КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Общая характеристика лидерства
Подходы к формированию команды проекта Различают четыре основных подхода к формированию команды: · Целеполагающий подход (основанный на целях) позволяет членам команды лучше ориентироваться в процессах выбора и реализации общих групповых целей реализации проекта. · Межличностный подход сфокусирован на улучшении межличностных отношений в команде и основан на том, что межличностная компетентность увеличивает эффективность деятельности команды. Его цель - увеличение группового доверия, поощрение совместной поддержки, а также рост внутрикомандных коммуникаций. · Ролевой подход - проведение дискуссии и переговоров среди членов команды относительно их ролей; предполагается, что роли членов команды частично перекрываются. Командное поведение может быть изменено в результате изменения их исполнения, а также индивидуального восприятия ролей. · Проблемно ориентированный подход к формированию команды (через решение проблем) предполагает организацию заранее спланированных серий встреч с группой специалистов в рамках команды, имеющих общие организационные отношения и цели. Подход включает в себя последовательное развитие процедур решения командных проблем и затем достижение главной командной задачи. Главная цель формирования команды - самостоятельное управление и преодоление своих проблем. Этот процесс может не реализовываться сразу же, а в течение длительного времени. Нередко эффективной работе команды препятствует само руководство или менеджер. С понятием и формированием команды тесно и неразрывно связаны понятия лидерства. Управленческое лидерство — это особые отношения между руководителем организации (или руководителями подразделений) и подчиненными, в результате которых облегчается или затрудняется выполнение должностных обязанностей каждым из участников взаимоотношений. Лидерство представляет собой одно из самых интересных социальных явлений. Лидерство определяют как «процесс социального влияния, при котором лидер ищет добровольного участия подчиненных в деятельности по достижению организационных целей» (Schrieshein, Tolliver & Behling, 1978, p. 35); или как «процесс оказания влияния на групповую активность, которое направлено на достижение, целей» (Stogdill, 1950). Лидерство также определяют как «конкретные действия лидера по координации и управлению деятельностью группы» (Fridler, 1967). Отношение лидерства имеет место тогда, когда все участники и лидер, и последователи — осознают наличие конкретных потребностей, оптимальное удовлетворение которых возможно только благодаря поддержанию взаимодействия. Таким образом, изначально отношения лидерства обусловливаются индивидуальными интересами и целями. Лидер оказывает влияние на своих последователей, но и они в свою очередь оказывают влияние на своего лидера, привлекая внимание к своим интересам в данной ситуации. Проще говоря, лидером становится тот индивид, чье влияние будет доминировать, или тот, кто сумеет наиболее точно понять и выразить желания социальной общности, участников взаимодействия. Последователи добровольно признают сложившийся расклад сил и влияние, которое оказывает на них лидер, осознают границы этого влияния и его целесообразность. Лидерство – способность оказывать влияние как на отдельную личность, так и на группу, направляя усилия всех на достижение целей организации. Лидерство – естественный социально – психологический процесс в группе, построенный на влиянии личного авторитета человека на поведение членов группы. Под влиянием понимают такое поведение человека, которое вносит изменение в поведение, отношения, чувства другого человека. Влияние можно оказывать через идеи, устное и письменное слово, через внушение, убеждение, эмоциональное заражение, принуждение, личный авторитет и пример. Группа, решающая значимую проблему, всегда выдвигает для ее решения лидера. Без лидера ни одна группа существовать не может. Лидерство – это всегда вопрос степени, силы влияния, зависящей от соотношения личных качеств лидера с качествами тех, на кого он пытается оказать влияние, и с ситуацией, в которой находиться данная группа. Лидерство играет одну из важных ролей в динамике групповых процессов. Эффективность функционирования групп и организаций зависит от степени, в которой активность членов группы скоординирована и направляется на достижение групповых целей. И если координированная групповая деятельность в некоторых случаях ведется без отношений лидерства, то продолжительная эффективная групповая деятельность без лидерства невозможна. Современная психология выделяет две разновидности лидерства: оно бывает формальным и неформальным. Формальное, или управленческое лидерство, представляет собой процесс управления общением и деятельностью членов группы, который реализуется руководителем как представителем легитимной власти на основе правовых отношений и его личностного влияния. Неформальное лидерство — это «процесс социально-психологической самоорганизации и самоуправления общением и деятельностью членов малой группы, осуществляемый лидером как субъектом спонтанно формирующихся в группах межличностных взаимоотношений на основе восприятия, подражания, эмпатии, сооценки, понимания друг друга и так далее» (см.: Волков, Захаров, Ерещян, Тимофеев, 1979, с.130). Неформальное лидерство обретает конкретные сферы выражения, оформления и регуляции межличностных отношений, носящих неофициальный характер. Управленческое лидерство предполагает прежде всего регуляцию официальных отношений в рамках определенной социальной организации.
Дата добавления: 2013-12-13; Просмотров: 1445; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |