Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Необходимость разработки территориальных сводных финансовых балансов обусловлена рядом факторов




Вопрос 12 Система финансовых планов и прогнозов

Вопрос 11 Сущность, содержание и принципы финансового планирования.

Вопрос 10 Содержание финансового планирования и прогнозирования

В) органы отраслевого управления финансами.

Вопрос 9 Органы управления финансами и их функции

Вопрос 8 Общее понятие об управлении финансами.

Вопрос 7 Финансовый механизм, его составные звенья и элементы

Вопрос 6 Содержание и задачи финансовой политики, факторы, ее определяющие.

Вопрос 5 Современная роль государства в реализации финансовой политики.

 

Переход к рынку потребовал решения огромного ко­личества экономических вопросов, значительное число которых связано с финансами. Возникла настоятельная необходимость осуществления радикальной реформы фи­нансового механизма.

Современный финансовый механизм призван не толь­ко создать реальную финансовую базу для обеспечения экономической самостоятельности Республики Беларусь, но и обеспечить экономическое регулирование в условиях функционирования общегосударственного рынка и мно­гоукладной экономики.

Программа финансовой стабилизации государства,исходя из мирового опыта, предусматривает следующие направления и тенденции развития финансов в современ­ном периоде:

1) использование эффективных финансовых рычагов, проверенных мировой практикой (налоги, финансо­вый рынок, самостоятельность местных бюджетов и отдельных хозяйствующих субъектов);

2) стремление к установлению финансового рынка, обес­печивающего создание простора для инициативы всех хозяйственных форм, конкуренции любых видов соб­ственности и роста финансовой эффективности обще­ственного производства;

3) развитие многообразных форм финансовых отноше­ний, широкое использование финансовых рычагов для стимулирования трудовых коллективов на достиже­ние высоких производственных и социальных резуль­татов, обеспечение воздействия финансов на реальный общественный прогресс, в том числе и в социальной области.

Правительство Республики Беларусь при разработке проектов бюджетов руководствуется следующими прин­ципами: обеспечение низких темпов инфляции, сокраще­ние налоговой нагрузки на юридические лица в целях стимулирования производства, укрепление доходной ча­сти бюджета, усиление социальной направленности дохо­дов бюджета и сокращение дотаций.

Находясь в центре Европы, Республика Беларусь не может не учитывать мировые тенденции эконо­мического развития. Начиная с конца XX столетия Организация экономического сотрудничества и раз­вития (ОЭСР) активно продвигает концепцию созда­ния национальных инновационных систем. Именно используя такую стратегию, Европейский союз поставил перед собой цель построения к 2010 году «самой конкурентоспособной в мире и динамичной экономики, основанной на знаниях». Эта инициатива, известная как Лиссабонская стратегия (по назва­нию города, в котором она была одобрена главами государств и правительств стран ЕС в марте 2000 года), направлена на развитие в Европе «экономики знаний». Достичь этого можно только посредством улучшения политики в области образования, поощ­рения исследований и создания благоприятного инновационного климата для внедрения новых и высоких технологий в национальную экономику.

Такая цель стоит сегодня и перед нашим молодым государством. Вопросы инновационного развития находятся в центре внимания. Концепция национальной инновационной системы, в основу которой положены решения третьего Всебелорусского народного собра­ния, положения Программы социально-экономического развития Республики Беларусь на 2006-2010 годы, других программных и стратеги­ческих документов.

Переход на инновационный путь развития для белорус­ской экономики сегодня жизненно важен, поскольку она в силу объективных причин все больше интегрируется в европей­ские и мировые экономические процессы. При этом повышение ее конкурентоспособности возмож­но лишь при условии целенаправ­ленной разработки и формирова­ния национальной инновацион­ной системы, рыночной трансфор­мации действующего научно-тех­нического потенциала Беларуси с ориентацией на мировые тенден­ции в инновационной сфере при обязательном учете собственных особенностей и интересов.

Об этом говорится в проекте Государственной программы инновационного развития Республики Беларусь на 2007-2010 годы. В его основу положены такие документы стратегического характера, как Программа социально-экономического развития страны, Национальная стратегия устойчивого социально-экономического развития, Комплексный прогноз научно-технического про­гресса республики, решения тре­тьего Всебелорусского народного собрания и Концепция Националь­ной инновационной системы Беларуси, одобренная правитель­ством. Основные задачи инновационной программы:

1) формирование благоприятной для инноваций экономической, правовой и соци­ально-культурной среды;

2) модер­низация материально-техничес­кой базы производства и соци­альной сферы на основе новых и высоких технологий;

3) достижение качественно нового технологи­ческого уклада в отраслях эконо­мики;

4) повышение уровня высо­котехнологического экспорта, импортозамещения, экономичес­кой и энергетической безопаснос­ти;

5) развитие интеллектуального потенциала и творческой актив­ности населения.

Важные прогнози­руемые результаты реализации программы - обеспечение кон­центрации финансовых и кадро­вых ресурсов на приоритетных направлениях инновационного развития отраслей и регионов, удовлетворение спроса. Кроме того, будет проведе­на модернизация отечественной экономики на основе технологи­ческих инноваций в соответствии с потребностями внутреннего и внешнего рынков, завершены расширение и реконструкция, рес­труктуризация важнейших экс­портно- ориентированных и импор­тозамещающих производств. Как видно из Приложения В к 2010 году планируется наличие 2325 предприятий, включая 581 инновационно активное предприятие, планируется организация трех венчурных предприятий, значительно увеличится количество бизнес- инкубаторов и центра трансфера технологий.

Важно при этом отметить, что инновационное развитие национальной экономики будет в основном базироваться на оте­чественных научных разработках и технологиях, созданных в отрас­левых НИИ и КБ, учреждениях Национальной академии наук Беларуси, Министерства образо­вания и др.

В основу стратегии модерни­зации белорусской экономики на основе технологических иннова­ций в соответствии с потребностя­ми внутреннего и внешнего рын­ков заложен принцип 6-уровневой системы модернизации:

I уровень - новые предпри­ятия и важнейшие производства, обеспечивающие значительный прирост ВВП и выпуска новой продукции, экспорт и импортозамещение, которых всего по стране к 2010 году будет создано 100, из них 22 - с внедрением зарубежных технологий,78 - с внедрением отечествен­ных разработок.

II уровень - новые производства (с освоением новых технологий) на действующих предприятиях, всего по стране - 386, из них 68 - с внедрением зарубежных технологий,318 - с внедрением отечествен­ных разработок.

III уровень – модернизация 609 действующих производств на основе внедрения 888 передовых (новых и высоких) технологий, из них-96 с внедрением зарубежных технологий,792 - с внедрением отечествен­ных разработок.

IV уровень – выполнение отраслевых программ инновационного развития.

V уровень - выполнение региональных (областных и г. Минска) программ инновационного разви­тия.

VI уровень - реализация мероприятий по выполнению инновационных разделов бизнес-планов, программ развития про­изводственных, сельскохозяйс­твенных и других предприятий, организаций.

Такая система обеспечит участие в инноваци­онном развитии практически всех предприятий и организаций отраслей экономики и регионов страны. За пять лет фактически все они должны выйти на новый технологический уровень в рам­ках выполнения мероприятий по государственным, отраслевым, региональным инновационным программам и инновационным разделам собственных бизнес-планов. По предварительным рас­четам, на эти цели потребуется 16,8 трлн. рублей с финансирова­нием из всех источников.

В результате выполнения мероприятий программы в рес­публике значительно возрастет доля конкурентоспособных на мировом рынке производств и технологий V и VI укладов, будет создано около 50 тыс. новых рабо­чих мест. К 2010 году увеличится в два раза выпуск новой промыш­ленной продукции (ее доля соста­вит 19 %), возрастет количество инновационно активных предпри­ятий (25 % от общего количества), а удельный вес сертифицирован­ной по международным стандар­там промышленной продукции составит более 70 %. Будут достиг­нуты высокие показатели по глу­бокой переработке нефти, лесных ресурсов. На белорусском рынке появятся новые виды автомобиль­ного топлива (биодизель, этанол), новые виды лекарств, электрон­ных услуг.

При этом следует отметить, что проблема активизации иннова­ционного развития является мно­гофакторной и должна решаться по многим направлениям одно­временно. В ряду этих факторов инновации - единственный способ осуществлять глубокую реструк­туризацию производства. Однако сегодня задача заключается не в том, чтобы дать возможность этому процессу следовать за эконо­мическим ростом, а в том, чтобы с помощью активной государствен­ной политики превратить иннова­ции в один из основных факторов экономического роста

 

Любые финансовые отношения объективны, но в то же вре­мя они складываются не стихийно, а организуются государ­ством. Для того чтобы организация финансовых отношений но­сила научный характер, способствовала положительному воз­действию на результаты хозяйствования, обществу необходимо выработать стратегию и тактику использования финансов для достижения поставленных целей и задач в экономическом и со­циальном развитии. Выработанная государством стратегия и тактика организации финансов на данном этапе развития об­щества представляет собой финансовую программу, или финан­совую политику.

Финансовая политика — это намеченная государством на определенном этапе развития общества научная программа ис­пользования финансов в целях успешного выполнения планов экономического и социального развития.

Финансовая политика как составная часть экономической политики государства является одной из приоритетных сфер государственного регулирования экономики. В ней конкрети­зируются главные направления развития народного хозяйства, разрабатывается механизм регулирования и стимулирования социально-экономических процессов финансовыми методами.

В то же время финансовая политика — относительно само­стоятельная сфера деятельности государства. Практически она осуществляется посредством разработанной на определенный период времени системы мероприятий по мобилизации части финансовых ресурсов общества в бюджет, их рациональному распределению и эффективному использованию для выполне­ния государством своих функций. Ее реализация обеспечивает­ся совокупностью бюджетно-налоговых, монетарных и других финансовых инструментов и институтов, наделенных соответствующими законодательными полномочиями по формирова­нию и использованию финансовых ресурсов и регулированию денежных потоков. Финансовая политика должна быть направ­лена на обеспечение устойчивого экономического роста, соци­ального развития и значимости государства в мировом сообще­стве. Она способствует укреплению и развитию экономических связей со всеми странами мира, создавая условия для осуще­ствления совместных мероприятий, в том числе по привлече­нию иностранного капитала в экономику.

Содержание финансовой политики многогранно и опреде­ляется единством трех основных звеньев:

1) выработка научно обоснованной концепции развития фи­нансовпосредством определения главных целей экономическо­го развития. Она формируется на основе изучения требований экономических законов, конкретных особенностей историчес­кого развития общества, всестороннего анализа состояния про­изводительных сил и производственных отношений, потребнос­тей населения;

2) определение основных направлений использования фи­нансовна перспективу и текущий период. При этом исходят из путей достижения поставленных целей, предусмотренных эко­номической политикой, с учетом специфики внутренней и меж­дународной обстановки, реальных экономических и финансо­вых возможностей страны. С этой целью изучаются накоплен­ный опыт использования финансового механизма, новые тен­денции развития, а также мировой опыт;

3) осуществление практических действий, направленных на достижение поставленных целей.

Финансовая стратегия — долговременный курс финансо­вой политики, рассчитанный на перспективу и предусматрива­ющий решение крупномасштабных задач, поставленных эконо­мической и социальной стратегией. В процессе ее разработки прогнозируются основные тенденции развития финансов, фор­мируются концепции их использования, намечаются принци­пы организации финансовых отношений. Выбор долговремен­ных целей и составление целевых программ финансовой поли­тики необходимы для концентрации финансовых ресурсов на главных векторах экономического и социального развития.

Финансовая тактика направлена на решение задач кон­кретного этапа развития государства и связана с оперативным изменением форм и методов организации финансовых отноше­ний, перегруппировкой финансовых ресурсов исходя из теку­щих потребностей страны.

Для того чтобы лучше уяснить содержание, задачи и требо­вания к финансовой политике и разделить сферы финансовых отношений исходя из их сущности и содержания, следует рас­смотреть самостоятельные составные части финансовой поли­тики: налоговую, бюджетно-финансовую и денежно-кредит­ную (монетарную) политику.

Налоговая политика представляет собой разработку, при­нятие и реализацию решений законодательного уровня относи­тельно налоговой системы и ее элементов в целях достижения необходимых обществу экономических и социальных результа­тов. Как неотъемлемая часть финансовой политики, она реализует интересы государства. Ее главное назначение состоит в изъятии части валового общественного продукта на общегосу­дарственные нужды, мобилизации этих средств и последующем перераспределении через бюджет.

Свое назначение и функции налоги осуществляют в едином бюджетном процессе, выполняя фискальную и стимулирую­щую функции. Фискальная функция реализуется посредством изъятия доходов населения и хозяйствующих субъектов для формирования бюджетного фонда. Стимулирующаяфункция выражается через экономические рычаги воздействия (усиле­ние мотивов к труду, экономное расходование финансовых ре­сурсов, финансовую поддержку рыночных реформ) и влияет на воспроизводственный процесс, стимулируя или сдерживая его развитие.

В любом обществе государство использует налоговую или фискальную политику для выполнения своих функций и задач, достижения намеченных целей. В условиях развитых рыноч­ных отношений налоговая политика государства направлена на перераспределение ВВП в целях изменения структуры про­изводства, территориального экономического развития, повы­шения уровня доходов населения.

Налоговый механизмпредставляет собой совокупность ор­ганизационно-правовых норм, методов и форм государственно­го управления налогообложением через систему различных ин­струментов. Государство придает своему налоговому механиз­му юридическую форму посредством налогового законодатель­ства и регулирует его. Таким образом, налоги приобретают, но­вое качество, выступая в роли одного из рычагов регулирова­ния экономической активности, воздействия на процесс вос­производства.

Действующий в Республике Беларусь налоговый механизм не в полной мере выполняет свое предназначение. Высокий уро­вень налогообложения ограничивает финансовые возможности хозяйствующих субъектов в обеспечении роста производства, препятствует не только расширенному, но даже простому вос­производству. Кроме того, налоговую систему отличают запу­танность и непостоянство: с момента своего возникновения (1992 г.) она менялась более 10 раз, а количество налогов варьи­ровалось от 16 до нескольких десятков. Например, в 2001 г. в Беларуси действовало более 30 различных налогов, сборов и отчислений. Частый пересмотр видов, условий и норм налого­обложения оказывает негативное воздействие на экономику, ослабляет эффективность налоговых льгот, препятствует при­току иностранных инвестиций.

Бюджетно-финансовая политика как составная часть финансовой политики связана с распределением фонда денежных средств государства и дальнейшим использованием по отрасле­вому, целевому и территориальному назначению. Она ориенти­руется в основном на достижение уравновешенного бюджета, сбалансированного по государственным доходам и расходам на протяжении всего бюджетного периода.

В свою очередь, в составе бюджетно-финансовой политики приобретают относительную самостоятельность таможенная и инвестиционная политика.

Таможенная политика проявляет влияние на экономику страны, ограничивая или расширяя доступ на внутренний рынок импортных товаров и услуг и сдерживая или поощряя экспорт товаров и услуг из страны. Так, если на импорт технологического оборудования, не имеющего аналогов в стране, установить таможенный сбор в размере 20%, то это уменьшит инвестиционные возможности отечественных производителей, снизит темпы роста внутреннего производства и увеличит долю импортной продукции. Таможенная политика любой страны имеет действие бумеранга – введение ограничительных или поощрительных ставок обложения вызывает аналогичные ответные меры. Выбор направления таможенной политики должен соответствовать экономическому состоянию страны. Если мы сегодня зависим от импорта продовольствия и товаров повседневного спроса, это должно учитываться таможенными ставками. Но если эти ставки будут поощрительными, то отечественные товаропроизводители не смогут конкурировать с зарубежными товарами.

Инвестиционная политика представляет собой мобилизацию финансовых ресурсов для инвестиционной деятельности, повышения ее эффективности. ЕЁ предусматривается осуществлять в следующих направлениях:

1) государственная поддержка предприятий за счет централизованных инвестиций при переносе центра тяжести с безвозвратного бюджетного финансирования на кредитование (на возвратной и платной основе). Сохранение безвозвратного бюджетного финансирования преимущественно для социально значимых объектов, имеющих некоммерческий характер;

2) государственное финансирование инвестиционных проектов производственного назначения строго в соответствии с республиканскими программами и исключительно на конкурсной основе;

3) усиление государственного контроля за целевым расходованием средств республиканского бюджета, направляемых на инвестиции в форме безвозвратного финансирования и кредитования;

4) значительное расширение практики совместного (долевого) государственно-коммерческого финансирования инвестиционных проектов;

5) использование части централизованных (кредитных) инвестиционных средств на реализацию особо эффективных и быстроокупаемых инвестиционных проектов и объектов малого бизнеса;

6) совершенствование нормативной базы в целях привлечения иностранных инвестиций.

Чаще всего задача государственной бюджетной политики состоит в преодолении бюджетных дефицитов, порой достигающих критического уровня. Крупный бюджетный дефицит сти­мулирует рост внутреннего и внешнего государственного долга, дестабилизирует денежную систему государства, провоцирует инфляцию. Чтобы добиться сбалансированности государствен­ного бюджета, бюджетная политика должна теснейшим обра­зом сопрягаться с политикой доходов и расходов государства.

Активная роль государства в осуществлении экономичес­ких и социальных преобразований обусловливает многообразие конкретных видов бюджетных расходов.Это связано с действием ряда факторов: природой и функциями государства, уровнем социально-экономического развития страны, формами предоставления бюджетных средств и т.д. Сочетание назван­ных факторов на каждом из этапов развития государства по­рождает такую систему расходов, которая соответствует пот­ребностям экономики, типу и уровню управления ею. Главным ограничителем государственных расходов служат доходы бюд­жета.

Политика государственных доходов исходит из имеющихся и потенциальных источников поступления денежных средств в государственный бюджет. Она должна учитывать, что источни­ки не неисчерпаемы и бесконтрольное их использование спо­собно подорвать экономику страны и в конечном счете исто­щить каналы получения доходов.

Программа социально-экономического развития Республи­ки Беларусь на 2001—2005 гг. и на период до 2010 г. основны­ми направлениями бюджетно-финансовой политики определи­ла инвестирование бюджетных средств в формирование конку­рентоспособной структуры национальной экономики, реализа­цию социально-экономических приоритетов и государственных программ. Программой предусмотрено использование низкоин­фляционных источников финансирования дефицита бюджета.

Государственный бюджет пополняется в основном за счет налоговых поступлений, поэтому бюджетно-финансовая поли­тика государства тесно сплетается с налоговой, образуя бюд­жетно-налоговую политику. Бюджетно-налоговая (фискальная) политика заключается в воздействии государства в лице Министерства финансов Рес­публики Беларусь при помощи Главного государственного каз­начейства на величину и структуру государственных расходов и систему налогообложения для достижения общеэкономичес­ких целей — увеличения реального ВВП и уровня занятости. При этом необходимыми условиями являются отсутствие ин­фляции и устойчивый рост экономики.

Одной из основных функций казначейства является органи­зация исполнения бюджета, т.е. формирование его доходной части и осуществление контроля за использованием расходной. Реализация бюджетно-налоговой политики в Республике Беларусь проходит посредством дискреционной (активной) по­литики (сознательное манипулирование бюджетно-налоговой сферой) и автоматической (пассивной), не требующей специ­альных решений правительства. Оба вида активно взаимодей­ствуют.

На настоящем этапе в республике постепенно снижаются налоговые ставки и одновременно увеличиваются государст­венные расходы, что характеризуется как мягкая фискальная экспансия. Осуществляется также стабилизационная полити­ка, предусматривающая постоянный рост производства при умеренных темпах инфляции.

Для Республики Беларусь жизненно важен устойчивый эко­номический рост на фоне приемлемого уровня инфляции. Стра­на переживает трансформационный период при недостаточно развитом производстве и низкой эффективности частного сек­тора. Несмотря на все разнообразие применяемых мер, общее правило бюджетно-налоговой политики таково: а) государство стимулирует совокупный спрос, увеличивая государственные расходы и (или) снижая налоги в периоды спада; б) оно сдержи­вает спрос в периоды подъема, тем самым сглаживая колебания экономического цикла.

Финансовое оздоровление экономики невозможно без стаби­лизации денежно-кредитных отношений, представляющих ос­нову финансовой политики государства.

Под денежно-кредитной (монетарной) политикой понима­ют совокупность мероприятий в денежно-кредитной сфере, направленных на изменение денежного предложения для дос­тижения ряда общеэкономических задач. Проводит ее Нацио­нальный банк Республики Беларусь. Он обязан осуществлять надзор и контроль за деятельностью денежной и банковской систем. Именно Национальный банк формирует основные правила политики. Будучи квазигосударственным, он действует не ради прибыли, хотя и может получать ее от своих операций, а ради реализации тех мер, которые избрало руководство страны в рамках государственной политики, в том числе и финансовой. Главная цель денежно-кредитной политики — создание ус­ловий для достижения и поддержания высокого уровня про­изводства, стабилизации цен, укрепления национальной де­нежной единицы (при полной занятости и отсутствии инфля­ции). Обычно ключевые ее параметры определяются в государ­ственных программах развития на различные периоды (3, 5 и более лет).

Текущаяденежно-кредитная политика ориентирована на более конкретные и доступные цели, как то: повышение роли банковского кредита в стимулировании хозяйствующих субъ­ектов к эффективному использованию заемных средств; более гибкий подход к предоставлению кредита, формированию бан­ковских резервов; развитие финансового рынка; сокращение необоснованного перелива денег из сферы безналичного оборота в наличный; конвертируемость белорусского рубля; реоргани­зация сберегательного и страхового дела.

 

 

Финансы, опосредованные экономическими отношениями по поводу формирования и использования фондов денежных средств, выступают одновременно инструментом воздействия на воспроизводственный процесс. Это воздействие осуществляется через финансовый механизм, являющийся частью хозяйственного мезанизма.

Финансовый механизм государства представляет систему управления финансами. Эта система включает в себя ряд групп финансового механизма и методов.

Функционирование финансового механизма государства происходит в процессе распределения (формирования, использования) централизованных денежных фондов, государственного регулирования децентрализованных финансов и осуществления контроля за этим процессом. В его основе лежит главная цель: стабилизация финансов за счет достижения высокой марки товаропроизводителей, максимизации их прибыли, и обеспечения высокой эффективности производства. Разнообразие состава финансового мехзанизма и финансовых отношений позволяет выделить ряд групп, исходя из важнейших критериев.

Финансовый механизм государства направлен на стабилизацию его финансов, совершенствование управления финансовыми отношениями и улучшение финансового законодательства, а также укрепление внешнеэкономических связей.

Финансовый механизм местных органов власти – направлен на финансовое обеспечение потребностей территорий.

Бюджетный механизм характерен наличием системы налогов, формирующих доход бюджета, а также выбором всевозможных направлений использования бюджетных средств и методов финансирования.

Механизм внебюджетных фондов предназначен для финансового обеспечения конкретных программ. На предприятиях и в организациях материального производства финансовый механизм направлен в первую очередь на формирование и использование собственного капитала и отдельных его составляющих (уставного, резервного и т.д.).

Финансовый механизм учреждений и организаций непроизводственного звена связан с бюджетным финансированием и получением дополнительных доходов, связанных с коммерческой деятельностью. На финансовом рынке финансовой механизм обслуживает работу временно свободных денежных средств физических и юридических лиц.

Инструменты, рычаги представляют определенные элементы распределения дохода. Они способствуют управлению движением денежных средств и связаны с финансированием капитальных вложений, использованием оборотных средств и фондов различного назначения (налоги, прибыль, цена, аморт. отчисления и т.д.)

По своим функциям инструменты (рычаги) подразделяются на стимулы, санкции, нормы, нормативы.

Методы финансового механизма: финансовое управление, финансовое планирование, финансовый контроль, финансовый анализ)

Финансовый механизм – это совокупность согласованных между собой выработанных на основе финансовой политики форм осуществления финансовых отношений, предназначенных для решения социально-экономических задач общества на данном этапе его развития. Таким образом, основополагающим условием формирования финансового механизма является его эффективность, которая может быть достигнута только при полной согласованности составляющих его частей. Если этого не сделать, что наблюдается в финансовой политике, то будет создан не финансовый механизм, а некая совокупность частей, бесполезная и бесплодная в практической деятельности.

Результатом управления финансами в области создания форм финансовых отношений является выработка финансовых рычагов. Финансовый рычаг – это форма финансового отношения, являющаяся частью финансового механизма, при помощи которой осуществляется материальное воздействие на экономические интересы субъекта. Но для того чтобы формы финансовых отношений фактически выполняли роль финансовых рычагов, необходимо разработать порядок организации указанных форм, а также методы их организации. Различают два основных метода организации форм финансовых отношений. Первый – наделение форм финансовых отношений стимулами. Финансовые стимулы представляют собой возможность той или иной формы финансовых отношений материально воздействовать на деятельность субъекта с целью заинтересовать его в наилучших результатах своей работы. Второй метод – наделение форм финансовых отношений нормативами. Финансовые нормативы – это весомость, размеры финансового рычага. Таким образом, финансовые нормативы обеспечивают реальность, результативность финансовых рычагов.

 

 

Управление финансами представляет собой действия государства, направленные на выработку, реализацию и совершенствование финансовой политики. По своему содержанию процесс управление финансами – это создание, применение, проверка соблюдения, изучение, анализ и совершенствование форм финансовых отношений, предназначенных для реализации целей и задач, намеченных финансовой политикой. Формы финансовых отношений – это законодательно оформленные в виде нормативных актов объективные финансовые отношения.

Объектом управления финансы являются тогда, когда осуществляется такие стадии управления, как создание, проверка соблюдения, изучение, анализ и совершенствование форм финансовых отношений.

Субъектом управления финансы являются тогда, когда происходит стадия практического применения выработанных форм финансовых отношений.

Стадии управления финансами образует звенья управление финансами. К ним относятся:

1) выработка (создание) форм финансовых отношений, их совершенствование;

2) практическое применение форм финансовых отношений;

3) проверка соблюдения, изучение, анализ действующих форм финансовых отношений с целью подготовки предложений для их дальнейшего совершенствования.

Важнейшим звеном управления финансами является выработка (создание) форм финансовых отношений. Дело в том, что этот процесс должен быть направлен не на выработку отдельных форм финансовых отношений, не имеющих между собой взаимосвязи, а на создание определенного финансового механизма.

Субъективная деятельность в области организации форм и методов финансовых отношений может приводить к различным последствием. В одних случаях организованные формы и методы финансовых отношений отвечают требованиям объективных экономических законов, в других случаях этого не происходит. В результате независимо от воли и создания людей в экономической жизни общества появляется положительные или отрицательные последствия. Очень важно своевременно обнаружить как положительные, так и отрицательные последствия в экономике, вызванные применением выработанных форм и методов финансовых отношений. Если этого не сделать, то положительные явления на локальных участках деятельности не найдут своего всеобщего расположения, а отрицательные явления не прекратят своего существования, что приведет к снижению эффективности финансового механизма и, следовательно, невосполнимым потерям в народном хозяйстве.

Существенным звеном управления финансами является реализация форм финансовых отношений. Этот процесс состоит в том, что выработанные формы финансовых отношений, или финансовые рычаги, наделенные стимулами и нормативами, используются для организации финансовой деятельности, состоящей из составления и исполнения финансовых планов и финансовых прогнозов. В процессе финансового планирования и прогнозирования решаются следующие задачи:

1) определение источников и объемов денежных доходов;

2) распределение денежных доходов и их использование;

3) изучение и реализация возможностей увеличения доходов и сокращения расходов.

В финансовом планировании и прогнозировании как звене управления финансами имеется несколько этапов: анализ производственных и финансовых показателей за прошлый период, который дает возможность рассчитать исходные позиции на будущее; оценка исполнения текущих финансовых планов и прогнозов; производство расчетов по всем видам денежных доходов и расходов на предстоящий период; объединение отдельных расчетов в единый документ. В финансовом планировании могут применятся несколько методов. До настоящего времени все еще находит применение метод планирования от достигнутого уровня. При всей простоте этот метод в современных условиях обладает существенным недостатком, т.к. не способствует национальному использованию финансовых ресурсов. Более прогрессивным методом в финансовом планировании является нормативный. Этот метод состоит в расчете показателей финансового планирования на основе научно-обоснованных финансовых нормативов, устанавливаемых на несколько лет. Преимущества этого метода состоит в том, что он позволяет устранить недостатки метода экстраполяции.

Завершающим звеном в управлении финансами является финансовый контроль. Финансовый контроль осуществляется специально уполномоченными органами, главной функциональной задачей которых является не только проверка соблюдения форм и методов финансовых отношений, но и подготовка обоснований для их совершенствования.

Управление финансами осуществляют специальные органы. Их можно подразделить на три основные группы:

а) органы общего управления финансами;

б) органы оперативного управления финансами;

К органам общего управления финансами относятся Национальное собрание Республики Беларусь с Палатой представителей и Советом Республики и Совет Министров при Президенте РБ Эти органы определяют финансовую политику государства; утверждают финансовое законодательство; осуществляют общий контроль за соблюдением финансового законодательства.

Органами оперативного управления финансами являются: Министерство финансов, Министерство по налогам и сборам,

Государственный таможенный комитет, Национальный банк. Они проводят в жизнь финансовую политику; разрабатывают проект форм и методов финансовых отношений и издают после их утверждения Верховным Советом инструкции; контролируют соблюдение установленных форм и методов финансовых отношений, изучают их действенность; вносят предложения в Верховный Сонет по совершенствованию форм и методов финансовых отношений.

Важное место в системе управления финансами отведено Министерству финансов.

Его основными задачами являются:

а) обеспечение активного использования финансов в целях повышения эффективности производства, роста национального дохода, создания и развития прогрессивных рыночных форм и структур;

б) разработка предложений по совершенствованию форм финансовых взаимоотношение предприятий, учреждений, организации и граждан с государством и по обеспечению роста финансовых ресурсов;

в) эффективное проведение в жизнь бюджетной и налоговой политики;

г) контроль за соблюдением государственной и валютной дисциплины, закона о ценных бумагах и биржах;

д) разработка методологии, отчет

е) финансовое обеспечение подведомственных учреждений и организации; ности и контроля за состоянием ведомственного контроля в министерствах других центральных органах управления; и др.

Министерство финансов определяет порядок финансирования расходов, предусмотренных по бюджетам; обеспечивает исполнение республиканского бюджета, осуществляет систематический контроль за исполнением бюджета, за соблюдением банками правил кассового исполнения бюджета, обобщает и анализирует информацию об исполнении бюджета, осуществляет методологическое руководство и контроль за соблюдением государственной валютной дисциплины и целый ряд других функций, связанных с управлением финансами.

 

 

Финансовое планирование — это научный процесс обоснования на определенный период движения финансовых ресурсов и соответствующих финансовых отношений. Его объектом в основном выступает финансовая деятельность государства или любого хозяйствующего субъекта, иногда отдельные или круг финансовых операций. При этом определяются не только движение ресурсов для формирования и использования различных фондов денежных средств, но и опосредствующие их финансовые отношения и возникающие стоимостные пропорции.[1, с.41]

Финансовое планирование - это деятельность по формированию и использованию целевых централизованных и децентрализованных финансовых ресурсов общественного назначения, направляемых на расширенное воспроизводство и удовлетворение других потребностей общества. Цель его - обеспечение оптимального распределения и использования совокупного общественного продукта и на этой основе - достижение повышения эффективности общественного воспроизводства. Централизованная часть финансовых ресурсов в ходе планирования подвергается перераспределению во внутриотраслевом, межотраслевом и межтерриториальном разрезах с целью финансового обеспечения прежде всего ускоренного развития научно-технического прогресса во всех отраслях народного хозяйства страны, решение проблем ликвидации монополизма в производстве отдельных товаров и усиление социальной направленности в развитии экономики, поддержания обороноспобности страны и т.д. Децентрализованная часть финансовых ресурсов в процессе финансового планирования формируется и используется с учетом принципов полного хозяйственного расчета, предусматривающего финансово-хозяйственную самостоятельность, самоокупаемость и самофинансирование каждого хозрасчетного звена. В ходе финансового планирования должны быть созданы реальные экономические условия для функционирования полного хозяйственного расчета. [8, с.68]

Перед финансовым планированием стоят следующие основные задачи:

1) определить объем и источники финансовых ресурсов по всем централизованным и децентрализованным фондам денежных средств, их распределение между производственной и непроизводственной сферами;

2) концентрировать финансовые ресурсы на наиболее важных направлениях экономического и социального развития;

3) активно воздействовать на формирование рациональной структуры материального производства и установление научно обоснованных народно-хозяйственных пропорций путем индикативного планирования;

4) увязать основные параметры финансовых планов со всеми остальными показателями прогноза экономического и социального развития, обеспечить сбалансированность материальных, трудовых и финансовых ресурсов и устойчивое финансовое положение предприятий, учреждений, организаций;

5) определить финансовые взаимоотношения объединений и предприятия между собой и с финансово-кредитной системой;

6) стимулировать рост производства и повышение его эффективности, улучшение качества продукции;

7) разработать и обеспечить выполнение мероприятий по финансовому оздоровлению страны, снижению и ликвидации бюджетного дефицита.

Необходимость финансового планирования обусловлена относительно самостоятельным движением денежных средств по отношению к материально-вещественным элементам производства, неопределенностью рыночной среды и активным воздействием финансов на общественное воспроизводство. Основным назначением финансового планирования является расчет потребности в денежных средствах, необходимых для финансирования расходов и выполнения обязательств, объема и структуры затрат, определения эффективности итогов работы. [3, с.85]

Финансовое планирование следует рассматривать как целенаправленную деятельность государства, отдельных звеньев и субъектов хозяйства по обоснованию эффективности принимаемых экономических и социальных решений с учетом их обеспеченности источниками финансирования, оптимизации намечаемых затрат и положительных конечных результатов. Финансовое планирование как субъективная деятельность людей только тогда дает положительные результаты, когда базируется на познании объективных закономерностей развития общества, тенденциях движения финансовых ресурсов, изучении исходной базы, результативности ранее проводимых мероприятий и финансовых операций. Первостепенное значение в данном процессе имеет использование прогрессивных методов планирования, оценки решений, многовариантность расчетов на основе новейшей техники, что обеспечивается развитием науки, техники, высокой квалификацией соответствующего аппарата. [4, с.164]

Методология финансового планирования базируется на следующих важнейших принципах:

1) объективной необходимости использования финансового планирования как первоначальной стадии управления финансами на всех уровнях хозяйствования. Это означает, что данный процесс необходим, становится обязательным как важнейший инструмент и способ определения финансовых возможностей, прогнозирования рациональных стоимостных пропорций, отношений, соответственно и движения денежных ресурсов для выполнения намеченных программ, заданий;

2) принципе эффективности, отражающем качественную сторону данного процесса и ориентирующем его на получение положительных финансовых результатов по отдельным операциям от деятельности каждого хозяйствующего субъекта, на достижение должного экономического или социального эффекта;

3) принципе комплексности и единства цели, предполагающем согласование производственных и финансовых заданий, движения материальных и финансовых ресурсов, планов на разных уровнях управления. При этом требуется сочетание общегосударственных, коллективных и личных экономических интересов участников воспроизводства. Только при соблюдении этого принципа в сочетании с другими возможно определение эффективной, разумной финансовой политики государства и каждого самостоятельного субъекта;

4) принципе научности, который как бы подытоживает основные черты планирования, обеспечивает реальность, эффективность намечаемых заданий. Понятие научности широкое и включает в себя обоснованность плановых заданий с учетом общественных и личных потребностей, закономерностей развития общества, тенденций в движении денежных средств, объективной оценки сложившейся экономической и социальной ситуации, а также наличия ресурсов, координации финансовых заданий во времени и пространстве. Научная обоснованность финансовых планов означает не только их реальность, но и предполагает выбор лучших решений с учетом долгосрочной выгоды. Это в свою очередь зависит от прогрессивных методов обоснования источников и способов финансирования намечаемых мероприятий, рационального распределения ресурсов, оптимизации стоимостных пропорций и финансовых взаимоотношений, стимулирующих прогрессивные процессы. Поэтому целесообразно использовать многовариантные расчеты по всем заданиям, обеспечивающие выбор наилучшего решения с точки зрения влияния финансовых стимулов, оптимизации уровня затрат, максимизации доходов, прибыли. [4, с.170]

Активное воздействие финансового планирования на повышение эффективности общественного производства и каждого хозяйствующего субъекта во многом зависит от методов обоснования и взаимной увязки финансовых заданий.

В финансовом планировании и прогнозировании используются различные методы: расчетно-аналитический, метод коэффициентов, нормативный, оптимизации плановых решений, балансовый, программно-целевой, экономико-математического моделирования и др.

Расчетно-аналитический метод основан на анализе движения финансовых ресурсов за истекший период. Анализ выполняется в увязке с производственными заданиями, что позволяет выявить тенденции развития и причины отклонений фактических показателей от плановых. Расчетно-аналитический метод планирования опирается на фактически сложившиеся ситуации, пропорции, расчеты производятся на основе данных бухгалтерского учета и прогнозных оценок будущего. Данный метод применяется в тех случаях, когда отсутствуют финансово-экономические нормативы, а взаимосвязь между показателями может быть установлена не прямым способом, а косвенно — на основе изучения их динамики за ряд месяцев или лет. Этот метод часто используется при определении плановой потребности в оборотных средствах, величины амортизационных отчислений.

Метод коэффициентов имеет в своей основе корректировку плановых заданий истекшего периода исходя из фактически достигнутых результатов и прогнозов на предстоящий период. Этим методом могут рассчитывать доходы, расходы, прибыль, оборотные средства и другие показатели нового периода. В качестве коэффициентов применяются темпы роста объемов производства и продаж, индексы цен, инфляции, индексы переоценки основных средств и др. Как и расчетно-аналитический метод, метод коэффициентов дает приближенные результаты.

Реальность финансовых расчетов повышается при применении нормативного метода планирования. Его содержание заключается в том, что потребность в финансовых ресурсах и источниках их образования определятся на основе заранее установленных норм и нормативов. Одни нормативы устанавливает государство или местные органы управления, другие разрабатывают субъекты хозяйствования.

Примерами нормативов являются станки налогов и боров, отчислений в государственные внебюджетные и целевые бюджетные фонды, нормы амортизационных отчислений, учетная ставка банковского процента и др.

Достоинством нормативного метода планирования является простота и доступность. Зная норматив и соответствующий объемный показатель, можно легко рассчитать плановую величину доходов, денежных поступлений и затрат. Для широкого применения этого метода требуется экономически обоснованная нормативная база, создание которой сегодня затруднено частым изменением законодательных актов.

Метод оптимизации плановых решений предполагает составление нескольких вариантов плановых расчетов, из которых выбирают оптимальный на основе различных критериев, например, минимума приведенных затрат; минимума текущих расходов; минимума вложений капитала при наибольшей эффективности его использования; минимума времени на оборот капитала и др.

Возможности обоснованного предвидения эффективности намечаемых заданий дают программно-целевой метод и метод экономико-математических моделей движения финансовых ресурсов. Моделирование финансового обеспечения намечаемого проекта, объема и структуры расходов в разных ситуациях, вариантах и, соответственно, предполагаемого эффекта позволяет выбрать тот вариант прогноза или плана, который наиболее полно отвечает поставленной цели. При выборе варианта речь идет не только о выполнении намечаемой программы, но и о конечных результатах (ускорении оборота капитала, максимизации прибыли или достижении другой цели).

Основным способом согласования отдельных разделов финансовых планов является балансовый метод. Он используется для взаимной увязки расходов с источниками их покрытия, согласованности стоимостных и натуральных пропорций и показателей. С помощью балансового метода достигается определенная синхронность в движении материальных и финансовых ресурсов, предупреждаются возможные диспропорции между расходами и поступлениями денежных средств в заданные отрезки времени.

В финансовом планировании также широко применяются экономико-математические методы и современные средства ЭВМ, долгосрочные нормы и нормативы.

Эти методы динамичные, они постоянно развиваются одновременно с развитием общего познания мира, конкретных наук, а также с оценкой приобретенного опыта. [5, с.388

 

На общегосударственном и территориальных уровнях финансовое планирование обеспечивается системой финансовых планов, которые увязываются с материальными и трудовыми балансами в стоимостном выражении. Каждый финансовый план решает задачи организации и управления финансами в конкретном звене управления.

В систему финансовых планов входят: 1) перспективные финансовые планы; 2) сводные финансовые балансы, составляемые на общегосударственном и территориальных уровнях управления.

Перспективное финансовое планирование осуществляется на всех уровнях власти в целях: обеспечения координации экономического и социального развития и финансовой политики; прогнозирования объемов финансовых ресурсов, необходимых для обеспечения планируемых мероприятий; прогнозирования финансовых последствий реформ, программ; определения возможности реализации различных мер в области финансов.

Перспективный финансовый план, разрабатываемый на основе показателей прогноза экономического и социального развития государства, содержит данные о возможностях бюджета по мобилизации доходов и финансированию расходных статей бюджета. Этот план составляется на три года по укрупненным показателям бюджета и ежегодно корректируется на показатели уточненного прогноза социально-экономического развития государства.

Сводный финансовый баланс государства – это баланс финансовых ресурсов, созданных и использованных в государстве или на определенной территории. Сводный финансовый баланс охватывает средства всех бюджетов, внебюджетных целевых фондов и предприятий, расположенных на соответствующей территории.

Составление сводного финансового баланса — подготовительный этап разработки адресного финансового плана, т.е. бюджета.

Сводный финансовый баланс государства позволяет увязать материальные и финансовые пропорции в народном хозяйстве, скоординировать показатели всех звеньев финансово-кредитной системы, обеспечить проверку сбалансированности прогноза экономического и социального развития государства, определять источники финансирования мероприятий, намеченных этим прогнозом; выявить резервы дополнительных финансовых ресурсов, провести прогнозные финансовые расчеты; разработать направления финансовой политики.

Одна из важных целей территориального планирования — разработка программ, предусматривающих объединение усилий территориальных органов власти и предприятий, расположенных на их территории, по экономическому и социальному развитию. Осуществление таких программ связано со значительными финансовыми затратами. Для обеспечения финансовыми ресурсами мероприятий, намеченных этими программами, необходимы координация и концентрация денежных средств и средств ведомств и предприятий. Это, в свою очередь, требует разработки в регионе сводного финансового баланса.

В связи с этим возникает необходимость сведения воедино различных видов финансовых планов: финансовых планов хозяйственных предприятий и организаций, территориального бюджета, внебюджетных фондов и др., отражающих отдельные стороны и этапы распределения и перераспределения национального дохода, созданного на данной территории. Это позволяет иметь полную картину образования и использования всех финансовых ресурсов административно-территориальной единицы.

Основная задача территориалъного сводного финансового баланса — определение объемов финансовых ресурсов, созданных, поступивших и использованных в регионе.

Планирование финансовых ресурсов сопровождается анализом достигнутого уровня мобилизации и использования финансовых ресурсов региона, выявлением степени соответствия этого уровня потребностям развития региона.

Следует отметить, что территориальный сводный финансовый план должен учитывать национальный доход, созданный на территории региона и используемый там, и часть национального дохода, созданную за пределами региона, но поступающую на его территорию в порядке распределения и перераспределения.

Следовательно, в доходную часть такого баланса включаются средства, созданные в регионе, но направленные в вышестоящий бюджет, в ведомственные фонды и по другим каналам. Это платежи из прибыли, часть налога на добавленную стоимость и налога с физических лиц, направляемые в вышестоящие бюджеты, отчисления предприятий в фонды ведомств.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2013-12-13; Просмотров: 859; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.136 сек.