КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Концептуализация проблемы
Выделение проблемы, объекта и предмета исследования, формулировка целей представляют собой первый этап процесса исследования. Инструментом, средством анализа предмета изучения является понятийный аппарат социологической науки. Процесс описания предмета исследования в понятиях и установление связей между ними называется концептуализацией проблемы. Образно говоря, это означает «погружение» предмета исследования в имеющиеся теоретические представления. Эта задача включает в себя два особенно важных момента - теоретическое уточнение понятий и эмпирическую интерпретацию понятий. Первая представляет собой анализ существенных свойств и отношений, зафиксированных в понятиях, посредством раскрытия связей исследуемых понятий с другими понятиями и с другими элементами теории. Смысл эмпирической интерпретации понятий состоит в соотнесении исходной теоретической концепции исследования с эмпирически наблюдаемыми фрагментами социальной реальности, доступными наблюдению, измерению, учету и регистрации. Что касается теоретического уточнения понятий, то можно сказать, что эта решающая процедура методологической части программы. От того, насколько обоснованно и тщательно будет проведена эта операция, зависит ход и успех исследования: отсюда вытекают главные рабочие гипотезы, методы исследования, процедура исследования, этим же определяется возможность конечных обобщений результатов исследования. В процессе уточнения и интерпретации понятий выясняется мера, точность выражения понятиями сущности социальных процессов. Дело в том, что многие понятия, отражающие те или иные стороны социальных процессов, определены в социологической теории недостаточно четко, при этом они часто отягощены смысловой нагрузкой, имеющейся в обыденном языке и в массовом сознании. Известно, что такие понятия как «социальная активность», «образ жизни», «политическая культура», «ценность», «личность» и др. допускают много различных трактовок. Поэтому в процессе теоретического анализа понятий следует как можно четче определить смысл основных понятий исследования, т.к. трудно сравнивать результаты разных исследований, если в них неоднозначно будут употребляться такие, например, понятия, как «социальная активность», «образ жизни». Изучение литературы, консультации со специалистами, анализ собственного исследовательского опыта - вот тот традиционный набор методов, который позволяет провести теоретическое уточнение понятий. Если в результате выполнения вышеперечисленных процедур не удалось обнаружить однозначности в определении того или иного понятия, следует принять одну из возможных точек зрения или обосновать собственную и это обязательно оговорить в программе исследования. Вся выше указанная работа позволяет исследователю построить теоретическую модель предмета изучения. Теоретическая модель представляет собой взаимосвязанную совокупность утверждений, которые описывают основные стороны и компоненты изучаемого явления. Теоретическая модель включает два типа утверждений. Утверждения первого типа не требуют доказательств и вытекают из соответствующих положений теории. Вторые формулируются как описательные, и объяснительные гипотезы. Эти гипотезы требуют дальнейшего эмпирического обоснования, т.е. их необходимо соотнести, в конечном счете, с реально наблюдаемыми событиями. Для того, чтобы осуществить эту процедуру, необходимо, прежде всего, нащупать точки соприкосновения понятийного аппарата исследования с реальными событиями, содержание которых отражено в понятиях, т.е. абстракциях. Поиск эмпирических значений понятий носит название эмпирической интерпретации или операционализации понятий. Эмпирическая интерпретация понятий опосредует в социологическом исследовании связь между теоретическим и эмпирическим уровнями познания, с которыми исследователь неизбежно имеет дело даже в том случае, если он планирует прикладное исследование и не претендует на свой вклад в теорию изучаемого предмета. Другая задача, решаемая с помощью операционализации понятий - соотнесение гипотетических представлений о механизмах возникновения изучаемой проблемной ситуации и путях ее решения с реальным состоянием социальной практики с целью проверки, уточнения и обогащения этих представлений. Формулируя цели и задачи исследования, определяя предмет и объект исследования, социолог работает на уровне теоретического анализа. При этом формируется система теоретических суждений, определяются ключевые, наиболее важные понятия, отражающие сущностные характеристики изучаемого предмета, устанавливается связь между ключевыми понятиями. В данном случае учитывается и описывается горизонтальная связь между понятиями на уровне теоретического анализа. Вместе с тем, эмпирическая ориентация исследования предполагает раскрытие иерархической (вертикальной) связи исходных теоретических понятий с системой понятий эмпирического уровня познания. Эти уровни познания не замкнуты, не изолированы друг от друга, они взаимосвязаны и взаимообусловлены. Сущностные характеристики изучаемых социальных явлений не доступны прямому непосредственному наблюдению, они скрыты за множеством разнообразных проявлений: фактов, событий, поступках людей, в их представлениях и т.д. Перевод исходной теоретической модели предмета исследования на уровень эмпирически наблюдаемой реальности производится путем построения иерархической цепочки понятий, отражающих последовательное движение от понятий более высокого уровня абстракции к понятиям менее высокого уровня абстракции и к понятиям конкретным, соответствующим эмпирическому уровню познания. Таким образом, процедура операционализации понятий включает два последовательных этапа. На первом этапе главным критерием является полнота описания определенного понятия, его целью является создание максимально полного описания исходного понятия совокупностью индикаторов. В данном случае решается задача обеспечения содержательной, предметной репрезентативности сформированного набора индикаторов, их содержательного соответствия исследовательской концепции. На втором этапе операционализации используется другой критерий - это доступность непосредственному наблюдению, фиксации, измерению тех фрагментов социальной реальности, которые обозначаются понятиями - индикаторами. Приведем для примера схему эмпирической интерпретации исходных теоретических понятий, осуществленную московскими социологами при исследовании образа жизни. Схема дается в виде иерархического списка понятий с обозначением уровня интерпретации, причем у каждого уровня интерпретации показана для примера операционализация одного понятия. I уровень интерпретации исходного ключевого понятия «условия жизнедеятельности людей». 1. Социально-экономические условия. 2. Общественно-политические условия. 3. Социально-культурные условия. 4. Демографические, профессиональные, социально-классовые и образовательные условия. 5. Экономические условия. 6. Социально-психологические условия.
II уровень интерпретации: на примере п.1. Социально экономические условия. 1.1. Условия труда. 1.2. Условия потребления. 1.3..............................
III уровень интерпретации: на примере, п. 1.1. Условия труда. 1.1.1. Позиция респондента в сфере труда 1.1.2. Отношение респондента к труду
IV уровень интерпретации: на примере п. 1.1.2. Отношение к труду. 1.1.2.1. Удовлетворенность отдельными элементами рабочей ситуации (самооценка). 1.1.2.2. Оценка значимости изменений в сфере труда за пять лет. 1.1.2.3 Желание сменить место работы. 1.1.2.4. Фактическое изменение места работы за пять лет.
V уровень интерпретации: на примере п. 1.1.2.4. фактическое изменение места работы за 5 лет. 1.1.2.4.1. Причина перехода в связи с мотивацией труда. Конечной ступенью этого движения является такое понятие (индикатор), которое обозначает отдельный фрагмент социальной реальности (явление, ситуация, событие, поступок) доступный непосредственному наблюдению, фиксации, измерению.
Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 3212; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |