Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

В педагогической психологии

Педагогической психологии

0.3.1. Методы исследования и типы научного знания

Результаты исследовательской деятельности в сфере педагогиче­ской психологии представляют собой совокупность различных описа­ний, объяснений и предсказаний процессов и явлений действительно­сти. В своей совокупности они и образуют то, что в дальнейшем будем называть научным знанием.

Однако было бы ошибочным представлять научное знание только в виде определенных текстов. Недаром считается, что наука - это сфера человеческой деятельности. Поэтому понятие «наука» включает в себя как процесс получения нового знания, так и его применение в практиче­ской деятельности. В этом случае научное знание может выступать в виде схемы технологического процесса, формулы какого-нибудь препа­рата и т. д.

Процессы получения знаний и их применения внутренне взаимосвя­заны. То, что в научном познании первоначально выступает в качестве объекта исследования, в дальнейшем выполняет роль точки приложе­ния его усилий, выступая как сфера практического освоения Мира. Связующим звеном в данных взаимосвязях выступают методы иссле­дования и преобразования действительности.

Метод - это совокупность приемов и операций практического и тео­ретического освоения действительности (рис.).

 

Рис.. Место методов исследования в структуре научного знания

Имеющиеся разработки по методологии научного исследования пока­зывают, что наука в целом и ее относительно самостоятельные подсисте­мы - отрасли знания - не могут быть сведены к одной-единственной познавательной структуре. Можно говорить о возможности выделения в составе научного знания целого ряда типов познавательных единиц.

Поскольку изучение педагогической психологии направлено на выработку у студентов определенного деятельностного отношения к об­разовательной реальности, то представления о методах и могут быть положены в основу структурирования научною знания. Данное струк­турирование, конечно, во многом условно, но, тем не менее, оно позво­ляет сгруппировать основные результаты науки и практики в данной сфере исследований в интересах их качественного освоения.

Прежде всего, основное содержание методов любой науки образу­ют научные теории, проверенные практикой. Структурной единицей научного знания выступает концепция - система взглядов на процес­сы и явления в природе и обществе, объединенная единой идеей. Лю­бая такая теория выступает в функции метода при построении других теорий в данной или даже в иной области знаний. Кроме того, научная теория выступает в качестве основного средства интерпретации ре­зультатов, полученных в ходе сбора эмпирического материала. Ос­новным результатом использования данных методов является возник­новение новых nонятий и объяснительньных схем.

Другая группа методов - это методы сбора и обработки эмпиричес­ких данных. Традиционно сюда попадают приемы и способы ведения наблюдения за объектом, а также подготовки и про ведения экспери­ментального исследования объекта. Для отечественной педагогической психологии типичным является использование метода формирующего эксперимента. Его особенность состоит в том, что он обеспе­чивает исследование психического развития детей в условиях специ­ально организованного педагогического процесса.

Во всех этих случаях научная теория выступает в роли средства, определяющего содержание и последовательность экспериментальной деятельности. Итогом использования данной группы методов выступа­ет процесс накопления научных фактов, называемых также «единица­ми эмпирического материала». При этом нельзя забывать, что в логике и методологии науки факт - это особого рода предложение, фиксиру­ющее эмпирическое знание, противостоящее теоретическому знанию.

В научном познании совокупность фактов образует эмпирическую основу для выдвижения гипотез и создания теорий. Задачей научной теории является описание фактов, их объяснение, а также предсказание ранее неизвестных фактов. Факты играют большую роль в проверке, подтверждении и опровержении теорий: соответствие фактам - одно из существенных требований, предъявляемых к научной теории. Рас­хождение теории с фактами рассматривается как важнейший недоста­ток теоретической системы знаний.

Еще одну группу методов исследования образуют средства и спосо­бы проектирования инновационных форм и методов обучения. Глав­ная задача данных познавательных действий - критика сложившихся способов деятельности и разработка перспектив преобразования и раз­вития какого-либо явления. Такая работа предполагает использование количественных и качественных оценок, указание более или менее оп­ределенных сроков изменения этого явления. В частности, выделяют три основных способа прогнозирования - экстраполяцию, моделирова­ние и экспертизу, хотя данное деление само по себе достаточно условно.

В дальнейшем на первый план выходит конструктивно-технологи­ческая задача внедрения научных результатов в практику образова­ния. Методы решения данной задачи обусловлены тем, что достиже­ния педагогической психологии не могут использоваться в практике обучения напрямую. Как отмечает Н. Ф. Талызина, «прежде их необхо­димо превратить в дидактические принципы, отразить в методах обу­чения, затем следует учесть специфику изучаемого предмета, т. е. спу­ститься на уровень частных методик» [99, с. 6]. Тем самым речь идет о разработке педагогических предпосылок, способных послужить осно­вой для конструирования новых педагогических про грамм и планов. Такая деятельность предполагает освоение психологами целого ряда смежных дисциплин - педагогики, методики преподавания того или иного учебного предмета, научных основ учебных дисциплин.

Приложение научных знаний предполагает осуществление ряда ме­тодов, направленных на организацию управления объектом исследова­ния. Для этого, как правило, в рамках науки конструируется определен­ная система искусственных средств, призванных усилить предметный характер деятельности и повысить ее эффективность. В том случае, если речь идет о средствах коллективного пользования, можно говорить не только о методах, но и о технологии производства и использования данных искусственных орудий и инструментов. Основным результатом использования данных методов выступает достижение научно обосно­ванной цели, имеющей общественное значение.

Таким образом, научное знание по педагогической психологии мо­жет быть представлено как взаимодействие четырех типов исследова­тельских результатов:

научно-теоретическое знание как результат дальнейшей разработ­ки научных теорий и интерпретации исследовательских данных;

опытно-экспериментальное знание как результат использования методов сбора и обработки эмпирического материала;

инновационно-проектное знание, основанное на применении ме­тодов научного прогнозирования и проектирования;

конструктивно-технологическое знание, направленное на разра­ботку и реализацию приемов и способов управления действитель­ностью.

В рамках принятой нами схемы объект-предметного строения педа­гогической психологии как науки многообразие типов научного зна­ния может быть представлено следующим образом (рис.).

 

Рис. 0.10. Многообразие типов научного знания по педагогической психологии

Типы научного знания не следует путать с их содержательным на­полнением. Как уже отмечалось, основным системообразующим фак­тором научного знания выступают объект-предметные отношения.

В свою очередь, в рамках каждого из данных содержательных раз­делов подача материала будет осуществляться на основе его группи­ровки по типу научного знания. Соответственно в составе каждой гла­вы будет по четыре раздела, включающих в себя:

1) научно-теоретическое знание по данному направлению исследо­ваний;

2) результаты основных опытно-экспериментальных исследований;

3) научное обоснование инновационно-проектных подходов к обра­зовательной деятельности, разработанных в рамках соответству­ющих направлений исследований;

4) конструктивно-технологические средства, обеспечивающие воз­можность научного управления в заданной сфере образования.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Биосфера | Многообразие концептуальных подходов в педагогической психологии
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2013-12-13; Просмотров: 492; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.015 сек.