КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Выбор инструкторов и наставников. Методы обучения персонала
Выбор эффективных инструкторов или наставников. Этому выбору следует уделять большое внимание, поскольку успех учебной программы в значительной степени зависит от того человека, который будет заниматься обучением персонала. Индивидуальные свойства (умение хорошо говорить, понятно писать, организовать работу других, быть выдумщиком, воодушевить на большие достижения) имеют важное значение при выборе. Процесс оценки потребностей и построения программы обучения должен вестись группой инструкторов. Это могут быть не только кадровые специалисты, но и консультанты со стороны. Хотя обычно формальное обучение проводится профессиональными инструкторами, зачастую сами руководители являются лучшими наставниками, особенно если профессионалы помогают им готовить материал. Принципы, которым должен следовать обучающий, чтобы программа была успешной: • выделять время для практического усвоения материалов; • предусматривать повторения материалов; • доступно доносить материал. Выбор обучаемых. Выбор обучаемых, которые будут участвовать в программе, может осуществляться как специально за счет обучения новичков, так и с целью помощи работникам в поисках лучшей работы или переподготовки. При этом он вовсе не ограничивается будущими лидерами или новичками. Многие компании организуют также программы для работников старшего (предпенсионного) возраста, посвященные организации их будущего жизнеустройства. Выбор содержания обучения. Из анализа потребностей в обучении и перевода их на язык целей руководитель обучения определяет его содержание. Поскольку существует большое количество специальностей, перечень требуемых навыков тоже довольно велик. Но им всегда можно научить. Стадия собственно тренинга (повышения квалификации). После определения целей, выбора наставников и слушателей, программа вступает в действие. Она включает в себя выбор содержания, обучения, его методов и собственно проведение тренинговых занятий. Методы обучения. Рассмотрим четыре возможных метода обучения (включая как получение новых умений, так и переучивание). В них по разному комбинируются элементы «где» и «что». 1. Ученичество. Ученичество есть комбинация обучения на рабочем месте и вне работы. Оно требует кооперации нанимателя, наставников на рабочем месте и в школе (например, в воскресной), а также государственных служб. В США, например, по этому методу обучается около 30 тыс. человек ежегодно. Ученичество — это период тренинга и обучения, включающий как формальное аудиторное обучение, так и практически тренинг на рабочем месте. Период такого обучения может достигать нескольких лет (электрик и инструментальщик — четыре-пять лет, гравировщик по металлу — десять). В течение этого периода оплата ниже, чем у рабочих, полностью овладевших мастерством. Слабое место системы ученичества в том, что время, отведенное для него, предопределено, и в нем не учитываются индивидуальные различия, проявляющиеся в период обучения. Однако исследования рабочих-строителей в США, обученных методами ученичества и обучения на работе, показали, что первые лучше подготовлены, быстрее продвигаются по службе и в меньшей степени подвержены безработице. Аналогичные результаты показали и отечественные исследования продвижения рабочих, окончивших профессионально-технические училища. 2. Предварительное обучение. При этом методе учащиеся изучают дело в обстановке, имитирующей рабочую. Примером может служить. тренажер, имитирующий кабину для тренировок пилотов лайнера. Практикующийся должен «водить» машину; под наблюдением инструктора до тех пор, пока не станет делать это мастерски. Данная процедура может быть довольно дорогой, если число тренирующихся не очень велико, но при определенных обстоятельствах она эффективна. 3. Обучение на рабочем месте. Это наиболее распространенный метод: работник помещается в реальную рабочую ситуацию, работу и секреты мастерства ему показывает опытный paботник или мастер. Хотя программа кажется простой и относительно дешевой, если она неаккуратно выполняется, убытки будут высоки — из-за испорченного оборудования, неудовлетворенных клиентов, исковерканных форм, плохо обученных ра- ботников. Чтобы предотвратить такие результаты, нужно тщательно отбирать инструкторов: они сами должны быть хорошо подготовлены; обучаемый должен попадать к наставнику, близкому ему по происхождению и личностным качествам; наставник должен поощряться за хорошо проведенную работу и использовать эффективные приемы обучения. Один из вариантов подхода — так называемый «инструкционный тренинг» (ИТ). По этой системе инструкторы сначала обучают мастеров, которые затем обучают рабочих. Ниже приводится описание стадий ИТ. Это инструкции, данные мастерам о том, как обучать новых или нынешних рабочих.
Дата добавления: 2013-12-13; Просмотров: 1070; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |