КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Даже лужицы, в которой
Вопрос 5. Место и роль устного народного творчества · Загадки Один из интересных и результативных методов работы по формированию у детей экологических знаний является использование загадки. Предметность, конкретность загадки, направленность на детали делают ее отличным средством дидактического воздействия на детей. Тематика загадок о природе весьма разнообразна. По тематическому составу они делятся на группы: мир животных, растительный мир, вселенная и явления природы, человек. Необычайно широко представлены в загадках животный и растительный мир. Причем в них изображены животные и растения, которые постоянно встречаются и хорошо знакомы детям. Загадок о человеке немного и отображают они в основном части тела. Однако в процессе работы с детьми дошкольного возраста необходимо учитывать не только природоведческую тематику загадок, но и их экологическое содержание. Следует подбирать загадки, которые можно использовать для уточнения, конкретизации, обобщения, систематизации представлений детей: - о разнообразии растительного и животного мира таких биоценозов как лес, луг, река, озеро и т. д. Например, «Все обходят это место: Здесь земля, как будто тесто, Здесь осока, кочки, мхи, Нет опоры для ноги» (Болото); - об особенностях строения, формы, цвета и других признаков окружающих объектов природы. Например, «Зеленая спинка, большая голова, Кричит ква-ква, Ест червей и мушек Кто это? …» (Лягушка); - о сезонных изменениях в природе. Например, «Весной зеленела, Летом загорела, Осенью надела Красные кораллы» (Рябина); - о функциях предмета природы. Например, «Весной веселит, Летом холодит, Осенью питает, Зимой согревает» (Дерево); - об особенностях движения, поведения. Например, «С веточки на веточку Прыгает, резвится, Ловкая, проворная А не птица (Белка); - о месте происхождения и обитания. Например, «В воде родилась, А в ней мало бывает» (Лягушка). Однако назначение загадок не только в том, чтобы закреплять в сознании детей свойства и качества простых и хорошо знакомых предметов и явлений природы. В загадках раскрывается и показывается вещественное богатство мира природы. Они могут служить хорошим средством формирования представлений о разумном, рациональном использовании природных ресурсов. Например, «Без нее не будет моря, Океана и реки. Бултыхаются щенки» (Вода). Однако иногда забывается, что в работе с детьми дошкольного возраста необходимо учитыватьне только природоведческую тематику загадок, но и ихсодержание. Тщательно изучив содержание загадок, используемых в практике работы дошкольных учреждений, мы обнаружили, что часть из них несет ненаучную информацию. Например, «Хвост пушистый, мех золотистый, в лесу живет, в деревне кур крадет» (Лиса). В то время как повседневной пищей лис являются полевые и лесные мыши, зайцы, некоторые дикие птицы. Или закрепляя знания детей о зайце, воспитатели используют загадку «Комочек пуха, длинное ухо, прыгает ловко, ест морковку». Но в природе в естественных условиях зайцы питаются ветками деревьев, в начале зимы озимыми хлебами и не так часто попадают на огород с морковкой и капустой.
Помимо содержания, значимой в работе с дошкольниками является и форма загадки. Она, как любая задача или вопрос, содержит определенную трудность, которая требует размышления, мобилизации знаний для решения проблемы, то есть развивает в ребенке догадливость и сообразительность. Поэтому загадку можно использовать для создания проблемных ситуаций в разных формах воспитательно-образовательной работы с детьми дошкольного возраста. Таким образом, загадки, подчеркивая ту или иную специфику предметов и явлений природы, заставляют более внимательно взглянуть на них, показывают их сходство с другими. Загадка освещает новым светом примелькавшиеся особенности знакомых предметов и явлений природы, потерявших свою привлекательность из-за обыденности. Она как бы учит смотреть на мир природы в его многообразных связях. И эта особенность загадок можно широко использоваться в процессе экологического воспитания дошкольников. Вопросами методики использования загадок в процессе работы с детьми дошкольного возраста занимались многие исследователи (Н.Ф. Виноградова, Ю.Г. Илларионова, З. Петрас, М.Г. Пулах, А. Пушкина, А.П. Усова, М. Хмелюк, Н.В. Шевлякова и др.). Однако их интересы были направлены на решение проблем развития речи дошкольников, умственного развития детей дошкольного возраста. · Приметы Наблюдая за природой, человек учится целенаправленности и гармоничности. Отмеченную многовековыми наблюдениями взаимосвязь природных явлений в разные времена года народ связывает с закономерностями в природе: «Зима снежная – лето дождливое», «Январь метет - июль зальет», «Пока гром не грянет – земля не оттает», «Журавли летят высоко – зима еще далеко», «Журавли летят низко – зима уже близко». Проблема использования народных примет в работе по ознакомлению детей дошкольного возраста с природой пока еще недостаточно изучена. Для работы с дошкольниками важно отбирать народные приметы, исходя из следующих требований: - содержание примет должно быть понятным для дошкольников. Например, такие приметы как «Коли на святого Федота дубовый лист развернулся, земля принялась за свой род», «Поздний листопад – на тяжелый год» требуют подробных объяснений и сами явления, затрагиваемые в приметах, не являются близкими, значимыми для детей; - следует использовать приметы, связанные с природными явлениями, которые ребенок может сам наблюдать. Например, «Ласточки летают низко – к дождю», «Дождь при солнце – скоро дождь прекратиться», «Птицы хохлятся – к ненастью»; - не следует использовать много долгосрочных примет, типа «Рябины уродило много – к мокрой осени и суровой зиме», «Если первый снег выпал на зеленые листья, зима будет суровой», «Береза с осени желтеет с верхушки – весна ранняя, снизу – поздняя». Ознакомление дошкольников с такими приметами требует организации длительных наблюдений на протяжении нескольких сезонов, регулярной фиксации наблюдаемых явлений, объектов, подготовку детей к рассказыванию о происходящих изменениях; - не следует использовать приметы, связанные с негативным отношением к объектам природы или демонстрирующие отрицательную модель поведения по отношению к объектам природы. Например, «Черная кошка перебежала дорогу – к несчастью», «Если раздавить лягушку - пойдет дождь»; - важно больше использовать примет, подчеркивающих красоту объектов и явлений природы и стимулирующих наблюдение, любование ими. С нашей точки зрения этому может способствовать и художественная обработка народных примет для ознакомления с ними детей дошкольного возраста. Например, · «в ясные весенние дни цветы мать-и-мачехи горят золотыми звездочками, но стоит показаться в небе дождливой тучке, как цветочки закрываются, звездочки гаснут», · «еще не ударили первые капли дождя, а нежные фиалки уже согнули свои прозрачные тонкие стебельки и опустили «глаза» к земле, так им легче перенести удары дождевых капель», · «перед дождем пушистые шарики одуванчика сжимаются и парашютики удерживаются на месте, не разлетаются». Непосредственное наблюдение привлекательных объектов природы в сочетании с народной мудростью, образной речью взрослого стимулирует стремление детей любоваться природой, восхищаться ее красотой и отображать ее в процессе изобразительной деятельности.
Дата добавления: 2013-12-13; Просмотров: 465; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |