Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Врачебно-профессиональное консультирование (впк) и медицинское обеспечение профессиональной ориентации подростков

Современная общеобразовательная школа призвана обеспечить подготовковку учащихся с профессиональной ориентацией на будущую специальность.

Необходимость решения вопросов профессиональной ориентации ставит перед врачами лечебного профиля, гигиенистами, психологами и педагогами задачу поиска реальных путей разработки и применения на практике эффек­тивной системы определения профессиональной направленности молодежи. Наиболее выражена интенсивность формирования профессиональных склон­ностей в подростковом периоде. Установлено, что уже в возрасте 14—15 лет профессиональная заинтересованность подростков приобретает стабильный характер. В связи с этим в настоящее время отмечается возрастание роли проф­ориентации, которая должна охватывать всю систему непрерывного образования.

Формирование профессиональной направ­ленности человека происходит в школьные годы. Выбор профессионального пути, учебно­го заведения профессионального образования, последующее рациональное трудоустройство являются важными задачами, решаемыми под­ростками. Помочь в правильном выборе про­фессиональной деятельности юношам и де­вушкам, имеющим хронические заболевания и функциональные расстройства, призвана меди­цинская профессиональная ориентация (МПО), являющаяся частью профессиональной ориен­тации школьников.

В соответствии с приказами Минздрава РФ № 186/272 от 30.06.92 г. «О совершенствовании си­стемы медицинского обеспечения детей в обра­зовательных учреждениях» и № 154 от 05.05.99 г. «О совершенствовании медицинской помощи де­тям подросткового возраста» работа по проведе­нию профессиональной ориентации осуществля­ется врачами-педиатрами, обслуживающими подростков 10-17 лет, совместно с педагогами и психологами.

Медицинская профессиональная ориентация (МПО) - система мер, направленных на обеспечение правильного выбора профессии, специальности, формы обучения и места работы подростками с учетом состояния здоровья индивидуума, его психофизиологических и личностных особенностей.

 

Медицинская профессиональная ориента­ция (МПО) МПО имеет 2 направления: врачебное про­фессиональное консультирование и психофи зиологическую профессиональную ориента­цию.

Врачебное профессиональное консульти­рование является системой мер, направленных на обеспечение правильного выбора профессии подростками, имеющими отклонения в состоянии здоровья, с целью защиты их организма от небла­гоприятного воздействия профессионально-про­изводственных факторов, которые могут привес­ти к прогрессированию функциональных наруше­ний и хронической патологии, возникновению осложнений, длительной утрате трудоспособно­сти, ранней инвалидизации.

Психофизиологическая профессиональ­ная ориентация - помощь в выборе профессии с учетом индивидуальных способностей, психоло­гических и личностных особенностей подростка.

Система профориентации строится с учетом желания, состояния здоровья, психологических особенностей личности подростка, а также потребности об­щества в специалистах. При этом важнейшим принципом является создание условий свободного выбора профессии.

Профессиональная ориентация предусматривает решение следующих важ­нейших задач:

- Определение потребностей общества в специалистах различного профи­ля и квалификации.

- Выявление особенностей профессий, требующих определенных качеств человека, которые обеспечивают высокий уровень освоения профессии.

- Определение оптимального соответствия психофизических и других ка­честв личности требованиям выбранной профессии.

- Оценка состояния здоровья подростков с целью обеспечения соответ­ствия его избираемой профессии, сохранения и укрепления здоровья в про­цессе дальнейшей трудовой деятельности.

 

Если решение первой задачи тесно связано с социально-экономическими проблемами общества, то решение трех последних задач является непосред­ственным предметом деятельности медико-физиологической (медицинской) про­фессиональной консультации.

Цель профессиональной медицинской консультации — помочь подросткам выбрать такую профессию, которая не только бы не оказывала отрицательно­го влияния на организм, но и способствовала его правильному развитию в период обучения и во время дальнейшей производственной деятельности. За­дача врача состоит в том, чтобы основываясь на интересе ученика к профес­сии, определить его пригодность к ней с учетом состояния здоровья.

Все подростки, поступающие на работу или профессиональное обучение, проходят полное медицинское обследование, после которого подросток полу­чает заключение о профессиональной пригодности к избранной профессии.

Под профессиональной пригодностью (по ме­дицинским показаниям) понимается наиболее полное соответствие функцио­нальных возможностей организма требованиям, предъявляемым профессией как в плане преимущественного использования наиболее развитых функций, так и в плане охраны функционально неполноценного органа или системы.

Разработаны критерии определения профессиональной при­годности для различных профессий (тракторист, слесарь-инструментальщик, телеграфист-телетайпист, аппаратчик и т.п.). При решении вопроса о профес­сиональной пригодности подростков с функциональными отклонениями, а также с хроническими заболеваниями к той или иной профессии, учитывает­ся возможность изменений состояния организма в течение этих заболеваний под воздействием условий труда.

 

К основным причинам профессиональной непригодности подростков в настоящее время относятся: аномалии рефракции глаза (одна треть всех причин профне­пригодности в подростковом возрасте), нарушения опорно-двигательного ап­парата (деформация скелета, плоскостопие), функциональные заболевания нервной системы.

Медицинская профессиональная консультация направлена на выбор для подростка из разнообразных профессий тех, которые являются более подходя­щими по состоянию здоровья. Поэтому основным направлением работы врача при профессиональной ориентации является профессиональная медицинская консультация, а не профессиональный отбор, поскольку при профессиональ­ной медицинской консультации профессия подбирается для человека, а при профессиональном отборе — человек для профессии

Актуальность и потребность в МПО в насто­ящее время возрастает в связи:

- с негативными демографическими тенденци­ями, снижением рождаемости и резким умень­шением численности трудоспособного насе­ления страны;

- с неблагоприятными тенденциями в состоянии здоровья современных подростков;

- формированием рыночных отношений и увели­чением требований к интенсивности и качеству труда, что соответственно вызывает увеличение нагрузки на организм в процессе трудовой деятельности и повышает требования к состо­янию здоровья;

- не уменьшающимся неблагоприятным влияни­ем на работающих профессионально-произ­водственных факторов, что приводит к росту общей и профессиональной заболеваемости во многих отраслях промышленности;

- с необходимостью самостоятельного трудоус­тройства выпускников по завершении общего и профессионального образования;

- снижением возраста приема подростков на работу в соответствии с изменениями, внесен­ными в Трудовое законодательство РФ.

Каждый юноша или девушка имеет право на свободный выбор профессии или специальности в соответствии со своими способностями, склон­ностями и интересами.

В настоящее время почти 80% учащихся 9-11 классов в связи с отклонениями в состоянии здоровья имеют ограничения в выбо­ре профессий, т.к. их трудовая деятельность, возможно, будет осуществляться в условиях контакта с вредными производственными факторами, что может привести к прогрессированию патологии.

Ограничения в выборе профессии у школьников обусловлены в 65% случаев наличием хроничес­ких заболеваний и в 35% случаев имеющимися выраженными функциональными нарушениями.

12-28% учащихся, получающих начальное про­фессиональное образование, имеют прямые ме­дицинские противопоказания к выбранным и изу­чаемым профессиям. Профессионально-произ­водственные факторы в дальнейшем могут значительно ухудшить состояние здоровья моло­дых рабочих, привести к прогрессированию име­ющейся патологии, развитию осложнений и ран­ней инвалидизации.

Врачебное профессиональное консульти­рование включает 2 формы работы:

Информационное обеспечение - ознаком­ление подростков, их родителей и педагогов с медицинскими аспектами выбора профессии, то есть с основными профессионально-производ­ственными факторами, которые могут привести к ухудшению состояния здоровья, особенно у лиц с хроническими болезнями и функциональными нарушениями.

Индивидуальная врачебная профессио­нальная консультация, в процессе которой основная задача врача состоит в определении степени риска прогрессирования отклонений в состоянии здоровья консультируемого подрос­тка и разработке конкретных рекомендаций по выбору профессии или специальности, формы обучения и рациональному трудоустройству.

В соответствии с регламентирующими доку­ментами проведение врачебного профессиональ­ного консультирования возложено на школьного врача, а при его отсутствии индивидуальную вра­чебную профессиональную консультацию должен проводить участковый врач-педиатр.

ВПК является необходимым элементом медицинско­го обслуживания детей и подростков на протяже­нии всего периода школьного и профессиональ­ного обучения.

На каждом этапе педиатр решает задачи, со­ответствующие возрасту и уровню образования консультируемого подростка и потребностям дан­ного этапа.

Условно выделяются следующие этапы проведения Врачебного профессионального консульти­рования:

- начальный этап - индивидуальное консульти­рование школьников 4-8 классов в процессе формирования профессионального самоопре­деления;

- этап выбора профессии при завершении не­ полного (9 класс) или полного среднего обра­зования (10-11 класс);

- этап профессионального обучения.

В ходе проведения врачебно-профессионального консультирования в зависимости от выяв­ленных нарушений состояния здоровья подрост­ка определяются индивидуальные ограничения профессиональной пригодности к воздействию отдельных профессионально-производственных факторов, профессиям и видам деятельности.

Профессионально пригод­ным следует считать подростка, способного ус­пешно освоить профессию и работать в ней без ущерба для здоровья.

На ранних этапах врачебного профессиональ­ного консультирования по результатам профилак­тических осмотров детей, проводимых в 10 и 12 лет, задачей врача-педиатра является выявление патологических отклонений и назначение лечебных и коррекционных мероприятий, направленных на их устранение и профилактику прогрессирования.

В этом возрасте работа по индивидуально­му врачебно-профессиональному консультиро­ванию проводится с детьми, имеющими выра­женные анатомические дефекты, неустранимые хронические заболевания или необратимые расстройства функции. Родители таких детей должны быть проинформированы о состоянии здоровья ребенка и наличии нарушений, обус­лавливающих ограниченный выбор видов дея­тельности, профессий и специальностей. Этот факт должен учитываться родителями, педаго­гами, психологами и школьным врачом в про­цессе формирования профессиональных наме­рений подростка. Таких учащихся необходимо своевременно ориентировать на профессии и специальности, не противопоказанные им по состоянию здоровья, тактично отвлекая их вни­мание от противопоказанных видов трудовой деятельности.

Наиболее ответственными этапами ВПК (ВрачПрофКонсул) яв­ляются периоды окончательного формирования профессиональной направленности и заверше­ния неполного общего среднего образования (9 класс) и полного общего среднего образова­ния (10,11 классы). В эти периоды важно своев­ременное проведение ВПК и чрезвычайно зна­чима индивидуальная работа врача по подбору профессий и специальностей, отвечающих ин­тересам, желаниям и способностям подростков, что особенно существенно для лиц с отклоне­ниями в состоянии здоровья.

Квалифицированный совет врача и подбор со­ответствующих профессий или специальностей должен предшествовать окончательному профес­сиональному выбору подростка. В противном слу­чае у юношей и девушек, страдающих хронически­ми заболеваниями и выраженными функциональ­ными расстройствами, возникает психологическая травма при необходимости изменения своего ре­шения в связи с медицинскими противопоказани­ями.

Результаты врачебной профессиональной кон­сультации, медицинские ограничения и рекоменда­ции заносятся в специальный раздел медицинской карты ребенка (форма № 026/у-2000) при прове­дении ВПК.

Заключение врачебного профессионального консультирования заносится в декретированные возрастные периоды - в 10, 12, 14-15 лет (в 9 классе) в 16 и 17 лет (в 10-11 классах).

В тех случаях, когда профессиональный выбор подростка еще не сформировался, в данном раз­деле Медицинской карты ребенка указываются противопоказанные профессионально-производ­ственные факторы, а также факторы, ограничива­ющие круг выбираемых профессий или специаль­ностей.

Рекомендации по трудовому обучению зано­сятся в Медицинскую карту ребенка (форма № 026/у-2000) в раздел «Заключение по резуль­татам профилактических осмотров».

В связи с тем, что документы МЗ РФ регламен­тируют работу участкового врача-педиатра как единого врача, ответственного за здоровье ре­бенка до 18 лет, школьным врачам надлежит пе­редавать всю медицинскую информацию о ребен­ке, в том числе и результаты врачебно-профессионального консультирования, участковым врачам-педиатрам в поликлиники по месту жи­тельства школьника.

По завершении неполного или полного обще­го образования и поступлении на профессио­нальное обучение или на работу на каждого выпускника школы в территориальной детской поликлинике участковым педиатром и врачами-специалистами - хирургом, неврологом, окулис­том, отоларингологом и др. заполняется утверж­денная МЗ СССР 04.10.80 Медицинская справка (врачебное профессионально-консультативное заключение - форма 086/у). В документ вносится заключение о профессиональной пригодности к выбранной профессии.

В справку (форма 086/у) в обязательном по­рядке вносится наименование учебного заведе­ния, факультета, отделения или места работы, куда представляется данный документ, а также выбранная подростком профессия или специаль­ность. Подписывается Медицинская справка (форма 086/у) лицами, заполнившими справку, и главным врачом лечебно-профилактического уч­реждения.

Врачебное заключение о проффессиональной пригодности подростка к выбранной им профес­сии или специальности выносится участковым врачом-педиатром в соответствии с перечнями медицинских противопоказаний (перечня профессий и специальностей профессионального образования, рекомендуемых подросткам с отклонениями в состоянии здоровья) и вписы­вается в соответствующий раздел (п. 12) Меди­цинской справки (форма 086/у) и в амбулаторную карту.

В тех случаях, когда устанавливается, что фак­торы производства, характерные для выбранной подростком профессии или специальности, мо­гут оказать неблагоприятное влияние на течение имеющегося у него заболевания, об этом делается запись в Медицинской справке (форма 086/ у). Врач в обязательном порядке консультирует подростка и ориентирует его на профессии, под­ходящие ему по состоянию здоровья, которые он может освоить и в дальнейшем успешно работать в них.

В сложных и конфликтных случаях решения о профессиональной пригодности подростка к выбранной профессии или специальности дол­жны приниматься клинико-экспертной комисси­ей детского лечебно-профилактического учреж­дения, в состав которой входят главный врач или его заместитель, заведующие отделениями, врачи-специалисты по профилю заболевания. Представляет данные о состоянии здоровья подростка участковый педиатр. В особо слож­ных случаях по ходатайству клинико-экспертной комиссии к решению вопросов профессиональ­ной пригодности и трудоустройства привлека­ются врачи специализированных лечебно-про­филактических учреждений, врачи по гигиене труда.

При проведении профессиональной консуль­тации врач должен обосновать и разъяснить консультируемому свои рекомендации по выбо­ру профессии и рациональному трудоустрой­ству, а также проинформировать подростка, что при достижении 18 лет при приеме на опреде­ленные виды работ на него будут распростра­няться требования Приказ Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 12 апреля 2011 г. N 302н "Об утверждении перечней вредных и (или) опасных производственных факторов и работ, при выполнении которых проводятся обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры (обследования), и Порядка проведения обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров (обследований) работников, занятых на тяжелых работах и на работах с вредными и (или) опасными условиями труда"

Подросток должен знать, что при поступлении в некоторые учебные заведения (системы МВД, МО, гражданской авиации и др.) он будет прохо­дить медицинское освидетельствование с повы­шенными требованиями к состоянию отдельных органов и систем организма.

Основой врачебной профессиональной кон­сультации являются профилактические осмотры подростков, проводимые в декретированные пе­риоды: в 10-,12-,14-, 15-,16-,17-летнем возра­сте. Качественное проведение профилактических осмотров позволяет выявлять ранние отклонения в физическом развитии и состоянии и устанавли­вать возможные ограничения в выборе профес­сии по медицинским показаниям, т.е. устанавли­вать профессиональную пригодность.

 

Проведение профилактических осмотров рег­ламентировано приказами № 186/272 от 30.06.92 «О совершенствовании системы медицинского обеспечения детей в образовательных учрежде­ниях», №60 от 14.03.95 «Об утверждении инструк­ции по проведению профилактических осмотров детей дошкольного и школьного возрастов на ос­нове медико-экономических нормативов», № 151 от 07.05.98 «О временных отраслевых стандартах объема медицинской помощи детям», № 154 от 05.05.99 «О совершенствовании медицинской помощи детям подросткового возраста».

Для полноценного осуществления ВПК врач должен знать:

- морфофункциональные особенности подросткового возраста, обуславливающие своеоб­разие реакций организма подростка на раз­личные профессионально-производственные факторы;

- особенности течения функциональных нару­шений и хронических заболеваний в подростковом возрасте;

- объем медицинского освидетельствования подростка, необходимый для вынесения зак­лючения о профессиональной пригодности;

- условия труда и основные профессионально-производственные факторы, характерные для массовых профессий, и их влияние на орга­низм;

- законодательство по труду подростков;

- основные регламентирующие и методические документы по проведению врачебного-про­фессионального консультирования.

При проведении профконсультирования вра­чу-педиатру необходимо составлять заключение и рекомендации, опираясь на следующие прин­ципы:

1) минимальное ограничение возможности получения профессионального образования и трудоустройства при максимальной охране здо­ровья;

2) обязательный учет анамнестических сведений, данных текущей обращаемости за медицинс­кой помощью, результатов профилактических осмотров и дополнительных обследований подростка по показаниям;

3) комплексная оценка функционального состояния всех органов и систем с обязательным ис­пользованием функциональных проб при вы­явлении функциональных расстройств, харак­терных для подросткового возраста;

4) уточнение формы, стадии и степени активнос­ти процесса и функциональной недостаточнос­ти органа или системы при обследовании под­ростка, страдающего хроническими заболева­ниями и функциональными нарушениями;

5) решение вопросов профессиональной ориен­тации только по завершении активного пато­логического процесса и оценки эффективности лечения.

Врач-педиатр руководствуется сле­дующими положениями:

- при определении профессиональной пригодности больных с хроническими заболевания­ми решающее значение имеет не столько сам диагноз, сколько особенности течения патологического про­цесса, функциональное состояние органа или системы, ком­пенсаторные возможности организма, а также должен быть учтен весь комплекс воздействующих профессионально-производственных факторов в период профессионального обучения и последующей работы.

-В тех случаях, когда болезнь склонна к прогрессированию, следует предусмотреть макси­мальные ограничения воздействия неблагоприятных профессионально-производственных факторов.

В случаях, когда патологический процесс закончился, но оставил после себя те или иные последствия, ограничения будут зависеть от степени компенсации функций или дефекта.

Характерные для подросткового возраста фун­кциональные нарушения под влиянием факторов производственной среды и трудового процесса могут приобретать стойкий характер или прогрес­сировать, переходить в хроническое патологичес­кое состояние.

Необходимо принимать во внимание, что па­тологический процесс снижает общую резистентность организма, способствует более быстрому и неблагоприятному воздействию производ­ственных факторов, которое, в свою очередь, вы­зывает ухудшение течения основного заболева­ния, а также может приводить к развитию других отклонений в состоянии здоровья.

При тяжелых анатомических дефектах, хрони­ческих заболеваниях с выраженными нарушени­ями функций различных органов и систем орга­низма следует рекомендовать индивидуальное обучение и работу в специально созданных усло­виях или на дому.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Медицинская коррекция течения адаптации | Принцип Ферма. Геометрическая (лучевая) оптика использует идеализированное представление о световом луче – бесконечно тонком пучке света
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2013-12-13; Просмотров: 5763; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.173 сек.