КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Цели исследования и исследовательская стратегия
Объект и предмет исследования
Уточнение, конкретизация исследовательской проблемы осуществляется посредством выделения объекта и предмета исследования. Объект исследования - это часть объективной социальной реальности, на которую непосредственно направлен процесс познания. Предмет исследования - та сторона объекта, которая рассматривается в данном исследовании. В одном и том же объекте может быть выделено множество предметов исследования, что связано с научно-познавательными и практическими целями. Например, объектом исследования являются социальные отношения в трудовом коллективе, а предметом исследования может бить «текучесть кадров», «трудовая дисциплина», «проблемы адаптации рабочих», «социально-профессиональная мобильность» и т.д. Объект исследования представляет собой определенный фрагмент социальной реальности. Выделение в нем предмета исследования связано с реальной проблемной ситуацией (наличием социального противоречия). Именно проблемная ситуация определяет предмет исследования. При проведении социологических исследований, имеющих теоретическую направленность, сначала уточняется проблемная ситуация, т.е. определяется предмет исследования, а затем очерчиваются границы объекта исследования, т.е. те конкретные социальные группы, отношения, процессы, в которых лучше всего проявляется социальное противоречие, составляющее предмет исследования. Иная ситуация складывается при проведении прикладного социологического исследования. Здесь, наоборот, реальный объект, которым следует управлять, задан целью исследования, а предмет социологического исследования подлежит применительно именно к данному конкретному объекту. Например, городская социологическая служба имеет заданный свой объект (город) и она выделяет в качестве предмета социологического исследования те или иные стороны социальной жизни города в зависимости от целей и задач социального управления городом.
Социологическое исследование может преследовать различные цели. Выделим лишь некоторые из них, которые оказывают наиболее существенное влияние на выбор исследовательской стратегии. Прикладное исследование. Его целью является решение практических социальных проблем, регулирование, прогнозирование и управление определенными социальными процессами. В данном случае социолог должен в первую очередь попытаться найти путем анализа литературных источников типовое решение для данного класса задач и применить его в конкретных условиях. Это тип исследования, который носит преимущественно социоинженерный характер, т.к. его результатом должна быть конкретная программа действий, эффективно решающая изучаемую проблему и реализуемая в конкретных условиях данной системы управления (например, предприятие, город). Теоретическое исследование. Для теоретического исследования характерна более детальная проработка и обоснование самой формулировки проблемы, построение концептуальной модели изучаемого явления, большее внимание к корректности определения всех понятий, тщательная проработка гипотез и т.д. Результатом теоретического социологического исследования является приращение социологического знания, установление новых закономерностей функционирования и развития социальных процессов, разработка специальных теорий. Однако, следует подчеркнуть, что очень сложно выделить социологическое исследование которое бы было в чистом виде прикладным или теоретическим. Одна из специфических особенностей социологии как раз и состоит в том, что в ней теснейшим образом переплетается ориентация на две цели и на теоретический анализ проблемы, и на решение прикладных задач. Таким образом, когда говорят о теоретических и прикладных исследованиях, имеется в виду, прежде всего их основная направленность, эта направленность в. конкретной ситуации обычно выражается через формулировку главных и дополнительных задач исследования. Так в теоретическом исследовании в качестве дополнительных задач могут быть сформулированы прикладные, а в прикладных - теоретические задачи. Поисковое исследование связанно с изучением явлений и процессов социальной жизни, которые относительно новы или не изучены. Таким образом, поисковое исследование направлено на решение следующих основных задач: уточнение понимания проблемы или предмета исследования, выработки гипотез для более углубленного изучения проблемы, поиск и апробация новых методов изучения проблемы. Одним из типичных поисковых исследований является опрос 40-50 респондентов с применением метода неструктурированного интервью. Задаваемые вопросы позволяют выявить множество оттенков различных ориентации, понимание темы исследования на разных уровнях включенности в проблемную ситуацию, что дает возможность уточнить гипотезы исследования, проверить восприятие вопросника, его пригодность для массового опроса Поисковые исследования обладают особой ценностью на этапе исследовательской программы и решения методических вопросов. Недостатком этого вида исследования является тот факт, что в этом случае редко удается получить удовлетворительное решение имеющейся проблемы. Поисковые исследования дают возможность лишь выработать веер вариантов для возможных направлений исследования и дают некоторые представления о методах, которые позволят изучить проблему. Описательное исследование. Часто целью социологического исследования является описание некоторых событий или ситуаций. Конечно, эта цель не может решаться без опоры на некоторые теоретические и методологические предпосылки, однако они призваны, прежде всего, лишь аккуратно и точно представить характеристики и свойства социального объекта или процесса. Переписи, осуществленные статистическими органами, представляют один из примеров такого типа исследования. Опросы общественного мнения в предвыборных кампаниях представляют собой попытку описать отношение предпочтения избирателей к тому или иному кандидату в разных социальных и социально-демографических группах населения. Объяснительное исследование имеет целью ответить, к примеру, на вопрос, почему разные слои населения изменили свое отношение к определенному кандидату, почему возникла доминирующая ориентация у школьников старших классов на поступление в гуманитарные ВУЗЫ и т.д. Объяснение явления обычно требует комплексного подхода к изучаемому явлению, учету многих факторов и причин, его детерминирующих. Сравнительные исследования. Сравнение и сопоставление социальных явлений и процессов представляет одну из важнейших целей практически любого социологического исследования. Сравнение может осуществляться самыми различными способами. Однако выделим лишь два основных. Первый из них - это сравнение во времени Легко понять, что дает для изучения социального явления эта стратегия Исследование явления через определенные интервалы времени представляется единственным надежным приемом, который позволяет раскрыть причинные детерминанты этого явления, создает предпосылки для прогнозирования тенденций его развития. Социологи выработали ряд приемов косвенного изучения изменений во времени. Примером могут служить ретроспективные вопросы в анкетах («Когда Вы окончили школу?», «Кем работали Ваши родители?»). Однако большей ценностью обладают данные, полученные непосредственно в различных временных точках. Остановимся на них несколько подробнее. Выделяют обычно три типа различных стратегий исследования социальных процессов и явлений во времени. Трендовые исследования - это те, которые изучают изменения внутри некоторой генеральной совокупности с течением времени. Примером такого исследования может служить уже упоминавшаяся нами перепись населения, которая проводится раз в 10-15 лет. Когортные исследования позволяют изучить более специфические совокупности (когорты) в течение времени. Типичной когортой является группа людей, родившихся в один и тот же год. Тогда задачей изучения может быть периодический опрос этой когорты при достижении ее членами 18, 20, 30 и т.д. лет. В таком исследовании в выборку каждый раз могут попадать различные индивиды, однако, все они принадлежат одной и той же когорте. Панельные исследования. В отличие от трендового и когортного исследований в панельном исследовании изучают одних и тех же индивидов в каждый новый период времени. Одним из примеров этого типа исследования является изучение жизненных планов молодежи и их реализации, проведенного под руководством М.Х. Титмы. В этом исследовании трижды был повторен опрос тех же школьников, которые попали в исходную выборку. Второй способ сравнительных исследований - это сопоставление одних и тех же социальных процессов и явлений, протекающих в различных странах (международные исследования) и в различных социокультурных средах (межкультурные исследования). Их организация и проведение обладают рядом специфических особенностей, рассмотрение которых не входит в задачи настоящего пособия.
Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 695; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |