Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

D. Деп. Бюджетной политики





Доверь свою работу кандидату наук!
1500+ квалифицированных специалистов готовы вам помочь

C. Административный департамент

B. Деп. Аудит. Деятельности и т.д

i. Отделы – в составе департаментов

Мин. Фин –вносит в Правительство РФ «проекты фед. Бюджета» и иных НПА, по финансовым вопросам. Самостоятельно принимает НПА

1. по порядку и формированию отчетности о исполнении фед. Бюджета, государственных внебюджетных фондов,

2. по проведению бюджетных классификаций,

3. по порядку ведения муниципального и государственного долга и долговой книги.

 

Составляет «проект фед. Бюджета» и несёт ответственность.

Организует его исполнение

Представляет отчетность об исполнении фед. Бюджета

Управляет фондами (стабилизационный фонд)

Имеет права получать сведения, привлекать специалистов/ученых, создавать советы/комиссии и т.д – для выполнения своих функций

 

Форма акта – Приказ министра

Финансируется из фед. бюджета.

 

 

Службы, находящиеся в ведении Министерства финансов

1. Налоговые органы – их аппарат, перистроичного периода формировался и действовал в системе Министерства финансов. Налоги собирать было просто и по существу не требовались отдельные налоговые органы – были инспектора и службы.

РФ после отделения – законом 21 марта 1991 г – «О государственной налоговой службе» - ввело налоговую службу РФ, которая была подчинена Министерству финансов. Одно из структурных подразделений. Однако, в этом же году, но уже Указом Президента 31 декабря 1991 г. – эта служба выведена из состава Министерства Финансов, подчинена Президенту РФ и Правительству. Руководитель НС получил чин «главного государственного советника налоговой службы».

 

В 1998 г – «ГНС» была реорганизована в министерство по налогам и сборам, действующая до 2004г. После была вновь «Федеральная налоговая служба – ФНС» - находящаяся опять в ведении Министерства Финансов.

 

Как федеральный орган исполнительной власти:

1. Осуществляет функции по контролю и надзору за соблюдением налогового законодательства

2. Контроль и надзор за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью налоговых и иных обязательных платежей



3. Действует как агент валютного контроля – за соблюдением валютного зак-ва в пределах компетенции налоговых органов

4. Уполномоченный фоив, осуществляющий гос. Регистрацию ЮЛ и ФЗ в качестве индивидуальных предпринимателей, крестьянских/фермерских хозяйств

5. Обеспечивает свое представление в делах о банкротстве или в процедуре банкротства

 

Территориальные органы службы:

i. Управления ФНС по субъектам РФ

ii. Межрегиональные инспекции ФНС

iii. Инспекции и службы по районам/городам/городам без районного деления

iv. Инспекции межрайоного уровня

 

ФНС возглавляет – руководитель – назначается/освобождается Правительством по представлению Мин. Фина

Руководитель имеет 8 заместителей – назначаются/освобождаются министром Финансов по представлению Руководителя

В структуре ФНС – 27 управлений.

 

ФНС – не вправе осуществлять НП-регулирование, но вправе принимать внутренние НПА.(носящие характер внутреннего действие)

1. Осуществляет лицензирование по производству и хранению табачной продукции

2. Учреждение акцизных марок и складов

3. Регистрация и учет лицензий налогоплательщиков

4. Контроль и надзор в сфере налогообложения

5. Представляет интересы РФ в делах о «несостоятельстве и банкротстве»

6. Вправе проводить проверки/запрашивать док-ты/проводить экспертизы – для реализации своих функций

7. Создавать совещательные органы (коллегии/комиссии)

8. Создавать формы и знаки отличия для себя

 

Правовая форма –Приказ

2. Орган государственного страхования(ОГС)

Постановление правительство 10 февраля 2002 г – было преобразовано в АО «РосГосСтрах» но все 100% акций были переданы в собственность государства.

Чтобы организовать коммерческое страхования – был принят закон «о страховании», а в 1998г был переименован «о организации страхования в РФ», а для осуществления контроля и надзора – «Гос-Страх-надзора» (служба), которая превратилась далее в «Федеральную службу РФ по контролю за страховой деятельностью» (страховая служба – СС) – в 1996г её упразднили и создали департамент страхового надзора в Министерстве финансов.

В 2004 г – «Служба гос. Страхования»(СГС) – находится в ведении Мин. Фина. – уполномоченный орган исполнительной власти по контролю и надзору в сфере страхования.

 

Возглавляет руководитель+2 заместителя + 4 управления – определяет Правительство по представления мин. Фина.

 

1. Контроль и надзор за соблюдения страхового законодательства

2. За достоверностью отчетности представляемыми субъектами стразового дела сведений о прекращении/ликвидации страховых учреждений

3. За платёжеспособностью таких организаций(наличие квот /лицензий)

4. Принимает решения по лицензированию(выдачи отказа/анулированию/отзыву)

5. Проводит аттестацию структур

6. Ведет единый реестр субъектов страхового дела

7. Обобщает практику страхового дела

8. Выдает предписания

3. Федеральная служба финансово-бюджетного надзора (ФСФБН)

Является федеральным исполнительным органом, осуществляющим функции контроля и надзора за финансово-бюджетной сферой + орган валютного контроля.

 

Имеет свои территориальные органы.

Возглавляет – руководитель, 2 заместителя, 10 управлений –

 

Полномочия:

1. Контроль и надзор за использованием средств фед. бюджета, гос. внебюджетных фондов а так же ценностей, находящихся в гос. Собственности

2. За соблюдением резидентами и нерезидентами валютного законодательства и требования актов валютного регулирования

3. За соблюдением требований бюджетного законодательства получателями бюджетной помощи(финансовой помощи)

4. За гарантиями РФ бюджетных кредитов/ссуд/инвестиций

5. За исполнением органами финансового контроля(всех уровней) их контроля законодательства.

6. Все иные что выше

 

4. Федеральное казначейство или казначейство на правах федеральной службы (ФК)

Было создано Указом Президента 8 октября 1992 г – «о фед. казначействе» - принят в целях проведения единой государственной денежно-кредитной политики, эффективности управления процессом исполнения фед. бюджета.



 

В самом Мин. Фина была создана единая, централизованная система служб казначейства.

В 2004 г – превратилось в федеральную службу, находящуюся в ведении Мин. Фина и вышедшее из её структуры.

 

Полномочия:

1. Осуществляет правоприменительные функции по обеспечению исполнения фед. бюджета

2. По кассовому обслуживанию всей бюджетной системы – с 2004 года при образовании такой службы – все бюджеты обеспечивались фед. казначейством – обеспечило кассовое исполнение бюджета

3. Открытие бюджетных счетов в кредитных организации и в банках РФ

4. Проведения кассового обслуживания

5. Прогнозирование кассового планированию бюджетных средств

6. Контроль за территориальными органами казначейства

 

Структура:

1. Руководитель

2. 5 заместителей

3. 11 управлений по вопросам направления деятельности

 

Кассовое обслуживание – исполнение бюджета в виде проведения учета операций по поступлению бюджета и кассовым выплатам из бюджета.

 

 

 

ЦБ России. Дело в том что этот банк выступает в 2 эпостасиях:

1. как главный банк и

2. как орган, издающий н/п акты на ровне с Минфин.

Если взять ст. 10 где разделены ветви власти К, то данный орган не попадает ни под одну власть. Это действительно гос орган, но к какой власти он относится не понятно.

Особое положение его заключается в том что оно установлено К РФ, где названы основный функции и полномочия этого банка.

Также его определяет специальный закон «о ЦБ РФ (о банке России)». Сам закон называет цели, для которых создан этот банк: Функции и свои полномочия ЦБ РФ осуществляет независимо от других органов власти.

Если говорить о кредитно-денежногй политике, то эту функцию ЦБ осуществляет вместе с правительством.

Цели (ст. 3):

1. Защита и обеспечения устойчивости рубля

2. Развитие и укрепления банковской системы РФ

3. Обеспечение бесперебойной платёжной системы

 

ЦБ в самой банковской системе возглавляя её является главным. В отличии от всех других организаций для него получения прибыли не является главной задачей.

Таким образом ЦБ это ЮЛ, его уставной капитал с 1.01.2003 года 3 млрд. рублей. И сам уставной капитал и всё имущество в ведении его является федеральной собственностью. ЦБ не отвечает по обязательства РФ и РФ не отвечает по обязательствам ЦБ.

Функции (ст. 4 закона о ЦБ):

1. Разработка и проведение единой денежно-кредитной политики

2. Эмиссия денежных знаков

3. Монопольное право на выпуск денег в обращение.

4. Управления золотовалютным резервом РФ

 

Для всех кредитных организаций ЦБ является кредитором последней инстанции и органом осуществляющим рефинансирования всех других организаций.

Когда говорим про то что ЦБ это орган, то имеется в виду что в самом законе о ЦБ используется это определение (ст. 54, 56, 80)

!!!ЦБ – это НЕ орган исполнительной власти !!!

Как орган власти ЦБ по вопросам о всех перечисленных функций, полномочий и компетенций издаёт акты:

1. Указания

2. Положения

3. Инструкции

 

ЦБ не зависим от других органов в осуществлении своих функций. Хотя такого не бывает, где-то всё же есть связь.

Позже решили что ГД может дать задания счётной палате указания проверить ЦБ.

ЦБ всё же подотчётен ГД:

1. ГД назначает и освобождает от должности председателя ЦБ по представления президента

2. ГД назначает и освобождает от должности председателя и челенов «совета деректаров» ЦБ по представления президента

3. Рассматривает и утверждает денежно-кредитную политику

4. Принимает решение о проверке счётной палаты финансово-хозяйственной деятельности и его подразделений

 

Сам Цб управляется системой органов..

1. Главный орган «Национлаьный банковский совет» - коллегиальнвый орган, не является постоянно действующим. Участники осуществляют работу на общественных началах
Их 12:

a. 3 от СФ

b. 3 представителя ГД

c. 3 от президент

d. 3 от правительства

e. + на правах просто члена председатель ЦБ

НЦС выбирает своего председателя 1 раз в 3 месяца.

Компетенция достаточно широкая у этого органа

а. Отчётность банка России предоставляет

б. Рассчитывает объёмы расходов ЦБ

в. Осуществляет функции аудитора ЦБ

г. Заслушивает отчёт Совета Директоров (ежеквартально предоставляет отчёт о деятельности банка.)

2. Совет Директоров – в отличии от НБС его члены работают на постоянной основе в ЦБ. Всего их 12 + председатель. В данном случае председатель ЦБ является председателем совета директоров. Заседают они не реже 1ого раза в месяц. Председатель решает собирать или нет СД. Но совет можно созвать по инициативе 3 членов
Функции (ст. 18).

а. действует от имени ЦБ без доверенности

б. Назначает своих заместителей

в. Несёт ответственность за деятельность ЦБ

ЦБ представляет отчётность не позднее 15ого мая в ГД

 

После уплаты всех налогов 50% оставшейся прибыли он обязан направлять в федеральный бюджет. Однако эта норма последнее время приостановлена. Но в 2009-2010-2011 году ЦБ перечислял уже 75% прибыли.

ЦБ представляет собой единую централизованную систему с вертикальной структурой подчинения (управления).

В неё включается:

1. Центральный аппарат

2. Территориальный центры

3. Расчётно-кассовый аппарат

4. Вычислительные центры

5. Паевые учреждения

И т.д.

ЦБ как главный банк банковской системы

 

Сама банковская система РФ представляет собой:

1. ЦБ – как главный банк

2. Кредитные организации – главной целью является получение прибыли как товара и создавать свою прибыль за счёт такой спекуляции деньгами

а. Банковские кредитные организации - чтобы стать банком ЦБ должен дать им разрешение на 3 взаимосвязанные сферы деятельности:

· право на привлечение от своего имени вкладов от ЮЛ и ФЛ

· право размещать эти счета

· открывать и вести банковские счета ФЛ и ЮЛ

б. Небанковские кредитные организации - осуществляет такие банковские операции которые определены в лицензии ЦБ.

Кредитные организации не могут заниматься деятельностью кроме той что ей установлено.

3. Филиалы иностранных банков – находятся на территории иностранных государств но находятся под руководством ЦБ РФ.

 

В начале 90ых годов когда перестраивалась банковская система в эту систему почему-то был оставлен действующий в СССР «Внешэконом банк СССР». Он был оставлен чтобы производить расчёты долгов. Которые остались от выхода из союза.

Позже появился «Банк развития и внешнеэкономической деятельсности» - Внешъэконом банк. Это не банк – это гос корпорация, которая действует на основе фФЗ от 17 мая 2007 «о банке развития». Он устанавливает статус этой корпорации.

Именно закон а не ЦБ определяет:

1. порядок реорганизации и ликвидации этого банка,

2. на основе этого закона он и был преобзаован в такю коропарацию.

 

ВЭБ вправе обратить осуществлять предпринимательскую деятельность. Надлеёлн фукнциями коммерческих организаций.

Ст. 3 закона о ВЭБ закрепляет функции:

1. Финансирования инвеститционных проектов

2. Выпуск облигаций и других ценных бумаг

3. Осуществление агентно-валютного контроля

4. Осуществления страхования экспорта и других кредитных рисков.

 

Гос корпорация ВЭБ вправе осуществлять банковские операции:

1. Привлечения вкладов, средства ЮЛ участвующих в реализации эьтого банка

2. Открытие и ведения счетов ЮЛ

3. Осуществление купле-продаже иностранной валюты

Ст. 5.

Некоторые положения не распространяются

1. Выдача лицензии

2. Использование слова «банк»

 

Финансы ЗС.

 

Финансовая система наша в 90ых годах строилась по той системе которая уже развивалась в части иностранных стран (США. Франция и т.д.), поэтому заимствовали отовсюду. Иногда настолько заимствовали что сами запутались.

 

Финансы ЗС включают:

1. Гос финансы – сфера отношения по распределения, перераспределению национального дохода.

2. Финансы частных производственны и непроизводственных учреждений

 

В иных странах частные организации составляют 70% ВВП. Поэтому частные финансы имеют большее развитие.

Гос Бюджет – крупнейший централизованный фонд находящийся в распоряжении правительства.

Для каждой ЗС использование гос бюджета отличается своей особенностью. Как правило это определяется К.

Есть так называемый скользящий бюджет – принимается на 5 лет. Каждый следующий бюджет представляет собой первый год предыдущего плана.

Есть разница срока. У нас сроки попадают по календарю. Обычно это 12 месяцев.

Разновидности бюджетов:

1. В США федеральный бюджет состоит из 2 частей:

а. Собственно-правительственный – расходуется на общенациональные программы (оборону, нефте-экономическую деятельность)

б. Доверительные фонды (трасты) – носят целевой характер

2. Великобритания

а. Обычный – используется на текущие расходы

б. Национальный фонд займа 0 бюджет капитальных вложений

3. Франция

а. Общий

i. Функциональный

ii. …

б. Присоединённые бюджеты

 

В России в середине 90ых годов был закон «О бюджете развития». Закон этот просуществовал нгескролько лет. Поскольку ни разу так и бюджет развития так и не появился.

В РФ 3 уровня публично-правовых образований. К местным финансам относятся финансы местного самоуправления (штаты. Графства. Округа, города, муниципалитеты, департаменты и коммуны) на долю местных бюджетов приходится значительная часть ресурсов.

В ЗС как и в РФ есть так называемые правительственныен фонды:

а. Присоединённые

б. Специальные сметы (счета)

Образуются за счёт либо из бюджетов, ил по решению суда, по решению законодательных органов.

В США 3 крупных общенациональных фонда:

а. Фонда помощи нуждающимся

б. Фонд страхования гос служащих

в. Фонд помощи по старости и инвалидности.

 

Во всех странах за счёт налогов формируется от 80 до 90% гос бюджета.

Налоги на доходы и имущества составляют около 40%. Косвенные налоги около 30%. У нас всё наоборот. Взносы в соц фонды составляют 20%.

В США, откуда и заимствованы наши политики. Когда заимствованы финн систему. Косвенные налоги формировали основное положение. Бюджет 3ёх уровневый:

1. Федеральный

2. Бюджетный

3. Бюджеты местных органов

 

Федеральные налоги составляют 46%. И штаты ещё 17 %. С прибыли корпорации – 9%.

 

 

ФП как отрасли.

Понятие ФП как отрасли и её значения. Место в правовой системе РФ Фп. Источники ФП. Система отрасли ФП РФ.

 

Те отношения которые складываются в организациях, по поводу финансов. ТИе отношения которые складываются в процедуре аккумулирования и распределения денежных средств.

Особенность предмета заключается в том что речь идёт о тех отношениях. Которые непосредственно увязаны с созданием отдельных видов финансовых фондов и с той процедурой, деятельность которой характеризует деятельность по аккумулирования финансов.

Те признаки, которые характеризуют предмет ФП:

1. В этих отношения всегда нужно видеть гос-во, но никак публичную организацию, а как хозяйствующий субъект, который заинтересован в распределении финансового дохода.

2. Обязательным субъектом является органом. И не просто обязательным субъектом ,а эти субъекты несут на себе императивные начала, они оп отношению к другим субъектам носят властный характера (налогоплательщик – налоговая)

3. Следует обратить внимания на сам объект этих отношений, т.е. объект этих отношения всегда касается денег. Денежные ресурсы например или финансовые обязательства

4. Обратить внимания на целевую направленность данных отношений – для того чтобы обеспечить государство и финансовые структуры организаций нужно:

a. нужно собрать денежные средства

b. Справедливо распределить

c. Использовать по целевому назначению

 

Что касается метода. Поскольку это императивная, публичная отрасль прав. То и метод должен быть властным. В праве всего 2 метода: равенства сторон и властный. Чтобы отличить методы ФП от метода АП или КП. С которыми непосредственно связанны финансовые действия, то иногда этот метод называют властно-имущественный метод или властно-организационным.

Что касается особенностей данной отрасли. Для понимания ПФ как отрасли в современный период следует обратить внимания на то что отрасль ФП отныне стала наряду с фундаментальными отраслями российского права. Это подчёркивается тем значением отношений, которые регулируются данной отраслью. Раньше это играло какую-то роль, но по сравнению с настоящим ФП советского времени было примитивным.

Сам объём н/п актов регулирующих данное отношение…

Изменились и сами финансовые органы и круг их отношений. Самое главное – появилась общественная значимость

Значения отрасли ФП сложно переойценить в наше время. Поскольку эта отрасль призвана защищать интересы гос-ва, публично-правовых образований.

Даенная отрасль позволяет обеспечивать потребности экономики, потребности соц сферыю Все программы, которые примаются на любом уровне публично- правовых образований и т.п.

Нынешнее значения ФП в том что эта отрасль развивает рыночные отношения:

1. Она направленнна на развитие рынка ценных бумаг

2. Страхлового рынка

3. Ссудного рынка

4. Средств, которые необходимы для развития отраслей.

5. Развитие федеративных отноешний.

6. Позволяет создавать международный финансовый рынок и создавать

 

ФП – это совокупность правовых норм регулирующих отношения по организация гос и муниципальных финансов и по аккумуляции, распределению. Неиспользования централизованных и нецентрализованных фондов денежных средств необходимых для решения задач и функция публично-правовых образований

В учебнике делается акцент только на аккумуляции, распоряжения и использования денежных фондов.

 

 

Место ФП.

 

Возникает вопрос о самостоятельности ФП. Теперь все признают что это самостоятельная отрасль, потому что один спорщик умер, другой одумался.

Когда говорим о месте ФП в системе отраслей российского права. То возникает вопрсо6 откуда она взялась? Как она увязана с другими правами. Блы такая теория школяы администротивистов. Они говорили тчо при делении отраслей Фп отпочковалась от гос права и начала развиваться самостяотелдьно. Это отпочкоывание произошло из-за повышения занчения предмета, изменился объём и специфика ,складывающихся отношений - всё это позволяло говорить о отпочковании.

«Чистые финансисты» они утверждают чьл ФП не отпочковывалось. А образовывалось при формировании государства.

Но и те и другие признают её самостоятельнсоть и признёют тесную связь с КП и АП.

Позиция Зуева:

«Он рад что есть Авторы таким образом формирующиеся. С другого стороны я понимаю что та организация гос власти формировалась в первую очередь»

 

Отношенние с другими отраслями

 

ГП регулирует все имущественныеотношения. Разграничить можно взглянуть на метод.

Что касается АП. Единый метод – поэтому хего нет смысла использовать. Нужно обращать внимания на предмете.

 

Источники ФП.

 

Прежде всего нужно иметь ввиду что единственным видом источника является н/п акт, т.е. нет договоров, обычаев, традиций – только н/п.

Н/п акт проявляется в 2ух аспектах.:

1. Как форма проявления – когда н/п акты принимаются самими органами осуществляющие финансовую деятельность

 

1. Конституция – К как основной закон гос-ва является источником для всех отраслей права

2. ФКЗ и ФЗ

3. Федеральное и региональное законодательство

4. Акты президента, порождающие ФП

5. Акты правительства

6. Акты исполнительных органов власти

7. Акты ОМС

8. Постановления определения КС

 

 

3 уровня источников нормативно правового регулирования:

1. Федеральный –кроемее конституции ещё и ФКЗ, но в финансовой сфере они не применяются. Такой закон как «о правительстве РФ» в нём определяется такие направления правительства как в финансово-кредитной и прочих областях. Если брать конституционных законов в целом, то если они касаются определённого финансирования. В основном конечно законы, принимаемые ГД, одобряемые СФ и подписываемые Президентом. Основные законы

a. БК

b. НК (1ая 2ая часть)

c. Закон «О ЦБ»

d. Закон «О валютном регулировании»

О несовершенстве этих законом можно слагать анекдоты. (XD)

Остальные акты, источники

а. Послания.– бюджетное послание (акт который определяет бюджетную политику на следующие 2 года.);

б. Указы президента – указы принимаются, когда нужно быстрое реагирования или какие-то иные указы, которые определяют ту или иную сферу

в. Постановления правительства, которые имеют достаточно широкую сферу применения – это акты исполнительной власти. Акты органов общей компетенции. Постановление правительства наиболее широкая сфера источников для ФП. Именно правительство устанавливает порядок эмиссии ценных бумаг.

г. Акты специальных органов, органов исполнительной власти – особенность заключается в том что известным указом президента «о структуре и системе исполнительных органов власти» был упорядочен порядок приянтия актов исполнительных органов власти. Установлен списокслужбы и агенств. Эти службы и агнества лишились права издавать акты. Только министерства имеют прави издавать акты нормативно-правового характера. Исключения составляют федеральные службы находящиеся в ведении и правительства.
Акты банка России в денежно-кредитной сфере, сфере расчётов и валютного регулирования банк принимает большое количество расчётов. Положения для данной сферы.

 

Два других уровня зависит от того как конституция определила их предметы ведения. Конституция определяется предмет ведения федерального уровня, а всё что в него не вошло отнесено на региональный уровень. Поэтому эти источники осуществляют регулирования на то что не находится в ведении федерации или находится в совместном ведении.

 

2. Региональный

Устав/ Конституция республик – определяет национальные традиции для своих регионах.
Бюджетный процесс для регионов и образований определяет лишь основы бюджетного процесса. Все остальные процессы определяются самим регионом

3. Муниципальный
Устав в законе, определяется что устав есть высшим н\п актом местного значения.

В основе этих источников лежит определение его полномочий конституции РФ. Главными вопросам являются вопросы местного значения и делегирование гос полномочий

 

 

Соотношения финансового законодательства соотносится с самой системой отрасли.

 

Финансовое законодательство очень подвижная конструкция.

Следует отметить что право не существует вне законодательства, они соотносятся между собой как форма и содержание. В этом смысле система права и система законодательства от друг друга зависимы и находятся в единстве

Особенность и различия:

1. Если система права – это совокуп6нсоть правовых нормы, то система законодательства это совокупность источников права, которая является формой выражения правовых норм

2. Система права характеризует внутреннее строение права, а законодательство внешнее. Внешнюю оболочку

3. Если система права носит объективный характер и отображает состояние общественных отношений самой отрасли. То система законодательств определяет субъективный фактор – потребность в юр практике.

4. Первичным элементом системы права является норма права, которая имеет свою структуру, а в системе законодательства – это статья акта, которая не всегда имеет какую-то структуру. И если нужно найти норму, иногда нужно изучит несколько н/п актов, чтобы найти нужную. Норму.

5. Существует различные подходы в понимании самого законодательства, некоторые источники под законодательством понимают все н/п акты. И есть узкое понимание, когда законодательство связывается только с законами, конституциями и т.д.

 

 

Система ФП

 

Прежде всего надо обратить внимании ,что на государственном законодательством уровне эта система не определена, и в основном эту систему строят в научном пла7не, это объясняется тем что нет едино акта определяющего финансы и финансовую систему.

Принятие БК и НК направлены на разрушения этой системы, поскольку БК оторвал бюджетную сферу нормотворчества и пытается определиться как самостоятельная есть самой отрасли, это говорит о том что либо пытаются пойти по германской системы построения ФП, в которой как такового нет ФП, а есть БП, или пытаются найти форму объединяющую все эти процедуры.

В классическом варианте подсистемы отрасли понимается единство, взаимообусловленность и дифференциация по разделам общей/особенной части.

Наша система ФП начала формироваться в 40ых годах прошлого столетия. Всё же это подход, который не совсем объективно обусловлен и связан с тем финансовым законодательством.

Система ФП – это объективно обусловленная структура отрасли права, выражающая внутреннюю согласованность и единства финансово-правовых норм, регулирующих отношения в сфере организации финансов и финансовой деятельности: распределении и использование фондов денежных средств. И одновременно разделение всех этих норм, на части отражающие регулирования отдельных групп общественных отношений.

Т.е. как и любая другая отрасль ФП подразделяется на :

1. Общая – объединяет нормы, которые определяют нормы, в которых определяются положения всех институтов особенной части. Закрепляется:

a. Принципы организации финансовой системы

b. Общие начала планирования, финансирования и контроля за процессом

c. Общая часть характеризует особенность финансово –правовых норм

d. Вопросы финансового контроля, дисциплины общие для всех институтов ФП.

Общая часть ФП всё же несколько несовершенна. В частности мы говорили о том что есть функциональное содержания финансовой деятельности. Так вот в современной предлагаемой системе права особенной место отделяется финансовому контролю. Другие функции вообще упущены.

Вопросы защиты общих прав проявляются достаточно слабо.

2. Особенная – здесь она должна подразделяться на правовые институты. Из-за несовершенства отрасли говорят о разделах особенной части, подотраслей. Зуеву представляется что всё это надуманно. Если говорить о ФП как о объективной категории, то надо выделять только институты:

a. Бюджетное право – институты это всегда группировка норм регулирующая определённые отношения. Что касается бюджетного права.
Дело в том что всё ФП касающаяся доходов, расходов и финансирования дефицита бюджета расплывается во всех институтах. Поэтому следует обратить внимания, что данный институт, как институт. А не как подотрасль. Регламентирует определённые виду отношений – организацию бюджетной системы. По-другому – это бюджетное устройство в котором указанна структура, внебюджетные отношения между …, определение предмета ведения для отдельных уровней бюджетной системы или иначе говоря этот институт БП это условное понятие, характеризующее что здесь строится бюджетная система.
Второй раздел этого института определяет бюджетный процесс:

· Организация и планирования бюджета.

· Составление бюджета

· Составление отчётности по каждому виду бюджета

Обратить внимания что этот институт ФП регулирует конституционные отношения. Нужно обратить внимания что этот институт не регулирует:

· Формирования бюджетной системы

· Расходования бюджетных средств

б. Правовое регулирование государственных, муниципальных доходов.
Для формирования бюджета существует множество неналоговых доходов, которые регулируются налоговым правом. Таможенным правом. Кроме бюджетных есть ещё государственно внебюджетные фонды. Есть децентрализованные фонды государственного, казённого или другого типа. Они также формируются для формирования дохода. Не надо путать в таком случае НП, оно являет составной части этого института.
Этим институтом регулируется государственный кредит и муниципальное страхование. Эти финансовые институты регулируются ГП, а именно все отношения не связанные с публичной властью регламентируются ГП, нас они интересуют как дополнительные доходы.

в. Институт правового регулирования государственных, муниципальных расходов – бюджетные расходы являются частью общих расходов, поскольку кроме бюджетных расходов есть ещё многие. Этот институт складывается в сфере общего финансирования, сметного финансирования.

г. Банковский кредитный расчёт. Последние годы в связи с развитием частного капитала. Конечно в основном эти институты подпадают под гражданско0правовое регулирование, но государство оставляет за собой определённую степень регулирования.

д. Организации денежной системы и валютное регулирование.

 

Назрели моменты совершенствования и реорганизации этой системы. Но в учебниках говориться о том что нужно отдельно выделит такой институт как децентрализованные финансы, но как его выделять если расходы и доходы есть во всех финансах.

 

 

Понятие, структура и виды финансово- правовых норм.

 

Норма ФП это исходный элементы из которых формируется сама отрасль ФП и норма как первичное звено имеет все присущие её признаки, которые характеризуют любую норму ФП.

Норма права – это всегда общеобязательное правила поведение, императивно определяющая права и обязанности субъекта.

Как любая норма права, норма ФП устанавливается государством. Это правило общего характера, государственной обязательное приписание общего характера. Это тобщий характер означает что норма расчитана на неопределённое число субъектов и на неоднократное применение.

Норма обеспечивается и охраняется государством, поэтому защищается всем государственным аппаратом. Это говорит о том что это правовая норма.

Особенности ф/п нормы заключается в:

1. Сфере применения – направлена на организацию, регулирование всех государственных. Муниципальных финансов.

2. Целевому назначению – обеспечение сбора всех видов публичных ном

3. Ф/П норма носит императивно-властный характера.

4. Цикличность планирования – изменчивость, нестабильность. В зависимости от нового бюджетного права появляются новые нормы, меняются нормативы, расчёт, планы, появляются новые планы реализации норм.

5. Особенность мер защиты и мер ответственности за нарушения – финансово-правовые санкции. Когда их не хватает появляются нормы административной ответственности, что характеризует нестабильность.

 

Характеризую норму ФП можно дать определение.

Норма ФП – установленная и обеспеченная мерами гос принуждения общее правило поведения субъектов. Которые выступают носителем юр прав и обязанностей в сфере финансов и финансовой деятельности, в организации финансов, аккумуляции, распределения, использование государственных, муниципальных, централизованных, децентрализованных финансов.

Стоит обратить внимания на то что норма ФП имеет особенность и в структуре правой нормы. Следует отметить что гипотеза ф/п нормы является то что она всегда обязательна, для формирования данной нормы, чётко определённая и как правило многосложная.

Когда мы формируем данную норму должны соблюсти данные условия.

Диспозиция ф/п нормы – это правило поведения, властное. Волевое указание, уполномочивающее на определённое поведения в соответствии с данной нормой.

 

***

 

Наука и курс ФП.

Воробьёва Наталья Николаевна

Понятие и задачи науки.

Наука ФП – это особая отрасль правовых знаний, которая исследует закономерности возникновения, развития и функционирование ФП, его отдельных институтов и категорий, а также практику их реализации в конкретных условиях.

ФП – это наука общественная, потому что изучает она те реальные процессы которые складываются в обществе.

Наука ФП имеет свой состав. Включающий следующие элементы:

1. Предмет науки – это круг явлений финансово-правовой действительности. Которые она исследует, т.е. то что изучается данной наукой.
Предмет науки складывается из 3 частей:

а. Знание о финансово-правовых нормах, объединяемых в правовые институты, а также о порождаемых ими финансовых правоотношениях, т.е. это знание о финансовом законодательстве.

б. Знание о финансово-правовых категориях выражающих сущность ФП как отрасли. Например:

· Налог

· Бюджет

· Финансовая деятельность

в. Знание о практике применения финансово-правовых норм органами власти, организациями гражданами. Т.е. знание о той реальной практике. Которая складывается при применении финансового законодательства.

Все части предмета науки взаимосвязаны. Финансово-правовые нормы изучаются на основе базовых категорий. Соотносятся с реальной практикой их применения. на основе чего делаются выводы и предложения по совершенствованию законодательства.

2. Методология – включает в себя принципы и методы исследования.
Принципы– это основные положения, на которых строятся научные исследования.
Можно выделить следующие принципы:

а. Принцип объективности – те сведения, которые получены наукой финансового права отражают реально существующие связи и свойства и т.д., т.е. этот принцип предполагает, что то, что получила наука, в качестве результата исследования, реальны, объективны.

б. Принцип познаваемости – любые явления финансово-правовой действительности поддаются исследованию. Т.е можно изучить всё что находится в финансово-правовой плоскости.

в. Принцип детерминизма – он проявляется во всеобщей взаимосвязи и взаимообусловленности финансово-правовых норм и финансово-правовых институтов.

г. Принцип развития – он означает, что в науке ФП всё находится в постоянном движении. Появляются новые концепции, категории, изменяется содержание существующих, появляются новые задачи у науки ФП и т.д. Т.е. принцип развития означает что все те явления. Которые изучаются наукой находятся в постоянном развитии, кроме того сама наука постоянна развивается вслед за потребностями общества.

д. Принцип историзма – означает, что наука ФП должна изучать те или иные проблемы в тесной связи с конкретной исторической обстановкой. Т.е. имеется ввиду что любое явление необходимо изучать с точки зрения его развитии. Что оно имело место не просто так а в связи с иными обстоятельствами в нашем обществе.

е. Принцип единства теории и практики – он означает, что проблемы, исследуемые наукой, должны быть обусловлены потребностями практики. Наука не существует сама по себе что быть просто наукой. А для того чтобы решать те вопросы которые ставятся практикой.

 

Помимо принципов в методологию входят методы.

Методы научного познания – это система приёмов и способов, которые используются в науке для познания её предмета и получения научно результата.

Методы:

а. Формально догматический (специальный юридический) – это метод характерен только для юридических наук. Он состоит в изучении, анализе и толковании финансово-правовых норм и отношений. Т.е. суть метода в том что мы изучаем нору ФП, анализируем её содержании и даём толкование.
Проявлениями данного метода является:

· Классификация – выделение видов по конкретном основаниям

· Систематизация – приведение в определённую систему финансово-правовых норм

б. Метод сравнительного правоведения (сравнительно правовой метод) – это способ исследования 2ух иди более финансово-правовых институтов или явлений для их сравнения и выявления общего и особенного. Например: финансовую систему РФ и США можно сравнить.
Этот метод получил большое распространение в наше время в РФ. Используя этот метод. Потому что те институты, которые сложились в другой стране могут действовать и в этой.
Сравнение предполагает - наличие сходных признаков исследуемых объектов - (сущность, структура, свойство и т.д.) Т.е. нельзя сравнивать то что не поддаётся сравнении.

в. Метод обращения к другим наукам – при анализе финансово-правовых явлений наука использует положения и выводы других наук. В частности: конституционного, АП, политэкономии, истории и т.д.
Т.е. наука ФП в процессе исследования использует достижения других наук
Данный метод проявляется:

· В том что наука ФП включает в свой понятийный аппарат категории выработанные другими науками (например: финансы, деньги, бюджет, налог. Эти категории ФП заимствовало из экономической науки о финансах)

· Наука ФП обращается к другим наукам для поиска решений тех или иных научных задач.

г. Метод социологического исследования – он включает такие приёмы как:

· Личное наблюдение деятельности финансовых органов

· Анкетирования

· Устные опросы должностных лиц

И т.д.

Этот метод в основном использует социологией.
Этот метод редко используется юридической наукой.

 

д. Исторический метода – заключается в анализе исторического развития финансово-правовых института, финансово-правовой теории и т.д.
при исследований финансово-правового явления необходимо изучить его историю. Этот метод позволяет сделать определённые методы о тех решения, которые были приняты и существенно повлияли.

3. Система науки – основана на системе отрасли и включает разделы, каждый из которых изучает группу однородных теоретических проблем.
Разделы:

а. Обще теоретические проблемы ФП – например:

· предмет ФП

· Финансовый контроль

· финансово-правовая ответственность

и т.д.

 

б. Проблемы Бюджетного права:

· Исследования бюджетного устройства РФ,

· бюджетного процесса,

· межбюджетных отношении и т.д.

в. Правовые проблемы гос доходов

· Проблемы налогового права

· Неналоговых доходов

· Публичного кредита и страхования

г. Проблемы гос расходов

· Вопросы расходования денежных средств

· Вопросы финансирования казённых учреждений

Ит.д.

д. Проблемы банковской системы, денежного обращения, расчётов, валютного регулирования и валютного контроля

· Вопросы организации денежного обращения

· Вопросы банков

· Вопросы проведения валютных операций

· И т.д.

е. Проблемы финансов гос и муниципальных предприятий.

· Источники формирования фондов данных предприятий

· Расходования фондов.

4. Научная терминология и категории -
Финансово-правовые категории – это основные базовые понятия ФП выражающие его наиболее существенные свойства и связи. Т.е. данные категории выражают сущность ФП как правовой отрасли.
Например: финансовая деятельность, финансовое правоотношение, бюджет и т.д.
Финансово-правовые концепции – это выработанные наукой ФП абстрактные, обобщённые идеи по проблемам отрасли.
Например: концепция бюджетного федерализма (определённая совокупность идей именно в рамках построения бюджетных отношений), концепция налогового обязательства.

5. Отраслевая библиография – Совокупность научных трудов и специальной литературы по проблемам ФП. Это внешняя форма выражения научной мысли. Учёные выражают свои мысли по определённой проблеме.
Сюда относятся:

а. Монографии

б. Диссертации

в. Научные статьи

г. Учебные пособия

д. и т.д.

6. История науки ФП -

 

 

Научные школы ФП

Научная школа вырабатывает какой-то общий признанный подход в исследовании тех или иных явлений.

В настоящее время в РФ существует несколько научных школ по ФП:

1. Саратовская научная школа.
Возглавляет: Химичева Н.И.
Сложилась эта школа в Саратовской Академии Права.
Основные научные интересы данной школы – это проблемы БП.

2. Воронежская
Возглавляет: Карасёва М.В (иногда Синцова/Карасёва)

Это Воронежский университет
Основной интерес– разработка теории денег. Концепции финансового обязательства и т.д.

3. Московская научная школа

Возглавляет: Горбунова Ольга Николаевна.
Основной научный интерес – общие проблемы ФП. Системы отрасли. А также финансового мониторинга.

4. Томская научная школа (с 1996 года)
Возглавляет (возглавлял): Зуев Виталий Михайлович
Основной научный интерес –Общие проблемы ФП. А также исследования правовых институтов.

 

Задачи и функции науки.

 

Современный этап развития науки ФП это этап интенсивного формирования новых теоретических категорий и уточнение содержание уже существующих. На современно этапе ФП интенсивно разрабатывает новые категории: Финансовый договор, финансовое обязательство, финансовый долг.

Кроме того пытаются по новому определить предмет и систему ПФ.

Функции науки:

1. Аналитическая – состоит в комментировании финансово-правовых норм и приведении их в систему

2. Критическая – заключается в выявлении недостатков в действующем законодательстве, коллизий, пробелов и т.д.

3. Конструктивная – заключается в выводах и предложениях по совершенствованию законодательства

 

Курс ФП.

 

Курс ФП – это концентрированные, общепризнанные и общепринятые положения науки, достигнутые на данном этапе познания финансово-правовых вопросов.

Курс это та учебная дисциплина которую мы изучаем.

Соотношения курса и науки ФП:

1. Предметом как науки так и курса является отрасль ФП, однако курс изучает ФП в статике его развития на день изучения. В то время как научные исследования динамичны.

2. Курс выражается в лекциях семинарских и иных занятиях а также в учебных пособиях и учебниках.

3. Система курса также строится в соответствии с системой отрасли, при этом курс перенимает от науки только основной научный материал.

 

 

Кузнецов Сергей Сергеевич (вторник с 17:15)

 

Диспозиция

Для ФП характерна определённость диспозиции. Которая предписывает субъектами определённые права и обязанности. Тем самым исчерпывающим образом определяя их поведение. Императивность (властность) нормы проявляется именно в диспозиции и по этому основанию они делятся на 3 вида:

1. Обязывающие – их в ФП большинство

2. Запрещающие

3. Уполномочивающие

 

Санкция.

 

Указывает на меры гос принуждения, которые могут быть применены к субъектам нарушающим диспозицию.

Особенности ф/п нормы проявляются через санкцию:

1. Она имеет денежный характер

2. Одновременно право-востановительный (взыскание недоимки и пени) и карательный (штраф) характер.

3. Денежные средства получаемые в результате её применения зачисляются в бюджеты. – под бюджетами здесь понимается также бюджеты внебюджетных фондов.

 

Норма ФП не тождественна или не ровна статье ф/п акта. Чаще всего указанные её элементы (элементы нормы) содержатся в разных статьях и даже в разных актах.

 

Виды ф/п норм.

 

I. В зависимости от функций выполняемых ФП.

1. Регулятивные – нормы направленные на регулирование отношение путём предоставления прав и обязанностей. Их большинство.
Регулятивные нормы в зависимости от юр содержания делятся на:

а. Обязывающие

б.Запрещающие

в. Управомочивающие
Управомочивающие тоже делятся на 2 вида:

· Для первой разновидности возможность их реализации или не реализации зависит исключительно от воли субъектов. (права налогоплательщика)

· Для второго вида характерно определённая свобода в выборе средств, времени и т.п. для реализации нормы. Однако это норма должна быть субъектом в любом случае реализована. – речь идёт о компетенционных правах.
Пример6 права налоговых органов. Например право проводить налоговые проверки.

2. Охранительные – направлены на защиты регулятивных норм

II. В зависимости от операции выполняемой в процессе правового регулирования выделяют специализированные нормы :

1. Нормы определения – закрепляют понятия. Категорию финансово правовую.

2. Нормы-принципы.

3. Общие или обще закрепительные нормы – они в обобщённом виде фиксируют определённые элементы регулируемых ими отношений. Например: ч. 1 ст. 2 НК. Она определяет общие признаки отношений регулируемых законодательство «О налогах и сборах».

4. Оперативные нормы – они определяют порядок вступления в силу продление срока действия или отмену действующих ф/п норм.
Например: Закон о введении в действие БК

5. Коллизионные нормы – указывают на законы, порядок и т.п., которые должны действовать в конкретном случае при наличии альтернатив
Например: закон о введении в действие ст. 1 НК.

III. По объёму действия:

1. Общие – которые распространяются на целый ряд ф/п отношений

2. Специальные - которые распространяются на определённый вид отношений в пределах данного ряда.

IV. По территории действия:

1. Действующие на всей территории РФ (федеральные)

2. Действующие на территории субъекта РФ

3. Действующие на территории муниципального образования

V. По времени действия:

1. Общие – устанавливаются на неопределённый срок. Их большинство.

2. Временные – те которые устанавливаются на определённый (конкретный) срок

Поможем в написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой




Дата добавления: 2013-12-14; Просмотров: 516; Нарушение авторских прав?;


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



ПОИСК ПО САЙТУ:


Читайте также:
studopedia.su - Студопедия (2013 - 2022) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.236 сек.