![]() КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Воображение. Воображение — психический процесс, заключающийся в создании новых образов (представлений) путем переработки материала восприятий и представлений
Воображение — психический процесс, заключающийся в создании новых образов (представлений) путем переработки материала восприятий и представлений, полученных в предшествующем опыте. Воображение как своеобразная форма отражения действительности: осуществляет мысленный отход за пределы непосредственно воспринимаемого, способствует предвосхищению будущего, «оживляет» то, что было ранее. Воображение может быть пассивным (сновидения, грезы) и активным, которое, в свою очередь, разделяют на воссоздающее (создание образа предмета по его описанию) и творческое (создание новых образов, требующих отбора материалов в соответствии с замыслом). Мечта — вид творческого воображения, связанного с осознанием желаемого будущего. Этапы творческого воображения: — возникновение творческой идеи; — «вынашивание» замысла; — реализация замысла. Синтез, реализуемый в процессах воображения, осуществляется в различных формах: — агглютинация — «склеивание» различных в повседневной жизни несоединимых качеств, частей; — гиперболизация — увеличение или уменьшение предмета, а также изменение отдельных частей; — схематизация — отдельные представления сливаются, различия сглаживаются, а черты сходства выступают четко; — типизация — выделение существенного, повторяющегося в однородных образах; — заострение — подчеркивание каких-либо отдельных признаков. Факторы, препятствующие успешному мыслительному процессу: 1) косность, стереотипность мышления; 2) излишняя приверженность к использованию привычных методов решения, что затрудняет возможность взглянуть на задачу «по-новому»; 3) страх ошибки, боязнь критики, страх «оказаться глупым», излишняя критичность к своим решениям; 4) психическая и мышечная напряженность и т. д. Для активации мышления можно применять специальные формы организации мыслительного процесса, например «мозговой штурм» или брейнсторминг — метод предложен А. Осборном (США), предназначен для продуцирования идей и решений при работе в группе. Основные правила проведения «мозгового штурма»: 1. Группа состоит из 7-10 человек, желательно различной профессиональной направленности (для уменьшения стереотипизации подходов), в группе имеется лишь несколько человек, сведущих в рассматриваемой проблеме. 2. «Запрет критики» — чужую идею нельзя прерывать, критиковать, можно лишь похвалить, развить чужую идею или предложить свою идею. 3. Участники должны быть в состоянии релаксации, т. е. в состоянии психической и мышечкой расслабленности, комфорта. Кресла должны быть расположены по кругу. 4. Все высказываемые идеи фиксируются (на магнитофоне, в стенографических записях) без указания авторства. 5. Собранные в результате брейнсторминга идеи передаются группе экспертов — специалистов, занимающихся данной проблемой, для отбора наиболее ценных идей. Как правило, таких идей оказывается примерно 10 процентов. Участников в состав «жюри-экспертов» не включают. Эффективность «мозговых штурмов» высока. Так, в одной из американских фирм на 300 заседаниях «мозгового штурма» предложили 15 тысяч идей, из которых 1,5 тыс, идей были незамедлительно реализованы. Другие приемы повышения творческой активности рассмотрим на практическом занятии.
Дата добавления: 2013-12-13; Просмотров: 989; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |