Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Предмет философии и представления о нем в ходе развития философии




Предметом философии являются всеобщие связи в системе “человек – мир”, философия - это рационально - теоретическое осмысление этих связей. В ходе развития философии представления о ее предмете менялись. Можно сказать, что каждая эпоха давала свой ответ на этот вопрос. Да и в рамках одной исторической эпохи могли сосуществовать разные версии этого ответа.

1) Для крупнейшего древнегреческого мыслителя Сократа философия была величайшим из искусств – искусством самопознания.

2) Платон, считал философию познанием истинно существующего бытия, то есть мира идей.

3) Аристотель считал философию наукой, изучающей первопричины вещей, и называл ее госпожой наук.

4) Для Пифагора философия - это гармония жизни.

Таким образом, для античности вообще характерно понимание философии как матери всех наук. Философией древние греки называли всю сумму теоретического знания, противопоставляя его мифу с одной стороны, и обыденному знанию- с другой.

В Средние века философия выступала служанкой богословия и схоластики, она выполняла функцию дополнительного инструмента в богословских спорах. В эпоху Возрождения происходит эмансипация философии от теологии. Новое время определило философию как науку наук, объединив этим понятием не только теоретическое, но и некоторые виды эмпирического знания. Английский философ Нового времени Ф. Бэкон относил к сфере философии естественную теологию, естественную философию и учение о человеке. Р. Декарт уподоблял философию дереву, корни которого – метафизика, ствол – физика, а ветви – все остальные науки.

Широкое понимание предмета философии и отождествление ее со всем комплексом научного знания сохраняется и на протяжении XVIII в. Во второй половине XVIII – начале XIX в. происходит постепенное осмысление того факта, что если философия и представляет собой науку, то это должна быть универсальная наука, наука о всеобщем. Г. Гегель называет философию царицей наук. Философия для него есть наука о всеобщем, существующем в сфере чистого мышления, или наука о разуме, постигающем самого себя. Основоположник немецкой классической философии И. Кант определяет предмет философского исследования следующим образом: трансцендентальный разум и его границы. Философия, по его мнению, должна стать учением о последних целях человеческого разума. В XX веке проявилось большое разнообразие трактовок предмета философского исследования. Так, неокантианцы рассматривают философию как науку о ценностях. Марксизм определяет философию как науку о всеобщих законах природы, общества и мышления. Экзистенциализм понимает философию как размышление о человеческом существовании. Позитивизм вообще отказывает ей в собственном предмете, она должна стать служанкой наук.

Заключая сказанное, следует подчеркнуть, что при всем разнообразии определений предмета философии сохраняется одна ее важная специфическая особенность: философия представляет собой рациональное знание о всеобщем.

Философию не интересует мир сам по себе, а только мир в контексте человеческой жизнедеятельности. Наиболее адекватно и кратко круг философских проблем очертил И. Кант, сведя их к четырем вопросам:

1.Что я могу знать?

2.Что я должен делать?

3.На что я смею надеяться?

Эти три вопроса объединяются в четвертом:

4.Что такое человек?

 

  Вопрос Область философского знания, призванная искать ответ
  Что я должен знать? Гносеологическая, онтологическая
  Что я должен делать? Этико-праксиологическая
  На что я смею надеяться? Религиозно-экзистенциональная
  Что такое человек? Все области, в частности: философская антропология

 

И. Кант как великий философ первым из мыслителей Нового времени осознал антропоцентрический характер философского знания. Основным философским вопросом марксисты считают вопрос об отношении материи и сознания и о первичности материи. Таким образом, философия является рефлексией над основаниями любой человеческой деятельности.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2013-12-13; Просмотров: 509; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.