КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Банковский аудит и его основные направления
Основные направления банковского надзора и его инструменты
Все элементы системы банковского надзора органически связаны между собой. Единство системы надзора обеспечивается его правовой основой, входящей в эту систему в качестве самостоятельного элемента. Правовая основа банковского надзора охватывает, прежде всего, законодательные акты, определяющие субъекты и сферу надзора, функции и права органов, осуществляющих надзор. Правовую основу механизма и инструментов надзора составляют нормативные документы надзорных органов. Наряду с банковским регулированием и надзором устойчивость банковского сектора зависит от состояния банковского аудита. Банковский аудит — это один из видов аудиторской деятельности, которая начинает свою историю в современной России с 1991 г. Появление аудита вообще и банковского в частности обусловлено развитием рыночных отношений в России, становлением рынка капиталов в стране, что потребовало создания разных типов систем контроля за деятельностью кредитных учреждений: государственного (в лице Банка России), независимого (в лице аудиторских организаций), внутрибанковского (в лице служб внутреннего контроля кредитных организаций). В эффективной системе банковского аудита заинтересованы сами банки, их собственники, Банк России, клиенты и инвесторы. Для банков проверенная и заверенная аудиторами отчетность свидетельствует о ее достоверности, характеризует истинное положение кредитной организации на рынке, подтверждает возможность ее дальнейшего функционирования и развития. Для собственников банка аудиторское заключение дает основание считать, что результаты деятельности, обозначенные в финансовой (бухгалтерской) отчетности, достоверны и отражают реализацию целей, поставленных ими перед менеджментом. Для Банка России аудиторское заключение позволяет определить степень достоверности отчетности, представляемой кредитной организацией, на основании которой оценивается ее финансовая устойчивость и принимаются меры надзорного реагирования. Для клиентов и инвесторов проведенная аудиторская проверка свидетельствует о степени надежности кредитной организации, о возможности установления и развития деловых отношений. Все правовые документы, регулирующие аудиторскую деятельность, можно разделить на три группы: 1) законодательные акты; 2) нормативные документы регулирующих органов; 3) правила (стандарты) аудиторской деятельности. К законодательным актам, регулирующим аудит, в том числе и банковский, в первую очередь, относится Федеральный закон «Об аудиторской деятельности». В этом первом в России законодательном акте, регулирующем аудит, определены такие важные понятия, как «аудит», «аудитор», «аудиторская тайна», «аудиторское заключение». Кроме того, в нем зафиксированы цель аудита, права аудиторов и аудируемых лиц, порядок контроля качества работы аудиторских фирм, порядок аттестации аудиторов, создание единого регулирующего органа — уполномоченного федерального органа государственного регулирования аудиторской деятельностью. В развитие названного Закона Правительство РФ в 2002 г. приняло три постановления. · Постановление Правительства РФ «О вопросах государственного регулирования аудиторской деятельности» от 6 февраля 2002 г. № 80, в котором Министерство финансов России определено в качестве уполномоченного федерального органа исполнительной власти, осуществляющего государственное регулирование аудиторской деятельности, а также утверждены Правила обмена квалификационных аттестатов аудитора, выданных в установленном порядке до вступления в силу Федерального закона «Об аудиторской деятельности», на аттестаты, предусмотренные указанным Федеральным законом. · Постановление «О лицензировании аудиторской деятельности» от 29 марта 2002 г. № 190, в котором закреплены следующие положения: ü лицензирование аудиторской деятельности осуществляет Министерство финансов России; ü срок действия лицензии — пять лет; ü сформулированы лицензионные требования и условия при осуществлении аудиторской деятельности (наличие в штате аудиторской организации не менее пяти аудиторов, имеющих квалификационные аттестаты аудитора, соответствующие профилю ее аудиторской деятельности; ü проведение аудита и оказание сопутствующих аудиту услуг в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации; ü соблюдение правил внутреннего контроля качества проводимых аудиторских проверок; ü обеспечение сохранности сведений, составляющих аудиторскую тайну, и некоторые другие; ü конкретизирован набор документов, представляемых в лицензирующие органы для получения лицензии; ü закреплено право лицензирующего органа проводить проверки лицензиатов с целью контроля за соблюдением лицензионных требований и условий, основания для проведения таких проверок, условия и порядок проведения. · Постановление «О мерах по обеспечению проведения обязательного аудита» от 30 ноября 2005 г. № 706, которым утверждены Правила проведения конкурса по отбору аудиторских фирм на проведение обязательной ежегодной аудиторской проверки организации, в уставном капитале которой доля государственной собственности составляет не менее 25%. Важное значение для регулирования аудита имеют правила (стандарты) аудиторской деятельности. Федеральные правила (стандарты) аудиторской деятельности являются обязательными для аудиторских организаций, индивидуальных аудиторов, а также аудируемых лиц, за исключением положений, в отношении которых указано, что они носят рекомендательный характер. Стандарты аудиторской деятельности определяют: · содержание основных понятий, используемых в аудите: цель и основные принципы аудита, документацию, существенность в аудите, аудиторские доказательства, аффилированные лица, события после отчетной даты; · общие правила (стандарты), представляющие собой свод профессиональных требований по квалификации аудитора, независимости его точки зрения и должному вниманию ко всем вопросам, касающимся выполняемой работы, и др.; · рабочие правила (стандарты), или правила (стандарты) проведения аудиторской проверки; в них раскрываются положения о необходимости планирования проверки, изучения и оценки систем бухгалтерского учета и внутреннего контроля, получения доказательных материалов, контроля качества аудита и т.п.; · правила (стандарты) составления отчета, предусматривающие требования как к форме отчетности аудитора (соответствующее название, дата, подпись и др.), так и к ее содержанию (законная основа проведения аудита, полнота составления отчета, указание объекта и периода проверки, соответствие стандартам). Значение стандартов аудиторской деятельности достаточно многогранно: наряду с повышением качества проверок, содействием внедрению в повседневную практику передовых навыков аудиторские стандарты помогают аудиторам вести переговоры с клиентами и заключать с ними договора, дают возможность самим пользователям лучше понять процесс проверки и служат основанием для доказательства в суде качества проведения аудита. Организационные основы банковского аудита включают: · процесс заключения договоров с аудируемым лицом; · составление программы и плана аудиторской проверки, а также круга лиц, участвующих в ней; · составление и оформление аудиторского заключения и согласование его выводов с аудируемым лицом; · организацию внутрифирменного контроля качества; · составление отчетности о результатах деятельности аудиторской фирмы за год и представление ее в Министерство финансов РФ. В понимании содержания аудиторской деятельности в банковской сфере важно рассмотреть различные направления такой деятельности. Как правило, эти направления могут касаться: · общих вопросов постановки в кредитной организации бухгалтерского учета и отчетности; · проверки правильности формирования и использования фондов кредитной организации; · проверки депозитных операций; · кредитного портфеля; · операций кредитной организации на межбанковском рынке; · операций с ценными бумагами; · кассовых операций; · организации и учета безналичных расчетов; · операций со средствами в иностранной валюте; · материальных и нематериальных активов и капитальных вложений; · доверительного управления имуществом; · доходов, расходов и прибыли; · правильности составления финансовой и публикуемой отчетности. По указанным направлениям: · изучается наличие и содержание учетной политики кредитной организации; · определяется соответствие постановки бухгалтерского учета требованиям федерального законодательства и нормативным документам Банка России; · выражается мнение о достоверности отражения финансового положения кредитной организации в учете и финансовой отчетности; · проводятся аналитические процедуры. В процессе аудиторской проверки кредитной организации изучаются: · соблюдение установленных принципов и правил учета соответствующих операций; · наличие и качество оформляемых документов, подтверждающих обоснованность этих операций; · правильность оплаты документов со счетов клиентов и с корреспондентских счетов; · достаточность созданных резервов по активным балансовым и внебалансовым операциям; · соблюдение установленного порядка хранения бухгалтерских документов. Конкретные процедуры осуществления аудиторской проверки должны найти отражение в рабочих программах аудитора. Обязательным направлением аудиторской проверки кредитной организации является оценка правильности расчета и выполнения обязательных нормативов, установленных Банком России. Данное направление аудиторской проверки специфично для кредитных организаций, оно позволяет выразить мнение о соблюдении кредитной организацией пруденциальных норм, регулирующих уровень банковских рисков. На основе результатов такой оценки формируется суждение аудиторов о перспективах непрерывной деятельности аудируемой кредитной организации. Указанная проверка включает следующие этапы: 1) проверку правильности расчета обязательных нормативов; 2) анализ выполнения обязательных нормативов; 3) соблюдение правил обязательного резервирования; 4) изучение эффективности системы внутрибанковского контроля над состоянием обязательных нормативов и формированием фонда обязательного резервирования; 5) формирование выводов по результатам проверки. В последние годы особое значение в процессе проведения аудиторской проверки уделяется изучению качества управления кредитной организацией, в том числе качеству системы управления банковскими рисками. В этой связи аудиторы проверяют: · наличие в кредитной организации банковской политики с выделением кредитной, депозитной, инвестиционной; · наличие и качество инструктивных и методических материалов по оценке, анализу и регулированию банковских рисков; · соблюдение требований Банка России и внутрибанковских нормативных документов; · эффективность работы кредитного комитета и службы внутреннего контроля.
Дата добавления: 2013-12-14; Просмотров: 1514; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |