КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Врачебно-профессиональное консультирование (впк) и медицинское обеспечение профессиональной ориентации подростков
Современная общеобразовательная школа призвана обеспечить подготовковку учащихся с профессиональной ориентацией на будущую специальность. Необходимость решения вопросов профессиональной ориентации ставит перед врачами лечебного профиля, гигиенистами, психологами и педагогами задачу поиска реальных путей разработки и применения на практике эффективной системы определения профессиональной направленности молодежи. Наиболее выражена интенсивность формирования профессиональных склонностей в подростковом периоде. Установлено, что уже в возрасте 14—15 лет профессиональная заинтересованность подростков приобретает стабильный характер. В связи с этим в настоящее время отмечается возрастание роли профориентации, которая должна охватывать всю систему непрерывного образования. Формирование профессиональной направленности человека происходит в школьные годы. Выбор профессионального пути, учебного заведения профессионального образования, последующее рациональное трудоустройство являются важными задачами, решаемыми подростками. Помочь в правильном выборе профессиональной деятельности юношам и девушкам, имеющим хронические заболевания и функциональные расстройства, призвана медицинская профессиональная ориентация (МПО), являющаяся частью профессиональной ориентации школьников. В соответствии с приказами Минздрава РФ № 186/272 от 30.06.92 г. «О совершенствовании системы медицинского обеспечения детей в образовательных учреждениях» и № 154 от 05.05.99 г. «О совершенствовании медицинской помощи детям подросткового возраста» работа по проведению профессиональной ориентации осуществляется врачами-педиатрами, обслуживающими подростков 10-17 лет, совместно с педагогами и психологами. Медицинская профессиональная ориентация (МПО) - система мер, направленных на обеспечение правильного выбора профессии, специальности, формы обучения и места работы подростками с учетом состояния здоровья индивидуума, его психофизиологических и личностных особенностей.
Медицинская профессиональная ориентация (МПО) МПО имеет 2 направления: врачебное профессиональное консультирование и психофи зиологическую профессиональную ориентацию. Врачебное профессиональное консультирование является системой мер, направленных на обеспечение правильного выбора профессии подростками, имеющими отклонения в состоянии здоровья, с целью защиты их организма от неблагоприятного воздействия профессионально-производственных факторов, которые могут привести к прогрессированию функциональных нарушений и хронической патологии, возникновению осложнений, длительной утрате трудоспособности, ранней инвалидизации. Психофизиологическая профессиональная ориентация - помощь в выборе профессии с учетом индивидуальных способностей, психологических и личностных особенностей подростка. Система профориентации строится с учетом желания, состояния здоровья, психологических особенностей личности подростка, а также потребности общества в специалистах. При этом важнейшим принципом является создание условий свободного выбора профессии. Профессиональная ориентация предусматривает решение следующих важнейших задач: - Определение потребностей общества в специалистах различного профиля и квалификации. - Выявление особенностей профессий, требующих определенных качеств человека, которые обеспечивают высокий уровень освоения профессии. - Определение оптимального соответствия психофизических и других качеств личности требованиям выбранной профессии. - Оценка состояния здоровья подростков с целью обеспечения соответствия его избираемой профессии, сохранения и укрепления здоровья в процессе дальнейшей трудовой деятельности.
Если решение первой задачи тесно связано с социально-экономическими проблемами общества, то решение трех последних задач является непосредственным предметом деятельности медико-физиологической (медицинской) профессиональной консультации. Цель профессиональной медицинской консультации — помочь подросткам выбрать такую профессию, которая не только бы не оказывала отрицательного влияния на организм, но и способствовала его правильному развитию в период обучения и во время дальнейшей производственной деятельности. Задача врача состоит в том, чтобы основываясь на интересе ученика к профессии, определить его пригодность к ней с учетом состояния здоровья. Все подростки, поступающие на работу или профессиональное обучение, проходят полное медицинское обследование, после которого подросток получает заключение о профессиональной пригодности к избранной профессии. Под профессиональной пригодностью (по медицинским показаниям) понимается наиболее полное соответствие функциональных возможностей организма требованиям, предъявляемым профессией как в плане преимущественного использования наиболее развитых функций, так и в плане охраны функционально неполноценного органа или системы. Разработаны критерии определения профессиональной пригодности для различных профессий (тракторист, слесарь-инструментальщик, телеграфист-телетайпист, аппаратчик и т.п.). При решении вопроса о профессиональной пригодности подростков с функциональными отклонениями, а также с хроническими заболеваниями к той или иной профессии, учитывается возможность изменений состояния организма в течение этих заболеваний под воздействием условий труда.
К основным причинам профессиональной непригодности подростков в настоящее время относятся: аномалии рефракции глаза (одна треть всех причин профнепригодности в подростковом возрасте), нарушения опорно-двигательного аппарата (деформация скелета, плоскостопие), функциональные заболевания нервной системы. Медицинская профессиональная консультация направлена на выбор для подростка из разнообразных профессий тех, которые являются более подходящими по состоянию здоровья. Поэтому основным направлением работы врача при профессиональной ориентации является профессиональная медицинская консультация, а не профессиональный отбор, поскольку при профессиональной медицинской консультации профессия подбирается для человека, а при профессиональном отборе — человек для профессии Актуальность и потребность в МПО в настоящее время возрастает в связи: - с негативными демографическими тенденциями, снижением рождаемости и резким уменьшением численности трудоспособного населения страны; - с неблагоприятными тенденциями в состоянии здоровья современных подростков; - формированием рыночных отношений и увеличением требований к интенсивности и качеству труда, что соответственно вызывает увеличение нагрузки на организм в процессе трудовой деятельности и повышает требования к состоянию здоровья; - не уменьшающимся неблагоприятным влиянием на работающих профессионально-производственных факторов, что приводит к росту общей и профессиональной заболеваемости во многих отраслях промышленности; - с необходимостью самостоятельного трудоустройства выпускников по завершении общего и профессионального образования; - снижением возраста приема подростков на работу в соответствии с изменениями, внесенными в Трудовое законодательство РФ. Каждый юноша или девушка имеет право на свободный выбор профессии или специальности в соответствии со своими способностями, склонностями и интересами. В настоящее время почти 80% учащихся 9-11 классов в связи с отклонениями в состоянии здоровья имеют ограничения в выборе профессий, т.к. их трудовая деятельность, возможно, будет осуществляться в условиях контакта с вредными производственными факторами, что может привести к прогрессированию патологии. Ограничения в выборе профессии у школьников обусловлены в 65% случаев наличием хронических заболеваний и в 35% случаев имеющимися выраженными функциональными нарушениями. 12-28% учащихся, получающих начальное профессиональное образование, имеют прямые медицинские противопоказания к выбранным и изучаемым профессиям. Профессионально-производственные факторы в дальнейшем могут значительно ухудшить состояние здоровья молодых рабочих, привести к прогрессированию имеющейся патологии, развитию осложнений и ранней инвалидизации. Врачебное профессиональное консультирование включает 2 формы работы: Информационное обеспечение - ознакомление подростков, их родителей и педагогов с медицинскими аспектами выбора профессии, то есть с основными профессионально-производственными факторами, которые могут привести к ухудшению состояния здоровья, особенно у лиц с хроническими болезнями и функциональными нарушениями. Индивидуальная врачебная профессиональная консультация, в процессе которой основная задача врача состоит в определении степени риска прогрессирования отклонений в состоянии здоровья консультируемого подростка и разработке конкретных рекомендаций по выбору профессии или специальности, формы обучения и рациональному трудоустройству. В соответствии с регламентирующими документами проведение врачебного профессионального консультирования возложено на школьного врача, а при его отсутствии индивидуальную врачебную профессиональную консультацию должен проводить участковый врач-педиатр. ВПК является необходимым элементом медицинского обслуживания детей и подростков на протяжении всего периода школьного и профессионального обучения. На каждом этапе педиатр решает задачи, соответствующие возрасту и уровню образования консультируемого подростка и потребностям данного этапа. Условно выделяются следующие этапы проведения Врачебного профессионального консультирования: - начальный этап - индивидуальное консультирование школьников 4-8 классов в процессе формирования профессионального самоопределения; - этап выбора профессии при завершении не полного (9 класс) или полного среднего образования (10-11 класс); - этап профессионального обучения. В ходе проведения врачебно-профессионального консультирования в зависимости от выявленных нарушений состояния здоровья подростка определяются индивидуальные ограничения профессиональной пригодности к воздействию отдельных профессионально-производственных факторов, профессиям и видам деятельности. Профессионально пригодным следует считать подростка, способного успешно освоить профессию и работать в ней без ущерба для здоровья. На ранних этапах врачебного профессионального консультирования по результатам профилактических осмотров детей, проводимых в 10 и 12 лет, задачей врача-педиатра является выявление патологических отклонений и назначение лечебных и коррекционных мероприятий, направленных на их устранение и профилактику прогрессирования. В этом возрасте работа по индивидуальному врачебно-профессиональному консультированию проводится с детьми, имеющими выраженные анатомические дефекты, неустранимые хронические заболевания или необратимые расстройства функции. Родители таких детей должны быть проинформированы о состоянии здоровья ребенка и наличии нарушений, обуславливающих ограниченный выбор видов деятельности, профессий и специальностей. Этот факт должен учитываться родителями, педагогами, психологами и школьным врачом в процессе формирования профессиональных намерений подростка. Таких учащихся необходимо своевременно ориентировать на профессии и специальности, не противопоказанные им по состоянию здоровья, тактично отвлекая их внимание от противопоказанных видов трудовой деятельности. Наиболее ответственными этапами ВПК (ВрачПрофКонсул) являются периоды окончательного формирования профессиональной направленности и завершения неполного общего среднего образования (9 класс) и полного общего среднего образования (10,11 классы). В эти периоды важно своевременное проведение ВПК и чрезвычайно значима индивидуальная работа врача по подбору профессий и специальностей, отвечающих интересам, желаниям и способностям подростков, что особенно существенно для лиц с отклонениями в состоянии здоровья. Квалифицированный совет врача и подбор соответствующих профессий или специальностей должен предшествовать окончательному профессиональному выбору подростка. В противном случае у юношей и девушек, страдающих хроническими заболеваниями и выраженными функциональными расстройствами, возникает психологическая травма при необходимости изменения своего решения в связи с медицинскими противопоказаниями. Результаты врачебной профессиональной консультации, медицинские ограничения и рекомендации заносятся в специальный раздел медицинской карты ребенка (форма № 026/у-2000) при проведении ВПК. Заключение врачебного профессионального консультирования заносится в декретированные возрастные периоды - в 10, 12, 14-15 лет (в 9 классе) в 16 и 17 лет (в 10-11 классах). В тех случаях, когда профессиональный выбор подростка еще не сформировался, в данном разделе Медицинской карты ребенка указываются противопоказанные профессионально-производственные факторы, а также факторы, ограничивающие круг выбираемых профессий или специальностей. Рекомендации по трудовому обучению заносятся в Медицинскую карту ребенка (форма № 026/у-2000) в раздел «Заключение по результатам профилактических осмотров». В связи с тем, что документы МЗ РФ регламентируют работу участкового врача-педиатра как единого врача, ответственного за здоровье ребенка до 18 лет, школьным врачам надлежит передавать всю медицинскую информацию о ребенке, в том числе и результаты врачебно-профессионального консультирования, участковым врачам-педиатрам в поликлиники по месту жительства школьника. По завершении неполного или полного общего образования и поступлении на профессиональное обучение или на работу на каждого выпускника школы в территориальной детской поликлинике участковым педиатром и врачами-специалистами - хирургом, неврологом, окулистом, отоларингологом и др. заполняется утвержденная МЗ СССР 04.10.80 Медицинская справка (врачебное профессионально-консультативное заключение - форма 086/у). В документ вносится заключение о профессиональной пригодности к выбранной профессии. В справку (форма 086/у) в обязательном порядке вносится наименование учебного заведения, факультета, отделения или места работы, куда представляется данный документ, а также выбранная подростком профессия или специальность. Подписывается Медицинская справка (форма 086/у) лицами, заполнившими справку, и главным врачом лечебно-профилактического учреждения. Врачебное заключение о проффессиональной пригодности подростка к выбранной им профессии или специальности выносится участковым врачом-педиатром в соответствии с перечнями медицинских противопоказаний (перечня профессий и специальностей профессионального образования, рекомендуемых подросткам с отклонениями в состоянии здоровья) и вписывается в соответствующий раздел (п. 12) Медицинской справки (форма 086/у) и в амбулаторную карту. В тех случаях, когда устанавливается, что факторы производства, характерные для выбранной подростком профессии или специальности, могут оказать неблагоприятное влияние на течение имеющегося у него заболевания, об этом делается запись в Медицинской справке (форма 086/ у). Врач в обязательном порядке консультирует подростка и ориентирует его на профессии, подходящие ему по состоянию здоровья, которые он может освоить и в дальнейшем успешно работать в них. В сложных и конфликтных случаях решения о профессиональной пригодности подростка к выбранной профессии или специальности должны приниматься клинико-экспертной комиссией детского лечебно-профилактического учреждения, в состав которой входят главный врач или его заместитель, заведующие отделениями, врачи-специалисты по профилю заболевания. Представляет данные о состоянии здоровья подростка участковый педиатр. В особо сложных случаях по ходатайству клинико-экспертной комиссии к решению вопросов профессиональной пригодности и трудоустройства привлекаются врачи специализированных лечебно-профилактических учреждений, врачи по гигиене труда. При проведении профессиональной консультации врач должен обосновать и разъяснить консультируемому свои рекомендации по выбору профессии и рациональному трудоустройству, а также проинформировать подростка, что при достижении 18 лет при приеме на определенные виды работ на него будут распространяться требования Приказ Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 12 апреля 2011 г. N 302н "Об утверждении перечней вредных и (или) опасных производственных факторов и работ, при выполнении которых проводятся обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры (обследования), и Порядка проведения обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров (обследований) работников, занятых на тяжелых работах и на работах с вредными и (или) опасными условиями труда" Подросток должен знать, что при поступлении в некоторые учебные заведения (системы МВД, МО, гражданской авиации и др.) он будет проходить медицинское освидетельствование с повышенными требованиями к состоянию отдельных органов и систем организма. Основой врачебной профессиональной консультации являются профилактические осмотры подростков, проводимые в декретированные периоды: в 10-,12-,14-, 15-,16-,17-летнем возрасте. Качественное проведение профилактических осмотров позволяет выявлять ранние отклонения в физическом развитии и состоянии и устанавливать возможные ограничения в выборе профессии по медицинским показаниям, т.е. устанавливать профессиональную пригодность.
Проведение профилактических осмотров регламентировано приказами № 186/272 от 30.06.92 «О совершенствовании системы медицинского обеспечения детей в образовательных учреждениях», №60 от 14.03.95 «Об утверждении инструкции по проведению профилактических осмотров детей дошкольного и школьного возрастов на основе медико-экономических нормативов», № 151 от 07.05.98 «О временных отраслевых стандартах объема медицинской помощи детям», № 154 от 05.05.99 «О совершенствовании медицинской помощи детям подросткового возраста». Для полноценного осуществления ВПК врач должен знать: - морфофункциональные особенности подросткового возраста, обуславливающие своеобразие реакций организма подростка на различные профессионально-производственные факторы; - особенности течения функциональных нарушений и хронических заболеваний в подростковом возрасте; - объем медицинского освидетельствования подростка, необходимый для вынесения заключения о профессиональной пригодности; - условия труда и основные профессионально-производственные факторы, характерные для массовых профессий, и их влияние на организм; - законодательство по труду подростков; - основные регламентирующие и методические документы по проведению врачебного-профессионального консультирования. При проведении профконсультирования врачу-педиатру необходимо составлять заключение и рекомендации, опираясь на следующие принципы: 1) минимальное ограничение возможности получения профессионального образования и трудоустройства при максимальной охране здоровья; 2) обязательный учет анамнестических сведений, данных текущей обращаемости за медицинской помощью, результатов профилактических осмотров и дополнительных обследований подростка по показаниям; 3) комплексная оценка функционального состояния всех органов и систем с обязательным использованием функциональных проб при выявлении функциональных расстройств, характерных для подросткового возраста; 4) уточнение формы, стадии и степени активности процесса и функциональной недостаточности органа или системы при обследовании подростка, страдающего хроническими заболеваниями и функциональными нарушениями; 5) решение вопросов профессиональной ориентации только по завершении активного патологического процесса и оценки эффективности лечения. Врач-педиатр руководствуется следующими положениями: - при определении профессиональной пригодности больных с хроническими заболеваниями решающее значение имеет не столько сам диагноз, сколько особенности течения патологического процесса, функциональное состояние органа или системы, компенсаторные возможности организма, а также должен быть учтен весь комплекс воздействующих профессионально-производственных факторов в период профессионального обучения и последующей работы. -В тех случаях, когда болезнь склонна к прогрессированию, следует предусмотреть максимальные ограничения воздействия неблагоприятных профессионально-производственных факторов. В случаях, когда патологический процесс закончился, но оставил после себя те или иные последствия, ограничения будут зависеть от степени компенсации функций или дефекта. Характерные для подросткового возраста функциональные нарушения под влиянием факторов производственной среды и трудового процесса могут приобретать стойкий характер или прогрессировать, переходить в хроническое патологическое состояние. Необходимо принимать во внимание, что патологический процесс снижает общую резистентность организма, способствует более быстрому и неблагоприятному воздействию производственных факторов, которое, в свою очередь, вызывает ухудшение течения основного заболевания, а также может приводить к развитию других отклонений в состоянии здоровья. При тяжелых анатомических дефектах, хронических заболеваниях с выраженными нарушениями функций различных органов и систем организма следует рекомендовать индивидуальное обучение и работу в специально созданных условиях или на дому.
Дата добавления: 2013-12-13; Просмотров: 5848; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |