Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Особенности аудиторского контроля




Вопрос 13 Роль и значение финансового контроля в условиях перехода к рынку.

Управление финансами включает в себя в качестве обязательного элемента контроль. Посредством его государство «замеряет» уровень финансовой дисциплины, понимаемый как следование установленным правилам и ответственности за невыполнение или ненадлежащее выполнение таких правил.

Финансовый контроль следует рассматривать, во-первых, как реализацию контрольной функции финансов, а во-вторых, как элемент управления финансами на макро- и микроуровнях.

Финансы являются одновременно объектом и субъектом контроля. В сфере финансового контроля находятся финансы, понимаемые как определенные общественные отношения и денежные доходы. И в то же время, поскольку в финансах находят отражение процессы, происходящие в экономике, финансы субъективизируют их, позволяя отслеживать положительные и негативные тенденции экономики. Однако содержание финансового контроля находится в зависимости не только от объективности финансов как экономической категории, но и как деятельности определенных органов.

Деньги – это такой ресурс, которого никогда не может быть в избытке, а также то, что потребности в финансовых ресурсах и государства, и территорий, и субъектов хозяйствования всегда превышают возможности их удовлетворения. Поэтому всякий раз принимающий решение должен учитывать, что распределение финансовых ресурсов, движение финансовых потоков должно удовлетворять незамысловатому требованию: использовать ограниченные ресурсы с наибольшей отдачей для государства, территории и предприятии.

Сделать это возможно только посредством финансового контроля, значение которою выходит за рамки установления обязательств перед бюджетом и нецелевого использования государственных средств, постольку финансовый контроль несет на себе еще и значительную аналитическую нагрузку. Сопоставление затрат и отдачи, выражающееся в ведомственных показателях как прибыль, рентабельность, возможно только в результате целенаправленной деятельности специалистов, способных сделать такие замеры. По большому счету и исследователь, и ревизор, пользуется одной и той же информацией, и, в конечном счете, акт ревизий и выводы ученого - это близкие по содержанию и направлению материалы.

Финансовый контроль имеет несколько уровней. Первый находит отражение в определении соответствия финансовой политики государства основным экономическим законам. Этот уровень реализуется прежде всею в научных исследованиях, что в связи с многогранностью финансовых отношений под силу солидным научным учреждениям Их выводы, как правило, озвучиваются политическими лидерами. Ко второму уровню можно отнести контроль, осуществляемый органами представительной власти над финансовой деятельностью центрального и региональных правительств. В данном случае проверяется выполнение заданных в законодательных актах параметров в области бюджета, налогов, инвестиций, денежной массы и т.п.

На первом и втором уровнях в финансовом контроле преобладающими являются аналитические возможности финансового контроля. Экономический анализ предшествует принятию решений, устанавливающих такие стоимостные показатели, как добавленная стоимость, прибыль, цена и т.д., а это, как правило, базовые показатели для обсчета ВВП, национального дохода и других макроэкономических показателей.

Третий уровень финансового контроля выражается в проверке выполнения субъектами финансовых отношений их прав и обязанности в части пополнения доходов бюджета и рационального расходования денежных средств и материальных ценностей.

Кроме перечисленных, перед финансовым контролем стоят и такие задачи, как выявление внутрихозяйственных резервов роста финансовых ресурсов за счет снижения себестоимости продукции и повышения рентабельности производства, обеспечение правильного ведения бухгалтерского учета, выполнении хозяйственного и налогового законодательства.

Завершающей стадией финансового контроля является принятие мер по устранению выявленных в результате проверок и ревизий недостатков, причин и условий, приводящих к ним, а также принятие мер по привлечению к ответственности виновных должностных лиц. Таким образом, контроль еще носит, говоря языкам юристов, и карательную функцию.

Таким образом, под финансовым контролем следует понимать совокупность последовательных действий с целью выявления причин и условий, приводящих к отклонениям отчислений от установленных финансовой политикой и финансовыми планами показателей, а также анализ эффективности проводимых хозяйственных и финансовых операций.

Финансовая деятельность государства содержит в качестве обязательного компонента действия и операции контрольного содержания. Все органы, осуществляющие финансовый контроль, могут быть подразделены на органы общей к специальной компетенции.

В любом государстве высшим органом обшей компетенции, выполняющим, наряду с другими полномочиями, и контрольные являются парламенты. Парламентский контроль осуществляется при рассмотрении и утверждении бюджета и отчета об исполнении. Для этих целей создаются специальные комитеты и комиссии, в функции которых входит проверка законности, правильности и полноты предусматриваемых в бюджете доходов и расходов. В ходе обсуждения проекта бюджета, а также при заслушивании отчетов правительства об исполнении бюджета вскрываются недостатки в деятельности отдельных министерств, ведомств, предприятий, организаций, вскрываются резервы увеличения доходов и путей более рационального использования средств государственного бюджета.

Значительный объем контрольных полномочий осуществляет правительство, которое заслушивает на своих заседаниях руководителей министерств, ведомств, и территориальных органов исполнительной власти о их деятельности в области экономики и финансов и принимает соответствующие решения.

Важное значение в системе финансового контроля принадлежит специальным органам, которые независимы от правительства и подотчетны парламенту. В Беларуси такой правовой статус имеет Комитет государственного контроля, который, кроме ранее перечисленных функций, осуществляет также контроль за эффективностыо использования государственной собственности.

К органам государственного управления, осуществляющим финансовый контроль в Беларуси, относится Министерство финансов. Государственный налоговый комитет, Государственный таможенный комитет. Комитет по надзору за страховой деятельностью. Государственный комитет по ценным бумагам. Национальный банк. Указанные органы на местах в областях, городах и районах имеют свои подразделения, это в первую очередь областные финансовые управления, райгорфинотделы, областные, городские и районные налоговые инспекции.

Все вышеперечисленное принято классифицировать как государственный финансовый контроль, его еще называют вневедомственным. В некоторых странах, в частности во Франции, представители казначейства работают в органах управления, финансируемых из бюджета, без их разрешения руководители министерств, ведомств не могут осуществлять расходы сверх определенных сумм. Имея мною общего, тем не менее, государственный финансовый контроль отличается по странам.

Внутриведомственный финансовый контроль отличается тем, что контрольные функции выполняют непосредственно сами министерства, другие органы управления, имеющие подведомственные предприятия, организации, учреждения. Он осуществляется как в отраслях сферы материального производства, так и в системе министерств, относимых к непроизводственной сфере. Для осуществления внутриведомственного контроля в составе центральных аппаратов создаются контрольно-ревизионные подразделения. Следующий вид финансового контроля получил название внутрихо­зяйственного, его осуществляют руководство, финансовые отделы, бухгалтерии предприятий. Этот контроль является непрерывным: и представляет собой элемент управления предприятием.

Как внутриведомственный, так и внутрихозяйственный финансовый контроль осуществляется в соответствии с правилами и стандартами, скрепленными внациональном законодательстве и иных нормативных актах. Подмечено также, что эффективность работы внутриведомствен­ных ревизоров намного меньше, чем государственных.

Функции финансового контроля, наряду с перечисленными органами выполняют специальные структуры, для которых этот вид деятельности является профессиональным, но в отличие от государственных контролеров, работники этих структур выполняют контрольные действии на договорной, платной основе. Этот вид финансового контроля принято обозначать как аудит. К выполнению этих функций организации аудиторов и частные аудиторы могут приступить при наличии специального разрешения (лицензии). В Беларуси под аудит подведена соответствующая правовая база, в составе министерства финансов есть специальные подразделения, осуществляющие регистрацию, лицензирование, надзор за деятельностью аудиторов.

Таким образом, виды финансового контроля обусловлены органами, осуществляющими указанный контроль. Государство осуществляет общее руководство финансовым контролем, путем его правовой регламентации. Финансовый контроль является важным инструментом государственного воздействия не только на экономику, но и на другие сферы.

Финансовый контроль имеет определенную организационно-правовую структуру. Он осуществляется в различных формах, выбор которых определяется задачами, целями контроля и состоянием контролируемых объектов. В зависимости от времени осуществления контроль подразделяется на следующие формы: предварительный, текущий и последующий.

Предварительный контроль проводится до совершенствования хозяйственных и финансовых операции Он предшествует операции с материальными и денежными средствами и имеет целью предупредить незаконные действия должностных лиц, неправильное хранение и расходование денежных средств и материальных ценностей, предотвратить нарушение законов, постановлений и распоряжений государственных органов.

Предварительный контроль осуществляется всеми органами государственного контроля. Он играет большую роль и является наиболее эффективной формой финансового контроля, так как лучше предупредить нарушения или недостатки, чем затем, с опозданием, после совершения нарушении, вскрывать их.

Предварительный контроль производится в процессе рассмотрения и утверждения планов, проектов смет и бюджетов, штатных нормативов, утверждения штатных расписаний и т.д. Такой контроль осуществляют:

- финансовые органы посредством рассмотрения проектов бюджетов, финансовых планов и смет, при регистрации штатных расписаний и смет административно-управленческих расходов бюджетных учреждений;

- кредитные учреждения путем проверки платежных документов до их оплаты или исполнения (чеков, платежных требований, платежных поручений и т.п.);

- министерства и ведомства, управления, отделы путем анализа проектов производственно-финансовых планов предприятий, индивидуальных и сводных смет бюджетных учреждений;

- ответственные должностные лица предприятий, организаций, учреждений в процессе принятия решений, разрешающих выполнять определенные работы, совершать хозяйственные операции, расходовать материальные и денежные средства. При этом рассматриваются законность, целесообразность, эффективность и реальность действий и хозяйственных операции.

Важную роль в предварительном контроле играют главные (старшие) бухгалтера. Указанные должностные лица осуществляют проверки правильности составления платежных документов, договоров, соглашении на приобретение и отпуск материальных ценностей, установления должностных окладов, соблюдения установленных норм расходов, тарифов и т.д.

Текущий контроль производится на предприятиях, в хозяйственных организациях, бюджетных учреждениях, в финансовых и кредитных органах, в министерствах, ведомствах, управлениях, отделах в процессе совершения хозяйственных и финансовых операций. Эта форма контроля является неотъемлемым элементом оперативного управления хозяйственно-финансовой деятельностью. Опираясь на данные первичных документов оперативного и бухгалтерского учета, инвентаризации и визуального наблюдения, должностные лица, пользующиеся данными текущего контроля, при необходимости регулируют быстроменяющиеся хозяйственные ситуации, приостанавливают незаконные или ошибочные действия, предотвращают потери, убытки. Таким образом, текущий контроль позволяет выявлять положительные и отрицательные явления в процессе финансово-хозяйственной деятельности и немедленно принимать решения, стимулирующие положительные хозяйственные процессы и явления и предотвращающие, пресекающие отрицательные явления и отклонения.

Повышению действенности текущего контроля способствует использование вычислительной техники, позволяющей автоматически собирать и обрабатывать экономическую информацию. В связи с этим большое значение имеет создание компьютерных данных, что позволяет организовывать текущий контроль за ходом хозяйственно-финансовой деятельности на оперативных началах и тем самым значительно повысить эффективность управления деятельностью предприятий, организаций, учреждений и их вышестоящих органов.

Последующий контроль осуществляется после совершения хозяйственно-финансовых операций. Проводится он путем исследования данных учета, отчетности, плановой, нормативной и технологической документации, а также изучения первичных документов, фактического наличия материальных ценностей и денежных средств за определенный прошедший период.

Последующий контроль позволяет выявить нарушения, которые не были установлены предварительным и текущим контролем. Он помогает более масштабно оценить положительные и отрицательные стороны в хозяйственной деятельности проверяемого объекта, выявить неправильные тенденции в его работе и их причины, объективно оценить наиболее неблагоприятные участки работы и пути их улучшения, всесторонне изучить положительные тенденции и их факторы, разработать эффективные меры по устранению недостатков и использованию положительных моментов в хозяйственно-финансовой деятельности.

 

В рыночной экономике важную роль играет достоверная информация о деятельности предприятия, которая, нужна владельцу предприятия для определения стратегии развития и способов повышения эффективности его деятельности; государственным органам для контроля за соблюдением законодательных актов о налогообложении; банкам, другим заимодавцам и страховым компаниям для оценки платежеспособности предприятия и вероятности возврата кредитов, определения страхового риска. В достоверной информации заинтересованы поставщики, покупатели, инвесторы и другие предприятия и организации, имеющие деловые взаимоотношения с субъектом хозяйствования.

Во всех странах с развитой рыночной экономикой осуществляется независимый контроль за достоверностью бухгалтерского учета, а также за представляемой государственным органам и публикуемой в печати финансовой отчетностью.

Такой контроль принято называть аудитом. В экономической литературе нет однозначного понятия аудита. Одни авторы считают, что аудит происходит от латинского слова audio, что означает ”он слышит”, другие считают, что аудитор в переводе с английского языка означает ”подсказчик ”.

Международные нормативы аудита определяют его как “независимую проверку финансовых отчетов или относящейся к ним финансовой информации объекта, независимо от того приносит прибыль или нет, его размера и формы организации, когда такая проверка производится с целью выражения дальнейшего мнения ”.

Аудиторская деятельность - независимая проверка аудиторами и аудиторскими организациями бухгалтерской (финансовой) отчетности и других документов субъектов хозяйствования с целью оценки достоверности и соответствия совершенных финансовых и хозяйственных операций законодательству Республики Беларусь, направленная на защиту интересов собственника, оказание помощи субъектам хозяйствования, содействие им в правильности расчетов с бюджетом и в подъеме эффективности их деятельности.

Становление рыночных отношений привело к появлению большого количества новых нормативных актов, регламентирующих вопросы бухгалтерского учета и отчетности, налогообложения, порядок формирования себестоимости, которые не всегда своевременно и в полном объеме доводятся до предприятий. В этой связи возникла объективная необходимость создания новой формы контроля, который предусматривает не только проверку, но и консультирование по вопросам организации и ведения бухгалтерского учета, оказание правовой помощи субъектам хозяйствования и другие виды услуг, направленные на улучшение бухгалтерского учета и отчетности, повышение эффективности их деятельности.

Исходя из сказанного, понятие аудита значительно шире понятия ревизия, так как аудит включает не только проверку достоверности отчетности предприятия, но и осуществляемые аудиторской организацией и аудитором-предпринимателем экспертизу бухгалтерских балансов, финансовых отчетов и разработку предложений по улучшению хозяйственной деятельности.

Целью аудита является также установление правильности ведения бухгалтерского учета в соответствии с действующими нормативными положениями и стандартами. Объектом аудита является финансово-хозяйственная деятельность предприятий и организаций всех форм собственности.

В настоящее время в экономической литературе выделяются основные направления развития аудита:

1. смещение акцептов с ревизионной функции аудита на оказание оценочно-консультативных услуг, и в связи с этим, - усиление роли аудиторов как постоянных консультантов, владеющих полной информацией о деятельности клиента;

2. в аудиторском заключении все больше внимания должно уделяться не только подтверждению финансовой отчетности, но и анализу и прогнозированию дальнейшего развития предприятия-клиента;

3. постепенный отказ от прямой проверки правильности действий учетного персонала и оценки компетенции и профессионализма администрации клиента. Появляется необходимость в разделении аудиторской оценки действий учетного персонала и правильности самой системы учета;

4. в аудиторской практике должны чаще использоваться статистические методы при проверке деятельности предприятий и, в связи с этим, одной из основных задач аудита должно стать выявление предпринимательского риска и риска инвесторов. Кроме того, всем больше клиентов осознает необходимость отражения в аудиторском заключении будущих рисков, угрожающих предприятию;

5. усиление роли в аудиторских проверках внутреннего контроля, поэтому при проведении аудита является обязательным анализ системы внутреннего контроля с целью уменьшения аудиторского риска;

6. рост ответственности аудитора как перед клиентом, так и перед обществом в целом влечет за собой усиление контроля качества выполняемых аудитором услуг, с одной стороны, и необходимостью правовой, страховой защиты аудитора – с другой [6, с.76].




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2013-12-13; Просмотров: 1027; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.