Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Технология концентрированного обучения

 

Развитие классно-урочной системы организации обучения.

Сегодня можно констатировать, что классно-урочная система оказалась наиболее устойчивой системой организации обу­чения, выдержавшей испытание временем. Однако это не означает, что у нее нет недостатков. О некоторых из них писали ученые-педа­гоги и практики (ориентация на среднего учащегося, преобладание фронтальной формы обучения и т.д.) и раньше.

Между тем, в совре­менных условиях классно-урочная система стала все явственнее об­наруживать свои принципиальные недостатки и приходить в проти­воречие с новыми условиями и задачами обучения.

Во-первых.

При такой организации обучения усвоение учебной дисциплины растягивается на длительное время. Есть факты, когда предметы, рассчитанные на 10—20 часов, изучаются в течение цело­го полугодия — уроки по ним включаются в расписание не более одного раза в неделю. Следует подчеркнуть, что в последние годы тенденция увеличения в учебном плане высших и средних учебных заведений так называемых “карликовых” курсов стала усиливаться. И связано это с введением в учебные планы все новых и новых предме­тов за счет сокращения объема часов на другие дисциплины. Подоб­ная организация обучения приводит к забыванию материала, так как противоречит психологическим закономерностям запомина­ния информации.

Немецкий психолог Г. Эббингауз установил, что воспринятый новый материал наиболее интенсивно забывается в первые часы после восприятия. Это психологическое явление имеет свою физиологическую основу.

Исследованиями И.П. Павлова и его науч­ной школы установлено, что вновь образовавшиеся нервные связи непрочны и легко тормозятся. Сильнее всего это торможение прояв­ляется сразу после образования временной связи.

Следовательно, и забывание происходит наиболее интенсивно сразу после восприятия. Поэтому, чтобы предупредить забывание материала, усвоенного на уроке, необходимо провести работу по закреплению в первые же часы после его восприятия.

Во-вторых.

При традиционной организационной структуре обуче­ния учащиеся в течение дня изучают от 5 до 8 разнородных, разноха­рактерных предметов.

Кроме того, во второй половине дня они вы­нуждены готовиться к урокам на следующий день — а это еще столько же дисциплин. Постоянный калейдоскоп предметов не позволяет учащимся ни в один из них погрузиться полностью, не дает возмож­ности остановиться на чем-то, задуматься поглубже над заинтересо­вавшим вопросом, предметом. Каждый урок — это новый этап для них, а значит, и необходимость соответствующим образом на­страиваться.

Частая смена таких этапов, их неустойчивость, невозмож­ность сосредоточиться на чем-то одном, постоянная смена кабинетов, педагогов приводит в итоге к тому, что вуз и училище вслед за школой, несколько лет подряд неустанно и насильственно, по определенному алгоритму, заложенному в расписании, рассеивают внимание уча­щихся, служит одной из главных причин их повышенной нервозно­сти, быстрой утомляемости, низкой эффективности учебного труда.

В-третьих.

Существенный недостаток сложившейся организации учебного процесса состоит в том, что она не в состоянии учитывать закономерности динамики работоспособности педагогов и учащихся в течение дня, недели — мешает многообразие одновременно изуча­емых дисциплин, стремление каждого преподавателя, независимо от места урока в расписании дня, недели, максимально активизировать учебную деятельность и т.д.

Все это ведет к обострению противоречия между обновляющимся содержанием образования и старой формой его реализации, разреше­ние которого возможно на пути перестройки организационной струк­туры учебного процесса, построения его с учетом закономерностей восприятия, переработки и усвоения информации человеком.

Задаче максимального сближения учебного процесса с естествен­ными психологическими особенностями восприятия, переработки и усвоения информации человеком отвечает концентрированное обучение

Концентрированное обучение — особая технология организации учебного процесса, при которой осуществляется концентрация энергии и рабочего времени учащихся и педагогов на более глубоком изучении предмета за счет объединения уроков в блоки, сокращения числа параллельно изучае­мых дисциплин в течение дня и недели.

Цель концентрированного обучения - заключается в повышении качества обучения и воспитания учащихся через преодоление многопредметности учебного дня, калейдоскопичности ощущений и впечатлений при формировании зна­ний и умений, раздробленности процесса познания.

Основной учебно-организационной единицей при таком обучении становится не урок, а учебный блок.

Учебный блок — это занятие, включающее, как правило, четыре урока, объединенных общей целью. Он представляет собой совокупность взаимосвязанных форм организации обучения, в которых последовательно и единовременно осуществляется сознательное усвоение учащимися учебного матери­ала, формирование в единстве знаний и умений учащихся, развитие их творческих способностей.

Структура учебного блока включает последовательность форм:

лекция --- самостоятельная работа --- практическое занятие --- зачет.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Формы организации обучения | Практическое занятие
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 396; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.