КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Сущность мотивации трудового поведения персонала
ЭДС = (РентИнв-ССК)*Инв РИ = ЧП/(актив баланса – беспроцентные обязательства) ЭДС (экономическая добавленная стоимость).
1-я проблема, которую приходится решать предприятию на всех этапах развития предприятия: либо деятельность рентабельна, либо приносит достаточный объем ликвидных средств. Эта проблема связана с проблемой выбора и сочетания высокой нормы добавленной стоимости и увеличением потребности в оборотных средствах. Тактика: управление финансовым оборотным капиталом. Финансовый цикл тесно связан с понятием ФЭП (финансово-эксплуатацинных потребностей; у Стояновой). ФЭП = Запасы сырья и готовой продукции + Дебиторская задолженность – Кредиторская задолженность. ФЭП – это потребность в оборотных средствах или, в американских странах, работающий капитал. Таким образом, ФЭП может исчисляться в днях (ФЦ) или в денежных единицах (потребность в оборотных средствах) или в % (ФЭП: ВР: 360) x 100. ФЭП → 0 или отрицательная величина. На ФЭП оказывают влияние: - длительность операционного (производственного) и сбытового цикла; - темпы роста производства: увеличение объема требует увеличения сырья; - темп инфляции: увеличение инфляции приводит к увеличению запасов; - сезонность производства и реализации продукции – потеря платежеспособности; - состояние конъюнктуры рынка: чтобы опередить конкурентов нужно поддерживать запасы готовой продукции на оптимальном уровне; - величина и норма добавленной стоимости (ДС: ВР) x 100; - чем меньше ДС, тем в большей степени ком. кредит поставщиков способен компенсировать дебиторскую задолженность; - чем выше норма ДС (небольшой степени зависимости предприятия от закупок сырья и значительные запасы готовой продукции), тем больше приходится устанавливать срок погашения кредиторской задолженности, тем ФЭП больше ВР, причем ФЭП увеличивается быстрее, чем выручка от реализации. Стоянова считает, что основной задачей является уменьшение ФЭП вплоть до превращения их в отрицательную величину; в этом случае появляются излишки денег на расчетном счете, которые следует размещать в высоколиквидные ценные бумаги или на депозит.
2-я проблема – это интерференция (наложение) долгосрочных и краткосрочных целей и результатов деятельности предприятия. Долгосрочная политика: инвестиции → постоянные и переменные затраты инвестиционного процесса → ФЭП → структура капитала предприятия. Краткосрочная политика: финансовая устойчивость → платежеспособность, ликвидность баланса, кредитоспособность, рентабельность → балансовые пропорции. Рост совокупного риска, возникающего в результате реализации инвестиционного проекта в долгосрочном периоде, накладывается на возрастание риска резервов ликвидности в краткосрочном периоде, поскольку большинство инвестиций порождает увеличение ФЭП. Таблица: «Тенденции динамики величины ФЭП и уровня ЭРА при различных видах инвестиций»
* стрелки показывают направления динамики. Таким образом, практически во всех случаях норма ДС ↑, и сужаются возможности маневренности по сокращению ДЗ и ↑ КЗ. Решая проблемы инвестирования, предприятие первым делом должно обращать внимание на ФЭП и определять источники их покрытия. Это, прежде всего, источники самофинансирования: прибыль и амортизация; если их не хватает, то следует обратиться к банковскому кредиту. Изменение общей суммы оборотных средств = Сумма источников самофинансирования + Долгосрочные заемные средства для осуществления проекта – Сумма инвестиций в основные средства При осуществлении долгосрочной политики необходимо обеспечить и реализацию краткосрочных целей, то есть финансовой устойчивости предприятия: поддерживать платежеспособность, ликвидность баланса, кредитоспособность,, достаточную рентабельность.
Финансовое прогнозирование – это процесс разработки и принятия целевых установок количественного и качественного характера и определения путей их эффективного достижения. Финансовое прогнозирование предполагает, прежде всего, идентификацию финансовых целей и ориентиров компании, степень их соответствия текущему финансовому состоянию компании, а также последовательность действий, направленных на достижение целей. Интерференция краткосрочных и долгосрочных аспектов финансового менеджмента здесь обязательно используется. Основным пунктом прогнозирования является прогноз продаж и соответствующий им уровень расходов. Конечная цель – определение чистого дохода компании и потребности во внешнем финансировании. Методы прогнозирования бывают пессимистические, оптимистические и умеренные. Существуют следующие методы: - экспертных оценок; - обработка пространственных, временных и пространственно-временных совокупностей; - ситуационного (системного) анализа и прогнозирования.
Этапы прогнозирования потребностей в финансировании: 1) характеристика финансового состояния; 2) составление прогноза продаж; 3) составление прогноза переменных затрат; 4) составление прогноза инвестиций в основные и оборотные активы, необходимые для достижения прогнозного объема продаж; 5) расчет потребности и изыскание источников финансирования, рациональной структуры источников. Определение источников финансирования ведется с учетом формирования рациональной структуры источников для предприятия. Самыми популярными способами определения потребности в финансировании являются: - 1. Бюджетный – составление бюджетов расходов и доходов, базирующихся на концепции денежных потоков. - 2. Метод процента от продаж. Второй метод очень прост, он позволяет оперативно рассчитывать потребность в финансах. Все расчеты делаются на основе 3-х предположений: 1) Переменные затраты, текущие активы и текущие обязательства ↑. ВР на определенное количество % увеличивается в среднем на столько же %, то есть текущие активы и текущие пассивы будут составлять в планируемом периоде прежний процент от выручки. 2) % увеличения стоимости ОФ рассчитывается под заданный % наращения оборота в соответствии с технико-технологическим уровнем фирмы и с учетом коэффициента использования мощности на начало прогнозного периода. 3) Долгосрочные обязательства и акционерный капитал берутся неизменными. Нераспределенная прибыль прогнозируется с четом нормы распределения чистой прибыли на дивиденды и чистой рентабельности реализованной продукции. Таким образом, потребность во внешнем финансировании можно рассчитать по следующей формуле:
где ТрВР – темпы роста выручки от реализации; - изменяющаяся часть активов; - изменяющаяся часть пассивов; ЧП – чистая прибыль; Д – дивиденды.
МФС используется для реализации идеи наложения краткосрочных и долгосрочных целей и позволяет прогнозировать финансово-хозяйственное состояние предприятия. Для ее составления используются следующие показатели: 1) Результат хозяйственной деятельности (РХД) = добавленная стоимость – фонд оплаты труда – изменение финансово-эксплуатационных потребностей за анализируемый период – произведенные инвестиции + доход от продажи имущества. 2) Результат финансовой деятельности (РФД) = изменение заемного капитала – финансовые издержки по заемным средствам – налог на прибыль – дивиденды, выплаченные собственникам ± другие доходы и расходы по финансовой деятельности. 3) Результат финансово-хозяйственной деятельности = РФД + РХД (отрицательное значение может быть компенсировано РХД).
Таблица: «Матрица финансовой стратегии фирмы»
Матрица содержит:
3 позиции равновесия (1, 2, 3). Равновесие достигается, если результаты хозяйственной деятельности и результаты финансовой деятельности находятся в интервале 0 ± 10% и имеют разные знаки. 1-ый квадрант: «Отец семейства» - темпы роста выручки от реализации ниже потенциальных; задействованы не все ресурсы; предприятие снижает свою задолженность по кредитам и пытается работать за счет собственных источников. Из квадранта 1 есть два пути: 1) Повышение темпов роста выручки. Следовательно, предприятие переходит в квадрант 4 за счет привлечения заемных средств, либо во 2-ой квадрант, при условии наращения инвестиций. 2) Если темпы роста выручки падают, то можно попасть в квадранты 7 или 9. 2-ой квадрант: «Устойчивое равновесие» – может быть два варианта сохранения такого равновесия: 1) Если цель – бурное развитие в соответствии с увеличивающимися рыночными возможностями, то придется задействовать финансовые результаты (заемные средства), произведенные инвестиции, предприятие будет перемещаться в квадранты 3, 5, 8. 2) Более медленные темпы роста выручки от реализации по сравнению с быстро возрастающими рыночными возможностями (кредиты сокращаются, так как кредиторы не испытывают доверия к предприятию), происходит перемещение в квадранты 1, 4 или, в худшем случае, 7. 3-ий квадрант: «Неустойчивое равновесие» - это положение удается сохранить за счет увеличения задолженности в течение некоторого времени. Существует два сценария: 1) Если предприятие следует за рыночной конъюнктурой реинвестировать прибыль и наращивать темпы роста выручки от реализации, то необходимость стабилизации РФД подводит фирму к увеличению собственных средств, то есть попадает в квадрант 8. 2) Если фирма увеличивает рентабельность, повышая темп роста выручки от реализации, то предприятие будет перемещаться в квадрант 5 или в квадрант 2, если темп роста выручки от реализации и рентабельность сравняются.
Квадранты 7, 8, 9 – позиции кризиса (дефицита). РФХД < 0. Квадрант 7: «Эпизодический дефицит» - здесь происходит десинхронизация сроков потребления и поступления ликвидных средств, то есть в этом случае продолжает увеличиваться задолженность, не снижая темпов роста инвестиций за счет денежных поступлений и за счет увеличения капитала в ущерб дивидендам. Существует два сценария: 1) Если ЭРА (экономическая рентабельность активов) растет быстрее выручки от реализации, то предприятие перемещается в квадрант 2 или 1. 2) Если ЭРА растет медленнее выручки от реализации, то предприятие может попасть в квадрант 8 или, в худшем случае, в квадрант 9. Квадрант 8: «Дилемма» - фирма частично использует свои возможности для покрытия дефицита ликвидных средств, обеспечения внутренних потребностей функционирования. Существует два сценария: 1) Если ЭРА начинает восстанавливать или превышать рост выручки от реализации, то возможно перемещение в квадрант 7 (в условиях невозможности привлечения кредита) или в квадрант 2 (в случае получения кредита). 2) Если ЭРА не меняется или уменьшается, то фирма попадает в квадрант 9. Квадрант 9: «Кризис» - фирма распродает имущество; к различным видам финансовой поддержки, к дроблению на малые предприятия или другим видам реструктуризации и может перемещаться либо в квадрант 7, либо в квадрант 8.
Квадранты 4, 5, 6 – позиции успеха. РФХД > 0. Квадрант 4: «Рантье» - фирма поддерживает умеренный по сравнению со своими возможностями темп роста выручки от реализации и задолженность на нейтральном уровне. Два сценария развития: 1) При невысоком и неизменном уровне ЭРА риск изменения знака эффекта финансового левериджа из-за увеличения % процентной ставки и конкуренции предприятие перейдет в квадрант 1 или квадрант 7. 2) При увеличении ЭРА или ее высоком уровне фирма может наращивать выручку от реализации либо диверсифицировать деятельность, либо увеличить дивиденды и переместиться в квадрант 2. Квадрант 5: «Атака» - фирма увеличивает заимствования, готовясь к диверсификации или к инвестиционному рывку. Два сценария развития: 1) Если поддерживать высокий уровень ЭРА, то возможно перемещение в квадрант 2. 2) Если ЭРА падает, то фирма перемещается в квадрант 8. Квадрант 6: «Материнское общество» - в этот квадрант не удается войти ни из одного из соседних квадрантов. В таком состоянии предприятие бывает очень редко (монополист либо, если предприятие становится материнской компанией и финансирует дочерние сообщества за счет увеличения заемных средств). Два сценария развития: 1) Если соотношение ЗК/СК увеличивается значительно, то возникает тенденция к перемещению в квадрант 4. 2) Если рынок сбыта «стареет», исчерпывается, то перемещается в квадрант 5.
Матрица позволяет прогнозировать РФХД, темпы роста и снижения производства, объем продаж, источники финансирования, позволяет определить финансово-хозяйственное состояние предприятия при комбинировании различных факторов производства и источников финансирования.
Тема: «Управление оборотным капиталом» 1. Принципы и политика управления оборотным капиталом Активы предприятия делятся на основные (фиксированные, постоянные – землю, здания, сооружения, оборудование, нематериальные активы, другие основные средства и вложения) и оборотные (текущие, то есть все остальные активы баланса). Основные активы труднореализуемы, поскольку требуется значительное время и даже дополнительные затраты для их реализации в случае необходимости. Оборотные активы в зависимости от способности превращаться в деньги делятся на медленно реализуемые (запасы готовой продукции, сырья и материалов) и быстрореализуемые (дебиторскую задолженность, средства на депозитах) и наиболее ликвидные (денежные средства и краткосрочные ценные бумаги). Часто используемое понятие «оборотные средства» означает обычно денежную стоимость оборотных активов. Сами же оборотные активы при своей классификации обладают натуральной формой выражения. Виды оборотных активов в зависимости от их физической природы классифицируются следующим образом: 1) запасы сырья, материалов и полуфабрикатов характеризуют объем входящих материальных потоков, обеспечивающих производственную деятельность предприятия; 2) запасы готовой продукции представляют текущий объем вы ходящих материальных потоков произведенной продукции, предназначенной для реализации; 3) дебиторская задолженность представляет сумму задолженности в пользу предприятия, оформленную как финансовые обязательства юридических и физических лиц по расчетам за товары, работы, услуги, авансы и т.п.; 4) денежные активы включают остатки денежных средств в национальной и иностранной валюте, а также сумму краткосрочных финансовых вложений, которые рассматриваются как форма инвестиционного использования временно свободного остатка денежных активов; 5) прочие виды оборотных активов включают оборотные активы, не перечисленные ранее, если они отражены в общей их сумме (расходы будущих периодов и т.п.). Политика управления оборотными активами представляет собой часть общей финансовой стратегии предприятия, заключающейся в формировании необходимого объема и состава оборотных активов, рационализации и оптимизации структуры источников их финансирования. Политика управления оборотными активами предприятия разрабатывается по следующим основным этапам. 11 Анализ оборотных активов предприятия в предшествующем периоде.
На первом этапе анализа рассматриваются динамика общего объема оборотных активов, используемых предприятием,— темпы изменения средней их суммы в сопоставлении с темпами изменения объема и реализации продукции и средней суммы всех активов, динамика удельного веса оборотных активов в общей сумме активов предприятия. На втором этапе анализа рассматривается динамика состава оборотных активов предприятия в разрезе основных их видов: запасов сырья, материалов и полуфабрикатов; запасов готовой продукции; дебиторской задолженности; остатков денежных активов; рассчитываются и изучаются темпы изменения суммы каждого вид; оборотных активов в сопоставлении с темпами изменения объема производства и реализации продукции; рассматривается динамика удельного веса основных видов оборотных активов в общей их сумме. Анализ состава оборотных активов предприятия по отдельным их вилам позволяет оценить уровень их ликвидности. На третьем этапе анализа изучается оборачиваемость отдельных видов оборотных активов и общей их суммы с использованием показателей — коэффициента оборачиваемости и периода оборота оборотных активов; устанавливается общая продолжительность и структура операционного, производственного и финансового циклов предприятия; исследуются основные факторы, определяющие продолжительность этих циклов. На четвертом этапе анализа определяется рентабельность оборотных активов, исследуются определяющие ее факторы. В процессе анализа используются коэффициенг рентабельности оборотных активов, а также модель Дюпона, которая для этого вида активов имеет вид: Ро. РрП X Ооа, Роа рентабельность оборотных активов; Ррп — рентабельность реализации продукции; Ооа___________ оборачиваемость оборотных активов. На пятом этапе анализа рассматриваются состав основных источников финансирования оборотных активов, динамика их суммы и удельного веса в общем объеме финансовых средств, инвестированных в эти активы; определяется уровень финансового риска, обусловленный структурой источников финансирования оборотных активов. Результаты анализа позволяют определить общий уровень эффективности управления оборотными активами на предприятии и выявить основные направления его совершенствования в предстоящем периоде. 2. Определение принципиальных подходов к формированию оборотных активов предприятия. Эти принципы отражают общую идеологию финансового управления предприятием с позиций приемлемого соотношения уровня доходности и риска финансовой деятельности, содействуют выбору политики их формирования. Теория финансового менеджмента рассматривает три принципиальных подхода к формированию оборотных активов предприятия: консервативный, умеренный и агрессивный. Консервативный подход предусматривает не только полное удовлетворение текущей потребности во всех видах оборотных активов для реализации хозяйственной деятельности, но и создание увеличенных резервов в случае сложностей с обеспечением сырьем и материалами, ухудшения внутренних условий производства, задержки инкассации дебиторской задолженности, активизации спроса покупателей и т.пI Такой подход гарантирует минимизацию операционных и финансовых рисков, но отрицательно сказывается на эффективности использования оборотных активов — оборачиваемости и уровне рентабельности.. Умеренный подход направлен на обеспечение полного удовлетворения текущей потребности во всех видах оборотных активов, создание нормальных страховых резервов в случае типичных сбоев в деятельности предприятия. При таком подходе достигается среднее для реальных хозяйственных условий соотношение между уровнями риска и эффективности использования финансовых ресурсов. Агрессивный подход заключается в минимизации всех форм страховых резервов по отдельным видам оборотных активов. При отсутствии сбоев в ходе операционной деятельности такой подход к формированию оборотных активов обеспечивает наиболее высокий уровень эффективности их использования, однако любые сбои, вызванные действием внутренних или внешних факторов, приводят к существенным финансовым потерям из-за сокращения объема производства и реализации продукции. Избранные принципиальные подходы к формированию оборотных активов предприятия отражают различные соотношения уровня эффективности их использования и риска и определяют сумму и уровень этих активов по отношению к объему операционной деятельности. Как видно на рис. 1, при альтернативных подходах к формированию оборотных активов предприятия их сумма и уровень варьируют по отношению к объему операционной деятельности в широком диапазоне. 3. Оптимизация объема оборотных активов. Такая оптимизация должна исходить из принятого типа политики формирования оборотных активов, обеспечивая заданный уровень соотношения эффективности их использования и риска. Процесс оптимизации объема оборотных активов состоит их трех основных этапов. На первом этапе с учетом результатов анализа оборотных активов в предшествующем периоде определяется система мероприятий по сокращению продолжительности операционного, производственного и финансового циклов предприятия. Сокращение продолжительности отдельных циклов не должно приводить к снижению объемов производства и реализации продукции.
Рис. 1. Зависимость суммы оборотных активов от альтернативных подходов формирования: 1 — при консервативном подходе; 2 — при умеренном подходе; 3 — при агрессивном подходе На втором этапе оптимизируются объем и уровень отдельных видов этих активов | путем нормирования периода их оборота и суммы. На третьем этапе определяется общий объем оборотных активов предприятия на предстоящий период: ОАп | ЗСП + ЗГП + ДЗП + ДАП + Пп, где ОАп — общий объем оборотных активов на конец предстоящего периода; I ЗСП — сумма запасов сырья и материалов на конец предстоящего периода; ЗГП — сумма запасов готовой продукции на конец предстоящего периода с учетом пересчитанного объема незавершенного производства; ДЗП — сумма дебиторской задолженности на конец предстоящего периода; ДАП — сумма денежных активов на конец предстоящего периода; Пп — сумма прочих видов оборотных активов на конец предстоящего периода. 4. Оптимизация соотношения постоянной и переменной частей оборотных активов Потребность в отдельных видах оборотных активов и их сумма в целом существенно меняются в зависимости от сезонных особенностей операционной деятельности. Например, на предприятиях агропромышленного комплекса закупки сырья осуществляются лишь в течение определенных сезонов, что обусловливает повышенный размер оборотных активов в этот период. На предприятиях переработки сырья в течение определенного сезона и последующей равномерной реализации продукции отмечается повышенный размер оборотных активов в форме запасов готовой продукции. Колебания в размерах оборотных активов могут вызываться и сезонными особенностями спроса на продукцию предприятия. В связи с этим при управлении оборотными активами следует определять их сезонную или иную циклическую составляющую, которая представляет собой разницу между максимальной и минимальной потребностями на протяжении года. Процесс оптимизации соотношения постоянной и переменной частей оборотных активов осуществляется в несколько этапов. На первом этапе по результатам анализа ежемесячной динамики уровня оборотных активов в днях оборота (или за ряд предшествующих лет) строится график средней сезонной волны на протяжении года (рис. 2).
На втором этапе по результатам графика сезонной волны рассчитываются коэффициенты неравномерности (минимального и максимального уровней) оборотных активов по отношению к среднему их уровню. На третьем этапе определяется сумма постоянной части оборотных активов: ОАпост ОАп х Кмин, где ОАпост — сумма постоянной части оборотных активов в предстоящем периоде; ОАп — средняя сумма оборотных активов в предстоящем периоде; КМИн — коэффициент минимального уровня оборотных активов. На четвертом этапе определяются максимальная и средняя сумма переменной части оборотных активов в предстоящем периоде: ОАп макс ОАпх(Кмакс-Кмин), ОАп Сред — [ОАп Ц (Кмакс — Кмин)]: 2 — (ОАп макс — ОАПост) • 2, где ОАп макс — максимальная сумма переменной части оборотных активов в предстоящем периоде; ОАп сред — средняя сумма переменной части оборотных активов в предстоящем периоде; ОАпост сумма постоянной части оборотных активов в предстоящем периоде; Кмакс — коэффициент максимального уровня оборотных активов; Кмин — коэффициент минимального уровня оборотных активов. Соотношение постоянной и переменной частей оборотных активов является основой управления их оборачиваемостью и выбора конкретных источников финансирования. 5. Обеспечение необходимой ликвидности оборотных активов. Поскольку все виды оборотных активов являются ликвидными(кроме расходов будущих периодов и безнадежной дебиторской задолженности), общий уровень их срочной ликвидности должен обеспечивать необходимый уровень платежеспособности предприятия по текущим финансовым обязательствам. В этих целях с учетом объема и графика предстоящего платежного оборота должна быть определена доля оборотных активов в форме денежных средств, высоко- и среднеликвидных активов. 6. Повышение рентабельности оборотных активов. Оборотные активы должны обеспечивать определенную прибыль при их использовании в деятельности предприятия. Отдельные виды оборотных активов предназначены для того, чтобы приносить предприятию прямой доход в форме процентов и дивидендов (краткосрочные финансовые вложения). Составной частью разрабатываемой политики является обязательное использование временно свободного остатка денежных активов для формирования портфеля краткосрочных финансовых вложений. 7,Обеспечение минимизации потерь оборотных активов в процессе их использования. Все виды оборотных активов подвержены риску потерь. Денежные активы в значительной мере подвержены риску инфляционных потерь: краткосрочные финансовые вложения — риску потерь части дохода в связи с неблагоприятной конъюнктурой финансового рынка, а также риску потерь от инфляции; дебиторская задолженность — риску невозврата или несвоевременного возврата, а также риску потерь от инфляции; запасы товарно-материальных ценностей — риску потерь от естественной убыли и т.п. Поэтому политика управления оборотными активами должна быть направлена на минимизацию риска их потерь, особенно в условиях действия инфляционных факторов. 8.Формирование принципов финансирования отдельных видов оборотных активов. Исходя из общих принципов финансирования активов, определяющих формирование структуры и стоимости капитала, следует конкретизировать принципы финансирования отдельных видов и составных частей оборотных активов. В зависимости от финансового менталитета менеджеров сформированные принципы могу определять широкий диапазон подходов к финансированию оборотных активов — от крайне консервативного до крайне агрессивного. ^Формирование оптимальной структуры источников финансирования оборотных активов. В соответствии с избранными принципами финансирования оборотных активов формируются подходы к выбору конкретной структуры источников финансирования их прироста с учетом продолжительности отдельных стадий финансового цикла и оценки стоимости привлечения капитала. Политика управления оборотными активами находит отражение в системе разработанных на предприятии финансовых нормативов. Основными нормативами являются: • норматив собственных оборотных активов предприятия; • система нормативов оборачиваемости основных видов оборотных активов и продолжительности операционного цикла в целом; • система коэффициентов ликвидности оборотных активов; • нормативное соотношение отдельных источников финансирования оборотных активов. Цели и характер использования отдельных видов оборотных активов имеют существенные отличия, поэтому на предприятиях с большим объемом оборотных активов разрабатывается самостоятельная политика управления отдельными их видами, например: • запасами товарно-материальных ценностей; • дебиторской задолженностью; • денежными активами. Для этих групп оборотных активов конкретизируется политика управления, которая подчинена общей политике управления оборотными активами предприятия. 2. Управление запасами Определение необходимого объема финансовых средств для формирования запасов товарно-материальных ценностей осуществляется путем выявления потребности в них, для чего их предварительно группируют как: • производственные запасы (запасы сырья и материалов); • запасы готовой продукции. Потребность каждого вида определяется раздельно как запасы: •текущего хранения (постоянно обновляемая часть запасов, равномерно потребляемых в производстве); • сезонного хранения (в связи с сезонными особенностями производства и закупк* сырья, а также потребления готовой продукции); • целевого назначения (определены специфическими целями деятельности предприятия). Основное внимание уделяется определению потребности в запасах текущего хранения, так как на большинстве предприятий они представляют единственный вид запасов товарно-материальных ценностей. Необходимый объем финансовых средств, авансируемых на формирование запасов товарно-материальных ценностей, определяется по формуле ФСз | CP х Н3 - КЗ, где ФС3 — объем финансовых средств, авансируемых в запасы; CP — среднедневной объем расхода запасов в сумме; Н3 — норматив хранения запасов в днях (при отсутствии нормативов может быть использован показатель средней продолжительности оборота запасов в днях); КЗ — средняя сумма кредиторской задолженности за приобретенные товарно- материальные ценности (включается в расчет только по производственным запасам; при реализации продукции включается лишь при установившейся практике предоплаты). Расчет ведется по каждому из видов запасов. Суммирование результатов расчетов позволяет получить показатель общей потребности в финансовых ресурсах, авансируемых на формирование запасов, т.е. определить размер оборотных активов, обслуживающих эту стадию производственно-коммерческого цикла. Минимизация текущих затрат по обслуживанию запасов представляет собой оптимизационную задачу, решаемую в процессе их нормирования. Для производственных запасов она состоит в определении оптимального размера партии поставляемого сырья и материалов. Чем выше размер партии, тем ниже размер текущих затрат по размещению заказа, доставке товаров и их приемке. Однако высокий размер партии поставки определяет высокий средний размер запаса: если закупать сырье один раз в два месяца, то средний размер запаса составит 30 дней, а если размер партии сократить вдвое, т.е. закупать сырье один раз в месяц, то средний размер запаса составит 15 дней. В этих условиях снизится размер текущих затрат по хранению запасов. Расчет оптимального размера партии поставки, при котором минимизируются совокупные текущие затраты по обслуживанию запасов, осуществляется по формуле, известной как модель Уилсона: ОРш=(2хЗгхТ31):Т32, где ОРпп —■ оптимальный размер партии поставки; Зг — необходимый объем закупки товаров (сырья и материалов) в год (квартал); ТЗ] — размер текущих затрат по размещению заказа, доставке товаро1 и их приемке в расчете на одну партию; ТЗг — размер текущих затрат по хранению единицы запасов. Рассмотрим пример расчета оптимального размера партии поставки. Годовая потребность в определенном виде сырья, определяющая объем его закупки составляет 1000 тыс. руб. Размер текущих затрат по размещению заказа, доставке товаров и их хранению в расчете на одну поставляемую партию составляет 12 тыс. руб. Размер текущих затрат по хранению единицы запаса составляет 6 тыс. руб. в год. Согласно формуле: ОРпп = (2x1000x12)* 6 = 4000 = 63 тыс. руб. Следовательно, на протяжении года товар должен доставляться 16 раз (1000: 63), или каждые 22 дня (360: 16). При таких показателях размера партии и частоты поставки совокупные текущие затраты по обслуживанию товарных запасов будут минимальными. Для запасов готовой продукции задача минимизации текущих затрат по их обслуживанию состоит в определении оптимального размера партии производимой продукции. Если производить определенный товар мелкими партиями, то затраты по хранению его запасов в виде готовой продукции будут минимальными. В то же время существенно возрастут текущие затраты предприятия, связанные с частой переналадкой оборудования, подготовкой производства и т.п. Минимизация совокупного размера текущих затрат по обслуживанию запасов готовой продукции также может быть осуществлена на основе модели Уилсона (с иным содержанием показателей ТЗ, и ТЗг). В этом случае вместо необходимого объема закупки товаров используется планируемый объем производства или продажи готовой продукции. Как в первом, так и во втором случае расчеты могут быть уточнены с учетом минимальной нормы отгрузки (железнодорожным или автомобильным транспортом), создания на предприятии определенного размера страхового запаса, альтернатив в выборе средств транспортирования и других условий. Своевременное вовлечение в хозяйственный оборот излишних запасов товарно- материальных ценностей осуществляется на основе мониторинга текущей финансовой деятельности (сопоставления нормативного и фактического размера запасов). Мероприятия в этом случае разрабатываются совместно со службой производственной: менеджмента (при нормализации запасов сырья и материалов) или;о службой маркетинга (при нормализации запасов готовой продукции). Основная цель этих мероприятий — высвобождение части финансовых средств, омертвленных в сверхнормативных запасах. Размер высвобождаемых финансовых средств в этом случае определяется по формуле ФСв=Зн-Зф=(ЗД„-ЗДф)-СР, где ФСВ — сумма высвобождаемых финансовых средств в процессе нормализации запасов; ЗДН — норматив запасов в днях; ЗДф — фактические запасы в днях; CP — среднедневной объем расходования запасов; 3„ — норматив запасов; Зф — фактические затраты. В практике финансового менеджмента для отражения реальной стоимости запасов может быть использован метод LIFO (последний пришел — первый ушел). В соответствии с ним запасы направляются в производственное потребление или на реализацию по ценам, по которым было зафиксировано их последнее поступление. В отличие от метода FIFO (первый пришел — первый ушел), когда использование запасов осуществляется по ценам их первоначального формирования, метод LIFO позволяет получить реальную оценку этих результатов в условиях инфляции и эффективней управлять стоимостной формой движения запасов. В практике зарубежных фирм при решении задач управления запасами используются логистические подходы. Построить управление предприятием в соответствии с моделью децентрализованной логистики можно путем использования программных продуктов, например LS LIPRO SYSTEMS, — интегрированного решения планирования ресурсов предприятия. Эта система представляет собой гибкое и масштабируемое решение для управления средними предприятиями, состоящее из сети модулей с различной функциональностью (для сбыта, закупок, основных производственных данных, централизованного управления материалами, управления складами, производственной логистики и др.), в которой осуществлены принципы децентрализованной логистики. С применением этой системы сложная деятельность предприятия разворачивается) простую структуру децентрализованных модулей- производственной логистики (PL). Точное планирование и управление запасами подчиняется производящей структурной единице. Планирование изготовления, управление материалами с учетом брутто- и нетто-факторов, контроль наличия на складе и обратная связь находятся под контролел соответствующих модулей PL. Таким образом, модуль PL, являясь ядром системы точного управления, выполняет задачи планирования и точного управления заказом, материального менеджмента на складах, управления производственными данными и передачи данных потребности в материалах. Для дорогостоящих материалов при незначительной или редкой величине расхода применяется способ управления потребностями, при котором инициируются специфические заказ-требования на материалы для модуля закупок или для других сегментов. Для этого PL определяет индивидуальный для заказа объем потребности, гарантирующий реально необходимое количество и таким образом минимизирующий складские запасы. Модуль PL содержит обширный объем функций, предназначенных для управления складскими запасами отдельно в каждом сегменте. В результате постоянного отслеживания текущего объема запасов в любой момент времени можно получить реальные данные по запасам. Основными компонентами функций управления складскими запасами являются: • управление основными данными складских запасов; •управление местами складирования; •учет складских запасов и управление ими; • перемещение со склада на склад; • перманентная инвентаризация. 3. Управление дебиторской задолженностью Под дебиторской задолженностью понимаются обязательства клиентов (дебиторов) перед предприятием по выплате денег за предоставление товаров или услуг На уровень дебиторской задолженности влияют следующие факторы: • оценка и классификация клиентов в зависимости от вида продукции, объема закупок, платежеспособности, истории кредитных отношений и условий оплаты; •контроль расчетов с дебиторами, оценка реального состояния дебиторской задолженности; • анализ и планирование денежных потоков с учетом коэффициентов инкассации. Управление дебиторской задолженностью основано на двух подходах: 1) сравнении дополнительной прибыли, связанной со схемой спонтанного финансирования, с затратами и потерями, возникающими при изменении политики реализации продукции; 2) сравнении и оптимизации величины и сроков дебиторской и кредиторской задолженностей по уровню кредитоспособности, времени отсрочки платежа, стратегии скидок, доходам и расходам по инкассации. Оценка реального состояния дебиторской задолженности, т.е. оценка вероятности безнадежных долгов, — один из важнейших вопросов управления оборотным капиталом Эта оценка ведется отдельно по группам дебиторской задолженности с различными сроками возникновения. Финансовый менеджер должен использовать накопленную на предприятии статистику, а также прибегнуть к услугам экспертов-консультантов. Пример оценки реального состояния дебиторской задолженности приведен в табл. 1
* Рассчитывается на основе экспертных оценок или по данным статистики предприятия. Как видно из данных табл. 1, предприятие не получит 125,9 тыс. руб. дебиторской задолженности (5,52% от общей ее суммы). Именно на эту сумму целесообразно сформировать резерв по сомнительным долгам. С целью максимизации притока денежных средств предприятии: следует использовать разнообразные модели договоров с гибкими условиями формы оплаты и ценообразования. Возможны различные варианты: от предоплаты или частичной предоплаты до передачи на реализацию и банковской гарантии. Предложение скидок оправдано в трех основных ситуациях: 1)если снижение цены приводит к расширению продаж, а структура затрат такова, что реализация данной продукции отражается на увеличении общей прибыли, товар высокоэластичен и имеет достаточно высокую долю постоянных затрат; 2) если система скидок интенсифицирует приток денежных средств (ДС) в условиях дефицита на предприятии, возможно краткосрочное критическое снижение цен вплоть до отрицательного финансового результата от проведения конкретных сделок; 3) система скидок за ускорение оплаты более эффективна, чем система штрафных санкций за просроченную оплату. Во всех случаях можно говорить о спонтанном финансировании, которое при инфляции ведет к уменьшению текущей стоимости реализованной продукции, поэтому следует точно оценить возможность предоставления скидки по досрочной оплате. Проведем сравнительную оценку двух вариантов (табл. 11) краткосрочного финансирования предприятием-продавцом: 1) с предоставлением скидки для скорейшего покрытия потребности в ДС; 2) с получением кредита без предоставления скидки. Таблица 2 - Расчет финансового результата_____ Ш
Предоставление скидки
Индекс цен Коэффициент дисконтирования
Потери от скидки с каждой 1000 руб.
Потери от инфляции с каждой 1000 руб. Доход от альтернативных вложений капитала, руб. Оплата процентов, руб.
Финансовый результат, руб.
Исходные данные для расчета таковы: • инфляционный рост цен - 2 % в месяц; • договорный срок оплаты Ш месяц; • скидка при оплате по факту отгрузки в начале месяца - 3%; • банковская ставка по краткосрочному кредиту - 40% годовых; • рентабельность альтернативных вложений капитала — 10% годовых. Сравнение показывает, что при предоставлении скидки предприятие получает доход больший, чем при использовании кредита. Одним из важных моментов в управлении оборотным капиталом является определение оптимального соотношения между дебиторской и кредиторской задолженностями. При этом необходимо оценивать не только условия своего кредитования покупателей, но и условия кредита поставщиков сырья и материалов с точки трения уменьшения затрат или увеличения дополнительного дохода, получаемого предприятием. Предположим, что поставщики сырья и материалов предоставляют скидку 5% при оплате в момент отгрузки, либо отсрочку платежа 45 дней. Оценим целесообразность использования скидки с точки зрения предприятия, использующего для досрочной оплаты кредит под 40% годовых (табл. 3).
Предприятию выгодно использовать скидки и производить досрочную оплату, однако 5%-ный уровень скидки в данном случае является минимально допустимым, что показывают следующие расчеты: Минимально допустимый уровень скидки = 40%: 360; 45 = 5% Максимально допустимая величина скидки = 1000 -5% = 50 руб. с каждой 1000 руб. Таким образом, система скидок способствует защите предприятия от инфляционных убытков и относительно дешевому пополнению оборотного капитала I денежной или натуральной форме. Управление дебиторской задолженностью в западных фирмах прежде всего относится к компетенции финансового менеджмента. Тем не менее реализация стратегии в отношении дебиторской задолженности, которая в среднем составляет около /з величины текущих активов, зависит от главного бухгалтера предприятия. Для управления дебиторской задолженностью необходимо следующее. 1. Определение условий предоставления кредита при продаже товаров, его срока и системы скидок. 2. Определение гарантий предоставления кредита. Самый про стой способ продажи товаров — это открытый счет, когда в соответствии с заключенным контрактом покупателю выставляется счет для подписи. В балансе такая дебиторская задолженность объединяется в строке «Счета к получению». Более сложный, но более надежный способ, — получение письменного обязательства клиента заплатить деньги, т.е. получение векселя. Векселя разделяют на обычные, когда покупатель в письменной форме признает свою задолженность и обязуется заплатить определенную сумму к определенному сроку, и переводные, или коммерческие. Коммерческие векселя широко используются в международной торговле. При этом продавец выписывает покупателю (или его агенту) какую-то сумму к оплате к определенному сроку. Если производится немедленная оплата по предъявлению, то выписывается предъявительский переводный вексель, в других случаях — переводный вексель на срок, который акцептируется либо покупателем, либо его банком. денежных активов). Рассмотрим пример расчета такой минимально необходимой потребности. В соответствии с планом поступления и расходования денежных средств на предстоящий год объем платежного оборота по текущим хозяйственным операциям предусмотрен в размере 30 млн руб. Оборачиваемость остатков денежных активов в отчетном году составила 24 раза. Таким образом, согласно формуле получим: ДАмю т 30:24 * 1,25 млн руб. ЭТОТ расчет может быть осуществлен и по другой формуле: ДАт,„ - ДАк + (ПРда - ФРда): Ода, где ДАк — остаток денежных активов на конец отчетного периода; ФРла — фактический объем платежного оборота по текущим хозяйственным операциям в отчетном периоде. Дополним предыдущий пример следующими показателями: остаток денежных активов на конец отчетного года составил 1,1 млн руб., фактический объем платежного оборота по текущим хозяйственным операциям в отчетном году равен 26,2 млн руб. Тогда согласно формуле получим: ДАпиП = 1,1 + (30 -26,2): 24= 1,1 +0,16 = 1,26 млн руб. Дифференциация минимально необходимой потребности в денежных активах по основным видам текущих хозяйственных операций осуществляется на тех предприятиях, которые ведут внешнеэкономическую деятельность. Цель такой дифференциации заключается в том, чтобы из общей минимальной потребности в денежных активах выделить валютную часть для формирования необходимых предприятию валютных фондов. Основой такой дифференциации является планируемый объем расходования денежных активов по внутренним и внешнеэкономическим операциям. Выявление диапазона колебаний остатка денежных активов на отдельных этапа: предстоящего периода основывается на итоговых показателях плана поступления и расходования денежных средств в отдельных месяцах (по годовому плану) или декадах (по квартальному плану). Диапазон колебании остатка денежных активов определяете* относительно минимального и среднего показателей в предстоящем периоде (табл. 4).
При выявлении диапазона колебаний остатка денежных активов определяют: • минимальный остаток (1,25 млн руб.); • максимальный остаток (1,58 млп руб.)4 • средний остаток (1,46 млн руб.). В практике зарубежного финансового менеджмента применяют и более сложные модели определения минимального, оптимального, максимального и среднего остатков денежных активов. Они используются в условиях неопределённости предстоящих платежей, когда план поступления и расходования денежных средств не может быть разработан помесячно или подекадно. В соответствии с моделью Баумоля определяются: • минимальный остаток денежных активов (принимается ну левым); • оптимальный (максимальный) остаток денежных активов по формуле ДАмах = (2 X Рк X Ода): СПкфв, где ДАмах — оптимальный остаток денежных активов в планируемом периоде; Рк — средняя сумма расходов по обслуживанию одной операции с краткосрочными финансовыми вложениями; Ода — общий расход денежных активов в предстоящем периоде; СПКфВ — банковская ставка по краткосрочным финансовым вложениям в планируемом периоде в дробном выражении; • средний остаток денежных активов в соответствии с этой моделью планируется как половина оптимального (максимального) их остатка. В соответствии с моделью Миллера — Орра определяются: • минимальный остаток денежных активов в размере минимального резерва в отчетом периоде (должен быть выше нуля); • оптимальный остаток денежных активов по формуле ДАош = (3 х Рк х ОТда): (4 х СПкфв), где Ot®— сумма максимального отклонения денежных активов от среднего в отчетном периоде; • максимальный остаток денежных активов принимается в трехкратном размере ДА0П в связи с необходимостью трансформации излишних денежных активов в краткосрочные финансовые вложения; • средний остаток денежных активов в этом случае рассчитывается по формуле ДАср = ДАт{п+ ДА мах • где ДАд, - средний остаток денежных активов в планируемом периоде. Корректировка потока платежей с целью уменьшения максимальной и средней потребности в остатках денежных активов осуществляется путем оперативного регулирования — переноса срока отдельных платежей по согласованию с контрагентами На первом этапе регулируются декадные сроки расходования (поступления) денежных средств, что позволяет минимизировать их остатки в рамках каждого месяца (квартала). Критерием оптимальности регулирования потока платежей выступает минимальный размер среднеквадратического отклонения остатка денежных активов от среднего их значения. На втором этапе размер среднего остатка денежных активов оптимизируется с учётом их резервного запаса. Сначала определяется максимальный остаток денежных активов с учетом неравномерности платежей и резервного запаса, затем 9 средний остаток (половина суммы минимального и максимального остатков денежных остатков) Высвобожденная в процессе корректировки потока платежей сумма денежных активов реинвестируется в краткосрочные финансовые вложения или другие виды активов. Ускорение оборота денежных активов осуществляется за счет: • ускорения инкассации денежных средств для минимизации их остатка в кассе; • сокращения расчетов наличными деньгами с целью увеличения срока пользования собственными денежными активами в процессе прохождения платёжных документов поставщиков; • сокращения объема расчетов аккредитивами и чеками, так как они отвлекают на продолжительный период денежные активы из оборота в связи с необходимостью предварительного резервирования в банках. Эффективное использование временно свободного остатка денежных активов может быть осуществлено за счет: • согласования с банком условий текущего хранения остатка денежных средств с выплатой процентов по депозитам (например, путём открытия контокоррентного счета в банке); использования краткосрочных денежных инструментов (в первую очередь депозитных вкладов в банках) для временного хранения свободных денежных активов • использования высокодоходных краткосрочных фондовых инструментов путём размещения резерва денежных активов в краткосрочные депозитные сертификаты, облигации, казначейские обязательства, векселя и т. п. при условии их ликвидности на фондовом рынке. Минимизация потерь денежных активов от инфляции осуществляется отдельно по денежным средствам в национальной и иностранной валютах. Противоинфляционная защита национальной валюты обеспечивается, если норма рентабельности временно свободного остатка не ниже темпов инфляции. Противоинфляционная защита денежных активов в иностранной валюте обеспечивается выбором устойчивой валюты. 5.0птимизация остатка денежных средств Управление остатком денежных средств — малая часть в общем управлении денежным оборотом предприятия. В зависимости от формы остатка различается управление налично-денежным и безналично-денежным остатком средств. Эти две формы часто объединяют в понятие управления наличностью. Однако каждая из форм управления остатком денежных средств имеет специфические особенности. В основе управления остатком наличных денежных средств на промышленном предприятии лежит контроль за налично-денежны-ми потоками, осуществляемый с помощью следующих документов: чековой книжки предприятия на снятие наличных денег с расчетного счета, карточек с образцами подписей должностных лиц предприятия, приходных и расходных ордеров по денежным потокам кассы, утвержденного лимита кассы, объявлений на взнос наличными, утвержденного перечня товаров, подлежащих реализации за наличный расчет, кассового плана, дебетовых и кредитовых оборотов по счету кассы в Главной книге и книге учета кассовых операций. На предприятиях розничной торговли и в коммерческих банках, осуществляющих операции в рублях и валюте, к числу специфических факторов управления налично-денежным оборотом относится систематическая инкассация наличных денежных средств с отнесением расходов по инкассации на издержки обращения или операционные расходы. Эти налично-денежные обороты, так же как и снятие наличных денег со счетов, учитываются финансовым менеджером при управлении безналичным остатком денежных средств предприятия. Центральная проблема управления — оптимальный размер остатков безналичных денежных средств. С одной стороны, если не размещать большие остатки средств, то и не получать дополнительных доходов по возможным краткосрочным инвестициям, например, в ценные бумаги. С другой стороны, размещат: остатки денежных средств — значит, рисковать и притом с высокой вероятностью занимать. Решение этих проблем зависит от многих факторов, в числе которых соотношение затрат на владение остатками (упущенная выгода от неразмещения средств) и затрат по возможному займу средств (оплата процентов за краткосрочный кредит), степень не определенности ожидаемых притока и оттока средств предприятия, целевые установки на максимальную концентрацию средств на счетах или дополнительное зарабатывание денег. В тех случаях, когда финансовый менеджер уверен в будущих денежных потоках предприятия и прогнозирует превышение упущенной выгоды над стоимостью краткосрочного кредита, он может смело работать со всем остатком денежных средств на расчетном счете. Для этого важно грамотно закрыть операционный день предприятия, рассчитав свободный остаток денежных средств к размещению на финансовых рынках, однако простота подсчета остатка средств не совпадает с реально! трудностью точного закрытия операционного дня. Большинство предприятий исходит из того, что деньги должны работать. Задача финансового менеджера — избежать значительного сокращения операционной активности предприятия: картотеки, штрафов, подмыва репутации. При наличии у предприятия филиалов управление остатком денежных средств усложняется, включаете: механизм внутрисистемного перераспределения свободных денежных средств. Грамотное управление остатками денежных средств головного предприятия и филиалов превращается в крупную финансово-экономическую задачу, имеющую большое значение в достижении финансового успеха всей производственно-коммерческой деятельности. Главным недостатком управления остатком денежных средств филиалов являются перебросы денежных средств между филиалами и предприятием на ликвидацию финансовых прорывов. Финансовый менеджер головного предприятия должен четко рассчитывать, когда, какой про
Дата добавления: 2013-12-14; Просмотров: 526; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |