Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Мозговой штурм

Организация и управление самостоятельной аудиторной работой студентов.

Виды самостоятельной работы студентов.

Практика работы со студентами позволяет выделить следующие основные виды самостоятельной активной деятельности студентов:

• составление тезисов и конспектов при работе с учебной, специальной, справочной и методической
литературой;

• самостоятельное изучение темы с использованием учебной и справочной литературы;

• работа по заданию преподавателя с новинками литературы по подготовке материала для
опережающего обучения и сообщение его на занятиях;

• поиск практических примеров в обществе, в средствах массовой информации по
изучаемым темам, разделам и дисциплине в целом;

• творческие диктанты по новой терминологии;

• составление кроссвордов;

ответы на вопросы по самостоятельно изученному студентами материалу;

• ответы на вопросы по средствам обучения;

• рецензирование работы сокурсников;

• решение проблемных ситуаций:

 

 

• самостоятельное составление практических задач по ранее изученному материалу;

• подготовка вопросов для тематических КВН, олимпиад.
рекламы, выставок, презентаций и других внеаудиторных мероприятий, проводимых в рамках
работы предметно-цикловых (методических) комиссий;

• подготовка рефератов, докладов по заданной теме;

• самостоятельная работа с нормативно-техническими документами;

• подготовка сообщений на конференциях;

• выполнение курсовых работ и дипломных проектов:

• выполнение лабораторных и практических заданий;

• научно-исследовательская работа.

Самостоятельная работа с учебником - это основной источник знаний по дисциплине, средство формирования учебных умений, овладение примами познавательной деятельности. В процессе обучения учебник выполняет информативную, обучающую, развивающую и воспитывающую функции. Перед выдачей задания для работы с учебником перед студентом ставится цель. Предлагаются задания нарастающей трудности (пересказать, найти ответ на вопрос, сделать вывод).

С первого самостоятельного задания студентам рекомендуется формировать папку «Собственные достижения», в которую будут складываться самостоятельно выполненные работы (конспекты, отчеты по всем самостоятельно выполненным практическим заданиям, самостоятельно

разработанные и оформленные документы и т.д.).

Развитие самостоятельной работы позволяет уйти от традиционных групповых занятий. Самостоятельная работа - это, прежде всего, приобретение конкретных умений и навыков, т.е. применение знаний в работе.

Особую роль в развитии самостоятельной деятельности будущего специалиста играет научно-исследовательская работа студентов под руководством преподавателя.

Современные требования к организации и управлению образовательным процессом свидетельствуют о необходимости использования таких методов и приёмов обучения, которые обеспечат немалый успех работы преподавателя со студентами ОУ. Главная цель любого преподавателя сделать обучение эффективным, а для этого обучающиеся должны быть максимально активными. Существующая практика преподавания, когда большую часть времени студенты проводят, в аудиториях, пассивно слушая лекции, постепенно себя изживает во всем мире, поэтому целесообразно использовать при организации самостоятельной работы активные (вовлечённые) методы обучения.

В условиях личностно-ориентированного обучения преподаватель выступает в роли организатора самостоятельной активной познавательной деятельности студента. Он помогает выйти на конечный результат. Обучение является активным процессом. Знания и навыки развиваются в процессе проведения практических занятий и лабораторных работ. Активное вовлечение студентов в учебный процесс дает им возможность применять полученные знания в профессиональной деятельности. На занятиях 10% времени отводиться на обучение, 20% на демонстрацию, а 70% времени студент должен сам выполнять работу.

Методики активного обучения более эффективны, когда они используются в сочетании друг с другом, каждый метод используется не более 20-25 минут. Применение нескольких методов на занятии способствует меньшей утомляемости студентов, их большей самостоятельности, решению практических задач при усвоении нового материала, чередованию деятельности преподавателя и студента, подкреплению словесной информации демонстрацией (развитие зрительной памяти), получению большей информации по изучаемому вопросу. К основным методам активного обучения в системе профессионального образования относятся:

• мозговой штурм;

• управляемая пленарная дискуссия (громкое обсуждение; тихое обсуждение);

• игра;

• групповая деятельность на занятиях (работа в парах; работа в малых группах):

• коллективная система обучения:

• семинарское занятие:

• кейс-стади;

• вопрос-ответ и другие.

Применение данных методов обучения на занятии выводит урок за его традиционные рамки.

 

Мозговой штурм (Brain storm -с английского - совместная выработка идей) - это способ получения большого количества идей от группы людей по конкретной теме за короткий период времени. Данный метод представляет собой один из эффективных приемов продуцирования идей. Этот метод используется, чтобы:

• переключиться с одной темы и сосредоточиться на следующей теме;

• определить широту изучаемой дисциплины или темы;

• создать живую атмосферу в учебной аудитории:

• быстро получить 30-40 идей.

Существует 2 этапа проведения мозгового штурма:

1. Совместная выработка идей - 10-15 минут;

2. Связка- 5-10 минут.

Методика совместной выработки идей заключается в следующем:

• на доске пишется короткое название темы. Например, «Менеджер должен обладать

качествами....»; «Электромеханик должен обладать знаниями.»; «Официант должен обладать

умениями и навыками_»;

• студенты, коротко в двух-трёх словах высказывают мысль;

• то, что предлагается не обсуждается, а только записывается;

• не спорить ни с какими идеями;

• все идеи записываются как можно быстрее;

• поощряются новые идеи;

• процесс направляется в нужное русло, обращая внимание на определённые, уже написанные
слова;

 

• остановитесь, когда увидите, что у вас достаточно материала для обсуждения.
Чтобы провести связку высказанных идей:

• выделяются главные идеи, над которыми вы будете работать;

• студенты определяют пункты списка, относящиеся к каждой из основных идей;

• находятся связи между пунктами;

• делается вывод, который указывает на широту вопроса и необходимость его глубокого
рассмотрения.

Вся работа не должна занимать более 20-25 минут.

Все обучающиеся вовлекаются в работу, стимулируется мыслительный процесс и, когда их предложения сводятся вместе, сразу становится ясно, насколько широка проблема обсуждения.

Преподаватели считают такой вид работы полезным, поскольку он дает представление о глубине обобщенных знаний, характере опыта студентов и уровне их подготовки. Использование этого метода помогает преподавателю адаптировать свой подход и стиль преподавания к реальным потребностям группы.

Мозговой штурм - великолепный метод повышения мотивации студентов в процессе занятий и для оживления отдельных занятии.

Данная техника эффективна лишь в том случае, если разрабатывается конкретная и точная проблема, если лее проблема слишком обширна, или сложна, то мозговой штурм будет менее эффективен.

Для эффективного использования потенциала студентов группы рекомендуется проводить игровое тестирование (например, на классных часах или во время кружковой работы), для которого не требуется дополнительной подготовки ни преподавателя, ни студентов.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Дидактические цели самостоятельной работы | Управляемая пленарная дискуссия
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2013-12-13; Просмотров: 836; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.019 сек.