Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Формулировка гипотез




 

Предварительный теоретический ана­лиз проблемы, ее концептуализация позволяют не только систематизировать имеющееся социологическое знание в данной области, но и прирастить его. Приращение социологического знания на уровне теоретического анализа осуществляется в форме формулировки гипотез. В исследовании формулировка гипотез - это последний этап в теоретической части программы социологического исследования.

Гипотеза - это научно обоснованное предположение, выдвигаемое для объяснения структуры социальных объектом, характера и сущности связей между изучаемыми социальными явлениями, их обуславливающими, которое нужно подтвердить или опровергнуть. Гипотезы играют очень важную роль в развитии социологического знания: их выдвижение и верификация (проверка) позволяют углублять социологическое знание, освобождать его от устаревших, ложных или необоснованных положений, а также обогащать новыми.

Как мы отмечали ранее, формулировка гипотез осуществляется на основе предварительного теоретического анализа проблемы, но не только на нем. Как отмечает Г.М. Андреева: «Помимо умения логически размышлять, процесс создания ги­потезы, очевидно, предполагает и умение догадываться, ибо скачок от известного к неизвестному совершается не без по­мощи интуиции».

При выдвижении гипотез следует учитывать, что они должны удовлетворять следующим основным требованиям.

1. Гипотезы не должны противоречить устоявшимся и подтвержденным практикой научным законам и фактам, должны соответствовать исходным принципам общесоциологической теории.

2. Гипотезы не должны содержать понятий, которые не уточнены и эмпирически не интерпретированы.

3. Они не должны допускать ценностных суждений.

4. Они не должны противоречить друг другу

5. Гипотезы не должны включать слишком много огра­ничений и допущений.

6. Гипотезы должны быть доступными проверке в процессе данного социологического исследования.

По своему содержанию гипотезы можно разделить на описательные и объяснительные.

Описательные делятся на структурные, т.е. предполо­жения о наборе элементов изучаемого социального объекта и характере связи между ними, и функциональные, т.е. предположения о специфике поведения элементов объекта и его самого, выполнении ими тех или иных функций.

Объяснительные гипотезы представляют собой предпо­ложения о причинно-следственных связях в изучаемом объек­те и его связях с внешней средой, требующих эксперимен­тальной проверки.

Относительно задач социологического исследования ги­потезы делятся на основные и неосновные.

Основные - это гипотезы, выдвигаемые по центральному вопросу исследования, относящиеся к основной его задаче.

Неосновные - это гипотезы, которые относятся к побоч­ным проблемам исследования.

По степени обоснованности и разработанности разли­чают первичные гипотезы и вторичные.

Первичные гипотезы разрабатываются на первом этапе анализа проблемы.

Вторичные гипотезы выдвигаются взамен тех, которые опровергаются эмпирическими данными. Следует отметить, что при выдвижении гипотез исследователь должен избегать ситуаций, когда в них содержатся положения давно всем из­вестные. Доказательство проверки таких гипотез ничего не да­ет социологической науке. С другой стороны, не следует вы­двигать предположения слишком общего характера, которые практически нельзя проверить. В то же время надо признать, что формулировка хорошей гипотезы - задача довольно слож­ная. Как отмечают американские социологи, если социологу за всю его жизнь удалось сформулировать хотя бы одну хоро­шую гипотезу, он должен быть доволен этим.

Формулировкой гипотез завершается методологическая часть программы. Процедурная часть программы тесно связа­на с выбором метода исследования. Выбор того или иного ме­тода сбора социологической информации в данном конкрет­ном исследовании осуществляется в зависимости от содержа­ния изучаемой проблемы, от степени разработанности ее в ли­тературе, от тех ресурсов, которыми располагают исследова­тели. К числу основных методов сбора социологической информации относятся метод опроса (анкетирование, интервью, экспертный опрос и др.) метод наблюдений, метод анализа документов, эксперимент. Подробнее данные методы будут рассмотрены в последующих главах пособия.

 

Литература.

 

1. Тощенко Ж.Т. Социология. Общий курс. – 2-е изд., доп. и перераб. – М.: Прометей; Юрайт, 2000. – 514 с.

 

2. Зыбцев В.Н. Мясников О.Г. Социология: История, теория, методы исследования: Учебное пособие. – Донецк: ООО «Лебедь», 1999. – 428 с.

 

3. Капитонов Э.А. Социология ХХ века. – Ростов-на-Дону: издательство «Феникс», 1996. – 512 с.

 

4. Мендра А. Основы социологии: Учебное пособие для вузов. – М.: Издательский дом NOTA BENE, 1998. – 344 с.

 

5. Социология. Наука об обществе. Учебное пособие. / Под общей редакцией проф. В.П. Андрущенко, проф. Н.И. Горлача. – Харьков, 1996. – 688 с.

 

6. Социология в вопросах и ответах: Учебное пособие. / Под ред. Проф. В.А. Чуланова. Серия «Учебники, учебные пособия». – Ростов-на-Дону: «Феникс», 2000. – 256 с.

 

7. Соколова Е.А. Основы социологии. Серия «Учебники и учебные пособия». – Ростов-на-Дону: «Феникс», 2000. – 192 с.

 

8. Якуба Е.А. Социология. Учебное пособие для студентов. – Харьков: Издательство «Константа», 1996. – 192 с.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 1492; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.013 сек.