Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Учение о государстве




Этика

А вам, мои судьи, я хочу теперь объяснить, почему, на мой взгляд, человек, который действительно посвятил жизнь фило­софии, перед смертью полон бодрости и надежды обрести за могилой величайшие блага.

Те, кто подлинно предан философии, заняты, по сути ве­щей, только одним – умиранием и смертью. (Федон. 63е-64а // Платон. Собр. соч. – Т. 2. – С.14.)

Стало быть, именно в том прежде всего обнаруживает себя философ, что освобождает душу от общения с телом в несрав­ненно большей мере, чем любой из людей? Да, пожалуй. (Федон. 65а // Платон. Собр. соч. – Т. 2. – С.15.)

Если бы смерть была концом всему, она была бы счастливой находкой для дурных людей: скончавшись, они разом избавля­лись бы и от тела, и – вместе с душой – от собственной пороч­ности. Но на самом-то деле, раз выяснилось, что душа бессмер­тна, для нее нет, видно, иного прибежища и спасения от бедст­вий, кроме единственного: стать как можно лучше и как можно Разумнее. (Федон. 107c,d // Платон. Собр. соч. – Т. 2. – С.269.)

Вот каким путем нужно идти в любви – самому или под чьим-либо руководством; начав с отдельных проявлений прекрасного, надо все время, словно бы по ступенькам, подни­маться ради самого прекрасного вверх – от одного прекрас­ного тела к двум, от двух – ко всем, а затем от прекрасных тел к прекрасным нравам, а от прекрасных нравов к пре­красным учениям, пока не поднимешься от этих учений к [с.57] тому, которое и есть учение о самом прекрасном, и не по­знаешь наконец, что же это – прекрасное. И в созерцании прекрасного самого по себе, дорогой Сократ, – продолжала мантинеянка, – только и может жить человек, его увидев­ший. (Пир. 121с,d // Платон. Собр. соч. – Т. 2. – С.121-122.)

Значит, если есть какое-либо благо, не причастное к зна­нию, то, может быть, и добродетель не есть знание; если же нет такого блага, которое не охватывалось бы знанием, то мы, пред­положив, что добродетель – это знание, сделаем верное пред­положение. (Менон. 87d // Платон. Собр. соч. – Т. 1. С. 598.)

Так вот, если добродетель – это нечто, обитающее в душе, и если к тому же она не может не быть полезной, то, значит, она и есть разум: ведь все, что касается души, само по себе не по­лезно и не вредно, но становится вредным или полезным бла­годаря разуму или по безрассудству. В согласии с этим рассуж­дением добродетель, коль скоро она полезна, и есть не что иное, как разум. (Менон. 88c-d // Платон. Собр. соч. – Т. 1. С. 599.)

Государство, – сказал я, – возникает, как я полагаю, когда каждый из нас не может удовлетворить сам себя, но нуждается еще во многом... Таким образом, каждый человек привлекает то одного, то другого для удовлетворения той или иной потребно­сти. Испытывая нужду во многом, многие люди собираются во­едино, чтобы обитать сообща и оказывать друг другу помощь: такое совместное поселение и получает у нас название государ­ства... (Государство. 369b-c // Платон. Собр. соч. – Т. 3. С. 130.)

Пока в государствах не будут царствовать философы, либо так называемые нынешние цари и владыки не станут благо­родно и основательно философствовать и это не сольется вое­дино – государственная власть и философия, и пока не будут в обязательном порядке отстранены те люди – а их много – ко­торые ныне стремятся порознь либо к власти, либо к филосо­фии, до тех пор, дорогой Главкон, государствам не избавиться от зол... (Государство. 473d // Платон. Собр. соч. – Т. 3. С. 252.)

Хотя все члены государства братья..., но бог, вылепивший нас, в тех из вас, кто способен править, примешал при рож­дении золота, и поэтому они наиболее ценны, в помощников их – серебра, железа же и меди в земледельцев и разных ре­месленников. Вы все родственны, но большей частью рождаете себе подобных, хотя все же бывает, что от золота родится серебряное потомство, а от серебра – золотое; то же и в ос­тальных случаях. От правителей бог требует прежде всего и преимущественно, чтобы именно здесь они оказались доблест­ными стражами и ничто так усиленно не оберегали, как свое потомство, наблюдая, что за примесь имеется в душе их детей, и, если ребенок родится с примесью меди или железа, они никоим образом не должны иметь к нему жалости, но посту­пать так, как того заслуживают его природные задатки, то есть включать его в число ремесленников или земледельцев; если же родится кто-нибудь с примесью золота или серебра, это надо ценить и с почетом переводить его в стражи или в помощники. (Государство. 415a-с // Платон. Собр. соч. – Т. 3. С. 184-185.)

Сейчас мы лепим в нашем воображении государство, как мы полагаем, [с.58] счастливое, но не в отдельно взятой его части, не так, чтобы лишь кое-кто в нем был счастлив, но так, чтобы оно было счастливо все в целом... (Государство. 420с // Платон. Собр. соч. – Т. 3. С. 189.)

Таким образом, при росте и благоустройстве нашего госу­дарства надо предоставить всем сословиям возможность иметь свою долю в общем процветании, соответственно их природ­ным данным. (Государство. 421с // Платон. Собр. соч. – Т. 3. С. 190.)

Так, по-видимому, мы нашли для наших стражей еще что-то такое, чего надо всячески остерегаться, – как бы оно не про­никло в государство незаметным для стражей образом.

– Что же это такое?

– Богатство и бедность. Одно ведет к роскоши, лени, нов­шествам, другая кроме новшеств – к низостям и злодеяниям. (Государство. 421e-422a // Платон. Собр. соч. – Т. 3. С. 191).

АРИСТОТЕЛЬ (384-322 до н.э.)

Творчество Аристотеля содержит в себе обобщение философской деятельности в Древней Греции. Глубокое понимание ценности сделанного до него выдающимися его предшественниками позволило Аристотелю переосмыслить всю предшествующую философскую мысль и выйти далеко за ее пределы.

Область философских интересов Аристотеля велика. Для понимания философии Аристотеля важно обратить внимание, прежде всего, на его учение о бытии, его теорию познания, его учение о человеке и обществе. Большой интерес представляют рассуждения Аристотеля о философии и ее предназначении в человеческой жизни.

В своем учении о бытии Аристотель стремился к созданию целостного представления о мире, такой теории, которая позволила бы с единых позиций истолковывать все многообразие существующего. В этом отношении особенно интересны его мысли о сущем и сущности, о природе и материи, о движении и причине. Аристотель не согласился с теорией идей (эйдосов) Платона и подверг ее критике.

В учении о познании Аристотель четко обозначил основную философскую проблематику: проблема объекта познания, роли чувств и разума в достижении истины, соотношения знания и опыта, а также вопрос о теоретических способах познания. Он впервые создал целостную систему философских понятий – категорий и определил собственную позицию в вопросе об истине.

Для последующего развития учения о человеке большую роль сыграли идеи Аристотеля о душе и мышлении. В учении о человеке Аристотель выразил свое понимание человека как общественного существа, как носителя разума и нравственности. В философии Аристотеля нашли свое обобщение и развитие идеи о роли собственности в человеческой жизни, об условиях добродетельной жизни, о возможности достижения счастья. Аристотель создал теорию государства, в которой [с.59] уделил главное внимание проблемам социальной справедливости, общественной пользы, нравственных основ политической деятельности. Аристотель выступал как сторонник общественной жизни, основанной на разумных началах, как противник всякого рода тиранических и деспотических режимов. Высшим назначением государства Аристотель считал содействие счастливой жизни людей. Разумеется, все идеи Аристотеля несут на себе отпечаток его времени, особенностей эпохи IV столетия до н.э.

Труды Аристотеля: «Метафизика», «О душе», «Политика», «Категории», «Никомахова этика», «Большая этика» и др.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2013-12-14; Просмотров: 271; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.