Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Пользователи информации финансового менеджмента

Источники финансовых ресурсов предприятия. Классификация финансовых ресурсов

Вопрос 2. Ресурсы как основа производственной деятельности

1. Для того чтобы организация могла осуществлять свою деятель­ность, ей необходимы финансовые ресурсы. Финансовые ресурсы предприятия представляют собой совокупность всех видов денеж­ных средств, финансовых активов, которыми хозяйствующий субъ­ект располагает и может распоряжаться. Они являются результатом взаимодействия поступления, расходов и распределения денежных средств, их накопления и использования.

Финансовые ресурсы образуются как результат: производства и реализации товаров, работ, услуг; распределения и перераспределения выручки от реализации.

К финансовым ресурсам относятся те денежные средства пред­приятия, которые остаются в его распоряжении после выполнения всех обязательств по платежам и взносам, отчислениям и финан­сированию текущих расходов.

2, Движение финансовых ресурсов обеспечивает деятельность хозяй­ственных субъектов. От того, насколько грамотно финансовый менеджер управляет этим процессом, зависит успех деятельности, результат работы и долгосрочная жизнь хозяйственного субъекта.
Все решения, принимаемые финансовым менеджером в связи
с движением финансовых ресурсов,
можно разделить на три блока:

• инвестирование ресурсов;

* осуществление основной хозяйственной деятельности предприятия через использование этих ресурсов;

• обеспечение рационального сочетания источников финансирования в целях создания фондов под эти ресурсы.

3, К управлению финансовыми ресурсами предъявляются определенные требования:

• централизация финансовых ресурсов, что позволяет обеспечить быструю маневренность и концентрацию средств на наиболее важных направлениях хозяйственной деятельности;

• строгое соблюдение договорных отношений с участниками хозяйственно-финансовых связей, выполнение финансовых обя­зательств перед партнерами;

• разработка планов по поступлениям денежных средств и опреде­лению основных направлений их использования на предстоящий период и долгосрочную перспективу;

• определение потребности в финансовых ресурсах на каждый конкретный момент времени, предстоящий период (квартал, год) и на перспективу.

4, Обычным условием функционирования организаций в рыночных условиях является ограниченность финансовых ресурсов по от­ношению к возможности их использования. Поэтому задача финансового менеджера по удовлетворению всех имеющихся финансовых потребностей предприятия рассматривается им и как тактическая, и как стратегическая.

Планы хозяйственной деятельности каждого предприятия должны содержать обоснованные ответы на следующие вопросы:

• Для достижения каких целей нужны денежные средства и на какой период (кратко- или долгосрочный)?

• Когда и сколько нужно этих средств, можно ли обойтись собст­венными финансовыми ресурсами или необходимо обращаться к займам или кредитам?

• Какова стоимость этих займов и кредитов?

Исходным для формирования финансовых ресурсов является оп­ределение потребности в основных фондах и оборотных средствах..

Целью разработки финансовой политики предприятия является построение эффективной системы управления финансами, направленной на достижение стратегических и тактических целей его деятельности.

 

1. Состав финансовых ресурсов (финансового капитала) предприятия.

Собственный капитал состоит из: взносов учредителей (уставный или складочный капитал), накопленных предприятием собственных средств (в том числе резервного фонда и фондов целевого назна­чения) и прочих взносов (например, пожертвований).

Накапливаемый собственный капитал имеет три источника: i/ прибыль от производственной и финансовой деятельности (она накапливается в виде резервного капитала, нераспределенной прибы­ли прошлого и отчетного годов и фондов накопления);

• амортизационные отчисления;

• увеличение стоимости основного капитала предприятия при его
переоценке в результате инфляции (добавочный капитал).

Основными источниками заемных средств для российских предпри­ятий являются краткосрочные кредиты банков и иных коммерче­ских организаций и коммерческие кредиты, оформляемые в виде простых векселей.

 

2. Все экономические активы делятся на:

* финансовые;

* нефинансовые.

Финансовые активы включают в себя денежные средства, финан­совые требования и обязательства в различной форме. Финансовые ресурсы формируются в результате хозяйственной деятельности после реализации продукции и услуг. Они обеспечивают круго­оборот основного и оборотного капиталов и взаимоотношения с учреждениями финансово-кредитной системы.

Нефинансовые активы в зависимости от происхождения подразделяются:

• на производственные (основной капитал, запасы материальных обо­ротных средств, ценности);

• непроизводственные материальные (земля и другие природные ресурсы);

* нематериальные (авторские права, патенты, товарные знаки, куп­ленные деловые связи, "гудвиллы" и др.).

3. Различают две группы элемент ов п роизводительного капитала по нату рально-вещественной форме в соответствии со способом пере­носа их стоимости на стоимость созданного товара:

основной капитал (здания, оборудование, машины и т. п.), ко­торый многократно используется в производственном цикле и по частям переносит свою стоимость на произведенные товары. Функции этого капитала не исчерпываются его одноразовым
употреблением. Он существует в долгосрочных формах, и доход от него поступает на протяжении продолжительного периода;

оборотный капитал (сырье, материалы, запасы, рабочая сила и т. д.), который используется полностью и переносит свою стоимость в течение одного производственного цикла, то есть речь идет о капитале (в виде материалов и сырья, заработной платы и т. д.), который полностью исчерпывает свою функцию в производстве в процессе его однократного применения.

Информация о величине каждого из указанных видов капитала в суммарном выражении приводится в бухгалтерском балансе. Баланс нужно рассматривать как накапливаемый итог деятельности от прошлых решений по инвестициям, производственной деятельности и финансированию. В нем отражается в хронологическом порядке запись всех сделок предприятия. Чистый эффект деятельности хозяйствующего субъекта в виде прибыли или убытков отражается в балансе как изменения собственно капитала.

 

Формирование информационной базы финансового менеджмента на предприятии — процесс целенаправленного подбора соответст­вующих информативных показателей, ориентированных как на, принятие стратегических решений, так и на эффективное текущее управление финансовой деятельностью.1 Эта база формируется для внутренних и внешних пользователей.

Внутренние пользователи информации финансового менеджмента — это высшее руководство и менеджеры всех уровней управления.

На основе этой информшии они осуществляют следующие действия:

выявляют на основе анализа финансовой отчетности потребности в финансовых ресурсах;

производят оценку инвестиционных решений и эффективности структуры капитала;

корректируют плановые показатели;

• •

формируют политику дивидендов;

составляют прогнозные формы отчетности и осуществляют предварительные расчеты финансовых показателей предстоящих отчетных периодов;

• оценивают возможности слияния с другой фирмой или ее приобретения, структурной реорганизации компании.

2. К данной группе внешних пользователей относятся:

• существующие и потенциальные собственники предприятия, определяющие изменение доли собственных средств предприятия оценивающие эффективность использования ресурсов;

• существующие и потенциальные кредиторы, оценивающие целесообразность предоставления или продления кредита, определения условий кредитования;

• поставщики и покупатели, определяющие надежность деловых связей с фирмой;

* государство в лице налоговых органов, проверяющих правиль­ность составления отчетности;

* служащие компании, интересующиеся данными отчетности, с точки зрения уровня их заработной платы и перспектив работы на данном предприятии.

Пользователи информации, непосредственно не заинтересованные в деятельности компании, защищают интересы предыдущей группы пользователей. К ним относятся.

*аудиторские службы, проверяющие соответствие данных отчетности определенным правилам с целью защиты интересов инвесторов;

* консультанты по финансовым вопросам, вырабатывающие ре­комендации своим клиентам относительно вложения капиталов в компанию;

*биржи ценных бумаг, оценивающие финансовую информацию при регистрации фирм, принимающие решения о приостановке деятельности какой-либо компании, оценивающие необходимость изменения методов учета и составления отчетности;

* законодательные органы, регулирующие предпринимательскую деятельность;

*юристы, оценивающие выполнение условий контрактов, соблюде­ния правовых норм при распределении прибыли и выплате ди­видендов;

*пресса и информационные агентства, использующие отчетность для статистических обобщений по отраслям;

*профсоюзы, определяющие свои требования в отношении за­работной платы и условий трудовых соглашений.

Вопрос 3. Финансовый план

Финансовый план является неотъемлемой частью бизнес-планиро­вания предприятия. Он призван обобщить материалы, изложен­ные в описательной части бизнес-плана, для того чтобы представить их в стоимостном выражении. Финансовый план является заключительным планом. Он составляется после разработки пла­нов реализации и производства, планов себестоимости, планов по труду и занятости и др.

В ходе составления финансового плана предприятие должно решить следующие задачи:

* определить основные финансовые показатели предприятия на пла­новый период;

* увязать финансовые показатели с производственными и коммер­ческими;

• выявить резервы увеличения доходов и прибыли предприятия;

• определить пути повышения эффективности использования фи­нансовых ресурсов.

2. В зависимости от сроков различают планы:

долгосрочные (от 3 до 5 лет), которые носят характер прогнозов;

текущие (на один год с поквартальной разбивкой). Основаны
на реальных планах производства и реализации и на конкретном
портфеле заказов;

оперативные (от 1 дня до 1 месяца).

В последнее время финансовые планы составляются в виде опре­деленных смет (бюджетов).

3. Для создания финансового плана необходимо подготовить сразу
несколько стандартных для мировой практики документов
:

* прогноз объемов реализации;

• баланс денежных расходов и поступлений;
* таблицу доходов и затрат;

• график достижения безубыточности;

* сводный баланс доходов и расходов предприятия;

• стратегию финансирования и анализ развития.

Основная задача вышеуказанных документов — дать представление о той доле рынка, которую предполагается завоевать новой про­дукцией. Рекомендуется составлять такой прогноз реализации на три года вперед с разбивкой по годам:

• первый год — данные приводятся помесячно;

• второй год — данные приводятся поквартально;

* третий год — данные приводятся общей суммой продаж за 12 ме­сяцев.

4. Финансовый план составляется финансовыми менеджерами или бухгалтерами. Финансовые планы сильно различаются по со­держанию в зависимости от величины производства, отрасли и самого предприятия.

В состав типового финансового плана входят:

* баланс доходов и расходов; таблица доходов и затрат;

* сводный баланс активов и пассивов предприятия;

• график достижения безубыточности;

* стратегия финансирования и анализ развития.

5. Баланс денежных расходов и поступлений. Его главная задача —
проверить синхронность поступления и расходования денежных средств, а значит, и будущую ликвидность предприятия при реа­лизации данного проекта. Полученная таким образом информация служит основой для определения общей стоимости всего проекта.

Баланс денежных расходов и поступлений требует тщательной проработки при его составлении, где статьи и суммы вложения с редств и их поступления от реализации продукиии отражаются сле­дующим образом.

• первый год — данные приводятся помесячно;

• второй год — данные приводятся поквартально;

• третий год — данные приводятся общей суммой продаж за 12 ме­сяцев.

6. Таблица доходов и затрат. Задача данного документа показать, как будет формироваться и изменяться прибыль:

* первый год — данные приводятся помесячно;

• второй год — данные приводятся поквартально;

• третий год — данные приводятся общей суммой продаж за 12 месяцев.

Среди анализируемых показателей выделяют:

* доходы от продаж товаров;

• издержки производства товаров;

• суммарную прибыль от продаж;

• общепроизводственные расходы (по видам);

• чистую прибыль.

7. Сводный баланс активов и пассивов предприятия. Его назначение (главным образом для специалистов коммерческих банков) — в оценке тех сумм, которые намечается вложить в активы разных ти­пов и за счет каких пассивов предприниматель собирается финансировать создание или приобретение этих активов. Рекомендуется составлять на начало и конец первого года реализации продукции.

График достижения безубыточности — это схема, показывающая влияние на прибыль объемов производства, продажной цен и себестоимости продукции (в разбивке на условно-постоянные
и условно-временные издержки).

С помощью этого графика можно найти так называемую точку безубыточности, то есть тот объем производства, при которой кривая, показывающая изменение выручки от реализации (при заданном уровне цен), пересечется с кривой, показывающей изменение себестоимости продукции. Допускается несколько вариантов такого графика, соответствующих разным уровням цен на продукцию

9. Стратегия финансирования и анализ развития. В этом раздел должен излагаться план получения средств для создания или расширения предприятия. При этом необходимо ответить на следующие

Сколько требуется средств для реализации данного проекта?

Ответ на данный вопрос можно получить из раздела бизнес-план; "Финансовый план".

Источники финансовых ресурсов и форма их получения.

Источниками могут служить: собственные средства; кредиты банков привлечение средств партнеров; привлечение средств акционера и т. д.

* Срок ожидаемого полного возврата вложенных средств и получе­ния инвесторами дохода от них?

Рекомендуется включить в бизнес-план специальные расчеты, дающие возможность определить срок окупаемости вложений.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Три модели бухгалтерского учета | Финансовое планирование в составе бизнес-планирования
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2013-12-13; Просмотров: 1033; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.043 сек.