Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Воображение. Воображение — психический процесс, заключающий­ся в создании новых образов (представлений) путем пере­работки материала восприятий и представлений




 

Воображение — психический процесс, заключающий­ся в создании новых образов (представлений) путем пере­работки материала восприятий и представлений, получен­ных в предшествующем опыте.

Воображение как своеобразная форма отражения дей­ствительности: осуществляет мысленный отход за преде­лы непосредственно воспринимаемого, способствует пред­восхищению будущего, «оживляет» то, что было ранее.

Воображение может быть пассивным (сновидения, гре­зы) и активным, которое, в свою очередь, разделяют на воссоздающее (создание образа предмета по его описанию) и творческое (создание новых образов, требующих отбора материалов в соответствии с замыслом).

Мечта — вид творческого воображения, связанного с осознанием желаемого будущего.

Этапы творческого воображения:

— возникновение творческой идеи;

— «вынашивание» замысла;

— реализация замысла.

Синтез, реализуемый в процессах воображения, осу­ществляется в различных формах:

— агглютинация — «склеивание» различных в повсед­невной жизни несоединимых качеств, частей;

— гиперболизация — увеличение или уменьшение пред­мета, а также изменение отдельных частей;

— схематизация — отдельные представления сливают­ся, различия сглаживаются, а черты сходства выступают четко;

— типизация — выделение существенного, повторяю­щегося в однородных образах;

— заострение — подчеркивание каких-либо отдельных признаков.

Факторы, препятствующие успешному мыслительному процессу:

1) косность, стереотипность мышления;

2) излишняя приверженность к использованию привы­чных методов решения, что затрудняет возможность взгля­нуть на задачу «по-новому»;

3) страх ошибки, боязнь критики, страх «оказаться глупым», излишняя критичность к своим решениям;

4) психическая и мышечная напряженность и т. д.

Для активации мышления можно применять специаль­ные формы организации мыслительного процесса, напри­мер «мозговой штурм» или брейнсторминг — метод пред­ложен А. Осборном (США), предназначен для продуцирования идей и решений при работе в группе. Основные правила проведения «мозгового штурма»:

1. Группа состоит из 7-10 человек, желательно различ­ной профессиональной направленности (для уменьшения стереотипизации подходов), в группе имеется лишь не­сколько человек, сведущих в рассматриваемой проблеме.

2. «Запрет критики» — чужую идею нельзя преры­вать, критиковать, можно лишь похвалить, развить чу­жую идею или предложить свою идею.

3. Участники должны быть в состоянии релаксации, т. е. в состоянии психической и мышечкой расслабленнос­ти, комфорта. Кресла должны быть расположены по кругу.

4. Все высказываемые идеи фиксируются (на магнито­фоне, в стенографических записях) без указания авторства.

5. Собранные в результате брейнсторминга идеи пере­даются группе экспертов — специалистов, занимающихся данной проблемой, для отбора наиболее ценных идей. Как правило, таких идей оказывается примерно 10 процентов. Участников в состав «жюри-экспертов» не включают.

Эффективность «мозговых штурмов» высока. Так, в одной из американских фирм на 300 заседаниях «мозгово­го штурма» предложили 15 тысяч идей, из которых 1,5 тыс, идей были незамедлительно реализованы.

Другие приемы повышения творческой активности рассмотрим на практическом занятии.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2013-12-13; Просмотров: 958; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.