Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Философия и наука




Некоторые мыслители называют философию наукой. Но философия отличается от науки следующими моментами:

1) Любая наука опирается на систему господствующих в ней положений, которые образуют фундаментальную теорию. А философия не допускает господства какой-либо определенной теории – для нее всегда характерен плюрализм всех школ, течений, направлений.

2) В науке верное решение проблемы закрывает её, делает исчерпанной, и никто более над ней не ломает голову, а принимает как постулат. Например, вряд-ли кто-нибудь начнет вторично открывать и доказывать закон всемирного тяготения или кричать «Эврика» от того, что вода закипает при температуре 100. Философские же проблемы нельзя назвать ни закрытыми, ни открытыми. Для философии является смертью заучивание готовых, устоявшихся истин. Разные точки зрения, не окончательно решенный вопрос, держит философов, а также всех людей, причастных к этой области, в вечном поиске ответов, в активном и заинтересованном соучастии при обсуждении философских проблем.

3) В науке решение проблемы, научный факт никак не зависит от той личности, которая его доказала. В философии же все наоборот.

4) В отличие от науки, философия создает целостную картину мира. Философ, пытающийся рассмотреть явление лишь через призму какой- либо единой науки, уподобляется слепцам из мудрой древнеиндийской притчи. «Однажды трое слепых пожелали узнать, что есть слон. К ним подвели слона и предложили: одному пощупать хобот, другому - ногу, третьему – хвост. «Ну как, теперь вы знаете, что такое слон?» - спросили их. «О, да, знаем. Это что-то мягкое и гибкое, как змея» - ответил первый слепой. «Это что-то большое, как колонна» - отозвался второй, ощупывая ногу слона. «Это что-то тонкое и длинное, как веревка», - сказал третий». В этой притче есть тонкий намек на то, что знающий нечто лишь под одним углом зрения остается в неведении сути того, что дается обобщающей силой мысли, ориентированной на мир в целом и опирающейся на знание основных достижений конкретных наук. Вместе с тем нельзя отрицать связи философии с наукой и наличия у ряда философских школ четко выраженных признаков научности. Рассмотрим общие черты науки и философии.

1) Как и научное знание, философское знание является систематическим, последовательным.

2) Особая организация, особая системность знания; не просто упорядоченность, как в обыденном знании, а упорядоченность по осознанным знаниям, по осознанным принципам;

3) Рациональность. Как и научные, так и философские знания доказательны, то есть и науке и философии характерны рационалистическая обоснованность, доказательность. Они опираются не на веру, не на мистическое откровение, не на настроения или эмоции, а на обоснованные аргументы.

4) Как и наука, философия, прежде всего стремится к истине, она вырабатывает знания, объективные и независящие от произвола и дающие нам информацию об особых реальных явлениях, процессах и отношениях. Но этим сходства и исчерпываются.

5) Эссенциалистская направленность, то есть нацеленность на воспроизведение сущности, закономерностей объекта (отражение повторяющихся, но несущественных свойств объекта тоже подчинено этой цели)

Чтобы четко увидеть взаимосвязь наук и философии, чтобы выяснить предмет и метод философского исследования, рассмотрим такие примеры:

1. История: Читая Гомера, мы узнаем, что после взятия Трои союз греческих царей во главе с Агамемноном распался, а династия Атридов, к которой он принадлежал, исчезла. А. Македонский в IV в. до н.э. создал огромную империю, поработив множество народов. Он внезапно умер в 323 году до н.э., его ближайшие соратники мгновенно перессорились, добились смертного приговора для его матери царицы Олимпиады, затем закололи его жену Роксану и единственного сына Александра. Империя А. Македонского распалась, а династия прекратила свое существование. Создатель Великой Римской империи Юлий Цезарь был убит своим приемным сыном, не оставив потомства и не создав династии. Наполеон был предан соратниками и низложен с престола, умер в изгнании. После смерти его несовершеннолетнего сына прямая линия этой краткосрочной династии также прекратилась. Иван Грозный был последним крупным царем в роду московских Рюриковичей. Он убил своего старшего сына Ивана, царевич Дмитрий также пал жертвой несчастного случая или заговора, а слабоумный сын Федор Иванович не оставил прямого наследника. Царская династия Рюриковичей также прекратила свое существование. Изложенные факты дают повод задуматься над тем, не является ли прекращение династии знаменитых полководцев и государей возмездием за причиненные им страдания, разрушения, гибель. Не проявляется ли в этом мировая историческая справедливость, уравновешивающая славу государственного деятеля с бесславным концом династии? Случайна или закономерна подробная связь событий? Много трудов историков и философов на данную тему. Ибо понятия – случайность – закономерность, возмездие – справедливость связаны не только с историей как наукой, но и философией, которая дает представления о человеке, о человеческой судьбе, о его предназначении в истории и обществе.

2. Вопросы об эвтаназии, трансплантации, о смертном приговоре является вопросами не только медицины и юриспруденции, но и этики, отрасли философии.

Следовательно, за самыми разнообразными, чисто научными вопросами, фактами и проблемами скрываются и серьезные философские проблемы, без понимания которых невозможно точно уяснить значение тех или иных научных результатов, концепций и теорий.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2013-12-13; Просмотров: 467; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.