Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Лекция 5




P = MC = ATC

MR = P

Таким образом, у конкурентной фирмы остается только один параметр, который может изменить величину прибыли: объем предложения продукции. Для выявления оптимального объема предложения, позволяющего максимизировать прибыль, будем использовать предельный анализ.

Сопоставим величины предельного дохода и предельных издержек для разных объемов производства. Очевидно, поставлять на рынок дополнительную единицу продукции имеет смысл при условии, что издержки будут покрываться доходом, то есть рыночной ценой продукции. Следовательно, до тех пор, пока предельные издержки не сравняются с рыночной ценой необходимо осуществлять поставку продукции.

Равновесие в условиях совершенной конкуренции.

 

Рассмотрим более детально состояние равновесия конкурирующей фирмы. Для этого обратимся к анализу средних издержек и их сопоставлению с рыночной ценой товара. Здесь возможны три варианта решения:

а). Если рыночная цена (P) сложилась на уровне, который позволяет фирме покрывать совокупные средние издержки (ATC) при данном (Q0) объеме производства, следовательно, от каждой поставленной единицы продукции фирма получает прибыль, а производство в объеме Q0 обеспечивает максимизацию прибыли.

Максимизация прибыли конкурентной фирмой

 

б). Если рыночная цена (P) сложилась на уровне, меньшем совокупных средних издержек (АТС), но большем переменных средних издержек (AVC), то необходимо осуществлять производство в объеме Q0.

Минимизация убытков конкурентной фирмой

 

Если фирма не будет осуществлять предложение в этих условиях и прекратит производство, ее убытки будут больше на величину (P0 - AVC0) * Q0. Производство в данном объеме будет обеспечивать минимизацию убытков: доходы будут полностью покрывать переменные издержки и частично постоянные. Если предложение не осуществлять, то убытки, понесенные фирмой, будут больше: постоянные издержки не будут оплачены ни на копейку.

в). Если же цена (Р) не покрывает даже переменных издержек, то фирма будет минимизировать убытки, прекратив предложение. Тогда убытками будет величина постоянных издержек.

Прекращение предложения конкурентной фирмой

Анализ рационального поведение конкурентной фирмы - это одновременно и обоснование закона предложения: выделив все точки объема предложения, обеспечивающего максимизацию прибыли или минимизацию убытков, мы получаем краткосрочную кривую предложения фирмы.

Краткосрочная кривая предложения фирмы показывает количество продукции, которое будет предлагать фирма при каждом значении цены, чтобы максимизировать прибыль (минимизировать убытки).

Напомним, что длительный период в деятельности фирмы - это временной интервал, на котором фирма может изменить производственные мощности, полностью закрыть производство или организовать совершенно новое.

 

(Для студентов - Анализ поведения конкурентной фирмы в длительном периоде (разобрать самостоятельно: Макконмелл К.,, Брю С. Экономикс: Принципы, проблема и политика. Т.2, с. 79- 84) показывает, что конкурирующая фирма осуществляет предложение на долговременном интервале в объеме, соответствующем минимуму средних издержек.)

 

Таким образом, общее условие равновесия конкурентной фирмы может быть описано следующим равенством:

Это соотношение позволяет сделать следующие выводы:

1. Деятельность конкурентной фирмы характеризуется производственной эффективностью.

Равновесие фирмы при соблюдении равенства P=ATC означает, что конкурентный производитель всегда стремится к производству с минимальными затратами ресурсов, то есть стремится к производству наименее дорогостоящим способом.

2. Конкурентная фирма наиболее эффективно распределяет ресурсы, применяя их в производстве благ в том объеме, который соответствует общественным потребностям.

Издержки, использованные в производстве данного товара, могли бы пойти на изготовление и предложение других благ.

Равенство P=MC указывает на то, что производитель использует на производство данного продукта ресурсы только до тех пор, пока потребители готовы оплачивать его издержки.

Если бы предложение осуществлялось в объемах, соответствующих неравенству P<MC это означало бы избыточное привлечение ресурсов на производство данного товара. Цена, в которой выражена предельная полезность блага для потребителей, ниже предельных издержек, затраченных на это благо.

Аналогично, если бы имело место условие равновесия P>MC, это означало бы недостаточное направление ресурсов на производство данного товара. Цена спроса, отражающая предельную полезность, большая предельных издержек, подсказывает производителю, что потребители готовы платить за дополнительное количество именно этого товара.

 

4.3. Условие максимизации прибыли монополистом

 

Равновесие фирмы в условиях монополистического рынка отличается от равновесия конкурентной фирмы. Монополист является единственным субъектом, осуществляющим предложение на рынке данного товара. Следовательно, возможности влияния монополиста на рыночную конъюнктуру значительны.

Монополия позволяет диктовать рыночную цену, но установление цен монополистом происходит в соответствии с рыночным спросом.

Кривая спроса на продукт монополиста - нисходящая линия.

Если новый объем предложения (Q2) только на одну единицу больше прежде предлагавшегося объема (Q1), то дополнительно получаемый доход (MR) будет меньше новой цены товара (P2), так как и весь предыдущий объем предложения придется реализовать по более низкой цене P2..

MR = P2 - (P 1 - P2)*Q1 < P2

Кривые спроса и предельного дохода монополиста

 

Условие равновесия:

MR = МС

Оно сохраняется и для монополиста. Действительно, фирме резонно предлагать дополнительную единицу продукта только при условии получения дополнительного дохода на уровне, не меньшем, чем предельные издержки.

а). Рассмотрим равновесие монополиста, позволяющее ему максимизировать прибыль в краткосрочном периоде. Будем исходить из того, что издержки монополиста не отличаются от издержек конкурентного производителя.

Максимизация прибыли монополистом.

Равновесие монополиста интерпретируется точкой Еm. При Qm фирма - монополист максимизирует прибыль. Продукция реализуется по цене Pm. Поскольку в данном случае ATCm < Pm, то прибыль, исчисленная по формуле Pr = (P m - ATC m) * Q m принимает положительные значения.

б). В краткосрочном периоде может случиться так, что монополист будет вынужден осуществлять предложение товаров, чтобы минимизировать убытки.

Это может произойти в случае, если соотношение между рыночной ценой и издержками в точке равновесия описывается неравенством: AVCm < Pm < ATCm. Если монополист не будет осуществлять предложение в этих условиях и прекратит производство, его убытки будут больше на величину (Pm - AVCm) * Qm. Таким образом, фирма - монополист минимизирует убытки, производя в краткосрочном периоде объем Qm.

 

Минимизация убытков монополистом

4.4. Классификация издержек

Издержки -это денежное выражение стоимости ресурсов, необходимых для производства и реализации производимой фирмой продукции и услуг

В краткосрочном периоде постоянные издержки FC (fixed costs) - это те затраты, которые несет фирма независимо от колебаний в количестве производимой продукции и услуг.

К постоянным издержкам относятся:

· рентные платежи, затраты на аренду зданий, сооружений, оборудования;

· расходы на амортизацию, то есть на возмещение стоимости изнашиваемых средств производства;

· страховые взносы;

· оплата обязательств по займам (кредитным или облигационным);

· зарплата управленческого персонала;

· выплата налогов на недвижимость и др.

Переменные издержки (variable costs)- VC - это издержки, величина которых зависит от объемов производства и реализации продукции.

К переменным издержкам относятся:

· затраты на заработную плату производственных рабочих,

· стоимость сырья и основных и вспомогательных материалов,

· налог на прибыль, налог на добавленную стоимость,

· транспортные расходы и т.п.

Общие валовые издержки (total costs) - TC -сумма постоянных и переменных издержек в краткосрочном периоде.

График валовых издержек TC получается суммированием графиков постоянных и переменных издержек и представляет собой кривую, по форме повторяющую график переменных издержек, смещенную вверх на количество единиц постоянных издержек.

Совокупные, или валовые средние издержки - АТС -(average total costs) - валовые издержки, приходящиеся на единицу продукции: ATC = TC/Q

Аналогично рассчитываются средние постоянные (AFC) и средние переменные (AVC) издержки: AFC = FC/Q; AVC= VC/Q; ATC = AFC+AVC

Предельные издержки MC (marginal costs) - это дополнительные издержки, необходимые для производства дополнительной единицы продукции. MC = ΔTC/ΔQ

Кривая предельных издержек, подобно двум выше описанным кривым средних издержек, имеет U- образную форму. При чтении графика следует обратить внимание на то, что:

1) предельные издержки меньше средних до тех пор, пока последние убывают;

2) предельные издержки больше средних, как только последние начинают возрастать;

3) предельные издержки равны средним при объемах производства, обеспечивающих минимумы соответствующих средних издержек.

 

 

Контрольные вопросы:

  1. Сформулируйте условия получения максимальной прибыли и минимизации убытков.
  2. Определите содержание категории издержки.
  3. Какие виды издержек существуют в краткосрочном периоде?
  4. Чем определяется долгосрочный период функционирования фирмы от краткосрочного?
  5. Для чего необходимы предельные издержки?
  6. В чем заключается равновесие фирмы?
  7. В чем различие между понятиями «фирма» и «предприятие»?
  8. Объясните разницу между максимизацией прибыли и минимизацией издержек конкурентной фирмой.
  9. В чем отличие «цены безубыточности» и «цены прекращения деятельности»?
  10. Как максимизируется прибыль фирмой-монополистом?

 

Тестовые задания:

1. Из предложенного ниже списка выберите функцию затрат (издержек), которая наверняка относится к долгосрочному периоду:

а) ТС = 5Q2 + 3Q +10;

б) АТС = 7Q + 10;

в) МС = 100Q + 5/Q;

г) AVC = 5Q2 + 75/Q.

2. Если по мере роста объема производства фирмы ее средние переменные затраты (издержки) сокращаются, то:

а) предельные затраты также должны сокращаться;

б) средние общие затраты должны быть ниже, чем средние переменные затраты;

в) общие постоянные затраты также должны сокращаться;

г) предельные затраты должны быть ниже, чем средние переменные затраты.

3. Определите, какие из ниже перечисленных видов затрат (издержек) служат типичным примером переменных затрат (издержек) для фирмы:

а) расходы на сырье;

б) расходы на управленческий персонал;

в) расходы на зарплату вспомогательному персоналу;

г) плата за лицензию на ведение деятельности.

4. Неявные издержки представляют собой:

а. Постоянные издержки

б. Переменные издержки

в. Затраты собственных ресурсов фирмы

г. Безналичные расходы.

5. Общие издержки – это:

а. MV+AC б. AFC+AVC в. FC+VC г. AMC+AVC

6. Предельные издержки – это издержки:

а. Производства продукции наихудшего качества

б. Выпуска дополнительной единицы продукции

в. Использования дополнительной единицы фактора

г. Использования фактора наихудшего качества.

7. Краткосрочный период в микроэкономической теории – это отрезок времени, в течение которого:

а. Все факторы переменны

б. Все факторы постоянны

в. Фирма не может изменить размеры своих сооружений, но может изменить количество машин и оборудования

г. Фирма не может изменить ни размеры своих сооружений, ни количество используемых машин и оборудования

8. Примером переменных факторов производства может быть:

а. Электроэнергия;

б. Сырье;

в. Верно а) и б)

г. Все ответы неправильные

9. Если предельные издержки увеличиваются, то:

А. средние издержки увеличиваются;

Б. средние переменные издержки увеличиваются;

В. Средние постоянные издержки увеличиваются;

Г. Нет верного ответа.

10. Дополнительная оплата лицензии вызовет рост ___________ издержек:

А. постоянных;

Б. переменных;

В. средних;

Г. предельных.


 

ТЕМА5. СОВЕРШЕННАЯ КОНКУРЕНЦИЯ И МОНОПОЛИЯ

 

Вопросы:

1. Конкуренция: ее виды и экономическая роль

2. Монополия: место и роль на рынке

 

5. 1. Конкуренция: ее виды и экономическая роль

Сущность и виды конкуренции.

Конкуренция (лат. соnсurrere - сталкивать, состязаться) соперничество между участниками рыночного хозяйства за лучшие условия производства, купли и продажи товаров. Такое столкновение неизбежно и порождается объективными условиями: полной хозяйственной обособленностью каждого субъекта рынка, его полной зависимостью от хозяйственной конъюнктуры и противоборством с другими претендентами за наибольший доход. Борьба за экономическое выживание и процветание - закон рынка.

Конкуренция (как и ее противоположность - монополия) может существовать только при определенном состоянии рынка. Разные виды конкуренции (и монополии) зависят от определенных параметров (показателей) состояния рынка. Основными параметрами являются:

· количество фирм (хозяйственных, промышленных, торговых предприятий, имеющих права юридического лица), поставляющих товары на рынок;

· свобода вхождения предприятия на рынок и выхода из него;

· дифференциация товаров (придание определенному виду товаров одного и того же назначения разных индивидуальных особенностей - по фабричной марке, качеству, цвету и др.);

· участие фирм в контроле за рыночной ценой.

1. В зависимости от состояния рынка выделяются такие главные виды.

· Свободная ("совершенная") конкуренция.

· Соперничество между монополиями ("несовершенная" конкуренция).

· Регулируемая конкуренция.

2. С учетом методов состязательности различают следующие его формы.

· Ценовая конкуренция.

· Неценовая конкуренция.

 

 

Свободная конкуренция означает, во-первых, что на рынке имеется множество независимых фирм, самостоятельно решающих, что создавать и в каких количествах. Во-вторых, никем и ничем не ограничен доступ на рынок и такой же выход из него всем желающим. Это предполагает возможность каждому гражданину стать свободным предпринимателем и применить свой труд и материальные средства в. интересующей его отрасли хозяйства. Покупатели же должны быть свободны от всякой дискриминации (умаления прав) и иметь возможность купить товары и услуги на любом рынке. В-третьих, продукты определенного назначения одинаковы по важнейшим свойствам (не дифференцированы). В-четвертых, фирмы никак не участвуют в контроле за рыночными ценами.

Свободная конкуренция имеет дополнительные определения, которые более полно характеризуют ее свойства. В западной экономической литературе ее называют чистой, поскольку она свободна от всякого вмешательства государства и рынок также "чист" от монополий. Классический вид состязательности имеет и такой признак: участники торговых сделок имеют совершенное знание о торговых сделках (о качестве товаров, ценах и выгоде торговли). Все сказанное дало основание называть данный вид совершенной конкуренцией.

Свободная конкуренция, естественно, соответствует периоду классического капитализма. В более полной мере она проявилась, пожалуй, только в Англии и лишь в XIX веке. Свободное соперничество в современных условиях - редкое явление. Так, в западных странах такое явление можно обнаружить, например, на рынке ценных бумаг и на поприще рыночного состязания фермеров.

Между тем во всех существующих видах конкуренции в большей или в меньшей мере соблюдаются писанные и неписанные правила рыночного соперничества.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2013-12-13; Просмотров: 2231; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.014 сек.