Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Плавила поведения фирм-монополистов




Поведение монополистических объединений на рынке отличается от того, что нам известно о свободной конкуренции, принципиально другим монополистов подходом к ценообразованию. Монополисты завоевывают рынок, чтобы с помощью устанавливаемых ими цен собирать своеобразную дань с зависимых от них хозяйствующих субъектов. Таким способом они получают гораздо большие доходы по сравнению с их средним уровнем,

Эти организации манипулируют (управляют) законом спроса: по своему произволу воздействуют на цену и объем спроса в своих интересах.

Господствующие на рынке фирмы используют в качестве своего основного инструмента манипулирования монопольную цену.

Монопольная цена - особый вид рыночной цены, которая устанавливается на уровне выше или ниже общественной стоимости или равновесной цены в целях получения монопольного дохода.

Однако надо заметить, что когда на рынке действует монопсония, скупающая продукцию у производителей, то монопольная цена имеет своим ориентиром кривую предложения. Но при господстве и монополии, и монопсонии имеется только одна кривая, а поэтому не образуется равновесная цена.

Правила поведения фирм - монополистов зависят от того, как они ведут свое "ценопроизводство".

Первое правило: фирмы устанавливают монопольно высокие цены на свою продукцию, превышающую общественную стоимость или возможную равновесную цену. Это достигается тем, что монополисты преднамеренно создают зону дефицита, сокращая объемы производства и искусственно создавая повышенный покупательский спрос. Такое поведение можно проследить на графике.

 

Предположим, что в какой-то отрасли до захвата ее рынка монополией (то есть в условиях конкуренции) цена равновесия (Цр) образовалась на уровне точки равновесия (Р), где пересеклись кривая спроса (С1-С2) и кривая предложения (П1-П2). При этом равновесный объем выпуска продукции составил величину Кр. Но затем монополия, учитывая эластичный спрос, сокращает уровень выпуска продукции до величины Км. Это, в конце концов, позволяет установить монопольно высокую цену Цм.

При каждом возобновлении процедуры повышения цен монополия, разумеется, учитывает потери, которые она несет от уменьшения объема производства и продажи товаров. Чтобы перекрыть такую утрату дохода, она устанавливает новые цены на столь высоком уровне, чтобы выручка от реализации меньшего количества изделий покрывала упущенную выгоду и давала возросшую сумму дохода.

Второе правило: монопсония устанавливает монопольно низкие цены на товары, закупаемые у аутсайдеров. Понижение цены по сравнению с общественной стоимостью или возможной равновесной ценой достигается посредством искусственного создания зоны избытка продукции. В этом случае монопсония преднамеренно уменьшает закупки товаров, из-за чего их предложение превышает монополистический спрос. Так обычно поступают монопсонии, которые занимаются переработкой сельскохозяйственной продукции, скупаемой у массы мелких ферм. Наглядно представить поведение можно на следующем графике:

 

Допустим, что в отрасли, перерабатывающей сельскохозяйственное сырье, в условиях конкуренции равновесная цена (Цр) устанавливается на уровне точки равновесия (Р) при пересечении кривой спроса (С^-С,) и кривой предложения (Г1-П2). Тогда равновесное количество продаваемого сырья составляет величину Кр. Но когда монопсония уменьшает закупки продукции у фермеров до уровня Км, устанавливается монопольно низкая цена Цм. Такая цена дает монопсонии желаемую выгоду. Ее выигрыш возрастает с каждым новым снижением закупочных цен, что является результатом преднамеренного создания зоны избытка реализуемой продукции.

Третье правило: фирма, одновременно являющаяся монополией и монопсонией, удваивает собираемую "дань" посредством так называемых "ножниц цен". Речь идет о монопольно высоких и монопольно низких ценах, уровни которых удаляются друг от друга подобно расходящимся лезвиям ножниц. Такое движение цен основывается на расширении зон избытка и дефицита товаров. Оно характерно для многих предприятий обрабатывающей промышленности, которые в условиях инфляции повышают цены на свои готовые изделия в несколько раз больше, чем увеличиваются цены в отраслях добывающей промышленности.

Во второй половине XX в. с ростом сферы агробизнеса в США, Франции, Великобритании и других западных странах "ножницы цен" стали одним из главных методов, с помощью которого крупные фирмы вытеснили мелких и средних фермеров из сельскохозяйственного производства.

В нашей стране "ножницы цен" использовались особенно широко в период индустриализации народного хозяйства. Государство, выполняя роль монополии и монопсонии, устанавливало относительно высокие цены на промышленные изделия и очень низкие закупочные цены на сельскохозяйственное сырье, чем нанесло большой ущерб экономике села. До сих пор такого рода "ножницы цен" не устранены.

Четвертое правило: фирмы - монополисты преднамеренно сдерживают совершенствование техники и технологии с тем, чтобы не подорвать искусственно поддерживаемый дефицит, а стало быть, и не лишиться монополистических выгод. Они скупают новейшие патенты на изобретения и, как говорится, "кладут под сукно" - не допускают их применение в производстве. Они поступают так до тех пор, пока обострившаяся конкуренция не вынудит их внедрять научно-технические достижения.

Значит, поведение фирм - монополистов наносит ущерб использованию производственных возможностей страны. Подсчитано, что в США чистые убытки от нерационального использования ресурсов в 80-е гг. составили 0,5-2% валового национального продукта. Но в правовом и демократическом государстве на негативные действия монополистов не могут не возникать и возникают противодействия.

 

 

Контрольные вопросы:

1. Определите сущность конкуренции в рыночной экономике.

2. Покажите различие между типами рыночных структур как формами конкуренции.

3. В чем отличие естественной и искусственной монополии?

4. Что такое монопсония?

5. Для чего разрабатывается антимонопольное законодательство?

6. Каковы функции конкуренции?

7. Что такое «ножницы цен»?

8. Дайте определение «монопольной цене».

9. Раскройте формы искусственной монополии.

10. Назовите правила конкуренции.

 

 

Тестовые задания:

  1. Свободный вход и выход фирм с рынка является необходимым условием совершенной конкуренции.

а. Верно

б. Неверно

  1. Какой рынок, скорее всего, будет монополией:

а. Бензоколонка в сельской местности;

б. Рынок гвоздик;

в. Рынок пшеницы;

г. Продавец «Сникерса».

  1. Совершенная конкуренция – это модель рынка, имеющая следующие особенности:

А. отдельное предприятие не может оказать влияние на рыночную цену;

Б. цена колеблется вокруг точки равновесия спроса и предложения;

В. Объемы ресурсов, необходимых для производства, ограничены;

Г. на рынке существует множество продавцов разных товаров.

4. Если в условиях совершенной конкуренции цена продукции выше ее средних и выше предельных издержек, то:

А. фирма получает прибыль;

Б. фирма получает убыток;

В. Необходимо увеличить выпуск продукции для максимизации прибыли;

Г. необходимо снизить выпуск продукции для максимизации прибыли.

5. Если в условиях совершенной конкуренции цена продукции выше ее средних, но ниже предельных издержек, то:

А. фирма получает прибыль;

Б. фирма получает убыток;

В. Необходимо увеличить выпуск продукции для максимизации прибыли;

Г. необходимо снизить выпуск продукции для максимизации прибыли.

6. Если в условиях совершенной конкуренции цена продукции ниже ее средних, но выше предельных издержек, то:

А. фирма получает прибыль;

Б. фирма получает убыток;

В. Необходимо увеличить выпуск продукции для максимизации прибыли;

Г. необходимо снизить выпуск продукции для максимизации прибыли.

7. Если в условиях совершенной конкуренции цена продукции ниже ее средних и ниже предельных издержек, то:

А. фирма получает прибыль;

Б. фирма получает убыток;

В. Необходимо увеличить выпуск продукции для максимизации прибыли;

Г. необходимо снизить выпуск продукции для максимизации прибыли.

8. Негативные последствия монополии:

А. формирование барьеров для входа в отрасль;

Б. создание искусственного дефицита;

В. Цены, завышенные по сравнению с равновесными;

Г. сдерживание внедрения достижений НТП;

Д. уменьшение издержек на рекламу.

9. Монополия – это модель рынка, имеющая следующие особенности:

А. монополист самостоятельно устанавливает рыночную цену;

Б. цена на продукцию зависит от объема выпуска;

В. Монополист устанавливает цену на ресурсы;

Г. на рынке существует множество продавцов.

10. К понятию дуополия относится:

А. конкуренция двух продавцов одного товара;

Б. монополистическая конкуренция;

В. Последовательная игра;

Г. простое товарищество;

Д. конкуренты не могут влиять на цены на рынке.

 


 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2013-12-13; Просмотров: 432; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.021 сек.