Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Сущность менеджмента. Методологические основы менеджмента




Методологические основы менеджмента

Рассмотрение термина «менеджмент» следует начинать с семантики этого слова. Перед нами возникает закономерный вопрос: почему мы заимствуем данный термин, а не довольствуем­ся, скажем, его русскоязычным аналогом — словом «управление»?

Управление — свойство систем различной природы сохра­нять свою целостность, структурное единство и добиваться дос­тижения поставленных целей.

Система — это некоторая целостность, состоящая из взаи­мозависимых частей, каждая из которых вносит свой вклад в характеристику целого.

Система управления состоит из управляющей и управляемой подсистем, границы между которыми весьма условны. Они взаимодействуют с помощью ме­ханизма управления, который соответствующей частою принадлежит каждой из них.

В нашем случае в качестве объекта управления мы рассмат­риваем организацию, которая является основой мира менедже­ров, причиной, обусловливающей существование менеджмента.

Организация — это группа людей, деятельность которых сознательно координируется для достижения общей цели или целей.

Приведенное выше определение организации в 30 - 40-х годах прошлого века сформулировал Честер Барнард, один из классиков менеджмента, который называл любую формальную организацию «системой сознательно координируемых действий двух или более человек».

Употребляя термин «менеджмент», мы следуем давно уста­новившейся традиции в международных изданиях по теории управления, он использовался как синоним ка­питалистического управления. Кроме того, термин «управле­ние» не является удовлетворительным заместителем термина «менеджмент» потому, что в последнем случае речь идет лишь об одной из форм управления. При этом, однако, следует отметить, что в английском языке семантика термина «менеджмент» весьма сложна. В фундаментальном Оксфордском словаре английского языка слово «менеджмент» трактуется как:

1) способ, манера обраще­ния с людьми;

2) власть и искусство управления;

3) особого ро­да умелость и административные навыки;

4) орган управления, административная единица.

Американский авторитет в области теории менеджмента Питер Друкер считает, что: «Термин «менеджмент» исключи­тельно труден для понимания. Во-первых, он специфически американского происхождения и едва ли может быть переведен на какой-либо другой язык, включая английский язык Британ­ских островов. Он обозначает функцию, а также людей, ее вы­полняющих; он указывает на социальное или должностное по­ложение, но в то же самое время означает учебную дисциплину и область научного исследования. Но даже в американском употреблении для организаций, не имеющих отношения к бизнесу, как правило, не говорят о менеджменте и менеджерах. Тем не менее большинство современных исследователей менеджмента считают, что государственные и общественные организации также должны использовать принципы и методы менеджмента, если только они \ хотят максимально достичь своих целей при минимуме затрат.

В настоящее время менеджмент существует как междисциплинарная отрасль научного знания с четко выраженным при­оритетом прагматических установок. Ценность менеджмента, как способа решения социально-экономических задач состоит не в том, что он предполагает совершенную теорию подобных решений, а в том, что он создает необходимые организационные условия для синтеза науки, практических навыков и знаний, позволяющих принимать оптимальные решения.В плане структуры профессионального труда по управле­нию эксперты в США полагают, что неправомерно смешивать деятельность по руководству предприятием (администрацию) с собственно менеджментом. Менеджмент чаше понимается лишь как одна из функций руководства. Принятые в настоящее время различия между администрацией и менеджментом, восходят к управленческой триаде Оливера Шелдона, проанали­зированной им в книге «Философия управления»,где указано: что управление распадается на три составные часта:

 

 

1. администрацию, занятую выработкой корпоративной по­литики, координацией финансов, производством, распределени­ем и установлением границ организации и верховного контроля администратора;

2. менеджмент в собственном смысле слова, связанный свыполнением политики в пределах, определенных администра­тором, а также с использованием организации для решения за­дач, поставленных перед нею;

3. организацию, т.е. процесс, таким образом комбинирую­щий труд,выполняемый индивидами или группами людей, на­деленных качествами, необходимыми для его выполнения, что обязанности, сформулированные подобным образом,обеспечивают наилучшие каналы эффективного, систематического, пози­тивного скоординирован-ного приложения знаний

Организация формирует аппарат, менеджмент - управляю­щего, а администрация — высшее руководство. X. Пирсон проводил следующее различие между упомяну­тыми терминами: администрацию он трактовал как совокуп­ность моральных, социальных неполитических аспектов управ­ления предприятием, в то время как менеджмент увязывал глав­ным образом с технической стороной управления. Из этого раз­личия он выводил «научность' последнего», поскольку в админи­страцию науку внедрить значительно труднее.

Администратору, как правило, принадлежит высший орга­низационный статус в управленческой иерархии, в то время как менеджер обычно занимает средний или даже низший уровень в системе надзора и ответственности за текущими делами корпо­рации. В повседневном употреблении термин «администрация» чаще используется для характеристики руководства в правитель­ственных институтах, а также в общественных объединениях, ассоциациях и разного рода благотворительных организациях, в то время как «менеджмент» большей частью употребляется при­менительно к предпринимательским компаниям.

 

  Администрация:     Менеджмент:
определяет организацию   использует ее
ста­вит задачи ориентирована на цели борется за их вы­полнение, применяя различные средства  
вырабатывает политику компании   проводит политику в жизнь
решает об­щие проблемы поведения в экономическом, политическом и социальном окружении оперативного искусства с его повседневными решениями направленными на обеспечение прибыли с минимизацией потерь
связана со стратегией корпорации   заботить­ся о тактике

 

X. Пирсон проводил следующее различие между упомяну­тыми терминами: администрацию он трактовал как совокуп­ность моральных, социальных неполитических аспектов управ­ления предприятием, в то время как менеджмент увязывал глав­ным образом с технической стороной управления. Из этого раз­личия он выводил «научность' последнего», поскольку в админи­страцию науку внедрить значительно труднее.

Администратору, как правило, принадлежит высший орга­низационный статус в управленческой иерархии, в то время как менеджер обычно занимает средний или даже низший уровень в системе надзора и ответственности за текущими делами корпо­рации. В повседневном употреблении термин «администрация» чаще используется для характеристики руководства в правитель­ственных институтах, а также в общественных объединениях, ассоциациях и разного рода благотворительных организациях, в то время как «менеджмент» большей частью употребляется при­менительно к предпринимательским компаниям.

-

Когда американцы или европейцы говорят о ме­неджменте, то они подразумевают менеджера — че­ловека, субъекта управления, который действует в ры­ночных структурах. Речь идет о тех организациях, ко­торые заняты бизнесом. Бизнес направлен на получение прибыли путем создания в реализации определен­ной продукции и услуг. Значит, менеджмент бизне­са — это управление коммерческой деятельностью, хо­зяйственными корпорациями. Но бизнесмен и менед­жер — не одно и та же. Бизнесмен — это человек, который «делает деньги», владелец капитала, находя­щегося в обороте и приносящего доход. Бизнесмен — деловой человек, у которого нет подчиненных, или крупный собственник, который может не занимать никакой постоянной должности в корпорации, однако является владельцем ее акций. Когда говорят о ме­неджере, то, как правило, имеют в виду менедже­ра-профессионала, прошедшего специальную подготов­ку, а не просто инженера, юриста или экономиста. Менеджер занимает постоянную должность в корпо­рации.

Менеджеры работают на всех -эшелонах» управле­ния и, по американским понятиям, в задачу менедже­ра входит организация конкретной работы в рамках определенного числа сотрудников, которые подчиня­ются ему.

На западных предприятиях различают:

• Top management, т. е. высшее звено управления(генеральный директор и другие члены правле­ния);

• Middle management — среднее звено управления(руководители управлений и самостоятельных от­делов);

• Lover management — низшие звенья управления(руководители подотделов и других аналогичных им подразделений).

Имеется в виду, что руководство различного уровня есть и в правительстве, и в армии, и у церкви, но менеджмент деловых предприятий отличается от про­чих видов управления тем, что целью предприятия, а следовательно, и задачей его управления является про­изводство товаров или удовлетворение социальных потребностей через рынок.

Следует провести сравнение и таких понятий, как «менеджер» и «предприниматель». Предпринимателем называют человека, предпринимающего что-то по соб­ственной инициативе, действующего под свою ответ­ственность, на свой страх и риск, рассчитывающего на собственные силы и средства. В этом смысле пред­принимателями можно назвать И.В. Цветаева— со­здателя и первого директора Музея изобразительных искусств им. А.С. Пушкина в Москве, Тура Хейерда-ла, предпринявшего знаменитые путешествия на «Кон-Тики», «Ра» и «Тигрисе», П.М. Третьякова — основа­теля Третьяковской галереи в Москве, и многих дру­гих известных людей, имена которых в нашем созна­ния никак не связывают со словом «предприниматель­ство». В более узком смысле предпринимательство — это частный случай бизнеса, вид деятельности чело­века, который осуществляет бизнес, реализует нововведения, вкладывает собственные средства в новое дело, принимая на себя личный риск.

Если менеджер тяготеет к бюрократическому сти­лю руководства, то различне между ним и предпри­нимателем очень велико. Эти различия стираются, когда менеджер активно ищет возможности и наме­ренно рискует, чтобы добиться изменений и совершен­ствования. Такой стиль управления является предпри­нимательским, а сам менеджер — предприимчивым.

Менеджмент — понятие очень емкое. Мы его оп­ределили как управление в рыночных условиях, как особый вид деятельности по руководству коммерче­ским предприятием. Широко известно такое опреде­ление: менеджмент — это умение достигать постав­ленных целей, используя труд, интеллект и мотивы поведения других людей.

Хотя возникновение менеджмента относят к кон­цу XIX века, роль его была осознана только в 30-е годы XX века. К этому времени данная деятельность стала профессией, область знаний — самостоятельной дис­циплиной, а социальный слой менеджеров превратился во влиятельную общественную силу. В связи с воз­росшей ролью менеджмента заговорили о «революции менеджеров». Эта роль особенно возрастает с появле­нием корпораций-гигантов, которые обладают огром­ным экономическим, производственным и научно-тех­ническим потенциалом. По своей моши эти корпора­ции сопоставимы с целыми государствами. В странах с рыночной экономикой крупнейшие промышленные объединения и банки составляют основу не только эко­номической, но и политической силы государства. В за­висимости от крупнейших корпораций находятся пра­вительства стран и власти целых регионов. Крупней­шие корпорации имеют свои филиалы во всем мире, где устанавливают правила распределения материаль­ных благ, владеют огромным информационным по­тенциалом. Решения менеджеров таких корпораций определяют судьбы миллионов людей.

Не следует забывать и о малом бизнесе. В зрелой рыночной экономике это 95 % всех фирм, а для боль­шинства населения— это работа. Устоять, выжить в конкурентной борьбе этим предприятиям невозмож­но без эффективного менеджмента.

Самой главной задачей менеджмента является обеспечение существования предприятия на рынке Руковод­ство предприятия должно заниматься рыночными ис­следованиями, выявлять настоящие и прогнозировать будущие потребности своих реальных и потенциаль­ных потребителей; хорошо знать своих конкурентов. Важно знать, что ожидают клиен­ты от фирмы сегодня, что будут ожидать завтра? Эта сложная работа называется «маркетингом». Рынок очень подвижен, он все время меняется, следователь­но, менеджмент должен обеспечить быстрое реагиро­вание фирмы на все рыночные изменения. Исходя из сказанного, сделаем заключение, что общая задача ме­неджмента разворачивается в конкретные задачи, од­ной из которых выступает обеспечение маркетинга.

В современных условиях существования глобаль­ных проблем, одной из которых является экологиче­ская проблема, руководство обязано придавать осо­
бое внимание уменьшению загрязнения окружающей среды и рациональному использованию материаль­ных ресурсов.

Еще одной конкретной задачей является обеспече­ние инноваций. В конкурентных условиях фирма выживет, если не будет разрабатывать новые товары и услуги, более высокого качества, на более приемле­мых для клиентов условиях, чем конкурент. Понятие «инновация» вбирает в себя как технические разработ­ки и исследования, так и вес изменения в работе пред­приятия в лучшую сторону.

Нельзя забывать, что важнейшим элементом про­изводственного процесса на предприятии являются люди. И задача менеджмента — организовать работу коллектива, что означает сформировать кадры, уста­новить систему отношений между людьми, содейство­вать развитию персонала и его росту; повышать эф­фективность труда служащих. Если эта задача реша­ется слабо, сотрудники не удовлетворены работой и эффективность труда низкая, положение предприятия на рынке неизбежно ухудшается.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2013-12-13; Просмотров: 433; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.028 сек.