Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Лекция 4




X +2 Y = 40

Итак, основные положения теории предельной полезности отражают экономические связи, которые можно представить в формуле: "потребитель - потребность - полезность блага - его ценность - цена". Так, по-видимому, можно оценивать товар и рыночные отношения со стороны покупателя, потребителя.

 

3.3 Принципы рационального поведения потребителя. Потребительские предпочтения. Кривая и карта безразличия.

При анализе потребительского поведения нам придется столкнуться с проблемой полезности и ее измерения. Как известно, активное использование категории полезности в экономическом анализе было применено экономистами маржиналистского направления. В исследованиях маржиналистов важное место занимала проблема количественного измерения величин предельной полезности. В зависимости от ответа на вопрос об измерителе полезности экономисты разделились на два основных направления: кардиналистов (сторонников поиска абсолютных показателей измерения полезности: У. Джевонс, А. Маршалл и др.) и ординалистов, считавших достаточным сопоставление благ по их полезности. Взгляды последних сегодня являются более признанными и сформулированы как порядковая теория полезности. Наибольший вклад в разработку порядковой теории полезности внесли Ф. Эджуорт, В. Парето, И. Фишер. Эта теория приобрела более развитый вид в работах Р. Аллена и Дж. Хикса.

Вслед за ординалистами мы делаем следующие предположения:

1) Предпочтения сформированы: потребитель может сравнивать и упорядочивать различные наборы данных с точки зрения их предпочтительности, большей или меньшей полезности для него (аксиома полной упорядоченности):

A предпочтительнее B: A >B;

А хуже В: А< В;

А и В равноценны: А ~ В.

2) Предпочтения транзитивны: Если А>B, а В>С, то А>С (аксиома транзитивности).

3) Предпочтение всегда отдается большему количеству любого товара: (аксиома ненасыщаемости).

Для примера возьмем следующие комбинации благ.

Ассортиментные наборы благ Количество продуктов питания Количество одежды
А    
B    
C    
D    
E    
F    

При анализе будем использовать двумерные графики, однако основные выводы, легко могут быть распространены на ситуацию со сколь угодно большим числом товаров.

В нашем примере набор А более предпочтителен, чем набор Е (по трем предпосылкам анализа), набор D более предпочтителен, чем набор А. Набор А легко сравнивать с наборами в заштрихованных областях: в области I более предпочтительные, по сравнению с А наборы, а в области III - менее. По поводу точек в областях II и IV необходимо дополнительное исследование.Сравнение А с наборами B,F, C возможно только на основе информации об их оценке конкретным потребителем. Наш потребитель одинаково оценивает наборы А, В и С. Но тогда F - менее предпочтительный набор.

Можно соединить плавной линией точки, соответствующие наборам В, А и С. Полученная линия - кривая безразличия.

Кривая безразличия - кривая,показывающая совокупность наборов продуктов, обладающих равной полезностью для потребителя.

Исследуя потребительские предпочтения более полно, можно построить карту безразличия.

Карта безразличия - множество кривых безразличия, которые характеризуются равными полезностями на одной линии и разными - на разных.

 

Кривые безразличия, отстоящие дальше от начала координат, характеризуют наборы с большей полезностью. Карта безразличия дает полную информацию о системе предпочтений потребителя, не требуя абсолютного количественного измерения полезности.

Свойства кривых безразличия:

1) Нисходящий характер. Для сохранения того же уровня полезности увеличение потребления одного блага должно компенсироваться сокращением потребления другого блага.

2) Кривые безразличия не могут пересекаться.

Обратное предположение нарушает предпосылки: на рисунке набор А должен быть равноценен набору В, так как они находятся на одной кривой безразличия. Наборы В и С включают одинаковое количество одежды, но набор В более предпочтителен. Этот набор включает большее количество продуктов питания, следовательно, в силу предпосылки о ненасыщаемости он предпочтительнее. Отсюда, в силу предпосылки о транзитивности, набор А предпочтительнее набора С. Но это противоречит предположению об эквивалентности наборов А и С.

3) Кривые безразличия являются вогнутыми. Это связано с принципом убывающей предельной полезностью, согласно которому, чем большим количеством данного блага располагает потребитель, тем меньшим количеством другого блага он готов пожертвовать, чтобы получить больше данного блага.

На следующем рисунке приведена иллюстрация убывающей предельной полезности. При переходе от набора А к набору В (увеличении количества продуктов питания на единицу) потребитель готов поступиться шестью единицами одежды. При движении от D к Е он готов пожертвовать только одну единицу одежды. Для измерения количества “жертвы” используют меру, названную предельной нормой замещения.

Предельная норма замещения (MRS -Marginal rate of substitution) - максимальное количество блага, от которого потребитель готов отказаться, чтобы получить дополнительную единицу данного блага.

MRS = - DY / DX (U=const)

В формуле исчесления предельной нормы замещения используется знак “-”, так как DY< 0. По абсолютному значению предельная норма замещения равна наклону кривой безразличия. Поскольку предельная норма замещения убывает (в нашем примере: 6; 4; 2; 1), это свидетельствует об убывании наклона касательной, что и характеризует вогнутость кривой безразличия.

Предельная норма замещения показывает предельную полезность (выгоду), которую обеспечивает дополнительная единица блага(в нашем случае - продовольствия).

3.4 Бюджетные ограничения. Изменение покупательной способности потребителя. Условие потребительского равновесия

Предпочтения не полностью объясняют поведение потребителя. На индивидуальный выбор влияет также покупательная способность потребителя, которая определяется, с одной стороны, бюджетом потребителя, с другой - уровнем цен.

Предположим:

I - доход покупателя, который может быть потрачен на одежду и питание;

X - количество продуктов, которое может быть приобретено им;

Y - количество предметов одежды, которое может быть закуплено этим покупателем;

PX - цена единицы продовольствия;

PY - цена единицы одежды.

Тогда:

PX * X - сумма денег, затраченная на питание;

PY * Y -сумма средств, затраченная на приобретение одежды.

Весь доход расходуется на эти цели, значит покупательная способность может быть описана уравнением:

I = PX * X + PY * Y ( * )

Это уравнение принято называть уравнением бюджетной линии.

Из уравнения бюджетной линии можно заключить, что:

(I / PX ) - максимальное количество продовольствия, которое может приобрести потребитель;

(I / PY ) - максимальное количество одежды, которое может приобрести потребитель.

Выразим из уравнения (*) Y:

Y = I / PY - (PX / PY)* X;

-(PX/PY) - угловой коэффициент бюджетной линии, отрицательное отношение цен товаров.

 

Приведем пример.

Предположим, доход потребителя составляет I = 40 тыс. ден. ед.;

цена товара X составляет PX= 1 тыс. ден. ед.;

цена товара Y PY = 2 тыс. ден. ед.

Согласно условиям, наш потребитель имеет покупательную способность, которую можно описать следующим уравнением:

Угловой коэффициент бюджетной линии равен -1/2.

При этих условиях можно приобрести следующие комбинации потребительских товаров.

Ассортиментные Наборы товаров Питание (X) Одежда (Y)
A    
B    
C    
D    
E    

 

Представим покупательную способность потребителя на диаграмме. Построим по точкам из вышеприведенной таблицы линию. Это и есть бюджетная линия потребителя.

Бюджетная линия интерпретирует покупательную способность потребителя, его возможности приобретения желаемых благ при имеющемся доходе и существующих ценах.

Изменение дохода и цен изменяют покупательную способность. Проанализируем эти изменения последовательно.

· Изменение дохода

Увеличение дохода увеличивает покупательную способность, что графически интерпретируется смещением бюджетной линии вправо. Снижение дохода отражается в смещении бюджетной линии влево.

· Изменение цен товаров. Если изменяется цена одного товара, например, продуктов питания, то меняется отрезок, отсекаемый бюджетной линией на оси Х: цена растет в 2 раза, значит отрезок будет меньше в 2 раза; при снижении цены в 2 раза отрезок, отсекаемый на горизонтальной оси бюджетной линией будет в 2 раза больше.

Если изменяются обе цены, все зависит от соотношения цен. Если оно неизменно, угол наклона останется прежним, то есть новая бюджетная линия пройдет параллельно старой.

Проанализировав как желания, так и возможности покупателя, совместим результаты наших исследований и выясним, какая комбинация товаров из всех, доступных потребителю, будет для него наиболее предпочтительной.

· Потребительский выбор.

Оптимальный набор потребителя должен отвечать двум требованиям:

Он должен находиться на бюджетной линии (слева от бюджетной линии - область, где доход не расходуется полностью, справа - наборы, не доступные в рамках данного дохода).

Набор товаров должен обеспечить наибольшую полезность. Из всех доступных наборов потребитель выберет тот, который принадлежит наиболее удаленной от начала координат кривой безразличия.


Потребитель не выберет набор В, так как это - точка пересечения бюджетной линии с кривой безразличия U1, лежащей ближе к началу координат, чем U2 и U3. Точка С не доступна для потребителя, как недоступна и любая точка на кривой безразличия U3. Оптимальным для потребителя набором будет А, который содержит 20 единиц продуктов питания и 10 единиц одежды.

В точке А наклоны бюджетной линии и кривой безразличия совпадают. Напомним, что наклон бюджетной линии равен -(PX / PY ), а наклон кривой безразличия равен - MRS. Следовательно, в точке оптимума выполняется равенство:

MRS= PX / PY

 

Условием равновесия потребителя является равенство предельной нормы замещения отношению цен товаров, иными словами:

соотношение, в котором при данных ценах потребитель способен замещать один товар другим, равно соотношению, в котором потребитель согласен замещать один товар другим без изменения уровня своего удовлетворения.

Потребитель, максимизирующий полезность, покупает товары таким образом, что их предельные полезности в расчете на одну денежную единицу, равны.

Контрольные вопросы:

11. В чем заключаются главные свойства товара?

12. Кратко определите сходство взглядов Смита и Менгера.

13. Что такое «полезность»?

14. В чем заключается потребительский выбор?

15. Что такое «условие равновесия потребителя»?

16. Объясните экономический смысл бюджетной линии.

17. Какую информацию несет в себе наклон бюджетной линии?

18. Дайте понятие предельной полезности.

19. Что показывают кривые безразличия?

20. Чем отличаются кардиналистская и ординалистская теории полезности?

 

Тестовые задания:

1. Предположим, что потребительский выбор ограничивается двумя товарами. Определите, при каком допущении точка, потребительского выбора лежит на бюджетной линии:

а) отдельный потребитель не может повлиять на цены товаров;

б) потребитель не может повлиять на величину своего дохода;

в) потребитель тратит весь свой доход на покупку товаров;

г) потребитель покупает хотя бы одну единицу каждого товара.

2. Если изменяется доход потребителя, то:

а) произойдет параллельный сдвиг бюджетной линии;

б) бюджетная линия сдвигается, но не обязательно параллельно;

в) бюджетная линия не изменит своего положения;

г) мы ничего не знаем о новом положении бюджетной линии.

3. Кривая безразличия показывает:

а) различные комбинации двух экономических благ, имеющих одинаковую полезность;

б) одинаковые по полезности потребительские наборы;

в) эффективную замену одного блага другим;

г) верны все утверждения

4. Общая полезность какого-либо блага увеличивается, если предельная полезность:

а) только уменьшается;

б) только увеличивается;

в) увеличивается или уменьшается, но является величиной отрицательной;

г) увеличивается или уменьшается, но является величиной положительной.

5. Если реальный доход потребителя возрастет, то линия бюджетных ограничений:

а) сместится влево;

б) сместится вправо;

в) изменится наклон бюджетной линии;

г) пересечет кривую безразличия.

6. Укажите, какой из типовых рядов может быть использован для иллюстрации снижающейся предельной полезности:

а) 0, 150, 100, 50;

б) 0, 300, 400, 500;

в) 0, 350, 370, 380;

г) 0, 150, 125, 130.

7. Понятие «предельная полезность» товара А означает:

а) максимальную полезность при покупке в расчете на единицу товара А;

б) приращение общей полезности при покупке дополнительной единицы товара А;

в) реакцию покупателей на изменение цены товара А;

г) отношению общей полезности товара А к числу купленных единиц товара А.

8. Количественное соотношение товаров, которым покупатель «жертвует» ради приобретения одной дополнительной единицы другого товара, называют:

а) предельной нормой замещения товаров;

б) эффектом присоединения к большинству покупателей при выборе товаров;

в) эффектом дохода;

г) эффектом сноба.

9. Функция полезности показывает:

А. товары, обеспечивающие минимальные затраты;

Б. степень удовлетворения от потребления товаров;

В. Какая сумма денег тратится на приобретение полезного товара;

Г. Соотношение полезностей двух товаров.

10. Какая из перечисленных характеристик имеет отношение к кривым безразличия:

А. линейность;

Б. положительный наклон;

В. отрицательный наклон;

Г. квадратичная зависимость.

 

 


 

ТЕМА4. ТЕОРИЯ ПОВЕДЕНИЯ ФИРМЫ

Вопросы:

1. Фирма как субъект рыночного хозяйства.

2. Равновесие конкурентной фирмы

3. Условие максимизации прибыли монополистом

4. Классификация издержек

 

4.1. Фирма как субъект рыночного хозяйства.

Предпринимательство - особый вид экономической активности (целесообразной деятельности, направленной на извлечение прибыли), которая основана на самостоятельной инициативе, ответственности и инновационной предпринимательской идее.

Основной единицей предпринимательской деятельности выступает фирма.

Фирма - это:

· производственно - технологический и имущественный комплекс, ориентированный на производство конкретного товара или услуги,

· коллектив людей с особыми экономическими интересами в получении прибыли и личного дохода.

На уровне фирмы совершаются основные микроэкономические процессы; они производят абсолютное большинство товаров и услуг, которые распределяются, обмениваются и доводятся фирмами и предпринимателями до потребителя.

В собственности фирм находится основная часть национального богатства - средства производства, информационные и другие интеллектуальные ресурсы общества.

Необходимо различать фирму и предприятие, их место в рыночных отношениях, правомочность участия в имущественном обороте.

Предприятие - это производственная единица, территориально и технологически обособленная. Предприятие не является собственником имущества, последним предприятие может владеть лишь на основе договора аренды, лизинга или др. с фирмой. Предприятие входит в состав какой-либо фирмы (иногда фирма включает лишь одно предприятие). Не являясь собственником, предприятие не является и самостоятельным участником рыночного оборота, рыночных отношений, не может выступать субъектом имущественного права. На рынке предприятие действует как представитель фирмы или иного собственника.

Фирма – экономически и юридически самостоятельная предпринимательская единица (это - юридическое лицо). Фирма является субъектом рыночных отношений, бизнес - деятельности.

Фирма самостоятельно:

· выбирает партнеров по хозяйственным связям,

· несет ответственность за результаты хозяйственной деятельности;

· определяет ассортимент и объемы производства;

· осуществляет ценовую политику,

· ведет конкурентную борьбу, выбирая конкретные формы;

· осуществляет распределение прибылей и доходов.

Различают вертикально и горизонтально интегрированную фирму.

Вертикальная интеграция предполагает объединение фирм на основе осуществления последовательных стадий технологического процесса производства и реализации товаров. Например, интеграция в агрофирмах обычно объединяет этапы производства сельскохозяйственной продукции, ее переработку, транспортировку и доставку в торговую сеть, а иногда и реализацию потребителю.

Горизонтальная интеграция сопровождается приобретением одной фирмой других (подобных ей по сферам приложения капитала или ассортименту выпускаемой продукции) или их добровольное объединение на основе экономической заинтересованности. Обычно горизонтальная интеграция осуществляется в целях повышения конкурентоспособности, устойчивости фирмы в конкурентной борьбе. Разновидностью горизонтальной интеграции выступает диверсификация (diversification - разнообразие, многообразие). Она представляет проникновение фирмы в последовательно технологически не связанные отрасли. Например, фирма может объединять производство лекарств, химудобрений, химволокон.

Фирмы различаются между собой:

· по ассортименту выпускаемой продукции,

· по количеству входящих в них предприятий,

· по сферам приложения капитала (производство, посредничество, торговля),

· по масштабам (мелкий, средний и крупный бизнес),

· по организационно-правовым формам.

 

4.2. Равновесие конкурентной фирмы

 

В анализе поведения фирм мы исходим из их ориентации на получение максимума прибыли.

Для фирм, осуществляющих предложение своих товаров в различных рыночных структурах, по-разному складывается характер спроса. От этого существенно зависят условия равновесия фирм, то есть условия максимизации их прибыли.

Рассмотрим сначала рациональное поведение конкурентной фирмы.

Pr - (Profit) -прибыль фирмы;

TR - (Total Revenue) - валовой доход, который зависит от уровня цен и объемов продаж:

TR= P * Q;

MR - (Marginal Revenue) - предельный доход, то есть прирост валового дохода, приходящегося на единицу прироста объема продаж:

MR= D TR / D Q.

Для фирм, осуществляющих предложение на совершенно конкурентных рынках, спрос на их товары представляется как не зависящий от их собственных объемов предложения.

Конкурентные фирмы считаются ценополучателями, так как цена на их товары формируется на основе взаимодействия всех фирм, действующих в данной отрасли.

Сколько бы продукции не поставляла фирма на рынок, цена (P*) отдельной единицы будет величиной постоянной. Соответственно, доход, получаемый фирмой от производства и поставки на рынок дополнительной единицы продукции (предельный доход, MR) будет также величиной постоянной, равной цене единицы товара:

MR = D (P*Q) / D Q = (P * D Q) / D Q = P;




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2013-12-13; Просмотров: 1977; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.13 сек.