КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
О природе
ФРАГМЕНТЫ О душе МАКРОБИЙ. Комм. ко «Сну Сцициона»: Ксенофан [полагает, что душа состоит], из земли и воды. (Там же. С. 168.)
КЛИМЕНТ АЛЕКС. Строматы: Ксенофан Колофонский приводит хорошие доводы в пользу своего учения о том, что бог один и бестелесен: [Есть] один [только] бог, меж богов и людей величайший, [с.14] Не похожий на смертных ни обликом, ни сознаньем. (Там же. С. 172.) СИМПЛИКИЙ. Вечно на месте одном пребывает, не двигаясь вовсе, Переходить то туда, то сюда ему не пристало. АХИЛЛ. Введение в «Феномены»: Этот верхний конец земли мы зрим под ногами, Воздуху он сопределен, а низ в бесконечность уходит. СИМПЛИКИЙ. Комм. к «Физике»: Все есть земля и вода, что рождается и прорастает. СЕКСТ ЭМПИРИК. Против ученых: Ибо мы все родились ив земли и воды... (Там же. С. 173.) ПАРМЕНИД (540-470 до н.э.) «О природе» [Проэмий] фр. 1. Кони, несущие меня, куда только мысль достигает Мчали, вступивши со мной на путь божества многовещий, Что на крылах по Вселенной ведет познавшего мужа. Этим путем я летел, по нему меня мудрые кони, 5 Мча колесницу, влекли, а Девы вожатыми были. Ось, накалившись в ступицах, со скрежетом терлась о втулку, (Ибо с обеих сторон ее подгоняли два круга Взверченных вихрем), как только Девы Дочери Солнца, Ночи покинув чертог, ускоряли бег колесницы 10 К Свету, откинувши прочь руками с голов покрывала. Там – Ворота путей Дня и Ночи, объемлемы прочно Притолокой наверху и порогом каменным снизу, Сами же – в горнем эфире – закрыты громадами створов, Грозновозмездная Правда ключи стережет к ним двойные. 15 Стали Девы ее уговаривать ласковой речью И убедили толково засов, щеколдой замкнутый, Вмиг отпереть от ворот. И они тотчас распахнулись И сотворили зиянье широкоразверстое створов, В гнездах один за другим повернув многомедные стержни, 20 Все на гвоздях и заклепках. И се – туда, чрез ворота, Прямо направили Девы упряжку по торной дороге. И богиня меня приняли благосклонно; десницей Взявши десницу, рекла ко мне так и молвила слово: «Юноша, спутник бессмертных возниц! О ты, что на конях, 25 Вскачь несущих тебя, достигнул нашего дома, Радуйся! Ибо тебя не злая Судьба проводила [с.15] Этой дорогой пойти – не хожено здесь человеком – Но Закон вместе с Правдой. Теперь все должен узнать ты: Как убедительной Истины непогрешимое сердце, 30 Так и мнения смертных, в которых нет верности точной. Все ж таки ты узнаешь и их: как надо о мнимом Правдоподобно вещать, обсуждая все без изъятья. фр. 5 Мне безразлично, откуда начать, ибо снова туда же Я вернусь. [Путь Истины] фр.2 Ныне скажу я, а ты восприми мое слово, услышав, Что за пути изысканья единственно мыслить возможно. Первый гласит, что «есть» и «не быть никак невозможно»: Это – путь Убежденья (которое Истине спутник). 5 Путь второй – что «не есть» и «не быть должно неизбежно»: Эта тропа, говорю я тебе, совершенно безвестна, Ибо то, чего нет, нельзя ни познать (не удастся), Ни изъяснить... фр.3 Ибо мыслить – то же, что быть... фр.6 Можно лишь то говорить и мыслить, что есть; бытие ведь Прежде тебя от сего отвращаю пути изысканья, А затем от того, где люди, лишенные знанья, 5 Бродят о двух головах. Беспомощность жалкая правит В их груди заплутавшим умом, а они в изумленьи Мечутся, глухи и слепы равно, невнятные толпы, Коими «быть» и «не быть» одним признаются и тем же И не тем же, но все идет на попятную тотчас. фр.7 Нет, никогда не вынудить это: «не-сущее суще». Но отврати свою мысль от сего пути изысканья, Да не побудит тебя на него многоопытный навык Оком бесцельным глазеть, и слушать ухом шумящим, 5 И языком ощущать. Рассуди многоспорящий довод фр.8 Разумом, мной приведенный. Один только путь остается, 1 «Есть» гласящий; на нем – примет очень много различных, Что нерожденным должно оно быть и негибнущим также, Целым, единородным, бездрожным и совершенным. 5 И не «было» оно, и не «будет», раз ныне все сразу «Есть», одно, сплошное. Не сыщешь ему ты рожденья. Как, откуда взросло? Из не-сущего? Так не позволю Я ни сказать, ни помыслить: немыслимо, невыразимо Есть, что не есть. Да и что за нужда бы его побудила 10 Позже скорее, чем раньше, начав с ничего, появляться? Так что иль быть всегда, иль не быть никогда ему должно. [с.16] Но и из сущего не разрешит Убеждения сила Кроме него самого, возникать ничему. Потому-то Правда его не пустила рождаться, ослабив оковы, 15 Иль погибать, но держит крепко. Решение – вот в чем: Есть иль не есть? Так вот, решено, как и необходимо, Путь второй отмести как немыслимый и безымянный (Ложен сей путь), а первый признать за сущий и верный. Как может «быть потом» то, что есть, как могло бы «быть в прошлом»? 20 «Было» – значит не есть, не есть, если «некогда будет». Так угасло рожденье и без вести гибель пропала. И неделимо оно, коль скоро всецело подобно: Тут вот – не больше его ничуть, а там вот – не меньше, Что исключило бы сплошность, но все наполнено сущим. 25 Все непрерывно тем самым: сомкнулось сущее с сущим. Но в границах великих оков оно неподвижно, Безначально и непрекратимо: рожденье и гибель Прочь отброшены – их отразил безошибочный довод. То же, на месте одном, покоясь в себе, пребывает 30 И пребудет так постоянно: мощно Ананкэ Держит в оковах границ, что вкруг его запирают, Ибо нельзя бытию незаконченным быть и не должно: Нет нужды у него, а будь, во всем бы нуждалось. То же самое – мысль и то, о чем мысль возникает, 35 Ибо без бытия, о котором ее изрекают, Мысли тебе не найти. Ибо нет и не будет другого Сверх бытия ничего: Судьба его приковала Быть целокупным, недвижным. Поэтому именем будет Все, что приняли люди, за истину то полагая: 40 «Быть и не быть», «рождаться на свет и гибнуть бесследно», Перемещаться» и «цвет изменять ослепительно яркий». Но, поскольку есть крайний предел, оно завершенно Отовсюду, подобное глыбе прекруглого Шара, От середины везде равносильное, ибо не больше, 45 Но и не меньше вот тут должно его быть, чем вон там вот. Ибо нет ни не-сущего, кое ему помешало б С равным смыкаться, ни сущего, так чтобы тут его было Больше, меньше – там, раз все оно неуязвимо. Ибо отовсюду равно себе, однородно в границах. 50 Здесь достоверное слово и мысль мою завершаю Я об Истине: мненья смертных отныне учи ты, Лживому строю стихов моих нарядных внимая. [с.17]
[Путь Мнения] Смертные так порешили: назвать именами две формы, Коих одну не должно – и в этом их заблужденье. 55 Супротив различили по виду и приняли знаки Врозь меж собою: вот здесь – пламени огнь эфирный, Легкий, тонкий весьма, себе тождественный всюду, Но не другому. А там – в себе и противоположно Знанья лишенную Ночь – тяжелое, плотное тело. 60 Сей мирострой возвещаю тебе вполне вероятный, Да не обскачет тебя какое воззрение смертных. фр. 4 Виждь, однако, умом: от-сущее верно при-суще, Ибо не отрубить от сущего сущее в смычке, Ни распыляя его повсюду всяко по миру, Ни собирая в одно... фр. 9 Но коль скоро все вещи названы «Светом» и «Ночью», Качества ж их нареклись отдельно этим и тем вот, Все наполнено вместе Светом и темною Ночью, Поровну тем и другим, поскольку ничто не причастно 5 Ни тому, ни другому. фр.10 Ты познаешь природу эфира и все, что в эфире, Знаки, и чистой лампады дела лучезарного Солнца Незримотворные, также откуда они народились. И круглоокой Луны колобродные также узнаешь 5 Ты и дела, и природу, и Небо, что все обнимает, Как и откуда оно родилось, как его приковала Звезд границы стеречь Ананкэ... фр.11 Как Земля и Солнце с Луною Общий для всех Эфир, Небесное Млеко, а также Крайний Олимп и звезд горячая сила пустилась Вдруг рождаться на свет... фр.12 Те, что поуже венцы, огнем беспримесным полны, Те, что за ними – Ночью, брызжет пламени доля, А посреди них – богиня, которая всеми управляет. Всюду причина она проклятых родов и случки, 5 Самку самцу посылая на случку, равно и напротив Самке – самца. фр.13 Первым из всех богов она сотворила Эрота... фр.14 Свет ночезарный, чужой, вокруг Земли бродящий... фр.15 Вечно свой взор обращая к лучам лучезарного Солнца фр.16 Смесь какова всякий раз многоблудных членов, такая Людям и мысль приходит на ум; тождественна, право, С тем, что она сознает, природа членов и в людях, И во всех, и во всем, ибо мысль – это то, что в избытке. [с.18] фр.17 Мальчиков справа, а девочек слева... фр.19 Так родились эти вещи согласно мненью и ныне Суть, а потом, коль скоро однажды возникли, – погибнут. Люди же каждой из них нарекли приметное имя. (Фрагменты ранних греческих философов. С. 295–298.) ЗЕНОН (ок. 490 – ок. 430 до н.э.)
Дата добавления: 2013-12-14; Просмотров: 280; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |