КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Малые и средние предприятия
Виды инвестиционных стратегий на микроуровне Развитие предприятия и роль в нем инвестиционной стратегии Виды инвестиционных стратегий на микроуровне
Инвестиционная стратегия на микроуровне (на уровне предприятия) базируется на следующих базовых концепциях финансового менеджмента: – Сочетание стратегии и тактики финансового менеджмента; – Максимизация доходов фирмы в сочетании с минимизацией финансовых и производственных рисков; – Рост капитализации фирмы (рост стоимости акционерного капитала – стоимости собственников фирмы); – Создание и поддержание конкурентных преимуществ фирмы – создание уникальной и выгодной стратегической позиции на рынках, содержащей определенный набор конкурентных видов деятельности. Существуют несколько основных вариантов инвестиционных стратегий на уровне предприятия. Инвестиционные стратегии различаются для предприятий из разных стран, отраслей, различных форм собственности, масштаба фирмы, территориального расположения, вида продукции, технологического уровня и т.д. Рассмотрим промышленные предприятия, реализующие продукцию на конкурентных рынках. 1. Венчурные предприятия – малые технологические предприятия, осуществляющие рискованные проекты. Для их финансирования создаются специальные венчурные фонды. Базовой концепцией развития венчурных предприятий является реализация цепочки (рис.1). Идея, инновация, инвестиции в ОКР или НИР, изготовление опытной инновационной партии продукции, завоевание ниши на рынке и быстрый выход на IPO (первичная продажа акций).
Венчурная фирма в своем развитии проходит следующие стадии: семенная стадия (прединвестиционное финансирование компаниями фондами посевного капитала на самом раннем этапе) - старт - ранний рост -экспансия IPO или продажа фирмы стратегическому инвестору. То есть стратегия здесь базируется на основной цели и функции венчурного технологического предприятия: создание малого, но быстро растущего предприятия, быстрое воплощение некой инновации в новейшем продукте и выгодная продажа фирмы стратегическому инвестору, который будет продолжать финансирование развития фирмы. Венчурный технологический бизнес является базой современного развития страны и создания постиндустриальной экономики и экономики знаний. 2. Инновационное малое предприятие — фирма, реализующая проект или выпускающая продукцию с инновацией. В странах Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) доля инновационно активных предприятий находится в диапазоне от 25 до 80%. Причем для инновационной экономики такие предприятия составляют подавляющее большинство предприятий, поскольку в условиях свободной конкуренции только они выживают за счет конкурентных преимуществ. Инвестиционная стратегия инновационных предприятий — вложение основной части инвестиций в перспективные инновационные продукты, защищенные охранными документами (патентами, свидетельствами об изобретениях). На инновационном предприятии с целью снижения рисков формируется портфель эффективных инвестиционных проектов. 3. Малое не инновационное предприятие, как правило, не имеет какой-либо разработанной инвестиционной стратегии. Оно развивается на основе интуиции руководителя, который использует политику операционной эффективности. Малое предприятие, в случае удачной деятельности, осуществляет повышение эффективности текущей (операционной) деятельности мелкими шагами (повышение конкурентоспособности продукции и др.), что приводит к росту доходов. Подобных предприятий в России — более 90%, а в некоторых развитых странах — более 50%. 4. Среднее инновационное предприятие имеет несколько вариаций инвестиционной стратегии. Инвестиционная стратегия предпринимателя (инвестора), купившего венчурную фирму, заключается в быстром росте капитализации фирмы (рыночной стоимости) и захвате Рынков сбыта. Средние предприятия, обладающие значительным интеллектуальным капиталом, могут вести агрессивную наступательную патентную политику на рынках. Расширять подобным образом свое рыночное пространство, укреплять свои конкурентные преимущества. Этими предприятиями используются также стратегии; — «Поиск наград». Данную стратегию используют фирмы, работающие на рынках наукоемкой продукции. Инвестиционная политика строится на венчурных (рискованных) инвестиционных проектах, компенсирующих высокие риски ожидаемыми сверхприбылями; — «Пирамида». Мобилизуются все доступные источники для реализации одной, но перспективной инвестиционной программы; — «Все для вас». Стратегия следования за стабильным и крупным потребителем (например, крупной и прибыльной фирмой). В этом случае предприятие работает по принципу «от добра — добра не ищут» и работает по заказам крупного потребителя своей продукции. 5. Среднее не инновационное предприятие. Подобные предприятия часто не имеют стратегии как таковой, а занимаются повышением эффективности операционной (текущей) деятельности фирмы. И можно сказать, что это и есть их «стратегия». В то же время предприятие может использовать стратегию следования за стабильным и крупным потребителем, который и будет определять стратегию «сателлита». 6. Корпорации используют два основных подхода в отношении инвестиционной стратегии [М. Портер]. 1) Отсутствие стратегии, которую заменяет политика операционной эффективности (эту политику проводят так же, как указывалось выше, многие малые предприятия и средние фирмы). Инвестиционная стратегия отсутствует, а инвестиции направляются на повышение операционной эффективности. Данную политику использовали некоторые японские корпорации. 2) конкурентная стратегия, основанная на использовании и развитии конкурентных преимуществ корпорации. В свою очередь конкурентная стратегия включает те или е частные стратегии: — стратегию роста интеллектуальной собственности корпорации, роста ее человеческого капитала, стратегию патентной и лицензионной экспансии. За счет этого поддерживаются и усиливаются конкурентные преимущества корпорации; — стратегию поддержания монопольного положения в отрасли или в определенной рыночной товарной нише; — стратегию слияний и поглощений; — стратегию экономии на издержках; — стратегию развития на базе собственных средств иих эффективного использования в инвестиционных проектах; — стратегию минимизации рисков путем разделения их с партнерами в инвестиционных проектах; — стратегию дифференциации, основанную на разнообразии продукции и услуг; — стратегию фокусировки, ориентированную на узкую группу потребителей. Инвестиционная стратегия, как часть общей политики фирмы, включает: — повышение финансовой устойчивости фирмы; — повышение платежеспособности фирмы; — эффективное использование средств; — увеличение прибыли и рыночной стоимости бизнеса; — развитие человеческого капитала фирмы; — адаптацию к изменяющимся потребностям рынка; — создание новых эффективных и конкурентоспособных производств; — повышение эффективности традиционных производств; — повышение инновационного потенциала — использование инноваций для выпуска конкурентоспособных товаров; — повышение организационного потенциала — осуществление инвестиций в организационное развитие фирмы; — расширение рынков сбыта; — снижение рисков. Политика операционной эффективности фирмы заключается в постоянном улучшении показателей текущей деятельности. Операционная эффективность сводится к повышению производительности труда, качества стандартных продукции и услуг, оборачиваемости текущих активов, скорости реализации текущих решений и задач и пр. Операционная эффективность означает выполнение сходных видов деятельности лучше, чем это делают конкуренты. Она направлена на повышение эффективности практической деятельности, позволяющей компании лучше использовать имеющиеся факторы производства, например, за счет снижения брака продукции. В противоположность этому стратегия или стратегическое позицирование на рынке означает осуществление отличных от конкурентов видов деятельности или выполнение схожей деятельности, но другими путями, трудно доступными конкурентам. Политика операционной эффективности без разработанной и четкой стратегии имеет свои ограничения и недостатки. Различия между компаниями в издержках или цене обусловлены многими видами деятельности, необходимыми для создания, продвижения на рынки, продажи и доставки их товаров и услуг. Преимущество по издержкам объясняется более эффективным по сравнению с конкурентами ведением отдельных видов деятельности, но это преимущество временное. Фирмы отличаются по затратам, технологиям, мотивации работников, организационному управлению отдельными видами деятельности или всей деятельностью в целом и т.д. Различия в операционной эффективности определяют различия в прибыльности фирм. Например, именно различия в эффективности производств позволили японским производителям в 80-е гг. предложить низкую стоимость и высокое качество одновременно. Введем верхнюю границу производительности, которая составляет сумму всех существующих, известных идоступных лучших методов организации производственных работ в любой конкретный момент. Увеличивая операционную эффективность, любая компания имеет возможность, используя эти методы, приближаться к указанной границе. Это может потребовать инвестиций, повышения качества персонала и т.д. Так, например, те производители, которые взяли на вооружение японскую практику быстрого перехода на выпуск новой продукции, в 80-е гг. успешно с ними конкурировали. Конкуренты очень быстро перенимают известные передовые приемы менеджмента, новые технологии, вводят усовершенствования и лучшие способы удовлетворения потребителей. И способствуют этому многочисленные и легко доступные консультанты. Конкуренция в операционной эффективности сдвигает границу производительности все выше, поднимая этот предел для каждой фирмы. И все стремятся к одному пределу, не имея особых различий. В результате никто из таких конкурентов не получает существенного преимущества на рынке. В то же время ярким примером преимуществ использования разработанной стратегии является отказ фирм США от совершенствования и выпуска телевизоров в 1980-х гг. и переход на разработку и выпуск программного обеспечения и компьютерных технологий. В результате они почти монопольно заняли этот рынок на десятилетия. Особую роль в конкуренции фирм приобретают информационные технологии и глобализация информационного пространства.
Дата добавления: 2013-12-14; Просмотров: 379; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |