КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
В педагогической психологии
Педагогической психологии 0.3.1. Методы исследования и типы научного знания Результаты исследовательской деятельности в сфере педагогической психологии представляют собой совокупность различных описаний, объяснений и предсказаний процессов и явлений действительности. В своей совокупности они и образуют то, что в дальнейшем будем называть научным знанием. Однако было бы ошибочным представлять научное знание только в виде определенных текстов. Недаром считается, что наука - это сфера человеческой деятельности. Поэтому понятие «наука» включает в себя как процесс получения нового знания, так и его применение в практической деятельности. В этом случае научное знание может выступать в виде схемы технологического процесса, формулы какого-нибудь препарата и т. д. Процессы получения знаний и их применения внутренне взаимосвязаны. То, что в научном познании первоначально выступает в качестве объекта исследования, в дальнейшем выполняет роль точки приложения его усилий, выступая как сфера практического освоения Мира. Связующим звеном в данных взаимосвязях выступают методы исследования и преобразования действительности. Метод - это совокупность приемов и операций практического и теоретического освоения действительности (рис.).
Рис.. Место методов исследования в структуре научного знания Имеющиеся разработки по методологии научного исследования показывают, что наука в целом и ее относительно самостоятельные подсистемы - отрасли знания - не могут быть сведены к одной-единственной познавательной структуре. Можно говорить о возможности выделения в составе научного знания целого ряда типов познавательных единиц. Поскольку изучение педагогической психологии направлено на выработку у студентов определенного деятельностного отношения к образовательной реальности, то представления о методах и могут быть положены в основу структурирования научною знания. Данное структурирование, конечно, во многом условно, но, тем не менее, оно позволяет сгруппировать основные результаты науки и практики в данной сфере исследований в интересах их качественного освоения. Прежде всего, основное содержание методов любой науки образуют научные теории, проверенные практикой. Структурной единицей научного знания выступает концепция - система взглядов на процессы и явления в природе и обществе, объединенная единой идеей. Любая такая теория выступает в функции метода при построении других теорий в данной или даже в иной области знаний. Кроме того, научная теория выступает в качестве основного средства интерпретации результатов, полученных в ходе сбора эмпирического материала. Основным результатом использования данных методов является возникновение новых nонятий и объяснительньных схем. Другая группа методов - это методы сбора и обработки эмпирических данных. Традиционно сюда попадают приемы и способы ведения наблюдения за объектом, а также подготовки и про ведения экспериментального исследования объекта. Для отечественной педагогической психологии типичным является использование метода формирующего эксперимента. Его особенность состоит в том, что он обеспечивает исследование психического развития детей в условиях специально организованного педагогического процесса. Во всех этих случаях научная теория выступает в роли средства, определяющего содержание и последовательность экспериментальной деятельности. Итогом использования данной группы методов выступает процесс накопления научных фактов, называемых также «единицами эмпирического материала». При этом нельзя забывать, что в логике и методологии науки факт - это особого рода предложение, фиксирующее эмпирическое знание, противостоящее теоретическому знанию. В научном познании совокупность фактов образует эмпирическую основу для выдвижения гипотез и создания теорий. Задачей научной теории является описание фактов, их объяснение, а также предсказание ранее неизвестных фактов. Факты играют большую роль в проверке, подтверждении и опровержении теорий: соответствие фактам - одно из существенных требований, предъявляемых к научной теории. Расхождение теории с фактами рассматривается как важнейший недостаток теоретической системы знаний. Еще одну группу методов исследования образуют средства и способы проектирования инновационных форм и методов обучения. Главная задача данных познавательных действий - критика сложившихся способов деятельности и разработка перспектив преобразования и развития какого-либо явления. Такая работа предполагает использование количественных и качественных оценок, указание более или менее определенных сроков изменения этого явления. В частности, выделяют три основных способа прогнозирования - экстраполяцию, моделирование и экспертизу, хотя данное деление само по себе достаточно условно. В дальнейшем на первый план выходит конструктивно-технологическая задача внедрения научных результатов в практику образования. Методы решения данной задачи обусловлены тем, что достижения педагогической психологии не могут использоваться в практике обучения напрямую. Как отмечает Н. Ф. Талызина, «прежде их необходимо превратить в дидактические принципы, отразить в методах обучения, затем следует учесть специфику изучаемого предмета, т. е. спуститься на уровень частных методик» [99, с. 6]. Тем самым речь идет о разработке педагогических предпосылок, способных послужить основой для конструирования новых педагогических про грамм и планов. Такая деятельность предполагает освоение психологами целого ряда смежных дисциплин - педагогики, методики преподавания того или иного учебного предмета, научных основ учебных дисциплин. Приложение научных знаний предполагает осуществление ряда методов, направленных на организацию управления объектом исследования. Для этого, как правило, в рамках науки конструируется определенная система искусственных средств, призванных усилить предметный характер деятельности и повысить ее эффективность. В том случае, если речь идет о средствах коллективного пользования, можно говорить не только о методах, но и о технологии производства и использования данных искусственных орудий и инструментов. Основным результатом использования данных методов выступает достижение научно обоснованной цели, имеющей общественное значение. Таким образом, научное знание по педагогической психологии может быть представлено как взаимодействие четырех типов исследовательских результатов: научно-теоретическое знание как результат дальнейшей разработки научных теорий и интерпретации исследовательских данных; опытно-экспериментальное знание как результат использования методов сбора и обработки эмпирического материала; инновационно-проектное знание, основанное на применении методов научного прогнозирования и проектирования; конструктивно-технологическое знание, направленное на разработку и реализацию приемов и способов управления действительностью. В рамках принятой нами схемы объект-предметного строения педагогической психологии как науки многообразие типов научного знания может быть представлено следующим образом (рис.).
Рис. 0.10. Многообразие типов научного знания по педагогической психологии Типы научного знания не следует путать с их содержательным наполнением. Как уже отмечалось, основным системообразующим фактором научного знания выступают объект-предметные отношения. В свою очередь, в рамках каждого из данных содержательных разделов подача материала будет осуществляться на основе его группировки по типу научного знания. Соответственно в составе каждой главы будет по четыре раздела, включающих в себя: 1) научно-теоретическое знание по данному направлению исследований; 2) результаты основных опытно-экспериментальных исследований; 3) научное обоснование инновационно-проектных подходов к образовательной деятельности, разработанных в рамках соответствующих направлений исследований; 4) конструктивно-технологические средства, обеспечивающие возможность научного управления в заданной сфере образования.
Дата добавления: 2013-12-13; Просмотров: 516; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |