Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Педагогические идеи В.И. Водовозова, В.Я. Стоюнина, Ф.И. Буслаева




1. Педагогические идеи В.И. Водовозова

2.Педагогические идеи В.Я. Стоюнина

3.Педагогические идеи Ф.И. Буслаева

1. Василий Иванович Водовозов (1825 - 1886) - педагог и методист.

В ходе общественных дискуссий начала 1860-х гг. выступил с критикой системы народного образования в России, исказившей, по убеждению Водовозова, изначально плодотворную идею общегуманного развития личности. Реформу обучения связывал с освоением "реального" или "практического" метода, опиравшегося на научные методы познания: свободное исследование, строгую последовательность в рассмотрении материала, индуктивные приемы анализа.

В "Книге для первоначального чтения в народных школах" (1896) и пособии к ней - "Книге для учителей" (1879) Водовозов разработал систему упражнений и аналитических бесед, последовательно охватывавших все этапы начального обучения.

В предложенном Водовозовым проекте создания 8-летней общеобразовательной общедоступной гимназии на "реальный" метод опиралось обучение не только естественнонаучным дисциплинам (круг которых был значительно расширен), но и гуманитарным. Водовозов составил программу преподавания отечественной словесности, предусматривавшую последовательный переход от формирования представлений о частях речи в процессе наглядного обучения (1 - 2-й кл.) к систематическому усвоению русской грамматики, обогащенной сопоставлением с древнерусскими формами и современными европейскими языками (3 - 4-й кл.). Основой литературного образования становился тщательный разбор идейно художественных особенностей отдельного произведения, его социальной и исторически-культурной обусловленности.

Успех школьной реформы он связывал с демократизацией системы народного образования.

Выступил против административного характера создаваемых училищных советов, настаивал на широком представительстве в них учительства, контроле со стороны общественности, реальном расширении прав этих органов.

Считал необходимым создание гибкой образовательной структуры, исключающей чрезмерную централизацию и однообразие. Ее важнейшим звеном должна была стать ориентированная на местные потребности общества школа, в которой Водовозов предусматривал расширенное изучение естественнонаучных и практических дисциплин: физики, химии, хозяйственной архитектуры, физиологии, начальной технологии, землеведения.

Особое значение придавал сельской школе, связывая с ней надежды на экономическое и социальное возрождение русской деревни.

2. Владимир Яковлевич Стоюнин (1826 - 1888) - педагог, деятель народного образования, теоретик-методист.

Под влиянием общественно-педагогического движения 1860-х гг. развивал идеи:

• воспитания человека-гражданина,

• гуманизма в воспитании,

• всеобщего образования,

• демократизации школы.

Считал необходимым создать условия для свободного творческого развития школы, основанного на психолого-педагогических знаниях. Предложил свой проект бессословной гимназии с общеобразовательным курсом обучения, дающим возможность продолжения образования в высших специальных школах и университете.

Вопреки позиции ряда педагогов демократической ориентации выдвинул идею получения специального образования не только на основе общего среднего образования, но и на более низком уровне, в зависимости от местных потребностей.

Отстаивал принцип равенства мужчин и женщин не только в сфере образования, но и в общественном положении.

Школа, по мысли Стоюнина, развивая у учащихся чувство духовной связи с обществом и народом, должна стать основой воспитания обществ, нравственности. Важнейшими задачами педагога считал формирование воли детей и сознания необходимости трудовой деятельности, полезной обществу.

Методические идеи Стоюнина базировались на принципе воспитывающего обучения, согласно которому он рассматривал труд ребенка в процессе изучения словесности как важнейшее средство его духовно-нравственного формирования.

Стоюнин впервые представил как целостную систему методику преподавания литературы, выдвигая в качестве главных целей преподавания словесности:

• развитие мышления и трудовых навыков учащихся, эстетического вкуса,

• овладение приемами научного анализа.

Существенное влияние на развитие педагогической мысли в России оказали труды Стоюнина по истории педагогики и народного образования: "Развитие педагогических идей в России в XVIII столетии" (1857 -58), "Из истории воспитания в России в начале XIX столетия" (1878), "Наша семья и ее исторические судьбы" (1884).

3. Педагогические взгляды Ф.И. Буслаева (1818 - 1897) в кратком изложении представляют собой следующую картину:

• школьное обучение должно быть связано с нравственным и гражданским воспитанием;

• своеобразие народной культуры должно находить отражение в воспитании;

- применение западноевропейской методики в трансформированном виде может использоваться и в процессе обучения русскому и церковнославянскому языкам;

- необходимо глубокое изучение учащимися отечественной истории параллельно с изучением родного языка.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2013-12-14; Просмотров: 9096; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.