КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Церковь как субъект правотворчества
Корпоративное правотворчество. Отношения, которые реально или потенциально могут быть урегулированы нормами права и обеспечены возможностью государственного принуждения, существуют на разных уровнях, в том числе на централизованном (когда они регулируются правом, исходящим от государства) и на локальном, когда правовые по природе отношения существуют внутри различных корпораций (групп людей) и не требуют государственного вмешательства в процесс регулирования. В последнем случае правообразующими субъектами являются различного рода корпорации. Можно выделить следующие особенности корпораций: 1) Социальной основой для существования корпораций являются общие интересы людей. Объединяясь в сообщества (будь то транснациональный концерн, общественная или религиозная организация, трудовой коллектив), они преследуют свои собственные интересы, которые, трансформируясь в общественные интересы, не совпадают с исходными частными интересами участников этих сообществ, В этом смысле можно говорить об особом корпоративном интересе, который является самостоятельным по отношению к интересам участников корпорации. 2) Социальные условия и факторы, объединяющие людей и имущество в корпорации ("субстрат корпорации"), могут быть как имущественными, так и неимущественными. Людей объединяет как общность имущества, так и общность целей и задач. В зависимости от целей и характера деятельности юридического лица превалирует тот или иной фактор, однако оба они (и обособленность имущества, и общность целей и задач) присутствуют так или иначе. 3) Участие корпорации в гражданском обороте, - это только часть социального назначения корпорации. Другая же часть - это организационное оформление и отстаивание групповых интересов, которые могут быть как частными, так и публичными. В силу этого обстоятельства и сами корпорации могут быть как частными, так и публичными. 4) Все корпорации обладают как общими, так и особенными признаками. Общие признаки хорошо всем известны: это организационная и имущественная обособленность, способность выступать от своего имени, способность нести самостоятельную ответственность. Наряду с общими, существуют и особенные признаки. Так, для публично-правовых юридических лиц характерен особый порядок создания или признания (они создаются или признаются посредством акта органа государственной власти), особенный объем правоспособности, включающий в ряде случаев властные полномочия, осуществляемые юридическим лицом от имени государства, определяемый также актом компетентного государственного органа, особый порядок взаимоотношений этих корпораций с государством, характеризующийся элементами равенства сторон. Публично-правовые корпорации могут также издавать делегированные государством нормативно-правовые акты, либо собственные правовые нормы, потенциальной возможностью его принуждения.' В романо-германском праве корпоративное право понимается как совокупность норм, создаваемых корпорациями, независимо от вида Деятельности, а также независимо от степени публичности этих образований. Однако и в данной правовой семье, как и в англо-американском праве, существует тенденция ограничения корпоративного права производственно-хозяйственными рамками. Представляется, что это совсем не отражает реального положения дел, поскольку государственная опека деятельности даже коммерческих корпорации в романо-германской системе права заставляет признать, что наряду с частноправовым характером, приобретаю и публично-правовой. Корпоративное право как социальное явление можно определить как систему правил поведения, разработанных различными корпорациями для регулирования как своих внутренних отношений этих корпораций, так и отношений между этими корпорациями и иными внешними субъектами (другими корпораииям. частными лицами, государством), выражающих волю данной корпорации (через ее руководящие органы или иные процедуры волеизъяв-ления членов корпорации), обеспеченных силой корпоративного. а в ряде случаев государственного принуждения. Религия охватывает огромный спектр отношений как чисто религиозных, так и тесно связанных с ними; эти отношения имеют различный характер: в одних случаях это культово-богослужебные, в других - имущественные, в третьих - властно-иерархические (либо равноправные) отношения. Сфера же их существования весьма широка и простирается от общесоциального (государственного) уровня,до различных частных вопросов (например, семейно-брачных, бытовых). Существование столь обширной системы отношений просто невозможно без соответствующего нормирования, упорядочения. Нормы, установленные различными религиями (вероисповедания) через свое официальное волеизъявление обязательные для их последователей, регулирующие отношения в сфере интересов этих вероисповеданий, - можно назвать религиозными нормами. Наряду с прочими, эти нормы выполняют функции стабилизации (а в ряде случаев, дестабилизации) ситуации в обществе, обеспечения социализации личности. Легитимация (обоснование, узаконение) существующих в обществе социальных связей и социальных норм (в том числе моральных и правовых). Правотворчество в Церкви. Церковное правотворчество можно определить как процесс создания правовых норм в органически присущих им источниках для регулирования отношений, входящих в предмет церковного права. Как бы мы ни относились к правомерности самого выделения в структуре права такого элемента как корпоративное право и все, что из этого вытекает, бесспорным является факт, что нормы церковного права являются автономными от государства и вытекают не из его воли, а из природы самой Церкви. Этот вывод начинают разделять уже и современные российские ученые. Так, один из крупнейших российских теоретиков права проф. А.В.Мицкевич говорит о том, что даже после петровских реформ правотворческая юрисдикция Церкви, хотя и была под сильным влиянием государства, однако полностью не была уничтожена.1 Тем самым в принципе признается автономность церковного правотворчества и церковного права от государственной воли и государственной власти. Это не значит, что государство вообще устраняется от участия в регулировании данной сферы отношений; однако именно Церковь как автономная публичная по самой своей природе корпорация, решает, принимать ли данные государственные установления в качестве своих норм (как было в послеконстантиновскую эпоху), либо не включать их в число своих, и, тем самым, не обеспечивать силой корпоративного принуждения и авторитета.2 Таким образом, церковное правотворчество как вид корпоративного правотворчества вообще, можно разделить на следующие виды: 1) прямое установление норм компетентным органом церковной власти (например, Вселенским или Поместным Собором, Синодом Поместной Автокефальной Церкви, правящим архиереем соответствующей епархии и прочее); 2) санкционированное правотворчество, когда орган церковной власти поручает другому органу, в том числе государственному урегулировать данное отношение (например, при установлении и взимании государственных налогов на церковные нужды); 3) признание органом церковной власти внешней (например, государственной) нормы в качестве нормы действующего церковного права. * * * Итак, современное понимание Церкви далеко от примитивных представлений о ней как о некоем эклектичном и архаистическом образовании. Церковь - это по самой своей природе публичная корпорация особого рода, обладающая возможностями для поощрения и наказания своих членов, для правотворческой деятельности, выступающая во многих, порой публично-правовых отношениях как равноправный контрагент государства.
Дата добавления: 2013-12-13; Просмотров: 555; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |