Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Банковский аудит и его основные направления





Доверь свою работу кандидату наук!
1500+ квалифицированных специалистов готовы вам помочь

Основные направления банковского надзора и его инструменты

Направление надзора Инструменты
Лицензирование и государственная регистрация 1. Требования к кредитным организациям для получения лицензий и государственной регистрации 2. Виды лицензий 3. Требования к порядку представления кредитными организациями документов в надзорный орган и порядок их рассмотрения 4. Основания для отказа в выдаче лицензии или ее отзыва
Дистанционный надзор 1. Пруденциальные нормы и требования к кредитным организациям 2. Методы и методики анализа отчетности и другой информации о кредитной организации 3. Методы и методики оценки деятельности кредитной организации и классификация их по степени проблемности 4. Система предупредительных и принудительных мер воздействия на кредитные организации, нарушающие пруденциальные нормы и требования
Инспектирование 1. Программа инспектирования 2. Методы и методики комплексных и тематических проверок банков 3. Рекомендации по составлению сводного заключения по результатам проверки 4. Процедуры рассмотрения результатов проверки и принятия соответствующих решений

Все элементы системы банковского надзора органически связаны между собой. Единство системы надзора обеспечивается его правовой основой, входящей в эту систему в качестве самостоятельного элемента.

Правовая основа банковского надзора охватывает, прежде всего, законодательные акты, определяющие субъекты и сферу надзора, функции и права органов, осуществляющих надзор.

Правовую основу механизма и инструментов надзора составляют нормативные документы надзорных органов.

Наряду с банковским регулированием и надзором устойчивость банковского сектора зависит от состояния банковского аудита.

Банковский аудит — это один из видов аудиторской деятельности, которая начинает свою историю в современной России с 1991 г.

Появление аудита вообще и банковского в частности обусловлено развитием рыночных отношений в России, становлением рынка капиталов в стране, что потребовало создания разных типов систем контроля за деятельностью кредитных учреждений: государственного (в лице Банка России), независимого (в лице аудиторских организаций), внутрибанковского (в лице служб внутреннего контроля кредитных организаций).



В эффективной системе банковского аудита заинтересованы сами банки, их собственники, Банк России, клиенты и инвесторы.

Для банков проверенная и заверенная аудиторами отчетность свидетельствует о ее достоверности, характеризует истинное положение кредитной организации на рынке, подтверждает возможность ее дальнейшего функционирования и развития.

Для собственников банка аудиторское заключение дает основание считать, что результаты деятельности, обозначенные в финансовой (бухгалтерской) отчетности, достоверны и отражают реализацию целей, поставленных ими перед менеджментом.

Для Банка России аудиторское заключение позволяет определить степень достоверности отчетности, представляемой кредитной организацией, на основании которой оценивается ее финансовая устойчивость и принимаются меры надзорного реагирования.

Для клиентов и инвесторов проведенная аудиторская проверка свидетельствует о степени надежности кредитной организации, о возможности установления и развития деловых отношений.

Все правовые документы, регулирующие аудиторскую деятельность, можно разделить на три группы:

1) законодательные акты;

2) нормативные документы регулирующих органов;

3) правила (стандарты) аудиторской деятельности.

К законодательным актам, регулирующим аудит, в том числе и банковский, в первую очередь, относится Федеральный закон «Об аудиторской деятельности».

В этом первом в России законодательном акте, регулирующем аудит, определены такие важные понятия, как «аудит», «аудитор», «аудиторская тайна», «аудиторское заключение». Кроме того, в нем зафиксированы цель аудита, права аудиторов и аудируемых лиц, порядок контроля качества работы аудиторских фирм, порядок аттестации аудиторов, создание единого регулирующего органа — уполномоченного федерального органа государственного регулирования аудиторской деятельностью.

В развитие названного Закона Правительство РФ в 2002 г. приняло три постановления.

· Постановление Правительства РФ «О вопросах государственного регулирования аудиторской деятельности» от 6 февраля 2002 г. № 80, в котором Министерство финансов России определено в качестве уполномоченного федерального органа исполнительной власти, осуществляющего государственное регулирование аудиторской деятельности, а также утверждены Правила обмена квалификационных аттестатов аудитора, выданных в установленном порядке до вступления в силу Федерального закона «Об аудиторской деятельности», на аттестаты, предусмотренные указанным Федеральным законом.

· Постановление «О лицензировании аудиторской деятельности» от 29 марта 2002 г. № 190, в котором закреплены следующие положения:

ü лицензирование аудиторской деятельности осуществляет Министерство финансов России;

ü срок действия лицензии — пять лет;

ü сформулированы лицензионные требования и условия при осуществлении аудиторской деятельности (наличие в штате аудиторской организации не менее пяти аудиторов, имеющих квалификационные аттестаты аудитора, соответствующие профилю ее аудиторской деятельности;

ü проведение аудита и оказание сопутствующих аудиту услуг в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации;

ü соблюдение правил внутреннего контроля качества проводимых аудиторских проверок;

ü обеспечение сохранности сведений, составляющих аудиторскую тайну, и некоторые другие;

ü конкретизирован набор документов, представляемых в лицензирующие органы для получения лицензии;

ü закреплено право лицензирующего органа проводить проверки лицензиатов с целью контроля за соблюдением лицензионных требований и условий, основания для проведения таких проверок, условия и порядок проведения.

· Постановление «О мерах по обеспечению проведения обязательного аудита» от 30 ноября 2005 г. № 706, которым утверждены Правила проведения конкурса по отбору аудиторских фирм на проведение обязательной ежегодной аудиторской проверки организации, в уставном капитале которой доля государственной собственности составляет не менее 25%.



Важное значение для регулирования аудита имеют правила (стандарты) аудиторской деятельности. Федеральные правила (стандарты) аудиторской деятельности являются обязательными для аудиторских организаций, индивидуальных аудиторов, а также аудируемых лиц, за исключением положений, в отношении которых указано, что они носят рекомендательный характер.

Стандарты аудиторской деятельности определяют:

· содержание основных понятий, используемых в аудите: цель и основные принципы аудита, документацию, существенность в аудите, аудиторские доказательства, аффилированные лица, события после отчетной даты;

· общие правила (стандарты), представляющие собой свод профессиональных требований по квалификации аудитора, независимости его точки зрения и должному вниманию ко всем вопросам, касающимся выполняемой работы, и др.;

· рабочие правила (стандарты), или правила (стандарты) проведения аудиторской проверки; в них раскрываются положения о необходимости планирования проверки, изучения и оценки систем бухгалтерского учета и внутреннего контроля, получения доказательных материалов, контроля качества аудита и т.п.;

· правила (стандарты) составления отчета, предусматривающие требования как к форме отчетности аудитора (соответствующее название, дата, подпись и др.), так и к ее содержанию (законная основа проведения аудита, полнота составления отчета, указание объекта и периода проверки, соответствие стандартам).

Значение стандартов аудиторской деятельности достаточно многогранно: наряду с повышением качества проверок, содействием внедрению в повседневную практику передовых навыков аудиторские стандарты помогают аудиторам вести переговоры с клиентами и заключать с ними договора, дают возможность самим пользователям лучше понять процесс проверки и служат основанием для доказательства в суде качества проведения аудита.

Организационные основы банковского аудита включают:

· процесс заключения договоров с аудируемым лицом;

· составление программы и плана аудиторской проверки, а также круга лиц, участвующих в ней;

· составление и оформление аудиторского заключения и согласование его выводов с аудируемым лицом;

· организацию внутрифирменного контроля качества;

· составление отчетности о результатах деятельности аудиторской фирмы за год и представление ее в Министерство финансов РФ.

В понимании содержания аудиторской деятельности в банковской сфере важно рассмотреть различные направления такой деятельности.

Как правило, эти направления могут касаться:

· общих вопросов постановки в кредитной организации бухгалтерского учета и отчетности;

· проверки правильности формирования и использования фондов кредитной организации;

· проверки депозитных операций;

· кредитного портфеля;

· операций кредитной организации на межбанковском рынке;

· операций с ценными бумагами;

· кассовых операций;

· организации и учета безналичных расчетов;

· операций со средствами в иностранной валюте;

· материальных и нематериальных активов и капитальных вложений;

· доверительного управления имуществом;

· доходов, расходов и прибыли;

· правильности составления финансовой и публикуемой отчетности.

По указанным направлениям:

· изучается наличие и содержание учетной политики кредитной организации;

· определяется соответствие постановки бухгалтерского учета требованиям федерального законодательства и нормативным документам Банка России;

· выражается мнение о достоверности отражения финансового положения кредитной организации в учете и финансовой отчетности;

· проводятся аналитические процедуры.

В процессе аудиторской проверки кредитной организации изучаются:

· соблюдение установленных принципов и правил учета соответствующих операций;

· наличие и качество оформляемых документов, подтверждающих обоснованность этих операций;

· правильность оплаты документов со счетов клиентов и с корреспондентских счетов;

· достаточность созданных резервов по активным балансовым и внебалансовым операциям;

· соблюдение установленного порядка хранения бухгалтерских документов.

Конкретные процедуры осуществления аудиторской проверки должны найти отражение в рабочих программах аудитора.

Обязательным направлением аудиторской проверки кредитной организации является оценка правильности расчета и выполнения обязательных нормативов, установленных Банком России. Данное направление аудиторской проверки специфично для кредитных организаций, оно позволяет выразить мнение о соблюдении кредитной организацией пруденциальных норм, регулирующих уровень банковских рисков.

На основе результатов такой оценки формируется суждение аудиторов о перспективах непрерывной деятельности аудируемой кредитной организации.

Указанная проверка включает следующие этапы:

1) проверку правильности расчета обязательных нормативов;

2) анализ выполнения обязательных нормативов;

3) соблюдение правил обязательного резервирования;

4) изучение эффективности системы внутрибанковского контроля над состоянием обязательных нормативов и формированием фонда обязательного резервирования;

5) формирование выводов по результатам проверки.

В последние годы особое значение в процессе проведения аудиторской проверки уделяется изучению качества управления кредитной организацией, в том числе качеству системы управления банковскими рисками.

В этой связи аудиторы проверяют:

· наличие в кредитной организации банковской политики с выделением кредитной, депозитной, инвестиционной;

· наличие и качество инструктивных и методических материалов по оценке, анализу и регулированию банковских рисков;

· соблюдение требований Банка России и внутрибанковских нормативных документов;

· эффективность работы кредитного комитета и службы внутреннего контроля.

 

 

Поможем в написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой




Дата добавления: 2013-12-14; Просмотров: 1355; Нарушение авторских прав?;


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



ПОИСК ПО САЙТУ:


Читайте также:
studopedia.su - Студопедия (2013 - 2022) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.034 сек.