КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Учение о государстве
Этика А вам, мои судьи, я хочу теперь объяснить, почему, на мой взгляд, человек, который действительно посвятил жизнь философии, перед смертью полон бодрости и надежды обрести за могилой величайшие блага. Те, кто подлинно предан философии, заняты, по сути вещей, только одним – умиранием и смертью. (Федон. 63е-64а // Платон. Собр. соч. – Т. 2. – С.14.) Стало быть, именно в том прежде всего обнаруживает себя философ, что освобождает душу от общения с телом в несравненно большей мере, чем любой из людей? Да, пожалуй. (Федон. 65а // Платон. Собр. соч. – Т. 2. – С.15.) Если бы смерть была концом всему, она была бы счастливой находкой для дурных людей: скончавшись, они разом избавлялись бы и от тела, и – вместе с душой – от собственной порочности. Но на самом-то деле, раз выяснилось, что душа бессмертна, для нее нет, видно, иного прибежища и спасения от бедствий, кроме единственного: стать как можно лучше и как можно Разумнее. (Федон. 107c,d // Платон. Собр. соч. – Т. 2. – С.269.) Вот каким путем нужно идти в любви – самому или под чьим-либо руководством; начав с отдельных проявлений прекрасного, надо все время, словно бы по ступенькам, подниматься ради самого прекрасного вверх – от одного прекрасного тела к двум, от двух – ко всем, а затем от прекрасных тел к прекрасным нравам, а от прекрасных нравов к прекрасным учениям, пока не поднимешься от этих учений к [с.57] тому, которое и есть учение о самом прекрасном, и не познаешь наконец, что же это – прекрасное. И в созерцании прекрасного самого по себе, дорогой Сократ, – продолжала мантинеянка, – только и может жить человек, его увидевший. (Пир. 121с,d // Платон. Собр. соч. – Т. 2. – С.121-122.) Значит, если есть какое-либо благо, не причастное к знанию, то, может быть, и добродетель не есть знание; если же нет такого блага, которое не охватывалось бы знанием, то мы, предположив, что добродетель – это знание, сделаем верное предположение. (Менон. 87d // Платон. Собр. соч. – Т. 1. С. 598.) Так вот, если добродетель – это нечто, обитающее в душе, и если к тому же она не может не быть полезной, то, значит, она и есть разум: ведь все, что касается души, само по себе не полезно и не вредно, но становится вредным или полезным благодаря разуму или по безрассудству. В согласии с этим рассуждением добродетель, коль скоро она полезна, и есть не что иное, как разум. (Менон. 88c-d // Платон. Собр. соч. – Т. 1. С. 599.) Государство, – сказал я, – возникает, как я полагаю, когда каждый из нас не может удовлетворить сам себя, но нуждается еще во многом... Таким образом, каждый человек привлекает то одного, то другого для удовлетворения той или иной потребности. Испытывая нужду во многом, многие люди собираются воедино, чтобы обитать сообща и оказывать друг другу помощь: такое совместное поселение и получает у нас название государства... (Государство. 369b-c // Платон. Собр. соч. – Т. 3. С. 130.) Пока в государствах не будут царствовать философы, либо так называемые нынешние цари и владыки не станут благородно и основательно философствовать и это не сольется воедино – государственная власть и философия, и пока не будут в обязательном порядке отстранены те люди – а их много – которые ныне стремятся порознь либо к власти, либо к философии, до тех пор, дорогой Главкон, государствам не избавиться от зол... (Государство. 473d // Платон. Собр. соч. – Т. 3. С. 252.) Хотя все члены государства братья..., но бог, вылепивший нас, в тех из вас, кто способен править, примешал при рождении золота, и поэтому они наиболее ценны, в помощников их – серебра, железа же и меди в земледельцев и разных ремесленников. Вы все родственны, но большей частью рождаете себе подобных, хотя все же бывает, что от золота родится серебряное потомство, а от серебра – золотое; то же и в остальных случаях. От правителей бог требует прежде всего и преимущественно, чтобы именно здесь они оказались доблестными стражами и ничто так усиленно не оберегали, как свое потомство, наблюдая, что за примесь имеется в душе их детей, и, если ребенок родится с примесью меди или железа, они никоим образом не должны иметь к нему жалости, но поступать так, как того заслуживают его природные задатки, то есть включать его в число ремесленников или земледельцев; если же родится кто-нибудь с примесью золота или серебра, это надо ценить и с почетом переводить его в стражи или в помощники. (Государство. 415a-с // Платон. Собр. соч. – Т. 3. С. 184-185.) Сейчас мы лепим в нашем воображении государство, как мы полагаем, [с.58] счастливое, но не в отдельно взятой его части, не так, чтобы лишь кое-кто в нем был счастлив, но так, чтобы оно было счастливо все в целом... (Государство. 420с // Платон. Собр. соч. – Т. 3. С. 189.) Таким образом, при росте и благоустройстве нашего государства надо предоставить всем сословиям возможность иметь свою долю в общем процветании, соответственно их природным данным. (Государство. 421с // Платон. Собр. соч. – Т. 3. С. 190.) Так, по-видимому, мы нашли для наших стражей еще что-то такое, чего надо всячески остерегаться, – как бы оно не проникло в государство незаметным для стражей образом. – Что же это такое? – Богатство и бедность. Одно ведет к роскоши, лени, новшествам, другая кроме новшеств – к низостям и злодеяниям. (Государство. 421e-422a // Платон. Собр. соч. – Т. 3. С. 191). АРИСТОТЕЛЬ (384-322 до н.э.) Творчество Аристотеля содержит в себе обобщение философской деятельности в Древней Греции. Глубокое понимание ценности сделанного до него выдающимися его предшественниками позволило Аристотелю переосмыслить всю предшествующую философскую мысль и выйти далеко за ее пределы. Область философских интересов Аристотеля велика. Для понимания философии Аристотеля важно обратить внимание, прежде всего, на его учение о бытии, его теорию познания, его учение о человеке и обществе. Большой интерес представляют рассуждения Аристотеля о философии и ее предназначении в человеческой жизни. В своем учении о бытии Аристотель стремился к созданию целостного представления о мире, такой теории, которая позволила бы с единых позиций истолковывать все многообразие существующего. В этом отношении особенно интересны его мысли о сущем и сущности, о природе и материи, о движении и причине. Аристотель не согласился с теорией идей (эйдосов) Платона и подверг ее критике. В учении о познании Аристотель четко обозначил основную философскую проблематику: проблема объекта познания, роли чувств и разума в достижении истины, соотношения знания и опыта, а также вопрос о теоретических способах познания. Он впервые создал целостную систему философских понятий – категорий и определил собственную позицию в вопросе об истине. Для последующего развития учения о человеке большую роль сыграли идеи Аристотеля о душе и мышлении. В учении о человеке Аристотель выразил свое понимание человека как общественного существа, как носителя разума и нравственности. В философии Аристотеля нашли свое обобщение и развитие идеи о роли собственности в человеческой жизни, об условиях добродетельной жизни, о возможности достижения счастья. Аристотель создал теорию государства, в которой [с.59] уделил главное внимание проблемам социальной справедливости, общественной пользы, нравственных основ политической деятельности. Аристотель выступал как сторонник общественной жизни, основанной на разумных началах, как противник всякого рода тиранических и деспотических режимов. Высшим назначением государства Аристотель считал содействие счастливой жизни людей. Разумеется, все идеи Аристотеля несут на себе отпечаток его времени, особенностей эпохи IV столетия до н.э. Труды Аристотеля: «Метафизика», «О душе», «Политика», «Категории», «Никомахова этика», «Большая этика» и др.
Дата добавления: 2013-12-14; Просмотров: 271; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |