Аспект
| Содержание аспекта образования
|
Образование как ценность;
| 1. образование как ценность государственная: образование является интеллектуальным, научно-техническим и культурным потенциалом государства, но необходимы специальные государственные механизмы, в частности материальная поддержка государственных образовательных учреждений, специальная кадровая политика, чтобы реально обеспечивать престиж образования в государстве;
2. образование как ценность общественная: разные слои общества видят ценности образования по-разному; зрелость гражданского общества определяется тем, насколько его представителям удается добиваться от государства решения проблем образования в пользу граждан, в интересах развития страны;
3. образование как ценность личности: качественное образование может стать решающим условием высокого уровня жизни человека, обеспечить реализацию его жизненных интересов и личностных способностей.
|
Образование как система;
| 1. дошкольное образование – дошкольные образовательные учреждения;
2. общее образование – начальное общее (4-летняя начальная школа); основное общее (9-летняя общеобразовательная школа); среднее (полное) общее (11-летняя общеобразовательная школа);
3. профессиональное образование: начальное профессиональное (профессионально-технические училища); среднее профессиональное (средние специальные учебные заведения); высшее профессиональное (высшие учебные заведения);
4. послевузовское профессиональное образование – аспирантура, ординатура, адъюнктура; институты и факультеты повышения квалификации.
5. дополнительное образование детей – музыкальные и художественные школы, школы искусств, дома детского и юношеского творчества, станции юных техников, юных натуралистов.
|
Образование как процесс
| 1. специально организуемые педагогические цели и прогнозируемые результаты образования;
2. содержание образования (необходимая информация и социальный опыт);
3. организационные формы процесса образования (индивидуальные, коллективные, групповые);
4. средства образования: информационные (книги, учебные пособия, программные продукты), средства наглядности, технические средства;
5. педагогические технологии – совокупность и система способов реализации целей образования в конкретных педагогических условиях.
|
Образование как результат
| 1. «Грамотность» - своеобразный «стартовый» уровень образования, который обеспечивает человеку возможность для дальнейшего продолжения образования.
2. «Компетентность» - выражает способность человека накапливать, интегрировать знания и опыт, переносить и использовать их в различных жизненных ситуациях; уровень компетентности предполагает наличие развитой потребности и навыков в области самообразования.
3. «Образованность» характеризует достаточно широкий кругозор личности в различных областях жизни природы, общества и человека.
|