Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Мышление




Память

ПАМЯТЬ, мышление, воображение

Лекция №2

 

 

Память — форма психического отражения, заключающаяся в закреплении, сохранении и последующем воспро­изведении прошлого опыта, делающая возможным его повторное использование в деятельности или возвращение в сферу сознания. Память связывает прошлое субъекта с его настоящим и будущим и является важнейшей позна­вательной функцией, лежащей в основе развития и обуче­ния.

Память — основа психической деятельности. Без нее невозможно понять основы формирования поведения, мышления, сознания, подсознания. Амнезия — отсутствие памяти.

Основные процессы памяти: заучивание, сохранение, воспроизведение, узнава­ние, забывание.

Виды памяти:

1. Непроизвольная память (информация запоминается сама собой без специального заучивания, в ходе выпол­нения деятельности). Сильно развита в детстве, у взрослых ослабевает.

2. Произвольная память (информация запоминается целенаправленно с помощью специальных приемов). Эф­фективность произвольной памяти зависит:

Ø От целей запоминания (насколько прочно, долго человек хочет запомнить). Если цель — выучить, чтобы сдать экзамен, то вскоре после экзамена многое забудется, если цель — выучить надолго, для будущей профессио­нальной деятельности, то информация мало забывается.

Ø От приемов заучивания. Приемы заучивания быва­ют:

§ механическое дословное многократное повторение — работает механическая память, тратится много сил, времени, а результаты низкие. Механическая память — это память, основанная на повторении материала без его осмысливания;

§ логическая память (смысловая) — вид памяти, основанный на установлении в запоминаемом материале смысловых связей. Логический пересказ, который включает: логическое осмысление материала, систематизацию, выделение глав­ных логических компонентов информации, пересказ свои­ми словами. Эффективность логической памяти в 20 раз выше, лучше, чем у механической памя­ти;

§ образные приемы запоминания (перевод информа­ции в образы, графики, схемы, картинки)работает образная память. Образная память бывает разных типов: зрительная, слуховая, моторно-двигательная, вкусовая, осязательная, обонятельная, эмоциональная;

Этапы логического запоминания:

Осознание цели запоминания →понимание смысла запоминаемого→анализматериала → выявление наиболее существенных мыслей → обобщение → запоминаниеэтого обобщения.

3. Кратковременная память — запоминание однократно предъявленной информации на короткое время (5— 7 минут), после чего информация может забыться полностью либо перейти в долговременную память, но при условии 1—2 кратного повторения информации. В среднем с одного раза человек может запомнить от 5 до 9 слов, цифр, чисел, фигур, картинок, кусков информации. Глав­ное добиться, чтобы эти «куски» были более информаци­онно насыщены за счет группировки, объединен я цифр, слов в единый целостный «кусок-образ». Объем кратков­ременной памяти у каждого человека индивидуален.

4. Долговременная память обеспечивает длительное со­хранение информации: бывает двух типов: 1) ДП с созна­тельным доступом (т. е. человек может по своей воле извлечь, вспомнить нужную информацию); 2) ДП закры­тая (человек в естественных условиях не имеет к ней доступа, а лишь при гипнозе, при раздражении участков мозга может получить к ней доступ и актуализировать во всех деталях образы, переживания, картины всей жизни человека).

5. Оперативная намять — вид памяти, проявляющийся в ходе выполнения определенной деятельности, обслужива­ющий эту деятельность благодаря сохранению информа­ции, поступающей как из КП, так и из ДП, необходимой для выполнения текущей деятельности.

6. Промежуточная память — обеспечивает сохранение ин­формации в течение нескольких часов, накапливает ин­формацию в течение дня, а время ночного сна отводится организмом для очищения промежуточной памяти и кате­горизации информации, накопленной за прошедший день, переводя ее в долговременную память. По окончании сна промежуточная память опять готова к приему новой ин­формации. У человека, который спит менее трех часов в сутки, промежуточная память не успевает очищаться, в результате нарушается выполнение мыслительных, вычис­лительных операций, снижается внимание, кратковремен­ная память, появляются ошибки в речи, в действиях.

Для долговременной памяти с сознательным доступом свойственна закономерность забывания: забывается все ненужное, второстепенное, а также определенный процент и нужной информации.

Для уменьшения забывания необходимо: 1) понима­ние, осмысление информации ( механически выученная, но непонятая до конца информация забывается быстро и почти полностью); 2) повторение инфор­мации (первое повторение нужно через 40 минут после заучивания, т. к. через час в памяти остается только 50% механически заученной информации). Необходимо чаще повторять в первые дни после заучивания, т. к. в эти дни максимальны потери от забывания, лучше так: в первый день — 2-3 повторения, во второй день — 1-2 повторе­ния, в третий — седьмой день по 1 повторению, затем 1 повторение с интервалом в 7-10 дней. Помните, что 80 повторений в течение месяца эффективнее, чем 100 пов­торений за день. Поэтому систематическая, без перегрузки учеба, заучивание маленькими порциями в течение семес­тра с периодическими повторениями через 10 дней намно­го эффективнее, чем концентрированное заучивание боль­шого объема информации в сжатые сроки сессии, вызывающее умственную и психическую перегрузку и почти полное забывание информации через неделю после сессии.

Забывание в значительной степени зависит от характе­ра деятельности, непосредственно предшествующей запо­минанию и происходящей после нее. Отрицательное вли­яние предшествующей запоминанию деятельности получило название проактивного торможения. Отрицательное влия­ние следующей за запоминанием деятельности называют ретроактивное торможение, оно особенно ярко проявляет­ся в тех случаях, когда вслед за заучиванием выполняется сходная с ним деятельность или если эта деятельность требует значительных усилий.

Формы воспроизведения:

Ø узнавание — проявление памяти, которое возникает при повторном восприятии объекта;

Ø воспоминание, которое осуществляется при отсутст­вии восприятия объекта;

Ø припоминание, представляющее собой наиболее ак­тивную форму воспроизведения, во многом зависящую от ясности поставленных задач, от степени логической упо­рядоченности запоминаемой и хранимой в ДП информа­ции;

Ø реминисценция — отсроченное воспроизведение ранее воспринятого, казавшегося забытым;

Ø эйдетизм — зрительная память, долго сохраняющая яркий образ со всеми деталями воспринятого.

 

 

Мышление — высшая форма отражательной деятельности, позволяющая понять сущьность предметоа и явлений, их взаимосвязь, закономерность развития.

Мышление радикально расширяет возможности чело­века в его стремлении к познанию всего окружающего шире, вплоть до невидимого, поскольку оно оперирует не только первичными и вторичными образами, но и поняти­ями.

Виды мышления:

Наглядно-действенное мышление — вид мышления, опирающийся на непосредственное восприятие предметов, реальное преобразование ситуации в процессе действий с предметами.

Наглядно-образное мышление — вид мышления, ха­рактеризующийся опорой на представления и образы; фун­кции образного мышления связаны с представлением си­туаций и изменений в них, которые человек хочет получить в результате своей деятельности, преобразующей ситуа­цию. Очень важная особенность образного мышления — становление непривычных, невероятных сочетаний пред­метов и их свойств. В отличие от наглядно-действенного мышления при наглядно-образном мышлении ситуация преобразуется лишь в плане образа.

Словесно-логическое мышление — вид мышления, осу­ществляемый при помощи логических операций с поняти­ями.

Также выделяют: теоретическое и практическое мышление, интуитивное и аналитическое (логическое), продуктивное и репродуктивное, произвольное и непроизвольное, а также реалистическое и аутистическое мышление.

Теоретическое и практическое мышление различают по типу решаемых задач и вытекающих отсюда структур­ных и динамических особенностей. Теоретическое мышле­ние — это познание законов, правил. Например, открытие периодической таблицы элементов Д. Менделеева. Практическое мышление — подготовка физи­ческого преобразования действительности: постановка цели, создание плана, проекта, схемы. Одна из важных особен­ностей практического мышления заключается в том, что оно развертывается в условиях жесткого дефицита време­ни. В практическом мышлении очень ограниченные воз­можности для проверки гипотез, все это делает практичес­кое мышление подчас более сложным, чем теоретическое.

Проводится также различие между интуитивным и аналитическим (логическим) мышлением. Обычно исполь­зуются три признака: временной (время протекания про­цесса), структурный (членение на этапы), уровень проте­кания (осознанность или неосознанность). Аналитическое мышление развернуто во времени, имеет четко выражен­ные этапы, в значительной степени представлено в созна­нии самого мыслящего человека. Интуитивное мышление характеризуется быстротой протекания, отсутствием четко выраженных этапов, является минимально осознанным.

Реалистическое мышление направлено в основном на внешний мир, регулируется логическими законами, а аутистическое — связано с реализацией желаний человека (кто из нас не выдавал желаемое за действительно существую­щее). Иногда используется термин «эгоцентрическое мыш­ление», оно характеризуется прежде всего невозможностью принять точку зрения другого человека.

Важным является различение продуктивного и репро­дуктивного мышления, основанного на «степени новизны получаемого в процессе мыслительной деятельности про­дукта по отношению к знаниям субъекта».

Необходимо также различать непроизвольные мысли­тельные процессы от произвольных: непроизвольные тран­сформации образов сновидения и целенаправленное реше­ние мыслительных задач.

Основные мыслительные операции:

Анализ — мыслительная операция расчленения слож­ного объекта на составляющие его части или характерис­тики.

Сравнение — мыслительная операция, основанная на установлении сходства и различия между объектами.

Синтез — мыслительная операция, позволяющая в еди­ном процессе мысленно переходить от частей к целому.

Обобщение — мысленное объединение предметов и яв­лений по их общим и существенным признакам.

Абстрагирование — отвлечение — мыслительная опе­рация, основанная на выделении существенных свойств и связей предмета и отвлечении от других, несущественных,

Основные формы логического мышления:

Понятие — форма мышления, отражающая существен­ные свойства, связи и отношения предметов и явлений, выраженная словом или группой слов. Понятия могут быть общими и единичными, конкретными и абстрактными.

Суждение — форма мышления, отражающая связи меж­ду предметами и явлениями; утверждение или отрицание чего-либо. Суждения могут быть истинными и ложными.

Умозаключение — форма мышления, при которой на основе нескольких суждений делается определенный вы­вод. Различают умозаключения индуктивные, дедуктив­ные, по аналогии. Индукция — логический вывод в про­цессе мышления от частного к общему. Дедукция — логический вывод в процессе мышления от общего к час­тному. Аналогия — логический вывод в процессе мышле­ния от частного к частному (на основе некоторых элемен­тов сходства).

Качества мышления:

Широта мышления — это способность охватить весь вопрос целиком, не упуская в то же время и необходимых для дела частностей.

Глубина мышления выражается в умении проникать в сущность сложных вопросов. Качес­твом, противоположным глубине мышления, является поверхностность суждений, когда человек обращает вни­мание на мелочи и не видит главного.

Самостоятельность мышления характеризуется умением человека выдвигать новые задачи и находить пути их решения, не прибегая к помощи других людей.

Гибкость мысли выражается в ее свободе от сковывающего влияния закрепленных в прошлом приемов и способов решения задач, в умении быстро менять действия при изменении обстановки.

Быстрота ума — способность человека быстро разо­браться в новой ситуации, обдумать и принять правильное решение.

Торопливость ума — проявляется в том, что человек, не продумав всесторонне вопроса, выхватывает какую-то одну сторону, спешит дать решение, высказывает недоста­точно продуманные ответы и суждения.

Критичность ума — умение человека объективно оце­нивать свои и чужие мысли, тщательно и всесторонне проверять все выдвигаемые положения и выводы. К инди­видуальным особенностям мышления относится предпоч­тительность использования человеком наглядно-действенного, наглядно-образного или абстрактно-логического вида мышления.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2013-12-13; Просмотров: 1860; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.