Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Предварительный контроль




 

Успех изучения любой темы (раздела или курса) зависит от степени усвоения тех понятий) терминов, положений и т. д., которые изучались на предшест­вующих этапах обучения. Если информации об этом у педагога нет, то он лишен возможности проектирования и управления в учебном процессе, выбора оптимального его варианта.

Необхо­димую информацию педагог получает, применяя пропедевти­ческое диагностирование, более известное педагогам как пред­варительный контроль (учет) знаний. Последний необходим еще и для того, чтобы зафиксировать (сделать срез) исходный уровень обученности.

Сравнение исходного начального уровня обученности с конечным (достигнутым) позволяет измерять “прирост” знаний, степень сформированности умений и навы­ков, анализировать динамику и эффективность дидактического процесса, а также сделать объективные выводы о “вкладе” пе­дагога в обученность учащихся, эффективности педагогического труда, оценить мастерство (профессионализм) педагога.

Если известны входные и выходные характеристики системы, проблемы ее оптимизации считаются во многом решенными.

Собрать максимальный объем информации о входных ха­рактеристиках обученности и оценить их в количественных по­казателях удается с помощью тестирования, которое осуще­ствляется с помощью специально разработанных для этой цели заданий.

 

Текущий контроль.

 

Он необходим для диагностирования хода дидактического процесса, выявления динамики последне­го, сопоставления реально достигнутых на отдельных этапах результатов с запроектированными. Кроме собственно про­гностической функции текущий контроль и учет знаний, уме­ний стимулирует учебный труд учащихся, способствует свое­временному определению пробелов в усвоении материала, по­вышению общей продуктивности учебного труда. Обычно текущий контроль осуществляется посредством устного опроса, который все время совершенствуется: педагоги все шире практикуют такие его формы, как уплотненный, фронтальный, магнитофонный и др.

Тестовые задания для те­кущего контроля (их количество обычно не превышает 6—8) формируются так, чтобы охватить все важнейшие элементы знаний, умений, изученные учащимися на протяжении послед­них 2—3 уроков.

Длительность выполнения теста не должна превышать 10—12 мин. Некоторые педагоги предлагают прово­дить такое тестирование через каждые два урока на третий, но все определяется конкретными особенностями и потребностя­ми. После завершения работы обязательно анализируются до­пущенные обучаемыми ошибки. Для ускорения анализа ис­пользуются образцовые тесты с правильными ответами, очень важно достичь при этом осознания каждым обучаемым причи­ны возникновения ошибок. Если текущий контроль осуще­ствляется с помощью автоматизированных устройств (ЭВМ, тренажеров и т.д.), то необходимо обратить внима­ние на предотвращение возможности запоминания неправиль­ных ответов.

Тематический контроль.

Составление тематического тестово­го задания требует кропотливого и тщательного труда. Ведь речь идет не просто о проверке усвоения отдельных элементов, а о понимании системы, объединяющей эти элементы.

Значитель­ную роль при этом играют синтетические, комплексные зада­ния, объединяющие вопросы об отдельных понятиях темы, на­правленные на выявление информационных связей между ними.

Для тематического тестового контроля лучше всего ис­пользовать готовые тестовые задания, разработанные профессио­налами службы педагогического тестирования. Последняя на­чинает свое функционирование в системе Минобразования.

 

Итоговый контроль.

Осуществляется во время заключитель­ного повторения в конце каждой четверти и учебного года, а также в процессе экзаменов (зачетов). Именно на этом этапе дидактического процесса систематизируется и обобщается учеб­ный материал.

С высокой эффективностью могут быть приме­нены соответствующим образом составленные тесты обученности.

В школьной практике используются различные варианты итоговых тестов обученности. Эффективными оказались тесто­вые карточки для проведения выпускных (вступительных) экза­менов, подкрепляемые различными техническими приспособле­ниями для ускорения проверки.

Главное требование к итоговым тестовым заданиям одно — они должны соответствовать уровню национального стандарта образования. Все большее распростра­нение получают технологии итогового тестирования с примене­нием компьютеров и специализированных программ. Компью­терная программа “Ордана” для тестовой поддержки нашего курса является примером такой технологии.

Для технической поддержки тестирования используются специальные средства, которые подразделяются на две боль­шие группы.

К первой относятся устройства (приспособления) для индивидуальной проверки — перфокарточки различных видов, матрицы, учетные карточки и т. п.

Вторую группу со­ставляют средства группового контроля — автоматизированные классы (контрольно-обучаюшие комплексы), реализующие идеи программированного обучения.

Именно сочетанием эф­фективного управления познавательным процессом и система­тизированным тестированием обученности (обеспечением опе­ративной обратной связи) и достигается существенное повы­шение качества дидактического процесса. Современные быст­родействующие компьютеры позволяют реализовать совершен­ные в диагностическом отношении тесты.

Тесты обученности все больше проникают в массовую практику. Ныне кратковременный опрос всех учащихся на каждом уроке с помощью тестов используют почти все педаго­ги.

Преимущество такой проверки в том, что одновременно за­нят и продуктивно работает весь класс и за несколько минут можно получить срез обученности всех учащихся. Это вынуж­дает их готовиться к каждому уроку, работать систематически, чем и решается проблема эффективности и необходимой проч­ности знаний. При проверке определяются прежде всего про­белы в знаниях, что очень важно для продуктивного самообу­чения. Индивидуальная и дифференцированная работа с обу­чаемыми по предупреждению неуспеваемости также основыва­ется на текущем тестировании.

Естественно, не все необходимые характеристики усвоения можно получить средствами тестирования. Такие, например, показатели, как умение конкретизировать свой ответ примера­ми, знание фактов, умение связно, логически и доказательно выражать свои мысли, некоторые другие характеристики зна­ний, умений, навыков диагностировать тестированием невоз­можно. Это значит, что тестирование должно обязательно со­четаться с другими (традиционными) формами и методами проверки. Правильно действуют те педагоги, которые, исполь­зуя письменные тесты, дают возможность обучаемым устно обосновывать свои ответы.

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 761; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.