КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Первый московский государственный медицинский. Учебный вопрос 3. Виды учетов в системе МВД России
Рекомендуемая литература. Заключение. Учебный вопрос 3. Виды учетов в системе МВД России. Учебный вопрос 2. История становления системы учета преступности Учебный вопрос 1. Цели и задачи спецкурса Введение Содержание Введение. 1. Цели и задачи спецкурса. 2. История становления системы учета преступности. 3. Виды учетов в системе МВД России. Заключение. Рекомендуемая литература. Спецкурс “Основы учета и регистрации сообщений о происшествиях в органах внутренних дел” разработан в соответствии с п. 16 Комплексного плана мероприятий по обеспечению соблюдения прав и интересов человека и гражданина в деятельности органов внутренних дел Российской Федерации утвержденного 30 августа 2005 г. Первым заместителем Министра внутренних дел Российской Федерации генерал-полковником милиции А.А. Чекалиным и примерной программой “Основы учета и регистрации сообщений о происшествиях в органах внутренних дел”, утвержденной 30 января 2006 г. начальником департамента кадрового обеспечения МВД России генерал-лейтенантом милиции В.Я. Кикоть. Преподавание курса ставит своей целью получение курсантами теоретических знаний, практических умений и навыков, необходимых для осуществления приема, регистрации и разрешения в органах внутренних дел Российской Федерации заявлений, сообщений и иной информации о происшествиях и преступлениях. В результате изучения курса курсанты должны знать: - роль учетов и регистрации преступлений и правонарушений в системе правоохранительных органов (ПО) для обеспечения конституционных прав и интересов человека и гражданина; - принципы организации учета преступлений и правонарушений в России; - виды сообщений о происшествиях и порядок приема, регистрации и разрешения в органах внутренних дел заявлений, сообщений и иной информации о происшествиях; - обязанности сотрудников правоохранительных органов 'по приему заявлений о происшествиях от граждан; - действия должностного лица органов внутренних дел, наделенного соответствующими полномочиями по получению сообщения о происшествии; - материалы, регистрируемые в книге учета сообщений о происшествиях (КУСП); - объекты и субъекты учета и регистрации. В результате изучения курса курсанты должны иметь представление: - о видах учетов в системе МВД России; - о принципах организации и построении статистических форм от четности; - о роли и месте статистических учетов, отражающих состояния преступности и результаты борьбы с ней, в формировании государственной статистической отчетности как основы принятия адекватных управленческих решений в правоохранительной сфере; - о технологии сбора и обработки статистической информации в ОВД, организационно-структурное обеспечение этого вида деятельности на различных уровнях управления; - о ведении журналов учета материалов, по которым вынесены постановления об отказе в возбуждении уголовного дела и учета административного производства; накопительных дел по материалам проверок; книжки с талонами-корешками; - об организации сбора статистической информации об административных правонарушениях; - о ведомственном контроле за состоянием учетно-регистрационной дисциплины, полнотой и достоверностью статистической отчетности. В результате изучения курса курсанты должны выработать практические навыки: - заполнения книги учета сообщений о происшествиях; - заполнения документов первичного учета преступлений, лиц их совершивших, движения уголовных дел и результатов возмещения материального ущерба, изъятия предметов преступной деятельности, о потерпевшем; - работы с автоматизированными информационными системами сбора и обработки статистической информации о происшествиях и преступлениях. Изучение дисциплины завершается сдачей зачета. Спецкурс содержит 5 тем и составлен из расчета учебного времени для очного обучения: 40 часов. Из них 12 часов отводится на лекции, 8 часов – на семинарские занятия, 20 часов на практические занятия и зачет. Отличительной особенностью данного курса является междисциплинарный подход к его изучению.
Спецкурс “Основы учета и регистрации сообщений о происшествиях в ОВД” тесно взаимосвязан с такими дисциплинами, как информатика и математика (которая изучает методы реализации информационных процессов), социология (предметом которой является социальная система, в которой индивид осуществляет свою социальную роль, исследующая тенденции в социальных системах), социальная психология (которая изучает непосредственное влияние людей друг на друга), социальное управление (являющееся особым видом деятельности, направленной на упорядочение, согласование коллективных действий людей для достижения стоящих перед ними целей), и конечно статистика. Основываясь на изучении уже перечисленных дисциплин, спецкурс представляет собой изучение информационных процессов в ОВД, являющихся базой для изучения целого комплекса управленческих дисциплин. В Приказе Генеральной прокуратуры РФ, МВД РФ, МЧС РФ, Минюста РФ, ФСБ РФ, Минэкономразвития РФ и Федеральной службы РФ по контролю за оборотом наркотиков от 29 декабря 2005 г. N 39/1070/1021/253/780/353/399 «О едином учете преступлений» говорится, что 2.1. Регистрация - присвоение регистрационного номера объектам регистрации. 2.2. Учет - фиксирование в учетных документах органом дознания, дознавателем, следователем, прокурором, судьей сведений об объектах учета с последующим включением информационным центром МВД, ГУВД, УВД субъектов Российской Федерации, УВДТ, ДРО МВД России, Главной военной прокуратуры в статистическую отчетность сведений об объектах, отраженных в учетных документах. 2.3. Объекты регистрации - уголовное дело, материал с постановлением об отказе в возбуждении уголовного дела по нереабилитирующим основаниям. 2.4. Объекты учета - преступление, лицо, совершившее преступление, уголовное дело и принятые по нему решения, материальный ущерб, причиненный преступлениями, и обеспечение его возмещения, потерпевший, судебное решение по уголовному делу. 2.5. Отдельный учет - фиксирование в учетных документах органом дознания, дознавателем, следователем, прокурором, судьей сведений о деяниях с признаками преступления, по которым лица, их совершившие, в соответствии с действующим уголовным законодательством Российской Федерации не являются субъектами преступлений, а также сведений об указанных лицах. Порядок учета этих деяний сохраняется в полном объеме, однако сведения о них в общее число учтенных преступлений не включаются. 2.6. Регистрационные документы - регистрационные книги и журналы. 2.7. Учетные документы - журналы учета, статистические карточки (форма N 1 - статистическая карточка на выявленное преступление; форма N 1.1 - статистическая карточка о результатах расследования преступления; форма N 2 - статистическая карточка на лицо, совершившее преступление; форма N 3 - статистическая карточка о движении уголовного дела; форма N 4 - статистическая карточка о результатах возмещения материального ущерба и изъятия предметов преступной деятельности; форма N 5 - статистическая карточка о потерпевшем; форма N 6 - статистическая карточка о результатах рассмотрения дела судом первой инстанции; приложение к статистической карточке формы N 6 на преступление по делу частного обвинения), талон-уведомление о передаче уголовного дела по подследственности (приложение), формы статистического наблюдения, представленные в электронном виде документы и иные материальные носители, отражающие количественное значение сведений об объектах учета. 2.8. Учтенный объект - объект учета, сведения о котором включены в статистическую отчетность. Корректировка данных статистической отчетности в зависимости от результатов расследования и судебного рассмотрения уголовного дела допускается только в пределах отчетного года, являющегося законченным отчетным периодом. 2.9. Укрытый от учета объект - объект учета, сведения о котором не отражены в учетных документах либо не включены в государственную статистическую отчетность.
Для своевременного удовлетворения своих потребностей в информации человек создавал определенные учеты. Именно в учетах накапливается и систематизируется информация. Они позволяют быстро найти требуемую информацию и провести ее детальный анализ необходимый для управления. Сбор и анализ статистической информации с помощью типовых бланков, рассылаемых на места, начинает осуществляться в МВД России при первом министре внутренних дел В.П. Кочубее в 1807 году. В конце XIX века в русской сыскной полиции возникают и совершенствуются системы учетов, начинают применяться такие научные методы, как антропометрия, фотография и дактилоскопия. Первое антропологическое бюро, работа которого с первых месяцев существования дала положительные результаты, создается в 1890 году в Санкт-Петербурге. В 1907 году в связи с ростом объемов информации при Департаменте полиции было создано Центральное регистрационное бюро, собирающее информацию с мест. Для наведения справок о судимости, а также для регистрации и опознания личности преступника служили: справки о судимости за два последних десятилетия; карты, составляемые в сыскных отделениях на всех лиц, задерживаемых в течение дня в различных частях города по обвинению в общеуголовных преступлениях и проступках[1]. Причем регистрационные карты содержали максимальный объем информации - от фотографии и отпечатков пальцев, до адресов дальних родственников и любовниц. Начиная с 1917 года, когда на Народный комиссариат внутренних дел постановлением правительства "О рабочей милиции" были возложены задачи по созданию и формированию подразделений народной милиции, внедряются новые методы работы. Вместо картотечного учета преступлений и лиц их совершивших, отчетов и опросных листов, применявшихся в полиции России, вводятся доклады с мест. Разрушается и почти теряется система учета преступлений и преступников. При разгроме сыскных отделений бывшие уголовники старались уничтожить все материалы регистрационных бюро. Лишь через год система начинает возрождаться, когда решением Коллегии Народного комиссариата внутренних дел в структуре Центрального аппарата создается информационное подразделение и утверждается "Положение о статистическом отделе комиссариата внутренних дел". Этот документ положил начало созданию информационной службы органов внутренних дел. В этом Положении было впервые записано: "Ст.2. Статистический отдел сосредоточивает у себя разработку всех статистических материалов, находящихся в ведении Комиссариата Внутренних Дел, а именно:... 2) Статистику милиционную (Статистику преступных случаев по родам и видам), раскрытых и нераскрытых преступлений, социального состава привлеченных к милиционному дознанию и т.п.". В органах внутренних дел работа с информацией практически всегда регламентируется правовыми актами либо государственными, либо ведомственными. Первое же информационное подразделение - регистрационное - дактилоскопическое бюро - создается 15 февраля 1919 года в составе Центрального управления уголовного розыска НКВД РСФСР. Вслед за этим вводится единая система регистрации преступлений и отчетность. Осознается и начинает подчеркиваться важность информационного обеспечения. Переломным моментом стал 1922 год, когда на Первом Всероссийском съезде работников милиции утверждается программа организации учетной и статистической работы. В 1923 году Приказом начальника Центрального аналитического управления (ЦАУ) отменяются все ранее действовавшие в этой сфере нормативные акты и устанавливается новая отчетность. НЭП, рост преступности повлекли за собой резкий рост объемов информации, появляются и обостряются проблемы работы с ней, в связи с чем функции управления информационной работой, отраслевых служб НКВД возлагаются на научно-статистическое бюро. В апреле этого же года ГПУ в своем приказе по вопросу дактилоскопирования лиц, задержанных при нелегальных переходах государственной границы, лиц, арестованных по подозрению в контрабанде или бандитизме, предлагало для централизации всего дактилоскопического учета организовать при ОУР дактилоскопическое бюро. С упразднением ЦАУ, в 1929 году, создается Административно-организационное управление, в компетенцию которого входят и вопросы организации единой системы информации, которые должен был решать Статистический отдел. Принятие инструкции, регламентирующей всю работу с информацией во всех подразделениях НКВД, становится важным этапом совершенствования как информационной работы, так и ее правового обеспечения. Стоит заметить, что в дальнейшем с сохранением "традиций" и по сегодняшний день редкий год проходит без изменения или полной замены отчетности в ОВД. С одной стороны, эта бурная деятельность говорит о внимании к информационному обеспечению, а с другой - раздражает людей, едва научившихся заполнять бланк отчетности и привыкших к нему за год, и поэтому ведет особенно в первый период введения новых бланков отчетности к ошибкам в их заполнении. В последующий период (1930-1939 гг.) в связи с реорганизацией органов внутренних дел регистрационно-учетные аппараты были созданы при управлениях и самостоятельных отделах НКВД. В 1935 году в связи с реорганизацией ОГПУ и объединением в одном ведомстве НКВД СССР органов госбезопасности и милиции приказом от 2 июля 1935 г. объявляется проведение в лагерях, колониях и тюрьмах единовременной дактилоскопической регистрации заключенных. Инструкцией, объявленной этим приказом, предусматривалось, что органы НКВД в целях учета преступников и их преступной деятельности, ведут алфавитную и дактилоскопическую регистрацию. Таким образом, к середине 30-х годов сформировалось третье направление информационно-справочной работы, однако надо заметить, что все три направления - статистический, алфавитный и дактилоскопический учеты развивались и совершенствовались самостоятельно. Рост информации в органах внутренних дел и необходимость ее оперативной обработки привели и к использованию новых технических средств в информационной деятельности МВД. Первое машинно-счетное бюро было создано в начале 60-х годов в УВД Мосгорисполкома и примерно в это же время в МВД Казахской ССР. В этом же году функции 1-го спецотдела были переданы в оперативно-справочную картотеку, образованную при МВД. Однако поиск оптимальных организационно-штатных структур продолжался, и в 1962 году оперативно-справочная картотека в связи с переименованием министерства была преобразована в 1-й спецотдел. С внедрением в деятельность органов внутренних дел появившейся в стране вычислительной техники начиная с 1968 года создаются новые структурные подразделения - вычислительные центры, работавшие вначале в основном на машинах типа Минск-22, Минск-32. Однако единая структура информационной службы, объединившая информационно-статистические отделы органов внутренних дел с вычислительными центрами, появляется лишь в 1971 году, с образованием при МВД СССР Главного информационного центра и утвержденной Приказом МВД СССР от 17 мая 1971 года типовой структуры информационных центров при МВД-УВД, а также их временных типовых штатов (отмененных в 1985 году). В МВД Башкирии информационный центр создан Приказом МВД СССР № 083 от 5.03.1973 года. Приказом МВД СССР № 316 Главный информационный центр, включивший в себя и научные подразделения, переименовывается в Главный научно-исследовательский центр управления и информации Министерства внутренних дел СССР. В январе 1972 года Приказом МВД СССР утверждается перспективный план МВД СССР и перспективный план совершенствования деятельности органов внутренних дел РСФСР на 1971-1975 годы, где по сути дела впервые говорится о возможности использования вычислительной техники в деятельности органов внутренних дел. В марте 1972 года Приказом МВД СССР объявляется о создании автоматизированной системы анализа данных об умышленных убийствах и покушениях на убийства, позднее вводится в опытную эксплуатацию автоматизированная информационно-поисковая система всесоюзного учета паспортов разыскиваемых лиц и утраченных паспортов. Несмотря на то, что ЭВМ начинают использоваться в МВД в конце 60-х - начале 70-х годов, внедрение вычислительной техники в деятельность органов внутренних дел вплоть до июля 1991 года, когда Приказом МВД России была утверждена Программа компьютеризации органов внутренних дел РСФСР, велось бессистемно. Приказ МВД СССР №104 от 5 июля 1991 отмечает переходный этап компьютеризации органов внутренних дел России от разрозненной, не связанной, устаревшей и программно-несовместимой вычислительной техники, используемой в органах внутренних дел к стройной системе информационного обеспечения МВД России. Это было необходимо для разработки, внедрения, сопровождения и дальнейшего совершенствования типовых автоматизированных банков данных и комплексов автоматизированных систем управления как регионального, так и уровней горрайлинорганов, а также для их совместимости. Этот же Приказ утверждает Программу компьютеризации органов внутренних дел РСФСР на 1991 год и ближайшую перспективу, в которой определяются основные направления создания отраслевой информационно-вычислительной сети, разработки единого унифицированного методического, информационного, организационно-правового и программно-математического обеспечения для перехода к интегрированным базам данных и другим информационным технологиям. В Программе предусматривается выполнение комплекса работ, обеспечивающих межведомственное взаимодействие законодательных, правоприменительных и правоохранительных органов России на основе объединения в информационно-вычислительной сети России локальных и территориальных распределенных ИВС ОВД, юстиции, прокуратуры, суда и арбитража[2]. В 20 июля 1992 г. вышел в свет Приказ об утверждении Типового положения ИЦ в системе МВД[3], оговаривавший основные задачи и функции информационного центра. Перед ИЦ стояла задача обеспечения органов и учреждений внутренних дел статистической, оперативно-справочной, оперативно-розыскной, криминалистической и архивной информацией, а также задача проведения организационных и научно-технических мероприятий по созданию региональной ИВС, разработке и внедрению компьютерных комплексов на основе разработанных ГИЦ принципов стандартизации информационного, нормативно-правового, математического и технического обеспечения АИС и ИВС общего пользования. К основным функциям ИЦ в этом Приказе относится представление в установленные сроки в ГИЦ статистической отчетности и сведений об основных показателях работы МВД, регламентированных нормативными актами МВД. Таков краткий исторический обзор состояния информационных процессов и их технической поддержки в МВД России. Для полноты картины вспомним из изученной вами дисциплины "Информатика и математика" как этот вопрос решается за рубежом. Несмотря на то, что за рубежом первые попытки использования ЭВМ для нужд правоохранительных органов отмечаются еще в середине 50-х годов, активное их применение начинается лишь с середины 60-х годов. Первенство в совершенствовании информационных процессов на основе использования вычислительной техники в деятельности правоохранительных органов признается за США, где уже в 1963 году функционировало 117 автоматизированных информационных систем[4]. В 1965 году опыт использования компьютеров в деятельности правоохранительных органов США обсуждался на международном коллоквиуме, организованном Интерполом, что послужило толчком для ускорения разработки и использования АИС в органах внутренних дел во всем мире. В конце 70-х годов там же в США рождается идея создания типовых АИС на базе малых ЭВМ для средних и малых департаментов полиции. Разработкой и внедрением нескольких подобных АИС занималась международная ассоциация начальников полиции совместно с Бюро уголовной статистики Министерства юстиции США. К таким типовым АИС относятся: "CASS", "POSSE", "FMIS", "IMIS"[5]. Массив данных составляет информация полиции нескольких штатов, использующих эту систему, кроме того, она позволяет выйти на национальный центр информации о преступлениях и преступниках как находящихся на свободе, так и в местах лишения свободы на основе внедренных информационно-вычислительных сетей и совместимости, как компьютеров, так и программного обеспечения. Первые попытки использования ЭВМ в правоохранительных органах ФРГ датируются 1956 г., но наиболее активно компьютеры стали применяться лишь с середины 60-х годов. В самом начале автоматизированные системы не были объединены в общегосударственную систему разрабатывались и использовались разобщено в отдельных регионах[6]. Этот недостаток, а также и другие причины привели к тому, что лишь в 1972 году была введена в эксплуатацию только первая очередь главной полицейской информационной системы ФРГ "INPOL", к которой была возможность подключения 35 удаленных дисплеев. Через десять лет, создав общегосударственную систему, уже появилась возможность подключения более чем 2,5 тысяч дисплеев. В середине 80-х годов эта система считалась одной из самых передовых в Западной Европе. Благодаря системе "Inpol" по запросу с абонентского пункта ЭВМ можно было получить в течение минуты необходимую пользователю информацию, в том числе и о лице, отбывающем наказание[7]. Недостатком этой системы являлось то, что она разрабатывалась на основе традиционных полицейских карточек. По мнению же германских специалистов, более рациональным является поиск по характерным признакам совершенных преступлений (подобная возможность заложена у нас в стране в информационно-поисковой карте АБД)[8]. Наиболее целесообразным, по мнению ряда западных авторов, считается кроме указанного выше, создание региональных массивов данных о преступниках с описанием совершенных ими преступлений и массивов данных о нераскрытых преступлениях (нечто подобное предусмотрено и в АБД). Информационная система правоохранительных органов Австрии зародилась в середине 60-х годов и включает две части. Первая (AS) служит для решения статистических задач и анализа собранной информации управленческого характера. Вторая (EKIS) обеспечивает информацией оперативные подразделения и содержит массивы: различных лиц, попадающих в интересы полиции, в том числе и осужденных уголовными судами Австрии; украденное имущество; угнанный авто-мототранспорт, зарегистрированный в Вене. Кроме того, для решения задач Интерпола создан и действует специальный массив АDP, обеспечивающий в основном вопросы канцелярской работы[9]. В Англии начало использования вычислительной техники в правоохранительных органах относится к середине 60-х. В 80-х годах в информационных системах полиции и спецслужб хранилось несколько миллионов специальных досье на граждан этой страны[10]. В настоящее время продолжает расширяться национальный вычислительный центр полиции. Планируется подключение его не только к ЭВМ полицейских управлений, но и к компьютерам остальных ведомств Англии. Производится замена созданных ранее, но еще эксплуатируемых в настоящее время нескоординированных автоматизированных систем сбора и хранения информации различных уровней на единый национальный комплексный банк данных[11]. Продолжает совершенствоваться и информационное обеспечение тюрем. Так, например, в Англии Тюремное управление разрабатывает компьютерную информационную систему LIDS, представляющую собой местный банк данных тюремного управления. Руководитель одной из частных тюрем описывает эту систему следующим образом: в тюрьмах создаются локальные информационные сети, подключение которых к LIDS планируется в ближайшие десять лет. В результате этого как тюрьма, так и Тюремное управление смогут получать интересующие данные о заключенном в любом учреждении или требуемую информацию о неоднократно отбывавшем наказание. Также планируется получение статистической информации из этой системы Министерством внутренних дел Англии[12]. Принципы организации учета преступлений и правонарушений в России, как составной части Единой системы государственной статистики России базируются на Приказе Генеральной прокуратуры Российской Федерации, МВД РФ от 28 ноября 2001 года № 72/1058 "О мерах по укреплению законности в деятельности ОВД при регистрации и учете преступлений"; Приказе МВД РФ Государственного комитета РФ по статистике от 7 октября 2003 г. № 774/435 "О координации работ по проведению эксперимента по участию органов ГОСКОМСТАТА России в регистрации и статистическом учете преступлений". Приказе Генеральной прокуратуры РФ, МВД России, МЧС России, Минюста России, ФСБ России, Минэкономразвития России, ФСКН России от 29 декабря 2005 г. №39/1070/1021/253/780/353/399 «О едином учете преступлений».
Формы официальной государственной статистической отчетности правоохранительных органов.
Приказ МВД РФ от 18 декабря 1996 г. N 662 "Об утверждении форм статистической отчетности" (с изменениями от 25 января, 4 сентября 2003 г.) Постановление Госкомстата РФ от 5 июня 1997 г. № 35 "Об утверждении форм ведомственной государственной статистической отчетности о преступлениях и лицах, их совершивших" Постановление Госкомстата РФ от 11 июня 1997 г. № 39 "Об утверждении формы ведомственной государственной статистической отчетности о рассмотрении заявлений и сообщений о преступлении"
(Место статистического учета преступлений, лиц, их совершивших, и уголовных дел в общей системе учетов правоохранительных органов.) В органах внутренних дел существуют две основные формы учета: учет по первичным служебным документам (справкам, рапортам и т.п.) и учет по вторичным (сводным) документам (картотеки, журналы, формы статистической отчетности). Кроме того, учеты обычно подразделяются по следующим направлениям: учет сил и средств; учет информации о внешней среде функционирования ОВД; учет информации об объектах управления и учет результатов деятельности по конкретным направления деятельности органов внутренних дел. Такие учеты представляют собой своеобразные информационные системы, охватывающие определенные направления, потоки или части информации, используемые в ОВД. Как Вы помните из практики, хотя и краткой, поступающие сообщения о происшествиях, вне зависимости от места и времени совершения происшествий, а также полноты содержащихся в них сведений и формы представления, круглосуточно принимаются в любом органе внутренних дел. Сообщение о происшествии может поступать в орган внутренних дел лично от заявителя, нарочным, по почте, по телефону, телеграфу, факсимильным или иным видом связи. Сообщения о происшествиях, поступившие в подразделения делопроизводства ОВД по почте, нарочным, телеграфу, факсимильной связью или иным видом связи, регистрируются по правилам делопроизводства и направляются начальником ОВД в дежурную часть для незамедлительной регистрации. Сотрудникам секретариата запрещается принимать и учитывать сообщение о происшествии, которое доставлено в орган внутренних дел непосредственно заявителем. Вне ОВД, а также в ОВД, где нет дежурных частей, сообщения о происшествиях обязаны принимать любые сотрудники ОВД, которые действуют в соответствии с требованиями, установленными законом Российской Федерации "О полиции" и Административным регламентов, при этом сотрудник фиксирует сведения о заявителе. Полученные сотрудником сообщения о происшествиях передаются нарочным, по телефону или с помощью иного вида связи в дежурную часть органа внутренних дел для незамедлительной регистрации. Иная информация и письменные заявления о несчастных случаях, авариях, катастрофах, стихийных бедствиях и иных событиях, требующих проверки для обнаружения признаков преступления, регистрировалась по прежнему в ЖУИ (Журнале учета иной информации о правонарушениях). Укрытыми от регистрации считаются сообщения о преступлениях и иная информация о правонарушениях, если сведения о них не внесены в Книгу учета сообщений о преступлениях или Журнал учета иной информации о правонарушениях, а сами сообщения и иная информация не получили соответствующий регистрационный номер с момента их поступления в органы внутренних дел. Приказ от 1 декабря 2005 г. № 985[13] отменил ранее действовавший приказ № 158 и заменил КУС и ЖУИ на КУСП ( Книга учета сообщений о происшествиях). Дежурные подразделений вневедомственной охраны, государственной инспекции безопасности дорожного движения (ГИБДД) сообщения о происшествиях, а также о принятых по ним решениях и мерах реагирования, передают в дежурные части территориальных органов внутренних дел для незамедлительной регистрации. Материалы проверки по фактам выявления подделки или уничтожения идентификационного номера, номера кузова, шасси, двигателя, а также подделки государственного регистрационного знака транспортного средства незамедлительно направляются в орган внутренних дел по месту регистрации транспортного средства. Протокол принятия устного заявления о преступлении, письменное заявление о преступлении, протокол явки с повинной, рапорт сотрудника органа внутренних дел об обнаружении признаков преступления должны быть оформлены в соответствии с уголовно-процессуальным законодательством РФ. Устное сообщение, сделанное при производстве следственного действия о ранее незарегистрированном преступлении, заносится в протокол следственного действия и одновременно оформляется рапортом сотрудника органа внутренних дел либо протоколом принятия устного заявления о преступлении в соответствии с уголовно-процессуальным законодательством РФ. Анонимные заявления, поступившие по почте, в которых содержатся признаки совершенного или готовящегося преступления, за исключением заявлений, содержащих данные о признаках совершенного или готовящегося террористического акта, без регистрации передаются в соответствующие подразделения органа внутренних дел для возможного использования в установленном порядке в оперативно-розыскной деятельности. Поступившие по почте анонимные заявления о признаках совершенного или готовящегося террористического акта регистрируются в порядке, определенном Инструкции Приказа от 1 декабря 2005 г. № 985. При поступлении сообщения о происшествии по телефону доверия сотрудник, принявший сообщение, фиксирует его в журнале учета обращений по телефону доверия, рапортом оформляет сообщение и передает в дежурную часть для незамедлительной регистрации в КУСП, докладывает начальнику органа внутренних дел о поступившем сообщении. Регистрация сообщений о происшествиях осуществляется в КУСП круглосуточно в дежурных частях органов внутренних дел независимо от территории оперативного обслуживания. В КУСП регистрируются: письменное заявление о преступлении; протокол принятия устного заявления о преступлении; протокол явки с повинной; заявление о безвестном исчезновении человека; рапорт сотрудника органа внутренних дел об обнаружении признаков преступления; поручение прокурора о проведении проверки по сообщению о преступлении, распространенному в средствах массовой информации; сообщение и письменное заявление о событиях, угрожающих личной или общественной безопасности, в том числе о несчастных случаях, дорожно-транспортных происшествиях, авариях, катастрофах, чрезвычайных происшествиях, массовых беспорядках, массовых отравлениях людей, стихийных бедствиях и иных событиях, требующих проверки для обнаружения возможных признаков преступления или административного правонарушения; иная информация о происшествии. При регистрации в дежурной части ОВД сообщений о происшествиях, полученных сотрудниками вне служебных помещений органов внутренних дел или в органах внутренних дел, где нет дежурных частей, в КУСП обязательно указываются дата и время получения сообщения сотрудником. Сотрудник органа внутренних дел, принявший сообщение о происшествии от заявителя, указывает в заявлении дату и время получения сообщения о происшествии, сведения о заявителе, а также свою фамилию, инициалы, должность и заверяет своей подписью. Преступление, выявленное сотрудником органа внутренних дел в процессе предварительного расследования иного преступления оформляется рапортом сотрудника органа внутренних дел об обнаружении признаков преступления, который регистрируется в соответствии с порядком, установленным настоящей Инструкцией. Если происшествие не относится к компетенции органов внутренних дел или происшествие произошло на территории обслуживания другого органа внутренних дел, то все имеющиеся материалы после регистрации в КУСП в соответствии с законодательством и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации передаются по подследственности, в суд (по делам частного обвинения). Одновременно принимаются необходимые меры по предотвращению или пресечению правонарушения, а равно по сохранению следов правонарушения. При передаче по территориальности в другой орган внутренних дел материалы направляются с приложением талона-уведомления о передаче сообщения о происшествии по территориальности (приложение N 3), о чем делается соответствующая отметка в КУСП, с указанием даты и исходящего номера сопроводительного письма. Заполненный корешок талона-уведомления остается в дежурной части. Если по результатам проверки усматриваются признаки состава преступления частного обвинения, то в соответствии с законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, заявление и материалы проверки с сопроводительным письмом направляются мировому судье (за исключением случаев выявления признаков состава преступления, предусмотренного ст. 115 или ст. 116 УПК РФ, когда лицо, подлежащее привлечению к ответственности, потерпевшему не известно). Заявитель письменно информируется о передаче его сообщения о происшествии по подследственности или в суд (по делам частного обвинения) в течение суток с момента принятия решения. При этом заявителю разъясняется его право обжаловать данное решение и порядок его обжалования.
Сообщение о происшествии, поступившее в орган внутренних дел по подследственности, регистрируется в соответствии с требованиями Административного регламента, о чем отправитель уведомляется письменно (в случае поступления материалов их другого органа внутренних дел - заполненным талоном-уведомлением о передаче сообщения по территориальности). При регистрации сообщений о происшествиях, поступивших в дежурную часть органов внутренних дел, на документах, зарегистрированных в КУСП, в обязательном порядке проставляется штампо регистрации. В оттиск штампа оперативный дежурный вносит регистрационный номер записи в КУСП, дату регистрации, наименование органа внутренних дел, свои инициалы и фамилию и заверяет указанные сведения своей подписью. Проблемы совершенствования статистического учета сведений о состоянии преступности. 1. Компьютеризация первичного учета. В дежурных частях МВД РБ реализована задача регистрации поступающей информации в компьютерном виде на основе задачи КУСП. Это электронная КУСП позволяет сохранять всю поступившую информации, готовить отчеты, принимать оперативные решения. 2. Недостаток этого переходного этапа – дублирование информации – электронной и бумажный носитель КУСП. 3. Формы первичного статистического учета (Ф 1, 1.1, 2 и т.д.) заполняются следователями и дознавателями на бумажных носителях и передаются в штаб где уже инспектором штаба или оператором- программистом вводятся в компьютерную базу данных.
Основная: Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г.) // Российская газета. 1993. 25 декабря. Федеральный закон от 01 марта 2011 г. № 3-ФЗ "О полиции" // Собрание законодательства РФ, 14.02.2011, № 7, ст. 900. Закон РФ от 2 мая 2006 г. № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ, 08.05.2006, № 19, ст. 2060. Приказ Генеральной прокуратуры России и МВД России от 28 ноября 2001 г. № 72/1058 "О мерах по укреплению законности в деятельности органов внутренних дел при регистрации и учете преступлений" // Сборник основных организационно-распорядительных документов Генпрокуратуры РФ, том 1, М., 2004. Приказ МВД РФ от 12.12.2011 № 1221 «Об утверждении Административного регламента системы Министерства внутренних дел Российской Федерации по предоставлению государственной услуги по осуществлению приема граждан, обеспечению своевременного и в полном объеме рассмотрения устных и письменных обращений граждан, принятию по ним решений и направлению заявителям ответов в установленный законодательством Российской Федерации срок» (Зарегистрирован в Минюсте РФ 07.03.2012 № 23424). Приказ МВД РФ от 01.03.2012 № 140 «Об утверждении Административного регламента Министерства внутренних дел Российской Федерации предоставления государственной услуги по приему, регистрации и разрешению в территориальных органах Министерства внутренних дел Российской Федерации заявлений, сообщений и иной информации о преступлениях, об административных правонарушениях, о происшествиях» (Зарегистрирован в Минюсте России 20 июня 2012 г. № 24633). Приказ Генеральной прокуратуры РФ, МВД России, МЧС России, Минюста России, ФСБ России, Минэкономразвития России, ФСКН России от 29 декабря 2005 г. №39/1070/1021/253/780/353/399 “О едином учете преступлений” (вместе с "Типовым положением о едином порядке организации приема, регистрации и проверки сообщений о преступлениях", "Положением о едином порядке регистрации уголовных дел и учета преступлений", "Инструкцией о порядке заполнения и представления учетных документов") // Российская газета, № 13, 25.01.2006. Дополнительная: Амиров А.Р., Михайлов В.И., Андреев Н.Д. Основы управления и делопроизводства в организациях: Учебное пособие. – Уфа: УЮИ МВД РФ, 2010. Михайлов В.И., Андреев Н.Д., Амиров А.Р., Курбанов Д.А. Основы управления в органах внутренних дел: учебник (часть 1) / под ред. доктора юридических наук, профессора Ф.Б. Мухаметшина; 2- изд., перераб. и доп. – Уфа: УЮИ МВД РФ, 2007. Михайлов В.И., Андреев Н.Д., Амиров А.Р., Курбанов Д.А. Основы управления в органах внутренних дел: учебник (часть 2) / под ред. доктора юридических наук, профессора Ф.Б. Мухаметшина; 2- изд., перераб. и доп. – Уфа: УЮИ МВД РФ, 2007.
[1] Инструкция чинам сыскных отделений. –С.- Петербург: Типография Министерства внутренних дел, 1910, с.8 [2] Приказ МВД РСФСР №104 от 5 июля 1991 г. "Об утверждении Программы компьютеризации органов внутренних дел Российской Федерации на ближайшую перспективу." [3] Приказ МВД РФ № 235 от 20 июля 1992 г. "Об утверждении Типового положения об ИЦ в системе МВД". [4] Selected Mechanized Scientific and Technical Information Systems. – Washington. 1982. April. [5] Police chiel. 1982. – N 9. [6] Computer in Dienste der Polizei //Kriminalistik. 1967. –N 21. [7] Wirtschaftssutz+Sicherheittechir,1986. - N 3 [8] Боклет Р. ЭВМ в национальном информационном центре полиции ФРГ. //США 1986, № 7, с.22-24 [9] Родионов К.С. Интерпол: вчера, сегодня, завтра. –М.: Международные отношения, 1990, с.224; Чекмарев Ю.В. Основные направления развития автоматизированных систем связи полиции капиталистических государств. Труды Акад. /Под ред. Полежаева. –М., 1988, с.90-96. [10] Хальбхар Р. Классовый характер применения методов и средств кибернетики в правовой деятельности в капиталистических странах //Правовая кибернетика социалистических стран. –М., 1987, с.418 [11] Times. May 27. 1986. [12] Intersec vol. 3 N1. May 1993, с.16-18 [13] Отменен. Приказ МВД РФ от 01 марта 2012г. №140.
Дата добавления: 2013-12-13; Просмотров: 637; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |