Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Предназначение и смысл философии




Важнейшее место в онтологии Платона занимает его теория идей. Платоновская идея не есть понятие человеческого ума. Идеи объективны, независимы от времени и пространства, бестелесны, вечны, недоступны чувственному восприятию и постигаются только разумом. Они существуют в себе и для себя в иерархической системе и составляют подлинное бытие. Идея предстает как источник бытия вещей, как идеальный образец, взирая на который Демиург создает мир чувственных вещей. Идея – это цель, к которой устремляются все чувственные вещи. Она – не только порождающая модель, но и смысловой предел вещи, заключающий в себе все многообразие ее чувственных воплощений. Мир идей обладает структурой; на вершине находится идея Блага.

Космос, по Платону, творится Богом (Демиургом), который использует для этой цели идеи и материю. Из смеси идей и материи Демиург создает мировую душу. Космос предстает как живое гармоничное существо, включающее в свою структуру божественный ум, мировую душу и мировое тело.

Познание, согласно Платону, – это анамнезис, «припоминание» той истины, что всегда была в душе – еще со времен обитания в «царстве идей» – и которую конкретный опыт вновь и вновь оживляет. Платон различает чувственное «мнение» и интеллектуальное знание. Познающее существо проходит несколько стадий: мнение (doxa), научные понятия (episteme) и чистое знание (noesis). Кроме того, Платон восстанавливает познавательную ценность мифа в качестве дополнения логоса. Миф для Платона не просто фантазия, а скорее выражение веры и предрасположенности. С помощью мифа Платон стремится интуитивно перейти границы разума, поднимая дух на высоту трансценденции.

Учение об идеальном государстве. В соответствии со своими задатками и способностями все граждане делятся три сословия: ремесленники, воины и правители – философы. Высший принцип общественного и государственного – справедливость. Главная цель идеального государства – достижение благой жизни.

Философские взгляды Платона изложены в форме бесед (диалогов), наиболее известными из которых являются: «Апология Сократа», «Пир», «Теэтэт», «Государство», «Парменид», «Тимей», «Федон» и др.

 

Высочайшее из искусств – это философия. (Федон. 61а // Платон. Собрание сочинений в 4-х. М., 1990-1994. – Т.2. – С.10-11.).

В род богов не позволено перейти никому, кто не был философом... никому, кто не стремился к познанию... истинные философы гонят от себя все желания тела, [с.44] крепятся и ни за что им не уступают, не боясь разорения и бедности в отличие от большинства, которое корыстолюбиво... (Федон. 82с // Платон. Собр. соч. – Т. 2. С. 82).

Тем, кто стремится к познанию, хорошо известно вот что: когда философия принимает под опеку их душу, душа туго-натуго связана в теле и прилеплена к нему, она вынуждена рассматривать и постигать сущее не сама по себе, но тело, словно бы через решетки тюрьмы, и погрязает в глубочайшем невежестве.

Видит философия и всю грозную силу этой тюрьмы: подчиняясь страстям, узник сам крепче любого блюстителя караулит собственную темницу. Да, стремящемуся к познанию известно, в каком положении бывает их душа, когда философия берет ее под свое покровительство и с тихими увещеваниями принимается освобождать, выявляя, до какой степени обманчиво зрение, обманчив слух и остальные чувства, убеждая отдаляться от них, не пользоваться их службою, насколько это возможно, и советуя душе сосредоточиваться и собираться в себе самой, верить только себе, когда, сама в себе, она мыслит о том, что существует само по себе, и не считать истинным ничего из того, что она с помощью другого исследует из других вещей, иначе говоря, из ощутимых и видимых, ибо то, что видит душа, умопостигаемо и безвидно. Вот то освобождение, которому не считает нужным противиться душа истинного философа, и потому она бежит от радостей, желаний, печалей и страхов... (Федон. 82d-83c // Платон. Собр. соч. –Т. 2. С. 39).

Окрыляется только разум философа: у него всегда по мере его сил память обращена на то, чем божествен бог. Только человек, правильно пользующийся такими воспоминаниями, всегда посвященный в совершенные таинства, становится доподлинно совершенным. (Федр. 249с // Платон. Собр. соч. – Т. 2. С. 158.)

Не скажем ли мы, что и философ вожделеет не к одному какому-то ее <мудрости> виду, но ко всей мудрости в целом? – Это правда. (Государство. 475b// Платон. Собр. соч. –Т. 3. С. 254-255.)

Толпе не присуще быть философом. (Государство. 494а // Платон. Собр. соч. –Т. 3. С. 273.)




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2013-12-14; Просмотров: 682; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.