КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Формы организации обучения
Урочные и внеурочные
Кроме урока к формам организации обучения относятся лекции, семинарские занятия, лабораторно-практические занятия, экскурсии, консультации, зачеты, самостоятельная работа и др. Все эти формы делятся на три группы Рассмотрим подробнее характеристики одной — двух форм, из этих групп. 1. формы изучения нового материала - лекция, 2. формы совершенствования знаний, навыков и умений — семинар, лабораторно-практические занятия; 3. формы коррекции знаний, умений и навыков — консультация.
Лекция Лекция - занятие, на котором осуществляется передача готовых знаний учащимся через монологическую форму общения. Это наиболее экономичная форма передачи и усвоения учебной информации. По времени лекция может занимать один или два академических часа (в зависимости от возраста учащихся, специфики содержания). Основная дидактическая цель лекции — сформировать у учащихся систему знаний об изучаемом объекте. Значение лекции - состоит в том, что она учит логике мышления, помогает овладению методами науки, служит основой для самостоятельной работы учащихся, развивает интеллектуальную, эмоциональную, волевую, мотивационную сферы личности. Особенностью применения лекции в учебном процессе традиционно считается слабая обратная связь. Поэтому педагогу следует использовать приемы обучения, снимающие этот недостаток: - изменение интонации и громкости голоса; - мимика, жест, улыбка; - одобрение; - решение профессионально-ориентированных задач; - пауза при изложении вопроса; - применение аудиовизуальных средств обучения и др. По времени чтения выделяют лекции: - вводные, - обзорные, - эпизодические По характеру деятельности различают лекции - информационные, - проблемные. Вводная лекция имеет целью осуществить “вхождение” учащихся в тему, их общее знакомство с содержанием курса или отдельной крупной темы. Обзорная лекция проводится по завершении курса, раздела и преследует цель обобщить и расширить знания учащихся, привести их в систему. Эпизодическая лекция проводится без предварительного планирования, по мере необходимости в процессе изучения предмета. Информационная лекция характеризуется монологическим изложением материала педагогом и исполнительской деятельностью учащихся. Это хорошо известная классическая лекция. Проблемная лекция, в отличие от информационной, предполагает не столько передачу информации учащимся, сколько их приобщение к противоречиям развития научного знания и способам их разрешения. Выбор типа лекции зависит от: цели, содержания учебного материала, применяемой системы обучения, особенностей учащихся и т.п. Как правило, лекция завершается тем, что учащимся предлагаются вопросы и задания для самостоятельной работы, перечень литературы. Целью этого задания может быть как закрепление полученных знаний, так и подготовка к предстоящему семинару.
Семинар Семинар — это относительно самостоятельная организационная форма, предназначенная для подготовки учащихся к самообразованию и творческому труду, которая предусматривает самостоятельную предварительную работу и обсуждение учащимися вопросов, обеспечивающих углубление, расширение и систематизацию знаний, выработку познавательных умений. В чем сходство и отличие семинара и урока? Общность: обе формы имеют постоянный состав учащихся, лимитированным учебным временем, соответствие содержания учебной программе, руководящую роль преподавателя. Отличие: 1 - в высокой степени самостоятельности учащихся; 2 - в изменении функций педагога: на семинаре более ярко выражены регулятивная и организаторская функции, а на уроке — информационная; 3 - в деятельности учащихся, напротив, информационная функция усиливается в сравнении с уроком; 4 - в структуре семинара имеет место обязательный этап — коллективное обсуждение результатов самостоятельного изучения материала. Наличие на семинаре этого этапа предоставляет учащимся широкие возможности для высказывания своих собственных мнений, участия в дискуссии. 5 - семинар способствует овладению учащимися определенным аспектом социального опыта, и этот момент существенно усиливает воспитательную роль семинаров в сравнении с уроком; 6 - семинар тесно связан с другой формой организации обучения — консультацией, которая обычно проводится на этапе подготовки учащихся к семинарскому занятию. В структуре семинара выделяются три этапа: - подготовительный, - основной, - заключительный. Подготовительный этап семинара включает предварительную подготовку к семинару участвующих в нем лиц - преподавателя и учащихся. Деятельность преподавателя по подготовке к семинару включает: - выбор темы семинара, - изучение литературы по теме семинара как по основному предмету, так и по специальным дисциплинам, имеющим связь с данной темой, - составление плана, - отбор литературы для обязательного прочтения всей учебной группой и для подготовки докладов и сообщений, - конструирование вопросов, заданий для учащихся, проектирование индивидуальных и обязательных для всех заданий и т.д. Система вопросов и заданий к семинару должна отвечать ряду требований: - отбор наиболее существенного, важного материала; - профессиональная направленность материала; - вариативность заданий по содержанию, способам выполнения, степени трудности. - межпредметный, комплексный характер задач и заданий. Деятельность учащихся при подготовке к семинару состоит в осмыслении вопросов, заданий, изучении литературы. Полученные задания они оформляют в виде докладов, тезисов, рецензий, рефератов, конспектов, графических работ, подборок материалов из периодики. Уточнение неясных вопросов происходит на консультации. Основной этап семинара — связан с непосредственным ходом семинара. При проведении семинара преподавателю принадлежит вступительное слово, он организует выступления, коллективное обсуждение, корректирует ответы, задает вопросы и т.д. Учащиеся выступают с докладами, содокладами, рецензируют выступления товарищей по группе, участвуют в дискуссии, оценивают ответы и участвуют в подведении итогов. На заключительном этапе семинара преподаватель подводит итоги работы, выставляет оценки, отвечает на возникшие в ходе семинара вопросы.
Лабораторно-практические занятия Лабораторно-практические занятия — одна из форм организации педагогом учебной деятельности учащихся, в которой доминирует их практическая деятельность, осуществляемая на основе специально разработанных заданий в условиях лаборатории (специально оборудованного кабинета). На этих занятиях используются различные приборы, инструменты, установки, технические средства, материалы и т.д. В процессе выполнения лабораторных работ научная информация поступает к учащимся при участии большого числа анализаторов, особенно кожно-двигательных. Наиболее характерной их чертой является организация самостоятельной работы учащихся, которая проводится под руководством преподавателя. При методически правильной организации лабораторные занятия способствуют: - развитию мышления учащихся, - интеграции мыслительной и практической деятельности будущего работника, - овладению учащимися экспериментальным методом исследования (умений наблюдать, измерять и оформлять результаты, планировать, распределять обязанности между членами группы, осуществлять взаимопомощь и взаимоконтроль). Лабораторно-практическое занятие состоит из этапов: - вводная часть (преподаватель формулирует цель занятия, дает задание, определяет вопросы, выполняет вместе с учащимися схему предстоящих действий); - самостоятельная работа (учащиеся определяют пути решения поставленных задач, намечают последовательность выполнения необходимых действий, решают поставленные задачи, составляют отчеты); - заключительная часть (преподаватель анализирует ход выполнения и результаты работы у учащихся, выявляет встречающиеся ошибки и определяет причины их возникновения). На лабораторных занятиях используются инструкционные карты, однако их применение не должно мешать проявлению самостоятельности учащихся. С этой целью рекомендуется поручать учащимся самостоятельную разработку планов проведения опытов, предлагать им отобрать необходимые приборы, определить последовательность выполнения работы и т.д. В последнее время стали проводиться интегративные лабораторно-практические занятия, в подготовке и реализации которых участвуют несколько педагогов. Работа оценивается двумя – тремя отметками. Лабораторные работы делятся на виды: - фронтальные лабораторные работы (по физике, химии), - практикумы (по физике, биологии, географии, некоторым общетехническим предметам). При фронтальных лабораторных работах все учащиеся выполняют одно и то же задание, тематика которых должна соответствовать содержанию учебного материала по теме. Практикумы и практические занятия проводятся при завершении изучения крупной темы, раздела программы, в конце полугодия или учебного года. Они имеют, как правило, повторительно-обобщающий характер, предоставляют учащимся заметно большую самостоятельность, создают больше возможностей для реализации взаимосвязи общего и профессионального образования.
Консультация. Консультация — это форма организации процесса обучения вне урока для одного или группы учащихся по выяснению непонятных или сложных вопросов, тем, разделов программы в процессе изучения учебной дисциплины. В переводе с латинского консультация означает совет, даваемый специалистом. Место консультации в учебном процессе определяется качеством усвоения учебной программы учащимися. Вместе с тем, консультация это не только средство компенсации недоработок педагога во время урока. Это составная часть процесса обучения, органически связанная с изучением нового материала, его осмыслением, закреплением и применением. Роль консультаций в учебном процессе стала увеличиваться особенно в последние годы в связи с тем, что педагоги стали шире применять нетрадиционные формы организации обучения: конференции, игры и др., а также системы форм (например: лекция — практическое занятие — семинар — зачет). Различают следующие виды консультаций: вводные или предварительные, обзорные, текущие, тематические, заключительные. Вводные или предварительные консультации — предшествуют изучению материала на уроках. Текущие консультации проводятся параллельно с изучением на уроках учебной программы с целью коррекции отдельных учебных умений учащихся, более глубокого рассмотрения наиболее важных и сложных вопросов изучаемого материала. Заключительные консультации проводятся после изучения отдельной темы или раздела программы. Консультации могут быть обзорными и тематическими. Заключительные консультации бывают обзорными, а текущие, как правило, тематическими. В профтехучилищах проводятся консультации межпредметного и межциклового характера. На таких консультациях осуществляется взаимосвязь общего и профессионального образования. Преподаватель основного предмета устанавливает связь с педагогами смежных дисциплин, определяет с ними вопросы, которые требуется обсудить. Традиционная форма проведения консультации (учащиеся задают вопросы, а преподаватель отвечает) далеко не всегда эффективна. Поэтому с целью активизации учащихся можно сделать так: предложить учащимся заранее в специальный ящик подавать вопросы и затем, выбрав наиболее интересные и трудные, готовить консультантов из числа самих учащихся. В этом случае, как показывает опыт, обеспечивается более высокая отдача от консультации.
Самостоятельная работа. Сущность самостоятельной работы учащихся заключается в организации самостоятельной познавательной деятельности. Она является одним из важных средств подготовки учащихся к активной самообразовательной работе и в этом состоит ее основная дидактическая цель. Самостоятельная работа осуществляется как в ходе урочных занятий, так и во внеурочное время. Во внеурочное время самостоятельная работа подразделяется на самоподготовку и самообразование. Самостоятельная работа активизирует учащихся как своим организационным устройством, так и содержанием заданий. Она позволяет работать в индивидуальном темпе и стиле. В учебных заведениях распространены следующие формы внеурочной самостоятельной работы: — работа с учебной и справочной литературой, — выполнение сквозных и индивидуальных заданий по циклам дисциплин; — изучение темы с малой группой учащихся, каждый из которых занимается затем с несколькими учащимися (с последующей защитой у преподавателя); — разработка учащимися методических материалов по предмету (схем, таблиц, опорных конспектов, программ для ЭВМ, задач и т.д.); — подготовка к лабораторным работам; — конкурсное выполнение разных заданий; — изучение новой техники, технологии на базовых предприятиях, в лаборат. — самостоятельное изучение дисциплин под опекой преподавателя; — выполнение специально подготовленных заданий развивающего характера (цель — более глубокое и прочное усвоение важных положений предмета). Эффективность той или иной формы организации обучения зависит от многих факторов, среди которых основными являются педагогическая, психологическая, методическая подготовленность преподавателей и учащихся к ее реализации.
Учебные экскурсии Наряду с аудиторными формами учебной работы занятия могут проводиться в форме экскурсий. Слово экскурсия латинского происхождения и в переводе на русский язык означает вылазку, посещение какого-либо места или объекта с целью его изучения.
Экскурсия — такая форма организации обучения, при которой учащиеся воспринимают и усваивают знания путем выхода к месту расположения изучаемых объектов (природы, заводов, совхозов, исторических памятников) для непосредственного ознакомления с ними. Экскурсии являются весьма эффективной формой организации учебной работы и выполняют ряд существенных дидактических функций: — с помощью экскурсий реализуется принцип наглядности обучения, ибо в процессе их учащиеся непосредственно знакомятся с изучаемыми предметами и явлениями; — экскурсии позволяют повышать научность обучения, — укреплять связь обучения с жизнью, с практикой; — экскурсии играют важную роль в профессиональной ориентации учащихся на производственную деятельность и ознакомлении их с трудом работников промышленности и сельского хозяйства. В учебных программах по каждому предмету устанавливается обязательный перечень экскурсий и их содержание. С этой точки зрения все проводимые в школе экскурсии условно расчленяются на несколько видов. Виды экскурсий К первому виду относятся производственные экскурсии. Это экскурсии учащихся по физике, химии, математике, экономической географии на промышленные предприятия (заводы и фабрики), в колхозы, совхозы, новостройки и т.д. Производственные экскурсии помогают изучению производства, основ современной индустрии и способствуют расширению политехнического кругозора и трудовому воспитанию учащихся. Вторым видом экскурсий являются естественнонаучные экскурсии. Они проводятся по ботанике, зоологии, географии, по анатомии и физиологии человека. Это экскурсии в поле, лес, на луг, к речке, озеру, в зоопарк и т.д. К третьему виду относятся историко-литературные экскурсии. Это экскурсии по литературе, истории и обществоведению в историко-литературные музеи, в исторические места, посещение художественных выставок, картинных галерей, книгохранилищ и т. д. Особую группу составляют краеведческие экскурсии с целью изучения природы и истории родного края. Каждая из названных видов экскурсий, как правило, применяется при изучении материала по одному предмету. Но нередко целесообразно проводить экскурсии одновременно по нескольким предметам. Например, можно одновременно проводить экскурсию, связанную с изучением физики, химии и математики на стеклозавод. Во время этой экскурсии физик знакомит учащихся с применением электроэнергии при производстве стекла, химик—со способами получения химических смесей и химических веществ, математик касается использования на предприятиях научных знаний по своему предмету и т. д. Такие экскурсии получили название комплексных, так как они позволяют одновременно решать вопросы обучения по нескольким учебным предметам. Однако классификация учебных экскурсий проводится также в зависимости от того, какие дидактические цели решаются в процессе их проведения. С этой точки зрения выделяются два типа экскурсий. 1. Одни из них служат средством изучения нового материала учащимися. 2. Другие используются для закрепления того материала, который предварительно изучен в классе. Дидактические основы проведения учебных экскурсий. В общем плане методика проведения экскурсий включает в себя: а) подготовку экскурсии, б) выход (выезд) учащихся к изучаемым объектами усвоение (закрепление) учебного материала по теме занятий, в) обработка материалов экскурсии и подведение ее итогов.
Факультативные занятия Факультативные занятия как форма обучения введены в конце 60-х—начале 70-х годов, когда проводилась одна из перестроек содержания школьного образования. Свое название они получили от латинского слова, что означает возможный, необязательный, предоставляемый на выбор. Следовательно, факультативные занятия проводятся на добровольных началах и по выбору самих учащихся параллельно с обязательным изучением учебных предметов. С помощью факультативных занятий решаются следующие задачи: а) удовлетворение запросов учащихся в более глубоком изучении отдельных учебных предметов, б) развитие познавательных интересов, творческих способностей и дарования учащихся. Содержание и организация факультативных занятий. Как уже отмечено, факультативные занятия проводятся параллельно с изучением обязательных учебных предметов с целью углубления и обогащения знаний учащихся и развития их творческих способностей и дарований. Это оказывает влияние на их содержание. Оно может включать в себя более глубокое изучение отдельных тем или разделов учебной программы по предмету, а также содержать новые темы и проблемы, выходящие за пределы программы. Для этого в помощь учителю составляются программы и создаются учебные пособия по факультативным предметам. Что же касается организации факультативных занятий, то они могут проводиться в форме обычных уроков, экскурсий, семинаров, дискуссий и т. д. К сожалению, в школах они нередко используются не для углубления знаний и развития способностей учащихся, а для преодоления их отставания в овладении программным материалом, что, естественно, искажает их смысл и дидактическое назначение. Формы внеклассной учебной работы Классные занятия, как уже отмечалось, обычно проводятся с постоянным составом учащихся, по заранее определенному расписанию и носят обязательный характер. Но наряду с обязательными учебными занятиями вне рамок учебного дня в школах и других учебных заведениях используются разнообразные формы учебной работы, которые носят для учащихся добровольный характер и призваны удовлетворять их разнообразные познавательные и творческие запросы. Эти формы занятий называются внеклассными, или внеурочными. Понятие внеклассные указывает на то, что для проведения этих занятий не требуется полный состав класса, что в них по собственному желанию могут участвовать учащиеся различных классов, что они проводятся вне расписания обязательных учебных занятий. В этом смысле к формам внеклассной учебной работы относятся: предметные кружки, научные общества, олимпиады, конкурсы и др.
Предметные кружки и научные общества. Если хорошо поставлена учебная работа в школе, по каждому предмету появляются учащиеся, которые стремятся к расширению и обогащению своих знаний, к техническому творчеству, к проведению опытной работы по биологии и т. д. Это обусловило необходимость организации работы предметных кружков и научных обществ школьников. Кружки создаются на добровольных началах отдельно из учащихся параллельных классов. Руководство работой кружков осуществляют учителя-предметники. Содержание кружковой работы включает в себя: более углубленное изучение отдельных вопросов учебной программы, которые вызывают интерес учащихся, ознакомление с жизнью и творческой деятельностью выдающихся ученых, писателей и других деятелей культуры, с новейшими достижениями науки и техники, подготовку вечеров, посвященных отдельным ученым, организацию технического моделирования и опытнической работы по биологии, проведение встреч с учеными и т. д. В последнее время получило распространение создание научных обществ школьников, которые объединяют и координируют работу кружков, организуют встречи с деятелями науки и техники и т. д.
Олимпиады, конкурсы, выставки ученического технического творчества. Для стимулирования учебно-познавательной деятельности учащихся и развития их творческой состязательности в изучении математики, физики, химии, языка и литературы, а также техническом моделировании в школах, районах, областях и республиках проводятся олимпиады, конкурсы и выставки. Эти формы внеклассной работы заранее планируются, выявляются лучшие школьники для участия в них, что дает большой импульс для выявления и развития более способных и одаренных учащихся по различным предметам. В то же время они позволяют судить о творческом характере работы учителей, их умении искать и развивать таланты.
Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 8459; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |