КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Интегрированная информационная среда предприятия
Общее представление об ИИС. Как следует из концептуальной модели, основой, ядром ИПИ-технологий и создаваемых на этой основе автоматизированных систем является единое информационное пространство. Отличие компьютерных информационных технологий от технологий производства изделий заключается в следующем: компьютерные технологии направлены на преобразование свойств исходной информации, а технологии производства изделий направлены на преобразование свойств исходных материалов. Однако и в том, и в другом случае мы имеем дело с методами и средствами преобразования исходных свойств объектов материального мира. Информация представляет одну из разновидностей материи, изменение свойств которой осуществляется с применением компьютерной техники. Одно из важнейших назначений информации заключается в предоставлении любому участнику производственного процесса сведений (данных) для принятия оптимальных технических и управленческих решений. Все процессы, связанные с управлением жизненным циклом изделий, должны строиться на основе формирования общей базы данных (ОБД, интегрированной в единое информационное пространство), к которой могут обращаться участники производственного процесса.
Одна из особенностей формирования ОБД на предприятиях приборостроения заключается в том, что на предприятии создаются и изготавливаются изделия с различными физическими принципами функционирования. Это обусловливает применение различных технологических методов как при изготовлении деталей, так и при сборке изделия. Таким образом, для каждого типа изделий должны разрабатываться соответствующие программы (приложения), с помощью которых специалист может обратиться к ОБД и выбрать соответствующую информацию. Предполагается, что в ОБД хранятся информационные объекты, адекватно отображающие физические объекты: материалы, изделия, процессы и технологии, разнообразные документы, финансовые ресурсы, персонал подразделения и оборудование предприятия-изготовителя, эксплуатанта, сервисной и ремонтной служб и т.д. Структура и состав ИИС. Как уже отмечалось, ИИС представляет собой хранилище данных, содержащее все сведения, создаваемые и используемые всеми подразделениями и службами предприятия — участниками ЖЦ изделия — в процессе их производственной деятельности. Это хранилище имеет сложную структуру и многообразные внешние и внутренние связи. ИИС должна включать в свой состав две базы данных: •общую базу данных об изделии (изделиях) (ОБДИ) предпри •общую базу данных о предприятии (ОБДП). На рис. 1.2 представлена структурная схема общей базы данных об изделиях предприятия, состоящая из трех групп баз данных: 1)базы данных нормативной документации; 2)базы данных, содержащих текущие разработки; 3)архивные базы данных. Базы данных нормативной документации используются специалистами при разработке новых изделий, отвечающих требованиям отечественных и международных стандартов. Базы данных, содержащие текущие разработки, включают в себя конструкторскую и технологическую информацию по каждому вновь проектируемому изделию и изделиях, изготавливаемых в текущий момент времени. Эти базы данных создаются непосредственно на этапах разработки и изготовления новых изделий. Архивные базы данных содержат информацию, аналогичную базам текущих разработок. Такая информация характеризует изделия, которые на текущий момент времени не изготавливаются на предприятии. Архивная информация используется в случаях повторного изготовления изделий или при проектировании новых приборов. На рис. 1.3 представлена структурная схема общей базы данных о технологической среде предприятия, состоящая из трех групп баз данных:
1)базы данных исходного информационного обеспечения тех 2)базы данных, содержащих текущие разработки; 3)архивные базы данных. Базы данных исходного информационного обеспечения технологического проектирования используются специалистами при разработке технологических процессов изготовления новых изделий, отвечающих требованиям отечественных и международных стандартов. Базы данных, содержащие текущие разработки, являются результатами технологической подготовки производства для изготовления новых приборов. Архивные базы данных, так же как и в ОБД об изделиях предприятия, содержат информацию, аналогичную базам текущих
Рис. 1.3. Структурная схема общей базы данных о технологической среде разработок предприятия. Такая информация характеризует изделия, которые на текущий момент времени не изготавливаются на предприятии. Архивная информация используется при повторном изготовлении изделий или проектировании новых приборов. На рис. 1.4 представлена схема взаимодействия служб приборостроительного предприятия с общей базой данных при проектировании и изготовлении изделий. Как видно из данной схемы, взаимодействие специалистов с общей базой данных осуществляется через локальную вычислительную сеть предприятия, а связи с заказчиками и поставщиками — через глобальную сеть Интернет. (Взаимодействие с заказчиками и поставщиками может быть осуществлено и другими методами.) Формирование общей базы данных является основой для выполнения практически всех задач, связанных с информационным обеспечением жизненного цикла изделий. В рамках концепции CALS рассмотрим следующие задачи управления производством на основе общих баз данных ИИС предприятия: •управление проектами; •управление данными об изделии; •управление конфигурацией изделия; •управление качеством; •управление потоками работ; •параллельный инжиниринг; •анализ бизнес-процессов; •управление изменениями организационных и производственных структур и др. Управление проектами. В соответствии с концепцией CALS под проектом понимается любой замысел, направленный на достижение некоторой цели. Определение этой цели представляет собой ключевой акт во всей совокупности действий, называемых управлением. После того как цель проекта сформулирована и документально оформлена, руководитель проекта должен собрать всю относящуюся к проекту информацию: •о доступных ресурсах всех видов (материальных, финансовых, людских, временных и т.д.), •факторах, способствующих или (и) препятствующих реализации проекта; •среде, в которой предстоит реализовывать проект, и т.д. На основе этой информации руководитель проекта должен определить ресурсы, необходимые для реализации проекта, и убедиться в том, что объем доступных ресурсов не меньше потребного их объема. В противном случае необходимо изыскать (запросить) дополнительные ресурсы или скорректировать цели проекта. По завершении этапа согласования ресурсов и целей руководитель принимает решения, направленные на реализацию проекта, которые оформляются документально в виде соответствующих планов и директив. На основании этих решений исполнители проекта приступают к его реализации.
По мере продвижения проекта по этапам ЖЦ генерируется разнообразная информация, в том числе та, которая характеризует ход реализации проекта (соблюдение или нарушение сроков выполнения этапов работ, обеспечение проекта трудовыми и материальными ресурсами и т.д.). На основе этой информации руководитель вырабатывает корректирующие решения, инициирующие действия исполнителей, направленные на ускорение достижения цели. В рамках концепции ИПИ вся деятельность по управлению проектом протекает в ИИС и сопровождается оформлением предписанных стандартами различного уровня документов и данных, а также электронным обменом этими документами и данными по определенным правилам. В качестве инструментальных средств управления проектом используются специализированные программные системы, например Microsoft Project. Управление данными об изделии. Схема процессов управления данными об изделии (УДИ) представлена на рис. 1.5. (На схеме условно изображен фрагмент структуры отдела главного конструктора приборостроительного предприятия.) В данном примере исполнителями являются конструкторские бюро (КБ) в лице их начальников. Как правило, КБ формируются по типам проектируемых приборов. Этот вид управления является системообразующим, поскольку формирует информацию, необходимую для принятия оптимальных решений на всех стадиях ЖЦ изделий. Цель УДИ — обеспечение полноты, целостности и актуальности информации об изделии в любой момент времени и доступности ее всем участникам ЖЦ в соответствии с имеющимися у них правами. Основные функции УДИ заключаются в следующем. Главный конструктор руководит всем процессом (управляет исполнителями) и утверждает проектные решения, создаваемые в КБ отдела главного конструктора (ОГК). Конструкторские бюро ОГК выполняют следующие работы: •обосновывают и проектируют структурный состав изделия; •формируют структуру общей базы данных об изделии на основе разработанного структурного состава; •разрабатывают комплекты конструкторской документации в соответствии с требованиями отечественных и международных
Рис. 1.4. Схема взаимодействия служб приборостроительного предприятия с общей базой данных Рис. 1.5. Схема процессов управления данными об изделии • формируют данные о технологических характеристиках изделий (технологичности конструкции) с расчетами соответствующих количественных показателей (например, коэффициенты унификации и стандартизации применяемых материалов, деталей и других компонентов изделия). Отдел управления изменениями на протяжении всего ЖЦ изделий организует процессы изменений в КД, связанные с необходимостью совершенствования конструкции. Этот отдел выполняет свои задачи во взаимодействии со всеми КБ, отделами главного технолога (ОГТ) и отделом управления качеством. Отдел конструкторской документации осуществляет хранение, регистрацию и поддержание конструкторской документации в бумажном и электронном форматах. Как видно схемы, представленной на рис. 1.5, взаимодействие между отделами ОГК осуществляется внутренней локальной вычислительной сетью (ЛВС), а связи с подразделениями предприятия — через ЛВС предприятия. Управление конфигурацией изделия. Под конфигурацией понимают структуру и состав изделия, компоненты которого отвечают заданным техническим требованиям, а под управлением конфигурацией — правила и процедуры внесения изменений в конструкцию и их документирования. Данный комплекс работ выполняется всеми подразделениями ОГК. Процесс управления конфигурацией (Configuration Management/ СМ) предусматривает: •идентификацию конфигурации, т.е. присвоение ее текущей версии определенного имени (кодового обозначения); •проверку конфигурации, т.е. получение подтверждения того, что текущая версия изделия соответствует техническим требованиям при отрицательном результате проверки; •анализ причин несоответствия требованиям и документально оформленное инициирование работ по внесению изменений в конструкцию (как правило, посредством замены или переделки отдельных узлов или агрегатов); контроль результатов изменения и при положительном результате; •присвоение новой версии конфигурации нового имени. Согласно схеме, представленной на рис. 1.5, за процессы управления конфигурацией несет ответственность отдел управления изменениями. При электронном проектировании изделий средствами САЕ/ СAD/САМ-систем должны использоваться и электронные средства управления конфигурацией, отвечающие, в частности, требованиям стандарта ИСО 10303-203. Управление качеством. Система управления качеством продукции (менеджмент качества) является элементом управленческой деятельности предприятия. В соответствии с международным стандартом ИСО 9000:2000 менеджмент качества должен базироваться на достоверной информации на всех стадиях ЖЦ изделия. В этом смысле менеджмент качества становится неотъемлемой частью ИАСУ предприятия. Это означает, что информация, определяющая качество продукции, должна находиться в общей базе данных об изделиях предприятия. Такая информация должна поступать в отдел заместителя генерального директора по качеству от цеховых отделов технического контроля, от заказчиков продукции, имеющих своих представителей на предприятии, или через отдел внешних связей. Управление потоками работ. Понятие «поток работ» (workflow) — одно из базовых в современной практике управления вообще и в области ИПИ в частности. Это понятие объединяет подходы к формализации и управлению бизнес-процессами предприятия, а также программные средства, реализующие эти подходы. Популярность и многообразие реализаций технологий workflow привели к созданию в середине 1990-х гг. международной ассоциации Workflow Management Coalition (WfMC), занимающейся стандартами, регламентирующими требования к системам workflow и средствам их реализации. Согласно Глоссарию WfMC бизнес-процесс — это одна или более связанных между собой процедур или операций (функций), которые совместно реализуют некую бизнес-задачу или политическую цель предприятия, как правило, в рамках организационной структуры, описывающей функциональные роли и отношения. Бизнес-процесс может целиком осуществляться в пределах одного организационного подразделения, охватывать несколько подразделений в рамках организации или даже несколько различных организаций, как, например, в системе отношений клиент-поставщик. Бизнес-процесс может включать в себя формальные и неформальные взаимодействия между участниками; его продолжительность может изменяться в широких пределах. Поток работ — упорядоченное во времени множество рабочих заданий, получаемых сотрудниками, которые обрабатывают эти задания вручную или с помощью средств механизации/автоматизации в последовательности и в рамках правил, определенных для данного бизнес-процесса. Можно провести следующую аналогию: бизнес-процесс — это своего рода конвейер, работающий по своим правилам и технологиям, а поток работ (заданий) аналогичен потоку изделий (узлов, деталей), которые этот конвейер перемещает. Бизнес-процесс объединяет поток заданий и функции, которые должны выполняться над элементами (заданиями) этого потока, людей и оборудование, которые реализуют эти функции, а также правила, управляющие последовательностью выполнения этих функций. Технология workflow призвана автоматизировать все эти процессы. В настоящее время несмотря на грамматически корректный перевод термина workflow словосочетанием «поток работ» семантически точного эквивалента этому понятию не найдено. Тем не менее далее будет использоваться термин «поток работ» (имея в виду его расширительное толкование). Приведем два определения из Глоссария WfMC. 1.Поток работ — полная или частичная автоматизация бизнес-процесса, при которой документы, информация или задания передаются для выполнения необходимых действий от одного участника к другому в соответствии с набором процедурных правил. 2.Система управления потоком работ - система, которая описывает этот поток (по сути, бизнес-процесс), создает его и управляет им при помощи программного обеспечения, которое способно интерпретировать описание процесса, взаимодействовать с его участниками и при необходимости вызывать соответствующие программные приложения и инструментальные средства. Такая система автоматизирует процесс, а не функцию. Появление систем управления потоком работ и соответствующих программных средств — это реакция рынка информационных технологий на внедрение новых принципов управления предприятиями. В настоящее время эти принципы эволюционируют в направлении от функциональной ориентации (придуманной Адамом Смитом еще в 1776 г. и успешно работающей на протяжении более двух веков) к процессной ориентации. Практически все предыдущие решения (чаще всего реализованные в технологиях локальных СУБД) позволяли эффективно автоматизировать отдельные операции и функции, а не процесс в целом. В рамках этих решений сотрудники, сидя за своими компьютерами (или терминалами), обмениваются информацией с базами данных и между собой, получают данные, справки, документы, формируют отчеты. При этом последовательность действий сотрудников и правила их взаимодействия определены в лучшем случае инструкциями, а за правильностью и сроками их выполнения следит вышестоящее начальство. Информационная система все это никаким образом не поддерживает. Процессный подход заставил руководство предприятий сконцентрировать внимание на правилах взаимодействия участников процесса, так как именно взаимодействия в связи со своей размытостью и недостаточной определенностью являются основными источниками неоправданных издержек и потерь. Потребность в средствах автоматического отслеживания порядка и времени выполнения отдельных функций (операций), маршрутов документов, занятости сотрудников на различных стадиях производственного процесса привели к созданию разнообразных систем управления потоками работ и утверждению этого понятия в качестве одного из базовых концепции ИПИ. Параллельный инжиниринг. В концепции ИПИ применяется принцип параллельного инжиниринга (Concurrent Engineering), означающий выполнение процессов разработки и проектирования одновременно с моделированием процессов изготовления и эксплуатации. Сюда же относится одновременное проектирование различных компонентов сложного изделия. При параллельном инжиниринге (ПИ) многие проблемы, которые могут возникнуть на более поздних стадиях ЖЦ, выявляются и решаются на стадии проектирования. Такой подход позволяет улучшить качество изделия, сократить затраты и время его вывода на рынок. Отличиями ПИ от традиционного подхода являются: •ликвидация традиционных барьеров между функциями отдельных специалистов и организаций путем создания (а при необходимости — последующего преобразования) многопрофильных рабочих групп, в том числе территориально распределенных; •интерактивность процесса приближения к необходимому результату. Многопрофильные рабочие группы включают в себя специалистов разного профиля и создаются для решения конкретных задач. Например, представители заказчика продукции, генерального разработчика и поставщика комплектующих изделий, т.е. специалисты из разных организаций, могут быть собраны в одну многопрофильную рабочую группу для решения проблемы, возникшей в ходе эксплуатации. Параллельный инжиниринг предполагает замену традиционного последовательного подхода комплексом перекрывающихся во времени операций, направленных на систематическое улучшение разрабатываемого решения, вплоть до достижения необходимого результата. Исходное понимание задачи ведет к первой версии документированных требований, на основе которых разрабатывается первоначальное проектное решение. Оно порождает новые вопросы и позволяет уточнить постановку задачи. Поскольку жесткое требование завершить текущую фазу работы перед началом следующей фазы отсутствует, последовательное проектирование заменяется «работой по спирали». Эффективная реализация такого подхода вне ИИС невозможна. Реализация принципов ПИ возможна благодаря тому, что в ИИС все результаты работы представлены в электронном виде и доступны всем участникам производственного процесса. Анализ бизнес-процессов. Концепция ИПИ предполагает системное изменение и совершенствование бизнес-процессов разработки, проектирования, производства и эксплуатации изделия. Для этого используется набор разнообразных методов, в том числе реинжиниринг бизнес-процессов (Business Process Reengineering), бенчмаркинг (Benchmarking), непрерывное улучшение процессов (Continuous Process Improvement) и т.д. Внедрению ИПИ на предприятии должны предшествовать следующие работы: 1)анализ существующей на предприятии ситуации; 2)разработка комплекса функциональных моделей (ФМ) бизнес-процессов, описывающих текущее состояние среды, в которой реализуется ЖЦ изделия; 3)выработка и сопоставление возможных альтернатив усовершенствования как отдельных бизнес-процессов, так и системы в целом. Результатами анализа являются: •ФМ бизнес-процессов ЖЦ изделия КАК ЕСТЬ; •ФМ альтернативных вариантов усовершенствованных бизнес-процессов ЖЦ изделия КАК ДОЛЖНО БЫТЬ; •оценка затрат и рисков для каждого варианта; •выбор предпочтительного варианта на основе взвешенного критерия минимума затрат и рисков; •описание технической архитектуры ИИС для выбранного варианта; •оценка технических характеристик ИИС для выбранного варианта; •план действий по реализации выбранного варианта усовершенствования бизнес-процессов ЖЦ и ИИС. В настоящее время технология моделирования и анализа бизнес-процессов достаточно формализована. Для разработки ФМ рекомендуется использовать методологию SADT, принятую под названием IDEF0 федеральным стандартом США FIPS 183 и официально признанную в России в виде стандарта Р50.1.028-2000 Г. Управление изменениями организационных и производственных структур. Общая методика изменения бизнес-процессов в связи с внедрением ИПИ-технологий на предприятии включает в себя следующие этапы: •мотивация необходимости изменений; •разработка плана изменений и его утверждение руководством. •обучение членов группы ИПИ и другого персонала, причастного к проведению изменений; •определение промежуточных (тактических) целей и способов оценки результатов (определение метрик); •разработка рабочих планов для всех участников группы ИПИ; •создание временных МПГ для решения тактических задач; •реализация планов; •оценка достигнутых результатов.
Дата добавления: 2013-12-14; Просмотров: 5015; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |