КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Правовая природа Церкви и ее социальное значение
Границы Церкви. Единство Церкви и разделения в ней. Существуя на земле, Церковь естественно находится среди других религий и религиозных организаций; отграничение Церкви от указанных образований позволило бы точнее определить объем данного понятия; кроме того, вопрос о границах Церкви относится к сфере канонического права, а потому на нем необходимо остановить внимание. Что касается отграничения Церкви от нехристианских исповеданий (ислама, буддизма, иудаизма и проч.), то оно большого труда не составляет, поскольку само понятие "церковь", как мы уже выяснили, является специфически христианским и не может рассматриваться в качестве религиозной организации нехристианского вероисповедания, не исповедываюие Христа и св. Троицу, не признаюего авторитета св. Писания. Сложнее обстоит дело с многочисленными христианскими вероисповеданиями (Католичество, протестантизм, древневосточные церкви и т.д), каждое из которых говорит не только о своей принадлежности к- Церкви, но и о своих преимущественных правах называться таковой. Поскольку, как мы уже отмечали выше, Церковь рассматривается догматически в единственном числе, а все территориальные образования (Поместные Церкви) входят в нее как состав- части (можно сказать, на федеративной основе), этот вопрос всегда являлся и является актуальным; разрешение этого вопроса относится к непосредственному предмету церковного права. С одной стороны вопрос о принадлежности или непринадлежности к Церкви того или иного общества является вопросов весьма субъективным, решаемым в зависимости от конфессиональной принадлежности. С другой же можно предложить некоторые объективные критерии для решения указанной проблемы. В богословской и канонической науке данный вопрос решается неоднозначно. Мы приведем лишь наиболее взвешенное мнение современного канониста, протоиерея В.Цыпина. Он полагает, что на этот вопрос нельзя дать однозначного ответа. Попытки дать такой ответ всегда приводили к упрощению проблемы... Это один из тех фундаментальных богословских вопросов, на которые приходится давать антиномичный ответ.' С первых веков существования Церкви в ней начались разделения; в одних случаях (в зависимости от характера разделения и его последствий) отделившиеся сохраняли некоторую связь с Церковью посредством общности догматов и юридических фактов (таинств) (напр. Католическая церковь), в других случаях совершенно теряли эту связь (гностические секты); в зависимости от этого Церковь рассматривает канонический (правовой) статус членов того или иного религиозного сообщества. Что касается первой группы (сохранивших связь с Церковью), то, во-первых, их членство в Церкви является "не полноценно, не полноправно, не всецело";2 иными словами, отделение от Церкви в этом случае рассматривается не как выход из нее, а как каноническое правонарушение, влекущее определенные санкции (каноническую ущербность). Во-вторых, само состояние канонической ущербности является неоднородным и дифференцируется в зависимости от характера отделившейся группы и степени ее близости к Церкви. Церковные границы, таким образом, о.В.Цыпин представляет в виде Двух концентрических кругов, расположенных один внутри другого. В границах внутреннего круга находится Церковь в собственном смысле. За границами этого круга до границ внешнего круга, наряду с иными каноническими правонарушителями, находятся общества, отделившиеся от Церкви, но не окончательно порвавшие с нею связь.1 Таким образом, мы видим как бы две границы: внешнюю и внутреннюю. Нахождение лица (или сообщества) за той или иной границей влияет на их канонический правовой статус при вступлении в отношения с Церковью и отдельными ее членами и составляющими институтами. Из сказанного с необходимостью можно сделать вывод о том, что фактические и юридические (канонические) границы Церкви не вполне совпадают. Фактические границы проходят по критерию наличия правильно совершенного (действительного) над тем или иным лицом таинства Крещения. Однако юридические границы Церкви уже, они определяются конфессиональной принадлежностью лица. Как уже говорилось, каждое христианское вероисповедание считает именно себя наиболее правомерным с точки зрения церковного права. Все прочие христианские конфессии либо прямо объявляются не принадлежаими к ней, либо, что чаще всего, считаются канонически не вполне полноценными. Большинство ученых-канонистов полагают, что она состоит в том, что Церковь является юридическим лицом. По нашему мнению правовая природа Церкви этим не исчерпывается, поэтому следует подробно рассмотреть проблему Церкви как корпорации. Религиозные корпорации появились в Древнем Риме задолго до появления христианства. Как свидетельствует проф.Н.С.Суворов, в одних случаях это были жреческие коллегии при храме какого-либо бога (богини), в других корпорации составляли сами римские граждане (как правило такие корпорации действовали эпизодически, от случая к случаю, либо, собирались периодически для отправления некоторых обрядов и церемоний); кроме того, допускалось создание религиозных корпораций, состоящих из Перегринов (иностранных купцов) или рабов, для поклонения негосударственным (неримским, "чужим" богам). Кроме того, существовали государственные коллегии по надзору за отправлением культов (pontific collegium). Наряду с чисто религиозными существовали и иные коллегии (благотворительные, похоронные и проч.), которые, однако, как пишет Суворов, имели свой sacra (религиозный культ).1 Религиозные корпорации не только сами были субъектами права, но и представляемые ими божества так же были субъектами sue generis (особого рода): в их пользу могло быть передано имущество и т.д. Многое из этого затем было применено к Церкви как к религиозной корпорации. С легализацией Церкви при императоре Константине Великом (313 г.) на нее постепенно стали распространяться положения римского права о религиозных коллегиях в частности и о корпорациях вообще. В этом смысле интересно мнение проф.Н.С.Суворова, отмечавшего некоторую двойственность положения Церкви: с одной стороны римское законодательство подводило религиозные коллегии под модель корпорации (в узком смысле, что соответствовало и характеру и устройству самой Церкви. С другой же стороны, император Юстиниан наделил правами юридического лица не только епис-копии (епархии), но и приходы, и монастыри, и подобные им учреждения; при этом олицетворялась не община верующих, а корпорация служащих (клир) во главе с прелатом (игуменом в монастыре, настоятелем в приходе и т.д.); таким образом, церковным учреждениям был придана модель института.2 Исходя из сказанного, рассматривая как Церковь в целом, так и в совокупности ее элементов, можно говорить о ее корпоративно-институтном характере; при этом, нельзя сказать, что институтное начало ей совершенно чуждо, ведь первоначально она сама была учреждена Христом (Мф. 16,18). Членство в Церкви как в корпорации так же имеет юридическое (корпоративное) содержание, так как приобретается посредством сложного корпоративно-юридического состава - совокупности фактов, в соответствии с церковным правом имеющих для члена Церкви правообразующее значение.3 Подчеркивая значение таинства Крещения как юридического факта, составляющего юридический состав приема в Церковь, проф. А.С.Павлов писал: "В области Церковного права крещение имеет такое же значение, как рождение в сфере права гражданского".4 Многие авторы (даже в богословских кругах) высказывают мнение об абстрактности церковной жизни вообще и членства в ней в частности. Однако членство в Поместной и Вселенской Церкви приобретается через первичную корпорацию, ее составляющую (приход), а наличие фактов, образующих это членство, порождает для лица корпоративные права и обязанности, одни из которых имеют по преимуществу моральное значение, другие же - реальное правовое содержание. Таким образом, церковная корпоративная правоспособность - это способность члена корпорации иметь права и преимущества, ею установленные для своих членов и выполнять возлагаемые на него корпоративные обязанности. Церковная правоспособность может быть общая и специальная. Общая охватывает всех членов Церкви, точнее говоря, "рядовых" ее членов, мирян; специальная может распространяться на отдельные категории членов (напр, клир, монашествующих и т.д.). Наряду с этим на примере церковных правил можно выделить понятие корпоративной дееспособности, т.е. способности своими действиями приобретать права и исполнять обязанности в рамках корпорации. Широкое распространение в этой связи получил институт ограничения корпоративной дееспособности членов Церкви: так 12-е правило Неокесарийского собора (315 г.) запрещает поставление во пресви тера лиц, крестившихся на одре болезни, "ибо вера его (крестившегося - М.В.) не от произволения, но от нужды". Однако, согласно тому же правилу, данное ограничение может быть снято, "после открывшейся добродетели и веры, и ради скудости в людях достойных". Таким образом, сам факт приема в Церковь не оспаривается однако предусматривается ограничение в осуществлении корпоративных прав. Кроме того, корпорация может налагать на своих членов обязанности, влекущие фактически ограничение граждане кой правоспособности; так, согласно церковным правилам, для кли рика и его семьи недопустимы ряд занятий (ростовщичество, со держание питейных и публичных домов, волхвование и проч.). * * Государственное признание Церкви в IV веке привело к открытию новых граней ее юридической природы; она стала выступать как автономный нормотворческий институт в обществе. Конечно, этот процесс проходил не без участия государственной власти (акты Вселенских Соборов - высших органов церковной власти - подписывались императорами, хотя их подпись лишь придавала этим актам государственную санкционированность и легитимацию, тогда как сами эти акты приобретали юридическую силу в рамках Церкви с момента подписания их епископами, участвовавшими в Соборах), однако, особенно на Западе, начинает прослеживаться тенденция к автономизации церковного нормотворчества и церковной юрисдикции. Так, к XI-XII вв. в Европе сложилась самостоятельная наднациональная правовая система - каноническое право -, регулировавшая широкий спектр гражданских, семейных, административных, уголовных и процессуальных отношений, в то время, как национальные правовые системы европейских стран были в зачаточном состоянии, а затем, сформировались как раз при непосредственном влиянии норм канонического права, а также "религиозных обрядах, литургических нормах и доктринах XI-XIIbb...".1 Ту же "подмену" государственного регулирования церковно-правовым мы обнаруживаем и на Руси сразу после ее Крещения в 988 г.,2 с той только разницей, что Русская Церковь, как часть Церкви Константинопольской (в последней источниками права признавались узаконения императорской власти по церковным делам), использовала не только собственно церковные правила, но узаконения гражданской власти в Константинополе по церковным делам.3 Однако, как справедливо отмечает Берман, "утверждая, что впервые была создана система канонического права или, иначе говоря, право церкви стало систематизированным в течение полутора веков между 1050 и 1200 гг., мы вовсе не отрицаем существование правового порядка в церкви с ее зарождения. Сам Новый завет, особенно в Посланиях апостола Павла и в Деяниях апостолов, свидетельствует, что внутри христианской общины существовали юридически конституированные власти (выделено мной - М.В.), которые провозглашали и применяли нормы, касающиеся учения церкви, богослужения, морали, дисциплины и структуры церкви".4 Такая автономизация проявляется не только во внешних своих формах, но и внутри Церкви как корпорации. Так, устанавливается (где через государство, а где и напрямую) система церковного налогообложения. В настоящее время в Русской Церкви, которая как известно, отделена от государства, также есть система сборов на приходские, епархиальные и общецерковные нужды. Что же касается стран Западной и Северной Европы (Германии, Швеции, Дании и др), то в этих странах существует государственное налогообложение на содержание государственных (традиционных) церквей. Однако такая нормотворческая и юрисдикционная автономия отнюдь не означает отождествление Церкви и государства, поскольку они имеют совершенно различные цели и задачи и принадлежат к различным уровням морали; в чем-то их интересы пересекаются и тогда происходит взаимодействие этих социальных институтов. Кроме того, публично-правовой характер церкви в государстве в современных условиях не ограничивает религиозной свободы, но напротив, является дополнительной гарантией независимости и автономности церкви по отношению к государству. Таким образом, юридическая природа Церкви заключается, во-первых, в том, что она является корпорацией особого рода, включающей в себя составные части - корпорации и институты; во-вторых, она не может замыкаться на исключительно на частной сфере жизни общества, она неминуемо (в той или иной мере) вторгается в публично-правовую сферу, так как публично-правовой элемент изначально присущ ей, и потенциально (ив истории мы можем найти немало подтверждений этому) она может осуществлять регулирование многих сторон жизни общества (семья, брак, суд, процесс, регламентация устройства и поведения светской власти) как с помощью нравственных норм, то есть опосредованно, так и при помощи правовых предписаний (как это было в средневековье в Европе или после Крещения Руси). Церковное же право в первом случае имеет чисто внутреннее, корпоративное значение, регулируя внутрицер-ковные отношения, а во втором выходит за эти корпоративные рамки и приобретает ценность и значимость для всего общества в целом (особенно в том случае, если состав последнего моноконфессионален). Соииальное значение Церкви. Нет сомнений, что в общественной жизни стран романо-германской правовой семьи (как и большинства развитых стран мира) постепенно и неуклонно идет процесс секуляризации. Мы уже затрагивали неоднократно на этих страницах исторический разрез социального значения Церкви. Здесь же речь пойдет о современном понимании данной проблемы. В свою очередь современный подход к данному вопросу неминуемо связан с научными представлениями о социальной роли религии вообще.1 Религия в современном обществе выполняет следующие основные функции:2 1. Целеполагание. Эта функция позволяет, как для отдельного индивида, так и для социума, осмыслить свое предназначение и определить цели и задачи деятельности. Данная функция тесно связана с формированием мировоззрения и влиянием на общественное сознание. 2. Стабилизация (а в ряде случаев, дестабилизация) ситуации в обществе. 3. Обеспечение социализации личности. 4. Легитимация (обоснование, узаконение) существующих в обществе социальных связей и социальных норм (в том числе моральных и правовых). С одной стороны, религия порождает новые социальные связи, с другой же, закрепляет и стабилизирует уже имеющиеся общественные отношения. Что касается отнесения выделенных положений применительно к Церкви, то здесь необходимо остановиться на ряде моментов. Как справедливо отмечал проф. протопресвитер А.Д.Шмеман, историческое исследование соотношения Церкви и общества, Церкви и мира затмевает богословское (экклезиологическое, теоретическое) рассмотрение данной проблемы в современных условиях.3 Несомненной является общая тенденция к секуляризации общественной жизни, что обусловлено, как полагают многие ученые, как дифференциацией и специализацией всех сторон жизни общества, та к и различными психологическими и духовными факторами. Религиозное сознание заменяется секулярным, религия становится частным делом каждого, автономизируется от государства. Другая тенденция, проистекающая из секуляризации - ослабление влияния Церкви на общественную жизнь на ее исконных канонических территориях, увеличение церковной диаспоры (членов Церкви, находящихся на территориях, традиционное не являющихся канонической территорией Церкви). Здесь же необходимо отметить проявление секулярных тенденций в жизни и праве самой Церкви, проявляющееся в поглощенности ее мирскими проблемами. Однако это не означает совершенное отсутствие влияния Церкви на общественную жизнь, оно осуществляется, как и прежде, по всем указанным выше направлениям, однако уже не столь интенсивно и не в тех масштабах, как это было в пору "золотого века" Церкви. Как справедливо писал прот. А.Д.Шмеман, "Церковь - не агентство по разрешению бесчисленных проблем, захлестывающих мир; вернее, она может содействовать их разрешению постольку, поскольку по-прежнему исполнена веры в свою природу и в свое неотъемлемое призвание - являть в "мире сем" то, что, будучи "не от мира сего", есть единственно абсолютный контекст видения, осмысления и разрешения всех человеческих "проблем".1
Дата добавления: 2013-12-13; Просмотров: 442; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |