![]() КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
О познании
Учение АРИСТОТЕЛЬ. Метафизика: Парменид, судя по всему, исследовал формальное [соответствующее логосу-понятию]. Одно, а Меласс – материальное, поэтому первый полагает его конечным, второй – бесконечным. Ксенофан, который первый из них выступил о монистическим учением (говорят, что Парменид был его учеником), ничего [на этот, счет] не разъяснил, и, по-видимому, не затронул природы ни той, ни другой из этих [двух причин = «формальной и материальной»], но, имея в [с.12] виду все Небо [= Вселенную] в целом, говорит, что единое есть бог. СИМПЛИКИЙ. Комм. к «Физике»: Итак, начало по необходимости должно быть либо одним, либо не одним, иначе говоря, многим; и если одним – то либо неподвижным, либо движущимся; и если неподвижным – то либо бесконечным, как полагает Мелисс Самосский, либо конечным, как Парменид, сын Пирета, элеец (они полагают так не о физическом элементе, а об онтически сущем). Одно начало (и причем ни конечное, ни бесконечное, ни движущееся, ни неподвижное) или всеединство сущего принимал Ксенофан Колофонский, учитель Парменида. Об этом сообщает Теофраст, признавая, что упоминание об этом воззрении уместно скорее в другом исследовании, нежели в исследовании о природе. Под этим всеединством Ксенофан понимал бога. То, что бог один, он доказывает исходя из [предпосылки], что бог «самое могущественное»: если их много, говорит он, то им всем в равной мере должно быть присуще господство [над остальными], но «бог», [по определению], означает «самое могущественное» и «самое лучшее». Нерожденность его он доказывал исходя из [постулата], что [все] возникающее должно возникать либо из подобного, либо из неподобного. Но подобное, по его словам, не может подвергнуться воздействию со стороны подобного, ибо подобному ничуть не более подобает рождать подобное, нежели рождаться из него; если же допустить, что оно возникло из неподобного, то сущее окажется [возникшим] из не-сущего. Так он доказывал нерожденность и вечность [бога]. Не бесконечен же он и не конечен потому, что бесконечно не-сущее как не имеющее ни начала, ни середины, ни конца, а граничит между собой [т.е. конечно] многое. Сходным образом он устраняет [из атрибутов бога-сущего] движение и покой. В самом деле, неподвижно не-сущее, ибо ни на его место не может перейти другое, ни само оно – на место другого, а движется то, что [числом] больше одного, ибо [при движении] одно перемещается в другое. Поэтому когда он говорит, что [бог-сущее] пребывает на одном и том же месте и не движется,
Всегда на том же самом месте он пребывает, совершенно не двигаясь, И не пристало ему переходить то туда, то сюда,
то он разумеет под его пребыванием не покой, противоположный движению, но пребывание, трансцендирующее движение и покой. Николай из Дамаска в сочинении «О богах» упоминает, что он полагает начало бесконечным и неподвижным, Александр – что конечным и шарообразным. Но, как явствует из сказанного выше, он доказывал, что [начало] ни бесконечно, ни конечно, ограниченным же и шарообразным, по словам [Александра], он называл его [метафорически], потому что оно со всех сторон подобно. Еще он говорит, что оно все сознает. ПСЕВДО-ПЛУТАРХ. Строматы: Ксенофан Колофонский пошел особенным путем, уклонившись от всех названных выше философов [=милетцев]. Он не допускает ни возникновения, ни уничтожения, но утверждает, что универсум всегда подобен [самому себе]. В самом деле, если бы он возник, говорит [Ксенофан], то до этого [его] бы по необходимости не было. Но не-сущее не могло бы возникнуть, не-сущее [с.13] не могло бы произвести нечто, и от не-сущего ничто не могло бы родиться. Он утверждает также, что ощущения лживы, а заодно с ними дискредитирует и самый разум. Еще он утверждает, что со временем, непрерывно и постепенно опускаясь, земля погружается в море. Также говорит, что Солнце скучивается из множества маленьких огоньков. О богах он утверждает, что меж ними нет никакого главенства, ибо нечестиво кому-либо из богов иметь над собой господина. И никто из них абсолютно ни в чем не нуждается. Слышат и видят [они] целиком, а не частично. Еще он утверждает, что Земля бесконечна и не окружена со всех сторон воздухом. Все рождается из Земли, а Солнце и звезды, по его словам, рождаются из облаков... (Там же. С. 164-165.) ЦИЦЕРОН. О природе богов: Затем Ксенофан, который приписал Вселенной не только сознание, но и бесконечность и признал ее богом. ПСЕВДО-ГАЛЕН. История философии: («О философских школах»): [4 школы: догматическая, скептическая, эристическая, смешанная]. К последователям вмешанной школы принадлежат Ксенофан, который относительно всего выставлял апории, а догматически утверждал лишь то, что вое есть одно и это [одно] есть бог – конечный, разумный, неизменяемый. ТИМОН. Догматически же Ксенофан утверждал – вопреки представлениям других людей, – что универсум един, что бог имманентен [букв. «сращен»] всем вещам я что он шарообразен, неаффицируем, неизменяем и разумен. ФЕОДОРИТ. Лечение эллинских недугов: Ксенофан, сын Ортомена, колофонец, зачинатель элейской школы, утверждал, что универсум един, шарообразен, конечен, не рожден, но вечен и совершенно неподвижен. С другой стороны, забыв про эти слова, он говорил, что вое произошло из земли. (Там же. С. 166.) АРИСТОКЛ. («О философии»): Они полагают, что должно отвергнуть ощущения и представления в доверять только разуму самому по себе. Нечто подобное в прежние времена утверждали Ксенофан, Парменид, Зенон в Мелисс, а впоследствии Стилцон и мегарцы. Исходя из этого, они считали, что сущее Одно, что одна вещь не тождественна другой и что абсолютно ничто не возникает, не уничтожается в не движется. Мнения философов (Стобей), («Верны ли ощущения»): Пифагор, Эмпедокл, Ксенофан... полагают ощущения ложными. (Там же. С. 168.)
Дата добавления: 2013-12-14; Просмотров: 352; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |