЗ в качестве индивидуальных предпринимателей, крестьянских/фермерских хозяйств 5. Обеспечивает свое представление в делах о банкротстве или в процедуре банкротства
Территориальные органы службы: i. Управления ФНС по субъектам РФ ii. Межрегиональные инспекции ФНС iii. Инспекции и службы по районам/городам/городам без районного деления iv. Инспекции межрайоного уровня
ФНС возглавляет – руководитель – назначается/освобождается Правительством по представлению Мин. Фина Руководитель имеет 8 заместителей – назначаются/освобождаются министром Финансов по представлению Руководителя В структуре ФНС – 27 управлений.
ФНС – не вправе осуществлять НП-регулирование, но вправе принимать внутренние НПА.(носящие характер внутреннего действие) 1. Осуществляет лицензирование по производству и хранению табачной продукции 2. Учреждение акцизных марок и складов 3. Регистрация и учет лицензий налогоплательщиков 4. Контроль и надзор в сфере налогообложения 5. Представляет интересы РФ в делах о «несостоятельстве и банкротстве» 6. Вправе проводить проверки/запрашивать док-ты/проводить экспертизы – для реализации своих функций 7. Создавать совещательные органы (коллегии/комиссии) 8. Создавать формы и знаки отличия для себя
Правовая форма – Приказ 2. Орган государственного страхования(ОГС) Постановление правительство 10 февраля 2002 г – было преобразовано в АО «РосГосСтрах» но все 100% акций были переданы в собственность государства. Чтобы организовать коммерческое страхования – был принят закон «о страховании», а в 1998г был переименован «о организации страхования в РФ», а для осуществления контроля и надзора – «Гос-Страх-надзора» (служба), которая превратилась далее в «Федеральную службу РФ по контролю за страховой деятельностью» (страховая служба – СС) – в 1996г её упразднили и создали департамент страхового надзора в Министерстве финансов. В 2004 г – «Служба гос. Страхования»(СГС) – находится в ведении Мин. Фина. – уполномоченный орган исполнительной власти по контролю и надзору в сфере страхования.
Возглавляет руководитель+2 заместителя + 4 управления – определяет Правительство по представления мин. Фина.
1. Контроль и надзор за соблюдения страхового законодательства 2. За достоверностью отчетности представляемыми субъектами стразового дела сведений о прекращении/ликвидации страховых учреждений 3. За платёжеспособностью таких организаций(наличие квот /лицензий) 4. Принимает решения по лицензированию(выдачи отказа/анулированию/отзыву) 5. Проводит аттестацию структур 6. Ведет единый реестр субъектов страхового дела 7. Обобщает практику страхового дела 8. Выдает предписания 3. Федеральная служба финансово-бюджетного надзора (ФСФБН) Является федеральным исполнительным органом, осуществляющим функции контроля и надзора за финансово-бюджетной сферой + орган валютного контроля.
Имеет свои территориальные органы. Возглавляет – руководитель, 2 заместителя, 10 управлений –
Полномочия: 1. Контроль и надзор за использованием средств фед. бюджета, гос. внебюджетных фондов а так же ценностей, находящихся в гос. Собственности 2. За соблюдением резидентами и нерезидентами валютного законодательства и требования актов валютного регулирования 3. За соблюдением требований бюджетного законодательства получателями бюджетной помощи(финансовой помощи) 4. За гарантиями РФ бюджетных кредитов/ссуд/инвестиций 5. За исполнением органами финансового контроля(всех уровней) их контроля законодательства. 6. Все иные что выше
4. Федеральное казначейство или казначейство на правах федеральной службы (ФК) Было создано Указом Президента 8 октября 1992 г – «о фед. казначействе» - принят в целях проведения единой государственной денежно-кредитной политики, эффективности управления процессом исполнения фед. бюджета.
В самом Мин. Фина была создана единая, централизованная система служб казначейства. В 2004 г – превратилось в федеральную службу, находящуюся в ведении Мин. Фина и вышедшее из её структуры.
Полномочия: 1. Осуществляет правоприменительные функции по обеспечению исполнения фед. бюджета 2. По кассовому обслуживанию всей бюджетной системы – с 2004 года при образовании такой службы – все бюджеты обеспечивались фед. казначейством – обеспечило кассовое исполнение бюджета 3. Открытие бюджетных счетов в кредитных организации и в банках РФ 4. Проведения кассового обслуживания 5. Прогнозирование кассового планированию бюджетных средств 6. Контроль за территориальными органами казначейства
Структура: 1. Руководитель 2. 5 заместителей 3. 11 управлений по вопросам направления деятельности
Кассовое обслуживание – исполнение бюджета в виде проведения учета операций по поступлению бюджета и кассовым выплатам из бюджета.
ЦБ России. Дело в том что этот банк выступает в 2 эпостасиях: 1. как главный банк и 2. как орган, издающий н/п акты на ровне с Минфин. Если взять ст. 10 где разделены ветви власти К, то данный орган не попадает ни под одну власть. Это действительно гос орган, но к какой власти он относится не понятно. Особое положение его заключается в том что оно установлено К РФ, где названы основный функции и полномочия этого банка. Также его определяет специальный закон «о ЦБ РФ (о банке России)». Сам закон называет цели, для которых создан этот банк: Функции и свои полномочия ЦБ РФ осуществляет независимо от других органов власти. Если говорить о кредитно-денежногй политике, то эту функцию ЦБ осуществляет вместе с правительством. Цели (ст. 3): 1. Защита и обеспечения устойчивости рубля 2. Развитие и укрепления банковской системы РФ 3. Обеспечение бесперебойной платёжной системы
ЦБ в самой банковской системе возглавляя её является главным. В отличии от всех других организаций для него получения прибыли не является главной задачей. Таким образом ЦБ это ЮЛ, его уставной капитал с 1.01.2003 года 3 млрд. рублей. И сам уставной капитал и всё имущество в ведении его является федеральной собственностью. ЦБ не отвечает по обязательства РФ и РФ не отвечает по обязательствам ЦБ. Функции (ст. 4 закона о ЦБ): 1. Разработка и проведение единой денежно-кредитной политики 2. Эмиссия денежных знаков 3. Монопольное право на выпуск денег в обращение. 4. Управления золотовалютным резервом РФ
Для всех кредитных организаций ЦБ является кредитором последней инстанции и органом осуществляющим рефинансирования всех других организаций. Когда говорим про то что ЦБ это орган, то имеется в виду что в самом законе о ЦБ используется это определение (ст. 54, 56, 80) !!!ЦБ – это НЕ орган исполнительной власти!!! Как орган власти ЦБ по вопросам о всех перечисленных функций, полномочий и компетенций издаёт акты: 1. Указания 2. Положения 3. Инструкции
ЦБ не зависим от других органов в осуществлении своих функций. Хотя такого не бывает, где-то всё же есть связь. Позже решили что ГД может дать задания счётной палате указания проверить ЦБ. ЦБ всё же подотчётен ГД: 1. ГД назначает и освобождает от должности председателя ЦБ по представления президента 2. ГД назначает и освобождает от должности председателя и челенов «совета деректаров» ЦБ по представления президента 3. Рассматривает и утверждает денежно-кредитную политику 4. Принимает решение о проверке счётной палаты финансово-хозяйственной деятельности и его подразделений
Сам Цб управляется системой органов.. 1. Главный орган «Национлаьный банковский совет» - коллегиальнвый орган, не является постоянно действующим. Участники осуществляют работу на общественных началах a. 3 от СФ b. 3 представителя ГД c. 3 от президент d. 3 от правительства e. + на правах просто члена председатель ЦБ НЦС выбирает своего председателя 1 раз в 3 месяца. Компетенция достаточно широкая у этого органа а. Отчётность банка России предоставляет б. Рассчитывает объёмы расходов ЦБ в. Осуществляет функции аудитора ЦБ г. Заслушивает отчёт Совета Директоров (ежеквартально предоставляет отчёт о деятельности банка.) 2. Совет Директоров – в отличии от НБС его члены работают на постоянной основе в ЦБ. Всего их 12 + председатель. В данном случае председатель ЦБ является председателем совета директоров. Заседают они не реже 1ого раза в месяц. Председатель решает собирать или нет СД. Но совет можно созвать по инициативе 3 членов а. действует от имени ЦБ без доверенности б. Назначает своих заместителей в. Несёт ответственность за деятельность ЦБ ЦБ представляет отчётность не позднее 15ого мая в ГД
После уплаты всех налогов 50% оставшейся прибыли он обязан направлять в федеральный бюджет. Однако эта норма последнее время приостановлена. Но в 2009-2010-2011 году ЦБ перечислял уже 75% прибыли. ЦБ представляет собой единую централизованную систему с вертикальной структурой подчинения (управления). В неё включается: 1. Центральный аппарат 2. Территориальный центры 3. Расчётно-кассовый аппарат 4. Вычислительные центры 5. Паевые учреждения И т.д. ЦБ как главный банк банковской системы
Сама банковская система РФ представляет собой: 1. ЦБ – как главный банк 2. Кредитные организации – главной целью является получение прибыли как товара и создавать свою прибыль за счёт такой спекуляции деньгами а. Банковские кредитные организации - чтобы стать банком ЦБ должен дать им разрешение на 3 взаимосвязанные сферы деятельности: · право на привлечение от своего имени вкладов от ЮЛ и ФЛ · право размещать эти счета · открывать и вести банковские счета ФЛ и ЮЛ б. Небанковские кредитные организации - осуществляет такие банковские операции которые определены в лицензии ЦБ. Кредитные организации не могут заниматься деятельностью кроме той что ей установлено. 3. Филиалы иностранных банков – находятся на территории иностранных государств но находятся под руководством ЦБ РФ.
