КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Описание ит-метода
БЛОК ПЕРВЫЙ. Перечень того, что Вы должны сделать для того, чтобы быть готовым обучать работе. 1. Решите для себя, чему следует обучать обучаемого, чтобы онмогвыполнять работу эффективно, безопасно, экономично и сознательно. 2. Подготовьте нужные инструменты, оборудование, материалы, т.е. полностью подготовьте рабочее место. БЛОК ВТОРОЙ. После этого Вы можете начать обучение, последовательно выполняя действия следующих четырех ступеней: Ступень 1. Подготовка обучаемого: 1) успокойте обучаемого; 2) выясните, что он знает о работе; 3) заинтересуйте его. Ступень 2. Обучение (новые знания и приемы): 1) рассказывайте, показывайте, иллюстрируйте, отвечайте на вопросы; 2) инструктируйте медленно, ясно, полно, внимательно, шаг за шагом; 3) следите, спрашивайте, повторяйте; 4) Вы должны быть уверены, что обучаемый действительно Вас понял. Ступень 3. Попытка выполнения: 1) протестируйте обучаемого, обязав его выполнить некоторую работу; 2) задавайте вопросы, начинающиеся со слов «зачем», «как», «когда», «где»; 3) проверьте исполнение. Исправьте ошибки и повторите инструкцию, если это необходимо; 4) продолжайте до тех пор, пока не убедитесь, что ученик знает. Ступень 4. Наблюдение: 1) оставьте ученика одного; 2) периодически проверяйте, следует ли он инструкциям; 3) постепенно уменьшайте излишний контроль, приближая его к обычному. Обучение на рабочем месте особенно предпочтительно для менеджеров вследствие характера их труда. Существуют четыре подхода к реализации обучения на рабочем месте. Они не являются взаимоисключающими и могут проводиться одновременно. Первый подход: репетиторство и обсуждение. Один из лучших и наиболее используемых приемов обучения новых менеджеров — тот, при котором преуспевающие опытные менеджеры обучают новичков. Такой репетитор дает хороший пример того, что должен делать менеджер.Он также отвечает на вопросы и объясняет, почему разные вещи делаются так, а не иначе. Обязанностью репетитора является следить за тем. чтобы обучаемый шел к цели наиболее рациональным и адекватным образом. Один из приемов, который может использовать репетитор, — принятие решений путем совета с обучаемым. В ходе таких совещаний достигается согласие. Если менеджер обучается, то его руководитель должен предоставить ему достаточно полномочий для принятия решений и даже право допускать ошибки. Этот подход не только обеспечивает возможность учиться, он требует действительного делегирования прав, что и создает чувство доверия. Хорошо выбранные назначения могут быть использованы как своеобразная форма обучения. И наоборот, такой подход проваливается, когда для его проведения нет достаточного времени, когда подчиненным не разрешают делать ошибки, когда их потребности не осознаются или не признаются руководителем. В целом же репетиторство и совместное обучение, если оно сопровождается хорошо спланированной ротацией деятельности и функций, являются весьма эффективными методами. Второй подход: предподготовка (прохождение переходного периода). Если уже решено, что менеджер будет перемещен на новую для него работу, то за короткий период до его перевода проводится подготовка, во время которой он выполняет некоторые новые обязанности, сохраняя за собою, однако, большую часть старых. Такое промежуточное положение в различных организациях именуется по-разному: ассистентство, дублерство, объединенное управление или ученичество для менеджеров. Основная черта подобных программ переподготовки состоит в том, что они дают частичный предварительный опыт человеку, готовящемуся в будущем занять определенное место, поскольку он выполняет часть действительной работы того, на кого эти обязанности возложены в настоящее время. При варианте с объединенным управлением несколько человек принимают решения по одной и той же проблеме, а затем решения группы молодых и группы опытных менеджеров сравниваются между собой. Еще один вариант — серия назначений, каждое из которой позволяет познакомиться с частью новой работы и таким образом приобрести опыт. В некоторой степени данный опыт имитирует будущую работу и является проблемно-ориентированным, т.е. позволяет обучаемому совершенствовать познания в менеджменте. Третий подход: переводы и ротация. В данном случае обучаемые перемещаются по целой последовательности работ для расширения своего управленческого опыта. На предприятиях! могут строиться планы передвижений, включая функциональные и географические перемещения. Защитники данного подхода утверждают, что он расширяет кругозор руководителя, ускоряет продвижение высококвалифицированных специалистов, инициирует множество новых идей и ускоряет рост эффективности фирмы. Некоторые другие исследования ставят эти выводы под сомнение, поскольку положительный результат очень зависит от многих индивидуальных особенностей менеджера. Географические перемещения желанны, если в разных местах встречаются фундаментально разные рабочие ситуации. Это позволяет попробовать новые идеи, вместо того чтобы встречать каждую ситуацию словами: «Мы всегда это так делаем». Как и в других случаях, хорошо подготовленный руководитель может сделать это более эффективно. В связи с очевидной пригодностью самых разных приемов обучения на рабочем, месте их следует широко применять во многих программах совершенствования менеджмента. Следует, правда, иметь в виду, что исключительная ориентация лишь на программы обучения ведет к сужению перспектив менеджера и торможению реализационных идей на предприятии. 4. Обучение персонала вне рабочего места Отличным от вышеперечисленных является метод обучения вне рабочего места, при котором занятия проходят в классных комнатах, воскресных школах или где-либо еще. Предприятия с крупнейшими учебными программами часто используют этот метод. Большинство из 50 тыс. работающих в США профессиональных инструкторов и большая часть расходуемых на тренинг средств приходятся на обучение вне работы. Обзор точек зрения инструкторов (приведенный в табл. 2) дает представление об их взглядах на эффективность различных вариантов и подходов к внерабочему обучению в различных конкретных условиях. Руководители учебных программ отмечают, что если целью является приобретение знаний, то лучше всего использовать программное обучение. С другой стороны, если тренинг направлен на совершенствование мастерства в области решения проблем, то более пригоден метод «кейс-стадиз» (изучения конкретных ситуаций). В США наиболее часто используемыми методами обучения вне работы являются методы обсуждения (конференции), программного компьютерного обучения и имитации действительных событий. Первые два из них рассмотрим подробнее. Метод обсуждения. Пожалуй, наиболее часто используется подход, при котором инструктор, прочитав лекцию, стремится включить слушателей в обсуждение изучаемого материала. При этом сочетаются устное изложение материала и аудиовизуальное (слайды, модели, чертежи на доске). Часто такие лекции записываются на видео- или аудиокассеты, что позволяет повторять сообщения, если у слушателей есть в том потребность. Видеозапись, кроме того, позволяет видеть себя со стороны, что особенно полезно в тренинговых программах для работников торговли и вообще при обучении общению с клиентами. Действия обучаемого могут быть фиксированы на пленке, а затем просмотрены для подробного анализа.
Программное компьютерное обучение. Это весьма популярный метод производственного тренинга. Он полезен при самообучении, а также чтобы окупить высокую стоимость программы, если число обучаемых достаточно велико, а они заинтересованы в том, чтобы продвигаться вперед, или если материал является подходящим для этого метода. Программа может быть представлена посредством дискеты и компьютера или в форме текста.
Дата добавления: 2013-12-13; Просмотров: 318; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |