Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Этика менеджмента




Слово «этика» греческого происхождения и означает обы­чай, нрав, характер.Ещё от античных стоиков идет тради­ционное деление философии на логику, физику и этику. Та­им образом, этика — один из разделов философии. Как обозначение особой области исследования термин «этика» впервые употребил Аристотель.

В древности этика означала учение о нравственности, учение о долге. Позднее, пишет И. Кант, «нашли благора­зумным перенести это название только на одну часть уче­ния о нравственности, а именно на учение о долге, который не подчинён внешним законам». Таким образом, учение о долге подразделяется:

учение о праве, которое имеет дело с внешними законами,

учение о добродетели или этику, которая не имеет дела с внешними законами.

Центральной для этики продолжает оставаться проблема добра и зла, про­блема поведения человека в соответствии с этими понятия­ми. А понятия о добре и зле основываются на культуре, тра­дициях, общественном мнении, привычках, т.е., вообще от­носительны.

Этика менеджмента — деловая этика, базирующаяся на честности, открытости, верности данному слову, способно­сти эффективно действовать в соответствии с законами. Она затрагивает систему идеалов, на которые опирается менед­жер при достижении поставленной цели. Этика менеджмен­та базируется на моральных и нравственных принципах, на определённых правилах поведения как в организации, так и вне её, а также на правовых критериях, которые устанавли­ваются законодательством.

В настоящее время уделяется большое внимание изуче­нию этики менеджмента, этики деловых отношений с целью повышения уровня культуры в организациях и уровня культуры самих менеджеров. Главным в культуре менедже­и является уравновешенность, благородство, скромность, чувство собственного достоинства, чувство юмора. Рассмот­рим взгляд Аристотеля на эти человеческие качества.

Уравновешенность, пишет Аристотель- это середина между гневливостью и безгневием. Гневлив тот, кто по вся­кому поводу впадает в гнев. Такой человек достоин порица­ния, потому что гневаться надо не по всякому поводу, не на всех, не всецело и не всегда: не будь духом поспешен на гнев. А русская пословица совету­ет: лют конь уздою воздержится, а скор гнев умом обуздается. Но тот человек, который никогда не гневается, является бесчувственным и не может заслуживать уважения.

Благородство – это середина между кичливостью и при­ниженностью. Аристотель пишет, что люди жалкие и дур­ные, но мнящие себя великими и думающие, что их должны соответственно чтить – кичливы, т.е. надменны, высоко­мерны. Те, которые считают, что достойны меньшего, чем им подобает – принижены. Благородный находится меж­ду этими двумя крайностями.

Скромность, по Аристотелю, проявляется в поступках и словах и является серединой между бесстыдством и стес­нительностью. Бесстыжий говорит и действует как придет­ся, при любых обстоятельствах. Стеснительный, напротив, остерегается делать и говорить что бы то ни было перед кем бы то ни было. Нельзя стесняться во вред себе, говорит Биб­лия. Стеснительный человек всегда бездеятелен.

Чувство собственного достоинства – середина меж­ду своенравием и подхалимством — и проявляется при взаимном общении людей. Своенравный это тот, который не способен ни общаться, ни разговаривать с кем-либо. Подхалим — это умеющий общаться со всеми, всячески и везде. Таким образом, имеющий чувство собственного достоинства это тот, который общается не со всеми без разбора.

Чувство юмора — середина между шутовством и дикарством. Шут смеётся по всякому поводу и над всеми, а дикарь отказывается смеяться сам и не хочет, чтобы над ним смеялись и сердится. Человек с чувством юмора это тот, кто умеет отпустить меткую шутку, и тот, кто переносит насмешки.

Культура управления

Принять решение, какие действия являются этичными, а какие нет — сверхтрудная задача. Дня её решения часто при­меняют этические подходы. Известны три основных этичес­ких подхода: утилитарный, нравственный и подход социаль­ной справедливости.

Утилитарный подход заключается в сравнении потенци­ально позитивных результатов и потенциально негативных. Если первые перевешивают последние, менеджер, руковод­ствующийся утилитарным подходом, скорее всего, присту­пит к запланированным действиям. То обстоятельство, что на некоторых людей эти действия могут повлиять отрица­тельно, признаётся неизбежным и приемлемым. Например, производство автомобилей загрязняет окружающую среду, но выгоды от их производства и использования (рабочие места, удовлетворение потребностей потребителей) кажут­ся более весомыми, чем причиняемый ими вред.

Нравственно-правовой подход предпочитает оценку реше­ний и действий содержанию основных гражданских прав и привилегий. Например, право человека на жизнь и личную безопасность, свободу совести, слова, частной собственнос­ти. В произведении А.Солженицына «В круге первом» один из героев сознательно отказывается изобретать устройство для фотографирования каждого входящего в какую-либо дверь, так как понимает, что это нарушит основные права многих людей. За отказ он сознательно поплатился жизнью.

Тот, кто принимает подход социальной справедливости. судит о том, насколько его действия являются справедливы­ми по полученным наградам или привилегиям.

Таким образом, принятие этического решения — дело очень непростое и неоднозначное.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2013-12-13; Просмотров: 266; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.014 сек.