В начале 90ых годов когда перестраивалась банковская система в эту систему почему-то был оставлен действующий в СССР «Внешэконом банк СССР». Он был оставлен чтобы производить расчёты долгов. Которые остались от выхода из союза. Позже появился «Банк развития и внешнеэкономической деятельсности» - Внешъэконом банк. Это не банк – это гос корпорация, которая действует на основе фФЗ от 17 мая 2007 «о банке развития». Он устанавливает статус этой корпорации. Именно закон а не ЦБ определяет: 1. порядок реорганизации и ликвидации этого банка, 2. на основе этого закона он и был преобзаован в такю коропарацию.
ВЭБ вправе обратить осуществлять предпринимательскую деятельность. Надлеёлн фукнциями коммерческих организаций. Ст. 3 закона о ВЭБ закрепляет функции: 1. Финансирования инвеститционных проектов 2. Выпуск облигаций и других ценных бумаг 3. Осуществление агентно-валютного контроля 4. Осуществления страхования экспорта и других кредитных рисков.
Гос корпорация ВЭБ вправе осуществлять банковские операции: 1. Привлечения вкладов, средства ЮЛ участвующих в реализации эьтого банка 2. Открытие и ведения счетов ЮЛ 3. Осуществление купле-продаже иностранной валюты Ст. 5. Некоторые положения не распространяются 1. Выдача лицензии 2. Использование слова «банк»
Финансы ЗС.
Финансовая система наша в 90ых годах строилась по той системе которая уже развивалась в части иностранных стран (США. Франция и т.д.), поэтому заимствовали отовсюду. Иногда настолько заимствовали что сами запутались.
Финансы ЗС включают: 1. Гос финансы – сфера отношения по распределения, перераспределению национального дохода. 2. Финансы частных производственны и непроизводственных учреждений
В иных странах частные организации составляют 70% ВВП. Поэтому частные финансы имеют большее развитие. Гос Бюджет – крупнейший централизованный фонд находящийся в распоряжении правительства. Для каждой ЗС использование гос бюджета отличается своей особенностью. Как правило это определяется К. Есть так называемый скользящий бюджет – принимается на 5 лет. Каждый следующий бюджет представляет собой первый год предыдущего плана. Есть разница срока. У нас сроки попадают по календарю. Обычно это 12 месяцев. Разновидности бюджетов: 1. В США федеральный бюджет состоит из 2 частей: а. Собственно-правительственный – расходуется на общенациональные программы (оборону, нефте-экономическую деятельность) б. Доверительные фонды (трасты) – носят целевой характер 2. Великобритания а. Обычный – используется на текущие расходы б. Национальный фонд займа 0 бюджет капитальных вложений 3. Франция а. Общий i. Функциональный ii. … б. Присоединённые бюджеты
В России в середине 90ых годов был закон «О бюджете развития». Закон этот просуществовал нгескролько лет. Поскольку ни разу так и бюджет развития так и не появился. В РФ 3 уровня публично-правовых образований. К местным финансам относятся финансы местного самоуправления (штаты. Графства. Округа, города, муниципалитеты, департаменты и коммуны) на долю местных бюджетов приходится значительная часть ресурсов. В ЗС как и в РФ есть так называемые правительственныен фонды: а. Присоединённые б. Специальные сметы (счета) Образуются за счёт либо из бюджетов, ил по решению суда, по решению законодательных органов. В США 3 крупных общенациональных фонда: а. Фонда помощи нуждающимся б. Фонд страхования гос служащих в. Фонд помощи по старости и инвалидности.
Во всех странах за счёт налогов формируется от 80 до 90% гос бюджета. Налоги на доходы и имущества составляют около 40%. Косвенные налоги около 30%. У нас всё наоборот. Взносы в соц фонды составляют 20%. В США, откуда и заимствованы наши политики. Когда заимствованы финн систему. Косвенные налоги формировали основное положение. Бюджет 3ёх уровневый: 1. Федеральный 2. Бюджетный 3. Бюджеты местных органов
Федеральные налоги составляют 46%. И штаты ещё 17 %. С прибыли корпорации – 9%.
ФП как отрасли. Понятие ФП как отрасли и её значения. Место в правовой системе РФ Фп. Источники ФП. Система отрасли ФП РФ.
Те отношения которые складываются в организациях, по поводу финансов. ТИе отношения которые складываются в процедуре аккумулирования и распределения денежных средств. Особенность предмета заключается в том что речь идёт о тех отношениях. Которые непосредственно увязаны с созданием отдельных видов финансовых фондов и с той процедурой, деятельность которой характеризует деятельность по аккумулирования финансов. Те признаки, которые характеризуют предмет ФП: 1. В этих отношения всегда нужно видеть гос-во, но никак публичную организацию, а как хозяйствующий субъект, который заинтересован в распределении финансового дохода. 2. Обязательным субъектом является органом. И не просто обязательным субъектом,а эти субъекты несут на себе императивные начала, они оп отношению к другим субъектам носят властный характера (налогоплательщик – налоговая) 3. Следует обратить внимания на сам объект этих отношений, т.е. объект этих отношения всегда касается денег. Денежные ресурсы например или финансовые обязательства 4. Обратить внимания на целевую направленность данных отношений – для того чтобы обеспечить государство и финансовые структуры организаций нужно: a. нужно собрать денежные средства b. Справедливо распределить c. Использовать по целевому назначению
Что касается метода. Поскольку это императивная, публичная отрасль прав. То и метод должен быть властным. В праве всего 2 метода: равенства сторон и властный. Чтобы отличить методы ФП от метода АП или КП. С которыми непосредственно связанны финансовые действия, то иногда этот метод называют властно-имущественный метод или властно-организационным. Что касается особенностей данной отрасли. Для понимания ПФ как отрасли в современный период следует обратить внимания на то что отрасль ФП отныне стала наряду с фундаментальными отраслями российского права. Это подчёркивается тем значением отношений, которые регулируются данной отраслью. Раньше это играло какую-то роль, но по сравнению с настоящим ФП советского времени было примитивным. Сам объём н/п актов регулирующих данное отношение… Изменились и сами финансовые органы и круг их отношений. Самое главное – появилась общественная значимость Значения отрасли ФП сложно переойценить в наше время. Поскольку эта отрасль призвана защищать интересы гос-ва, публично-правовых образований. Даенная отрасль позволяет обеспечивать потребности экономики, потребности соц сферыю Все программы, которые примаются на любом уровне публично- правовых образований и т.п. Нынешнее значения ФП в том что эта отрасль развивает рыночные отношения: 1. Она направленнна на развитие рынка ценных бумаг 2. Страхлового рынка 3. Ссудного рынка 4. Средств, которые необходимы для развития отраслей. 5. Развитие федеративных отноешний. 6. Позволяет создавать международный финансовый рынок и создавать
ФП – это совокупность правовых норм регулирующих отношения по организация гос и муниципальных финансов и по аккумуляции, распределению. Неиспользования централизованных и нецентрализованных фондов денежных средств необходимых для решения задач и функция публично-правовых образований В учебнике делается акцент только на аккумуляции, распоряжения и использования денежных фондов.
Место ФП.
Возникает вопрос о самостоятельности ФП. Теперь все признают что это самостоятельная отрасль, потому что один спорщик умер, другой одумался. Когда говорим о месте ФП в системе отраслей российского права. То возникает вопрсо6 откуда она взялась? Как она увязана с другими правами. Блы такая теория школяы администротивистов. Они говорили тчо при делении отраслей Фп отпочковалась от гос права и начала развиваться самостяотелдьно. Это отпочкоывание произошло из-за повышения занчения предмета, изменился объём и специфика,складывающихся отношений - всё это позволяло говорить о отпочковании. «Чистые финансисты» они утверждают чьл ФП не отпочковывалось. А образовывалось при формировании государства. Но и те и другие признают её самостоятельнсоть и признёют тесную связь с КП и АП. Позиция Зуева: «Он рад что есть Авторы таким образом формирующиеся. С другого стороны я понимаю что та организация гос власти формировалась в первую очередь»
Отношенние с другими отраслями
ГП регулирует все имущественныеотношения. Разграничить можно взглянуть на метод. Что касается АП. Единый метод – поэтому хего нет смысла использовать. Нужно обращать внимания на предмете.
Источники ФП.
Прежде всего нужно иметь ввиду что единственным видом источника является н/п акт, т.е. нет договоров, обычаев, традиций – только н/п. Н/п акт проявляется в 2ух аспектах.: 1. Как форма проявления – когда н/п акты принимаются самими органами осуществляющие финансовую деятельность
1. Конституция – К как основной закон гос-ва является источником для всех отраслей права 2. ФКЗ и ФЗ 3. Федеральное и региональное законодательство 4. Акты президента, порождающие ФП 5. Акты правительства 6. Акты исполнительных органов власти 7. Акты ОМС 8. Постановления определения КС
3 уровня источников нормативно правового регулирования: 1. Федеральный –кроемее конституции ещё и ФКЗ, но в финансовой сфере они не применяются. Такой закон как «о правительстве РФ» в нём определяется такие направления правительства как в финансово-кредитной и прочих областях. Если брать конституционных законов в целом, то если они касаются определённого финансирования. В основном конечно законы, принимаемые ГД, одобряемые СФ и подписываемые Президентом. Основные законы a. БК b. НК (1ая 2ая часть) c. Закон «О ЦБ» d. Закон «О валютном регулировании» О несовершенстве этих законом можно слагать анекдоты. (XD) Остальные акты, источники – а. Послания. – бюджетное послание (акт который определяет бюджетную политику на следующие 2 года.); б. Указы президента – указы принимаются, когда нужно быстрое реагирования или какие-то иные указы, которые определяют ту или иную сферу в. Постановления правительства, которые имеют достаточно широкую сферу применения – это акты исполнительной власти. Акты органов общей компетенции. Постановление правительства наиболее широкая сфера источников для ФП. Именно правительство устанавливает порядок эмиссии ценных бумаг. г. Акты специальных органов, органов исполнительной власти – особенность заключается в том что известным указом президента «о структуре и системе исполнительных органов власти» был упорядочен порядок приянтия актов исполнительных органов власти. Установлен списокслужбы и агенств. Эти службы и агнества лишились права издавать акты. Только министерства имеют прави издавать акты нормативно-правового характера. Исключения составляют федеральные службы находящиеся в ведении и правительства.
Два других уровня зависит от того как конституция определила их предметы ведения. Конституция определяется предмет ведения федерального уровня, а всё что в него не вошло отнесено на региональный уровень. Поэтому эти источники осуществляют регулирования на то что не находится в ведении федерации или находится в совместном ведении.
2. Региональный Устав/ Конституция республик – определяет национальные традиции для своих регионах. 3. Муниципальный В основе этих источников лежит определение его полномочий конституции РФ. Главными вопросам являются вопросы местного значения и делегирование гос полномочий
Соотношения финансового законодательства соотносится с самой системой отрасли.
Финансовое законодательство очень подвижная конструкция. Следует отметить что право не существует вне законодательства, они соотносятся между собой как форма и содержание. В этом смысле система права и система законодательства от друг друга зависимы и находятся в единстве Особенность и различия: 1. Если система права – это совокуп6нсоть правовых нормы, то система законодательства это совокупность источников права, которая является формой выражения правовых норм 2. Система права характеризует внутреннее строение права, а законодательство внешнее. Внешнюю оболочку 3. Если система права носит объективный характер и отображает состояние общественных отношений самой отрасли. То система законодательств определяет субъективный фактор – потребность в юр практике. 4. Первичным элементом системы права является норма права, которая имеет свою структуру, а в системе законодательства – это статья акта, которая не всегда имеет какую-то структуру. И если нужно найти норму, иногда нужно изучит несколько н/п актов, чтобы найти нужную. Норму. 5. Существует различные подходы в понимании самого законодательства, некоторые источники под законодательством понимают все н/п акты. И есть узкое понимание, когда законодательство связывается только с законами, конституциями и т.д.
Система ФП
Прежде всего надо обратить внимании,что на государственном законодательством уровне эта система не определена, и в основном эту систему строят в научном пла7не, это объясняется тем что нет едино акта определяющего финансы и финансовую систему. Принятие БК и НК направлены на разрушения этой системы, поскольку БК оторвал бюджетную сферу нормотворчества и пытается определиться как самостоятельная есть самой отрасли, это говорит о том что либо пытаются пойти по германской системы построения ФП, в которой как такового нет ФП, а есть БП, или пытаются найти форму объединяющую все эти процедуры. В классическом варианте подсистемы отрасли понимается единство, взаимообусловленность и дифференциация по разделам общей/особенной части. Наша система ФП начала формироваться в 40ых годах прошлого столетия. Всё же это подход, который не совсем объективно обусловлен и связан с тем финансовым законодательством. Система ФП – это объективно обусловленная структура отрасли права, выражающая внутреннюю согласованность и единства финансово-правовых норм, регулирующих отношения в сфере организации финансов и финансовой деятельности: распределении и использование фондов денежных средств. И одновременно разделение всех этих норм, на части отражающие регулирования отдельных групп общественных отношений. Т.е. как и любая другая отрасль ФП подразделяется на: 1. Общая – объединяет нормы, которые определяют нормы, в которых определяются положения всех институтов особенной части. Закрепляется: a. Принципы организации финансовой системы b. Общие начала планирования, финансирования и контроля за процессом c. Общая часть характеризует особенность финансово –правовых норм d. Вопросы финансового контроля, дисциплины общие для всех институтов ФП. Общая часть ФП всё же несколько несовершенна. В частности мы говорили о том что есть функциональное содержания финансовой деятельности. Так вот в современной предлагаемой системе права особенной место отделяется финансовому контролю. Другие функции вообще упущены. Вопросы защиты общих прав проявляются достаточно слабо. 2. Особенная – здесь она должна подразделяться на правовые институты. Из-за несовершенства отрасли говорят о разделах особенной части, подотраслей. Зуеву представляется что всё это надуманно. Если говорить о ФП как о объективной категории, то надо выделять только институты: a. Бюджетное право – институты это всегда группировка норм регулирующая определённые отношения. Что касается бюджетного права. · Организация и планирования бюджета. · Составление бюджета · Составление отчётности по каждому виду бюджета Обратить внимания что этот институт ФП регулирует конституционные отношения. Нужно обратить внимания что этот институт не регулирует: · Формирования бюджетной системы · Расходования бюджетных средств б. Правовое регулирование государственных, муниципальных доходов. в. Институт правового регулирования государственных, муниципальных расходов – бюджетные расходы являются частью общих расходов, поскольку кроме бюджетных расходов есть ещё многие. Этот институт складывается в сфере общего финансирования, сметного финансирования. г. Банковский кредитный расчёт. Последние годы в связи с развитием частного капитала. Конечно в основном эти институты подпадают под гражданско0правовое регулирование, но государство оставляет за собой определённую степень регулирования. д. Организации денежной системы и валютное регулирование.
Назрели моменты совершенствования и реорганизации этой системы. Но в учебниках говориться о том что нужно отдельно выделит такой институт как децентрализованные финансы, но как его выделять если расходы и доходы есть во всех финансах.
Понятие, структура и виды финансово- правовых норм.
Норма ФП это исходный элементы из которых формируется сама отрасль ФП и норма как первичное звено имеет все присущие её признаки, которые характеризуют любую норму ФП. Норма права – это всегда общеобязательное правила поведение, императивно определяющая права и обязанности субъекта. Как любая норма права, норма ФП устанавливается государством. Это правило общего характера, государственной обязательное приписание общего характера. Это тобщий характер означает что норма расчитана на неопределённое число субъектов и на неоднократное применение. Норма обеспечивается и охраняется государством, поэтому защищается всем государственным аппаратом. Это говорит о том что это правовая норма. Особенности ф/п нормы заключается в: 1. Сфере применения – направлена на организацию, регулирование всех государственных. Муниципальных финансов. 2. Целевому назначению – обеспечение сбора всех видов публичных ном 3. Ф/П норма носит императивно-властный характера. 4. Цикличность планирования – изменчивость, нестабильность. В зависимости от нового бюджетного права появляются новые нормы, меняются нормативы, расчёт, планы, появляются новые планы реализации норм. 5. Особенность мер защиты и мер ответственности за нарушения – финансово-правовые санкции. Когда их не хватает появляются нормы административной ответственности, что характеризует нестабильность.
Характеризую норму ФП можно дать определение. Норма ФП – установленная и обеспеченная мерами гос принуждения общее правило поведения субъектов. Которые выступают носителем юр прав и обязанностей в сфере финансов и финансовой деятельности, в организации финансов, аккумуляции, распределения, использование государственных, муниципальных, централизованных, децентрализованных финансов. Стоит обратить внимания на то что норма ФП имеет особенность и в структуре правой нормы. Следует отметить что гипотеза ф/п нормы является то что она всегда обязательна, для формирования данной нормы, чётко определённая и как правило многосложная. Когда мы формируем данную норму должны соблюсти данные условия. Диспозиция ф/п нормы – это правило поведения, властное. Волевое указание, уполномочивающее на определённое поведения в соответствии с данной нормой.
***
Наука и курс ФП. Воробьёва Наталья Николаевна Понятие и задачи науки. Наука ФП – это особая отрасль правовых знаний, которая исследует закономерности возникновения, развития и функционирование ФП, его отдельных институтов и категорий, а также практику их реализации в конкретных условиях. ФП – это наука общественная, потому что изучает она те реальные процессы которые складываются в обществе. Наука ФП имеет свой состав. Включающий следующие элементы: 1. Предмет науки – это круг явлений финансово-правовой действительности. Которые она исследует, т.е. то что изучается данной наукой. а. Знание о финансово-правовых нормах, объединяемых в правовые институты, а также о порождаемых ими финансовых правоотношениях, т.е. это знание о финансовом законодательстве. б. Знание о финансово-правовых категориях выражающих сущность ФП как отрасли. Например: · Налог · Бюджет · Финансовая деятельность в. Знание о практике применения финансово-правовых норм органами власти, организациями гражданами. Т.е. знание о той реальной практике. Которая складывается при применении финансового законодательства. Все части предмета науки взаимосвязаны. Финансово-правовые нормы изучаются на основе базовых категорий. Соотносятся с реальной практикой их применения. на основе чего делаются выводы и предложения по совершенствованию законодательства. 2. Методология – включает в себя принципы и методы исследования. а. Принцип объективности – те сведения, которые получены наукой финансового права отражают реально существующие связи и свойства и т.д., т.е. этот принцип предполагает, что то, что получила наука, в качестве результата исследования, реальны, объективны. б. Принцип познаваемости – любые явления финансово-правовой действительности поддаются исследованию. Т.е можно изучить всё что находится в финансово-правовой плоскости. в. Принцип детерминизма – он проявляется во всеобщей взаимосвязи и взаимообусловленности финансово-правовых норм и финансово-правовых институтов. г. Принцип развития – он означает, что в науке ФП всё находится в постоянном движении. Появляются новые концепции, категории, изменяется содержание существующих, появляются новые задачи у науки ФП и т.д. Т.е. принцип развития означает что все те явления. Которые изучаются наукой находятся в постоянном развитии, кроме того сама наука постоянна развивается вслед за потребностями общества. д. Принцип историзма – означает, что наука ФП должна изучать те или иные проблемы в тесной связи с конкретной исторической обстановкой. Т.е. имеется ввиду что любое явление необходимо изучать с точки зрения его развитии. Что оно имело место не просто так а в связи с иными обстоятельствами в нашем обществе. е. Принцип единства теории и практики – он означает, что проблемы, исследуемые наукой, должны быть обусловлены потребностями практики. Наука не существует сама по себе что быть просто наукой. А для того чтобы решать те вопросы которые ставятся практикой.
Помимо принципов в методологию входят методы. Методы научного познания – это система приёмов и способов, которые используются в науке для познания её предмета и получения научно результата. Методы: а. Формально догматический (специальный юридический) – это метод характерен только для юридических наук. Он состоит в изучении, анализе и толковании финансово-правовых норм и отношений. Т.е. суть метода в том что мы изучаем нору ФП, анализируем её содержании и даём толкование. · Классификация – выделение видов по конкретном основаниям · Систематизация – приведение в определённую систему финансово-правовых норм б. Метод сравнительного правоведения (сравнительно правовой метод) – это способ исследования 2ух иди более финансово-правовых институтов или явлений для их сравнения и выявления общего и особенного. Например: финансовую систему РФ и США можно сравнить. в. Метод обращения к другим наукам – при анализе финансово-правовых явлений наука использует положения и выводы других наук. В частности: конституционного, АП, политэкономии, истории и т.д. · В том что наука ФП включает в свой понятийный аппарат категории выработанные другими науками (например: финансы, деньги, бюджет, налог. Эти категории ФП заимствовало из экономической науки о финансах) · Наука ФП обращается к другим наукам для поиска решений тех или иных научных задач. г. Метод социологического исследования – он включает такие приёмы как: · Личное наблюдение деятельности финансовых органов · Анкетирования · Устные опросы должностных лиц И т.д. Этот метод в основном использует социологией.
д. Исторический метода – заключается в анализе исторического развития финансово-правовых института, финансово-правовой теории и т.д. 3. Система науки – основана на системе отрасли и включает разделы, каждый из которых изучает группу однородных теоретических проблем. а. Обще теоретические проблемы ФП – например: · предмет ФП · Финансовый контроль · финансово-правовая ответственность и т.д.
б. Проблемы Бюджетного права: · Исследования бюджетного устройства РФ, · бюджетного процесса, · межбюджетных отношении и т.д. в. Правовые проблемы гос доходов · Проблемы налогового права · Неналоговых доходов · Публичного кредита и страхования г. Проблемы гос расходов · Вопросы расходования денежных средств · Вопросы финансирования казённых учреждений Ит.д. д. Проблемы банковской системы, денежного обращения, расчётов, валютного регулирования и валютного контроля · Вопросы организации денежного обращения · Вопросы банков · Вопросы проведения валютных операций · И т.д. е. Проблемы финансов гос и муниципальных предприятий. · Источники формирования фондов данных предприятий · Расходования фондов. 4. Научная терминология и категории - 5. Отраслевая библиография – Совокупность научных трудов и специальной литературы по проблемам ФП. Это внешняя форма выражения научной мысли. Учёные выражают свои мысли по определённой проблеме. а. Монографии б. Диссертации в. Научные статьи г. Учебные пособия д. и т.д. 6. История науки ФП -
Научные школы ФП Научная школа вырабатывает какой-то общий признанный подход в исследовании тех или иных явлений. В настоящее время в РФ существует несколько научных школ по ФП: 1. Саратовская научная школа. 2. Воронежская Это Воронежский университет 3. Московская научная школа Возглавляет: Горбунова Ольга Николаевна. 4. Томская научная школа (с 1996 года)
Задачи и функции науки.
Современный этап развития науки ФП это этап интенсивного формирования новых теоретических категорий и уточнение содержание уже существующих. На современно этапе ФП интенсивно разрабатывает новые категории: Финансовый договор, финансовое обязательство, финансовый долг. Кроме того пытаются по новому определить предмет и систему ПФ. Функции науки: 1. Аналитическая – состоит в комментировании финансово-правовых норм и приведении их в систему 2. Критическая – заключается в выявлении недостатков в действующем законодательстве, коллизий, пробелов и т.д. 3. Конструктивная – заключается в выводах и предложениях по совершенствованию законодательства
Курс ФП.
Курс ФП – это концентрированные, общепризнанные и общепринятые положения науки, достигнутые на данном этапе познания финансово-правовых вопросов. Курс это та учебная дисциплина которую мы изучаем. Соотношения курса и науки ФП: 1. Предметом как науки так и курса является отрасль ФП, однако курс изучает ФП в статике его развития на день изучения. В то время как научные исследования динамичны. 2. Курс выражается в лекциях семинарских и иных занятиях а также в учебных пособиях и учебниках. 3. Система курса также строится в соответствии с системой отрасли, при этом курс перенимает от науки только основной научный материал.
Кузнецов Сергей Сергеевич (вторник с 17:15)
Диспозиция Для ФП характерна определённость диспозиции. Которая предписывает субъектами определённые права и обязанности. Тем самым исчерпывающим образом определяя их поведение. Императивность (властность) нормы проявляется именно в диспозиции и по этому основанию они делятся на 3 вида: 1. Обязывающие – их в ФП большинство 2. Запрещающие 3. Уполномочивающие
Санкция.
Указывает на меры гос принуждения, которые могут быть применены к субъектам нарушающим диспозицию. Особенности ф/п нормы проявляются через санкцию: 1. Она имеет денежный характер 2. Одновременно право-востановительный (взыскание недоимки и пени) и карательный (штраф) характер. 3. Денежные средства получаемые в результате её применения зачисляются в бюджеты. – под бюджетами здесь понимается также бюджеты внебюджетных фондов.
Норма ФП не тождественна или не ровна статье ф/п акта. Чаще всего указанные её элементы (элементы нормы) содержатся в разных статьях и даже в разных актах.
Виды ф/п норм.
I. В зависимости от функций выполняемых ФП. 1. Регулятивные – нормы направленные на регулирование отношение путём предоставления прав и обязанностей. Их большинство. а. Обязывающие б. Запрещающие в. Управомочивающие · Для первой разновидности возможность их реализации или не реализации зависит исключительно от воли субъектов. (права налогоплательщика) · Для второго вида характерно определённая свобода в выборе средств, времени и т.п. для реализации нормы. Однако это норма должна быть субъектом в любом случае реализована. – речь идёт о компетенционных правах. 2. Охранительные – направлены на защиты регулятивных норм II. В зависимости от операции выполняемой в процессе правового регулирования выделяют специализированные нормы: 1. Нормы определения – закрепляют понятия. Категорию финансово правовую. 2. Нормы-принципы. 3. Общие или обще закрепительные нормы – они в обобщённом виде фиксируют определённые элементы регулируемых ими отношений. Например: ч. 1 ст. 2 НК. Она определяет общие признаки отношений регулируемых законодательство «О налогах и сборах». 4. Оперативные нормы – они определяют порядок вступления в силу продление срока действия или отмену действующих ф/п норм. 5. Коллизионные нормы – указывают на законы, порядок и т.п., которые должны действовать в конкретном случае при наличии альтернатив III. По объёму действия: 1. Общие – которые распространяются на целый ряд ф/п отношений 2. Специальные - которые распространяются на определённый вид отношений в пределах данного ряда. IV. По территории действия: 1. Действующие на всей территории РФ (федеральные) 2. Действующие на территории субъекта РФ 3. Действующие на территории муниципального образования V. По времени действия: 1. Общие – устанавливаются на неопределённый срок. Их большинство. 2. Временные – те которые устанавливаются на определённый (конкретный) срок
Дата добавления: 2013-12-14; Просмотров: 606; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |